Научная статья на тему 'К проблеме определения понятия «Гипертекстуальность»'

К проблеме определения понятия «Гипертекстуальность» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5769
648
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРТЕКСТ / ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / КОММУНИКАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ СРЕДА / ГИПЕРСРЕДА / ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / HYPERTEXT / HYPERTEXTUALITY / THE INTERNET / COMMUNICATION / ELECTRONIC ENVIRONMENT / HYPERMEDIA / INTERTEXTUALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соболева Ольга Валерьевна

Определяются понятия гипертекста и гипертекстуальности, рассматриваются типологии и основные признаки последнего, а также анализируется гипертекстовый способ организации интернет-пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of definition of the notion “hypertextuality”

In the article the notions of hypertext and hypertextuality are defined, typology and main features of hypertextuality are considered, and the hypertextual way of organizing of the Internet is analyzed.

Текст научной работы на тему «К проблеме определения понятия «Гипертекстуальность»»

прозы и одновременно украшать ее замысловатостью» [19. С. 100].

Значимость макрополя «Радость» в произведениях В. Набокова свидетельствует о стремлении его героев видеть мир в его подлинной красоте и гармонии, воспринимать окружающих людей как источник позитивных эмоций.

Список литературы

1. Бугаева, А. А. Идиостилевые особенности фразеосемантического поля эмотивности в прозе В. В. Набокова : дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2010. 165 с.

2. Изард, К. Психология эмоций. СПб., 2006.

3. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2011.

4. Мокиенко, В.М. Большой словарь русских поговорок / В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. М., 2007.

5. Набоков, В. В. Дар // Набоков, В. В. Другие берега : романы. М., 2003.

6. Набоков, В. В. Другие берега // Набоков, В. В. Другие берега : романы. М., 2003.

7. Набоков, В. В. Защита Лужина // Набоков, В. В. Другие берега : романы. М., 2003.

8. Набоков, В. В. Картофельный эльф // Набоков, В. В. Собр. соч. : в 4 т. М., 1990.

9. Набоков, В. В. Король, дама, валет // Набоков, В. В. Другие берега : романы. М., 2003.

10. Набоков, В. В. Лолита // Набоков, В. В. Другие берега : романы. М., 2003.

11. Набоков, В. В. Николка Персик // Набоков, В. В. Собр. соч. русского периода : в 5 т. СПб., 1999.

12. Набоков, В. В. Подвиг // Набоков, В. В. Собр. соч. : в 4 т. М., 1990.

13. Набоков, В. В. Приглашение на казнь // Набоков, В. В. Другие берега : романы. М., 2003.

14. Набоков, В. В. Соглядатай // Набоков, В. В. Собр. соч. : в 4 т. М., 1990.

15. Набоков, В. В. Удар крыла // Набоков, В. В. Собр. соч. русского периода : в 5 т. СПб., 1999.

16. Словарь русского языка : в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз. ; под ред. А. П. Евге-ньевой. 2-е изд., испр. и доп. М., 1981-1984.

17. Фразеологический словарь современного русского литературного языка : в 2 т. Т. 1. / под ред. проф. А. Н. Тихонова. М., 2004. 832 с.

18. Хасин, Г. Театр личной тайны: Русские романы В. Набокова. М. ; СПб., 2001.

19. Шаховская, З.А. В поисках Набокова. Отражения. Л., 1991. 319 с.

20. Яранцев, Р. И. Словарь-справочник по русской фразеологии : ок. 800 фразеологизмов. М., 1981. 304 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 7 (336). Филология. Искусствоведение. Вып. 89. С. 72-75.

О. В. Соболева

К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ»

Определяются понятия гипертекста и гипертекстуальности, рассматриваются типологии и основные признаки последнего, а также анализируется гипертекстовый способ организации интернет-пространства.

Ключевые слова: гипертекст, гипертекстуальность, интернет-пространство, коммуникация, электронная среда, гиперсреда, интертекстуальность.

