Научная статья на тему 'Блендинг жанров электронной коммуникации как фактор формирования интернет-текста'

Блендинг жанров электронной коммуникации как фактор формирования интернет-текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
646
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ЖАНР / ФОРМАТ / ГИПЕРТЕКСТ / БЛЕНДИНГ / INTERNET / GENRE / FORMAT / HYPERTEXT / BLENDING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Селютин Александр Анатольевич

Жанровое своеобразие интернет-коммуникации представляет собой некий «конструктор», позволяющий посредством мозаичной сборки формировать креолизованный интернет-текст, отвечающий запросам пользователя и способный наиболее полно выполнить поставленные перед текстом задачи: информировать, побуждать, воздействовать и пр. В статье мы делаем вывод, что блендинг как процесс формирования новой жанровой среды стирает границы перехода от жанра к жанру, отвергая линейность и внедряя объемность восприятия текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLENDING OF ELECTRONIC COMMUNICATION GENRESAS A FACTOR OF INTERNET TEXTUAL FORMATION

The text of internet-space is hypertext possessing signs of mosaicness, creativity and interaction. Due to this genre variety of Internet-communication seems to be a “constructor” which with the help of mosaic building allows forming creolized Internet-text responding the users’ needs and being able to completely fulfill the tasks set to the text: to inform, to encourage, to influence etc. Looking at a difference between the terms “genre” and “format” the author of the article allows their changeability but considers that from the linguistic perspective the word “genre” is more preferable for the description of Internet-communication. Because of instability of Internet-space and blurring of genre margins the classification of Internet genres seems difficult to be constructed. In the article the author comes to the conclusion that blending is an active process and a mechanism of forming the new genre background which erases the margines for transforming from one genre into another. It rejects linearity and implements extensionality of textual apprehension. Such transformational phenomena allow applying the term “genre-blend” to genre innovations. The author of the article comes to the conclusion that the process of blending in Internet-communication occupies a significant position in genre innovation forming and is a substantial factor for electronic communication text creation being a mechanism of realization of users’ demands.

Текст научной работы на тему «Блендинг жанров электронной коммуникации как фактор формирования интернет-текста»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 273-279.

УДК 81-25, ББК 81.001.1

Ал. А. Селютин

блендинг жанров электронной коммуникации как фактор формирования интернет-текста

Жанровое своеобразие интернет-коммуникации представляет собой некий «конструктор», позволяющий посредством мозаичной сборки формировать креолизованный интернет-текст, отвечающий запросам пользователя и способный наиболее полно выполнить поставленные перед текстом задачи: информировать, побуждать, воздействовать и пр. В статье мы делаем вывод, что блендинг как процесс формирования новой жанровой среды стирает границы перехода от жанра к жанру, отвергая линейность и внедряя объемность восприятия текста.

Ключевые слова: Интернет; жанр; формат; гипертекст; блендинг.

Жанровое своеобразие коммуникативной среды интернет-пространства привлекает исследователей, несмотря на трудности, связанные с построением классификации интернет-жанров, определением термина 'жанр' применительно к интернет-коммуникации и постоянной изменчивостью характерных черт уже выделенных и описанных жанров Интернета. Среди работ, посвященных жанровой составляющей виртуального коммуникативного пространства, можно особо выделить работы Е. И. Горошко [см., например: 5; 6], Л. Ю. Иванова [8], Л. А. Капанадзе [10], О. В. Лутовино-вой [13], Е. Ю. Распопиной [16], Н. Г. Асмус [3] в области лингвистики, А. А. Калмыкова [9], А. А. Амзина [1] в области журналистики. Рассмотренные в диахроническом аспекте, эти работы впечатляют внимательным отслеживанием трансформационных тенденций, наличествующих в коммуникативной составляющей интернет-пространства и активно влияющих на «фазовость» интернет-дискурса. Для того, чтобы разобраться с возможностью использования термина фазовости применительно к интернет-среде, необходимо обратиться к пониманию современными исследователями понятия интернет-текста, или гипертекста.

