Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА'

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательная активность / курсант / обучение / интерес / внимание / реферат / рационализаторское предложение / cognitive activity / cadet / training / interest / attention / abstract / innovation proposal

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.А. Панасенко, Л.И. Трубникова, Е.В. Запорощенко, Т.В. Котлованова

Данная статья посвящена важной теме – способам формирования у курсантов военного вуза активной мыслительной деятельности в процессе познания. Дано определение активности как готовности к сознательному выполнению заданий, предложенных преподавателем. Выделены показатели активности, а вместе с ними и способы развития познавательного интереса. В качестве примеров развития интереса приведены образец выполненного задания «Пересечение двух плоскостей», а также пример решения задания «Определение расстояния от точки до плоскости». Сделан акцент на том, что важным условием развития познавательной деятельности и активности является концентрация внимания. Выявлены с помощью опросов способы развития концентрации внимания, а именно: формирование заинтересованности в излагаемом учебном материале, грамотное формулирование вопросов учебного материала, визуализация учебного материала с помощью схем, плакатов и т. д. После проведения опроса курсантов подведены итоги, раскрыты наиболее эффективные методы, формирующие концентрацию внимания, и, как следствие, – развитие познавательной активности. В заключение в статье раскрыты особенности наиболее часто применяемых в вузах (в том числе и в военных) способов развития исследовательской деятельности – написание реферата и выполнение рационализаторской работы. При этом выделены главные моменты развития самостоятельного мышления курсантов: навыки исследования, проявление интереса к учебе и как результат – развитие познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю.А. Панасенко, Л.И. Трубникова, Е.В. Запорощенко, Т.В. Котлованова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY IN THE STUDY OF GENERAL TECHNICAL DISCIPLINES IN A MILITARY UNIVERSITY

The article is devoted to an important topic on ways to form active mental activity in the process of cognition among cadets of a military university. Activity is defined as readiness for conscious fulfillment of tasks proposed by the teacher. The activity indicators are highlighted, and with them the ways of developing cognitive interest. Examples of the development of interest are: a sample of the completed task “Intersection of two planes”, as well as an example of solving the task “Determining the distance from a point to a plane”. The emphasis is placed on the fact that concentration of attention is an important condition for the development of cognitive activity. The methods of developing concentration of attention have been identified through surveys, namely: the formation of interest in the presented educational material, the competent formulation of questions of educational material, the visualization of educational material using diagrams, posters, etc. After conducting a survey of cadets, the results are summarized, the most effective methods that form concentration of attention and the development of cognitive activity are revealed. In conclusion, the article reveals features of the most commonly used methods of developing research activities in universities (including the military ones): writing an abstract and performing rationalization work. At the same time, the main points of the development of independent thinking of cadets are highlighted: research skills, interest in learning and, as a result, the development of cognitive activity.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА»

Библиографический список

1. Канеман Д. Взгляд на суждение и выбор: отображение ограниченной рациональности. Американский психолог. 2003; № 58.

2. Пурпуреа С., Васта Н., Филиппи Р, Вэй Л., Мулатти С. Влияние иностранного языка на толерантность к двусмысленности. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2023.

3. Кейсар Б., Хаякава С.Л., Ан С.Г Эффект иностранного языка: мышление на иностранном языке уменьшает предвзятость при принятии решений. Психологическая наука. 2012; № 23 (6): 661-668.

4. Хаякава С., Лау В., Хольцман С., Коста А., Кейсар Б. О достоверности влияния иностранного языка на принятие риска. Журнал экспериментальной психологии: Обучение, память и познание. 2016; № 42 (1): 140-148.

5. Коста А., Фукар А., Арнон И., Апаричи М., Апестегия Дж. "Пьенса" дважды: о влиянии иностранного языка на принятие решений. Познание. 2014; Т. 130, Выпуск 2: 236-254.

