■ ■ ■ РОЛЬ ЭЛИТНЫХ РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Автор: ХОПЁРСКАЯ Л. Л.
ХОПЁРСКАЯ Лариса Львовна - доктор политических наук, профессор, зав. сектором политических проблем международных отношений Института философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан.
Адрес: 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки, 33. E-mail: larkhop@gmail.com
Аннотация
Статья основывается на утверждении, что образовательное и научное сотрудничество, входящее в категорию элитных коммуникаций, может быть рассмотрено как одна из форм интеграции на постсоветском пространстве и инструмент продвижения евразийского интеграционного проекта. Проанализированы исторические истоки образовательных и научных коммуникаций России и Таджикистана, охарактеризованы их основные направления и формы на современном этапе. Рассмотрены следующие формы образовательных коммуникаций: создание филиалов высших учебных заведений РФ в Таджикистане; учреждение Российско-Таджикского (Славянского) университета; ежегодное предоставление Министерством образования и науки РФ квот гражданам Таджикистана для обучения в российских вузах и колледжах; предоставление учебной и научной литературы; проведение международных образовательных выставок-ярмарок; установление прямых партнерских связей с российскими образовательными учреждениями. Проанализированы научные коммуникации, осуществляемые под эгидой Академии наук РТ; выделены основные направления международного сотрудничества РФ и РТ: проведение совместных фундаментальных и прикладных исследований; международный трансфер знаний. Особое внимание уделено созданию ВАК РФ диссертационных советов, действующих при научных и образовательных учреждениях Республики Таджикистан. DOI 10.21453/2311-3065-2016-4-6-91-107
Ключевые слова: евразийский проект; элитные коммуникации; образовательная и научная интеграция; подготовка национальной элиты; совместные исследования; международный трансфер знаний; обмен научной информацией; диссертационные советы.
Евразийская интеграция и научно-образовательные коммуникации
Внешнеполитические приоритеты России, сформулированные Президентом РФ В. В. Путиным, включают «развитие многостороннего взаимодействия и интеграционных процессов на пространстве Содруже-
ства Независимых Государств как ключевое направление внешней политики Российской Федерации» [1].
Одним из эффективных инструментов реализации этой цели являются элитные коммуникации, реализуемые как на институциональном, так и личностном уровнях; по мнению А. Пилько, элитные коммуникации вообще можно назвать одним из ключей к успеху евразийского проекта [2].
По мнению автора, если в сфере экономики вопрос о евразийской интеграции, о вступлении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) для некоторых постсоветских государств, в частности для Таджикистана, остается дискуссионным, то участие в образовательной и научной интеграции выступает важным условием развития национальной системы образования и науки.
Это признает и Президент Таджикистана Э. Рахмон, который на церемонии вручения звания Почётного профессора Уфимского государственного нефтяного технического университета заявил, что значимым и устойчивым каналом российско-таджикского взаимодействия, являются «непосредственные контакты между научными и образовательными учреждениями двух стран как важное условие сохранения единого культурно-информационного и образовательного пространства с Россией» [3].
Здесь следует обратить особое внимание на отличие интеграции в научно-образовательной сфере от экономической и политической интеграции. Дело в том, что экономическое и политическое межгосударственное сотрудничество основывается, прежде всего, на институциональном взаимодействии сторон, а образовательная и научная интеграция базируется на личностных элитных коммуникациях. Именно в образовательном и научном сообществах личные профессиональные контакты могут и зачастую превращаются в институционализированные каналы межгосударственного сотрудничества, в рамках которого проводятся совместные научные исследования, реализуются образовательные программы, осуществляется подготовка высококвалифицированных кадров, происходит обмен учеными и научной информацией, обсуждаются перспективные направления развития современной науки и образования.
В данной статье анализируются элитные российско-таджикские образовательные и научные коммуникации. В современных условиях они выполняют ряд весьма значимых функций, поскольку представители научного и образовательного сообщества в персонифицированной форме:
- способны четко выражать доминирующие приоритеты, ценности и национальные интересы России и Таджикистана;
- обладают определенными статусными возможностями в процессе принятия политических решений;
- являются одним из гарантов светского пути развития государств, что для Таджикистана имеет особую актуальность в условиях роста угрозы распространения исламского экстремизма;
- содействуют целенаправленной реализации евразийского интеграционного проекта.
Представители научно-образовательных элит сразу же после распада СССР подготовили проекты и настояли на подписании государствами-участниками СНГ Соглашения о сотрудничестве в области образования (1992), а в дальнейшем добились заключения Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств (1997), Соглашения о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (2001) и Соглашения об обеспечении гражданам государств-участников Содружества Независимых Государств доступа в общеобразовательные учреждения на условиях, предоставленных гражданам этих государств, а также о социальной защите обучающихся и педагогов общеобразовательных учреждений (2004).
