УДК 808.1
Е. В. Грудева (Череповец, Россия), И. В. Эпанаев (Череповец, Россия)
ГИПЕРТЕКСТ И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АЛЬБОМНОГО ИЗДАНИЯ
«ЛИХИЕ ДЕВЯНОСТЫЕ»)
Аннотация. Статья посвящена изучению «книжного» (неэлектронного) гипертекста. В целом иследо-вание гипертекстов разных типов в современной лингвистике является актуальной задачей. Связано это прежде всего с так называемыми электронными, или «цифровыми», гипертекстами, которые формируются благодаря технологии гиперссылок. В то же время в научной литературе отмечается, что одним из первых и самых известных гипертекстов была печатная Библия, с делением библейских книг на главы, с нумерацией строк (так называемых стихов), а также с указанием подстрочных ссылок на цитируемые фрагменты из других частей Библии. Сказанное позволяет считать, что понятие гипертекста может рассматриваться широко и распространяться не только на цифровой гипертекст, но и на так называемый книжный («бумажный») гипертекст. Цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы рассмотреть предлагающиеся в современной литературе типологии гипертекстов и выявить специфику именно книжных гипертекстов. Материалом для изучения послужило альбомное издание «СССР-Россия. Лихие девяностые: концептуальное подарочное издание (Авт.-сост. С. В. Кисин. 2014). Структура книги, ее содержание, дизайнерские решения, а также лингвистические особенности текстового материала позволяют рассматривать ее как гипертекст. В статье представлен денотативный анализ структуры текста, а также результаты исследования особенностей реализации таких базовых текстовых категорий, как связность и целостность. Анализ проводится с позиций восприятия текста.
Ключевые слова: гипертекст, типология гипертекстов, электронный гипертекст, книжный гипертекст, восприятие гипертекста, целостность, связность, денотативная структура текста
Введение. Понятие гипертекста
В современном информационном пространстве понятие гипертекста используется достаточно широко. При этом чаще всего речь идет о так называемом «цифровом», т. е. электронном, гипертексте, формирующемся посредством специально организованных гиперссылок. Такое представление о феномене вполне соотносимо с содержанием термина «гипертекст», введенным в научный оборот в 1965 г. Т. Нельсоном [15]. Автор термина предлагал использовать его для описания документов, выражающих нелинейную структуру идей, непоследовательные записи со всевозможными переходами. Термин «гипертекст» был взят на вооружение специалистами, проводившими исследования в области информационных технологий. И только в 1989 году, после того, как Т. Бернерсом-Ли был разработан язык гипертекстовой разметки - HTML (Hypertext Mark Up Language), гипертекст оказался в центре внимания гуманитариев [6, с. 5].
О востребованности и значимости понятия в современной гуманитаристике свидетельствуют материалы «Словаря культуры ХХ века» В. П. Руднева: посвященная гипертексту статья имеет объем в несколько страниц. Гипертекст определяется как «текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов. Простейший пример Г. - это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря» [11].
В другом справочном издании - «Научно-техническом энциклопедическом словаре» [3] -предлагается специальное толкование феномена: «Гипертекст - компьютерный термин, описывающий метод взаимосвязи одних данных с другими. Гипертекст наиболее часто используется во «Всемирной компьютерной сети» (WWW) и в интерактивных CD-ROM. Обычно проявляет себя в виде слов, выделенных другим цветом или подчеркнутых, которые при выборе их переносят средство просмотра к связанному с ними материалу. Этот материал может представлять собой текст, изображение, звуковой или любой другой файл. Гипертекст в средах мультимедиа выполняет функции, подобные перекрестным ссылкам в печатных энциклопедиях и словарях» [3].
При наблюдаемом различии в подходах обращает на себя внимание объединяющее начало: к числу основных свойств гипертекста относятся его нелинейность, иерархичность структуры, система отсылок. В ряд важных свойств гипертекста О. В. Лутовинова включает также фрагментарность, бесконечность, разнородность, интерактивность [6].
