Научная статья на тему 'Формирование эстетического сознания языковой личности в школе и вузе'

Формирование эстетического сознания языковой личности в школе и вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ / AESTHETIC CONSCIOUSNESS / LINGUISTIC PERSONALITY / AESTHETIC IDEAL / INTEGRATED CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муромцева Ольга Васильевна, Туранина Неонила Альфредовна

Раскрываются теоретические и практические аспекты формирования эстетического сознания языковой личности. Рассматриваются различные методические приемы и средства формирования эстетического идеала на начальном этапе воспитания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shaping Aesthetic Consciousness of a Linguistic Personality in High School and HEI

The article is concerned with theoretical and practical aspects of shaping aesthetic consciousness of a linguistic personality. Various methodological approaches and facilities for forming the aesthetic ideal at an early stage of personality upbringing are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование эстетического сознания языковой личности в школе и вузе»

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

УДК 37.036-057.874/. 875

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

О. В. Муромцева, Н. А. Туранина

(Белгородский государственный университет)

Раскрываются теоретические и практические аспекты формирования эстетического сознания языковой личности. Рассматриваются различные методические приемы и средства формирования эстетического идеала на начальном этапе воспитания личности.

Ключевыге слова: эстетическое сознание; языковая личность; эстетический идеал; интегрированные занятия.

Эстетическое сознание отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу прекрасного. Звенья структуры эстетического сознания — это созерцание, восприятие, переживание, чувства, вкусы и идеалы. Их можно назвать эстетическим предсознанием, они существуют как проявления личностного, духовного отношения человека к миру, составляют совокупность непроизвольных актов сознания, которые информируют человека о мире лишь на чувственном уровне и руководят на этом уровне его поступками, формируют его отношение к миру.

Одним из основных компонентов эстетического сознания является эстетическое восприятие. Наряду с эстетическими эмоциями оно представляет собой мотив, который побуждает человека к совершению действий, удовлетворяющих его эстетические или другие потребности.

Мир эстетической, эмоциональной жизни человека может быть неисчерпаемым, но для того чтобы эстетическое восприятие и эмоции из мотива превратились в стимул действия, им необходимо разрешиться в особом, эстетическом, переживании. Эстетические переживания — категория, обобщенно выражающая такие конкретные формы эстетического отношения человека к действительности, как эстетические эмоции, вкусы, идеалы и побуждения к активной творческой деятельности по «законам

красоты». Эстетическое переживание актуализируется в форме творческих побуждений, или побуждений к творческой созидательной деятельности. Первая, наиболее элементарная, форма эстетического переживания — эстетическая эмоция. Одни авторы трактуют эмоцию как переживание человеком своего отношения к действительности, людям, к самому себе; другие рассматривают ее как особую форму отражения действительности. Высшим проявлением эстетического сознания человека считаются те поступки, действия и качества личности, которые можно обозначить категорией «прекрасное».

Эстетическое отношение к действительности как социально-психологическое явление представляет собой одно из оценочных отношений человека к тем или иным реалиям мира. Очевидно, что проблема эстетического отношения должна рассматриваться в непосредственной связи с человеком, а формирование эстетического отношения к действительности, искусству составляет неотъемлемую часть языковой личности, так как язык и сознание взаимосвязаны.

На наш взгляд, только решение проблемы формирования языковой личности может определить роль эстетического отношения в повседневной жизни людей, его место в развитии и совершенствовании человека. Эстетическое отношение формируется в тесной связи с эстетическим вкусом человека. Вопрос об эстетическом вкусе неотрывен от проблем

© Муромцева О. В., Туранина Н. А., 2012

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

художественного творчества, мастерства, эстетической теории и практики. Эстетический вкус обусловлен не только качествами воспринимаемых объектов, но и своеобразием человека, воспринимающего, оценивающего и познающего язык и мир. В сложной иерархии человеческих способностей он занимает особую, ключевую, позицию. Никакая деятельность не может успешно осуществляться без наличия в комплексе психических свойств и качеств человека, составляющих способности к ней, эстетического вкуса. Эстетический вкус — это не только тип оценки, но и тип отношения человека к объективной действительности, преобразуемой практикой. В этом смысле в эстетическом аспекте не просто оцениваются качества объективных явлений, а выражается мера познания этих качеств, практически освоенных человеком и отраженных в языке.

Эстетический вкус у ребенка развивается начиная с первых опытов обучения и познания окружающего. Наиболее интенсивный период его формирования — годы обучения в школе, когда ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства, активно развивать художественнотворческие и языковые способности. По сравнению с другими показателями эс-

тетического развития школьника эстетический вкус считается наиболее определенным и педагогически управляемым. Опираясь на художественные, эстетические представления младшего школьника в настоящее время, учитель может показать ученику перспективу совершенствования его вкуса. Одно из проявлений эстетического вкуса составляет художественный вкус. В нем отражаются индивидуальная оценка, ценностные ориентации школьника в искусстве и литературе.