Термин гипертекст, введенный Тедом Нельсоном в 1965 году, обозначает «текст, ветвящийся или выполняющий действия по запросу». Гипертекст - это такая форма организации текстового материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними [19. С. 138]. «Гипертекстом» можно считать и особую организацию веб-страницы, обладающей ссылками-переходами между отдельными фрагментами информации, расположенными на удален-

ных друг от друга страницах Интернета. Таким образом, читателю становится доступной вы-борочность потребляемой информации, а линейная последовательность сохраняется не в организации текстов автором, но в организации поглощаемой информации читателем. «Гипертекстовая среда мыслится как пространство, в котором со-размещаются тексты, а также как инструмент, с помощью которого создается единичный текст. В единичном тексте элементы, предложения или абзацы, складываются в соответствии с некоей упорядочивающей схемой подобно тому, как из кирпичиков складывается дом, причем "кирпичики" могут быть из разных текстов (цитаты, ссылки, отрывки из прежних работ и пр.)» [11].

В своей работе «Коммуникативная природа гипертекста» [17] мы указываем на то, что гипертекст обладает как признаками традиционного текста, так и чертами, присущими коммуникативным новообразованиям интернет-пространства. От традиционного текста гипертекст перенимает целостность и связность передающие авторскую интенцию адресату; однако множественность авторов создает множественность интенций, множественность целевых программ и мотивов, объединенных, однако, интенцией изначального сообщения. К традиционным чертам можно также отнести смысловую завершенность, отдельность, структурность, членимость, регулятивность, информативность, интегративность.

Являясь частью виртуальной коммуникации и будучи ориентированным на интеракцию пользователей сети, гипертекст обладает определенными отличными от традиционного текста признаками. Н. А. Асмус выделяет следующие характерные особенности виртуального коммуникативного пространства: субъек-

тивность информации, интерактивность, гипертекстуальность, креативность, глобальность, анонимность, мозаичность [3. С. 23], что можно отнести и к гипертексту.

Не останавливаясь подробно на характеристике каждого признака гипертекста, можно сделать общий вывод, что, отражая постмодернистское мировоззрение [7], текст интернет-среды образуется не как целенаправленный замысел единого автора, а как хаотично формирующаяся структура, являющаяся центральным узлом взаимосвязи множества авторов, выстраивающих общую канву коммуникации как следствие собственных интенций.

«Фазовость» интернет-коммуникации неразрывно связана с потребностью пользователей интернет-среды. Технические возможности, расширяющие границы интернет-пространства, приводят к повышению требований пользователя к процессу коммуникации, и если еще пятнадцать лет назад основным и практически единственным способом коммуникации посредством Интернета являлась электронная почта, то сейчас данный вид связи используется, как правило, исключительно в профессиональной сфере деятельности, а зону бытового повседневного общения целиком формируют социальные сети. Подобная трансформация произошла в значительно короткие сроки в связи с искусственностью происходящих в интернет-среде процессов, разделив, тем самым, историю интернет-общения на так называемые фазы: фаза электронной почты, фаза чата и ICQ, фаза социальных сетей. Подобная «фа-зовость» существует и применительно к языку интернет-коммуникации: фаза классического языка, фаза «языка падонкафф», фаза формирования узуса, фаза отказа от безграмотности. Данное деление на фазы отнюдь не является классификацией, а, скорее, отражает коммуникативные процессы, происходящие в виртуальном коммуникативном пространстве под воздействием интенций пользователей.

Исследования в области жанровости интернет-коммуникации, не указывая на наличие тех или иных «фаз», тем не менее отражают данный процесс. Выстроенные изначально классификации жанров уже спустя непродолжительное время «устаревали» в связи с появлением новых жанров и трансформацией существующих. В частности, классификация Н. Г. Асмус [3], включающая электронную почту, чат, форумы или виртуальные конференции, электронные доски, домашние страницы

