Научная статья на тему 'Применение игровых технологий при организации учебного процесса обучения РКИ'

Применение игровых технологий при организации учебного процесса обучения РКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
841
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игра / игровые технологии / креативные формы обучения / компетенции / русский язык как иностранный / game / gaming technologies / creative forms of education / competencies / Russian as a foreign language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестакова Екатерина Владимировна, Исаева Лилия Расиховна, Ульянова Евгения Павловна

Статья посвящена способам организации учебного процесса обучения русскому языку как иностранному на основе креативного подхода, а именно игровым технологиям. В статье подчеркивается роль дидактической игры в процессе формирования языковой, речевой и коммуникативной компетенции, обосновывается актуальность игровой деятельности в целях поддержания познавательной активности обучающихся и повышения эффективности учебного процесса. В работе представлено несколько классификаций обучающих игр, особо отмечены сюжетные игры-путешествия как наиболее результативные с точки зрения активизации всех видов речевой деятельности и формирования вышеуказанных компетенций. Подчёркивается, что применение игр данного типа способствует мотивации студентов к получению знаний в непринужденной форме, а также успешному освоению и закреплению основного лексического и грамматического материала по русскому языку и развитию навыков общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестакова Екатерина Владимировна, Исаева Лилия Расиховна, Ульянова Евгения Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF GAMING TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to the methods of organizing the educational process of teaching Russian as a foreign language on the basis of a creative approach, namely, game technologies. The article emphasizes the role of didactic play in the formation of language, speech and communicative competence, substantiates the relevance of play activity in order to maintain the cognitive activity of students and increase the effectiveness of the educational process. The work presents several classifications of educational games, the plot games-travels are especially noted as the most effective in terms of enhancing all types of speech activity and the formation of the above competencies. It is emphasized that the use of games of this type contributes to motivating students to acquire knowledge in an easy way, as well as to successfully master and consolidate the basic lexical and grammatical material in the Russian language and the development of communication skills.

Текст научной работы на тему «Применение игровых технологий при организации учебного процесса обучения РКИ»

Применение игровых технологий при организации учебного процесса обучения РКИ

Шестакова Екатерина Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент 5 кафедры иностранных языков филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации в г. Челябинске E-mail: katja81-07@mail.ru

Исаева Лилия Расиховна,

кандидат филологических наук, доцент 5 кафедры иностранных языков филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации в г. Челябинске E-mail: fatt86@rambler.ru

Ульянова Евгения Павловна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры РКИ Института лингвистики и международных коммуникаций Южно-Уральского государственного университета (Национально-исследовательский университет) E-mail: marzhenya@yandex.ru

Статья посвящена способам организации учебного процесса обучения русскому языку как иностранному на основе креативного подхода, а именно игровым технологиям. В статье подчеркивается роль дидактической игры в процессе формирования языковой, речевой и коммуникативной компетенции, обосновывается актуальность игровой деятельности в целях поддержания познавательной активности обучающихся и повышения эффективности учебного процесса. В работе представлено несколько классификаций обучающих игр, особо отмечены сюжетные игры-путешествия как наиболее результативные с точки зрения активизации всех видов речевой деятельности и формирования вышеуказанных компетенций. Подчёркивается, что применение игр данного типа способствует мотивации студентов к получению знаний в непринужденной форме, а также успешному освоению и закреплению основного лексического и грамматического материала по русскому языку и развитию навыков общения.

Ключевые слова: игра, игровые технологии, креативные формы обучения, компетенции, русский язык как иностранный.

В целях реализации национального проекта «Образование», в основе которого значится достижение конкурентоспособности российского образования, предусмотрен целый комплекс мер, направленных на увеличение количества иностранных слушателей в российских вузах и научных организациях.

Комплексный подход к выполнению этой задачи включает в себя модернизацию образовательного процесса, в том числе внедрение инновационных образовательных технологий, повышающих эффективность обучения, мотивацию к освоению программ слушателями и вовлеченность в их в процесс. В сфере обучения русскому языку как иностранному данный подход нашел отражение в использовании креативных форм, позволяющих не только обеспечить формирование языковой компетенции, но и создать на занятии психологически комфортную обстановку, необходимую для прочного усвоения языкового материала.

Системный подход к формированию навыков коммуникативного взаимодействия предполагает использование различных способов организации учебного процесса. На уроках обучения русскому языку как иностранному, где особое место занимает благоприятная атмосфера урока, способствующая раскрытию потенциала обучающихся, использование игровых приемов наиболее значимо и, как следствие, актуально.

В разное время игра привлекала внимание ученых-исследователей. Так, игру как психологический и социальный феномен осветили в своих трудах зарубежные (Э. Берн, З. Фрейд, Г.-Х. Га-дамер и др.) и отечественные (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и т.д.) авторы. Обучающий потенциал игры привлек внимание исследователей Н.Н. Богомоловой, С.А. Смирновой, С.А. Шмакова.

