Научная статья на тему 'ЯЗЫКОВОЙ ЭФФЕКТ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ'

ЯЗЫКОВОЙ ЭФФЕКТ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковой эффект / принятие решений / когнитивные искажения / толерантность к неопределенности / эффект фрейминга / избегание риска / моральные дилеммы / активные методы обучения / language effect / decision-making / cognitive distortions / tolerance to uncertainty / framing effect / risk avoidance / moral dilemmas / active learning methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Н. Нечина

Статья рассматривает понятие «языкового эффекта», его влияние на принятие решений и предлагает методы обучения, которые помогут научить студентов пользоваться данным эффектом в своей профессиональной деятельности, делая тот или иной выбор. «Языковой эффект» был обнаружен недавно и находится на стадии изучения специалистами из таких областей, как поведенческая экономика, политология, управление, психология. Анализ источников, посвященных экспериментам и разработкам по данной теме, позволил автору статьи описать основные преимущества языкового эффекта и объяснить, как он может помочь принимать более прагматичные, утилитарные и логически обоснованные, лишенные предвзятости и неокрашенные эмоционально решения. Эта статья может быть полезна преподавателям иностранного языка в вузе, а также менеджерам, финансистам, экономистам, управленцам, государственным служащим и другим специалистам, чья деятельность связана с принятием решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.Н. Нечина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LANGUAGE EFFECT AND ITS USE IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY AS A MEANS OF IMPROVING STUDENTS’ PROFESSIONAL SKILLS

The article examines the concept of “language effect”, its influence on decision-making process and suggests various teaching methods that will help teach students to benefit this effect in their professional activities when making a choice. The notion of language effect has only been discovered recently and is being now studied by specialists from such fields as behavioral economics, political science, management, and psychology. An analysis of different sources devoted to experiments and developments on this topic allow the author outlining and describing the main advantages the language effect might have and explain how it can enable people to make decisions that are more pragmatic, utilitarian, and logically sound, devoid of bias and prejudice and not emotionally colored. This article may be particularly useful for teachers of a foreign language at a university, as well as for managers of different levels, financiers, economists, managers, civil servants, and other specialists whose activities and responsibilities involve decision-making on a regular basis.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫКОВОЙ ЭФФЕКТ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ»

УДК 378

Nechina E.N., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: ennechina@fa.ru

THE LANGUAGE EFFECT AND ITS USE IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY AS A MEANS OF IMPROVING STUDENTS' PROFESSIONAL SKILLS. The article examines the concept of "language effect", its influence on decision-making process and suggests various teaching methods that will help teach students to benefit this effect in their professional activities when making a choice. The notion of language effect has only been discovered recently and is being now studied by specialists from such fields as behavioral economics, political science, management, and psychology. An analysis of different sources devoted to experiments and developments on this topic allow the author outlining and describing the main advantages the language effect might have and explain how it can enable people to make decisions that are more pragmatic, utilitarian, and logically sound, devoid of bias and prejudice and not emotionally colored. This article may be particularly useful for teachers of a foreign language at a university, as well as for managers of different levels, financiers, economists, managers, civil servants, and other specialists whose activities and responsibilities involve decision-making on a regular basis.

Key words: language effect, decision-making, cognitive distortions, tolerance to uncertainty, framing effect, risk avoidance, moral dilemmas, active learning methods

Е.Н. Нечина, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Москва, Е-mail: ennechina@fa.ru

ЯЗЫКОВОЙ ЭФФЕКТ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ

Статья рассматривает понятие «языкового эффекта», его влияние на принятие решений и предлагает методы обучения, которые помогут научить студентов пользоваться данным эффектом в своей профессиональной деятельности, делая тот или иной выбор. «Языковой эффект» был обнаружен недавно и находится на стадии изучения специалистами из таких областей, как поведенческая экономика, политология, управление, психология. Анализ источников, посвященных экспериментам и разработкам по данной теме, позволил автору статьи описать основные преимущества языкового эффекта и объяснить, как он может помочь принимать более прагматичные, утилитарные и логически обоснованные, лишенные предвзятости и неокрашенные эмоционально решения. Эта статья может быть полезна преподавателям иностранного языка в вузе, а также менеджерам, финансистам, экономистам, управленцам, государственным служащим и другим специалистам, чья деятельность связана с принятием решений.