(homepage) и различные игры и развлекательные проекты, не отражает социальные сети и фотожанр (например, Инстаграм), которых на тот момент не существовало, либо они обладали отличающимся от нынешнего статусом. Как и любые другие изменения в интернет-пространстве, жанровые трансформации являются прямым следствием размытости границ интернет-среды (возрастных, социальных, языковых и проч.). Следует также учитывать желание пользователей приблизить Интернет-общение максимально близко к реальному, что приводит к взаимопроникновению жанров в том же объеме, в каком жанры переплетены в ситуации речевого общения, согласно теории М. Бахтина [4]. Результатом этого является относительная невозможность исполнения строгой классификации жанрового своеобразия интернет-среды. В частности, если опираться на уже существующие классификации и вслед за Л. Ю. Ивановым [8] выделить жанры непрофессионального общения (электронная почта, чат, IRC и форумы), то к какому из этих видов жанров можно отнести социальные сети, обладающие признаками всех перечисленных пунктов классификации? В социальных сетях можно выделить черты электронной почты и чата (личные сообщения), форума (стена пользователя), фотожанра (фотоальбомы с комментариями), а также аудио и видеокомпоненты, не являющиеся самостоятельными жанрами, но обладающие коммуникативными признаками и не учитывающиеся большинством исследователей при характеристике жанровости интернет-пространства.

С одной стороны, ряд ученых ставит вопрос о необходимости разграничения понятий 'жанр' и 'формат', называя это терминологической проблемой. Г. В. Лазутина, в частности, приводя различия между двумя данными терминами, однако, говорит о частичном совпадении объемов понятий, утверждая, что «...разные значения оказываются интуитивно ясными» [12. С. 18]. И действительно, рассматривая социальную сеть не как коммуникативное поле, а как информационно-коммерческий продукт развлекательного характера, мы можем говорить о данном явлении как о формате, характеризующем место предмета коммуникации в информационных потоках, адресуемых обществу. Если же мы рассматриваем социальную сеть как гипертекст (включающий в себя еще и все признаки крео-лизованного текста), то применение термина 'формат' видится нам весьма спорным.

Рассмотрим практический пример: размещение фотографии в социальной сети с последующим ее обсуждением. Пользователь размещает фотографию в фотоальбоме и делает к ней небольшой комментарий (фотожанр), другие пользователи дополняют его комментарий своими, разместивший фотографию отвечает, что приводит нас к жанру форума, данная фотография автоматически размещается в новостной ленте для друзей и подписчиков (жанр новостей), некто из друзей пишет автору личное сообщение с вопросом о данной фотографии (жанр чата или электронной почты). Данный процесс коммуникации является для автора непрерывным и соответствующим его интенциям: размещение фотографии и призывало к обсуждению. Все коммуникативные действия, совершенные вокруг эпицентра (фотографии с комментарием) являются для автора единым коммуникативным полем, направленным на социализацию, т. е. сохраняющим единство формы и содержания. Подобная монолитность достигается посредством слияния нескольких жанров, отвечающих запросам коммуниканта, в единое целое, для описания которого нам кажется целесообразным ввести такое понятие, как 'блендинг'.

Термин 'блендинг' для лингвистических исследований не является новаторским и активно используется в теории словообразования. О. А. Хрущева указывает на то, что еще в 50-е годы «отечественные лингвисты не признавали блендинг особым способом словообразования» [18. С. 95]. Среди ученых, активно обращающих внимание в своих работах на различные способы словоложения, в т. ч. и блендинг, можно выделить Л. А. Нефедову [15], И. В. Арнольд [2], А. Ю. Мурадян [14]. О. А. Хрущева характеризует «блендинг» как «...самостоятельный способ словообразования, пограничный с аббревиацией и словосложением ввиду своих структурных особенностей, но обладающий специфическими чертами...» [18. С. 101], особо подчеркивая структурно-семантическое единство блендов.