Игровые технологии в обучении, в целом, и в обучении русскому языку как иностранному, в частности, - явление неновое. Психологические аспекты игры и влияние игровых технологий на процесс усвоения материала и активизацию познавательных процессов в своих работах описывал Л.С. Выготский [1]. Ученый отмечал огромный потенциал игры в процессе овладения новыми знаниями и их применения на практике. В свою очередь, другой известный психолог Д.Б. Эльконин указывает на социологическую функцию игры, поскольку в процессе игры формируются навыки межличностного взаимодействия [5]. Роль этих аспектов игры в обучении РКИ трудно переоценить. Г.А. Китайгородская отмечала, что учебно-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ролевая игра позволяет воспитывать личность в коллективе и посредством коллектива, она является ведущей формой учебно-педагогического процесса. «Профессионально-ориентированная учебно-ролевая игра - это развернутая форма осмысленной коллективной профессионально-направленной игровой познавательной деятельности (под руководством преподавателя в соответствии с требованиями дидактических принципов), направленной на овладение умениями иноязычного общения на основе специально смоделированных предметных (игровых) действий в процессе выполнения проблемных задач и принятия решений в условиях игрового поля» [3,132].

Важный вклад в изучение потенциала игровых технологий в области обучения иностранным языкам внесли работы Е.И. Пассова, П.И. Пидкаси-стого, Е.В. Вайшноре, Л.С. Крючковой, Л.Н. Федотовой и других ученых.

Как уже было отмечено, применение в образовательном процессе нетрадиционных (игровых) форм обучения играет немаловажную роль, поскольку способствует более прочному усвоению полученных знаний, помогает поддерживать моти-вационную составляющую обучающихся, влияет на развитие не только лингвистических, но и коммуникативных навыков, облегчает процесс запоминания какой-либо языковой модели, способствует развитию различных видов речевой деятельности обучающихся.

Выбор той или иной дидактической игры в процессе обучения русскому языку как иностранному зависит от множества факторов. В первую очередь, целевой направленности игры, уровня владения обучающимися русским языком как иностранным, изучаемой темы (лексической и/или грамматической), планируемого места использования игры в рамках занятия, психологической готовности обучающихся к данному типу заданий, формы игры, требуемого времени, количества участников, материально-технической составляющей учебного процесса.

В зависимости названных критериев выделяется несколько классификаций дидактических игр.

Классификация по форме:

1. Игра-упражнение

Игра-упражнение является одной из форм закрепления пройденного материла. Такая игра способствует активизации мышления, укрепляет познавательный интерес обучающихся. Как правило, занимает 10-15 минут от урока. К играм-упражнениям относятся различного рода викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

2. Игра-соревнование

Игра-соревнование может включать в себя

игру-упражнение в качестве одного из элемен-5 тов. Данная форма направлена на поддержа-§ ние мотивации к обучению благодаря соревно-^ вательному компоненту. Кроме того, дидактиче-° ские игры данной группы способствуют развитию ав коммуникативных навыков, поскольку основаны

не только на противостоянии нескольких команд, но и на элементе сотрудничества внутри одной команды.

В зависимости от целей и содержания игра-соревнование позволяет использовать материал различной степени сложности. 3. Игра-путешествие

Преимущество игр-путешествий заключается в том, что они позволяют решить комплекс задач: использовать максимально разнообразный дидактический материал, направленный на формирование и развитие всех видов речевой деятельности, ввести новый языковой материал, представить обучающимся фактологическую информацию об изучаемом языке, традициях и культуре страны изучаемого языка, активизировать познавательную активность, углубить и упрочить полученные знания.

Классификация по количеству участников:

1. Парные;

2. Гоупповые;

3. Коллективные.

Классификация по наличию сюжета:

1. Сюжетные ролевые игры;

2. Неролевые.

Проведение сюжетной ролевой игры требует предварительной подготовки, которая состоит из выбора сценария игры, распределения ролей, доведения до сведения участников игры четких правил (предигровая фаза); далее - непосредственное проигрывание ситуаций, обусловленных сюжетом (игровая фаза) и анализ результатов игры, обсуждеение (постигровая). В сюжетных ролевых играх могут принимать участие как малые группы до 4 человек, так и группы большей численности.

Игры данного типа способствуют развитию творческого мышления, коммуникативных, языковых и речевых навыков.

Классификация с точки зрения уровней языка:

1)фонетические;

2) лексические;

3) грамматические;

Коммуникативные игры представляют собой задания, направленные на развитие коммуникативной и речевой компетенции. Сюда относятся дебаты, дискуссии, мозговой штурм.

Классификация на основе привлекаемого дидактического материла:

1) игры с использованием предметов;

2) игры с использованием лингвокультурологи-ческого материала;

3) игры с привлечением аудио- и видеоматериалов.