Термин «гипертекстуальность», становя- Специфика текста, перенесенного в гиперс-

щийся все более распространенным, не имеет реду, обозначается понятием гипертекстуаль-

однозначного толкования, подобно тому, как ности, под которым понимается «совокупность

многообразен в определениях и сам гипер- специфических особенностей гипертекста в из-

текст. ложении, структурировании и организации до-

К проблеме определения понятия «гипертекстуальность»

73

ступа к информации» [3. С. 32]. Гипертекстуальность не является результатом объединения отдельных текстов при помощи отсылок от одного текста к другому, гипертекст - это «самостоятельный объект с набором собственных специфических свойств, в котором крайне важна соотносимость отдельных его частей друг с другом» [12. С. 68].

М. В. Масалова определяет гипертекстуальность как «потенциальную и реализованную возможность нелинейного прочтения текста, а также текстового единства, состоящего из двух или более текстов» [6. С. 7]. Ученый исследует гипертекстуальность как имманентную текстовую характеристику, присущую как традиционным печатным текстам, так и электронным текстам и гипертекстам. В результате исследования М. В. Масалова делает вывод о том, что линейность и нелинейность являются внешними характеристиками текста, а гипертекстуальность - внутренней имманентной характеристикой. Ученый выделяет два типа гипертекстуальности:

1) потенциальную (наблюдается в традиционных бумажных текстах и линейно организованных электронных текстах. Такие тексты выстроены линейно, но разбиты на фрагменты таким образом, что это дает возможность читать их в любом порядке (Библия, энциклопедия и др.);

2) реализованную (гипертекстуальность понимается как особое сочетание линейности и нелинейности расположения фрагментов относительно друг друга и реализуется только в гипертексте - электронном нелинейном тексте) и уровни гипертекстуальности: внутритекстовый (элементы - фрагменты одного текста) и межтекстовый (элементы - различные тексты) [6. С. 93].

Гипертекстуальность исследуется и в работе К. В. Давыдовой. В основу ее исследования положена гипотеза о гипертекстуальности как свойстве художественного текста. К. В. Давыдова понимает гипертекстуальность как «генерализацию отношений и связей между ранее созданными текстами, при которых полученный текст (гипертекстовый фрагмент) представляет собой совокупность составляющих и с точки зрения содержания, и формы» [2. С. 59]. Ученый считает, что художественный гипертекстовый фрагмент представлен двумя основными типами: гипертекстовым фрагментом с «жесткой» структурой, интертекст которого вербализует внутреннюю речь, и гипертексто-

вым фрагментом с «мягкой» структурой, содержащим интертекст-цитаты, интертекст-эпиграфы, интертекст-пословицы/ поговорки [2. С. 6].

В работах, посвященных исследованию нелинейного текста, разграничиваются понятия интертекстуальности и гипертекстуальности. По мнению Е. В. Зыковой, понятия интертекстуальности и гипертекстуальности частично пересекаются, но не совпадают. Принципиальным различием, с ее точки зрения, является то, что для «включения» интертекстуальности необходимы устоявшиеся в культурном, социальном, историческом контексте ключевые слова; в то время как в условиях гипертекстуальности роль значимого понятия может сыграть любой фрагмент текста, включая графические средства и звук. Другим отличием, по мнению Е. В. Зыковой, является направленность от уже известного к новому. При интертекстуальных связях ключевые слова привносят в текст свой собственный багаж смыслов, накопившийся за время бытования первоисточника. Напротив, гипертекстуальность подразумевает, что любой фрагмент информационной единицы, связываемый при помощи гиперссылки с другими информационными единицами, «обрастает» новыми коннотационными, информационными и другими значениями лишь по мере построения реципиентом своего гипертекста [4. С. 6].

Более распространенной является точка зрения на гипертекстуальность как на реализацию интертекстуальности при помощи компьютерных технологий. Так, для Е. Г. Соколова гипертекстуальность - это материализованная интертекстуальность для «нищих духом» [10. С. 146], то есть для тех читателей, интеллектуального и культурного потенциала которых недостаточно для самостоятельной расшифровки авторских аллюзий.

