Научная статья на тему 'Религиозный интернет-дискурс: социолингвистический аспект'

Религиозный интернет-дискурс: социолингвистический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
224
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / ТАКТИКИ / ПРИЁМЫ / ПОЛИЖАНРОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГИПЕРТЕКСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шашков Игорь Александрович

Аннотация В статье исследуется феномен религиозного интернет-дискурса через приз-му социально-обусловленных факторов, влияющих на речекоммуникативное поведение языковой личности сетевого пользователя. Автор раскрывает понятие гипертекстового материала как основной единицы, обеспечивающей успешное функционирование исследуемого типа дискурса. Анализ определённых стратегий, тактик и приёмов, используемых продуцентом, доказывает когнитивно-прагматическую способность гипертекста воздействовать на языковую личность участника религиозного интернет-дискурса. Практическая значимость работы представлена использованием методов сетевой навигации и браузинга с позиции языковой личности пользователя с целью изучения особенностей и средств реализации информативно-дистрибутивной и социокоммуникативной функций гипертекстового материала. Основываясь на результатах исследования, автор делает вывод об особенностях функционирования исследуемого дискурса, опосредованного гипертекстовым пространством. Автору удалось обновить проблематику религиозного дискурса в области исследования сетевых дискурсивных практик посредством анализа особенностей реализации свойств и функций гипертекста в религиозном интернет-дискурсивном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS ONLINE DISCOURSE: SOCIOLINGUISTIC ASPECT

Abstract The article deals with researching the phenomenon of the religious internet-discourse through the lens of socially determined factors influencing speech communicative behaviour of the net user’s language identity. The author explains definition of the hypertext material as a basic unit providing successful functioning of the researched discourse type. The analysis of the definite strategies, tactics and ways used by the producent proves cognitive pragmatic power of the hypertext to influence the language identity of the religious internet-discourse participant. Practical significance of the article consists in using methods of network navigation and browsing from the position of the user’s language identity with the aim of studying particularities of realizing information distributive and sociocommunicative functions of the hypertext material. Basing on the research results the author comes to the conclusion that functioning of the studied discourse type is mediated with the hypertext space. The researcher manages to renovate the topic of the religious discourse in the sphere of network discourse practices by means of analyzing the particularities of realizing hypertext features and functions in the religious internet-discourse space.

Текст научной работы на тему «Религиозный интернет-дискурс: социолингвистический аспект»

УДК 81'242:004 Шашков И. А.

Стахановский педагогический колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко 94016, г. Стаханов, ул. Пономарчука, д. 25, Луганская Народная Республика

РЕЛИГИОЗНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС: СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

аннотация

В статье исследуется феномен религиозного интернет-дискурса через призму социально-обусловленных факторов, влияющих на речекоммуникатив-ное поведение языковой личности сетевого пользователя. Автор раскрывает понятие гипертекстового материала как основной единицы, обеспечивающей успешное функционирование исследуемого типа дискурса. Анализ определённых стратегий, тактик и приёмов, используемых продуцентом, доказывает когнитивно-прагматическую способность гипертекста воздействовать на языковую личность участника религиозного интернет-дискурса. Практическая значимость работы представлена использованием методов сетевой навигации и браузинга с позиции языковой личности пользователя с целью изучения особенностей и средств реализации информативно-дистрибутивной и социокоммуникативной функций гипертекстового материала. Основываясь на результатах исследования, автор делает вывод об особенностях функционирования исследуемого дискурса, опосредованного гипертекстовым пространством. Автору удалось обновить проблематику религиозного дискурса в области исследования сетевых дискурсивных практик посредством анализа особенностей реализации свойств и функций гипертекста в религиозном интернет-дискурсивном пространстве.

ключевые слова:

лингвопрагматические стратегии, тактики, приёмы, полижанровая организация, гипертекстовый материал.

