Научная статья на тему 'Блог как сфера реализации социокультурных стереотипов'

Блог как сфера реализации социокультурных стереотипов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
304
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / BLOG / КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / COMPUTER-MEDIATED COMMUNICATION / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / SOCIAL AND CULTURAL STEREOTYPES / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LANGUAGE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кудряшов Игорь Александрович, Калашникова Анна Александровна

В статье блог анализируется как специфический гибридный жанр. Уникальность его состоит в том, что он, обладая всеми жанрообразующими категориями, имеет широкую вариативную парадигму стереотипных возможностей в опциях категорий речевых жанров: коммуникативную цель, информативность, оценочность, императивность и этикетность, зачастую объединяющие в одном тексте интенции различного характера. Блог и инициален, и реактивен, языковое стереотипное воплощение в нем возможно по четырем типам (клишированность, индивидуальность, максимальность, минимальность). Блог, оставаясь уникальным специфическим явлением человеческого общения вообще и компьютерно-опосредованной коммуникации, в частности, трансформирует социокультурные стереотипы в зависимости от потребностей адресанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLOG AS SPHERE OF REALIZATION SOCIOCULTURAL STEREOTYPES

The article analyzes the blog as a specific hybrid genre. Its unique nature is that it possessing with all genre creating categories has the wide variable paradigm of stereotyped possibilities in the options of the speech genre categories: communicative aim, informativeness, evaluation, imperativeness and etiquette character as a rule, integrating the intentions of different directions in one and the same text. The blog is both initial and reactive, the linguistic stereotyped manifestation is possible in it according to four types (clairvest, individuality, maximality, minimality). The blog remaining the unique specific phenomenon of human and computer-mediated communications transforms the social and cultural stereotypes depending on the speaker’s demands. Key words: blog, computer-mediated communication, social and cultural stereotypes, language personality.

Текст научной работы на тему «Блог как сфера реализации социокультурных стереотипов»

блог как сфера реализации социокультурных стереотипов

Игорь Александрович Кудряшов,

доктор филологических наук, профессор кафедры теории языка Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ФГОУ ВПО «Южный федеральный

университет»

Анна Александровна Калашникова,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Ростовского государственного строительного университета

В статье блог анализируется как специфический гибридный жанр. Уникальность его состоит в том, что он, обладая всеми жанрообразующими категориями, имеет широкую вариативную парадигму стереотипных возможностей в опциях категорий речевых жанров: коммуникативную цель, информативность, оценочность, императивность и этикетность, зачастую объединяющие в одном тексте интенции различного характера. Блог и инициален, и реактивен, языковое стереотипное воплощение в нем возможно по четырем типам (клиширован-ность, индивидуальность, максимальность, минимальность). Блог, оставаясь уникальным специфическим явлением человеческого общения вообще и компьютерно-опосредованной коммуникации, в частности, трансформирует социокультурные стереотипы в зависимости от потребностей адресанта.

Ключевые слова: блог, компьютерно-опосредованная коммуникация, социокультурные стереотипы, языковая личность.

blog as sphere of realization sociocultural stereotypes

I. A. Kudryashov,

Doctor of Philology, Professor of the Institute of Philology of the theory of language, journalism and intercultural communication FSEIHPE "Southern Federal University"

Anna Alexandrovna Kalashnikova,

candidate of philological science, docent, docent of the foreign language department of Rostov State Building University

The article analyzes the blog as a specific hybrid genre. Its unique nature is that it possessing with all genre creating categories has the wide variable paradigm of stereotyped possibilities in the options of the speech genre categories: communicative aim, informativeness, evaluation, imperativeness and etiquette character as a rule, integrating the intentions of different directions in one and the same text. The blog is both initial and reactive, the linguistic stereotyped manifestation is possible in it according to four types (clairvest, individuality, maximality, minimality). The blog remaining the unique specific phenomenon of human and computer-mediated communications transforms the social and cultural stereotypes depending on the speaker's demands.

Key words: blog, computer-mediated communication, social and cultural stereotypes, language personality.