Мы считаем, что можно расширить значение термина 'блендинг' применительно к жанровой системе интернет-среды и охарактеризовать его как самостоятельный способ жанрообразования, тяготеющий к слиянию уже существующих интернет-жанров в единое структурное целое на основании смыслового и содержательного объема с учетом интенций

коммуниканта по построению креолизован-ного гипертекста. И действительно, если рассматривать вышеприведенный пример с социальной сетью, то мы убеждаемся, что в рамках формирования креолизованного гипертекста (иконический компонент - фотография, вербальный компонент - комментарии и личная переписка) используются некоторые жанры из числа существующих, при этом их объединяет общий смысл, определенный интенцией автора инициального сообщения, и общее содержание с единым коммуникативным центром (фотография), что приводит к формированию текста нового жанра, который и можно обозначить как социальная сеть.

Блендинг приводит к тому, что жанровое своеобразие интернет-коммуникации начинает представлять собой некий «конструктор», позволяющий посредством мозаичной сборки формировать креолизованный интернет-текст, отвечающий запросам пользователя и способный наиболее полно выполнить поставленные перед текстом задачи: информировать, побуждать, воздействовать и пр. Благодаря блендингу жанров стираются границы перехода от жанра к жанру, отвергая линейность и внедряя объемность восприятия текста, возвращая нас к идее устройства интернет-коммуникации как отражения основных постулатов постмодернизма.

Рассмотрим подробнее механизм функционирования блендинга при формировании жанрового новообразования на известном уже нам примере. Интенция коммуниканта выражается в создании креолизованного текста посредством размещения фотографии с комментарием, т. е. изначально текст формируется в рамках фотожанра (рис. 1). При этом независимо от коммуниканта данный текст попадает в новости к друзьям, становясь при этом компонентом новостной ленты. На данном этапе мы не можем расценивать данное явление как единый текст, поскольку отсутствуют признаки цельности и связности, происходит лишь дублирование информации в текстах разного жанра (рис. 2). В единый текст данные элементы образуются лишь в том случае, если кто-то из друзей делает комментарий под фотографией, увиденной в разделе «Новости», в открытом доступе («стена»-форум) (рис. 3). Именно реплика коммуниканта становится тем связующим звеном, неким своеобразным гиперпереходом, который позволяет хаотичные структуры объединить в единое целое.

Рис. 1. Фотожанр: размещение фото с комментарием

[ Вн-и.ф.,.,р,ф„ ».+

Яндекс «■ + ,|.с„т,«,аМ1„„.р|,„в, ■ с 1п.,., {, ш 4 Л

™ ~ «Я

Рис.2. Фотография в новостной ленте

Рис. 3. Обсуждение фото в виде комментариев: стена-форум

На данном этапе начинается блендинг как процесс, поскольку комментарий объединил в единый текст структуры трех жанров: фотожанр, новости и форум. Дальнейшие процессы общения по поводу данной фотографии будут являться продолжением функционирования

блендинга как механизма жанрообразования (теоретически возможно слияние множества жанров). Таким образом, формируемый в процессе блендинга текст обладает объективным центром (фотография) и субъективным (когни-ция пользователя). В связи с этим можно предположить, что сформированный гипертекст и, соответственно, жанр как итог блендинга в данном случае являются продуктом когнитивной деятельности коммуниканта, реализованной в особом восприятии последовательности информации, продуцированной в слове и изображении. Подобная реализация коммуникативного процесса характерна для социальных сетей в целом, на основании чего мы можем говорить об относительной устойчивости сложившегося новообразования, то есть о наличии жанровости.

Слово 'относительный' применительно к устойчивости жанра употреблено не случайно. Не следует забывать, что интернет-пространство является средой, находящейся в состоянии непрерывной трансформации, и эволюционные процессы (включая блендинг), происходящие в том числе и в коммуникативной составляющей Интернета, не позволяют нам заявлять о системе жанров как явлении уже сложившемся, сформировавшемся. На наш взгляд, любое исследование, проводимое относительно жанрового своеобразия интернет-коммуникации, может быть реализовано лишь в синхроническом аспекте, применительно к настоящему моменту. Соответственно существующие на данный момент жанры интернет-коммуникации, будучи подвержены определенным изменениям, могут исчезнуть в том виде, в каком они существуют сейчас, либо преобразоваться в нечто отличное.

