Научная статья на тему 'Виртуализация речевых жанров'

Виртуализация речевых жанров Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
262
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галичкина Елена Николаевна

Рассматривается вопрос о виртуализации речевых жанров, которые на современном этапе видоизменяются, приобретая прагматически ориентированный статус. Устанавливаются когнитивно значимые потребности, определяющие деятельность личности в Интернет-среде. Показан образ автора и концепция адресата, претерпевающие серьезную модификацию в виртуальном измерении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуализация речевых жанров»

E.H. ГАЛИЧКИНА (Астрахань)

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ РЕЧЕВЫХ ЖАНГОВ

Рассматривается вопрос о виртуализации речевых жанров, которые на современном этапе видоизменяются, приобретая прагматически ориентированный статус. Устанавливаются когнитивно значимые потребности, определяющие деятельность личности

в Интернет-среде. Показан образ автора и концепция адресата, претерпевающие серьезную модификацию в виртуальном измерении.

Современная профессиональная коммуникация предполагает глубокое знакомство с Интернетом, его гипертекстовой структурой, когнитивно-прагматической организацией, широкой репрезентативностью языковых кодов. Успешная коммуникация в сети обусловлена рядом предпосылок, основной из которых является владение виртуальными соответствиями речевых жанров. Последние сегодня стремительно видоизменяются, приобретая все более прагматически ориентированный статус. Измерение «здесь и сейчас» представляется исследователям базовым в формировании жанровых обновлений в виртуальной коммуникативной среде. Так, Л.Ф. Ком-панцева считает его не только психокогнитивным, но и коммуникативно-прагматическим: «Именно в этом континууме существует гипертекст Сети “Интернет”, который представляет новую когнитивно-коммуникативную парадигму. Континуум “здесь и сейчас” актуализирует семантику языковых кодов и служит базовой основой комплексного лингвистического исследования Интернета. Гипертекст Сети, основываясь на традиционных лингвистических закономерностях, имеет и альтернативный компонент организации, представленный в реализации речевых жанров и их модификаций в интернет-дискурсе» [5. С. 78].

Сегодня учение о жанрах речи оформилось в особое перспективное направление неолингвистики, которое имеет разные именования - жанроцентризм, жанро-логия, генология, генристика. Интерес к жанровой системе речи обусловлен рядом причин. «Во-первых, сейчас весьма актив-

но ведется поиск базовой единицы речи, которая должна быть достаточно емкой (поиск ведется на пересечении общей теории коммуникации, коллоквиалисти-ки, стилистики, прагматики, лингвистики текста. Во-вторых, этому способствует прагматизация современной коллоквиали-стики в целом» [3. С. 109]). На наш взгляд, существует еще одна предпосылка активного исследования жанровой системы: бурное развитие интернет-коммуникации привело к модификации ряда речевых жанров, связанной с изменением прагматических установок ее участников, актуализацией феномена языковой личности, которая через систему речевых жанров са-мопрезентирует себя в интернет-дискур-се, демонстрирует собственную межкуль-турную и профессиональную компетентность. Осознание речевого жанра как лингвофилософской категории позволяет поставить также проблему социальной, лингвистической и когнитивной компетенции языковой личности и, как следствие, подойти к вопросу определения когнитивно-прагматических основ виртуальной личности. Виртуальная личность - одна из когнитивно-коммуникативных единиц описания Интернета. При изучении этого феномена следует принять во внимание типологическое, общее, универсальное, семиотическое и антропологически значимое для всех культур определение человека через язык. Модель виртуальной личности формируется через стратегию языкового поведения в Интернете. Таким образом, изучая виртуальную личность и типологию личностных отношений в Интернете, мы исследуем языковую личность, иерархию смыслов и ценностей в ее картине мира, проводим лингвокогнитивный анализ стратегий и тактик ее речевого поведения.

Современная лингвистика отмечает принципиально жанровый характер мышления языковой личности. «В ходе развития социолингвистической компетенции человека система жанровых фреймов становится имманентной его сознанию структурой, которая одновременно отражает представления о социальных формах взаимодействия людей и речевых нормах коммуникативного оформления этого взаимодействия» [7. С. 237]. Таким образом, исследование речевых жанров в интернет-

© Галичкина Е.Н., 2008

коммуникации, их возможных модификаций позволит нам рассмотреть «вербально-знаковое оформление типических ситуаций социального взаимодействия людей» [7. С. 67] в Интернете, дискурсивное развитие новой коммуникативной практики, когнитивно-прагматическую компетенцию языковой личности. Определим некоторые общие черты для речевых жанров, используемых в виртуальном дискурсе.