Ключевые слова: языковой эффект, принятие решений, когнитивные искажения, толерантность к неопределенности, эффект фрейминга, избегание риска, моральные дилеммы, активные методы обучения

Цель данного исследования состоит в описании понятия «языковой эффект» и анализе его воздействия на человека, принимающего решения на иностранном языке. Автор предлагает использовать преимущества, которые дает осознание данного эффекта, на занятиях иностранным языком, что позволит не только совершенствовать языковые компетенции студентов, но и подготовит их к профессиональной деятельности, снабдив надежным инструментом для принятия последовательных и эффективных решений. Кроме того, автор предлагает методы, которые помогут научиться использовать языковой эффект для достижения поставленных целей.

Для достижения обозначенной цели автор предполагает решить следующие задачи:

- рассмотреть основные виды воздействий, которые оказывает языковой эффект на принятие решений,

- предложить активные методы обучения, чтобы научить студентов думать на иностранном языке для достижения максимального языкового эффекта на процесс принятий решений.

Научная новизна данной статьи заключается в том, что автор предлагает использовать языковой эффект в преподавании иностранных языков, сочетая, таким образом, изучение языка с освоением практических профессиональных навыков принятия решений.

Теоретическая значимость данной статьи состоит в обобщении и уточнении как эффект иностранного языка может быть использован преподавателями неязыковых вузов и анализе тех методов обучения, которые могут быть использованы для применения данного эффекта.

Практическая значимость состоит в том, что результаты данного исследования могут помочь преподавателям иностранного языка сделать занятия более актуальными и профессионально ориентированными, что может повысить мотивацию студентов.

Владение иностранным языком в современном мире является базовым навыком. Умение общаться на двух и более языках даёт человеку больше возможностей, преимуществ, открывает многие двери и делает его более конкурентоспособным. Кроме неоспоримых карьерных перспектив, знание иностранного языка повышает самооценку и придает уверенности в себе. Кроме того, изучение иностранных языков улучшает память, концентрацию внимания и развивает интеллект, приобщая человека к другим культурам, их искусству, литературе, музыке, традициям. Умение общаться на иностранном языке делает путешествия более комфортными и интересными, наполненными новым опытом. Более того, изучение языков откладывает возникновение таких психологических проблем, как раннее старение мозга, деменция и болезнь Альцгеймера.

Однако на этом преимущества изучения иностранного языка не заканчиваются. Исследования, проводимые в данной области, доказывают, что исполь-

зование иностранного языка оказывает положительный эффект на процесс приятие решений, в том числе финансовых, делая человека более рациональным. Изучением данного эффекта, который получил название «языковой эффект», занимаются такие ученые, как Дэвид Робсон, Бояз Кейсар, Сильвия Пурпури, Саури Харакава и другие. Данный эффект был открыт сравнительно недавно и довольно случайно на занятиях с билингвами. Значение этого эффекта и его положительное влияние на процесс принятия решения, а также механизм влияния еще малоизучены. Однако проведенные исследования дают возможность утверждать, что языковой эффект можно применять при обучении менеджеров, предпринимателей и управленцев тому, как сделать процесс принятия решений более эффективным.

Навык принятия решения необходим не только менеджерам, но и любым специалистам, работающим в творческой, научной и технической областях. Способность принимать решения связана с умением выбрать тот вариант действий из потенциально возможных, который приведет к наилучшим результатам, более высокой прибыли, меньшим потерям или лучшим образом повлияет на развитие ситуации в целом. Существуют различные подходы и алгоритмы, помогающие принимать эффективные решения, которым обучают управленцев, предпринимателей и других специалистов. При этом считается, что больше всего вредят процессу поиска решений эмоции, которые связаны с боязнью взять на себя ответственность за неправильно выбранный вариант решения, риски, связанные с последствиями принятия того или иного решения, неопределенность, в которой приходится принимать решения, и другие составляющие этого процесса. Однако в ряде экспериментов было доказано, что, принимая решения на иностранном языке, особенно если человек, делающий выбор, не владеет этим языком в совершенстве, люди совершают более обдуманный и прагматичный выбор. Это связано с тем, что, думая на иностранном языке мы, во-первых, тратим больше времени на осмысление ситуации, а значит, обращаем больше внимания на детали и различные нюансы, которые могут ускользать от внимания, когда ситуация описана на родном языке. Во-вторых, в процесс принятия решения вовлечены две системы. Одна полагается на умственные ресурсы и является более аналитической и систематической, тогда как вторая более интуитивна [1]. Кроме того, сложнее всего на неродном языке выражать эмоции, но, обдумывая проблему на иностранном языке и делая выбор, люди абстрагируются от эмоций, что помогает оставаться объективными, рациональными и мыслить более логически. Это явление получило название «языковой эффект». Поэтому изучение иностранного языка необходимо в неязыковом вузе, особенно на тех факультетах, где обучают будущих управленцев, менеджеров, предпринимателей и государственных служащих, то есть на тех специальностях, которые связаны с каждодневным принятием решений. Для того чтобы привить навык использования иностранного языка в ситуациях выбора, преподаватели могут использовать такие методы, как