Доминантным признаком гипертекста, по справедливому замечанию Т. Нельсона, можно признать отсутствие непрерывности. Однако нелинейность как форма текста не возникла с появлением электронного его варианта. Вариантами гипертекста, как уже отмечалось, могут считаться различные
энциклопедии, инструкции по эксплуатации, справочники и т. п., к которым обращаются за той или иной конкретной информацией, что не предполагает последовательного (линейного) чтения «от начала до конца». К наиболее известным гипертекстам можно отнести Библию, состоящую из книг Ветхого и Нового Заветов, каждая из которых разбита, в свою очередь, на стихи. С начала второго тысячелетия появляются издания с указанием на параллельные места в других частях Библии, что позволяет читать Библию нелинейно, например: первый стих из 1-й главы книги Бытия: В начале сотворил Бог небо и землю (ссылки на параллельные места: Пс. 88:12-13; Пс. 135:5; Пс. 145:6; Сир. 18:1; Ин. 1:3; Деян. 14:15; Евр. 11:3; Откр. 14:7) [1].
В то же время нельзя не согласиться с М. Визелем в том, что именно виртуальная реальность становится «естественной средой обитания» гипертекстов, точно так же, как наиболее естественной средой обитания линейных текстов является переплетенная книга [2].
Интернет-пространство формирует у потребителей гипертекстов так называемое клиповое мышление, о чем сегодня пишут эксперты в области гуманитарных наук (философы, психологи, лингвисты) [4, 12, 14, 15 и др.].
Типология гипертекстов
Сегодня исследователями предлагаются различные подходы к типологизации гипертекстов (см., например, обзор такого рода типологий в [6]). Так, О. В. Лутовинова предлагает положить в основу типологии гипертекстов два основных фактора: первый связан с выявлением особенностей гипертекста по сравнению с языковыми единицами более низкого уровня, второй - с особенностями порождения и восприятия гипертекста.
М. Визель в процессе типологизации гипертекстов опирается на пять критериев: (1) жанровая принадлежность, (2) носитель информации или канал связи, (3) степень открытости гипертекста для изменений, (4) организация гипертекста, (5) его архитектоника. В результате М. Визелем выделяются пять соотнесенных пар гипертекстов:
1) художественные / нехудожественные;
2) изолированные / сетевые;
3) предполагающие только чтение / предполагающие чтение с комментариями / предполагающие чтение-письмо;
4) проекты одного автора / проекты с возможностью коллективного творчества;
5) аксиальные / дисперсные [2].
С. С. Панфилова с опорой на признак «носитель или канал передачи информации» разделяет гипертексты на книжные и электронные: «Книжный гипертекст - это нелинейная структура, в которой информация передаваемого художественного текста по разным каналам коррелирует с информацией вторичных нехудожественных текстов, окружающих базовый художественный текст в границах отдельного издания. Электронный же гипертекст - это особо организованная система электронных текстов, характеризующаяся специфической структурированностью и разветвленной системой программно поддерживаемых внутритекстовых и межтекстовых переходов, предполагающая возможность нелинейного прочтения» [10].
Самая дробная, на наш взгляд, классификация гипертекстов предложена А. С. Маховым; в ее основу положены семь критериев:
1) учет структурных признаков предполагает разделение гипертекстов на аксиальные и дисперсные;
2) критерий возможности программного обеспечения позволяет разделить гипертексты на сильные и слабые;
3) статические и динамические гипертексты выделяются на основе критерия способ существования;
4) критерий законченность нацелен на выделение бесконечных и конечных гипертекстов, при этом бесконечные предлагается соотносить с динамическими гипертекстами, а конечные - со статическими;
5) функциональный критерий кладется в основу разграничения художественных и нехудожественных текстов;
6) по месту бытования гипертексты делятся на изолированные и сетевые;
7) критерий характер прочтения позволяет выделить гипертексты с линейной, параллельной, циклической и лабиринтной типами структурирования [7].
