Научная статья на тему 'Языковая репрезентация гендерного стереотипа мужественности в дискурсе СМИ (на материале российских журнальных текстов)'

Языковая репрезентация гендерного стереотипа мужественности в дискурсе СМИ (на материале российских журнальных текстов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
853
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЙ СТЕРЕОТИП / ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ / МУЖЕСТВЕННОСТЬ / ДИСКУРС СМИ / GENDER / GENDER STEREOTYPE / GENDER ROLE / MASCULINITY / MASS MEDIA DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бешукова Фатима Батырбиевна, Хачмафова Зайнета Руслановна

Исследуется роль СМИ в формировании гендерных стереотипов в массовом сознании. Цель заключается в описании языкового выражения гендерного стереотипа мужественности в дискурсе современных российских СМИ. Использование методов описательно-аналитического и контекстуального анализа позволило выявить закономерности лексико-семантического конструирования стереотипизированного мужского образа в дискурсе СМИ. Установлено, что гендерный стереотип мужественности в дискурсе СМИ отражает оценочные представления социума о нормах поведения и релевантных характеристиках мужчин, формируемые в языковом сознании. Практическая ценность материала состоит в возможности его применения в вузовских курсах по теории языка и гендерологии. Исследование вносит вклад в решение проблем изучения взаимодействия языка и гендера в дискурсе СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бешукова Фатима Батырбиевна, Хачмафова Зайнета Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Language representation of a gender stereotype of masculinity in mass media discourse (from material of texts from the Russian journals)

The paper investigates the role of mass media in formation of gender stereotypes in mass consciousness. The purpose of this publication is to describe language expression of the gender stereotype of masculinity in a discourse of Russian modern mass media. Use of methods of the descriptive, analytical and contextual analysis has allowed identification of laws of lexical-semantic designing the stereotypified men's image in mass media discourse. It has been established that the gender stereotype of masculinity in mass media discourse reflects the assessment ideas of society about behavior standards and relevant characteristics of men formed in language consciousness. The possibility to apply the results of the study in higher school courses on the theory of language and gender studies determines the practical value of the present material. The research makes a contribution to the solution of problems of studying interaction of language and a gender in mass media discourse.

Текст научной работы на тему «Языковая репрезентация гендерного стереотипа мужественности в дискурсе СМИ (на материале российских журнальных текстов)»

УДК 81' 42

ББК 81.0

Б 57

Бешукова Ф.Б.

Доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой литературы и массовых коммуникаций Адыгейского государственного университета, e-mail: fat8474@yandex.ru

Хачмафова З.Р.

Доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой немецкой филологии Адыгейского государственного университета, e-mail: zaineta@nextmail.ru

Языковая репрезентация гендерного стереотипа мужественности в дискурсе СМИ (на материале российских журнальных текстов)

(Рец ензирована)

Аннотация:

Исследуется роль СМИ в формировании тендерных стереотипов в массовом сознании. Цель заключается в описании языкового выражения гендерного стереотипа мужественности в дискурсе современных российских СМИ. Использование методов описательно-аналитического и контекстуального анализа позволило выявить закономерности лексико-семантического конструирования стереотипизированного мужского образа в дискурсе СМИ. Установлено, что гендерный стереотип мужественности в дискурсе СМИ отражает оценочные представления социума о нормах поведения и релевантных характеристиках мужчин, формируемые в языковом сознании. Практическая ценность материала состоит в возможности его применения в вузовских курсах по теории языка и гендерологии. Исследование вносит вклад в решение проблем изучения взаимодействия языка и гендера в дискурсе СМИ.

Ключевые слова:

Гендер, гендерный стереотип, гендерная роль, мужественность, дискурс СМИ.

Beshukova F.B.

Doctor of Philology, Professor, Head of Department of Literature and Mass Communications of the Adyghe State University, e-mail: fat8474@yandex.ru

Khachmafova Z.R.

Doctor of Philology, Professor, Head of Department of the German Philology of the Adyghe State University, e-mail: zaineta@nextmail.ru

Language representation of a gender stereotype of masculinity in mass media discourse (from material of texts from the Russian journals)

Abstract:

The paper investigates the role of mass media in formation of gender stereotypes in mass consciousness. The purpose of this publication is to describe language expression of the gender stereotype of masculinity in a discourse of Russian modern mass media. Use of methods of the descriptive, analytical and contextual analysis has allowed identification of laws of lexical-semantic designing the stereotypified men's image in mass media discourse. It has been established that the gender stereotype of masculinity in mass media discourse reflects the assessment ideas of society about behavior standards and relevant characteristics

of men formed in language consciousness. The possibility to apply the results of the study in higher school courses on the theory of language and gender studies determines the practical value of the present material. The research makes a contribution to the solution of problems of studying interaction of language and a gender in mass media discourse.

Keywords:

Gender, gender stereotype, gender role, masculinity, mass media discourse.

Гендерный фактор является одной из существенных характеристик личности на протяжении всей жизни, влияющий на осознание своей идентичности в социуме. В рамках статьи нам представляется актуальным изучение взаимодействия языка и гендера в дискурсе СМИ, так как, во-первых, именно средства массовой информации играют значительную роль в создании массовой культуры и воздействия на массы и, во-вторых, именно в проявлениях СМИ «наиболее очевидна та или иная акцентуация гендерных стереотипов» [1: 47].