В ситуации все более широкого распространения электронной коммуникации выделяются специфические черты различных жанров подобной коммуникации. Жанры межличностной коммуникации в Интернете - это «ICQ, чат, форум, дневник, электронная переписка (e-mail), гостевые книги, MUD, тематические ньюс-группы (newsgroups). Все остальные разновидности сводимы к перечисленным» [3: 55]. В свою очередь, каждый жанр подразумевает обособление особого типа языковой личности коммуниканта. После изучения теоретических воззрений языкознания на языковую личность как явление мы можем сделать вывод, что этот феномен является результатом сложного взаимодействия и взаимопроникновения различных сфер коммуникативной среды. Языковая личность представляет собой совокупность когнитивного, аксиоматического, поведенческого, выражаемую посредством языковых средств, доступных в той или иной области коммуникации. В свою очередь, языковая личность коммуниканта в блогосфере имеет свои специфические стереотипные проявления, обусловленные особенностями типа мышления, распространенного в виртуальной среде, и условиями осуществления коммуникации в электронном континууме. Выделим формальные и содержательные особенности блога как стереотипной дискурсивной площадки.

С точки зрения организации текста блоги являются гипертекстуальным пространством. Гипертекст - это «вид текстового документа, части которого находятся в памяти разных компьютеров и связаны между собой отношениями, при помощи которых можно быстро найти нужную информацию» [2: 87]. Этот термин был впервые употреблен в 1965 г. Тедом Нельсоном для определения разветвляющегося текста. Вадим Руднев считает, что гипертекст - это «текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов. Простейший пример гипертекста - это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря. В результате читать такой текст можно по-разному: от одной статьи к другой, по мере надобности, игнорируя гипертекстовые отсылки; читать статьи подряд, справляясь с отсылками; наконец, пуститься в гипертекстовое плавание, то есть от одной отсылки переходить к другой. Гипертекст - это нелинейный лабиринт, своеобразная картина мира, и выйти из него, войдя один раз, труднее, чем может показаться на первый взгляд». В контексте блогосферы гипертекст - это форма организации текстового материала, при которой единицы организованы не линейно, а как система явно указанных возможных взаимных переходов, связей. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке.

В блогосфере отмечаются естественные процессы взаимодействия коммуникантов, при этом блогу, в отличие от традиционного «письменного» дневника, параллельно с монологичностью присуща и диалогичность, так как блог подразумевает коммуникативное взаимодействие. Отметим, что результат этого взаимодействия представлен в дискурсивной экранной форме в хронологическом порядке. Также важно отметить, что одной из особенностей блога является необходимость самопрезентации коммуниканта способами, доступными в указанном коммуникативном пространстве, посредством заполнения тех или иных «рубрик» и привлечения рече-

вых и экстралингвистических средств. Обратимся к блогу как коммуникативному пространству с точки зрения его строения.

Обычно в структуру блога входят следующие стереотипные составляющие:

- Собственно текст блога - дневниковые записи;

- Комментарии к записям;

- Имя пользователя, то есть псевдоним автора дневника или, как его называют сами пользователи, «ник» (никнейм);

- Аватар, представляющий собой небольшое графическое изображение, отображающееся в дневнике, в общей ленте дневников и в лентах его постоянных читателей;

- Название дневника;

- Интересы;

- Персональная информация об авторе: пол, возраст, место жительства, дата рождения, образование, род занятий, номер мессенджера/адрес электронной почты, URL персональной странички в Интернете. По желанию автор может разместить в профайле свою фотографию

- Список/число «друзей» - читателей блога.

Авторы дневников плачут, смеются, влюбляются, женятся, иногда разводятся, едят в кафе, пьют кофе и пиво. Жители мегаполисов ездят в метро, обитатели городов поменьше - в маршрутках и автобусах. Ходят за покупками и ужинают у телевизора. Все эти более или менее обыденные детали, из которых состоит жизнь современного человека от 15 до 50 лет, не только «вычитываются» из текстов. По желанию их можно вывести в отдельный список своих «интересов». Подобные списки статистически обрабатываются.