мозговой штурм, case study, деловая игра, ролевые игры, групповые дискуссии, дебаты, круглые столы, проектный метод. Все эти методы позволяют студентам совместно проанализировать ситуацию на иностранном языке, обсудить и оценить все предложенные варианты решения проблемы и выбрать наиболее подходящий. Используя подобные методы, преподаватель обращает больше внимания на fluency (беглость речи) и соответствие языка поставленной задаче, а потом уже на грамматическую правильность речи. Данные методы работы на иностранном языке учат студентов выражать мысли кратко, четко, слушать своих коллег Более того, они являются более student-centered и позволяют сократить TTT (Teacher Talking Time), что увеличивает концентрацию внимания студентов, их заинтересованность и время говорения.

Еще одним проявлением языкового эффекта является формирование толерантности к неопределенности [2]. Это происходит за счет того, что изучение иностранного языка делает людей более открытыми, готовыми переживать новый опыт. В свою очередь, невозможность описать и выразить всю полноту негативных эмоций, которые могут быть вызваны погружением в новую ситуацию, позволяет дистанцироваться от этих эмоций и действовать рационально. Это выражается в понимании неопределенности и готовности действовать в незнакомых ситуациях. Люди, демонстрирующие толерантность к неопределенности, более адаптивные и гибкие, что помогает им творчески подходить к решению проблем. Данное качество сложно переоценить в современном быстроменяющемся мире, где умение приспосабливаться к новым условиям и правилам игры не только дает конкурентное преимущество, но и просто позволяет выжить компаниям и организациям. Чтобы сформировать данное качество у студентов, преподаватели иностранного языка в неязыковых вузах могут использовать аутентичные материалы, статьи, фильмы, подкасты, интервью, позволяющие познакомить студентов как с культурными особенностями страны изучаемого языка, так и особенностями ведения бизнеса, организации социальной сферы, здравоохранения, образования и других сфер жизни. Проектная деятельность, направленная на сравнение различных аспектов жизни в разных странах, поможет студентам научиться понимать мир во всем его многообразии. Это позволит им расширить свои горизонты и научит их мыслить нестандартно. Таким образом, столкнувшись с ситуацией неопределенности, им будет легче принять ее и действовать в новых условиях. Кроме того, применяя вышеупомянутые методы case-study, деловой игры и проектов, преподаватель может менять количество вводных данных на иностранном языке, что поможет студентам научиться принимать решения в ситуации неопределенности. Что касается самого языка, подобные задания могут быть особенно полезны при отработке таких грамматических конструкций, как Conditional Sentences, которые всегда вызывают сложности у русскоязычных студентов, а также Time Clauses, Relative Clauses, Participle Clauses.

Языковой эффект проявляется и в снижении влияния различных когнитивных искажений, таких как избегание риска (myopic risk aversion). Когнитивные искажения - это ошибки мышления, которые приводят к неправильным решениям и результатам. Например, боясь неопределенности, люди стремятся избегать риски. Это делает их более осторожными, что само по себе неплохо, но зачастую приводит к ограничению возможностей роста и обучения. Менеджеры, нежелающие брать на себя риски, могут привести к снижению прибыли и эффективности работы компании, не воспользоваться возможностью получить более высокую отдачу от инвестиций. Кейсар доказал, что использование иностранного языка при принятии решений снижает неприятие риска, предвзятость и стереотипность мышления. В своем эксперименте он обнаружил, что неприятие риска у инвесторов снижается, если ставки представлены на иностранном языке [3]. Использовать данное проявление языкового эффекта на занятиях иностранного языка помогут деловые игры. Деловая игра является активным методом обучения, которые предполагает активное вовлечение и участие в процессе обсуждения проблемы всех студентов, повышая их мотивацию, творческий потенциал и активизируя мышление. Деловая игра позволяет имитировать ситуацию из реальной жизни компаний, формируя профессиональные знания и умения у студентов. Деловые игры дают студентам возможность получить опыт решения проблем реальных компаний, который им пока недоступен, так как игра отражает содержание профессиональной деятельности студентов. Во время игры студенты также имеют возможность употреблять профессиональную лексику, которая необходима для решения поставленной коммуникативной задачи. Используя слова и речевые обороты многократно, студенты непроизвольно запоминают их без особых усилий. Таким образом, преимущества использования деловых игр на занятиях иностранным языком, кроме достижения очевидной задачи, связанной с усвоением языкового материала, имеет практическую ценность, заключающуюся в научении студентов мыслить на иностранном языке. Это сделает их более предприимчивыми и смелыми в принятии решений в реальной профессиональной жизни, когда необходимо принимать финансовые и управленческие решения.