Элитные российско-таджикские коммуникации в сфере образования
Для Таджикистана эти соглашения получили практическую реализацию и стали основой при учреждении Российско-Таджикского (Славянского) университета (1997) и создания филиалов высших учебных заведений Российской Федерации на территории республики (2009). Их практическое функционирование выступает примером образовательной интеграции. В свою очередь, ее целью выступает подготовка национальной элиты, ориентированной на расширение и углубление евразийских интеграционных процессов. Преподавание в филиалах ведут, в основном, сотрудники головных вузов, т. е. представители российской научно-образовательной элиты.
В настоящее время в филиале МГУ им. М. В. Ломоносова обучается 592 человека, в филиале Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» - 996 человек, в филиале Московского энергетического института - 191 человек [4, с. 254].
Филиал МГУ им. М. В. Ломоносова в г. Душанбе создан решением Ученого Совета МГУ им. М. В. Ломоносова (протокол № 1 от 16 марта 2009 г.) на основании Соглашения «О создании филиала Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в г. Душанбе», подписанного уполномоченными лицами от МГУ и Министерства образования Республики Таджикистан в Москве.
Основой для осуществления образовательной деятельности на территории республики является Указ Президента РТ «О филиале Москов-
ского государственного университета им. М. В. Ломоносова в г Душанбе» № 655 от 6 мая 2009 г. [5]. В Указе сказано, что филиал создан «в целях дальнейшего развития подготовки высококвалифицированных кадров с высшим образованием и расширения международного сотрудничества в области высшего образования».
Выступая на церемонии открытия филиала, Президент Таджикистана Э. Рахмон поставил задачу - в ближайшие годы преобразовать филиал в региональный филиал МГУ, где бы могли учиться не только граждане Республики Таджикистан, но также и молодежь из Афганистана, Пакистана, Индии, Ирана, Китая, Киргизии, Туркменистана и других стран ближнего и дальнего зарубежья. Ректор МГУ им. М. В. Ломоносова В. А. Садовничий заявил, что «МГУ считает одной из своих главных задач укрепление сотрудничества на постсоветском пространстве» [6], содействие удовлетворению потребности в образовании на русском языке в странах СНГ, т..е. фактически воспитание русскоязычной национальной элиты.
Филиал Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» в г. Душанбе создан в соответствии с Указом Президента РТ № 935 от 6.10.2010 г., приказом Министерства образования и науки РФ № 2252 от 01.09.2011 г. и решением Ученого совета университета «МИСиС» № 1 от 16.09.2010 г. [7].
Филиал Московского энергетического института в г. Душанбе открыт в соответствии с Соглашением между Правительствами Российской Федерации и Республики Таджикистан от 14.12.2009 г., Указом Президента Республики Таджикистан № 934 от 06.10.2010 г., Протоколом между Министерством образования и науки РФ и Министерством образования Республики Таджикистан от 20.06.2011 г., решением Ученого совета МЭИ (ТУ) № 02/11 от 25.03.2011 г. и Приказом Министерства образования и науки РФ № 709 от 12.09.2012 г.
Филиал создан по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина, который поставил две главные цели: подготовка инженеров для энергетической отрасли Таджикистана, где активно развивается гидроэнергетика; укрепление присутствия Российской Федерации в образовательном пространстве Таджикистана [8].
Подготовка специалистов в филиалах российских вузов осуществляется в соответствии с приоритетными направлениями Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 г.
Самым крупным совместным образовательным проектом является Российско-Таджикский(Славянский)университет(РТСУ), в котором обучаются более 5886 студентов [9]. РТСУ имеет 5 факультетов: факультет истории и международных отношений; факультет управления и информационных технологий; филологический факультет; экономический факультет; юридический факультет.
РТСУ сотрудничает с Московским государственным открытым педагогическим университетом им. М. А. Шолохова, Российским новым университетом, Саратовским госуниверситетом русского языка им. А. С. Пушкина, Московским государственным лингвистическим университетом (МГЛУ), Кубанским госуниверситетом, госуниверситетами Астрахани, Башкирии, Волгограда и Оренбурга.
В 2015 г. ассигнования, выделяемые РТСУ из средств федерального бюджета, составили 138,7 млн рублей (в 2014 г. - 133,2 млн рублей).
Другим механизмом подготовки пророссийски ориентированной национальной элиты является ежегодное предоставление Министерством образования и науки РФ квот гражданам Таджикистана для обучения в российских вузах и колледжах. Квоты ежегодно увеличиваются в полтора раза.
Общая численность таджикских граждан, обучающихся за счет образовательных квот в 2015-2016 учебном году в вузах России, составила 6281 человек (для сравнения: в Казахстане обучаются 712 чел., в Китае - 650 чел., в Иране - 452 чел., в США - 12 чел.). За счет стипендии Президента РТ в России проходят обучение 254 человек (всего - 340) [4, с. 295-296].
География их обучения весьма обширна: 54 города РФ, наибольшее количество таджикских студентов обучаются в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нальчике и Уфе. Вопрос об увеличении образовательных квот для граждан РТ будет рассмотрен на очередном заседании Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству РТ и РФ.