References

1. Kaneman D. Vzglyad na suzhdenie i vybor: otobrazhenie ogranichennoj racional'nosti. Amerikanskijpsiholog. 2003; № 58.

2. Purpurea S., Vasta N., Filippi R., V'ej L., Mulatti S. Vliyanie inostrannogo yazyka na tolerantnost' k dvusmyslennosti. Kembridzh: Izdatel'stvo Kembridzhskogo universiteta, 2023.

3. Kejsar В., Hayakava S.L., An S.G. 'Effekt inostrannogo yazyka: myshlenie na inostrannom yazyke umen'shaet predvzyatost' pri prinyatii reshenij. Psihologicheskaya nauka. 2012; № 23 (6): 661-668.

4. Hayakava S., Lau В., Hol'cman S., Kosta A., Kejsar B. O dostovernosti vliyaniya inostrannogo yazyka na prinyatie riska. Zhurnal 'eksperimental'nojpsihologii: Obuchenie, pamyat' ipoznanie. 2016; № 42 (1): 140-148.

5. Kosta A., Fukar A., Arnon I., Aparichi M., Apestegiya Dzh. "P'ensa" dvazhdy: o vliyanii inostrannogo yazyka na prinyatie reshenij. Poznanie. 2014; T. 130, Vypusk 2: 236-254.

Статья поступила в редакцию 16.01.24

УДК 378

Panasenko Yu.A, Doctor of Sciences (Philosophy), Senior Lecturer, Professor, Department of Military-Political Work in the Troops (Forces), Chelyabinsk Branch of Military Educational and Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy" (Chelyabinsk, Russia), E-mail: panasenko-ep@mail.ru Trubnikova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor of AVN, Department of General Technical Disciplines, Chelyabinsk Branch of Military Educational and Scientific Center of the Air Force"Air Force Academy" (Chelyabinsk, Russia), E-mail: eugen291@yandex.ru

Zaporoshchenko E.V., Cand. of Sciences (Engineering), Senior Lecturer, Department of General Technical Disciplines, Chelyabinsk Branch of Military Educational and Scientific Center of the Air Force"Air Force Academy" (Chelyabinsk, Russia), E-mail: pelvi@rambler. ru

Kotlovanova T.V., teacher, Department of General Technical Disciplines, Chelyabinsk Branch of Military Educational and Scientific Center of the Air Force"Air Force Academy" (Chelyabinsk, Russia), E-mail: tany1309k@gmail.com

ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY IN THE STUDY OF GENERAL TECHNICAL DISCIPLINES IN A MILITARY UNIVERSITY. The article is devoted to an important topic on ways to form active mental activity in the process of cognition among cadets of a military university. Activity is defined as readiness for conscious fulfillment of tasks proposed by the teacher. The activity indicators are highlighted, and with them the ways of developing cognitive interest. Examples of the development of interest are: a sample of the completed task "Intersection of two planes", as well as an example of solving the task "Determining the distance from a point to a plane". The emphasis is placed on the fact that concentration of attention is an important condition for the development of cognitive activity. The methods of developing concentration of attention have been identified through surveys, namely: the formation of interest in the presented educational material, the competent formulation of questions of educational material, the visualization of educational material using diagrams, posters, etc. After conducting a survey of cadets, the results are summarized, the most effective methods that form concentration of attention and the development of cognitive activity are revealed. In conclusion, the article reveals features of the most commonly used methods of developing research activities in universities (including the military ones): writing an abstract and performing rationalization work. At the same time, the main points of the development of independent thinking of cadets are highlighted: research skills, interest in learning and, as a result, the development of cognitive activity.