структура

Введение

Гипертекст как элемент религиозного интернет-дискурса

Гипертекст в условиях функционирования религиозного интернет-

дискурса

Реализация свойств и функций гипертекста в пространстве религиозного

интернет-дискурса

Выводы

I. Shashkov

Stakhanov Pedagogical College of Lugansk Taras Shevchenko National University 25 Ponomarchuka ul., Stakhanov 94016, Lugansk People's Republic

RELIGIOUS ONLINE DISCOURSE: SOCIOLINGUISTIC ASPECT

abstract

The article deals with researching the phenomenon of the religious internetdiscourse through the lens of socially determined factors influencing speech communicative behaviour of the net user's language identity. The author explains definition of the hypertext material as a basic unit providing successful functioning of the researched discourse type. The analysis of the definite strategies, tactics and ways used by the producent proves cognitive pragmatic power of the hypertext to influence the language identity of the religious internet-discourse participant. Practical significance of the article consists in using methods of network navigation and browsing from the position of the user's language identity with the aim of studying particularities of realizing information distributive and sociocommunicative functions of the hypertext material. Basing on the research results the author comes to the conclusion that functioning of the studied discourse type is mediated with the hypertext space. The researcher manages to renovate the topic of the religious discourse in the sphere of network discourse practices by means of analyzing the particularities of realizing hypertext features and functions in the religious internet-discourse space. key words:

linguo-pragmatic strategies, tactics, ways, polygenre organization, hypertext material.

ВВЕДЕНИЕ

Социально-значимые функции интернета обусловливают совершенствование способов эффективной информационной дистрибуции и коммуникативной интеракции. В основе современных антропоцентрических исследований в области интернет-дискурсологии заложены идеи межсубъектных взаимоотношений, имеющих место в условиях использования гипертекстового материала, наделённого когнитивно-прагматическим потенциалом по отношению к массовой сетевой аудитории реципиентов. Глобальное сетевое пространство доказало своё право на статус фактора, необходимого для успешной реализации социокоммуникативных интенций представителей современного информационного общества, что сегодня представляется доступным для изучения в разнообразных интернет-дискурсивных практиках, примером которых является религиозный интернет-дискурс (РИД).

ь

В качестве теоретической основы работы взяты труды в области:

1) религиозного дискурса (Е. В. Бобырева [4], В. И. Карасик [8], Е. А. Кожемякин [9]);

2) дискурс-анализа (Д. Мэнгено [21], Т. А. ван Дейк [21], С. Тичер [13], Р. Во-дак [13]) и дискурс-исследований (Д. Кристал [22]), исследований дискурса в коммуникативно-когнитивной парадигме (И. С. Шевченко [20]);

3) речежанровой организации пространства сетевого (виртуального / интернет) дискурса (Н. Г. Асмус [1], К. В. Ахнина [2], Е. В. Горина [6], Л. Ф. Ком-панцева [10], М. О. Кочеткова [11], Дж. Свейлс [21]);

4) гипертекстовой организации дискурсивного пространства и функциональных особенностей текста (Н. А. Ахренова [3], А. Е. Гульшина [7], О. В. Лу-товинова [12], А. Н. Рудяков [14]);

5) исследований «адресант-адресатных» отношений участников дискурсивного пространства (Л. В. Селезнёва [15], Л. Н. Синельникова [16], Н. И. Фор-мановская [18]).

Материалом исследования послужили около 200 единиц гипертекста религиозного содержания, собранные методом сплошной выборки через осуществление с позиции языковой личности пользователя сети (ЯЛПС) браузинга (поиск и выбор информационного материала) и последующей навигации (переходы между гипержанрами и жанрами различных уровней с помощью гипертекстовых ссылок) в сетевом пространстве РИД.

