Научная статья на тему 'Языковой аспект при приеме иностранных граждан из Киргизской Республики и Республики Таджикистан на обучение по основным образовательным программам'

Языковой аспект при приеме иностранных граждан из Киргизской Республики и Республики Таджикистан на обучение по основным образовательным программам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / НАБОР ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / ПРИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ / FOREIGNER / INTERNATIONAL STUDENT RECRUITMENT / INTERNATIONAL STUDENT ADMISSION / HIGHER EDUCATION PROGRAMS / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивлева Н. В.

В целях содействия зарубежным странам в подготовке национальных кадров в рамках межправительственных соглашений и экспорта образовательных услуг СибГАУ опорный университет Красноярского края ведет прием иностранных граждан более чем из 20 стран ближнего и дальнего зарубежья, включая Киргизскую Республику и Республику Таджикистан, имеющие свои особенности в сфере приема на обучение по основным образовательным программам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE aspect of admission process TO HIGHER EDUCATION PROGRAMS for international students from the kyrgyz republic and republic of tadjikistan

To support foreign countries in specialist training based on intergovernmental agreements and export of education services SibSAU the Flagship University of the Krasnoyarsk Region enroll students from more than 20 countries from the Commonwealth of Independent States and far-abroad, including the Kyrgyz Republic and Republic of Tadjikistan, which have special aspects of admission process for applicants from those countries.

Текст научной работы на тему «Языковой аспект при приеме иностранных граждан из Киргизской Республики и Республики Таджикистан на обучение по основным образовательным программам»

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

УДК 378.4

ЯЗЫКОВОЙ АСПЕКТ ПРИ ПРИЕМЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

ИЗ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

Н. В. Ивлева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

В целях содействия зарубежным странам в подготовке национальных кадров в рамках межправительственных соглашений и экспорта образовательных услуг СибГАУ - опорный университет Красноярского края -ведет прием иностранных граждан более чем из 20 стран ближнего и дальнего зарубежья, включая Киргизскую Республику и Республику Таджикистан, имеющие свои особенности в сфере приема на обучение по основным образовательным программам.

Ключевые слова: иностранный гражданин, набор иностранных граждан, прием иностранных граждан, основная образовательная программа, страны ближнего зарубежья.

LANGUAGE ASPECT OF ADMISSION PROCESS TO HIGHER EDUCATION PROGRAMS FOR INTERNATIONAL STUDENTS FROM THE KYRGYZ REPUBLIC AND REPUBLIC

OF TADJIKISTAN

N. V. Ivleva

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

To support foreign countries in specialist training based on intergovernmental agreements and export of education services SibSAU - the Flagship University of the Krasnoyarsk Region - enroll students from more than 20 countries from the Commonwealth of Independent States and far-abroad, including the Kyrgyz Republic and Republic of Tadjikistan, which have special aspects of admission process for applicants from those countries.

Keywords: foreigner, international student recruitment, international student admission, higher education programs, the Commonwealth of Independent States.

В последние годы получение высшего образования в вузах Российской Федерации становится все более популярным как среди стран ближнего зарубежья, так и стран дальнего зарубежья, например, стран Азии и Африки. К данному результату приводит множество факторов, один из которых - это концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях. Данная концепция представляет собой систему взглядов на содержание, основные направления и обеспечение международной деятельности Российской Федерации в области подготовки специалистов для зарубежных стран. Концепция строится исходя из геополитических и социально-экономических интересов Российской Федерации и определяет цели, задачи, приоритетные направления деятельности в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях. Отсюда вытекает и другой фактор популярности высшего образования, а именно, экспорт образовательных услуг российских образовательных учреждений для привлечения дополнительных средств на развитие отечественной системы образования [1].

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева (СибГАУ) принимает активное участие в достижении поставленных государством целей, активно популяризируя университет в международном сообществе, привлекая иностранных граждан к образовательным программам, предлагаемым вузом, а также региону в целом. При содействии Россотрудничества СибГАУ имеет возможность представить образовательные программы и университет на международных образовательных выставках, ориентированных на иностранных граждан, желающих получить высшее образование на территории Российской Федерации.

СибГАУ ведет активную профориентационную работу среди учащихся старших классов общеобразовательных средних школ и средне специальных учебных заведений. Университету предоставляется возможность организовывать учебно-методические семинары для учителей и преподавателей зарубежных учебных заведений в качестве повышения квалификации работников образования и обмена опытом между странами, а также олимпиады по профильным предметам вуза, что дает представление об уровне образования в российских учебных заведениях. Благодаря вышеуказанным мероприятиям, в которых СибГАУ

<Тешетневс^ие чтения. 2016

принимает активное участие, университет имеет определённый статус среди российских высших учебных заведений, что сказывается на реализации общей концепции государства.