Key words: cognitive activity, cadet, training, interest, attention, abstract, innovation proposal

Ю.А. Панасенко, д-р филос. наук, доц., проф., филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: panasenko-ep@mail.ru

Л.И. Трубникова, канд. пед. наук, доц., проф. АВН, филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: eugen291@yandex.ru

Е.В. Запорощенко, канд. техн. наук, доц., филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: pelvi@rambler.ru

Т.В. Котпоеаноеа, преп., филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: pelvi@rambler.ru

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА

Данная статья посвящена важной теме - способам формирования у курсантов военного вуза активной мыслительной деятельности в процессе познания. Дано определение активности как готовности к сознательному выполнению заданий, предложенных преподавателем. Выделены показатели активности, а вместе с ними и способы развития познавательного интереса. В качестве примеров развития интереса приведены образец выполненного задания «Пересечение двух плоскостей», а также пример решения задания «Определение расстояния от точки до плоскости». Сделан акцент на том, что важным условием развития познавательной деятельности и активности является концентрация внимания. Выявлены с помощью опросов способы развития концентрации внимания, а именно: формирование заинтересованности в излагаемом учебном материале, грамотное формулирование вопросов учебного материала, визуализация учебного материала с помощью схем, плакатов и т. д. После проведения опроса курсантов подведены итоги, раскрыты наиболее эффективные методы, формирующие концентрацию внимания, и, как следствие, - развитие познавательной активности. В заключение в статье раскрыты особенности наиболее часто применяемых в вузах (в том числе и в военных) способов развития исследовательской деятельности - написание реферата и выполнение рационализаторской работы. При этом выделены главные моменты развития самостоятельного мышления курсантов: навыки исследования, проявление интереса к учебе и как результат - развитие познавательной деятельности.

Ключевые слова: познавательная активность, курсант, обучение, интерес, внимание, реферат, рационализаторское предложение

Целью исследования является определение способов формирования активной мыслительной деятельности в процессе познания.

Научная новизна заключается в выявлении способов формирования активной познавательной деятельности курсантов в условиях военного вуза. Для осуществления достижения цели нами были поставлены задачи:

- выявить способы формирования познавательной активности;

- выделить показатели активности в условиях военного вуза;

- определить способы развития концентрации внимания.

Настоящее время характеризуется интенсивным ростом различных потоков информации. Научные данные очень быстро обновляются, при этом не избегая

устаревания и даже потери своей практической значимости. Поэтому основного внимания заслуживает содержание образования. Содержанием образования называются приемы учебного труда преподавателей, помогающие активизировать познавательную деятельность (в нашем случае - курсантов). Эти приемы должны способствовать глубокому исследованию изучаемых проблем, а также помогать включать в активное действие всех обучающихся.

Одной из самых важных проблем современного образования курсантов военного вуза является формирование активной познавательной деятельности. Познавательная активность способствует постоянному развитию личности, сочетающемуся с положительным отношением к учебе, стремлением освоить необходимые знания, умения и навыки, т. е. ее можно относить к состоянию внутренней готовности обучающихся к учебно-познавательной деятельности.

Основными характеристиками познавательной деятельности можно считать:

- инициативность;

- самостоятельность;

- творческую активность.

Развитие познавательной активности курсантов в условиях военного вуза связано с необходимостью выявления средств, которые способствовали бы ее повышению и влияли на их мыслительную деятельность в процессе учебного труда.

Активизацию процесса развития познавательной деятельности обеспечивают следующие средства:

- содержание учебных дисциплин;

- обучающие приемы, а также их формы и методы;

- организационные формы учебной деятельности.

При этом только при взаимодействии всех субъектов учебной деятельности может быть решена проблема активизации, самостоятельности и готовности к познавательной деятельности.

Особая роль в формировании гармоничной формы обучения принадлежит преподавателю. Его основная задача состоит в том, чтобы дать обучаемым прочные знания, а также обеспечить:

- создание атмосферы сотрудничества среди курсантов;

- формирование умений воспроизводить, трансформировать и комбинировать учебную информацию;

- построение учебного процесса через формирование коммуникативного отношения курсантов друг к другу;

- создание равноправного взаимодействия с преподавателем, предполагающего внутренние связи, отношения педагога и курсанта.

При этом преподаватель должен обладать высокой культурой и эрудицией, острой наблюдательностью, прочностью интереса к преподаваемой дисциплине, остроумием, творческой познавательной активностью.

Российские образовательные учреждения подготовки военных специалистов требуют от обучающихся быть творческими, адаптивными и инновационными [1]. Общими требованиями к подготовке специалистов высокой квалификации является сочетание познавательной и профессиональной направленности, а помимо этого - воспитание самостоятельной познавательной активности в науке, труде и профессии.