Следующее когнитивное искажение, которое можно минимизировать, думая и принимая решения на иностранном языке, - это «эффект фрейминга». Он заключается в следующем: то, как информация представлена и оформлена, влияет на наш выбор. «Эффект фрейминга» может привести к финансовым и управленческим ошибкам, нерациональному поведению, импульсивным поступкам,

однобокому и неполному восприятию информации. Этот эффект часто используется для манипуляции общественным мнением и в целях оказания влияния на поведение людей. Рекламодатели, маркетологи, политики, социальные сети, различные общественные организации прибегают к эффекту фрейминга, чтобы изменить точку зрения, вызвать нужный эмоциональный отклик, заставить людей воспринимать и интерпретировать новости и события определенным образом, выгодным этим группам. Например, освещая такие трагические события, как пожары, природные катаклизмы и аварии, можно акцентировать внимание на том, сколько людей погибло или на том, скольким удалось выжить. Эмоциональный отклик на информацию, поданную этими двумя способами, будет разный. В первом случае люди будут подавлены и расстроены, во втором будут испытывать облегчение от количества выживших. То же самое относится к области финансов и управления. В момент принятия решения инвестировать или нет в развитие компании, выбор может зависеть от того, как представить информацию о возможном эффекте вложений. Если сосредоточить внимание на потенциальной выгоде, решение инвестировать будет более вероятным. Если описать возможные потери, вероятность положительного решения снижается. Использование иностранного языка в подобных случаях уменьшает эффект фрейминга, снижая когнитивную нагрузку, так как слова loss и gain не вызывают у русскоговорящих людей эмоциональный отклик и воспринимаются нейтрально [4]. Соответственно, думая на втором языке, менеджеры, инвесторы и управленцы могут рассчитывать на более прагматичный подход к вопросам инвестирования, и принятия решений в целом, избавившись от эмоциональной нагрузки слов родного языка. Научиться мыслить на иностранном языке, можно используя все те же активные методы обучения.

Эффект иностранного языка проявляется и при решении моральных дилемм. Он заключается в том, что если сформулировать вопрос на иностранном языке, то ответ будет отличным от решения, принимаемого (или не принимаемого) на родном языке. Интерес вызывает тот факт, что ответ будет более прагматичным и непредвзятым. В известной дилемме с вагонеткой, где испытуемым предложен выбор столкнуть на пути человека перед надвигающимся поездом и тем самым спасти идущих по нему пятерых людей, принимая решение на неродном (испанском) языке, участники давали более утилитарный ответ, тогда как выбор на родном языке представлялся им настолько сложным, что многие предпочитали воздержаться от принятия решения, хотя это приводило к потере большего числа жизней, или просили изменить условия задачи [5]. Эффект иностранного языка заключается в том, что, читая условия задачи и думая на неродном языке, пытаясь сделать выбор, люди отключают эмоции, потому что чувствовать на втором языке они не могут. Снижение эмоциональности приводит к установлению психологической дистанции между человеком, принимающим решение, и проблемой. Таким образом, человек начинает мыслить абстрактно и сосредотачивается на целях, а не средствах. Это позволяет принимать взвешенные решения, что особенно актуально в ситуациях, когда отсутствует идеальное решение и любой выбор связан с потерями. Результаты данного эксперимента имеют огромное значение для преподавания иностранного языка. Преподавателям второго языка необходимо включать такие формы обучения, как проекты, дискуссии, ролевые игры, чтобы научить студентов принимать решения на иностранном языке. Задания и ситуации, используемые в подобных проектах и кейсах, могут составлять сами студенты, исходя из информации о деятельности реальных компаний и проблем, с которыми они сталкиваются. Этот навык принесет им неоценимую пользу в профессиональной деятельности, когда необходимо будет делать выбор из нескольких одинаково непривлекательных решений. Более того, иностранные языки используются на международных форумах, конференциях, ярмарках, где обсуждаются глобальные экономические, социальные и политические события, кризисы и катастрофы. Знание о том, что использование иностранного языка может повлиять на принимаемые решения, поможет сделать выбор в соответствии с ценностями, которые действительно имеют значение. Использование проблемных ситуаций, деловых игр, case study, мозгового штурма, имитационных упражнений, МАСТАК-технологии будет способствовать развитию умения думать и принимать решения на неродном языке, беря во внимание все преимущества, которые дает языковой эффект.