Более широкое понимание термина 'блендинг' может касаться не только жанрообразования, но и формирования текста коммуникативного пространства интернет-среды в целом, особенно с возможностью широкого использования аудиовизуальных способов подачи информации.

В журналистике жанры, образованные благодаря размытости границ и взаимопроникновению, принято называть «жанрами-гибридами» (например, интервью-зарисовка, корреспонденция-заметка). Особое внимание при этом обращается на структурную целостность, успешно сочетающую в себе признаки нескольких жанрообразований. Подобные «жанры-гибриды» не являются устоявшимися,

но традиционны в каждом из отдельно взятых компонентов конструирования. На наш взгляд, данный термин хоть и имеет право на существование, но не отображает процесс слияния жанров, номинируя лишь конечный продукт. Нам кажется, что термин 'жанры-бленды' применительно к интернет-среде будет более предпочтителен, поскольку денотирует условность слияния жанров в синхроническом аспекте для отдельно взятых коммуникантов на основе когнитивного восприятия текстообразования. Жанр-гибрид подразумевает завершенность коммуникативно-информационного продукта, тогда как жанр-бленд дает представление о процессе, подразумевая возможность дальнейшего конструирования жанрового новообразования.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что процесс блендинга в интернет-коммуникации занимает значительное место при формировании жанрообразований и является существенным фактором создания текста электронной коммуникации, будучи эффективным механизмом реализации запроса пользователя.

Список литературы

1. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов / А. Амзин. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2012. 134 с.

2. Арнольд, И. В. Лексикология современного английского языка: учеб. для ин-тов и фак. иностр. яз. / И. В. Арнольд. 3-е изд., перераб.и доп. М.: Высш. шк., 1986. 295 с.

3. Асмус, Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: дис. ... канд. филол. наук / Н. Г. Асмус. Челябинск, 2005. 266 с.

4. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 250-296.

5. Горошко, Е. И. Теоретический анализ Интернет-жанров: к описанию проблемной области / Е. И. Горошко // Жанры речи. Саратов: Наука, 2007. Вып. 5. Жанр и культура. С. 370389.

6. Горошко, Е. И. Жанры 2.0: проблема типологии и категоризации (на примере коммуникативного сервиса «Твиттер») / Е. И. Горошко, Е. А. Землякова, Т. Л. Полякова // Жанры речи. М.: Лабиринт, 2012. Вып. 8. Жанр и творчество. С.344-357.

7. Громыко, Н. В. Интернет и постмодернизм - их значение для современного образования / Н. В. Громыко // Вопр. философии. 2002. № 2. C. 175-180.

8. Иванов, Л. Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста [Электронный ресурс] / Л. Ю. Иванов. URL: http://www.honestnet.ru/chistyy-yazyk/yazyk-interneta-zametki-lingvista.html.

9. Калмыков, А. А. Интернет-журналистика / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. М.: Юни-ти-Дана, 2005. 384 с.

10.Капанадзе, Л. А. Структура и тенденции развития электронных жанров [Электронный ресурс] / Л. А. Капанадзе. URL: http:// rus.1september.ru/article.php?ID=200202107.

11.Купер, И. Р. Гипертекст как способ коммуникации [Электронный ресурс] / И. Р. Купер. URL: www.nir.ru/sj/sj/sj1-2-00kuper.html.

12.Лазутина, Г. В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики / Г. В. Лазутина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 6. С. 14-21.

13.Лутовинова, О. В. Жанровая речевая деятельность языковой личности в виртуальном дискурсе / О. В. Лутовинова // Инициативы XXI века. 2012. № 3. С. 170-173.

14.Мурадян, А. Ю. Словослияние в современном английском языке (специфика, динамика, теория): дис. ... канд. филол. наук / А. Ю. Мурадян. Л., 1978. 201 с.

15.Нефедова, Л. А. О некоторых особых способах словообразования в современном немецком языке / Л. А. Нефедова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. № 3. С. 89-97.

16.Распопина, Е. Ю. Дифференциальные и жанровые особенности компьютерного Интернет-дискурса / Е. Ю. Распопина // Вестн. Иркут. гос. лингвист. ун-та. 2010. № 1. С. 125-132.