Активность курсанта характеризуется его отношением к обучению, стремлением повысить свой интеллектуальный уровень, степенью развития его познавательного интереса и заключается в способности грамотного выполнения требований преподавателя, систематичности выполнения предложенных преподавателем заданий. Показателями познавательной активности у обучающихся можно считать самостоятельность при решении учебных задач, осознанность учения, прилежание, творческие проявления и др.

В настоящее время у обучаемых необходимо развивать умение не только приобретать знания, но и умение их добывать. При этом нестандартные ситуации способствуют развитию интереса к познаниям (познавательной активности). Создание проблемных ситуаций на занятиях является одним из основных приемов, стимулирующих активность обучающихся.

Творческий тип познавательной активности курсантов характеризуется нестандартным мышлением, образностью восприятия, индивидуальным воображением.

Установлено, что при систематической деятельности педагога, направленной на развитие у обучаемых самой потребности в творчестве, самовыражение, чем успешнее происходит успех познания, целенаправленнее самостоятельная познавательная деятельность, тем вероятнее переход к творчеству и наоборот.

Таким образом, можно считать, что познавательная активность и интерес проявляются как интенсивная деятельность при выполнении поставленных задач, сочетающихся с умениями преодолевать трудности. При этом она, как правило, связана с положительным, эмоционально окрашенным отношением обучающихся к получению новых знаний.

Сформированность познавательной деятельности может характеризовать интерес к теоретическому осмыслению изучаемых процессов и явлений. Благодаря этому создаются условия для перехода познавательной активности на более высокий уровень - творческий.

Уровень интереса и эффективности восприятия учебного материала тес-п но связаны с рядом факторов. В первую очередь эффективность восприятия

учебного материала зависит от наличия достаточного количества наглядных и убедительных примеров, демонстрирующих учебный материал при проведении лекционных занятий с помощью плакатов, презентаций, различных установок. В качестве примера приведем плакат «Образец выполнения задания «Пересечение двух плоскостей», демонстрирующий наглядно правильность выполнения заданной преподавателем работы при изучении дисциплины «Начертательная геометрия» (рис. 1).

Рис. 1. Плакат «Пересечение двух плоскостей»

Другимприм еромможно считать выполнениеграфических работсавиаци-оннойнапраЕШеинсвмыс, Нспенмер, нрзфиывпкое зсаанвенОниедрление раророг вмия ер ночгндопл оскости» (рис. 2).

Задание Решение

Рис. 2. Образец задания и решения задания «Оп°лделение °лсстоания оотьнкадоплосоеири

Помимо наглядной демонстрации примеров существенную роль при разви-тиинмзнаыотельно-о иртмцесаа.ваьслрдсоние, активныыти игривр:

д оаунсасть и дркaзaтeльнoсьн,рароноиаандря ыодача и^е^лс; н ирипоненио мотодон, активиои^ащин мыоление путём улучшения вослдраоирпнедостаронемой внДиамацнр, исложирим марлтнтла на понятном и доснрпыом тзыкр. объяяилнн« по мдре ид пoивпlонит, иалнси^

связи с будущей профессиональной деятельностью, приведение графических пpимepoд

Оеобхоаимое рвамниоcтдмраивoваьис вмственнoйдeятелснoсди идддан-еаи еоеам ьтвнeпцeтынмеп развитьсмыслн и, как следствие

етоио, в нмоехеде он простым форм кболее и тсoтнецминaсыщеинын.

Активизация мыслительной деятельности неизбежно влечет за собой из-меианиeeeнопpaимоинocти, надает ен «олее гдакую, иняояcивдyюндннaми-чиакую Mюpма

Говоря о факторах, влияющих на восприятие курсантами учебного материала, необходимо выделить следующие:

- доказательность и научная обоснованность учебного материала;

- демонстрация ярких и убедительных примеров, иллюстрирующих учебный материал;

- эмоционально окрашенная подача учебного материала;

- привлечение методов, активизирующих мыслительную деятельность курсантов;

- логичность в изложении и соблюдение четкой структуры;

- полнота и последовательность при обсуждении учебных вопросов;

- наглядность применяемых материалов;

- глубина понимания курсантами излагаемого материала;

- перспектива использования изучаемого учебного материала в своей будущей профессиональной деятельности [3.