Гипертекстуальность определяет общую для всех сетевых текстов характеристику - незамкнутость, выход за пределы одной текстовой структуры. Фактически текст перестает быть статичной системой, ограниченной рамками объема, жанра и даже авторства. Возможность перехода по гипертекстовым ссылкам позволяет каждому пользователю генерировать свой текст по заданной тематике, ориентируясь на личные цели и задачи получения информации.

Гипертекстуальность формируется такими текстовыми категориями, как нелинейность, интерактивность, мультимедийность. Совокупность проявлений этих категорий ведет к

изменению роли автора. Утрачиваются композиция, начало и конец произведения, более условной становится авторская суверенность. Но, в то же время, приобретаются такие возможности, как мгновенные межтекстовые переходы, включение в текст изображений, видео, мультипликации, звука. Все это вызывает в читателе необычные соотношения чувственных восприятий, что, в конечном итоге, изменяет образ мышления и восприятия мира.

Неоднозначность термина «гипертекстуальность» определяется недостаточной изученностью гипертекста как формы электронного текста, в связи с чем не существует и четкой типологии гипертекстуальности. По уровню гипертекстуальности Т. И. Рязанцева предлагает два типа: эксплицитную и имплицитную [9. С. 47]. Эксплицитная гипертекстуальность возникает в виде прямых ссылок на другие тексты, а имплицитная - это скрытые аллюзии и определенные стилистические приемы, например, ирония, сатира, пародии, являющиеся элементом фонового знания читателя и помогающие ему в понимании художественного произведения.

М. В. Масалова предлагает следующую типологию гипертекстуальности [6. С. 65].

1. По степени актуализации гипертекстуальности в тексте:

а) реализованная гипертекстуальность, понимаемая как сочетание линейности и нелинейности, реализуется только гипертексте (электронном нелинейном тексте);

б) потенциальная встречается в бумажных текстах и линейно организованных электронных текстах. Такие тексты имеют линейное строение, но разбиты на фрагменты таким образом, чтобы дать возможность их прочтения в любом порядке (энциклопедии, сонеты, Библия).

2. По характеру элементов текстуального образования:

а) внутритекстовая - текст содержит ссылки, ведущие только к элементам данного текста, или предполагает нелинейное перемещение от одного фрагмента к другому;

б) межтекстовая - гипертекстуальность присутствует не в рамках одного текста, а между несколькими текстами, то есть присутствуют электронные ссылки на другие тексты, документы, сайты и так далее.

3. По степени выраженности гипертекстуальность может варьироваться от максимальной, или наиболее выраженной, до нулевой, или отсутствующей. Максимальную гипертек-

стуальность можно встретить в бесконечных гипертекстах или в сети Интернет, понимаемой как глобальный гипертекст. Нулевая гипертекстуальность встречается в простых линейных текстах.

По степени нелинейности Е. J. АагееШ выделяет 4 типа гипертекстуальности [14. С. 86]:

Простой нелинейный текст - фрагменты статичны, открыты и поддаются исследованию читателя.

Непродолжаемый линейный текст, по которому можно передвигаться с помощью эксплицитных ссылок между фрагментами.

Детерминированный кибертекст - объединение фрагментов предсказуемо, но обусловлено и содержит элементы ролевой игры.

Недетерминированный гипертекст - фрагменты динамичны и непредсказуемы (например, чат).

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что гипертекстуальность формируется такими текстовыми категориями, как интерактивность, нелинейность и мультимедийность. Совокупность данных категорий приводит к изменению функций авторской деятельности. Приобретаются новые возможности: включение в текст изображений, видео, звука, межтекстовых переходов. Гипертекстуальность -это обозначение особых изменений, которые претерпел письменный текст, перемещенный в электронную среду.

Список литературы

1. Визель, М. Гипертексты по ту и эту стороны экрана // Иностр. лит. 1999. № 10. С. 103 -113.

2. Давыдова, К. В. Гипертекстуальность как свойство художественного текста. Армавир, 2006. 205 с.

3. Дедова, О. В. Теория гипертекста и гипертекстовые практики в Рунете. М., 2008. 284 с.

