Dmitrieva Darya Dmitrievna USE OF DIDACTIC GAMES .
pedagogical sciences
УДК 372.881.161.1 +378
DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0026
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
© 2020
SPIN-код: 6851-5206
AuthorID: 777383
Дмитриева Дарья Дмитриевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Русский язык и культура речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3а, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения эффективности и качества обучения иностранных студентов русскому языку. Решение данной проблемы требует применения соответствующих методов, средств и форм учебно-воспитательной работы. По мнению автора, достаточно эффективными методами обучения иностранным языкам, в том числе РКИ являются игровые методы. Цель исследования заключается в раскрытии теоретических основы и практических аспектов их использования в процессе преподавания русского языка иностранным студентам. В статье представлены сущность и основные виды дидактических игр. В ходе исследования применялись такие методы, как анализ научных трудов по теме, обработка и обобщение собственного опыта работы по преподаванию РКИ, систематизация изученного материала. Автор считает, что основная цель применения дидактических игр в процессе обучения иностранных студентов русскому языку заключается в формировании у них навыков во всех видах речевой деятельности для подготовки к иноязычной межкультурной коммуникации. В статье представлены некоторые игры, направленные на формирование иноязычных речевых навыков, а также обучение аспектам русского языка как иностранного. Материал исследования может быть использован в практике преподавания иностранных языков, в том числе РКИ.
Ключевые слова: дидактические игры, русский язык как иностранный, виды речевой деятельности, игровые методы обучения, функции игры, дидактические задачи, внутренняя мотивация, индивидуализация, речевые и языковые игры.
USE OF DIDACTIC GAMES IN RUSSIAN AS FOREIGN LANGUAGE CLASSES
© 2020
Dmitrieva Darya Dmitrievna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department «Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3a, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the problem of increasing the efficiency and quality of teaching Russian to foreign students. The solution of this problem requires the use of appropriate methods, means and forms of educational work. According to the author, quite effective methods of teaching foreign languages, including Russian as foreign are game methods. The aim of the research is to reveal the theoretical basis and practical aspects of their use in the process of teaching Russian to foreign students. The article presents the essence and main types of didactic games. In the course of the study, methods were used such as analysis of scientific works on the topic, processing and generalization of their own experience in teaching Russian as foreign, systematization of the studied material. The author believes that the main purpose of didactic games in the process of teaching foreign students the Russian language is to form their skills in all types of speech activity in order to prepare for foreign language intercultural communication. The article presents some games aimed at the formation of foreign language speech skills, as well as teaching aspects of Russian as foreign language. The research material can be used in the practice of teaching foreign languages, including Russian as foreign.
Keywords: didactic games, Russian as foreign language, types of speech activity, game teaching methods, game functions, didactic tasks, internal motivation, individualization, speech and language games.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач современной методики преподавания иностранных языков, в том числе РКИ, является повышение эффективности и качества обучения. Для её решения необходимо умело использовать соответствующие формы, методы и средства аудиторной и внеаудиторной работы с учащимися. Кроме того, по мнению психологов, основными факторами эффективности как учебного, так и воспитательного процесса являются личности обучаемого и обучающего. Исходные знания, навыки, умения, творческие данные студента, а также уровень его мотивации к изучению иностранного языка оказывают большое влияние на качество обучения. Немаловажную роль здесь играет личность, знания и мастерство педагога.
По нашему мнению наиболее эффективными методами обучения иностранным языкам являются игровые, предполагающие участие учащихся в разнообразных играх с целью овладения всеми видами речевой деятельности как средствами иноязычного общения. Отметим, что существует большое количество научных исследований, посвящённых изучению игровой деятельности дошкольников и школьников в процессе учебной или воспитательной работы. При этом роль игры в обучении русскому языку как иностранному в высших учебных
заведениях недостаточно изучена. Данные обстоятельства обусловливают актуальность темы исследования.
Теоретическую основу данной работы составляют научные труды по теории и методике обучения иностранным языкам (Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, Е.М.) [1-3]; исследования по методике преподавания русского языка как иностранного (Верещагин, В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова, А.Н. Щукин) [4-7]; научные работы, посвящённые проблеме применения игр в воспитательном процессе и в преподавании иностранных языков (Эльконин Д.Б., Скаткин М.Н., Петричук И.И., Гаврилова О.В., Колесникова И.Е., Комарова Ю.А., Шарафутдинова Т.М., Будакова О. В.) [8-15].
МЕТОДОЛОГИЯ
Основная цель нашего исследования состоит в раскрытии теоретических основ и практических аспектов применения игровых методов в процессе обучения иностранных студентов русскому языку. Для достижения данной цели необходимо изучить сущность и основные виды дидактических игр, а также рассмотреть разнообразные формы их применения на занятиях по РКИ с целью повышения эффективности учебного процесса.
Методы и источники исследования включают: анализ научных трудов по теме исследования, обработку и обобщение собственного опыта работы по преподава-
педагогические науки
Дмитриева Дарья Дмитриевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ...