В Таджикистане 167660 студентов обучаются в 38 высших учебных заведениях. В рамках Федеральной целевой программы «Поддержка Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в государствах-участниках СНГ» в школы и вузы республики передано около 25 тыс. экземпляров учебников и художественной литературы, около 50 школ были подключены к программе «Школьник-ТВ», библиотеке Российско-Таджикского (Славянского) университета передано 23 тыс. экземпляров научной и учебной литературы. В 2014 г. таджикской стороне было передано 2,5 тыс. учебников и книг, в 2015 г. через Представительство Россотрудничества в Душанбе таджикской стороне поставлено 3,3 тыс. учебников, учебно-справочных пособий, научной и научно-популярной литературы по русскому языку, литературе и культуре России [10].
В Таджикистане ежегодно проходят международные образовательные выставки-ярмарки. Пятая международная выставка-ярмарка «Российское образование. Душанбе-2016» состоялась 7-9 апреля 2016 г на базе Таджикского аграрного университета им. Ш. Шотемура при совместной ор-
ганизации Министерства образования и науки РТ, Посольства России и Представительства Россотрудничества в Таджикистане [11].
В выставке-ярмарке приняли участие более 40 вузов Российской Федерации. Представители российских учебных заведений представили информацию о своих вузах, их специализации, образовательных программах: языковые и школьные программы, подготовительные вступительные программы, программы ступеней обучения (бакалавриат, магистратура), сертификатные и дипломные программы, программы стажировки в российских учебных заведениях, а также рассказали об условиях поступления, обучения, стипендиях, проживании, досуге и т. д.
Основной целью проведения ежегодной международной выставки-ярмарки в г. Душанбе является ознакомление выпускников таджикских школ с новыми возможностями обучения в России. Посетители образовательной выставки получают полную информацию из первых рук о действующей системе образования в России, знакомятся с вузами России, их традициями и условиями обучения.
В Таджикистане функционируют пять российских средних школ: три школы Министерства обороны России в Душанбе, Курган-Тюбе и Кулябе, школа при РТСУ и филиал СШ № 83 г. Ногинска Московской области в Нуреке, обслуживающий семьи сотрудников военно-космических сил России. Там же обучаются дети местного населения. В течение последних лет 1450 учащихся общеобразовательных школ республики приняли участие в международных предметных дистанционных олимпиадах, организуемых ежегодно совместно с представителями Екатеринбурга.
Таджикский национальный университет, крупнейший ВУЗ РТ, имеет договоры о сотрудничестве с 62 высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями РФ. По данным Министерства образования и науки РФ, другими ВУЗами Таджикистана установлены прямые партнерские связи с 10 российскими образовательными учреждениями и организациями (табл. 1).
Образовательная интеграция Таджикистана и России отвечает запросам населения республики, поскольку обучение в российских вузах и их филиалах дает возможность получить качественное высшее образование и создать базу для личностного роста и обеспечения социального статуса молодых людей, является каналом их попадания в когорту национальной элиты.
Проведенный в 2015 г Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития опрос показал общий позитивный настрой граждан Таджикистана к потенциальному вступлению в ЕАЭС. Экспертный анализ мнений представителей разных возрастных групп в РТ показал, что 69% опрошенных молодых людей (до 34 лет) и 75% опрошенных представителей старшего поколения таджикистанцев в целом положительно относятся к евразийской интеграции [13].
Таблица 1. Прямые партнерские связи образовательных учреждений и организаций Таджикистана и России [12]
№ п/п Наименование образовательного учреждения Российское образовательное учреждение-партнер
1 Таджикский государственный медицинский университет им. Абуали ибн Сино Волгоградский государственный университет; Кыргызско-Российский Славянский университет
2 Российско-Таджикский (Славянский) Университет Тюменский государственный университет; Кыргызско-Российский Славянский университет
3 Служба Ага Хана по образованию в Таджикистане Кыргызско-Российский Славянский университет
4 Худжанский филиал Технологического университета Таджикистана Московский государственный университет пищевых производств
5 Таджикский технический университет им. академика М. С. Осими Московский автомобильно-дорожный институт (Государственный технический университет) - МАДИ; Сибирский федеральный университет
6 Центр дистанционного образования Таджикского технического университета г. Душанбе Астраханский государственный университет
7 Худжанский филиал Таджикского технического университета Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе
Научная интеграция
Не менее значимой, чем образовательная, является научная интеграция, т. е. институциональное объединение усилий ученых разных стран с целью повышения результативности научной деятельности, увеличения вклада науки в экономическое развитие государств, роста собственного научного авторитета и потенциала.
Россия и Таджикистан осуществляют «сотрудничество между соответствующими ведомствами, научными, научно-производственными объединениями, научно-исследовательскими институтами, организациями и лабораториями» на основе межправительственного соглашения о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма, подписанного в 1995 г
Как отмечают М. С. Имомзода и Ф. Ф. Шарипов, «в системе международных связей Республики Таджикистан по науке и технике большое значение имеет сотрудничество с Российской Федерацией. В рамках этого сотрудничества вырабатываются согласованные подходы по многим аспектам долговременной образовательной и научной политики Тад-
жикистана и России, реализуются научные и образовательные проекты, приобретается весьма ценный опыт, обеспечивающий построение общества, основанного на знаниях» [14, с. 345].