1. Коммуникативные цели речевых жанров виртуального общения могут быть различными, но все они тесным образом сопряжены с прагматическими установками посетителей сети, нацеленными, прежде всего, на самовыражение, самореализацию и самопрезентацию личности. Прагматические установки базируются на основе по-требностной регуляции интернет-деятель-ности людей. Под потребностной регуляцией в широком смысле подразумевается то, какие мотивы заставляют человека выполнять ту или иную деятельность [6. С. 34]. К когнитивно значимым потребностям, определяющим деятельность личности в интернет-среде, могут быть отнесены следующие: 1) потребность в деловой активности - для большинства пользователей работа в Интернете является составной частью профессиональной деятельности, направленной на достижение конкретной цели; 2) когнитивная потребность связана с получением новых знаний, она может иметь различные характеристики в зависимости от направленности познавательного интереса пользователя; 3) коммуникативная и информационная потребности характеризуются поиском новых друзей и единомышленников, сведений об изменении мирового информационного пространства и т.п.; 4) корпоративная потребность (потребность в сотрудничестве) - ориентация пользователей на сотрудничество (а не просто на общение) в работе в Интернете служит индикатором корпоративной потребности и является определяющей при формировании сетевых сообществ; 5) потребность в самоутверждении - в ее основе лежат глубинные психологические явления: самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения; 6) потребность в рекреации и игре, которые занимают важное место в жизни любого человека, - в Интернете каждый пользователь может найти тот вид игры, который ему близок и интересен; формиро-

вание имиджа и создание виртуальной личности представляются определенным типом игры, направленным на реализацию личностного потенциала; 7) потребность в аффилиации является выражением социальной сущности деятельности и личности человека, желания каждого человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы; 8) потребность в самореализации, развитии личности - значительная часть пользователей осознает влияние работы в Интернете на собственную личность и деятельность.

2. Концепция адресата предполагает активную позицию по отношению к сетевой коммуникации и гипертексту. Адресат не только определяет свое отношение к интернет-коммуникации, но и моделирует различные коммуникативные стратегии: блуждание по сети, игнор и т.д. Адресат и участники виртуального общения, сетевые сообщества как цельные коммуникативные системы могут быть осмыслены с позиций прагмалингвистики. В.И. Карасик предлагает типологию участников общения по различным признакам. «Во-первых, коммуниканты противопоставляются по признаку степени активности: говорящий - адресат - косвенный адресат или молчаливый участник, третье лицо... Во-вторых, косвенные адресаты могут быть выделены по признаку степени включения, т. е. могут быть актуальными и случайными; которые подразделяются на “зевак” и “подслушивающих”. В-третьих, адресат выделяется по признаку степени известности говорящему. Чем менее известен адресат, тем более вероятно общение в строгих статусно определенных рамках представительства. В-четвертых, адресат выделяется по признаку речевого жанра. В-пятых, адресат выделяется по признаку величины или числа (общение один на один, в малой группе, в большой группе, массовая коммуникация). В-шестых, адресат выделяется по признаку опосредованности (адресат-ретранслятор). В-седьмых, адресат выделяется по признаку рефлексивности (разговор с самим собой, адресант обращается к косвенному адресату). В-восьмых, реальным адресатам могут быть противопоставлены вымышленные адресаты, а также удвоенные адресаты (например, актеры, играющие ту или иную роль на сцене)» [4. С. 137 - 138]. В ситуации виртуального общения приве-

денная типология приобретает следующее характерологическое воплощение: 1) степень презентативности: виртуальное общение по большей части лишено зрительных контактов, поэтому речевая активность участников имеет ярко выраженный презентационный характер; 2) степень психологической самоопределенности и самореализации: «зеваки» и «подслушивающие» -когнитивная представленность начинающих сетевиков, которые стремятся проникнуться идеями того или иного виртуального сообщества, овладеть всеми нюансами жанра виртуального общения; 3) анонимность га. известность - виртуальное знакомство часто бывает не подкреплено реальным; более того, виртуальные знакомые в реальном мире могут обладать абсолютно иными статусными характеристиками, чем их виртуальные личности; психологическая раскрепощенность, чувство вседозволенности, анонимность, обусловленные виртуальностью ситуации общения, несколько ослабляют строгие статусно определенные рамки представительства; 4) речежанровая маркированность -в виртуальном пространстве адресат может также определяться по признаку речевого жанра; в художественных текстах, создаваемых в сети, тип адресата определяется социальными, дискурсивными, психологическими , когнитивно -коммуникативны -ми параметрами; 5) адресность коллективная или индивидуальная (общение один на один, в многочисленном чате или, наоборот, в виртуальной комнате для избранных, виртуальные конференции) служит одним из определяющих жанровых параметров; 6) опосредованность адресата - признак, обязательный для виртуальной коммуникации. Адресатом-ретранслятором является модератор, он объединяет в себе все статусные векторы участников коммуникации и в этой своей функции напоминает служителей культа.

3. Рефлексивность участников, компонент вымышленности, ирреальности составляют когнитивную базу виртуального общения. Это объясняется анонимностью коммуникации в виртуальности; возможностью «игры» и построения множественного Я в Интернете.

4. Статусная характеристика «авторства» участников виртуального общения. Категория образа автора сегодня понима-

ется гораздо шире, занимая центральное положение при создании любого дискурса - как художественного, так и нехудожественного, являясь основой антропоцент-ричности любого исследования. В виртуальном общении образ автора претерпевает несколько серьезных модификаций; воображаемое время и пространство художественного текста в виртуальном измерении получают реальные координаты; каждый пользователь становится автором собственного дискурса, вовлекая в него других членов сети, собственного имиджа, создает свою виртуальную личность с желаемым статусом, который чаще всего не совпадает с реальным.