Некоторые авторы не скупятся на обозначение своих увлечений, стремясь как можно более полно представить свою концептуальную парадигму. Например, в блоге пользователя ecilopl (мужчина, 33 года, Москва) указано 124 интереса:

«4'33», genesis, king crimson, van der graaf generator, Алексей Айги, Бах, Борро-мини, Босх, Боттичелли, Киньяр, Моцарт, Муха, Прокофьев, Рим, Средние века, адекватность, альтернатива, аналитика, античность, антропология, арт-деко, арт-нуво, арт-рок, арт-хаус, архитектура, безумие, библиотеки, бредовые идеи, вино, виски, вменяемость, вникать, глаза, готика, готовка, гофрированная жесть, гулять, гуманитарные науки, гурманство, девушки, деликатесы, джаз, дырка от бублика, еда, жизнь, задумчивость, занудствовать, импрессионизм, интеллектуальное кино, интересные люди, интересоваться, интуиция, ирония, искусство, история, истфак МГУ, кадрить нереальность, кино, книги, конструктивизм, коньяк, кофе, кошки, красота, кулинария, культура, культурология, кухня, лень, лето, либерализм, литература, логика, любовь, люди, медиевистика, микроистория, мистика, мифология, мифы, музыка, наука, научные исследования, неожиданность, новые люди, познавать, политология, постмодернизм, просыпаться днём, путешествия, религии, религиоведение, религия, самоирония, свидания, свобода, секс, сецессион, скульптура, смех, смысл, собирать грибы, спокойствие, средневековье, средние века, сумерки, сыр, сюр, творчество, традиционные верования, улыбать-

ся, уют, философия, фольклор, цивилизация, читать, школа Анналов, шутить, эволюция, эвристика, эзотерика, энология, эротика, язычество».

Посредством рассмотрения списка этих интересов вполне можно сделать вывод о личности хозяина дневника: учился на историческом факультете МГУ (античность, антропология, история, истфак МГУ, школа Анналов), вероятно, на отделении искусствоведения (Босх, Боттичелли, Средние века, сецессион, скульптура), либо религиоведения (религии, религиоведение, религия, традиционные верования). Скорее всего, пишет диссертацию, либо преподает (библиотеки, наука, научные исследования, культурология). Вряд ли женат (свобода, девушки, кадрить, свидания), но хочет завести семью (уют, любовь). Увлекается кулинарией (готовка, гурманство, деликатесы, сыр), в свободное время посещает клубные концерты (арт-деко, арт-нуво, арт-рок, арт-хаус) и слушает классическую музыку (Бах, Моцарт, Прокофьев), а также ездит на природу (гулять, собирать грибы). Открыт к общению (интересные люди, новые люди), но способен созерцать в одиночестве (лень, просыпаться днем, самоирония, спокойствие, сумерки) и т. д. Таким образом, можно утверждать, что при определенной открытости и «серьезности» профайла пользователя блога, можно сделать довольно обширные выводы о том, кем же на самом деле является коммуникант в блогосфере.

Принимая во внимание тот факт, что блогосфера - это новая коммуникативная среда, перечислим основные ее особенности. Для удобства разделим их на технические, физиологические и когнитивные.

К первым отнесем:

- применение гипертекста;

- интерактивность - «способность информационно-коммуникационной системы без участия человека активно и разнообразно реагировать на действия пользователя».

К физиологическим особенностям восприятия континуума блогосферы относятся:

- специфика восприятия электронной информации (с точки зрения физиологии из-за мерцания экрана человек с большим трудом способен воспринимать большие порции текста «с монитора»);

- трудности восприятия текста при невозможности (или затрудненности) визуальной опоры на прочитанный ранее эпизод (у человека в случае труднодоступ-ности текстового бэкграунда снижаются способности к восприятию, обработке в сознании и запоминанию текста).

Что касается особенностей когнитивного характера, то в этом контексте будем говорить об изменившихся, по сравнению с обычными, интенциях участников этого вида коммуникации. Это обусловлено тем, что Интернет-коммуникант гораздо более прагматичен, так как он стремится скорее достичь цели путем совершения наименьшего числа ошибок. Кроме того, сетевой коммуникант объективно более агрессивен, развязен, нежели офф-лайновый, так как в Интернете вообще и в бло-ге, в частности, пользователям становится доступна такая функция, как анонимное ведение речетворческой деятельности.

Психолингвистические исследования последних лет показали, что для «скорейшего достижения цели путем совершения наименьшего числа ошибок» в Интернет-дискурсе при оформлении информации следует соблюдать определенные правила:

- необходимо придерживаться принципа языковой экономии, и при этом избегать как гипервербализации (излишняя конкретизация, «распыление» на детали не позволяет коммуниканту (равно адресату и адресанту) сосредоточиться на основной мысли текста), так и гиповербализации (во избежание информационной неточности, могущей впоследствии затруднить восприятие информации адресантом) [5: 23];

- важно избрать подходящий стиль, сделать семантическую структуру текста наиболее пластичной для таргет-группы, на которую рассчитан «посыл» текста, и достичь максимальной связности [5: 164];

- легче всего в электронном дискурсе адресантом воспринимаются короткие слова, положительные формулировки, краткие простые предложения [6: 99];

- желательно соблюсти принцип «одно предложение содержит в себе одну мысль» [4: 161];

- в развитии дискурса должна наблюдаться коммуникативная целостность, достигаемая путем четких последовательных связей между высказываниями [8: 15].