Академия наук Республики Таджикистан - основной актор научных коммуникаций
Основным актором научных коммуникаций с таджикской стороны выступает Академия наук Республики Таджикистан (АН РТ), которая объединяет 20 научно-исследовательских институтов, Памирский филиал (с двумя институтами), Худжандский научный центр, Хатлонский научный центр и ряд других научных учреждений, ведущих исследования в области естественных, технических, медицинских и общественных наук.
История создания Академии наук РТ такова [15]. В начале 30-х гг ХХ в. ученые Академии наук СССР организовали в Таджикистане проведение комплексных экспедиций с целью изучения природных ресурсов республики, истории и культуры местных народов, создания стационарных исследовательских центров и подготовки научных кадров. В состав комплексных экспедиций входили географы, геологи, ботаники, зоологи, геодезисты, экономисты, историки и этнографы. Они собрали большой эмпирический материал, ставший основой дальнейших фундаментальных и прикладных научных исследований.
В 1932 г. комиссией Академии наук СССР было принято решение об организации таджикской базы АН СССР для постоянных исследовательских работ на территории республики. В январе 1933 г. была открыта Таджикская база АН СССР, ее первым директором стал академик С. Ф. Ольденбург. В результате активной и эффективной работы секторов геологии, ботаники, зоологии и паразитологии, почвоведения, гуманитарных наук появилась необходимость создания полноценных научно-исследовательских институтов.
Таджикская база Академии наук СССР в 1940 г. была преобразована в Таджикский филиал Академии наук СССР, который возглавил академик Е. Н. Павловский. Таджикский филиал АН СССР на этом этапе включал институты: геологии, ботаники, зоологии и паразитологии, истории, языка и литературы.
За десять лет функционирования Таджикского филиала АН СССР была создана материальная база научных исследований, подготовлен штат научных сотрудников (более 700 человек), что позволило поставить вопрос об образовании в республике самостоятельной Академии наук.
Постановлением Президиума Верховного Совета Таджикской ССР и Совета Министров Таджикской ССР и ЦК КП (б) Таджикистана от 14 апреля 1951 г. была учреждена Академия наук Таджикской ССР. Это решение было утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 9 октября 1950 г.
В составе АН Тадж.ССР были созданы: Институт геологии, Институт сейсмологии, Институт химии, Институт ботаники, Институт зоологии и паразитологии, Институт животноводства, Институт почвоведения, мелиорации и ирригации, Отдел хлопководства, Институт истории, археологии и этнографии, Институт языка и литературы, Астрономическая обсерватория, Отдел философии и Отдел экономики.
Выдающийся деятель науки и культуры Таджикистана, основоположник таджикской советской литературы Садриддин Айни был избран первым президентом Академии наук Таджикской ССР. В 1957 г. президентом Академии наук Таджикской ССР был избран известный ученый-физик С. У. Умаров, с его приходом на этот пост активизировались исследования в области точных наук, экспериментальной биологии и востоковедения. В период с 1957 по 1990 гг. были образованы: Институт водных проблем, Институт астрофизики, Отдел востоковедения и письменного наследия, Памирская база АН Таджикской ССР, Комитет по терминологии, Физико-технический институт им. С. У. Умарова, Институт физиологии и биофизики растений, Институт экономики, Институт гастроэнтерологии, Памирский биологический институт, Отдел охраны и рационального использования природных ресурсов, Институт востоковедения, Математический институт с Вычислительным центром.
Расширение сфер научных исследований потребовало масштабной подготовки кадров, которая осуществлялась в научных учреждениях Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Киева, Минска и других научных центрах СССР. Нынешние руководители академических институтов и подразделений являются представителями этого научного поколения.
В постсоветский период в составе АН РТ были созданы: Институт водных проблем, гидроэнергетики и экологии, Институт экономики и демографии, Институт философии, политологии и права, Институт гуманитарных наук, Худжандский и Хатлонский научные центры, Памирский филиал АН РТ, Агентство по ядерной и радиационной безопасности.
В 2002 г. был принят Закон РТ «Об Академии наук Республики Таджикистан», где установлено, что «Академия наук в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и своим Уставом самостоятельно определяет формы и методы деятельности, на взаимовыгодной и равноправной основе сотрудничает с юридическими и физическими лицами, международными и иностранными организациями, которые осуществляют проведение, поддержку или практическую реализацию научных исследований и разработок».
Поскольку большинство работающих в Академии наук РТ авторитетных ведущих научных сотрудников являются выпускниками советских и российских вузов, получившими научные звания и степени в системе ВАК СССР и РФ, значительная часть совместных исследований осуществляется с российскими учеными и научными организациями. Можно при-
вести достаточно объемный список научных контактов, основанных на принадлежности таджикских ученых к выдающимся советским научным школам и их стремлении сохранить и преумножить научный потенциал в новых условиях в интересах обоих государств.
Научные учреждения АН РТ в настоящее время объединены по трем направлениям: физико-математические, химические и геологические науки; биологические и медицинские науки; общественные науки - и представлены тремя отделениями.