ГИПЕРТЕКСТ КАК ЭЛЕМЕНТ РЕЛИГИОЗНОГО ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА

Для проведения исследования религиозного дискурса как феномена глобальной интернет-опосредованной практики с позиции социолингвистического подхода нами рассматривались трактовки: 1) дискурса как процесса ретрансляции, дистрибуции смыслов, ценностей, мнений, сообщения намеренно подготовленной информации; 2) религиозного дискурса, рассматриваемого, например, Е. В. Бобыревой [4] как многостороннее разноплановое явление со свойственными ему признаками (считаем, что функционированию пространства РИД присущи определённые конституирующие признаки, которые в сумме с компонентами (гипертекстовым материалом и многоуровневой полижанровой организацией) образуют разнообразие моделей структурирования и существования этого пространства); 3) гипертекстового материала как основной единицы, с помощью которой осуществляется данный процесс в условиях полижанровой организации РИД. «Текст как результат обработанной речи (в отличие от спонтанных речевых актов), манифестирует себя в качестве источника хранения и передачи информации, связанной с лингвистическими, психическими, социальными, историческими, культурными и т. п. параметрами транслируемых структур» [17, с. 29], «текст - как исходный материал и продукт производства - приобретает статус универсального и

единственного средства обмена информацией» [1, с. 20]. Согласимся с И.С. Шевченко, рассматривающей текст как лингвистическое воплощение дискурса [13]. Полагаем, что названные параметры текста приемлемы и для гипертекстового материала (ГТМ), который дополнительно наделён электронно-опосредованными и сетевыми способностями. Говоря о РИД, мы склонны придерживаться мнения исследователей, рассматривающих ГТМ не только как средство реализации социально-коммуникативной функции, но и как инструмент воздействия на языковую личность участника рассматриваемого пространства.

гипертекст в условиях функционирования религиозного интернет-дискурса

Справедливым будет утверждение, что функционирование РИД невозможно без наличия его основных элементов - языковых личностей участников («которые соотносятся как продуцент - реципиент; и соответственно - ЯЛПр (языковая личность продуцента) и ЯЛР (языковая личность реципиента)» [19, с. 20]), получающих возможность удовлетворения своих социокоммуникатив-ных потребностей посредством статусно-ориентированной репрезентации, определяющей в перспективе сценарии речекоммуникативного поведения.

Речь продуцента, опосредованная выбранным жанром, фиксируется в ГТМ, представляющем пространство РИД. В данной работе мы предприняли попытку исследования ряда стратегий, тактик и приёмов с позиции социолингвистического подхода, используемых языковой личностью продуцента в отношении реципиента, наделяющих гипертекстовый материал когнитивно-прагматическим потенциалом.

Будучи целенаправленно адресованным сетевой аудитории, погружённым в информационно-дистрибутивную и жанровую практики, ГТМ наделяется определёнными свойствами, характерными для представления РИД в ракурсе СЛП:

а) информативностью (с учётом соотношения «содержательно-фак-туальной, содержательно-концептуальной и содержательно-подтекстовой информации» [5, с. 28-29]);

б) модальностью («отношение говорящего (пишущего) к действительности» [5, с. 1 1 3]). Рассматривая данное свойство через субъектно-объект-ные отношения, можно предположить, что посредством подготовленного ГТМ через отношение к сообщаемой действительности продуцентом имплицитно выражается и отношение к языковой личности информируемого;

в) целенаправленнойадресованностью (рассматриваем данное свойство как характерное для ГТМ, предполагающее его предназначение для определённого социума в РИД);

г) интерпретируемостью (предполагает учёт иллокутивных установок, коммуникативных интенций и пресуппозиций реципиента, обеспечивающих с его стороны ожидаемое продуцентом декодирование информации).

реализация свойств и функций гипертекста в пространстве религиозного

интернет-дискурса

Рассматривая ГТМ как основную единицу информационно-дистрибутивной практики, к её наиболее значимым функциям, способствующим реализации когнитивно-прагматических стратегий и тактик в пространстве РИД с позиций социолингвистического подхода, считаем возможным отнести информативно-дистрибутивную и социокоммуникативную.