Следует отметить, однако, что в целях повышения эффективности в восприятии текстов в блогах возможно применять не только приемы, направленные на формирование содержательной стороны дискурса, но и методы сугубо структурного характера. Так, «абзацы, параграфы, разделы, наименования играют роль «перерывов» восприятия, необходимых для фиксации прочитанного, формирования «нейронных» дорожек читателя, акцентирования на главном и выделения дополнительного, расширяющего или уточняющего текста. Графика параграфа, апеллируя к образной половине нашего мозга, дополняет текст ассоциативными, чувственно ориентированными связями» [1: 2]. Действительно, верное структурирование текста, воспринимаемого априори «с монитора», позволяет серьезно упростить задачу адекватного понимания его адресантом.

Отметим, что в настоящий момент окончательно формируется новая сфера русскоязычного речевого этикета - так называемый «нетикет» (от «Net» - Сеть, англ.). Зародился нетикет в первых сетевых, FIDO, IRQ конференциях, затем развивался в рамках дискурса чатов и форумов, в настоящий момент площадкой для завершения его формирования является блогосфера. Так, например, характерным элементом нетикета стало приветствие «Доброго времени суток!», появившееся в результате осознаваемой коммуникантами географической разделенности и, следовательно, возможной разницы в часовых поясах. Изначально в Сети было «принято» обращение к собеседнику на «ты», вне зависимости от степени знакомства с ним. Это было обусловлено широко распространенной идеей о всеобщем равенстве коммуникантов. Подобная манера обращения продолжает иметь место в дискурсе форума и чата, однако в блоговом континууме нормы нетикета трансформировались: здесь приветствуется обращение на «вы», за исключением специфически оговоренных случаев (например, долгое близкое знакомство между коммуникантами). По наше-

му мнению, это стало следствием того, что пользователи относятся к пространству блог-коммуникации серьезнее, нежели к общению, скажем, в чате. В блоге вообще вырабатываются собственные законы жанра, соответствующие культурному уровню всей группы пользователей сервиса. Конечно, в настоящее время уже можно говорить о блоге как о вполне оформившемся жанре. Так, С. Херринг относит блог к разряду смешанных жанров. Блог, по ее мнению, - это «своеобразный мост между мультимедийными Интернет-документами, написанными на языке HTML, и электронным текстом» [7: 203]. Это утверждение вполне справедливо, учитывая тот факт, что в дискурсе блога изначально противопоставленные в Интернете мультимедийный и текстовый форматы объединяются в единое целое.

Жанр как совокупность формальных и содержательных особенностей текста формируется при помощи набора условий. Так, М.Ю. Сидорова рассматривает общность жанров как «типы текстов, представленных материально существующими образами, а также в виде узаконенных грамматиками и стилистиками и содержавшихся в сознании людей норм, правил создания и восприятия текстов определенного типа» [3: 19]. Поэтому, по нашему мнению, блог как самостоятельное жанровое явление следует рассматривать отнюдь не только с точки зрения его технических особенностей. Специфичность жанра блога обусловлена совокупностью трех аспектов: сетевым характером, диалогичностью и дневникоподобием дискурса.

В блогосферу коммуникант приходит уже будучи обогащенным определенным коммуникативным «багажом», включающим, помимо прочего, определенные навыки и стереотипы. Этот «доблоговый» коммуникативный опыт, чаще всего, имеет не только внесетевой, но и онлайновый характер. Действительно, большинство пользователей блогосферы зарегистрировали аккаунты на тех или иных журнальных хостингах после определенного периода более или менее успешной Интернет-коммуникации. Таким образом, в блоги привносятся черты дискурса чатов, Интернет-пейджеров (ICQ, Jabber и т.д.) и, главное, форумов и конференций. Чатоподобная коммуникация зачастую возникает в комментариях к блогам: в так называемых «топовых» (попавших в список наиболее обсуждаемых) тредах (дискуссиях) обмен комментариями происходит практически в параллельно онлайновом режиме: коммуниканты ведут беседу, обмениваясь репликами без существенных временных задержек. Блог также имеет общие черты с жанром Интернет-форума. В обоих случаях коммуникация строится по принципу головной записи и комментариев к ней. Однако здесь имеются весьма существенные различия. Так, блог обладает такими категориями, как личностность и социальность. У блога всегда имеется автор - живой человек (или авторы, если блог групповой), блог существует в контексте личности автора. Блог обычно гораздо более целен по содержанию, нежели форум, форум - это обсуждение явления, а блог - высказывание своей точки зрения и дискуссия относительно ее.