Ученые Отделения физико-математических, химических, геологических и технических наук поддерживают научные связи с 34 научными учреждениями РФ, в том числе МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургским госуниверситетом, институтами РАН, Объединенным институтом ядерных исследований (Дубна), Физическим институтом РАН им. П. Н. Лебедева, Математическим институтом им. В. А. Стекло-ва, Росатомом и Госатомнадзором. Нельзя не отметить, что Институт прикладной астрономии РАН оказал большую помощь в получении сертификата о наименовании малой планеты 2469 Tajikistan в честь Республики Таджикистан.
Отделение биологических и медицинских наук сотрудничает с 26 исследовательскими центрами, среди которых Институт физиологии растений им К. А. Тимирязева РАН, Главный ботанический сад РАН, Зоологический институт РАМН, Институт палеонтологии РАН, Зоологический музей МГУ
Отделение общественных наук взаимодействует с 17 научными организациями, в числе которых Институт демографии РАН, Институт экономики РАН, Институт языкознания РАН, Институт этнологии и антропологии РАН, Институт востоковедения РАН, Институт государства и права РАН, Институт философии РАН, Институт социологии РАН, различные факультеты МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет востоковедения Санкт-Петербургского госуниверситета, Российский университет дружбы народов.
Региональные научные центры также осуществляют международное сотрудничество. Худжандский научный центр поддерживает контакты с Физико-техническим институтом им. А. Ф. Иоффе (Санкт-Петербург), НИИ синтетического каучука им. С. В. Лебедева РАН (Санкт-Петербург), Институтом физики СО РАН (Новосибирск); Хатлонский научный центр взаимодействует с Главным ботаническим садом РАН, Центральным Сибирским ботаническим садом СО РАН (Новосибирск).
В 2015 г. Академией наук РТ было подписано Соглашение о сотрудничестве с Государственным университетом им. Ф. М. Достоевского (Омск), подготовлено к подписанию Соглашение о сотрудничестве с Российским университетом дружбы народов (РУДН).
Ключевые направления международного сотрудничества РФ и РТ
На современном этапе международное научное сотрудничество России и Таджикистана осуществляется по следующим основным направлениям:
1) проведение совместных исследований в областях, представляющих интерес для нескольких научных организаций обоих государств. Интерес каждого государства-участника в части реализации совместных международных исследовательских проектов заключается, прежде всего, в приобретении передового опыта организации и проведения исследований, в обсуждении научных гипотез, в совместном решении важных научных задач и т. п.
Надо сказать, что финансирование совместных научных проектов в современных условиях довольно проблематично, тем не менее, есть и такие примеры. Так, в сфере фундаментальной науки это российско-таджикский Международный научно-исследовательский центр «Памир-Чакалтая» (МНИЦ ПЧ), который был учрежден 29 августа 2008 г. правительствами Российской Федерации и Республики Таджикистан. Юридический статус - международная межправительственная организация; основная цель создания Центра - проведение совместных ядерных и астрофизических исследований космических лучей сверхвысоких энергий на высотах гор на период до 2020 г., а также подготовка предложений к проекту создания комплексной экспериментальной установки «Памир-ХХ1» для изучения космических частиц сверхвысоких энергий. По инициативе РАН и АН РТ создана международная школа молодых ученых государств-участников СНГ по изучению смежных проблем физики и астрофизики частиц сверхвысоких энергий, в ее деятельности используется инфраструктура Академии наук Таджикистана и научного полигона МНИЦ-ПЧ. Основная экспериментальная база Центра - научный полигон Ак-Архар, расположенный в горах Восточного Памира на высоте 4370 м над уровнем моря.
Еще один пример - научная интеграция в сфере прикладной науки. Институты Отделения физико-математических, химических, геологических и технических наук АН РТ в 2011-2015 гг. совместно с российскими научно-исследовательскими институтами выполняли исследования, направленные на разработку и применение математических моделей оптимизации работы ГЭС с водохранилищем. Выполненные исследования призваны способствовать конструктивному диалогу стран региона в поиске решений по оптимизации совместного и эффективного использования водно-энергетических ресурсов трансграничных рек Центральной Азии [16, с. 82];
2) международный трансфер знаний, основными формами которого выступают:
- обмен научной информацией, участие ученых обеих стран в международных конференциях, симпозиумах, исследовательских проектах и издании совместных публикаций;
- международные обмены учеными, которые предполагают приглашение известных зарубежных ученых для чтения лекций в высших учебных заведениях или руководства научными исследованиями, академический обмен и стажировки таджикских студентов, преподавателей и научных сотрудников в российских учебных и научных заведениях;
- международные обмены аспирантами и докторантами, выезжающими для сбора целевой научной информации при написании своих диссертационных работ в соответствии с межправительственными соглашениями;
- защита диссертаций гражданами постсоветских государств в российских диссертационных советах;
- оппонирование диссертаций учеными, имеющими российскую научную степень, в диссертационных советах постсоветских государств (например, Казахстана и Киргизии).