СибГАУ плотно сотрудничает со многими странами ближнего и дальнего зарубежья, постоянно расширяя географию студентов. В университете учатся студенты из Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Армении и других стран СНГ, а также из Китая, Нигерии, Ганы, Конго, Монголии, Сирии и др. Согласно данным мониторинга эффективности деятельности организаций высшего образования Российской Федерации с каждым годом число иностранных студентов в университете растет.

В последние годы СибГАУ ведет активную работу с такими государствами, как Киргизская Республика и Республика Таджикистан, и выявил существенную особенность относительно приема граждан из этих государств.

Данной особенностью является уровень подготовки по русскому языку. Для университета данный критерий играет существенную роль при отборе абитуриентов в связи с тем, что обучение в основном ведется на русском языке (за исключением программам, разработанных целенаправленно на английском языке для иностранных граждан). Граждане Киргизской Республики владеют русским языком на более высоком уровне, чем граждане Республики Таджикистан. Это связано непосредственно с количеством русского населения на территориях данных государств. Следовательно, в Киргизской Республике насчитывается большее количество русскоязычных школ, что также сказывается на уровне владения русским языком гражданами Республики. Более того, на территории Киргизской Республики ведут активную деятельность учреждения, пропагандирующие русскую культуру, историю Российской Федерации, а также организуют курсы для учащихся, желающих поступить в российские учебные заведения.

В Республике Таджикистан ситуация кардинально отличается в отношении владения русским языком. В связи с переходом на государственный язык преподавания, а именно таджикский, у населения Республики Таджикистан не стало возможности и мотивации к изучению русского языка. Таджикский язык был введен как язык преподавания на всех уровнях образования: полное среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование. В настоящий момент существует небольшое количество общеобразовательных школ, где обучение ведется на русском языке. Высшее образование также предоставляется на таджикском языке, однако остались единичные случаи программ, преподаваемых на русском языке.

В обоих государствах население имеет возможность обучаться в славянских университетах. Целью создания данных университетов является укрепление единого гуманитарного и образовательного пространства государств - участников СНГ. Славянские университеты являются очагом образования и культуры, способствуют не только развитию и взаимообогащению культуры народов, формированию единого образовательного пространства, но и интеграции в сфере экономики и культуры. Эти учебные заведения также играют особую роль в распространении русской словесности и

культуры в странах Содружества, благодаря чему обеспечивается сохранение и распространение языка -языка, способствующего развитию информационно-культурного пространства СНГ, языка межнационального общения, который традиционно играет важную роль в интеграционных процессах. Обучение в данных вузах ведется исключительно на русском языке, и право на поступление имеют все граждане, независимо от национальности, пола, вероисповедания, социального положения и политических взглядов. В связи с тем, что учредителями данных учебных заведений являются министерства образования обоих государств: Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство образования и науки Киргизской Республики в Киргизской Республики; Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство образования и науки Республики Таджикистан в Республике Таджикистан - оба университета имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования и государственную аккредитацию обоих государств. Соответственно, у граждан есть возможность получить высшее образование на русском языке, подтвержденное документом об образовании государственного образца Российской Федерации.

Учитывая все вышеупомянутые факты распространения русского языка на территориях Киргизской Республики и Республики Таджикистан, очевидна разница в доступности русского языка населению этих государств. Киргизская Республика дает больше возможностей гражданам своей страны получить навыки владения русским языком и непосредственно практику общения, что является существенным аспектом в развитии и поддержании уровня языка. Однако Республика Таджикистан ограничена в данном направлении, что сказывается на уровне владения русским языком среднестатистического гражданина Республики Таджикистан.

Данные отличия сказываются на абитуриентах, желающих обучаться в российских учебных заведениях. Если у абитуриентов из Киргизской Республики нет сложностей в общении на русском языке, соответственно, они могут сдать профильные экзамены без особых трудностей в отношении русского языка. Их задача - хорошо разбираться в материале, предложенном в рамках вступительных испытаний. С абитуриентами из Республики Таджикистан ситуация складывается кардинально иначе: помимо владения профильным предметом у абитуриента возникают трудности с языком, что не позволяет ему сдать успешно вступительный экзамен в силу языкового барьера.

Библиографическая ссылка

1. Российское образование для иностранных граждан [Электронный ресурс]. URL: http://www.russia. edu.ru (дата обращения: 25.09.2016).

Reference

1. Education in Russia]. Available at: http://www. russia.edu.ru (Accessed: 25.09.2016).

© Ивлева Н. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.