Научная статья на тему 'Проблемы описания речевого портрета онлайновой личности'

Проблемы описания речевого портрета онлайновой личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
991
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ / ВИРТУАЛЬНОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОНЛАЙНОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Селютин Александр Анатольевич

В статье раскрывается ряд проблем, связанных с описанием речевого портрета онлайновой личности, предлагаются параметры анализа данного речевого портрета и констатируется факт «интернетизации» речи пользователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы описания речевого портрета онлайновой личности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 34 (215).

Филология. Искусствоведение. Вып. 49. С. 117-120.

Ал. А. Селютин

ПРОБЛЕМЫ ОПИСАНИЯ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА ОНЛАЙНОВОЙ ЛИЧНОСТИ

В статье раскрывается ряд проблем, связанных с описанием речевого портрета онлайновой личности, предлагаются параметры анализа данного речевого портрета и констатируется факт «интернетизации» речи пользователя.

Ключевые слова: речевой портрет, виртуальное коммуникативное пространство, онлайновая личность.

Актуальность интернет-коммуникации в современном информационном обществе побуждает исследователей вновь и вновь обращаться к различным аспектам функционирования интернет-пространства. Интересной нам представляется интернет-среда и с лингвистической точки зрения.

Интернет-пространство, представленное совокупностью текстов устно-письменной формы изложения, конструируется множеством пользователей-авторов при помощи рабочего инструмента в виде языка. Устно-письменная форма речи является достаточно новым в лингвистике понятием, появившимся благодаря вниманию исследователей к особенностям коммуникации в Интернете, где письменная речь стремится отобразить особенности речи устной, в результате чего происходит своеобразная трансформация привычных нам речевых правил и норм. Если представить весь объем информации Интернета в виде единого текста (каковым он по сути и является благодаря существованию переходов между сообщениями - гиперссылок), то мы не сможем обнаружить единого автора или авторов, поскольку каждый из пользователей Интернета размещает свое сообщение как органичную часть предыдущей дискуссии или же в качестве вывода, вытекающего из предыдущих рассуждений других пользователей. Таким образом, авторство Интернета как текстовой формы в какой-то мере обезличено, если мы будем рассматривать Интернет как структуру и систему, или же многолично, если мы будем рассматривать Интернет как коммуникативную сферу.

Степень вовлеченности пользователя в интернет-общение неодинакова, например, можно выделить профессионалов, проводящих в Интернете значительное количество времени (системные администраторы, веб-дизайнеры, модераторы и т. д.); полупрофессионалов, т. е.

людей, которые добровольно принимают участие в работах, связанных с Интернетом (создатели сайтов, администраторы разделов и т. д.); любителей. При этом очень часто любитель может проводить в Интернете столько же времени, сколько и профессионал. Интернет как относительно сформировавшаяся коммуникативная среда оказывается подверженным воздействию речевого поведения пользователей, но и в свою очередь может сам оказывать влияние на речевое поведение людей. Таким образом, мы можем заявить о существовании речевого портрета интернет-пользователя как онлайновой личности и попытаемся определить, какие проблемы возникают при попытке описания подобного явления.

Под онлайновой личностью мы понимаем не конкретного индивидуума с присущей ему реальной манерой речевого поведения, а виртуальную самопрезентацию данного индивидуума, выраженную речевыми «масками» (в данном случае мы пользуемся термином, введенным В. В. Виноградовым в работе «Проблема авторства и теория стилей» [1]), скрытыми под «никами». При этом онлайновая личность может обладать множественностью характеров, поведенческих реакций, мировоззрений, не присущих индивидууму, формирующему данную онлайновую личность, в реальном общении.

С одной стороны, задача описания речевого портрета онлайновой личности не может быть решена, так как онлайновая личность отдельного пользователя представлена совокупным множеством образов, которые пользователь создает на различных порталах и в различных жанрах интернет-общения. Например, один и тот же пользователь может выступать в одной ипостаси на форумах, в другой - в чате, в третьей - по электронной почте или ICQ, и совершенно другая ипостась будет у него в со-

циальной сети. Подобное явление вызвано двумя следующими факторами: анонимность интернет-общения, позволяющая скрывать свои личные данные под «ником», и свобода интернет-общения, отвергающая многие этические нормы и общественные законы, регламентирующие реальное общение. Каждый из образов характеризуется «собственным» характером, наклонностями, увлечениями, особенностями поведения, т. е. пользователь создает некую искусственную псевдоличность, или роль, которую необходимо «отыгрывать». Так как интернет-среда является сферой слова, а не поступка, то «отыгрыш» идет в основном на уровне коммуникации, т. е. на уровне речевого поведения. Таким образом, речевое поведение одного образа не будет похожим на речевое поведение другого образа, но при этом оба образа будут являться составляющими компонентами одной онлайновой личности. При этом речевой портрет одного образа или совокупности образов не будет или может не соответствовать речевому портрету пользователя, ведь именно виртуальный мир позволяет пользователю реализовать себя в той ипостаси, которой он никогда не сможет воспользоваться в реальном мире (тихий и скромный в реальности пользователь может превратиться в грубияна и задиру в виртуальности).

