Научная статья на тему 'Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности'

Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1372
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙНОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / РЕЧЕВАЯ МАСКА / ЖАНР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Селютин Александр Анатольевич

Cтатья посвящена анализу взаимозависимости цели, жанра и виртуального образа в процессе коммуникации в интернет-пространстве. В статье обозначен комплексный подход к изучению выбора электронного жанра как формы коммуникативного выражения онлайновой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 35 (173).

Филология. Искусствоведение. Вып. 37. С. 138-141.

Ал. А. Селютин

ЖАНРЫ КАК ФОРМА КОММУНИКАТИВНОГО ВЫРАЖЕНИЯ ОНЛАЙНОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена анализу взаимозависимости цели, жанра и виртуального образа в процессе коммуникации в интернет-пространстве. В статье обозначен комплексный подход к изучению выбора электронного жанра как формы коммуникативного выражения онлайновой личности.

Ключевые слова: онлайновая личность, интернет-коммуникация, речевая маска, жанр.

Интернет-коммуникация, будучи сложным, многогранным процессом, до сих пор является одной из наименее исследованных областей лингвистического знания, несмотря на то, что за последние несколько лет появилось большое количество работ, посвященных отдельным аспектам виртуального коммуникативного пространства. Аккумулированный на данный момент объем знаний о интернет-общении требует систематизации и классификации, а также определения взаимодействия отдельных элементов структуры интернет-коммуникации. Мы попытаемся определить механизм выбора пользователем жанра общения в коммуникативном пространстве Интернета, опираясь на интенцию коммуниканта и на создаваемый им виртуальный образ.

Вовлеченность пользователя в интернет-общение может рассматриваться как пассивная (просмотр новостных сайтов, чтение се-тиратуры, скачивание файлов и т. д.) или как активная (участие в общении, комментирование статей, ведение дневника и т. д.). Под пассивной вовлеченностью пользователя мы понимаем такую ситуацию общения, когда пользователь выполняет функции реципиента, потребляющего информацию, но не предоставляющего ее. Пассивный коммуникант преследует единственную цель в интернет-общении - получение информации, что соответственно и формирует его интенции в коммуникативном процессе. Под активной вовлеченностью пользователя мы подразумеваем иную ситуацию общения, когда коммуникант выполняет функции и автора, и реципиента, то есть не только принимает информацию, но и сам создает ее. Именно в обстоятельствах активной вовлеченности формируется состояние полноценного интернет-общения, а пользователь из потребителя способен

превратиться в созидателя. Пассивный коммуникант является невидимым для других пользователей, не присутствует зрительно на веб-страницах, его образ не зафиксирован в интернет-коммуникации, в то время как активный коммуникант доступен органам зрения и, возможно, слуха, является видимым для других пользователей и формирует определенный образ для общения.

Активный коммуникант, вступающий в процесс интернет-общения, может преследовать четыре цели:

1) обмен информацией (подразумевает не только вербальное предоставление определенных данных, но также и обмен аудио- и видефайлами, графическими изображениями, вложенными файлами и т. д.);

2) создание и поддержание контактов (коммуникант в зависимости от интенции может искать контакты, связанные с его биографией, профессиональной деятельностью, сферой интересов и наклонностей, религиозными и нравственными ценностями);

3) повышение личного рейтинга (данная цель подразумевает самореализацию коммуниканта посредством повышения личного рейтинга благодаря своим знаниями или поступкам, а также как следствие степени пользы данного коммуниканта для сетевого сообщества);

4) развлечение («общение ради общения» является одной из доминирующих целей интернет-коммуникации).

Данные цели являются достаточно условными, они редко существуют независимо друг от друга. Как правило, пользователь преследует сразу несколько целей, вступая в процесс интернет-общения, среди которых одна является прямой, а остальные - косвенными. Например, стремясь получить информацию, пользователь в процессе поиска может также

преследовать и в качестве цели создание и поддержание контактов, как это происходит, в частности, на социальных сайтах, посвященных определенной тематике; общаясь на форуме с целью приобщения к определенной информации, он также может участвовать в общении «ради общения».

Сравним два фрагмента виртуальной коммуникации:

Жанр электронной почты

Доброго времени суток!

По Вашему запросу пересылаем Вам прайс-лист нашей продукции вложенным файлом. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

С уважением,

Жанр форума

Стилистическая и коммуникативная организация фрагмента жанра электронной почты подчинена двум целям - обмену информацией (в данном случае, пересылка прайс-листа) и сохранению контактов («Надеемся на дальнейшее сотрудничество»). Приведенный

фрагмент жанра форума обусловлен двумя целями, преследуемыми пользователем, - обмен информацией (запрос видеокурса) и развлечение (стиль, приближенный к разговорному, и характерные, имитирующие устную разговорную речь, признаки - повтор гласной в конце слова «помогитееее», редукция основы «па-сиб», обращение «люди», пренебрежение знаками препинания, использование знаков препинания в качестве смайликов-«эмотиконов»). Таким образом, мы видим сочетание различных целей в рамках одного жанра.

Формирование цели в сознании коммуниканта обеспечивает выбор жанра общения. Термин ‘жанр’ применительно к сфере интернет-коммуникации получает различные толкования в лингвистических исследовани-

ях, а, следовательно, под жанрами интернет-коммуникации понимаются достаточно разнородные по своей природе и функциям явления. На наш взгляд, интернет-жанр должен формулироваться достаточно узко и детально, чтобы избежать чрезвычайно обширного охвата присущих интернет-среде текстовых вариаций. С другой стороны, он должен быть достаточно объемным явлением, объединяющим ряд текстов по общему признаку. В нашем понимании интернет-жанр представляется неким единством формы и содержания, обладающим определенными специфическими чертами коммуникативного характера и служащим для реализации отдельных интенций пользователя. Именно жанр является своеобразным проявлением и выражением онлайновой личности в коммуникативном аспекте.