Попытка систематизации выделяемых исследователями критериев позволяет утверждать, что
чаще всего в качестве оснований для построения таксономий выбираются: жанр, носитель информации или канал связи, открытость гипертекста для изменений / его замкнутость, структура, принцип прочтения, число авторов, функция.
Особенности восприятия гипертекста
Если рассматривать гипертекст с позиции читающего субъекта, то необходимо признать, что выбор траектории восприятия полностью остается за ним: с равной степенью вероятности можно двигаться вперед по тексту, можно идти по ссылке, можно отправиться в конец, а можно вновь попасть в начало. Задача воспринимающего гипертекст субъекта заключается в том, чтобы наиболее эффективно и всесторонне изучить объект, при этом затратив как можно меньше времени. Несмотря на отсутствие непрерывности, гипертекст в сознании воспринимающего субъекта оказывается целостным, если, вслед за А. И. Новиковым, понимать целостность как психолингвистическую категорию, связанную с содержанием текста [8]. Гипертекст при всей разнородности и фрагментарности является целостной и связной структурой, связность реализуется с помощью традиционных для линейного текста средств, таких, как логические, грамматические и лексические.
В трактовке феномена исследователи обнаруживают достаточное единодушие, понимая под гипертекстом текст специфической структуры, представляющий информацию в виде связанной сети гнезд, соединенных между собой нелинейными отношениями в многомерном пространстве [6; 9; 15 и др.].
Специфика бытования текста в гиперсреде обозначается термином «гипертекстуальность», содержание которого соотносится с представлением о совокупности специфических особенностей изложения, структурирования и организации доступа к информации. При этом важно, что гипертекстуальность не является результатом механического объединения отдельных текстов при помощи отсылок.
Гипертекст представляет собой самостоятельный объект с набором собственных специфических характеристик. Гипертекст бесконечен в том смысле, что представление о его границах оказывается принципиально субъективным: граница проходит там, где воспринимающий субъект не обнаруживает связей между единицами информации. У гипертекста отсутствует однозначно выделяемый смысловой центр. Содержательная доминанта избирается читателем, центр фокусировки той или иной проблемы может становиться отправной точкой для решения новой задачи. Гипертекст интерактивен: пользователи виртуальной информационной среды сами избирают траекторию движения, и в каком-то смысле становятся творцами гипертекста. Центр гипертекстового пространства сосредоточивается непосредственного вокруг пользователя, что способствует постоянному стремлению личности к саморепрезентации.
Отмеченные особенности гипертекста определяют процесс его восприятия, в значительной степени изменяя привычное представление о чтении: «чтение заменяется браузингом (от англ. browsing -беглое чтение, просмотр), а интерактивно управляемый пользователем процесс перемещения в информационном пространстве гипертекста получает название навигации - перехода от одного фрагмента гипертекста к другому при помощи гиперссылки, являющейся важнейшим структурным элементом гипертекста, содержащим путь осуществления перехода» [6].
Гиперссылки выполняют функцию своего рода каркаса, который одновременно структурирует информацию и задает возможные траектории продвижения по нему потенциальных пользователей. При этом способы реализации гипертекстовых ссылок в виртуальном пространстве практически ничем не ограничены: любой объект, текстовый или графический, может быть оформлен в виде гиперссылки. Рассматривая гиперссылку как структурообразующий элемент гипертекста, имеет смысл отметить, что часть ссылок позволяет обратиться не только к текстовым фрагментам, но и к графическим, звуковым или анимационным. Гипертекст в сочетании с различными видами мультимедийной информации и связями между ними получил название «гипермедиа».