С другой стороны, решение нам видится возможным в анализе различных жанров интернет-общения и в выделении первичных и вторичных образов онлайновой личности. Действительно, пользователь интернет-пространства, как правило, выделяет наиболее предпочтительный для себя жанр общения, соответствующий его коммуникативным интенциям (форум, чат, электронная почта, ICQ, социальная сеть, онлайн-игра и т. д.). Таким образом, мы можем ограничить пространственные рамки поиска образов для описания речевого портрета наиболее частотно используемым жанром интернет-коммуникации. При этом не все образы будут для пользователя равнозначны, но будут выделены некоторые (наиболее часто используемые), которые пользователь считает «своими» на основании неких преференций. Такие образы мы можем назвать первичными, при этом образы, редко используемые, можно охарактеризовать как вторичные, или производные. Деление на первичные и вторичные образы связано, в первую очередь, с интенцией пользователя и с его основной деятельностью. Вторичные образы создаются как результат

самовыражения, творческого потенциала или попытки игры. Первичные образы являются «рабочими», созданными для общения, выражения собственного мнения и суждений. Таким образом, существует возможность описания речевого портрета онлайновой личности с опорой на частотно используемый жанр и на первичные образы.

Также достаточно трудно определить, обладает ли создатель образа достаточной языковой рефлексией и развитыми речевыми способностями для осознанного построения речевого образа или же построение образа происходит неосознанно. Другими словами, сложно понять, создается ли образ или же он возникает. Основным препятствием в разрешении данной проблемы является анонимность и нежелание пользователей раскрывать свое инкогнито, что характеризует интернет-общение в целом. Поскольку вызывает затруднение поиск интернет-пользователя, стоящего за неким образом, то невозможен и анализ его речевых способностей.

В качестве очередной проблемы описания речевого портрета онлайновой личности можно упомянуть эволюционное развитие данного феномена. Сознание и мышление человека не являются застывшими, они развиваются в процессе жизнедеятельности, следовательно, должно развиваться абсолютно все, что связано с данными видами деятельности человека, в том числе и речь. Таким образом, мы можем говорить об эволюции речи, обусловленной развитием мышления и сознания. Однако при попытке применения данной теории к интернет-коммуникации мы сталкиваемся с рядом вопросов. Во-первых, чье сознание и мышление подвержено развитию? Если это сознание и мышление самого пользователя, то подобное развитие не обязательно себя обнаружит в речевом поведении при интернет-коммуникации, так как интернет-образ не является отображением реального человека, а является искусственно созданным. Если мы будем рассматривать отдельно взятый образ, то можем ли мы говорить о развитии сознания и мышления, которые являются признаками личности, но не характеристиками искусственного образа. С другой стороны, мы можем предположить искусственную эволюцию образа, продуманную самим пользователем, и развитие речи данного образа как результат подобного искусственного развития. Если мы берем за отправную точку анализ онлайновой лично-

сти, т. е. отображение личности пользователя в интернет-среде, то будет ли развитие сознания и мышления пользователя влиять на развитие сознания и мышления онлайновой личности? Ведь онлайновая личность представлена совокупностью образов и, хоть и носит общий отпечаток личности пользователя, тем не менее, является настолько разноплановой, что невозможно провести общий анализ всех ее многообразных аспектов.

Во-вторых, если мы говорим о развитии сознания и мышления самого пользователя, а следовательно об эволюции речи пользователя, то будет ли развиваться образ (а следовательно и речь образа), который не отражает развитие сознания и мышления самого пользователя? Образ представляется нам чем-то застывшим, не-развивающимся, так как создание образа было обусловлено определенной моментной целью или интенцией, и данный образ не предназначен для совершенствования. Таким образом, речь, отражающая определенный статический момент возникновения образа, должна оставаться на том же самом уровне. Следовательно, эволюции речи образа не происходит. С другой стороны, речевое развитие пользователя должно отображаться на любых продуктах речи, которые он производит, включая и речевое поведение множества образов, создателем которых он является. И если такое воздействие все-таки происходит, то какова его степень?

Таким образом, заявляя о факте эволюции речевого поведения пользователя, мы не можем с уверенностью утверждать факт развития речевого поведения онлайновой личности или образа, созданного данным пользователем. Возможно, эволюция сознания и мышления, а также речи пользователя будет связана с появлением новых образов, отражающих качественный переход на новую ступень эволюционного речевого развития.