Средством формирования эстетического сознания в начальной и средней школе могут быть интегрированные уроки по таким предметам, как изобразительное искусство и русский язык, изобразительное искусство и музыка, музыка и русский язык, история и музыка. Например, в начальной школе можно провести урок-импровизацию на тему «Сказочная гжельская птица», предполагающий выполнение декоративной композиции с включением образа гжельской птицы. Компоненты такого урока представлены ниже в виде таблицы, где показано, какими методическими приемами они реализуются, какие виды деятельности детей соответствуют каждому компоненту и какой изобразительный ряд при этом используется.

Урок-импровизация на тему «Сказочная гжельская птица»

Компоненты Методические приемы Работа учащихся Изобразительный

урока и задания ряд

1 2 3 4

Установка Домашнее задание: Участвуют в беседе Выставка репродуций с

на эмоционально- найти репродукции с изобра- изображением гжель-

эстетическое жением гжельской керамики, ской посуды, изделий на-

восприятие декорированной элементами родных мастеров с изоб-

гжельских орнамента и изображением ражением птицы

изделий птицы.

Рассказ учителя об устойчи-

вости в русском народном

искусстве образа птицы, о

символическом значении это-

го архетипа. Вопросы, на-

правленные на определение

разновидностей птиц, харак-

терных для гжельской посуды

№ 2, 2012

Окончание таблицы

Чистописание

Установка на импровизацию

Работа по развитию речи «объединяем и сравниваем»

Художественнотворческая деятельность. Выполнение изображения «Птица в цветах» Творческие задания по русскому языку

Обсуждение детских творческих работ Итог урока

Домашнее

задание

Вопросы, связанные с написанием элементов букв, их соединениями с другими буквами.

Характеристика звуков, обозначаемых этими буквами, нахождение соседей буквы по алфавиту. Повторение написания словарного слова «петух». Составление и запись предложений со словом «петух», определение членов предложения, падежа всех существительных

Вопросы, направленные на выявление элементов гжельской росписи из цельного образа птицы. Мотивировка конечного результата труда; птица, приносящая в дом счастье, благополучие. Обращение внимания детей на композиционное решение изображения птицы, на ее окружение (изображение трав, цветов) Вопросы, направленные на выявление причины изображения петуха, райской птицы на гжельской посуде. Объединение птиц по дидактическим таблицам по признаку «дикие — домашние». Сравнение их по этим признакам. Объединение диких птиц по признаку «перелетные». Называние и характеристика перелетных птиц. Работа над деформированным текстом на тему «Перелетные птицы» Индивидуальная работа с детьми

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания

Выяснение отличительных особенностей в содержании и построении текста рассказа и текста сказки. Вопросы, направленные на повторение композиционных особенностей сказки. Распознавание жанра произведения, выявление совокупности его признаков. Написание текста сказки о гжельской птице

Просмотр лучших изделий. Зачитывание и обсуждение сочинений о гжельском промысле Подведение итогов. Общая оценка работы на уроке

Выполнение к тексту своей сказки иллюстрации в манере гжельской росписи

Дидактические таблицы

Называют элементы росписи, встречающиеся в изображении гжельской птицы

Дидактические таблицы поэтапного выполнения элементов гжельской росписи

Отвечают на вопросы

Изделия гжельских мастеров. Дидактические таблицы

Самостоятельная работа по выполнению задания

Участвуют в беседе. Выполняют творческое задание

Учебно-дидактические таблицы

Участвуют в обсуждении работ. Зачитывают свои сказки

Записывают домашнее задание

Выставка детских рисунков

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Подобные уроки помогают школьникам формировать эстетический идеал, т. е. представление о совершенстве явлений окружающей действительности. Будучи основой творчества в любой области деятельности, эстетический идеал служит критерием оценки прекрасного и в жизни, и в искусстве.

Характер эстетического сознания обусловливает эстетическая потребность личности. В ней неразрывно слиты отношения человека к внешней среде и более или менее адекватное отражение этих отношений. Эстетическая потребность человека запечатлеть самого себя во внешнем мире, ставшем объектом его эстетического освоения, пронизывает все сферы человеческой деятельности, но наиболее полно она реализуется в искусстве, в котором можно обнаружить потребность человека в самопознании, самовыражении, самореализации. В формировании эстетических потребностей школьника многое зависит от учителя. Такой работой можно заниматься, например, на уроках русского языка и музыки. При изучении темы «Ударные и безударные гласные» целесообразно использовать связи с музыкальной темой «Сильные и слабые доли в такте». Можно проводить и внеклассные мероприятия: «Осенний бал», «Карнавал цветов», «Зимние (осенние, весенние, летние) забавы» и т. п., где более подробно, в занимательной форме раскрыть приметы любого из времен года: показать, как эта тема прозвучала в стихах, музыке, как отражена в произведениях живописи и литературы.