Альбомное издание «Лихие девяностые» как гипертекст
Рассмотрим альбом «Лихие девяностые»1 (автор-составитель - Кисин Сергей Валерьевич, альбом выпущен ростовским издательством «Феникс» в 2014 году) как гипертекст. В самом начале альбома составитель объясняет его название: «Начало 90-х годов стало временем серьезных перемен для
1 Кисин С. В. СССР-Россия. Лихие девяностые: концептуальное подарочное издание. Ростов н/Д.:Феникс, 2014.
114 с.
самой большой державы в мире - наша страна уверенно неслась к развалу. Именно поэтому в современной истории эту эпоху так часто называют "лихими девяностыми "»2
Альбом представляет собой стильно оформленное подарочное издание в твердом переплете и футляре (рис. 1).
РОССИЯ
Рисунок 1 Внешний вид альбома «Лихие девяностые»
ЛИХИЕ
ДЕВЯНОСТЫЕ
к V ¡¿/ V«
Структурно альбом представляет собой совокупность последовательно расположенных текстов, распределенных по четырем основным рубрикам: «Политическая воля», «Россия, кровью умытая», «Шок - это по-нашему», «Общество потребления». Внутри каждой рубрики присутствует еще один уровень рубрикации - с указанием года и основного события / темы. На каждой странице представлены иллюстрации и вложения (своего рода гиперссылки), иногда по объему большие, чем основной текст в рамках рубрики. При этом по краям страниц повторяются иллюстрации с изображением последовательно М. С. Горбачева, Б. Н. Ельцина, В. В. Путина, а также банкноты в 5000 рублей, фотографии С. Мавроди, лозунга «Нам нужен Ельцин» и других символов эпохи.
В специально оформленных вкладышах представлены (в зависимости от содержания текста на той странице, где расположен вкладыш): предвыборные листовки, банкноты, ваучер, правительственные документы и т. п. (рис. 2).
V
Рис. 2. Разворот альбома «Лихие девяностые» со вкладышем
Изучая альбом (его можно читать линейно, можно рассматривать иллюстрации, вкладыши, фотографии, просто листать), мы погружаемся в эпоху девяностых годов, приближаемся к двухтысячному году, миллениуму, проходя путь от СССР к новому государству - России.
Итак, альбом «Лихие девяностые» представляет собой книжный (не электронный) гипертекст. Для дальнейшей характеристики анализируемого гипертекста используем классификацию А.С. Махова.
1. По структурному принципу относится к гипертексту аксиального типа, т. к. в основу текста положен книжный принцип построения, текст имеет заданную структуру, начало и конец, что предполагает в том числе и линейное прочтение.
2. По возможностям программного обеспечения относится к гипертексту слабого типа, т. к. представляет собой неэлектронный текст.
3. По способу существования относится к гипертексту статического типа, т.к. текст не меняется в ходе эксплуатации.
4. По законченности относится к гипертексту конечного типа. Данный параметр соотнесен с предыдущим: конечные гипертексты, как правило, соотносятся со статическими, а бесконечные - с динамическими.
2 Кисин С.В. Указ. соч., с. 2.
5. По функциональной направленности относится к нехудожественным гипертекстам.
6. По месторасположению бытования относится к изолированным (не сетевым) гипертекстам.
Денотативная структура гипертекста
Денотативная структура гипертекста, как представляется, задана содержанием (оглавлением). Так, в рубрике «Политическая поля» представлены следующие разделы: 1990 - Десятилетка Ельцина, 1991 - Референдум о СССР, 1991 - Августовский путч, 1991 - Беловежские соглашения, 1991 -Парад суверенитетов, 1991 - Горячие точки, 1991 - Соцлагерь, 1993 - Расстрел Белого дома, 1993 -Конституция России, 1993 - Гимн Российской Федерации, 1996 - Союзное Государство России и Белоруссии, 1996 - Голосуй или проиграешь, 1996 - Большая восьмерка, 1998 - Операция «Преемник». В названиях рубрик обозначены ключевые политические события эпохи «лихих девяностых», расположенные в хронологическом порядке - от распада Советского Союза и прихода к власти Б. Н. Ельцина до его ухода и назначения им в качестве своего преемника В. В. Путина.