Представим описание блога как жанра с точки зрения данной модели, формируемой в виде совокупности признаков.

Первым признаком является коммуникативная цель. Исследователь, в зависимости от интенции жанрового дискурса, выделяет четыре типа речевых жанров:

- информативные (цель - предъявление/ запрос, подтверждение/ опровержение информации);

- оценочные (цель - трансформация ощущений коммуникантов путем соотношения их поступков либо качеств с принятой в данном социуме аксиоматической шкалой);

- императивные (цель - вызвать осуществление/ неосуществление каких-либо явлений);

- этикетные (цель - реализация явления либо поступка, предусмотренного этикетом данного общества (поздравления, извинения и т. д.)).

По признаку коммуникативной цели блог можно отнести как к информативному, так и к оценочному речевому жанру. Примем за основу тот факт, что основная цель блоговой записи - не только озвучить ту или иную информацию, но также и постулировать отношение автора к ней. При этом отметим, что, несмотря на самое широкое распространение оценочности в блоговых записях, для них все же характерна оценка, направленная на какие-либо явления, события, либо третьих лиц, а не отнесенная к сокоммуниканту напрямую. При этом блог как таковой подразумевает наличие комментариев от сторонних наблюдателей. Помимо основной цели записи - проинформировать и оценить, - пост в блоге направлен на побуждение читателя-адресата откомментировать его. Таким образом, блог можно назвать и императивным жанром.

Таким образом, делаем вывод о том, что блог соединяет в себе черты всех четырех типов речевых жанров по категории коммуникативной цели: одновременно являясь информативным, оценочным и императивным, а также временами и этикетным, блог совершенно полноправно можно отнести к жанру гибридному (напомним, что гибридным жанром блог называют и представители техноцентриче-ского течения в изучении Интернет-коммуникации).

Второй признак речевого жанра - наличие образа автора (под этой формулировкой понимается совокупная информация об авторе-коммуниканте, предопределяющая и обеспечивающая успешное развитие модели речевого жанра).

Блог, вне всяких сомнений, предполагает существование образа автора, так как запись в Интернет-дневнике априори несет личностный характер, она отражает восприятие того или иного явления сквозь призму персональности пользователя. Таким образом, в блоге, даже наименее посещаемом, всегда наличествует автор, которому «есть что сказать». В более популярных Интернет-дневниках автор обладает также характеристиками способности вызвать заинтересованность у адресата и сподвигнуть последнего на проявление ответной реакции, то есть, комментирование.

Следующая категория - это образ адресата. Существование этой характеристики в блоге предопределено также самой интенцией существования блога как жанра. Автор высказывает свои суждения, ожидая того или иного отклика, обратной реакции от читателей (friends of, либо гостей журнала). Вообще, именно в наличии образа адресата раскрывается отличие блога как жанра от своего основного предшественника - «бумажного» дневника.

Существует, однако, и исключительная особенность: в определенных случаях отдельные записи в блоге в качестве адресата предполагают самого автора. Подобное возможно при публикации в блоге записи, недоступной для просмотра никому, кроме пользователя-хозяина журнала. Однако подобная практика применяется довольно редко. Чаще всего в режиме «для себя» оставляются записи служебного характера, что, скорее, сближает их с ежедневником, а не с традиционным «бумажным» дневником.

Кроме того, отметим, что автор блога может модерировать тех, кого он считает своими адресатами: устанавливая для записи статус «для друзей» (на некоторых блог-хостингах возможно разделение «друзей» по группам и конкретизация доступа к записям, в зависимости от группы), автор ограничивает круг адресатов. При этом записи, размещаемые в свободном режиме доступа, имеют своими адресатами, по крайней мере, потенциально, всех пользователей Интернета. Таким образом, в блогах объединяются как возможность потенциально бесконечного круга адресатов, так и ограниченность тех, от кого ожидается ответная реакция на запись. Но в любом случае, образ адресата в блоге наличествует всегда.