Информативно-дистрибутивная функция (распространение информации, опосредованное возможностями сетевого функционала). Данная функция ГТМ способствует реализации стратегии привлечения внимания сетевого пользователя через тактику создания многоуровневого гипержанрового пространства РИД. Например, пространство гипержанра «Каталог православных ресурсов сети интернет "Православное Христи-анство.ги"» представлено множеством гипержанров отправного переходного этапа ПЭ (нами намеренно введён термин ПЭ с целью более детального структурирования жанрового разнообразия пространства РИД). Предполагаемая навигация, осуществляемая со стороны ЯЛПС в данном пространстве, обеспечивается использованием следующих средств:

а) тактикой демонстрации каталога вебресурсов (гипержанров) («Православие и мир. Мультимедийный портал о Православии и жизни общества», «Logos. Портал православной молодёжи Молдовы», «Завет.Йи. Православный информационно-просветительский проект», «Православная жизнь. Информационно-образовательный портал», «Прихожане. Сайт знакомств и общения» (Проект портала «Православная жизнь») и др.)1;

б) тактикой технического оснащения сетевого контента на разных ПЭ, что реализуется через размещение гипертекстовых фрагментов в виде набора гиперссылок. Например, ГЖ первого ПЭ «Православный медицинский сервер» представлен разнообразием ГЖ второго ПЭ («Главная (страница)», «Книги», «О сайте», «Ссылки», «Материалы», «Новости», «Центр "Жизнь"»2). Дальнейшие браузинг и навигация имеют место в силу распада ГЖ второго ПЭ на жанровый арсенал третьего ПЭ. Так, ГЖ «Главная (страница)» представлен не только гипержанровым арсеналом в строке меню сайта, но и дополнительными гиперссылками, с помощью которых пользователь может выбрать гипертекстовые фрагменты, представляющие жанр переходного этапа: «Православное книжное обозрение», «Библиотека», «Блог» и т. д.;

в) тактикой хаотичности жанровой организации и анонсирования на любом из ПЭ. В зависимости от контентной нагрузки арсенал гипержанра

1 Православное христианство [Электронный ресурс]. URL: http://www.hristianstvo.ru/ internet/portals (дата обращения: 15.01.2019).

2 Православие и медицина [Электронный ресурс]. URL: http://www.orthomed.ru (дата обращения: 15.01.2019).

ь

«Главная» претерпевает дробление на гипержанры третьего ПЭ посредством жанров и гипержанров на уровне одного переходного этапа. Так, гипержанр «Ссылки» репрезентирован: 1) набором жанров, представленных гипертекстовым материалом определённого тематического содержания: «Биоэтика», «Защита жизни», «Нужна помощь», «Аборты, всё, что нужно знать об абортах»; 2) в то же время гипержанром «Ссылки на различные интернет-ресурсы»3; 3) гиперссылками для перехода в социальные сети.

Социокоммуникативная функция (способствует достижению ключевой цели участников - приобщению и поддержке участия в РИД). Реализацию данной функции ГТМ можно наблюдать, например, в стратегии глобального создания потенциальной сетевой аудитории участников РИД, что обеспечивается набором взаимозависимых тактик:

а) тактикой учёта интересов адресата, обеспечивающейся приёмом демонстрации тематического разнообразия, способного посредством перечня гипертекстовых фрагментов привлечь внимание ЯЛПС («Видео», «Загадки», «Игры», «Комиксы», «Лагерь», «Новости», «Песни», «Послания», «Психология», «Свадьбы»4; «Каталог христианского творчества», «Православные знакомства», «Вопросы и ответы», «Галерея христианской и православной живописи и графики», «Образование», «Организации», «Технологии», «Ыете^проекты»5);