В первых трех рубриках, посвященных основным политическим и экономическим событиям, встречаются отглагольные существительные («Расстрел Белого дома», «Заказные убийства», «Грабеж поездов», «Восстановление конституционного порядка», «Перекрытие железной дороги»), тем самым название раздела указывает на год и ключевое событие, о котором идет речь в данной рубрике.
В четвертой рубрике - «Общество потребления» все разделы имеют в качестве названия наименование того или иного товара, изделия и так же указание на год появления этой продукции. Ср.: 1991 - Реклама, 1992 - Жевательная резинка, 1993 - Шоколадные батончики, 1992 - Анкл Бэнс, 1992 - Соевый шоколад, 1993 - Чипсы, 1993 - Баночное пиво, 1993 - Спирт Royal, 1993 - Водка Rasputin, 1992 - Ликер Amaretto, 1994 - Zuko, Yuppi, Invite, 1992 - Виагра и т.д.
Таким образом, само содержание (оглавление) альбома в некотором смысле демонстрирует сходство с энциклопедическими словарями. Следовательно, как и в случае с энциклопедическими словарями, читатель может знакомиться с альбом не последовательно, а избирательно, двигаясь по рубрикам, разделам, датам.
Связность гипертекста
Связность традиционно трактуется как текстовая категория, реализуемая внешними, формальными средствами выражения (лексическими повторами, синонимическими заменами, организацией видо-временного плана и т.п.).
Текст альбома «Лихие девяностые», несомненно, обладает связностью. Он имеет связанные между собой логически и тематически структурированные части: название, аннотацию, введение, основные разделы и рубрику «Миллениум ... Вместо заключения».
К. Кожевникова выделяет связность линейного типа, когда части текста связаны непосредственно друг с другом, и связность радиального типа, когда части текста связаны не непосредственно друг с другом, а «пучкообразно» с темой всего текста [5, с. 56].
Гипертекст альбома «Лихие девяностые» организован таким образом, что в нем реализуется связность как радиального типа, так и линейного типа. Связность радиального типа реализуется следующим образом: название альбома «Лихие девяностые» является сквозной темой гипертекста, в каждом разделе развивается отдельная микротема, раскрывающая основные события, происшедшие в этот период (августовский путч, беловежские соглашения, расстрел Белого дома и т.п.).
Связность линейного типа наиболее ярко наблюдается при переходе от одной рубрики к другой. Каждая предыдущая структурная часть связана с последующей на уровне развития темы, что может быть выражено лексическим повтором, родо-видовыми отношениями, анафорическими связями. Например, предисловие к рубрике «Политическая воля» заканчивается следующими словами: «Грядущей властью были люди, до нее жадные и голодные, крайне негативно относившиеся к «вечно вчерашним» коммунистам, которые в свое время их самих затирали и не давали добраться до властной кормушки. Именно эти люди привели Россию к «лихим девяностым»»3. Первый раздел, которым открывается указанная рубрика и который следует после предисловия к рубрике, называется «1990 - Десятилетка Ельцина». Таким образом, на уровне логической связи конца предыдущей структурной части и начала следующей следует понимать, что Ельцин относится к числу тех людей, которые «привели Россию к "лихим девяностым"». Раздел «1990 - Десятилетка Ельцина» начинается следующими словами: «К сложной и противоречивой фигуре первого президента России можно
3 Кисин С. В. Указ. соч., с. 7.
относиться по-разному. Вероятно, нет таких дифирамбов и проклятий, которых бы он не заслужил»4. Таким образом, в тексте устанавливается анафорическая связь между номинациями «Ельцин -первый президент России - он».
