Научная статья на тему 'Гипертекст: понятие, основные характеристики, возможные подходы к лингвистическому анализу'

Гипертекст: понятие, основные характеристики, возможные подходы к лингвистическому анализу Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
15284
1424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ГИПЕРТЕКСТ / ГИПЕРМЕДИА / ГИПЕРССЫЛКА / ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / ГИПЕРСРЕДА / VIRTUAL DISCOURSE / HYPERTEXT / HYPERMEDIA / HYPERLINK / HYPERTEXTUALITY / HYPERENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лутовинова Ольга Васильевна

Рассматривается гипертекст как текстовая основа организации виртуального дискурса, дается его определение, анализируются существующие на данном этапе направления в исследовании и описываются структурные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hypertext: its concept, general characteristics and possible approaches to linguistic analysis

There is seen hypertext as a text basis of virtual discourse realization. Its definition is given; the present tendencies in the research are analyzed and the structural peculiarities are described.

Текст научной работы на тему «Гипертекст: понятие, основные характеристики, возможные подходы к лингвистическому анализу»

СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ ЯЗЫКА

О.В. ЛУТОВИНОВА (Волгоград)

ГИПЕРТЕКСТ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ

Рассматривается гипертекст как текстовая основа организации виртуального дискурса, дается его определение, анализируются существующие на данном этапе направления в исследовании и описываются структурные особенности.

Ёё^^аайа пёТаа: виртуальный дискурс, гипертекст, гипермедиа, гиперссылка, гипертекстуальность, гиперсреда.

Новые информационные технологии, возникшие в конце XX - начале XXI в. и вызвавшие изменение материального источника носителя информации с бумажного на электронный, привели к новому способу организации текстового пространства. Появившийся вследствие этого новый тип текста, названный гипертекстом и характеризующийся, по сравнению с обычным текстом на бумажном носителе, рядом структурных и функциональных особенностей, стал неким «сверхтекстом», «надтекстом», чем-то большим, чем обычный текст, о чем свидетельствует приставка «гипер-», означающая «превышение предела, нормы чего-либо».

Термин «гипертекст» был введен в 1965 г. Т. Нельсоном для описания документов, выражающих нелинейную структуру идей, под гипертекстом понимались непоследовательные записи, согласующиеся со структурой мыслей, непоследовательных и связанных друг с другом всевозможными переходами [7]. Таким образом, по мнению Т. Нельсона, отсутствие непрерывности является главной характерной чертой гипертекста. Здесь следует отметить, что нелинейная форма представления знаний не возникла с появлением электронного текста, поскольку существовала и до него.

Примерами неэлектронного гипертекста могут служить различные справочники и энциклопедии, инструкции по эксплуатации и т. п., к которым обращаются за той или иной конкретной информацией, а не читают последовательно от начала до конца. К гипертекстам неэлектронного характера также можно отнести Библию, состоящую из книг Ветхого и Нового заветов, каждая из которых разбита, в свою очередь, на стихи. Многие из стихов содержат ссылки на другие стихи в пределах той же самой книги или на стихи другой книги, что позволяет читать Библию нелинейно. Однако, несмотря на существование неэлектронных гипертекстов нельзя не согласиться с М.Визелем, что «‘виртуальная реальность’, ‘заэкранье’ - наиболее естественная ‘среда обитания’ гипертекстов, точно так же, как наиболее естественной ‘средой обитания’ линейных текстов служит переплетенная книга» [1].

Использование компьютера позволяет вынести текст за пределы плоскости страницы, на которой в определенном порядке задана последовательность строк, а также за пределы последовательно примыкающих друг к другу плоскостей, таких как, например, другие страницы, главы книги и т. п. Компьютер помещает текст в новое нелинейное, сетевое пространство. При чтении текста в таком пространстве можно перейти от какого-либо элемента не к одному единственному, следующему за ним другому элементу, а ко многим другим элементам. При оперировании электронным гипертекстом, в отличие от неэлектронного, любой из нужных взаимосвязанных фрагментов может быть представлен мгновенно, «связь в гипертексте носит не просто смысловой характер; наличие связи означает здесь технически обеспеченную возможность перехода к соответствующему смыслонесущему элементу (текстовому фрагменту, фразе, слову), то есть возможность вызвать его для прочтения» [4: 39].