Пример обмена научной информацией: Центральная научная библиотека им. И. Ганди АН РТ, которая обслуживает более 14 тыс. читателей, формирует электронный каталог на платформе программы ИРБИС (Интегрированная расширяемая библиотечно-информационная система) при помощи ее разработчика - Государственной публичной научно-технической библиотеки России. В настоящее время библиотека им. И. Ганди является единственной библиотекой в республике, где создана электронная версия каталога диссертаций, защищенных с 1948 г. в Академии наук и хранящихся в библиотеке; каталог функционирует на базе ИРБИС. В библиотеку поступают российские научные журналы, издаваемые институтами РАН (54 наименования) [16, с. 327].
Самой востребованной формой трансфера знаний выступает создание диссертационных советов, взаимодействие в области аттестации научных кадров высшей квалификации, так как Таджикистан по-прежнему входит в юрисдикцию ВАК РФ. В Соглашении между РФ и РТ о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (1997) установлено, что «уполномоченным органом от Российской Стороны является Государственный высший аттестационный комитет Российской Федерации, а от Таджики-станской Стороны - Академия наук Республики Таджикистан». Диссертационные советы, действующие при различных высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах РТ, созданы приказами ВАК Минобразования РФ, соискатели после защиты диссертаций получают российские дипломы о присуждении ученых степеней кандидата и доктора наук (табл. 2).
Таблица 2. Действующие в Республике Таджикистан диссертационные советы, созданные приказами ВАК Минобразования РФ (по сост. на 01.08.2016 г.)
Кол-во диссертаци- Кол-во защищенных
Отрасли науки онных советов/ диссертаций в 2015 г.
научных специальностей докторские кандидатские
физико- математические 2 / 6 1 27
химические и тех- 1 / 3 1 21
нические
медицинские 3 / 6 3 36
сельскохозяй- 2 / 4 4 9
ственные
филологические 3 / 7 10 55
исторические 3 / 5 3 28
философские 2 / 4 3 19
педагогические 2 / 4 5 59
экономические 2 / 2 1 18
географические 1 / 1
политические 1 / 2 1 26
юридические (деятельность 6 20
приостановлена в 2016 г.)
Всего 22 /44 38 315
Несмотря на то, что деятельность части диссоветов была приостановлена, в 2016 г. в ВАК России были направлены запросы на создание новых советов.
В ходатайстве о выдаче разрешения на создание совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора политических наук сказано: «Необходимость создания диссертационного совета обусловлена тем, что в настоящее время представлено большое количество кандидатских и докторских диссертаций по специальностям 23.00.01 - Теория и философия политики, история и методология политической науки (политические науки); 23.00.04 - Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития (политические науки), для защиты которых необходима организация специализированного совета по указанным специальностям.
Целесообразность функционирования диссертационного совета обусловлена тем, что благодаря помощи академических, политических учреждений и вузов РФ и ВАК Минобразования РФ значительно пополнились ряды научных политологических кадров Республики Таджики-
стан. Создание диссертационного совета будет способствовать подготовке высококвалифицированных специалистов не только для республики, но и для других государств СНГ, а также стран дальнего зарубежья, прежде всего Ирана и Афганистана, что имеет большое геополитическое значение в современных условиях. Защита диссертаций представителями этих стран во вновь создаваемом ВАК России диссертационном совете при Институте философии, политологии и права им. А. Ба-ховаддинова Академии наук Республики Таджикистан может стать важным каналом распространения русского языка, укрепления гуманитарных и научных связей Ирана и Афганистана с Россией».
Приведенные аргументы были услышаны, Приказ Минобразования РФ о создании этого совета был издан 6 июля 2016 г
Заключение
В заключение следует сказать, что элитные образовательные и научные коммуникации - обмен ведущими учеными с целью проведения консультаций и ознакомления с результатами научных исследований, обучение национальной элиты, участие российских специалистов в подготовке и аттестации аспирантов и докторантов из Таджикистана, содействие повышению квалификации таджикских ученых, участие научных работников в конгрессах, симпозиумах и семинарах, проводимых в обеих странах, - можно расценивать как инструмент внешней политики РФ, под которой принято понимать «совокупность действий государства и его институтов за пределами своей суверенной территории для реализации национальных интересов» [17, с. 590] и дальнейшего продвижения евразийского интеграционного проекта.
Список литературы
1. Указ Президента РФ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» от 7 мая 2012 г. № 605 // URL: http://www.kremlin.ru/
2. Пилько А. «Элитные коммуникации» Евразийского проекта // URL: http://rus. ruvr.ru/2012_08_10/JElitnie-kommunikacii-Evrazijskogo-proekta/
3. Речь Эмомали Рахмона на церемонии вручения звания Почётного профессора Уфимского государственного нефтяного технического университета (08.07.2015) // URL: http://khovar.tj/rus/content
4. Статистический сборник сферы образования Республики Таджикистан на 2014-2015 учебный год. Душанбе, 2015.