Одним из важных условий познавательной деятельности и активности в этом процессе является развитие концентрации внимания. В процессе обучения целесообразно так формулировать вопросы, чтобы они были направлены на анализ, сравнение, вызывали интерес и концентрировали внимание. Можно выделить несколько способов активизации внимания в процессе развития познавательной деятельности.

1. Заинтересованность. При изучении нового учебного материала рассказывать о неожиданных фактах, предметах, которые могут привлечь внимание, вызвать восхищение, и настроить на лучшее восприятие учебного материала.

2. Визуализация. Во время объяснения материала - использование схем, плакатов, презентации, рисунков.

3. Вопросов к курсантам. Такой вид работы стимулирует концентрацию внимания как на лекциях, так и вовремя практических, лабораторных занятий.

4. Изменение интонации и скорости повествования. Этим способом при объяснении нового учебного материала можно избавиться от монотонности.

5. Модерирование практических ценностей. Объяснение, какая практическая ценность знаний и умений была получена во время занятия.

6. Установление временного регламента на каждый этап занятия. Курсанты становятся более внимательными, меньше отвлекаются от темы занятия.

7. Грамотное формулирование вопросов. В этом случае ответ будет более точным и исчерпывающим.

8. Ответ обучающегося с ассистентом. Одновременное опрашивание двух курсантов. Одному из них задают вопрос. При затруднении первого, второй помогает. Необычная форма опроса активизирует аудиторию.

Практическая значимость исследования заключается в том, что был проведен опрос курсантов военного вуза по вышеприведенным способам развития концентрации внимания на занятиях по техническим дисциплинам, в результате которого были получены следующие результаты. Сорок семь процентов опрашиваемых считают, что наиболее эффективный метод концентрации внимания - это ответ обучающегося с ассистентом. Причем такие занятия проходят живо, равнодушных курсантов практически нет. На втором месте выделяется умение преподавателя заинтересовать новым увлекательным, познавательным материалом. Как правило - это примеры, касающиеся будущей профессии. В этом случае развитие активизации внимания поставили тридцать шесть процентов опрашиваемых курсантов. Остальные способы концентрации внимания хоть и полезны (по мнению обучаемых), но не настолько, как предыдущие.

Большую роль в развитии и активизации познавательной деятельности занимает написание рефератов. Реферат по определению (докладывать, сообщать - латинское слово «referre») означает небольшую письменную работу, которая посвящена определённой теме и содержит обзор источников по выбранному направлению [4].

Как правило, реферативная работа является важной составляющей при организации самостоятельной работы курсантов в процессе подготовки к предметным олимпиадам, конференциям, лекциям, семинарам и т. д.

Сущностью этой работы является исследование по определенной конкретной теме в ходе самостоятельной познавательной деятельности. Его задача -обобщить достигнутое другими авторами, самостоятельно изложить проблему на базе фактов, почерпнутых из литературы [5]. Реферат, в отличие от конспекта, является авторским текстом, в котором новизна проявляется в новом изложении материала, систематизации, авторской позиции при сопоставлении различных точек зрения [6]. При этом реферат для курсанта является одним из основных средств развития познавательной самостоятельности.

Его написание позволяет более глубоко проникнуть в суть изучаемого предмета, выработать навыки научного исследования.

Развитие навыков исследовательской работы поможет курсанту лучше ориентироваться в современной информационной системе, грамотнее применять теоретические знания на практике.

При выполнении реферата курсант изучает большое количество источников информации, а именно: книги, статьи, интернет-ресурсы и другие материалы, связанные с темой реферата, что расширяет понимание темы и кругозор, позволяет курсанту увидеть разные точки зрения и подходы к проблеме. При этом развивается критическое мышление, повышается мотивация к обучению и таким образом совершенствуется познавательная активность.