Несмотря на огромный интерес к гипертекстовым технологиям и их широкое

© Лутовинова О.В., 2009

применение в научных лабораториях, до конца 1980-х годов разработкой проблем гипертекста занимались преимущественно ученые, проводившие исследования в области информационных технологий. И только после того, как в 1989 г. Т. Бернерс-Ли разработал язык гипертекстовой разметки HTML (Hypertext Mark Up Language), сделавший гипертекст понятным и удобным в обращении, он оказался в центре внимания гуманитариев.

К настоящему моменту исследование гипертекста, исключая технический и технологический аспекты, получает развитие в следующих направлениях:

1. Гипертекст как новый способ представления знаний в связи с нелинейностью человеческого мышления, как способ мышления (О. Баранов, М. Визель, Т.Ю. Виноградова, Ю.С. Воротникова, А.А. Емелин, М.Г. Карымова, С.Л. Катреч-ко, В.В. Назинцев, С.И. Орехов, А.Ю. Пом-пеев, М.М. Субботин).

2. Гипертекст как способ коммуникации и организации сетевого социального пространства (А.Е. Войскунский, М.А. Гут-ник, Г.М. Дудникова, Л.А. Кочетова, И.Р. Купер, С.Л. Кушнерук, Н.С. Ларионова, О. А. Левоненко).

3. Гипертекст как объект лингвистического анализа, как новая лингвистическая категория (А. А. Атабекова, Т. Г. Галушко, Т.А. Дегтярева, О.В. Дедова, Е.В. Зыкова, Л.Ю. Иванов, Н.Ф. Ковалева, Т.Е. Литвиненко, А.В. Лория, М.В. Ма-салова, Т.И. Рязанцева, А.Н. Саенко, Н.С. Семчинская).

4. Гипертекст как способ организации художественного произведения (О.В. Барст, М. Визель, А. Генис, К.В. Давыдова, М.К. Конова, В. Схелтйенс).

5. Гипертекст как более совершенный способ организации словарей и каталогов и поисковой оптимизации (И.А. Буяков-ская, И.Н. Туласов, Н.Г. Яшина).

6. Гипертекст как средство повышения эффективности обучения и образовательного процесса (Ю.А. Васильева, О.В. Воронина, А.Н. Дробахина, Н.В. Зманов-ская, О.В. Константинова, Л. Лошакова, Н.К. Сюльжина).

Несмотря на различные подходы к исследованию гипертекста, акцентирующие тот или иной из его аспектов, все авторы достаточно единодушны в трактовке данного понятия, понимая под ним текст специфической структуры, представляю -

щий информацию в виде связанной сети гнезд, соединенных между собой нелинейными отношениями в многомерном пространстве.

Специфика поведения текста в гиперсреде обозначается понятием гипертекстуальности, под которой понимается совокупность специфических особенностей гипертекста в изложении, структурировании и организации доступа к информации [2: 32]. Гипертекстуальность не является результатом объединения отдельных текстов при помощи отсылок от одного текста к другому, гипертекст - это самостоятельный объект с набором собственных специфических свойств, и в нем «крайне важна соотносимость отдельных его частей друг с другом» [5: 68].

К основным характеристикам гипертекста, отличающим его от текста, относятся фрагментарность, нелинейность, бесконечность, разнородность, интерактивность.

Фрагментарность, или дисперсность, структуры гипертекста заключается в том, что информация представляется в виде гнезд, его структура состоит из звеньев-фрагментов, и начать чтение гипертекста можно с любого звена. «Отправная точка» и «траектория движения» определяются непосредственно читателем. Фрагментарность становится основой для нелинейного восприятия гипертекста.

Линейность обычного текста предполагает, что двигаться в его пространстве можно в направлениях, ограниченных одной плоскостью. Чтение линейного текста в европейских языках осуществляется слева направо, сверху вниз, от первой страницы ко второй и т. д. Гипертекст преодолевает ограничения линейной природы текста. Ассоциативные связи между фрагментами гипертекста помогают порождению трехмерного информационного пространства. Именно трехмерность пространства является основой нелинейности гипертекста, текст на бумажном носителе, т. е. в двумерном пространстве, остается всегда линейным, как бы мы его ни читали, плоская среда, как пишет О.В. Дедова, «приспособлена только для линейного и иерархического представления информации, <...> мы можем забегать вперед при чтении, пропускать страницы, многократно перечитывать что-то, но мы не в силах изменить композиционную структуру текста в целом» [2: 31].