5. Событийность как параметр речевых жанров (РЖ) виртуального общения обусловливается несколькими факторами: национальной спецификой; изменением прагматических и иллокутивных критериев; взаимодействием разговорной и письменной речи; определенными коммуникативно-поведенческими сценариями. «Набор речевых жанров, выделенных языковым сознанием носителей одного языка, может не совпадать с набором речевых жанров другого языка, поскольку жанры отражают определенный общественно-культурный мир и закодированы в лексических единицах того или иного языка» [8. С. 17].

Интернет-сообщество представляет разнообразный распознаваемый набор культурных ценностей и культурных сценариев, отличный от культурных ценностей и сценариев реального мира. Следовательно, РЖ, используемые в сетевых культурных сценариях, будут претерпевать модификации и в использовании новых жанровых приемов, и в самом построении речевого целого, и в ориентации на виртуального адресата.

6. Каждый речевой жанр в виртуальном проявлении обладает определенной пространственно-временной организацией. Эта организация многомерна, потому что интерактивна. «Главной характеристикой гипертекста, а стало быть, и киберпространства является не протяженность, а связность, структурированность, насыщенность разнородными связями, а, кроме того, содержательная полнота, т. е. отражение всех мыслимых позиций и точек зрения. Более того, у каждого человека складывается собственная метафора киберпространства: гипертекст нелинеен, обладает

множеством “точек входа”, никому не суждено обойти его целиком, а индивидуальные кибермаршруты неповторимы» [2].

7. Коммуникативная ситуация виртуального пространства динамична и подвержена быстрой переакцентуации. Пользователь обычно не ограничивается одним жанром, гипертекст предоставляет возможности для быстрого переключения с одного виртуального жанра на другой.

8. Относительная устойчивость и нормативность речевых жанров. Речевые жанры, существующие в реальной действительности, используются и в виртуальной реальности. Пользователи с первых минут виртуального общения определяют жанровую форму виртуальной реальности, в которой находятся, предугадывают ее композицию. Комфортное пребывание в сети напрямую связано с ориентацией пользователя в виртуальной реализации речевых жанров.

9. Графическая стимуляция коммуникации: в виртуальной реальности типические экспрессии слов поддерживаются широким спектром графических стимулов (смайликами, аватарами, заглавными буквами и др.), которые являются неотъемлемым элементом стилистики Интернета.

10. Господствующая концепция, определенная М.М. Бахтиным, полностью оправдана и в виртуальном пространстве: мировоззрение, оценки и эмоции говорящего определяют набор языковых средств высказывания, его стиль и композицию.

Сегодня в лингвистической литературе повторяется мысль о динамике речевых жанров, обусловленной национальной спецификой, изменением прагматических и иллокутивных критериев, взаимодействием разговорной и письменной речи. «Основанием идентификации речевых жанров считаются цели: есть новая цель - есть новый речевой жанр» [3. С. 117]. Цели виртуального общения весьма разнообразны -от самопрезентации личности до профессионального роста и участия в глобальных мировых процессах. Поэтому виртуальные модификации речевых жанров будут многочисленны и оригинальны, а глобальность и интерактивность Сети позволят включить их в общекультурный всемирный дискурс.

Литература

1. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.

2. Войскунский А.Е. Метафоры Интернета [Электронный ресурс] / А.Е. Войскунский // Вопр. философии. 2001. №11. С. 64 - 97. Режим доступа: www.nethistory.ru/boblio/1043173 332.html.

3. Дементьев, В. В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике / В.В. Дементьев // Вопр. языкознания. 1997. №1. С. 109 - 121.

4. Карасик, В.И. Язык социального статуса / В.И. Карасик. М.: Гнозис, 2002. 333 с.

5. Компанцева, Л.Ф. Виртуальные модификации речевых жанров как проблема меж-культурной коммуникации и компетенции / Л.Ф. Компанцева // Профессиональная коммуникация: проблемы гуманитарных наук. Волгоград: ИПК ВГСХА «Нива», 2005.

6. Олянич, A.B. Презентационная теория дискурса: монография / A.B. Олянич. Волгоград: Парадигма, 2004. 507 с.

7. Седов, К.Ф. Дискурс и личность: Эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004. 320 с.

8. Шмелева, Е.Я. Русский анекдот: Текст и речевой жанр / Е.Я. Шмелева, А.Д. Шмелев. М.: Яз. славянской культуры, 2002. 144 с.

Ю.М. ИВАНОВА (Волгоград)

КОММУНИКАТИВНЫЕ И НЕКОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

Описана градация степени коммуникативности различных игр.

На основании критерия игрового материала коммуникативные игры противопоставляются некоммуникативным. Показаны различия в принципах речевого обеспечения коммуникативных и некоммуникативных игр.

Прежде чем рассмотреть различия коммуникативных и некоммуникативных игр, определим исходные теоретические позиции. В своем исследовании игрового элемента естественной коммуникации мы опираемся на междисциплинарную (философия, культурология, психология, линг-

© Иванова Ю.М., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.