Научная статья на тему 'Языковая свобода в интернет-среде'

Языковая свобода в интернет-среде Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
468
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЯЗЫК / БЕЗГРАМОТНОСТЬ / УЗУАЛЬНАЯ НОРМА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Селютин Ал А.

Статья посвящена языку как инструменту формирования информационного пространства Интернет-среды и его влиянию на устройство современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языковая свобода в интернет-среде»

^^ТЕХНОЛОГИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Ал. А. Селютин

языковая свобода в интернет-среде

Статья посвящена языку как инструменту формирования информационного пространства Интернет-среды и его влиянию на устройство современного общества.

Ключевые слова: Интернет-пространство, виртуальная коммуникация, язык, безграмотность, узуальная норма

В эпоху информационного господства, когда основной ценностью, товаром для торговли, залогом успеха становится информация, особое значение приобретает инструмент передачи информации - язык. Действительно, именно язык материализует идеи и представления, созревающие в умах человеческих, и доносит их до широкого круга потребителя. Профессор В. И. Аннушкин в своем труде «Язык и жизнь. Книга о русском языке - речи - слове» отмечает, что «... Языковая жизнь современного общества бывает то клипо-гламурной, то агрессивной, то суетно поднимающей «ветр от лица земли», но все мы не можем не видеть и не чувствовать как на наших глазах творится новый информационный мир, новый стиль жизни, и творится по преимущество словом». Именно слово является тем инструментом, с помощью которого воздвигается здание общественной жизни.

Современное общество отметило свое присоединение к информационному веку путем создания Интернета, объединившего разрозненные фрагменты информации в единое виртуальное пространство, не имеющее четко лимитированных границ и обладающее огромным потенциалом для расширения. Будучи средой, создаваемой не путем реформ «сверху», а посредством инициативы «снизу», данное пространство формировалось при отсутствии внутренних и внешних законов и регламентов, ограничивающих в какой-либо степени информационный поток и пути его подачи. действительно, внедрение подобного ограничителя представляется достаточно трудным, так как Интернет охватывает реальное пространство не одного государство и даже не группы государств, входящих в единый союз, а фактически всю планету, где присутствуют электронные средства коммуникации и возможность принимать сигнал со спутника. В силу того, что

законы разнятся в зависимости от национальной и географической принадлежности субъекта, достаточно трудно найти общие точки соприкосновения, способные сформулировать действующую законодательную базу, регулирующую взаимодействие в рамках глобальной сети. Законодательные органы не были готовы к такому быстрому подъему и распространению Интернет-коммуникаций, неограниченных, таким образом, юридическими рамками.

Виртуальный мир предоставил возможность для контактов представителей различных культур, различных сословий и социальных групп, что является затруднительным в обстоятельствах реального общения. каждый из участников («жителей») принес с собой свои привычки, традиции, особенности поведения, культуру, создавая своеобразный микс «своего» и «иного». Отсутствие первоначального модерирования и эталона для подобного действия породило такое явление как вседозволенность, пренебрегающая рамками этики и нравственности. На данный момент многие сайты общения вводят свои собственные кодексы, недолгое время существует Сетикет (свод неформальных общих правил для виртуального общения), берущие свое начало в «декларации о толерантности», принятой мировым сообществом. Однако укоренившиеся традиции и, самое главное, стереотип поведения в Интернете уже сформировали стиль поведения и общения пользователей сети.

Еще одним фактором, имеющим решающее значение для определенного поведения в Сети, является анонимность пользователя. Личность участника виртуального общения скрыта под «ником», который не предоставляет сведений о его реальном имени, возрасте и социальном положении. Подобная анонимность позволяет пользователю совершать поступки, которые он не готов совершать в реальной ситуации лишь

под страхом наказания. Другими словами, виртуальная личность пользователя полнее раскрывает его морально-этические принципы, неограниченные мнением окружающих или юридическими мерами. Анонимность позволяет пользователю существовать в виртуальном мире одновременно под несколькими «никами», выбирая тот, который ему необходим для реализации определенной коммуникативной стратегии. Теоретически количество «ников» пользователя может приближаться к бесконечности. Таким образом, анонимность создает эффект «вседозволенности», снимает чувство ответственности за свои поступки, в частности речевое поведение.

Три перечисленных фактора - нечетко оформленная законодательная база, несфор-мированность морально-этического кодекса и анонимность - являются причиной того явления в Интернет-пространстве, которое получило название «виртуальной свободы». Под виртуальной свободой большинство пользователей понимает вседозволенность поведения, отсутствие каких-либо границ и возможность поступать, руководствуясь лишь собственными интенциями и не принимая во внимание мнение окружающих, аргументируя подобное видение интернет-среды фразой «в интернете все равны».