Отметим дуализм блога с точки зрения разделения на инициальные и реактивные жанры: так, запись-постинг в блоге может являться как инициальной, так и реактивной. При этом комментарий к этой записи, оставленный посетителем Интернет-дневника - реактивен, так как всегда является последствием головной записи. С технической стороны, наличие образа прошлого в блоге во многом подтверждается его гипертекстуальностью: зачастую в записях указываются иЯЫпк на информацию-первоисточник о явлении, о котором пишет автор. В свою очередь, комментарии к записям всегда гипертекстуальны.

Следующая жанрообразующая категория - образ будущего. Действительно, в блоге предполагается определенное развитие дискурса: общение с комментаторами и т. д., то есть характеристика будущности - неотъемлемая черта блога. Всякий речевой жанр предполагает свое языковое воплощение - то есть совокупность языковых возможностей жанра. Для характеристики выражения дискурса выделяются: клишированность vs индивидуальность; минимальность vs максимальность. Блог, скорее, относится к жанрам, для которых характерна повышенная авторская индивидуальность в воплощении дискурса. Более того, в записях Интернет-дневников «приветствуется» максимальная индивидуальность, наиболее популярные авторы обладают уникальным идиостилем. Помимо этого, в блогосфере существуют самые разные стилистические вариации, языковое воплощение в том или ином блоге является следствием индивидуальности его автора, парадигма образов простирается от «сурового циника» до «тонко чувствующей души».

Уникальность блога состоит в том, что он, обладая всеми жанрообразующими категориями, имеет широкую вариативную парадигму возможностей в опциях категорий речевых жанров: так, блог может иметь коммуникативной целью как информативность, так и оценочность, императивность и этикетность, зачастую объединяя в одном тексте интенции различного характера. Блог и инициален, и реактивен, языковое воплощение в нем возможно по всем четырем типам. Таким образом, мы

можем утверждать, что блог - жанр гибридный, способный, оставаясь уникальным специфическим явлением человеческого общения вообще и компьютерно-опосредованной коммуникации, в частности, трансформироваться в зависимости от потребностей адресанта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лавров О. Дистанционное обучение: учебный текст // Вопросы Интернет-образования. URL: http://center.fio.ru/vio/vio_19/cd_site/Articles/art_1 _24.htm

2. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. М., 2006.

3. Сидорова М. Ю. Интернет-лингвистика: русский язык. Межличностное общение. М., 2006.

4. Förster H.-P. Texten wie ein Profi. Frankfurt a.M: Institut für Management-, Markt-und Medieninformationen, 2000.

5. Gerke E. O. Meinen - Verstehen - Verständigung. Berlin: Deutsche Sprache, 1995.

6. Groeben N. Leserpsychologie: Textverständnis - Textverständlichkeit... Aschendorff: Münster Westfalen, 1982.

7. Herring S. C., Scheidt L. A., Bonus S., Wright E. Bridging the Gap: A Genre Analysis of Weblogs. Indiana Unv., 2004.

8. Jahr S. Das Verstehen von Fachtexten: Rezeption, Kognition, Applikation. Tübingen (Narr), 1996.

REFERENCES

1. Lavrov O. Distance training: text for studying // Questions of Internet-training. URL: http://center.fio.ru/vio/vio_19/cd_site/Articles/art_1 _24.htm

2. Milchin A. E. Publishing Dictionary-Reference. М., 2006.

3. Sidorova M. U. Internet-Linguistics: the Russian Language. Interpersonal Communication. М., 2006.

4. Förster H.-P. Texten wie ein Profi. Frankfurt a.M: Institut für Management-, Markt-und Medieninformationen, 2000.

5. Gerke E. O. Meinen - Verstehen - Verständigung. Berlin: Deutsche Sprache, 1995.

6. Groeben N. Leserpsychologie: Textverständnis - Textverständlichkeit... Aschendorff: Münster Westfalen, 1982.

7. Herring S. C., Scheidt L. A., Bonus S., Wright. E. Bridging the Gap: A Genre Analysis of Weblogs. Indiana Unv., 2004.

8. Jahr S. Das Verstehen von Fachtexten: Rezeption, Kognition, Applikation. Tübingen (Narr), 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.