Первый раздел «1990 - Десятилетка Ельцина» заканчивается словами «Первому и последнему Президенту СССР Михаилу Горбачеву оставалось только попытаться если уж не спасти тонущий корабль, то хотя бы отсрочить его гибель. Для этого и был организован Референдум о СССР»5. Следующий раздел называется «1991 - Референдум о СССР». В данном случае наблюдается лексический повтор: в конце предыдущего раздела задается микротема следующего раздела.
Последний абзац раздела «1991 - Референдум о СССР» выглядит следующим образом: «В свою очередь консервативная часть высшей партноменклатуры, понимая, что власть безнадежно уплывает из ее рук, решилась на отчаянный шаг - устранить потерявшего нити управления Горбачева от власти, установив в стране диктатуру. Для этого был задуман Августовский путч»6. Следующий раздел называется «1991 - Августовский путч».
Такого рода ярко выраженная линейная связь, реализуемая на лексическом уровне, наблюдается между всеми разделами в пределах каждой из четырех рубрик («Политическая поля», «Россия, кровью умытая», «Шок - это по-нашему», «Общество потребления»). Ослабление непосредственной, линейной, связи наблюдается между концом предыдущей рубрики и началом следующей.
Мультимодальность гипертекста
Как уже ранее отмечалось, виртуальный гипертекст может содержать гиперссылки не только на текстовые файлы, но и на файлы визуальные, звуковые, анимационные, что позволяет говорить о таком феномене, как гипермедиа.
Альбом «Лихие девяностые» также характеризуется мультимодальностью. Наряду с текстовой информацией в каждом разделе, кроме повторяющегося набора иллюстраций на каждой странице, выступающего в качестве своеобразного колонтитула, представлены фотографии ключевых фигур, ключевых событий, товаров потребления, о которых идет речь в том или ином разделе. Кроме того, как уже ранее отмечалось, альбом содержит разного рода вкладыши, которые позволяют задействовать, кроме зрительного канала, тактильный канал. Например, читатель может подержать в руках ваучер или денежные купюры, имевшие хождения в 90-е годы.
Выводы
Широкое распространение гипертекстовой среды формирует у участников коммуникации в этой среде навыки порождения и восприятия гипертекстов. Несмотря на то, что гипертекст сегодня связывается прежде всего с компьютерными технологиями, позволяющими практически мгновенно через систему гиперссылок попадать в нужный текст и воспринимать информацию нелинейно, продолжают существовать книжные гипертексты. Альбом «Лихие девяностые» представляет собой книжный гипертекст, обладающий линейной структурой, но в то же время позволяющий читателю воспринимать информацию нелинейно - по организованным автором альбома маршрутам. Книжный гипертекст также может характеризоваться мультимодальностью.
Сказанное позволяет сделать также вывод о том, что гипертекстовая технология, связанная не только с созданием виртуальных гипертекстов, но и с созданием книжных гипертекстов, может активно использоваться в образовательном процессе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Библия (на русском, с параллельными местами) // Электронная библиотека «ЛитМир». URL: http://www.netslova.ru/viesel/viesel.htm (дата обращения: 10.10.2018).
2. Визель М. Я. Поздние романы Итало Кальвино как образцы внекомпьютерного гипертекста. Проблемы // Литература и культура. Вып. 2. М. : РГГУ, 2006. С. 169-190.
3. Гипертекст // Научно-технический энциклопедический словарь. URL: https://dic.academic.ru/ dic.nsf/ntes/1118 (дата обращения: 10.10.2018).
4. Карр Н. Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами. М. : BestBusinessBooks, 2012. 256 с.
4 Кисин С.В. Указ. соч., с. 8.
5 Там же. С. 9.
6 Там же. С. 11.
5. Кожевникова К. Об аспектах связности в тексте как целом // Синтаксис текста. / отв. ред. Г. А. Золотова. М. : Наука, 1979. С. 49-67.