б) тактикой демонстрации особого статуса продуцента, применение которой осуществляется, например, посредством приёма компетентности и уверенности ретранслятора в истинности миссии или учения («В настоящее время Господь пробуждает многих христиан к святой жизни, побуждая к молитве и свидетельстве об Иисусе Христе. Но мы ждём ещё большего! Мы ожидаем могучее действие Святого Духа на землю. А это значит, что Бог может коснуться нашего общества, наших наций и спасти ещё миллионы людей от ада»6), приёма ретрансляции сакральных знаний («Господь говорит, что "все согрешили" (Рим. 3:23) //Христос начал свое служение со слов «покайтесь и верьте в Евангелие (Добрую Весть)» (Мк. 1:15) // Мы живём в последнее время и для этого времени звучат слова обещаний Бога: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть ... и будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2:17, 21)»7), приёма наставления (поучения) («Смысл покаяния в том, чтобы осознать свои грехи, исповедать грехи перед Богом, и оставить их. // Но для

3 Начало старческого слабоумия [Электронный ресурс] // Православие и медицина: [сайт]. URL: http://www.orthomed.ru/node/1301 (дата обращения: 15.01.2019).

4 Христианский сайт Иисус.ги. URL: https://www.иисус.ru (дата обращения: 15.01.2019).

5 Причал [Электронный ресурс]. URL: http//:www.priestt.com (дата обращения: 15.01.2019).

6 Христианская община «Слово Божье» [Электронный ресурс]. URL: http://www. home.slovoboga.org (дата обращения: 15.01.2019).

7 Приветствие пастора [Электронный ресурс] // Христианская община «Слово Божье»: [сайт]. URL: http://home.slovoboga.org/ruwelcome (дата обращения: 15.01.2019).

пробуждения необходимо также и единство... //Нам нужно быть готовыми... // Нам следует забыть о конкуренции и зависти, ибо это от дьявола. //Нам необходимо видеть себя и свою церковь, как часть единой Церкви Христа. Следовательно, объединять общие усилия для спасения мира»8);

в) тактикой определения «круга своих / избранных» посредством приёма обобщения и конкретизации: «Наша Церковь - это люди разного возраста, рода деятельности, характера, 18 национальностей, у каждого своя история. Мы совершенно разные, но всех нас объединяет одно: мы искуплены Иисусом Христом и верим в живого Бога. У нас есть цель в жизни»9;

г) тактикой учёта возрастных и гендерных характеристик, реализации которой способствуют, например, приём конкретизации возрастной целевой аудитории («Детская Церковь», «Молодёжный центр»10), приём особенного наименования (1-3 лет - «Маленькие овечки», 4-5 лет -«Светлячки», 6-7 лет - «Божие деревца», 8-9 лет - «Чистые сердца», 10-12 лет - «Божья армия»11), приём сообщения избранным участникам мотивации дальнейших обязанностей («Бог крестит Святым Духом не только взрослых, но молодежь, подростков и детей. Они готовы встать вместе с нами в ряды воинов Христа и проповедовать Евангелие»12);

д) тактикой учёта проблем исключительно женщин, мужчин, молодёжи, применение которой осуществляется посредством освещения глобальных социотематических направлений («Гомеопатия», «Защита жизни», «Аборты и их последствия»13). Перечень тактик и приёмов весьма обширен и соподчинён, т. к. каждый из тактических элементов в их совокупности обеспечивают эффективное функционирование пространства РИД.

выводы

Анализ свойств и функций позволяет нам определить гипертекстовый материал как основную единицу и результат социально-обусловленного спланированного процесса речетворчества со стороны языковой личности продуцента, представленные в зафиксированной письменной форме, размещенные с помощью гипертекстовой организации на вебресурсах, составляющих пространство РИД. Проецируя вышеприведённые функции, свойства и определение текстового материала на матрицу функционирующего пространства РИД, можно предположить, что с позиции социолингвистического подхода религиозный интернет-дискурс может трактоваться как когнитив-

8 Приветствие пастора....