нию РКИ, систематизацию изученного материала.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Прежде всего, отметим, что следует различать обычные и дидактические игры. Специфическим признаком последних является их преднамеренность и направленность на достижение учебной цели и предполагаемого результата. Таким образом, дидактические игры можно определить как игры, специально создаваемые или приспособленные для решения учебных задач.
Перед применением какой-либо игры в учебной или воспитательной работе с учащимися необходимо определить основные дидактические задачи, решению которых она будет способствовать [8]. Это обусловливает необходимость выявления основных функций игровой деятельности в образовательном процессе. По мнению Д.Б. Эльконина, игра может выполнять следующие наиболее важные для человека функции:
- развитие мотивационно-потребностной сферы;
- развитие умственных действий;
-развитие произвольного поведения;
- развитие познавательной активности и деятельности [9].
В свою очередь Е.И. Пассов выделяет основные цели применения игр на занятиях по иностранному языку. Обратимся к их рассмотрению. Во-первых, игры могут быть использованы для формирования и развития определённых навыков и речевых умений с целью обучения иноязычному общению. Во-вторых, они способствуют развитию необходимых способностей и психических функций. В-третьих, применение игровых методов обучения позволяет учащимся запоминать речевой материал и познавать становление собственно языка [2].
Основываясь на изученном теоретическом материале и собственном опыте преподавания РКИ, определим основную цель применения учебных игр в процессе обучения иностранных учащихся русскому языку и соответствующие ей задачи. По нашему мнению, она заключается в формировании у студентов-иностранцев навыков во всех видах речевой деятельности для подготовки к иноязычной межкультурной коммуникации.
Использование игры в учебно-воспитательной работе с иностранными учащимися позволяет решить следующие задачи:
-создание внутренней мотивации к изучению РКИ;
- учёт личностных свойств иностранных студентов, их способностей, умений осуществлять речевую и учебную деятельность, а также национальных особенностей, то есть применение принципа индивидуализации обучения;
- развитие определённых психических функций и способностей;
- активизация иноязычной речевой деятельности, основанная на воспроизведении разнообразных ситуаций, существующих в реальной жизни;
- создание благоприятного микроклимата в учебной группе.
Существуют разнообразные формы учебных игр. В зависимости от целей и задач их применения на занятиях по РКИ разделяют языковые и речевые игры. Языковые игры направлены на изучение всех аспектов русского языка как иностранного, то есть формирование у студентов фонетических, лексических и грамматических навыков речи. При этом речевые игры нацелены на формирование навыков во всех видах речевой деятельности. Таким образом, каждому из них соответствует определённый вид учебной игры, направленной на обучение аудированию, чтению, говорению и письму.
Применение дидактических игр в учебном процессе требует тщательной подготовки и организации. Прежде всего, необходимо поставить перед иностранными учащимися цель игры и объяснить её условия. В некоторых случаях следует предоставить студентам определённую программу их действий, дать образец. Очень важна увлечённость иностранных учащихся игрой. Необходимым
условием эффективного использования дидактических игр в учебном процессе является подведение итогов, определение победителей и объяснение основных ошибок, допущенных участниками. В соответствии с вышеизложенным материалом нами была разработана система игр по теме «Дом и квартира. Студенческое общежитие медицинского университета. Аренда жилья» для иностранных студентов первого года обучения. Приведём примеры некоторых игр, направленных на формирование иноязычных речевых навыков, а также обучение аспектам русского языка как иностранного [15-29].
Лексическая игра.
Найдите слово, не подходящее по значению к остальным. Объясните свой выбор.
1. Диван, кровать, электричество, кресло, стол, стул.
2. Ванная, столовая, кухня, гостиная, шкаф, спальня.
3. Газ, электричество, этаж, вода, отопление, свет.
4. Вахтёр, врач, охранник, комендант.
5. Район, лестница, площадь, улица, проспект.
Аудитивные игры.
1) Прослушайте мини-тексты с описанием комнат. Угадайте, о какой комнате идёт речь.
1. В этой комнате стоит шкаф, стол, холодильник, плита. В ней едят.
2. В этой комнате есть диван и две кровати. В ней спят.
3. Эта комната небольшая. В этой комнате умываются, чистят зубы, принимают душ.
4. Эта комната самая большая. В ней есть диван, кресла, телевизор. В этой комнате можно смотреть телевизор, слушать музыку и отдыхать.
5. В этой комнате вся семья часто обедает и ужинает. Здесь стоит большой стол.
Прослушайте тексты ещё раз и запишите названия комнат в том порядке, в котором они упоминались.
Столовая; гостиная, кухня, ванная, спальня.
2) Прослушайте фразы. Хлопните в ладоши, когда услышите те, которые соответствуют рисунку.
В центре комнаты стоит журнальный стол.
В углу комнаты возле окна стоит холодильник.
На потолке висит красивая люстра.
На полу стоит телевизор.
На окне висят шторы.
Игра, направленная на формирование навыков письма.
На карточках зашифрованы слова по теме «Дом и квартира. Студенческое общежитие медицинского университета. Аренда жилья». Угадайте их и запишите, расставляя буквы в правильном порядке.