6. Лутовинова О. В. Гипертекст: понятие, основные характеристики, возможные подходы к лингвистическому анализу // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 5. С. 4-7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gipertekst-ponyatie-osnovnye-harakteristiki-vozmozhnye-podhody-k-lingvisticheskomu-analizu (дата обращения: 03.09.2018).
7. Махов А. С. Типология художественных гипертекстов на основе немецкоязычных интернет-сайтов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2010. 26 с.
8. Новиков А. И. Текст и его смысловые доминанты. М. : Институт языкознания РАН, 2007. 224 с.
9. Орехов С. И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности [Электронный ресурс] // Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. 2006. № 1. URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-21.pdf (дата обращения: 10.09.2018).
10. Панфилова С. С. Смысловая структура англоязычного художественного текста в аспекте гипертекстуальности: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2009. 20 с.
11. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века [Электронный ресурс] http://lib.ru/CULTURE/RUDNEW /slowar.txt (дата обращения: 10.06.2018)
12. Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Топос: литературно-философский журнал. 2010. № 9. [Электронный ресурс] http://www.topos.ru/article/7371
13. Чилингир Е. Ю. Гипертекст в литературе, журналистике и пиаре: социокультурный аспект [Электронный ресурс]. // Вестник славянских культур. 2011. № 19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gipertekst-v-literature-zhurnalistike-i-piare-sotsiokulturnyy-aspekt (дата обращения: 01.09.2018).
14. Шадрина В. Н. Склярова Е. А. Преимущества гипертекста для познавательной деятельности // Наука. Искусство. Культура. 2014. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-giperteksta-dlya-poznavatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 01.06.2018).
15. Nelson, T. H., Complex information processing: a file structure for the complex, the changing and the indeterminate. In Proc. ACM '65. New York, USA: ACM Press, 1965. Р. 84-100.
E. V. Grudeva (Cherepovets, Russia,) I. V. Epanaev (Cherepovets, Russia)
HYPERTEXT AND ITS PERCEPTION (BASED ON "LIKHIE NINETIES" ALBUM EDITION)
Abstract. The article is devoted to the study of the printed (non-electronic, non-digital)) hypertext. Currently the study of different types of hypertext in modern linguistics is of high relevance. This is primarily due to the electronic, or digital, hypertexts, which are formed by the hyperlinks techniques. At the same time, one can find the first and most famous hypertexts in the printed Bible, with the division of the Bible books into chapters, with the numbering of verses, as well as with the indication of subscripted references to quoted fragments from other parts of the Bible. Thus, the concept of hypertext can be applied not only to digital hypertexts but also to the printed hypertexts. The purpose of this research is to study all types of hypertexts in modern literature and to find out specific features of the printed hypertext. The research material is the album edition "Likhie nineties" (USSR - Russia. Likhie nineties: conceptual deluxe edition. / S. Kissin. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2014.). The structure of the book, its content, design as well as the linguistic features of the text material make it possible to consider it as hypertext. The article presents a denotative analysis of the structure of the text and such basic textual categories as coherence and integrity. The analysis is carried out from the standpoint of the text perception.
Keywords: hypertext, types of hypertext, digital hypertext, printed hypertext, perception of hypertext, integrity, coherence, denotative structure of the text.
REFERENCES
1. Bibliya (na russkom, s parallel'nymi mestami) // Elektronnaya biblioteka «LitMir». URL: http://www.netslova.ru/viesel/viesel.htm (data obrashcheniya: 10.10.2018).
2. Vizel' M. Ya. Pozdnie romany Italo Kal'vino kak obraztsy vnekomp'yuternogo giperteksta. Proble-my , Literatura i kul'tura. vol. 2. Moscow, RGGU, 2006, pp. 169-190.
3. Gipertekst, Nauchno-tekhnicheskii entsiklopedicheskii slovar'. URL: https://dic.academic.ru/ dic.nsf/ntes/1118 (data obrashcheniya: 10.10.2018).