Сомнение вызывают также параметры, по которым мы можем анализировать речевой портрет онлайновой личности. С точки зрения языка Интернет представляет собой весьма пластичную и постоянно трансформирующуюся среду с формирующейся узуальной нормой языка и еще не сложившимся каноном жанров. Пользователь, попадая в данную языковую и речевую ситуацию, подстраивается под те законы, которые существуют в рамках подобного коммуникативного пространства. Таким образом, параметры анализа речевого портрета онлайновой личности будут характеризоваться

относительной неустойчивостью и адаптиро-ванностью к различным языковым ситуациям.

Можно предложить следующие общие параметры для описания речевого портрета онлайновой личности:

1. Специальный вокабуляр интернет-среды.

2. Жанр виртуальной коммуникации.

3. Вовлеченность в языковую игру.

4. Множественность образов онлайновой личности.

5. Анонимность/открытость виртуального общения.

6. Долгосрочность пребывания в виртуальном пространстве.

Под специальным вокабуляром интернет-среды мы понимаем особую лексику, используемую интернет-пользователями и существующую лишь в рамках виртуального коммуникативного пространства (например, шифтануть, пост, сабж и т. д.). Степень владения данной лексикой определяет уровень вхождения пользователя в микросоциум интернет-сообщества. так как незнание отдельных специальных слов может затруднить понимание и может повлечь за собой коммуникативную неудачу.

Жанр также является одним из ключевых параметров, так как выбор жанра может обусловливать особенности речевого поведения и границы выбора образа.

Одной из характеристик виртуального пространства является стремление к творчеству, которое на языковом уровне переходит в словотворчество, в стремление определить возможности и пластичность языка, в своеобразную языковую игру. Вовлеченность пользователя в языковую игру сказывается на его речевом поведении и на выборе средств, используемых для передачи собственных мыслей.

Множественность образов онлайновой личности порождает множественность шаблонов речевого поведения, среди которых необходимо выделять первичные и вторичные, о чем уже было сказано ранее.

Анонимность или открытость общения в Интернете отдаляет или приближает особенности речевого поведения онлайновой личности к реальному речевому поведению пользователя. Чем выше степень анонимности, тем больше потенциал девиации речи в виртуальном пространстве от реальной коммуникации.

Наконец, долгосрочность пребывания в виртуальном пространстве косвенным образом влияет на формирование речи онлайновой лич-

ности, так как более долгий период нахождения в текстовой структуре Интернета со специфическими языковыми особенностями способствует большим изменениям в речевом поведении в сторону его «интернетизации». В целом, мы можем предположить, что «интернетизация» речевого портрета онлайн-пользователя будет ключевым законом формирования онлайновой личности и ее речевого поведения. Под «интернетизацией» мы подразумеваем изменения в языке и речи пользователя, вызванные тесным и частым соприкосновением с виртуальным коммуникативным пространством.

Подводя итоги вышесказанному, мы приходим к заключению, что описание речевого портрета онлайновой личности на данный момент сопряжено с определенными трудностями, вызванными недостаточной проработанностью теоретико-прагматических аспектов интернет-коммуникации и особенностями виртуальной коммуникации в целом. К ключевым проблемам анализа речевого портрета онлайновой личности мы можем отнести следующие: 1) недостаточная разработанность теории онлайновой личности и ее репрезентации в сети Интернет; 2) несоответствие речевого поведения пользователя в реальном и виртуальном пространствах; 3) невозможность отслеживания эволюции речевого поведения онлайновой личности, вызванная особенностями виртуальной коммуникации; 4) отсутствие четко выделенных параметров для анализа в силу пластичности и изменчивости интернет-коммуникации.

Таким образом, описание речевого портрета онлайновой личности, будучи актуальным

вопросом, обладает собственной проблематикой, требующей пристального внимания исследователей-лингвистов.

Список литературы

1. Виноградов, В. В. Проблема авторства и теория стилей. М. : Гос. изд-во худож. лит., 1961. 611 с.

2. Винокур, Т. Г. Говорящий и слушающий : варианты речевого поведения. М. : Наука, 1993. 171 с.

3. Глейзер, Г. Д. Мораль и этика в виртуальном мире // Педагогика. 2003. № 3. С. ЮЗ-105.

4. Клушина, Н. И. Адресат и адресант : диссонанс вместо гармонии // Вестн. МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2004. № 1.

5. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл : Academia, 2004. 345 с.

6. Олпорт, Г. Становление личности. М. : Смысл, 2002. 461 с.

7. Седов, К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции : монография. М. : Лабиринт, 2004. 320 с.

8. Седов, К. Ф. Типы языковых личностей и строение речевого поведения (о риторике бытового конфликта) // Вопр. стилистики. Вып. 26. Саратов, 1996.

9. Уорф, Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. М., 1960.

10.Языковая личность: жанровая речевая деятельность / под ред. В. И. Шаховского. Волгоград : Перемена, 1998. 108 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.