Приведем примерный сценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов на тему «Портрет», где сочетаются языковые задания, элементы литературоведения, музыки и изобразительного искусства.

К занятию необходимо подобрать различные виды портретов: художественные портреты писателей и известных людей России, музыкальные портреты, литературные портреты из произведений, предусмотренных программой классного и внеклассного чтения.

Слово учителя:

— Ребята! Сегодня мы познакомимся с одним из жанров изобразительного искусства, который называется «портрет». Кто из вас видел портрет?

— Портреты бывают разные: парадный портрет, бытовой, групповой и автопортрет. Парадный портрет — это портрет человека в нарядной одежде, изображенного стоящим или сидящим. Бытовой портрет отличается тем, что человек изображен в обычной, домашней обстановке. Групповой портрет — это портрет, на котором изображены, например, только родственники, только класс, только друзья и т. д. (Рассказывая о портретах, учитель демонстрирует репродукции или портреты в оригинале.)

— А что такое автопортрет? (Дети рассказывают об автопортрете.)

— Чтобы портрет был более выразительным и как можно больше рассказывал о человеке, художник использует выразительные и изобразительные приемы, определенное сочетание красок, выписывает наиболее характерные предметы, окружающий интерьер. Глядя на портрет, зритель может сказать, кто этот человек, чем занимается и какой у него характер.

В художественной литературе тоже есть портреты, но они нарисованы словами, которые подробно рассказывают о человеке, его характере, поведении. Писатель использует другие выразительные средства: слова, междометия, сравнения, эпитеты, метафоры. Я сейчас прочитаю литературный портрет из известного вам произведения, а вы попробуете догадаться, о ком идет речь.

«Вдруг из самой серединки вынырнула девчоночка махонькая. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже голубой. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у нее легко да ловко выходит, что и сказать нельзя...» (П. Бажов, «Огневушка-поскакушка»).

— Узнали, кто это? Давайте попробуем разобраться, какие средства использует писатель при описании Огневушки? (вынырнула, махонькая, вроде кукленки, веселые глазки).

— Предлагаю вам потренироваться в составлении портрета. Для этого один из вас

№ 2, 2012

выйдет к доске и попытается как можно точнее описать кого-то из присутствующих. А мы постараемся догадаться, чей это портрет. (Игра.)

— В музыке тоже есть портреты, когда композитор с помощью музыки рисует образ человека. Давайте попробуем определить, кого изобразил композитор в своем произведении. (Слушают на выбор: «Баба-Яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского; фрагмент из симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и Волк»; «Кикимора» А. К. Лядова; «Резвушка», «Злюка», «Плакса» из фонохрестоматии по программе Д. Б. Кабалевского.)

— Как вы думаете, кого изобразил композитор?

— Это обыкновенный человек или сказочный герой?

— Расскажите об этом образе, что вам рассказала о нем музыка? (Дети описывают музыкальный образ.)

— Подведем итог нашего занятия и ответим на следующие вопросы:

— Какие бывают портреты?

— Кто может писать портреты?

— Как пишет портрет художник?

— Как создает портрет композитор?

— Как создает портрет писатель?

Такие уроки и внеклассные мероприятия стимулируют активную творческую деятельность языковой личности во всех сферах жизни, способствуют формированию у школьников эстетической воспитанности, которая базируется на развитом эстетическом восприятии, тонкой эмоциональной реакции на эстетические явления.

Подлинное эстетическое развитие личности — это результат длительной и глубокой творческой работы по освоению школьниками, а затем и студентами пре-

красного в искусстве и окружающей действительности. Эстетическое воспитание личности не заканчивается формированием эстетического чувства и вкуса. Дело не только в умении понимать эстетическое явление и способности испытывать эстетическое наслаждение. Главное — воспитать и развить такие качества, такие способности личности, которые превращают ее в активного созидателя прекрасного, позволяют не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по «законам красоты», т. е. быть творцом эстетических ценностей.

Начатая в школе учебно-воспитательная работа может быть продолжена и в вузе на занятиях по русскому языку и изобразительному искусству (живопись, рисунок). Так, в процессе подготовки специалистов — учителей изобразительного искусства при изучении раздела курса «Русский язык и культура речи» могут проводиться интегрированные занятия на тему «Портрет», «Пейзаж», где используются материалы соответствующих дисциплин. Материалы курсов «Русский язык и культура речи», «Живопись», «Рисунок», «Музыка» могут использоваться при проведении внеаудиторной работы, например, на тему «Говорящая выставка портретов писателей», «Музыкальный портрет», «Рассказы о художниках и композиторах» и др.

Таким образом, для формирования эстетического сознания языковой личности необходимы различные формы урочной и внеурочной деятельности в школе, аудиторных и внеаудиторных занятий в вузе, что будет способствовать гармоничному развитию личности в целом.

Поступила 12.10.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.