В заключение этой статьи автор хотел бы подчеркнуть, что знание и понимание языкового эффекта дает дополнительные возможности как студентам, так и преподавателям иностранного языка. Использование данного эффекта позволяет не только совершенствовать умения и знания иностранного языка, но и является новым инструментов для развития профессиональных компетенций студентов, связанных с принятием решений. Позволяя избежать таких когнитивных искажений, как эффект фрейминга, и потерь, повышая терпимость к неопределенности, помогая принимать более взвешенные и обдуманные решения, не руководствуясь эмоциями, что особенно важно при решении моральных дилемм, языковой эффект имеет огромный потенциал для обучения будущих менеджеров. Исходя из этого, мы предполагаем, что задача преподавателя иностранного языка состоит в том, чтобы научить студентов пользоваться всеми преимуществами, которые дает данный эффект, используя активные методы обучения в вузе.

Библиографический список

1. Канеман Д. Взгляд на суждение и выбор: отображение ограниченной рациональности. Американский психолог. 2003; № 58.

2. Пурпуреа С., Васта Н., Филиппи Р, Вэй Л., Мулатти С. Влияние иностранного языка на толерантность к двусмысленности. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2023.

3. Кейсар Б., Хаякава С.Л., Ан С.Г Эффект иностранного языка: мышление на иностранном языке уменьшает предвзятость при принятии решений. Психологическая наука. 2012; № 23 (6): 661-668.

4. Хаякава С., Лау В., Хольцман С., Коста А., Кейсар Б. О достоверности влияния иностранного языка на принятие риска. Журнал экспериментальной психологии: Обучение, память и познание. 2016; № 42 (1): 140-148.

5. Коста А., Фукар А., Арнон И., Апаричи М., Апестегия Дж. "Пьенса" дважды: о влиянии иностранного языка на принятие решений. Познание. 2014; Т. 130, Выпуск 2: 236-254.

References

1. Kaneman D. Vzglyad na suzhdenie i vybor: otobrazhenie ogranichennoj racional'nosti. Amerikanskijpsiholog. 2003; № 58.

2. Purpurea S., Vasta N., Filippi R., V'ej L., Mulatti S. Vliyanie inostrannogo yazyka na tolerantnost' k dvusmyslennosti. Kembridzh: Izdatel'stvo Kembridzhskogo universiteta, 2023.

3. Kejsar В., Hayakava S.L., An S.G. 'Effekt inostrannogo yazyka: myshlenie na inostrannom yazyke umen'shaet predvzyatost' pri prinyatii reshenij. Psihologicheskaya nauka. 2012; № 23 (6): 661-668.

4. Hayakava S., Lau В., Hol'cman S., Kosta A., Kejsar B. O dostovernosti vliyaniya inostrannogo yazyka na prinyatie riska. Zhurnal 'eksperimental'nojpsihologii: Obuchenie, pamyat' ipoznanie. 2016; № 42 (1): 140-148.

5. Kosta A., Fukar A., Arnon I., Aparichi M., Apestegiya Dzh. "P'ensa" dvazhdy: o vliyanii inostrannogo yazyka na prinyatie reshenij. Poznanie. 2014; T. 130, Vypusk 2: 236-254.