17.Селютин, Ал. А. Коммуникативная природа гипертекста / Ал. А. Селютин // Регионально ориентированные исследования филологического пространства: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Оренбург, 14 ноября 2008 г.). Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. С. 349-352.

18.Хрущева, О. А. Блендинг в системе словообразования / О. А. Хрущева // Вестн. ОГУ. 2009. № 11 (105). С. 95-101.

19.McLuhan, M. Understanding Media: The Extensions of Man / М. McLuhan. McGraw-Hill, 1964.

Селютин Александр Анатольевич - кандидат филологических наук, декан факультета высшего профессионального образования, доцент кафедры языков и литературы Челябинского института путей сообщения - филиала Уральского государственного университета путей сообщения.

alexsell@mail.ru

Selyutin Alexander Anatolyevich, candidate of philological sciences, Dean of the Higher Professional Education Department, associated professor of the Languages and Literature chair, Chelyabinsk Institute of Railway Transport - affiliate of Ural's State University of Railway Transport.

blending of electronic communication genres as a factor of internet textual formation

The text of internet-space is hypertext possessing signs of mosaicness, creativity and interaction. Due to this genre variety of Internet-communication seems to be a "constructor" which with the help of mosaic building allows forming creolized Internet-text responding the users' needs and being able to completely fulfill the tasks set to the text: to inform, to encourage, to influence etc. Looking at a difference between the terms "genre" and "format" the author of the article allows their changeability but considers that from the linguistic perspective the word "genre" is more preferable for the description of Internet-communication. Because of instability of Internet-space and blurring of genre margins the classification of Internet genres seems difficult to be constructed. In the article the author comes to the conclusion that blending is an active process and a mechanism of forming the new genre background which erases the margines for transforming from one genre into another. It rejects linearity and implements extensionality of textual apprehension. Such transformational phenomena allow applying the term "genre-blend" to genre innovations. The author of the article comes to the conclusion that the process of blending in Internet-communication occupies a significant position in genre innovation forming and is a substantial factor for electronic communication text creation being a mechanism of realization of users' demands.

Keywords: Internet; genre; format; hypertext; blending.

References

1. Amzin, A. (2012) Novostnaja internet-zhurnalistika: Uchebnoe posobie dlja studentov vuzov [=News Internet-journalism: study book for college students], 2nd revised edition, Moscow, 134 p. (in Russ).

2. Arnold, I. V. (1986) Leksikologija sovremennogo anglijskogo jazyka: Ucheb. dlja in-tov i fak. inostr. jaz. [=Lexicology of Contemporary English: study book for colleges and foreign language departments], 3rd revised edition, Moscow, 295 p. (in Russ.).

3. Asmus, N. G. (2005) Lingvisticheskie osobennosti virtual'nogo kommunikativnogoprostranstva: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata filologicheskih nauk [=Linguistic Peculiarities of Virtual Communicative Space: dissertation for candidate of science degree], Chelyabinsk, 266 p. (in Russ).

4. Bakhtin, M. M. (1986) "Problema rechevyh zhanrov" [=Problem of Speech Genres], in: Jestetika slovesnogo tvorchestva [=Esthetics of Word Art], Moscow, pp. 250-296. (in Russ.).

5. Goroshko, E. I. (2007) "Teoreticheskij analiz Internet-zhanrov: k opisaniju problemnoj oblasti" [=Theoretical Analysis of Internet-genres: to the Description of Problematic Area], in: Zhanry rechi [=Speech Genres], Saratov. Issue 5., pp. 370-389 (in Russ.).

6. Goroskko, E. I., Zemlyakova, E.A. and Polyakova, T.L. (2012) "Zhanry 2.0: problema tipologii i kategorizacii (na primere kommunikativnogo servisa "Tvitter")" [=Genres 2.0: Problem of Typology and Categorization (by the Example of Communicative Service "Twitter"], in: Zhanry rechi [=Speech Genres], Moscow, Issue 8, pp. 344-357 (in Russ.).