4. Зыкова, Е. В. Организация гипертекста в сети Интернет. СПб. ; Пушкин, 2006. 221 с.

5. Кузнецов, М. Текст, гипертекст и интерактивное телевидение // Декоратив. искусство (Диалог истории и культуры). 1996. № 1. С. 42-49.

6. Масалова, М. В. Гипертекстуальность как имманентная текстовая характеристика. Ульяновск, 2003. 123 с.

7. Орехов, С. И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности // Вестн. Омск. гос. пед. ун-та. 2006. № 1. С. 92-98.

Безличные конструкции как изобразительно-выразительное средство.

75

8. Першиков, В.И. Толковый словарь по информатике / В. И. Першиков, В. М. Савинков. М., 1995. 203 с.

9. Рязанцева, Т. И. Гипертекст и электронная коммуникация. М., 2010. 256 с.

10. Соколов, Е. Г. Обуздание трущоб: кон-текстуальность интертекстуальность гипертекстуальность // Метафизич. исслед. 2000. № 14. С.134-148.

11. Субботин, М. М. Гипертекст. Новая форма письменной коммуникации // Итоги науки и техники. Т. 18. Информатика. М., 1994. 305 с.

12. Хартунг, Ю. Гипертекст как объект лингвистического анализа // Вестн. Моск. унта. 1996. № 3. Сер. 9. Филология. С. 61-77.

13. Crystal, D. Language and the Internetl. 2 ed. Cambridge, 2006. 304 p.

14. Landow, G. P. Hypertext. Text. Theory. Baltimore, 1992. 213 p.

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 7 (336). Филология. Искусствоведение. Вып. 89. С. 75-78.

М. В. Сомова

БЕЗЛИЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ КАК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ЯЗЫКА

И РЕЧИ

Рассматриваются безличные предикативные конструкции, различные по структуре и семантике, несущие дополнительную эмоциональную или эстетическую нагрузку и выполняющие функцию изобразительно-выразительного средства речи. В таком контексте подобные конструкции еще не подвергались подробному анализу.

Ключевые слова: безличные конструкции, агенс, изобразительно-выразительное средство, язык, речь.

Безличность можно определить как структурно-семантическую категорию с семантической доминантой, которая служит для обозначения действия или состояния как таковых, деагентивных, при которых деятель, агенс, либо вовсе не мыслится, либо мыслится отвлеченно. Сущность ее заключается в том, чтобы выразить одно из отношений действия к деятелю в системе синтаксических значений лица, а именно отстраненность действия или состояния от деятеля, невозможность агенса, независимость процесса, состояния от активного деятеля.

Предложения, в которых реализуется категория безличности на синтаксическом уровне, -безличные односоставные и - разнообразны по структуре и семантике. Например: Было душно, жарко: небо заволакивало тяжелыми облаками (И. Гончаров); Шарабан трясло на ухабах - пущай трясет! [Ухабы ведь тоже родимые] (В. Пикуль); Если сейчас не выпить - повеситься можно (М. Булгаков); У Волкодава дома было заведено: женщина и кошка хозяйничают в избе, мужчина и собака - во дворе (М. Семё-

нова); Тянет в море, тянет, нет больше сил терпеть! (Новиков-Прибой).

В языке безличные конструкции употреблялись издревле наряду с личными. Так, Ф. И. Буслаев, говоря об устном народном творчестве, утверждал, что большинство безличных форм преобразовалось из личных. Преимущественно они обозначали явления природы, непонятные человеку, а также употреблялись в заклятиях и при ворожбе, то есть в тех случаях, когда деятель либо не нужен, либо не имеет силы, либо действие изначально деагентивно. По мнению А. А. Потебни, устранение субъекта происходило потому, что «при веровании в силу слова известных враждебных человеку демонических существ не следует называть», и еще потому, что «действующее лицо при таинственных действиях представляется неизвестным» [6. С. 410]. Возможно, именно в силу такого объяснения устранения субъекта из некогда личных конструкций в современном русском языке большинство безличных конструкций, безотносительно к тому, о чьем состоянии или действии в них идет речь, несет негативную семантику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.