Гипертекст бесконечен, его невозможно прочесть целиком, а понятие его границы является субъективным, поскольку граница определяется читателем и проходит там, где он не может увидеть связи между информационными единицами. У гипертекста отсутствует также и четко заданный центр. Единого избранного центра не сушествует, он избирается конкретным читателем, и у каждого читателя может быть своим собственным. Кроме того, центр фокусировки той или иной проблемы может становиться отправной точкой для решения новой задачи.

Oтсутствие четко заданных границ и центра гипертекста приводит к его разнородности и, следовательно, вариативности понимания. O^^ro при всей своей разнородности, проявляюшейся в открытии новых горизонтов для новых читателей, гипертекст представляет собой целостную структуру, которая «говорит единым голосом и представляет единую точку зрения» [6].

Гипертекст интерактивен. Пользователи Cети являются не потребителями готового продукта, а сами выбирают тот путь, которым пойдут, т.е. становятся творцами гипертекста. B.A. Емелин сравнивает пользователя Cети с номадом - кочевником, постоянно перемешаюшимся в пространстве [3]. Подобно тому как кочевник бесконечно перемешается по степи, читатель гипертекста перемешается от одного его фрагмента к другому. Таким образом, центр гипертекстового пространства сосредоточивается непосредственного вокруг пользователя. Bследствие этого положение виртуальной языковой личности всегда является центральным в виртуальном дискурсе, что способствует постоянному ее стремлению к саморепрезентации.

B связи с рассмотренными характерными особенностями гипертекста процесс его восприятия, по сравнению с обычным текстом, тоже изменяется, привычное чтение заменяется браузингом (от англ. browsing - беглое чтение, просмотр), а интерактивно управляемый пользователем процесс перемешения в информационном пространстве гипертекста получает название навигации. Навигация представляет собой переход от одного фрагмента гипертекста к другому при помоши гиперссылки, яв-ляюшейся важнейшим структурным элементом гипертекста, содержашим путь осу-шествления перехода.

Систематизируя различные виды гиперссылок, существующие на сегодняшний день, можно говорить о наличии их следующих видов:

1) внутренние (ведущие на другую страницу того же самого сайта или на другую часть той же самой страницы) и внешние (ведущие на другой сайт);

2) простые и расширенные (внутренние ссылки с так называемым «выпадающим меню», когда при наведении курсора мыши на ссылку появляется перечень равнозначных «подссылок»;

3) абсолютные (ссылки, содержащие полный адрес объекта, включая название протокола, имя веб-сервера, путь и имя файла) и относительные (ссылки с отсутствием одного или нескольких компонентов абсолютной ссылки, такие ссылки содержат только часть пути, которая отсчитывается от некоего стандартного адреса или папки, указанной в системной переменной);

4) с визуально наблюдаемым указанием адреса и описанием содержания того фрагмента гипертекста, на который ведет ссылка;

5) текстовые (слово пли фраза, которым назначен адрес) и графические (рисунок, которому назначен адрес);

6) внутритекстовые (расположенные по ходу текста посредством выделения какого-либо слова или словосочетания) и за-текстовые (расположенные за пределами текста);

7) ассоциативные (связанные по смыслу с тем фрагментом гипертекста, к которому ведут) и структурные (только графически отсылающие к другому фрагменту гипертекста);

8) листовые (при переходе по которым к какому-то фрагменту гипертекста обязателен возврат к исходной части, и тема изложения исходного фрагмента не прерывается) и навигационные (при реализации которых возврата к исходному фрагменту не происходит);

9) дискурсивные (выделяющиеся по выполняемой функции гиперссылки в процессе связывания двух фрагментов гипертекста), подразделяющиеся на логические (обеспечение логической связи), композиционные (обеспечение формальной связности) и риторические (обеспечение межтематических переходов);

10) сломанные (неработающие гиперссылки, т. е. ведущие на фрагмент гипер-

б

текста, который не может быть отображен на экране в силу тех или иных причин технического характера: прекращение существования сайта, закрытие доступа к информации и т. п.).