Однако понятие «свобода», будучи многогранным явлением, не синонимично, на наш взгляд, понятию «анархия». Анархия отрицает любой порядок, отвергает любые законы, подобное явление носит негативный, разрушительный характер, стремящийся уничтожить существующее положение вещей, но не собирающийся созидать нечто вместо искорененного. Свобода не стремится к разрушению существующего, а пытается выйти за пределы оного. Свобода не подразумевает уничтожение границ, рамок или существующего режима, но она предполагает нарушение установленных пределов, ограничивающих ее. Подобное желание носит созидательный, творческий характер, так как оно ведет к постижению неизведанного и к познанию нового.

Свобода подразумевает ответственность того, кто ею пользуется, по отношению к другим обладателям свободы за свои поступки, интенции и мысли. На наш взгляд, наиболее близким по значению синонимом к слову «свобода» в данном контексте является понятие «независимость». независимое отношение не подразумевает уничтожение существующего

порядка, то есть не несет деструктивной составляющей; независимость подразумевает толерантное восприятие бытия, но при этом отказывается от подчинения оному.

Искаженное понимание свободы в виртуальном мире приводит не только к деструктивной подаче информации, но и к определенным языковым искажениям. Язык, выполняя инструментальную функцию, является так называемым «строительным материалом» виртуального текста; фактически виртуальный мир созидается из языка и посредством языка. Язык, будучи пластичным и податливым явлением, изменяется в Интернет-среде в двух направлениях: первое - сознательное изменение языка как материала с целью определения его границ, возможностей и потенциала, так называемая языковая игра. Результатом подобной игры являются такие явления как «язык падонкафф» и «албанский язык». Данные эксперименты с языком, на наш взгляд, носят позитивный характер, так как они создают некую узуальную норму, помогают оценить языковые возможности, превращают язык из некой стандартизированной застывшей формы в живой, изменяющийся организм.

Второе направление языковых изменений обусловлено безграмотностью носителей информации и особенностями общения в виртуальной среде. Язык Интернета искажается благодаря обилию грамматических и орфографических ошибок в следствие незнания пользователями правил языка, а также благодаря режиму общения, в котором письменная речь максимально приближена к речи устной. Данный режим общения обязывает коммуникантов предельно быстро реагировать на сообщения других участников общения, что приводит к пренебрежению знаками препинания и заглавными буквами, опечаткам по невнимательности, редукции основы слова и т.д. Подобные искажения не являются целенаправленными, имеют хаотичный характер и не являются следствием словотворчества. на наш взгляд, данное направление языковых изменений носит деструктивный характер, прививающий небрежное отношение к языковым нормам и разрушающий единство языковой структуры в целом.

В. И. Аннушкин в книге «Язык и жизнь. Книга о русском языке - речи - слове» приводит следующий постулат: «каков язык - такова и жизнь». Действительно, изменения, происходящие с языком, оказывают непосредственное

влияние на стиль жизни, на особенности человеческого существования. Небрежность по отношению к языку в виртуальном пространстве может привести к небрежности и нежеланию нести ответственность в событиях реального характера. Вседозволенность языковых изменений в Интернете может послужить основанием для формирования чувства вседозволенности в реальной жизни. С другой стороны, биполярность изменений языка в Интернет-пространстве отражает социально-бытовые условия современной жизни в обществе. Таким образом, мы наблюдаем двоичную взаимосвязь языка и общества на примере виртуального мира, где язык выступает как инструмент для формирования и одновременно как рефлектор происходящего.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что язык становится инструментом лишь в устах человека, вне человеческой интеракции он не имеет самостоятельного потенциала. Таким образом, именно человеческое сознание и интенции являются решающим фактором для формирования определенной статусности языка в пространстве виртуальной коммуникации.

Список литературы

1. McLuhan, M. Understanding Media : The Extensions of Man / М. McLuhan. NY : Gingko Press, 2003.

2. Енина, Л. Речевая агрессия и речевая толерантность в средствах массовой информации // URL : www.tolerance.ru/biblio/dzyalosh_1/p-bib-multi.html

3. Иванов, Л. Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста // URL : www.ivanoff.ru/rus/ OZHWEB.htm

4. Компанцева, Л. Ф. Специфика нормы и узуса в Интернет-дискурсе // URL : http://www. textology.ru/public/uzus.html

5. Купер, И. Р. Гипертекст как способ коммуникации // URL : www.nir.ru/sj/sj/sj1-2-00kuper.html

6. Трофимова, Г. Н. К вопросу о специфике функционирования русского языка в Интернете // URL : www.dialog-21.ru/archive. asp?y=2001&vol=6077&parent_menu_i=233.

7. Уолцер, М. О терпимости. М. : Идея-Пресс : Дом интеллектуальной книги, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.