9 Тамбовская церковь Христа спасителя [Электронный ресурс]. URL: http://www. russia-church.com (дата обращения: 15.01.2019).

10 Приветствие пастора...

11 Там же.

12 Там же.

13 1st Way Life Centre [Электронный ресурс]. URL: http://life.orthomed. ru/zhizn/ abortion (дата обращения: 15.01.2019).

но-прагматическое явление репрезентации информационно-дистрибутивных практик (ИДП), опосредованное гипертекстовыми возможностями сетевого функционала.

Исследовательский опыт доказывает, что процессы браузинга и сетевой навигации представляют собой нелинейные, беспорядочные варианты выбора гипертекстовых фрагментов, репрезентирующих многообразие со-циотематических направлений, предполагаемо актуальных для языковой личности пользователя сети, с последующим хаотичным поиском, переходом, «сетевым блужданием» (И. Шашков) в полижанровом многообразии пространства РИД. Осуществление указанных процессов уже на начальных этапах становится возможным благодаря запланированному учёту предполагаемого набора пресуппозиций и социокоммуникативных потребностей адресата, что окажется максимально эффективным благодаря техническим особенностям сетевого функционала и когнитивно-прагматическому потенциалу языковой личности продуцента.

Реализация религиозного интернет-дискурса наблюдается через многоуровневую систему его полижанровой организации, репрезентируемой гипертекстовым материалом и способствующей эффективному использованию когнитивно-прагматических стратегий и тактик, направленных на привлечение внимания ЯЛПС к участию в пространстве религиозного интернет-дискурса, с целью последующего суггестивного воздействия на языковую личность реципиента с помощью лингвопрагматических стратегий, тактик, приёмов.

литература

1. Асмус Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2005. 265 с.

2. Ахнина К. В. Сетевой медицинский дискурс: языковые и коммуникативно-прагматические характеристики: дис. ... канд. филол. наук. М., 2016. 211 с.

3. Ахренова Н. А. Интернет-дискурс как гипертекст // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2016. № 3. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 15.01.2019). doi:10.18384/2224-0209-2016-3-760

4. Дискурсивное пространство современного мира: монография / Е. В. Бобырева и др. St. Louis, MO: Publishing House Science and Innovation Center, 2014. 150 с.

5. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007. 144 с.

6. Горина Е. В. Дискурс Интернета в аспекте воздействия на пользователя // Политическая лингвистика. 2015. № 2 (52). C. 150-156.

7. Гульшина А. Е. Лингвостилистические особенности текста веб-сайта: проблема смыслового восприятия: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2006. 21 с.

8. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с.

9. Кожемякин Е. А. Религиозный интернет-дискурс: методология исследования [Электронный ресурс] // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. Вып. 15. № 2 (97). URL: http://dspace.bsu. edu.ru/bitstream/123456789/11995/1/ Kozhemyakin_Religioznyy.pdf (дата обращения: 29.12.2018).

10. Компанцева Л. Ф. Интернет-лингвистика: когнитивно-прагматический и лингвокультурологический подходы: монография. Луганск: Знание, 2008. 528 с.

11. Кочеткова М. О. Жанровая динамика дискурса блогосферы: социолингвистический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2016. 23 с.

12. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: монография. Волгоград: Перемена, 2009. 477 с.

13. Методы анализа текста и дискурса / С. Тичер и др.; пер. с англ. Харьков: Гуманитарный Центр, 2009. 356 с.

14. Рудяков А. Н. Лингвистическая инструментология: функциональное описание текста // Русская филология: научно-методический журнал. 2012. № 3 (47). С. 7-11.

15. Селезнёва Л. В. Интеракциональная природа дискурса // Многоликий дискурс: монография / под общ. ред. В. Е. Хвощева, М. А. Малышева. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ: КЛОН, 2012. С. 115-122.