Условно можно разделить все жанры виртуальной коммуникации на канонические и неканонические. Под каноническими мы подразумеваем такие жанры, которые уже нашли свое применение в литературе, лингвистике или культуре. Исходя из этого определения, жанр рекламы для виртуального пространства является каноническим, то есть не появившимся в рамках интернет-среды, а уже существовавшим до этого (в текстах СМИ, например). Неканоническими жанрами являются такие жанры, которые зародились в рамках интернет-пространства и не могут существовать вне него. К таким жанрам мы можем отнести следующие: электронная почта, ICQ, чат, форум, социальная сеть и игровой портал. Данные жанры обеспечены определенной программной периферией, характерными особенностями и условиями функционирования в интернет-среде.

Определенная цель интернет-коммуникации и выбор жанра обуславливают определенный виртуальный образ, создаваемый комму-

mashust 03

Регистрация: 14.11.2008 Сообщения: 1 □

ЛюдиШПомогитееееШДля повышения уровня граммотности моих подопечных мне бы найти видеокурс «100% Видео Английский»!!!Может поспособствуете!!!Заранее пасиб))))

140

Ал. А. Селютин

никантом. В лингвистических исследованиях достаточно прочно устоялся термин ‘речевая маска’, предложенный В. В. Виноградовым, для обозначения подобного образа, скрытого за «ником». Совокупность речевых масок, используемых коммуникантом в различных ситуациях виртуального общения, формирует онлайновую личность коммуниканта. Другими словами, мы можем сказать, что онлайновая личность представлена в виртуальном пространстве различными виртуальными образами. Условно можно разделить все «речевые маски» на естественные и образные. Естественная речевая маска используется в тех ситуациях, когда анонимность интернет-общения не является обязательным условием и может даже привести к состоянию коммуникативной неудачи. Естественная речевая маска подразумевает открытость пользователя и, как правило, состоит из настоящих данных коммуниканта (фамилия и имя, общеизвестный «ник», регистрацион-

ный номер и т. д.). Образная речевая маска используется для создания анонимности виртуального общения, для поддержания игрового момента интернет-общения. Подобная речевая маска обозначается определенным «ником», позволяющим скрыть истинную информацию о пользователе.

В качестве примера естественной речевой маски можно привести отображение имени и фамилии пользователя в электронной почте, а «ники» ОтоНЫп, Парнишка21 и Блондинко, используемые в чат-общении, как пример образной речевой маски.

Следует заметить, что пластичность и многогранность интернет-коммуникации не

позволяет совместить цель общения и виртуальный образ по строгому принципу обязательности. В зависимости от обстоятельств коммуникативного процесса, от количества и характера коммуникантов, от личных наклонностей и состояния пользователя различным целям виртуального общения могут сопутствовать различные речевые маски. Однако можно предположить, что в основном обмен информацией и контактоустанавливающая цель требуют естественную речевую маску, а развлечение и создание статуса подразумевают образную, так как именно установление контактов и предоставление информации требуют достоверность и надежность, а также уверенность пользователя в правильности получаемых сведений, тогда как развлечение и создание статуса, напротив, предъявляют критерии анонимности и образности.

Взаимозависимость целей, жанров и речевых масок отражена в таблице.

Вовлеченность пользователя в процесс интернет-общения представляется нам замкнутой системой, в которой инициальная стадия активности/пассивности пользователя в коммуникативном процессе становится одновременно и завершающей, способной подтолкнуть пользователя к новому витку существования в коммуникативном аспекте. Механизм вовлеченности пользователя в процесс интернет-общения в упрощенном виде можно отобразить следующей схемой:

Таким образом, мы убеждаемся, что категории жанра и речевой маски являются взаимосвязанными в рамках интернет-коммуникации, а сам процесс коммуникативного взаимодей-

Цель общения Жанр общения Речевая маска

Обмен информацией Электронная почта Естественная

ICQ Естественная

Форум Образная

Социальная сеть Естественная

Создание и поддержание контактов ICQ Естественная

Социальная сеть Естественная

Повышение личного рейтинга Форум Образная

Социальная сеть Естественная

Игровой портал Образная

Развлечение Чат Образная

Форум Образная

Игровой портал образная

Активность/пассивность

«Речевая маска»

Цель общения

Жанр виртуальной коммуникации

ствия пользователей в интернет-среде является достаточно сложным, комплексным и многогранным явлением. Жанр является формой коммуникативного выражения онлайновой личности и, в свою очередь, обуславливает выбор определенной речевой маски. Переплетение целей, жанров и речевых масок порождает многоуровневый по своей структуре механизм интеракции пользователей в интернет-пространстве.

Список литературы

1. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1986. С. 250-296.

2. Вавилова, Е. Н. Жанровая квалификация дискурса телеконференций Фидонет : дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2001.

3. Иванов, Л. Ю. Язык Интернета : заметки лингвиста. иЯЪ : www.ivanoff.ru/rus/ OZHWEB.htm.

4. Капанадзе, Л. А. Структура и тенденции развития электронных жанров. иЯЪ : М1р://г^ .1 september.rU/2002/21/7.htm.

5. Купер, И. Р. Гипертекст как способ коммуникации. иЯЬ : www.nir.ru/sj/sj/sj1-2-00ku-per.html.

6. Рязанцева, Т. И. Некоторые особенности реализации коммуникативных принципов и стратегий в условиях компьютерноопосредованного общения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 1. С. 202-211.

7. Языковая личность : жанровая речевая деятельность / под ред. В. И. Шаховского. Волгоград : Перемена, 1998. 108 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.