7. Gromyko, N. V. (2002) "Internet i postmodernizm - ih znachenie dlja sovremennogo obrazovanija" [=Internet and Postmodernism - heir Meaning for Contemporary Education], in: Voprosy filosofii [=Philosophical Questions], #2, pp.175-180 (in Russ.).

8. Ivanov, L. Y. JazykInterneta: zametki lingvista [=Internet Language: Linguist's Notes], available at: http://www.honestnet.ru/chistyy-yazyk/yazyk-interneta-zametki-lingvista.html, accessed 23.01.2015 (in Russ.).

9. Kalmykov, A. A. (2005) Internet-zhurnalistika [=Internet-journalism], Moscow, 384 p. (in Russ.).

10.Kapanadze, L. A. Struktura i tendencii razvitija jelektronnyh zhanrov [=Structure and Tendencies of Electronic Genres Development], available at http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202107, accessed 23.01.2015 (in Russ.).

11.Kuper, I. R. Gipertekst kak sposob kommunikacii [=Hypertext as Means of Communication], available at www.nir.ru/sj/sj/sj1-2-00kuper.html, accessed 23.01.2015 (in Russ.).

12.Lazutina, G. V. (2010) "Zhanr i format v terminologii sovremennoj zhurnalistiki" [=Genre and Format in the Terminology of Contemporary Journalism], in: Vestnik MGU [=Moscow State University Herald], Volume 10. #6, pp. 14-21 (in Russ.).

13.Lutovinova, O. V. (2012) "Zhanrovaja rechevaja dejatel'nost' jazykovoj lichnosti v virtual'nom diskurse" [=Genre Speech Activity of Language Personality in Virtual Discourse], in: Iniciativy XXI veka [=Initiatives of 21st Century], #3, pp.170-173 (in Russ.).

14.Muradyan, A. Y. (1978) Slovoslijanie v sovremennom anglijskom jazyke (specifika, dinamika, teorija): dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata filologicheskih nauk [=Word Blending in Contemporary English Language (Specifics, Dynamics, Theory): dissertation for candidate of science degree], Leningrad, 201 p.

15.Nefyodova, L. A. (2003) "O nekotoryh osobyh sposobah slovoobrazovanija v sovremennom nemeckom jazyke" [=About Certain Special Ways of Word Building in Contemporary German], in: Vestnik MGU [=Moscow State University Herald], #3, pp. 89-97 (in Russ.).

16.Raspopina, E. Y. (2010) "Differencial'nye i zhanrovye osobennosti komp'juternogo Internet-diskursa" [=Differential and Genre Peculiarities of Computer Internet-discourse], in: Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [=Irkutsk State Linguistic University Herald], #1, pp. 125-132 (in Russ.).

17.Selyutin, Al. A. (2008) "Kommunikativnaja priroda giperteksta" [=Communicative Nature of Hypertext], in: Regional'no orientirovannye issledovanija filologicheskogo prostranstva: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [=Regionally Oriented Researches of Philological Space: Materials of All-Russian Scientific Practical Conference], Orenburg, pp. 349-352 (in Russ.).

18.Khrutsheva, O. A. (2009) "Blending v sisteme slovoobrazovanija" [=Blending in System ofWord Building], in: Vestnik OGU [=OGU Herald], #11(105), pp. 95-101 (in Russ.).

19.McLuhan, M. (1964) Understanding Media: The Extensions of Man, McGraw-Hill, 318 p.

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 279-285.

УДК 070, ББК 76.01

Т. В. Шайхитдинов

эволюция коммуникативной матрицы:

от произведения - к медиатексту

В публикации на основе обзора литературы отечественных теоретиков журналистики рассматривается, как в научном дискурсе понятие журналистского произведения уступило место концепту 'медиатекст'. Делается вывод, что в отличие от «произведения» медиатекст открыт медиапроцессу, который во многом его структурирует. Эти и другие особенности рассматриваемого концепта, по мысли автора, указывают на такой эволюционный процесс, как переход от «классической» коммуникативной матрицы к «неклассической».

Ключевые слова: коммуникативные матрицы; медиатекст; журналистское произведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.