Гиперссылки являются каркасом гипертекста, они структурируют его и определяют поведение пользователей. Способы реализации гипертекстовых ссылок в виртуальном пространстве практически ничем не ограничены, любой объект, имеющийся на экране, текстовый или графический, может быть оформлен в виде гиперссылки. Рассматривая гиперссылку как составную часть гипертекста, следует отметить, что часть ссылок позволяет обратиться не к текстовым фрагментам, а к графическим, звуковым или анимационным, т. е. текст дополняется мультимедийными средствами. Гипертекст в совокупности с различными видами мультимедийной информации и поддерживаемыми между ними связями называется гипермедиа.

Поскольку гипертекст представляет собой многогранное и разноплановое явление, дающее возможность многоаспектного изучения, то, несмотря на большое количество проводимых исследований, до настоящего момента он остается одним из наименее изученных феноменов виртуального дискурса. Так, например, одной из актуальных проблем гипертекстовых исследований является создание типологии гипертекстов, которая на данный момент отсутствует. Изучение научной литературы по данной проблеме позволяет говорить о том, что на сегодняшний день имеется немалое количество работ, в которых авторы представляют возможные пути построения классификаций гипертекста на основе тех или иных параметров (Т. Дж. Бай-эрс, Р. Боднер, Е. Брейдо, П. Брусиловский, М. Визель, С. Дж. Грин, О.В. Дедова, Дж. Конклин, Д. Майэл, С.С. Маршалл, П.И. Сергиенко, В. Схелтйенс, Т.И. Рязанцева, Ю. Хартунг, М. Чигнел, Ф.М. Шипман и др.), однако единой и непротиворечивой классификации гипертекстов не существует.

Как нам представляется на основе имеющихся подходов к классификации гипертекстов, создание их типологии возможно с учетом двух основных факторов: 1) соотнесение гипертекста с традиционными языковыми единицами более низкого уровня и принятие во внимание текстовых характеристик гипертекста; 2) учет

специфических характеристик, лежащих в основе порождения и восприятия гипертекста. Именно решение данных задач позволит, по нашему мнению, глубже понять сущность гипертекста, а также полнее исследовать текстовые характеристики виртуального дискурса, представляющего собой текст, погруженный в ситуацию общения в виртуальной реальности. Изучение же виртуального дискурса, в который с каждым годом вовлекается все большее количество коммуникантов, является одной из важнейших задач современной лингвистики.

Литература

1. Визель М. Гипертексты по ту и эту стороны экрана / М. Визель // Иностр. лит. 1999. № 10 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// magazines.russ.ru/inostran/1999/10/visel.html (дата обращения: 13.10.2007).

2. Дедова О.В. Лингвистическая концепция гипертекста: основные понятия и терминологическая парадигма / О.В. Дедова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 2001. № 4.

3. Емелин В.А. Гипертекст и постгутен-берговая эра / В.А. Емелин // Home page. 1999 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// emeline.narod.ru/hipertext.htm (дата обращения:

11.12.2005).

4. Субботин М.М. Теория и практика нелинейного письма (взгляд сквозь призму «грамматологии» Ж. Деррида) / М.М. Субботин // Вопр. философии. 1993. № 3. С. 36 - 45.

5. Хартунг Ю. Гипертекст как объект лингвистического анализа / Ю. Хартунг, Е. Брейдо // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 1996. № 3.

6. Bernstein M. Hypertext with Characters. Conversations with Friends / M. Bernstein // Eastga-te: new hypertext technologies. 2004. 17 Aug. [Electronic resource]. Режим доступа: http://www.eastga-te.com/hypertext/characters/IWHD.html (retrieved on

24.11.2005).

7. Nelson T.H. As We Will Think / T.H. Nelson // Online 72 Conference Proceedings. Uxbridge: Online Computer Systems Ltd., 1972. Vol. 1. P. 439 - 454.

Hypertext: its concept, general characteristics and possible approaches to linguistic analysis

There is seen hypertext as a text basis of virtual discourse realization. Its definition is given; the present tendencies in the research are analyzed and the structural peculiarities are described.

Key words: virtual discourse, hypertext, hypermedia, hyperlink, hypertextuality, hyperenvironment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.