Несмотря на специфику выполнения рефератов по каждой из дисциплин, существуют общие требования к их выполнению и оформлению. Правила оформления реферата установлены ГОСТ, но организации могут сформировать свой стандарт написания реферата, корректируя его под свою специфику. Для преподавателей и курсантов филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в г Челябинске требования по написанию реферата изложены в системе менеджмента качества образования: СО 3.029.01-П «Порядок разработки реферата» с подробными требованиями по написанию такого типа работ.

Можно заключить, что при реализации внедрения реферативных работ в процессе обучения общетехническим дисциплинам происходит развитие самостоятельного мышления и познавательной активности курсанта, так как:

- курсант анализирует и синтезирует информацию. При этом определяются ключевые идеи, структурируется информация, формулируются выводы и аргументируется своя точка зрения;

- написание реферата стимулирует критическое осмысливание изученной информации, формирование оценки различных точек зрения и собственного мнения о предмете исследования. Все это способствует развитию критического мышления;

- подготовка реферата предполагает большую самостоятельную работу курсанта, что позволяет развить навыки планирования, организации и контроля своего учебного процесса, т. е. способствует развитию навыков самостоятельной работы;

- защита реферата способствует развитию навыков письменного и устного изложения информации, а также умения выступать перед аудиторией и отстаивать свою позицию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- успешное выполнение реферата может стимулировать курсанта к дальнейшему изучению предмета, повышению интереса к учебе и развитию познавательных способностей [6].

Все вышеизложенное положительным образом влияет на успеваемость курсанта, особенно в области изучаемой им реферативной темы за счет глубокого погружения в тему. Происходит обучение самостоятельному анализу информации, формированию познавательной активности. Развиваются навыки исследования, самостоятельного мышления, улучшается способность к письменной и устной коммуникации.

Таким образом, применение реферативной деятельности формирует познавательную активность в процессе обучения курсанта, что впоследствии дает полноценное, качественное становление курсанта как специалиста своей будущей профессии.

Настоящее время характеризуется быстрым развитием военной техники и вооружения, которые предстоит осваивать будущему офицеру и эффективно их применять в своей службе. Поэтому громадное значение имеет развитие творческих начал курсантов, а именно - активное участие в рационализаторской работе. Можно считать, что рационализаторская работа является одним из основных и важных элементов, раскрывающих творческую составляющую личности. Она является мощным средством в достижении главной цели обучения - развитии профессионального творчества.

Рационализаторское предложение представляет собой проявление технического изобретательства и призвано решать следующие основные задачи:

- увеличение эффективности использования вооружения и военной техники (далее именуется - ВВТ) в боевых и практических условиях;

- улучшение технических свойств образцов ВВТ, повышение надежности;

- уменьшение времени, необходимого для приведения ВВТ в боевую готовность;

- улучшение эксплуатации и обслуживания материальной части, а также повышение ее сохранности;

- обновление и улучшение существующей учебной и материально-технической базы;

- улучшение качества медицинского и бытового обслуживания военнослужащих;

- увеличение эффективности и результативности работы;

- рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Рационализаторская работа заключается в том, чтобы внести новое полезное решение в существующую техническую систему, которое предусматривает модернизацию уже действующего оборудования, изменение конструкции изделия, применения новых комплектующих изделий или нового материала.

Рационализаторская работа является инициативно-творческой работой, поэтому развивает самостоятельность, инициативу, способность к самообучению. Но при этом от преподавателя требуется некоторая помощь, а именно:

- четкая и доступная формулировка цели и задачи;

- определение проблемной ситуации;

- выдвижение гипотез решения проблемы;

- планировка работ и практической реализации.

Если техническое решение, содержащееся в предложении, не было известно в достаточной степени до его поступления, то оно считается новым.