16. Синельникова Л. Н. Специфика адресант-адресатных отношений в масс-медийном дискурсе [Электронный ресурс] // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия: Филология. Социальные коммуникации. 2008. Т. 21 (60). № 1. URL: http://sn-philol. cfuv.ru/wp-content/uploads/2016/12/ sinelnikova.pdf (дата обращения: 26.12.2018).

17. Темнова Е. В. Современные подходы к изучению дискурса // Язык, сознание, коммуникация: сборник статей. Вып. 26 / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2004. С. 24-33.

18. Формановская Н. И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М.: Русский язык, 2002. 216 с.

19. Шашков И. А. Участники религиозного интернет-дискурса // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: в 2 ч. Ч. 1. Екатеринбург: УМЦ-УПИ, 2018. С. 19-25.

20. Шевченко И. С. Дискурс как когнитивно-коммуникативный феномен: единицы и категории // Лингвистические исследования: сборник статей. Вып. 5. Ереван: Лимуш, 2015. С. 146-158.

21. Angermuller J. Maingueneau D., Wodak R. The Discourse Studies Reader: Main currents in the theory and analysis. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2014. 428 p.

22. Crystall D. The Cambridge Encyclopedia of the English Language. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. 499 p.

references

1. Asmus N. G. Lingvisticheskie osobennosti virtual'nogo kommunikativnogo prostranstva: dis.... kand. filol. nauk [Linguistic features of the virtual communicative space: PhD thesis in Philological sciences]. Chelyabinsk, 2005. 265 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Akhnina K. V. Setevoi meditsinskii diskurs: yazykovye i kommunikativno-prag-maticheskie kharakteristiki: dis.... kand. filol. nauk [Network medical discourse: linguistic and communicative-pragmatic characteristics: PhD thesis in Philological sciences]. Moscow, 2016. 211 p.

3. Akhrenova N. A. [Internet discourse as a hypertext]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogooblastnogo universiteta (elektronnyizhurnal) [Bulletin of Moscow Region State University (e-journal)], 2016, no. 3. Available at: www.evest-nik-mgou.ru (accessed: 15.01.2019).

4. Bobyreva E. V. et al. Diskursivnoeprostranstvo sovremennogo mira [The discursive space of the modern world]. St. Louis, MO, Publishing House Science and Innovation Center Publ., 2014. 150 p.

5. Gal'perin I. R. Tekst kak ob'ekt lingvisticheskogo issledovaniya [The text as an object of linguistic research]. Moscow, KomKniga Publ., 2007. 144 p.

6. Gorina E. V. [The discourse of the Internet in terms of its impact on the user]. In: Politicheskayalingvistika [Political linguistics], 2015, no. 2 (52), pp. 150-156.

7. Gul'shina A. E. Lingvostilisticheskie osobennosti teksta veb-saita: problema smyslovogo vospriyatiya:avtoref. dis.... kand. filol. nauk [Formal features of the text web site: the problem of semantic perception: abstract of PhD thesis in Philological sciences]. Moscow, 2006. 21 p.

8. Karasik V. I. Yazykovoi krug: lichnost, kontsepty, diskurs [Language circle: personality, concepts, discourse]. Moscow, Gnozis Publ., 2004. 390 p.

9. Kozhemyakin E. A. [Religious Internet discourse: the research methodology]. In: Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo [Bulletin of Belgorod State University. The Series: Philosophy. Sociology. Law], 2010, iss. 5, no. 2 (97). Available at: http://dspace. bsu.edu.ru/bitstream/123456789/11995/1/Kozhemyakin_Religioznyy.pdf (accessed: 29.12.2018).

10. Kompantseva L. F. Internet-lingvistika: kognitivno-pragmaticheskii i lingvokul'turologicheskii podkhody [Internet linguistics: cognitive-pragmatic and linguocultural approaches]. Lugansk, Knowledge Publ., 2008. 528 p.