4. Karr N. Pustyshka. Chto Internet delaet s nashimi mozgami, Moscow, BestBusinessBooks, 2012, 256 p.
5. Kozhevnikova K. Ob aspektakh svyaznosti v tekste kak tselom // Sintaksis teksta. / otv. red. G. A. Zolotova, Moscow, Nauka, 1979, pp. 49-67.
6. Lutovinova O. V. Gipertekst: ponyatie, osnovnye kharakteristiki, vozmozhnye podkhody k lingvistiche-skomu
analizu, Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2009, no. 5, pp. 4-7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gipertekst-ponyatie-osnovnye-harakteristiki-vozmozhnye-podhody-k-lingvisticheskomu-analizu (data obrashcheniya: 03.09.2018).
7. Makhov A. S. Tipologiya khudozhestvennykh gipertekstov na osnove nemetskoyazychnykh internet-saitov: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk, Moscow, 2010, 26 p.
8. Novikov A. I. Tekst i ego smyslovye dominanty, Moscow, Institut yazykoznaniya RAN, 2007, 224 p.
9. Orekhov S. I. Gipertekstovyi sposob organizatsii virtual'noi real'nosti [Elektronnyi resurs], Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta: elektronnyi nauchnyi zhurnal. 2006, no. 1. URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-21.pdf (data obrashcheniya: 10.09.2018).
10. Panfilova S. S. Smyslovaya struktura angloyazychnogo khudozhestvennogo teksta v aspekte gipertek-stual'nosti: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk, Moscow, 2009, 20 p.
11. Rudnev V. P. Slovar' kul'tury KhKh veka [Elektronnyi resurs] http://lib.ru/CULTURE/RUDNEW /slowar.txt (data obrashcheniya: 10.06.2018)
12. Frumkin K. G. Klipovoe myshlenie i sud'ba lineinogo teksta , Topos: literaturno-filosofskii zhurnal, 2010, no. 9. [Elektronnyi resurs] http://www.topos.ru/article/7371
13. Chilingir E. Yu. Gipertekst v literature, zhurnalistike i piare: sotsiokul'turnyi aspekt [Elek-tronnyi resurs], Vestnik slavyanskikh kul'tur, 2011, no. 19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7gipertekst-v-literature-zhurnalistike-i-piare-sotsiokulturnyy-aspekt (data obrashcheniya: 01.09.2018).
14. Shadrina V. N. Sklyarova E. A. Preimushchestva giperteksta dlya poznavatel'noi deyatel'nosti // Nauka. Iskusstvo. Kul'tura, 2014, no. 4. [Elektronnyi resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-giperteksta-dlya-poznavatelnoy-deyatelnosti (data obrashcheniya: 01.06.2018).
15. Nelson T. H., Complex information processing: a file structure for the complex, the changing and the indeterminate. In Proc. ACM '65. New York, USA, ACM Press, 1965, pp. 84-100.
Грудева Е. В., Эпанаев И. В. Гипертекст и его восприятие (на материале альбомного издания «Лихие девяностые») // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 1. С. 71-78.
Grudeva E. V., Epanaev I. V.Hypertext and its perception (Based on "Likhie nineties" Album Edition), Gumani-tarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2019, vol. 3, no 1, pp. 71-78.
Сведения об авторах
Грудева Елена Валерьевна - профессор, доктор филологических наук, заведующая кафедрой отечественной филологии и прикладных коммуникаций Череповецкого государственного университета, г. Череповец, Россия, [email protected]
Эпанаев Игорь Владимирович - магистрант кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникаций Череповецкого государственного университета, г. Череповец, Россия, [email protected]
Authors:
Elena V. Grudeva - Professor, Doctor of Philology, Head of the Department of Russian Philology and Applied Communications, Cherepovets State University, Cherepovets, Russia; [email protected]
Igor V. Epanaev - graduate student of the Department of Russian Philology and Applied communications, Cherepovets State University, Cherepovets, Russia; [email protected]