Полезным считается рационализаторское предложение, если при использовании его появляется положительный эффект. Эффект может прояв-

Рис.3Электрифицированныйстендпоразделу«Метрология»дисциплины«Метрология,стандартизация и сертификация»

ляться в различных областях- экономических.технических, боевых, учебных и иных.

Как пример рационализаторской работы курсантов приведен электрифицированный стенд (рис. 3). Он применяется в учебном процессе для закрепления полученного материала и мгновенной проверки усвоения учебного материала, на котором курсант, |нешбя зчдяну в ы-и|каеткариант чтсеси,к правих-нчсть выбс-ра оценивается по реакции сигнальной лампы внизу стенда.

Библиографический список

Подводя итог нашему исследованию, следует сказать, что творческая сторона познавательной активности курсантов характеризуется нестандартным мышлением, индивидуальным воображением. Важное условие развития познавательной активности зависит от интереса к излагаемому учебному материалу. При систематической деятельности педагога, направленной на развитие у обучаемых потребности в творчестве и самовыражении, установлено, что чем целенаправленнее познавательная деятельность, тем успешнее происходит познание.

1. Чистохина И.С. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей курсантов военных вузов в учебной деятельности. Молодой ученый. 2020; № 6 (296): 234-237.

2. ТрубниковаЛ.И.,Гребенщикова О.А. Сборникграфическихзаданийпоначертательнойгеометрии.Челябинск,2019; Ч.1.

3. Изосимов Д.В. Активизация учебно-познавательной деятельности курсантов военного вуза с применением активных методов обучения. Universum: психология и образование: электронный научный журнал. 2020; № 2 (68). Available at: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/8660

4. Методическиерекомендациидляобеспеченияобразовательного процесса.Смоленск:ФГБОУВПО«Смоленскийгосударственныйуниверситет». 2022.

5. Оглобличев А.А. и др. Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Белорецк: ГАПОУ БР «Белорецкий меди-цинскийколледж»,2019.

6. Со 3.029.01-ПР. Порядок разработки реферата. Челябинск: типография филиала ВУНЦ ВВС «ВВА», 2020. References

1. Chistohina I.S. Psihologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya tvorcheskih sposobnostej kursantov voennyh vuzov v uchebnoj deyatel'nosti. Molodoj uchenyj. 2020; № 6 (296): 234-237.

2. Trubnikova L.I., Grebenschikova O.A. Sbornikgraficheskih zadanijpo nachertatel'noj geometrii. Chelyabinsk, 2019; Ch. I.

3. Izosimov D.V. Aktivizaciya uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti kursantov voennogo vuza s primeneniem aktivnyh metodov obucheniya. Universum: psihologiya i obrazovanie: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2020; № 2 (68). Available at: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/8660

4. Metodicheskierekomendaciidlya obespecheniya obrazovatel'nogo processa. Smolensk: FGBOU VPO «Smolenskij gosudarstvennyj universitet». 2022.

5. Ogloblichev A.A. i dr. Metodicheskie rekomendacii po organizacii vneauditornoj samostoyatel'noj raboty studentov. Beloreck: GAPOU BR «Beloreckij medicinskij kolledzh», 2019.

6. SO 3.029.01-PR. Poryadokrazrabotkireferata. Chelyabinsk: tipografiya filiala VUNC VVS «VVA», 2020.

CmambnnocmynunaepedaKWKi 10.01.24

УДК 378

PekhovaD.I.,teecher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: dipehova@fa.ru

CONTEMPORARY APPROACHES TO TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. The article deals with a problem of teaching a foreign language in a non-linguistic university with reference to the Financial university under the Government of the Russian Federation. The author of the article summarizes historically developed approaches to teaching a foreign language and relates them to modernity. The researcher highlights peculiarities of teaching a foreign language within the university and conducts an investigation in this field and provides a range of recommendations aimed at improving the language training process. The paper provides a detailed analysis of problems the university students encounter while studying a foreign language and looks for the most up-to-date technologies of teaching and ways of their implementation into the educational process regarding their needs.

Key words: education, technology, technique, approaches, strategy, case, technology of learning in collaboration, project, difficulties

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.