11. Kochetkova M. O. Zhanrovaya dinamika diskursa blogosfery: sotsiolingvis-ticheskii aspect: avtoref. dis.... kand. filol. nauk [The genre dynamics of discourse in the blogosphere: sociolinguistic aspect: abstract of PhD thesis in Philological sciences]. Tomsk, 2016. 23 p.

12. Lutovinova O. V. Lingvokul'turologicheskie kharakteristiki virtual'nogo diskursa [Lingvocultural characteristics of virtual discourse]. Volgograd, Peremena Publ., 2009. 477 p.

13. Ticher C. et al. Methods of analyzing text and discourse (Russ. ed.: Metody analiza teksta i diskursa. Kharkov, Humanitarian Center Publ., 2009. 356 p.).

14. Rudyakov A. N. [Linguistic instrumentology: functional description text]. In: Russkaya filologiya:nauchno-metodicheskiizhurnal [Russian philology: scientific and methodical journal], 2012, no. 3 (47), pp. 7-11.

15. Selezneva L. V. [Interactional nature of discourse]. In: Khvoshchev V. E., Malyshev M. A., eds. Mnogolikii diskurs [Diverse discourse]. Chelyabinsk, Publishing House of the South Ural State University Publ., Clone Publ., 2012, pp. 115-122.

16. Sinel'nikova L. N. [The specifics of the sender-addressee relations in mass media discourse]. In: Uchenye zapiski Tavricheskogo natsional'nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Seriya: Filologiya. Sotsial'nye kommunikatsii [Memoirs of Vernadsky Tauride National University. Series: Philology. Social communications], 2008, vol. 21 (60), no. 1. Available at: http://sn-philol.cfuv.ru/wp-content/ uploads/2016/12/ sinelnikova.pdf (accessed: 26.12.2018).

17. Temnova E. V. [Modern approaches to the study of discourse]. In: Kras-nykh V. V., Izotov A. I., eds. Yazyk, soznanie, kommunikatsiya. Vyp. 26 [Language, consciousness, communication. Iss. 26]. Moscow, MAKS Press Publ., 2004, pp. 24-33.

18. Formanovskaya N. I. Rechevoe obshchenie: kommunikativno-pragmaticheskii podkhod [Speech communication: communicative and pragmatic approach]. Moscow, Russian language Publ., 2002. 216 p.

19. Shashkov I. A. [The members of a religious internet discourse]. In: Aktual'nye voprosy filologicheskoinaukiXXI veka. Ch. 1 [Actual issues of Philology of the XXI century. P. 1]. Ekaterinburg, UPI Training Center Publ., 2018, pp. 19-25.

20. Shevchenko I. S. [Discourse as cognitive and communicative phenomenon: units and categories]. In: Lingvisticheskie issledovaniya. Vyp. 5 [Linguistic studies. Iss. 5]. Yerevan, Limush Publ., 2015, pp. 146-158.

21. Angermuller J., Maingueneau D., Wodak R. The Discourse Studies Reader: Main currents in the theory and analysis. Amsterdam, John Benjamins Publishing Company, 2014. 428 p.

22. Crystall D. The Cambridge Encyclopedia of the English Language. Cambridge, Cambridge University Press, 1997. 499 p.

дата публикации

Статья поступила в редакцию: 22.01.2019 Статья размещена на сайте: 29.03.2019

информация об авторе / information about the author

Шашков Игорь Александрович - преподаватель английского языка Стахановского педагогического колледжа Луганского национального университета имени Тараса Шевченко; e-mail: study777@mail.ru

Igor' A. Shashkov - English teacher at Stakhanov Pedagogical College of Taras Shevchenko Lugansk National University; e-mail: study777@mail.ru

правильная ссылка на статью / for citation

Шашков И. А. Религиозный интернет-дискурс: социолингвистический аспект // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2019. № 1. URL: www.evestnik-mgou.ru

Shashkov I. A. Religious online discourse: sociolinguistic aspect. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2019, no. 1. Available at: www.evestnik-mgou.ru

ь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.