5. Официальный сайт Филиала Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в г. Душанбе (ФМГУ) // URL: www.msu.tj/
6. Ивойлова И. Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий предлагает повышать качество высшего образования, а не количество вузов // Российская газета. Федерал. вып. № 5674 (1). 2012. 10 января // URL: https://rg.ru/2012/01/10/ sadovniciy.html
7. Официальный сайт Филиала Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» в г Душанбе (Москва-Душанбе, 2011) // URL: http:// df.misis.ru/sveden/document/101-dokumenty.html
8. Официальный сайт Филиала Национального исследовательского университета «МЭИ» (Московский энергетический институт) // URL: http://df.mpei.ru/
9. Официальный сайт Российско-Таджикского (Славянского) университета // URL: www.rtsu.tj/
10. О российско-таджикских отношениях // URL: http://www.mid.ru/ru/maps/tj/-/ asset_publisher/VfByAd5UOwu3/content/id/192986#zagran
11. С 7 по 9 апреля 2016 года прошла Пятая Международная выставка-ярмарка «Российское образование. Душанбе-2016» // URL: http://df.mpei.ru/news/ Pages/09-04-2016.aspx
12. Прямые партнерские связи образовательных учреждений и организаций Таджикистана и России // URL: http://russia.edu.ru/obruch/mezhvuz/3863/
13. ЕАБР зафиксировал общий позитивный настрой таджикистанцев к вступлению в ЕАЭС // URL: http://news.tj/ru/news/eabr-zafiksiroval-obshchii-pozitivnyi-nastroi-tadzhikistantsev-k-vstupleniyu-v-eaes
14. Имомзода М. С., Шарипов Ф. Ф. Состояние и перспективы сотрудничества Таджикского национального университета и Высшей аттестационной комиссии РФ // Право и образование. 2016. № 1 (92).
15. Историческая справка // Официальный сайт Академии наук РТ // URL: http:// www.anrt.tj/index.php/ru/ob-akademii/istoricheskaya-spravka
16. Отчет о деятельности Академии наук Республики Таджикистан в 2015 году. Душанбе, 2015.
17. Категории политической науки. М.: МГИМО; РОССПЭН, 2002.
■ ■ ■ THE ROLE OF THE ELITE RUSSIAN-TAJIK COMMUNICATIONS IN THE IMPLEMENTATION OF THE EURASIAN INTEGRATION PROJECT
Author: KHOPERSKAYA L. L.
KHOPERSKAYA Larisa Lvovna - Doctor of Political Sciences, professor, Head of the Department of political problems of international relations at the Institute Philosophy, Political Science and Law of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan.
Address: 734025, The Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki ave., 33. E-mail: larkhop@gmail.com
Abstract
The article is based on the assertion that educational and scientific cooperation, included in the category of elite communications can be considered as one of the forms of integration in the post-Soviet space and a tool for promoting the Eurasian integration project. The article analyzes the historical origins of the
kommyhmkoflornq - communicology
educational and scientific communications of Russia and Tajikistan, characterizes their main directions and forms at the present stage. It considers the following forms of educational communication: the establishment of branches of higher educational institutions of the Russian Federation in Tajikistan; the establishment of Russian-Tajik ( Slavic) University; annual giving by the Ministry of education and science of the Russian Federation the quotas for citizens of Tajikistan for training in Russian universities and colleges; provision of educational and scientific literature, conducting international education exhibitions and fairs, establishment of direct partnerships with Russian institutions. The article analyzes scientific communication under the auspices of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan, highlights the main directions of international cooperation of Russia and Tajikistan: the carrying out of joint fundamental and applied research; international knowledge transfer. Special attention is paid to the creation of VAK RF [the higher attestation Commission of the Russian Federation] dissertation councils with scientific and educational institutions of the Republic of Tajikistan.
Keywords: the Eurasian project; elite communications; educational and scientific integration; training of national elites; joint research; international knowledge transfer; exchange of scientific information; dissertation councils.
References
1.Ukaz Prezidenta RF «O merah po realizatsii vneshnepoliticheskogo kursa Rossiyskoy Federatsii» ot 7 maya 2012 g. № 605 // URL: http://www.kremlin.ru/ [The presidential decree «On measures to implement the foreign policy of the Russian Federation» dated May 7, 2012 № 605 // URL: http://www.kremlin.ru/].
2.Pilko A. «Elitnyie kommunikatsii» Evraziyskogo proekta // URL: http://rus. ruvr.ru/2012_08_10/JElitnie-kommunikacii-Evrazijskogo-proekta/ [Pilko A. «Elite communication» of Eurasian project // URL: http://rus.ruvr.ru/2012_08_10/JElitnie-kommunikacii-Evrazijskogo-proekta/].
3.Rech Emomali Rahmona na tseremonii vrucheniya zvaniya Pochyotnogo professora Ufimskogo gosudarstvennogo neftyanogo tehnicheskogo universiteta (08.07.2015) // URL: http://khovar.tj/rus/content [Speech by Emomali Rahmon at the ceremony of awarding the title of Honorary Professor of the Ufa state oil technical University (08.07.2015) // URL: http://khovar.tj/rus/content].