АНВИД, ЛОРЕСК, ЛИТАП, НИКХДИОЛЛЬО, РАТЬОВК, СОЛТ, ЖЫННКИЙ КАФШ, АСТРЮЛ
(диван, кресло, плита, холодильник, кровать, стол, книжный шкаф, люстра).
Игра, направленная на формирование грамматических навыков:
Посмотрите на рисунок 1 и ответьте на вопросы, используя соответствующие предлоги и употребляя слова в нужном падеже.
Рисунок 1. 1. Где яблоко? (в тумбочке);
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30)
105
Dmitrieva Darya Dmitrievna USE OF DIDACTIC GAMES .
pedagogical sciences
2. Где носок? (на тумбочке);
3. Где книга? (за тумбочкой);
4. Где стол? (между стулом и тумбочкой);
5. Где ботинок? (под столом);
6. Где шарф? (на стуле);
7. Где игрушка? (под стулом).
Игры, направленные на формирование навыков говорения.
1) Пригласите друга в гости и объясните ему, где вы живёте, используя предложенную схему проезда. Составьте и разыграйте диалоги.
2) Один из студентов загадывает определённую комнату или предмет в ней. Угадайте, какую комнату он загадал (какой предмет), задавая ему вопросы.
Например: Эта комната большая?
В этой комнате есть стол?
Что ты обычно делаешь в этой комнате?
ВЫВОДЫ
В результате данного исследования можно сделать вывод, что дидактическая игра представляет собой достаточно эффективное средство активизации иноязычной речевой деятельности иностранных студентов, а также развития их познавательного интереса к русскому языку. Результативное применение игровых методов обучения на занятиях по РКИ требует корректной организации дидактических игр с учётом специфики изучаемого материала, уровня знаний иностранных учащихся и их личностных особенностей. Материал исследования может быть использован в практике преподавания иностранных языков, в том числе РКИ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение, 1991. — 223с.
2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. — М.: АСТ: Астрель, 2009 —238с.
4. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методика преподавания русского языка как иностранного. — М.: Русский язык, 1990. — 268 с.
5. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. — М.: Русский язык, 1984. — 159 с.
6. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. — М.: Русский язык, 1990. — 246 с.
7. Щукин А.Н. Методика краткосрочного обучения русскому языку как иностранному. — М.: Русский язык, 1984. — 126с.
8. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. — М., 1980. — С.96-97.
9. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.:Педагогика, 1978. — С. 271-288.
10. Петричук И.И. Ещё раз об игре// Иностр. языки в школе. — 2008. — № 2.
11. Гаврилова О.В. Ролевая игра в обучении иностранному языку. Англ. язык. 1 сентября. — 2008. — №1.
12. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка. — Минск: Народная Асвета, 1990.
13. Комарова Ю.А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. — СПб.: Каро, 2001.
14. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка//Иностр. языки в школе. — 2005. —№8.
15. Будакова О. В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка [Текст] //Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154.
— URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/ (дата обращения: 27.10.2019).
16. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. — М., 1982. — С.39-41.
17. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. — Волгоград: Учитель, 2007.
18. Итинсон К.С., Чиркова В.М. К вопросу об эффективности использования электронных ресурсов в процессе обучения иностранных студентов в медицинском вузе //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 233-236.
19. Дмитриева Д.Д. Виды упражнений для обучения устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному (на начальном этапе обучения)//Карельский научный журнал. — 2018. — Т.7. — №1 (22).
— С. 29-33.
20. Дмитриева Д.Д. Особенности организации работы с новым лексическим материалом при обучении аудированию на занятиях по русскому языку как иностранному (предтекстовый этап) // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 213-215.
21. Дмитриева Д.Д. Виды упражнений для обучения иностранных студентов аудированию русской речи (на начальном этапе обучения) //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 56-58.
22. Дмитриева Д.Д. К вопросу о развитии памяти в процессе обучения русскому языку как иностранному//Региональный вестник. -2019. -№13 (28). - С. 26-27.
23. Дмитриева Д.Д. Моделирование процесса организации проектной деятельности иностранных студентов при обучении русскому языку // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 43-45.
24. Самчик Н.Н. Особенности обучения иностранных студентов аудированию русской речи на начальном этапе//Региональный вестник. - 2019. - №15 (30). - С. 22-24.
25. РубцоваЕ.В., Девдариани Н.В. Коммуникативный аспект в методике преподавания русского языка как иностранного //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 87-91.
26. Рубцова Е.В., Девдариани Н.В. Диалог как продуктивная форма изучения русского языка как иностранного // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 126-128.
27. Козловцева Н.А. Особенности и перспективы создания онлайн курса по русскому языку как иностранному в неязыковом вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 72-75.
28. Рубцова Е.В. Формирование коммуникационной и социокультурной компетенций с помощью мультимедийных пособий при обучении русскому языку как иностранному //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 288-292.
29. Дмитриева Д.Д. Основные особенности применения учебного аудиотекста на занятиях по русскому языку как иностранному// Региональный вестник. - 2019. - №22 (37). - С. 27-28.
Статья поступила в редакцию 04.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020