Статья поступила в редакцию 16.01.24

УДК 378

Panasenko Yu.A, Doctor of Sciences (Philosophy), Senior Lecturer, Professor, Department of Military-Political Work in the Troops (Forces), Chelyabinsk Branch of Military Educational and Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy" (Chelyabinsk, Russia), E-mail: panasenko-ep@mail.ru Trubnikova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor of AVN, Department of General Technical Disciplines, Chelyabinsk Branch of Military Educational and Scientific Center of the Air Force"Air Force Academy" (Chelyabinsk, Russia), E-mail: eugen291@yandex.ru

Zaporoshchenko E.V., Cand. of Sciences (Engineering), Senior Lecturer, Department of General Technical Disciplines, Chelyabinsk Branch of Military Educational and Scientific Center of the Air Force"Air Force Academy" (Chelyabinsk, Russia), E-mail: pelvi@rambler. ru

Kotlovanova T.V., teacher, Department of General Technical Disciplines, Chelyabinsk Branch of Military Educational and Scientific Center of the Air Force"Air Force Academy" (Chelyabinsk, Russia), E-mail: tany1309k@gmail.com

ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY IN THE STUDY OF GENERAL TECHNICAL DISCIPLINES IN A MILITARY UNIVERSITY. The article is devoted to an important topic on ways to form active mental activity in the process of cognition among cadets of a military university. Activity is defined as readiness for conscious fulfillment of tasks proposed by the teacher. The activity indicators are highlighted, and with them the ways of developing cognitive interest. Examples of the development of interest are: a sample of the completed task "Intersection of two planes", as well as an example of solving the task "Determining the distance from a point to a plane". The emphasis is placed on the fact that concentration of attention is an important condition for the development of cognitive activity. The methods of developing concentration of attention have been identified through surveys, namely: the formation of interest in the presented educational material, the competent formulation of questions of educational material, the visualization of educational material using diagrams, posters, etc. After conducting a survey of cadets, the results are summarized, the most effective methods that form concentration of attention and the development of cognitive activity are revealed. In conclusion, the article reveals features of the most commonly used methods of developing research activities in universities (including the military ones): writing an abstract and performing rationalization work. At the same time, the main points of the development of independent thinking of cadets are highlighted: research skills, interest in learning and, as a result, the development of cognitive activity.

Key words: cognitive activity, cadet, training, interest, attention, abstract, innovation proposal

Ю.А. Панасенко, д-р филос. наук, доц., проф., филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: panasenko-ep@mail.ru

Л.И. Трубникова, канд. пед. наук, доц., проф. АВН, филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: eugen291@yandex.ru

Е.В. Запорощенко, канд. техн. наук, доц., филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: pelvi@rambler.ru

Т.В. Котлованом, преп., филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: pelvi@rambler.ru

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА

Данная статья посвящена важной теме - способам формирования у курсантов военного вуза активной мыслительной деятельности в процессе познания. Дано определение активности как готовности к сознательному выполнению заданий, предложенных преподавателем. Выделены показатели активности, а вместе с ними и способы развития познавательного интереса. В качестве примеров развития интереса приведены образец выполненного задания «Пересечение двух плоскостей», а также пример решения задания «Определение расстояния от точки до плоскости». Сделан акцент на том, что важным условием развития познавательной деятельности и активности является концентрация внимания. Выявлены с помощью опросов способы развития концентрации внимания, а именно: формирование заинтересованности в излагаемом учебном материале, грамотное формулирование вопросов учебного материала, визуализация учебного материала с помощью схем, плакатов и т. д. После проведения опроса курсантов подведены итоги, раскрыты наиболее эффективные методы, формирующие концентрацию внимания, и, как следствие, - развитие познавательной активности. В заключение в статье раскрыты особенности наиболее часто применяемых в вузах (в том числе и в военных) способов развития исследовательской деятельности - написание реферата и выполнение рационализаторской работы. При этом выделены главные моменты развития самостоятельного мышления курсантов: навыки исследования, проявление интереса к учебе и как результат - развитие познавательной деятельности.

Ключевые слова: познавательная активность, курсант, обучение, интерес, внимание, реферат, рационализаторское предложение

Целью исследования является определение способов формирования активной мыслительной деятельности в процессе познания.

Научная новизна заключается в выявлении способов формирования активной познавательной деятельности курсантов в условиях военного вуза. Для осуществления достижения цели нами были поставлены задачи:

- выявить способы формирования познавательной активности;

- выделить показатели активности в условиях военного вуза;

- определить способы развития концентрации внимания.

Настоящее время характеризуется интенсивным ростом различных потоков информации. Научные данные очень быстро обновляются, при этом не избегая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.