4.Statisticheskiy sbornik sferyi obrazovaniya Respubliki Tajikistan na 2014-2015 uchebnyi god. Dushanbe, 2015 [Statistical collection of the education sphere of the Republic of Tajikistan for 2014-2015 academic year. Dushanbe, 2015].
5.Ofitsialnyiy sayt Filiala Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta im. M. V. Lomonosova v g. Dushanbe (FMGU) // URL: www.msu.tj/ [Official website of the Branch of Moscow State University named after M. V. Lomonosov in Dushanbe (FMGU) // URL: www.msu.tj/].
6.Ivoylova I. Rektor MGU imeni M. V. Lomonosova Viktor Sadovnichiy predlagaet povyishat kachestvo vyisshego obrazovaniya, a ne kolichestvo vuzov // Rossiyskaya gazeta. Federal. vyip. № 5674 (1). 2012. 10 yanvarya // URL: https://rg.ru/2012/01/10/sadovniciy. html [Evoylova I. Rector of Moscow State University named after M. V. Lomonosov Viktor Sadovnicy proposes to raise the quality of higher education, not the number of universities // the Russian newspaper. Fed. vol. № 5674 (1). 2012. 10 Jan // URL: https:// rg.ru/2012/01/10/sadovnicy. html].
7.Ofitsialnyiy sayt Filiala Natsionalnogo issledovatelskogo tehnologicheskogo universiteta «MISiS» v g. Dushanbe (Moskva-Dushanbe, 2011) // URL: http://df.misis.
ru/sveden/document/101-dokumenty.html [Official website of the Branch of National research technological University «MISiS» in Dushanbe (Moscow-Dushanbe, 2011) // URL: http://df.misis.ru/sveden/document/101-dokumenty.html].
8.Ofitsialnyiy sayt Filiala Natsionalnogo issledovatelskogo universiteta «MEI» (Moskovskiy energeticheskiy institut) // URL: http://df.mpei.ru/ [Official website of the Branch of National research University «MPEI» (Moscow power engineering Institute) // URL: http://df.mpei.ru/].
9.Ofitsialnyiy sayt Rossiysko-Tadjikskogo (Slavyanskogo) universiteta // URL: www. rtsu.tj/ [Official site of the Russian-Tajik (Slavic) University // URL: www.rtsu.tj/].
10.O rossiysko-tadjikskih otnosheniyah // URL: http://www.mid.ru/ru/maps/tj/-/ asset_publisher/VfByAd5UOwu3/content/id/192986#zagran [About Russian-Tajik relations // URL: http://www.mid.ru/ru/maps/tj/7asset_publisher/VfByAd5UOwu3/ content/id/192986#zagran].
11.S 7 po 9 aprelya 2016 goda proshla Pyataya Mezhdunarodnaya vyistavka-yarmarka «Rossiyskoe obrazovanie. Dushanbe-2016» // URL: http://df.mpei.ru/news/ Pages/09-04-2016.aspx [From 7 to 9 April 2016 held the Fifth international exhibition-fair was held «Russian education. Dushanbe-2016» // URL: http://df.mpei.ru/news/ Pages/09-04-2016.aspx].
12.Pryamyie partnerskie svyazi obrazovatelnyih uchrezhdeniy i organizatsiy Tadjikistana i Rossii // URL: http://russia.edu.ru/obruch/mezhvuz/3863/ [Direct partnerships of educational institutions and organizations of Tajikistan and Russia // URL: http://russia. edu.ru/obruch/mezhvuz/3863/].
13.EABR zafiksiroval obschiy pozitivnyiy nastroy tadjikistantsev k vstupleniyu v EAES // URL: http://news.tj/ru/news/eabr-zafiksiroval-obshchii-pozitivnyi-nastroi-tadzhikistantsev-k-vstupleniyu-v-eaes [EDB established the General positive attitude of the people of Tajikistan's accession to the EAES // URL: http://news.tj/ru/news/eabr-zafiksiroval-obshchii-pozitivnyi-nastroi-tadzhikistantsev-k-vstupleniyu-v-eaes].
14.Imomzoda M. S., Sharipov F. F. Sostoyanie i perspektivyi sotrudnichestva Tadjikskogo natsionalnogo universiteta i Vyisshey attestatsionnoy komissii RF // Pravo i obrazovanie. 2016. № 1 (92) [Imamzada M. S., Sharipov F. F. State and prospects of cooperation of the Tajik national University and High attestation Commission of the Russian Federation // Law and education. 2016. № 1 (92)].
15.Istoricheskaya spravka // Ofitsialnyiy sayt Akademii nauk RT // URL: http://www. anrt.tj/index.php/ru/ob-akademii/istoricheskaya-spravka [Historical reference / The Official website of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan // URL: http:// www.anrt.tj/index.php/ru/ob-akademii/istoricheskaya-spravka].
16.Otchet o deyatelnosti Akademii nauk Respubliki Tadjikistan v 2015 godu. Dushanbe, 2015 [A report on the activities of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan in 2015. Dushanbe, 2015].
17.Kategorii politicheskoy nauki. M.: MGIMO; ROSSPEN, 2002 [Categories of political science. M.: MGIMO; ROSSPEN, 2002].