4) настольные игры.

Подробнее остановимся на настольных играх с привлечением планов и карт. Данный тип игр по другой классификации относим к играм-путешествиям, или, как часто их называют, бро-дилкам с развитой сюжетной основой.

Дидактические игры-бродилки могут иметь сложную структуру, способствующую развитию

всех видов речевой деятельности, формированию сформировать комплекса компетенций: языковой, речевой, лингвокультурологической, коммуникативной.

Приведем варианты реализации игр-бродилок на занятии по русскому языку. Главная задача этой игры - дойти до финиша первым, но вместе

с ней решается и ряд дополнительных, не менее важных задач: учащиеся узнают новую страноведческую информацию, закрепляют полученные знания и отрабатывают изученный грамматический материал. Скорость прохождения пути зависит не только от количества выпавших точек на кубиках, но и общей подготовки учащегося (см. рис. 1).

Рис. 1

Игровое поле содержит клетки, ведущие от старта к финишу, каждой клетке соответствует определенное задание, кроме того здесь встречаются ловушки (игрок, давший неправильный ответ перемещается на несколько клеток назад и выполняет штрафное задание, а игрок, давший правильный ответ, перемещается на несколько клеток вперед) и порталы (информационные поля, содержащие короткие интересные факты).

Отметим, что задания для удобства записаны на специальных карточках, которые легко дополнять и менять. Варианты заданий выбираются на усмотрение преподавателя в соответствии с уровнем группы и изучаемой темой. Нами были апробированы разные типы заданий, перечислим наиболее компактные и динамичные: назовите лишний предмет (рисунок), слово, вставьте пропущенное слово, поставьте слово в правильную форму, найдите ошибку (рисунок или фраза), ответьте на вопрос, выполните команду, начните коммуникативную ситуацию, прочитайте/послушайте текст и ответьте на вопрос. Данные типы заданий быстро выполняются игроками и не увеличивают продолжительность общего хода игры.

Универсальность и наличие вариантов заданий делают данный вид игры - игры-бродилки, максимально интересным для учащихся, поскольку не повторяются и не дают возможности заскучать. Разные типы заданий напрямую связаны со всеми видами речевой деятельности - чтением, письмом, аудированием, говорением. Такое креативное оформление традиционных для занятий РКИ заданий не только мотивирует студентов к изуче-

нию русского языка, но и позволяет им в комфортной атмосфере продемонстрировать свои умения.

Литература

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. - № 6 - С. 56-67.

2. Колесова Д.В., Харитонов, Х.А. Игра слов: во что и как играть на уроке русского языка. -СПб.: Из-во «Златоуст», 2011. 152 с.

3. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. - М.: Высш.шк., 2009. 277 с.

4. Крючкова, Л.С., Мощинская, Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие для начинающего преподавателя, для студентов-филологов и лингвистов, специализирующихся по РКИ. -М., 2009. 480 с.

5. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999. 360 с.

6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. 560 с.

THE USE OF GAMING TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Shestakhova E.V., Isaeva L.R.asikhovna, Ulyanova E.P.

Air Force Academy named after professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin (Voronezh) of the Ministry of Defence of the Russian Federation (branch, Chelyabinsk); South Ural State University

The article is devoted to the methods of organizing the educational process of teaching Russian as a foreign language on the ba-

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

sis of a creative approach, namely, game technologies. The article emphasizes the role of didactic play in the formation of language, speech and communicative competence, substantiates the relevance of play activity in order to maintain the cognitive activity of students and increase the effectiveness of the educational process. The work presents several classifications of educational games, the plot games-travels are especially noted as the most effective in terms of enhancing all types of speech activity and the formation of the above competencies. It is emphasized that the use of games of this type contributes to motivating students to acquire knowledge in an easy way, as well as to successfully master and consolidate the basic lexical and grammatical material in the Russian language and the development of communication skills.

Keywords: game, gaming technologies, creative forms of education, competencies, Russian as a foreign language.

References

1. Vygotskij L.S. The role of a game in the mental development of a child // Questions of psychology. 1966. - № 6 - P. 56-57.

2. Kolesova D.V., Haritonov A.A. Game of words: What game and how to play at the Russian language lesson. - Saint Petersburg: Zlatoust Publ., 2011. 152 p.

3. Kitajgorodskaja G.A. Intensive teaching of foreign languages: theory and practice, 2009. 280 p.

4. Kruchkova L.S., Moschinskaya N.V. Practical Methods of Teaching of Russian as a Foreign Language. Instruction Manual for Beginning Teachers, for Philology Students of Russian as a Foreign Language. - M., 2009. 480 p.

5. El'konin D.B. Psychology of a game. - M., Vlados, 1999. 360 p.

6. El'konin D.B. Selected psychological works. - M., Pedagogy, 1989. 560 p.

o d

u

CM

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.