По мнению А.В. Кирилиной, пол человека - одна из его важнейших как экзистенциальных, так и общественно значимых характеристик, во многом определяющая социальную, культурную и когнитивную ориентацию личности в мире, в том числе посредством языка. Безусловно, оппозиция «мужской ^ женский» является фундаментальной для человеческой культуры. Гендер рассматривается как конструкт социальный, создаваемый обществом, в том числе и посредством языка. «Если пол осмысляется в категориях «мужчина» и «женщина», то гендер - в терминах «мужественность» (мужское начало) и «женственность» (женское начало)» [2: 6]. По мнению О.А. Ворониной, гендер понимается как социокультурное конструирование обществом «различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат -социальный конструкт гендера» [3: 105]. Каждому из полов приписывается набор соответствующих качеств, играющих важную роль в создании прототипа мужского и женского в общественном и ин-

дивидуальном сознании. Исследование женственности (фемининности) и мужественности (маскулинности) должно, таким образом, включать описание стереотипов, связанных с ними, и средства манифестации этих стереотипов в языке.

Стереотип - это «представление о предмете, оформленное в определенной общественной рамке и определяющее, чем этот предмет является, как он выглядит, как действует, как трактуется человеком и т. п., при этом представление, закрепленное в языке, доступное через язык и относящееся к коллективному знанию о мире» [4: 7]. Стереотипы возникают «в силу действия двух тенденций человеческого сознания: стремления к конкретизации, т.е. сближению абстрактных сущностей с какими-то конкретными образами, и тенденции к упрощению, редукционизму, суть которой сводится к выделению нескольких признаков в качестве ведущих для обозначения сложных явлений» [5: 46].

Гендерный подход в лингвистических исследованиях предполагает изучение стереотипных представлений о мужских и женских качествах, проявляемых в социуме не с точки зрения биологических параметров человека, а с позиций их социальной жизни и культуры. Гендер рассматривается как «конвенциональный идеологический конструкт, в котором аккумулированы представления о том, что значит быть мужчиной и женщиной в данной культуре» [6: 6].

Гендерные стереотипы подразделяются на стереотипы мужественности/ женственности, являющиеся оценочными представлениями общества о нормах поведения и характеристиках мужчин и

женщин, отраженные в языке и формируемые в языковом сознании, и стереотипы речевого поведения мужчин и женщин. Гендерный стереотип представляет собой стандартизованный образ мужчины и женщины. В рамках данной статьи тендерные стереотипы понимаются как культурно и социально обусловленные представления о гендерных ролях, о моделях поведения женщин и мужчин, закрепленные в массовом сознании. Гендерная роль рассматривается как «набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин» [7: 62]. Под тендерным стереотипом мужественности мы понимаем стереотип, соответствующий понятию «мужественность/мужской», с опорой на традиционные мужские характеристики, закрепленные в общественном сознании.

В современном обществе значительную роль в формировании общественного мнения, норм поведения, стандартов жизни и, соответственно, закреплении ген-дерных стереотипов играют средства массовой информации. Средства массовой информации могут «играть роль не столько вторичной, так называемой «закрепляющей» социализации, сколько роль социализации первичной, т.е. формирующей начальные, исходные идентификационные модели поведения» [8: 75]. В данном случае изучение стереотипа мужественности в дискурсе СМИ актуально в аспекте воздействия на массовое сознание.

Маскулинность традиционно связывается с публичной сферой, с участием в жизни общества мужчины. В массовом сознании закреплен стереотип мужчины с набором основных характеристик, например доминирование в дискурсе, уверенность в себе, ярко выраженные лидерские качества, решительность, агрессивность, отсутствие эмоций и т п. По данным словарей русского языка основными синонимами к слову «мужественность» являются следующие лексические единицы: твердость, смелость, стойкость, решительность,

непоколебимость, мужество, дерзость, неустрашимость, отвага, бесстраш-ность, бесстрашие, непреклонность, отважность, геройство, безбоязненность, несгибаемость, героизм, неколебимость, бестрепетность, стоицизм, бравость. Например: А среди мужских качеств на первом месте совсем другие: мужественность, опытность, сила [«Ноги колесом, зато руки в бицепсах» // Труд-7, 2007.03.30].

Как показал анализ текстов российских СМИ, в настоящее время наблюдается динамика в закрепленных стереотипных представлениях о мужественности в массовом сознании, что связано с социокультурными изменениями. Стереотипы мужественности, т.е. стереотипичные представления мужчин в современном обществе представляются довольно сложными, в некоторых случаях противоречивыми.

В современных журнальных текстах отражается традиционный стереотипный образ мужчины, связанный с гендерной ролью мужчины в обществе. Например:

Это особо отразилось на мужском сегменте — мужской лайфстайл, авто, деловые издания», — добавил он. [«У печатных СМИ похмельный синдром» // РБК Дейли, 2013.05.15]

Это настоящий бронепоезд, нарочито подчеркивающий свою мужественность и размеры [Владимир Гаврилов. «Генерал против мужика» // РБК Дейли, 2012.05.23].

Он грубоват и требует такой же мужской бесцеремонности по отношению к себе [«Из тихони в дикаря: тест-драйв Cadillac CTS-V Coupe на Moscow Raceway» // РБК Дейли, 2013.05.13].

Как показывают примеры, в языке отражается мужская культура, аккумулирующая нормы и ценности, связанные со стереотипом мужественности.

В начале XXI века наблюдаются изменения в структуре современного общества, в традиционных культурных стереотипах о мужчинах и женщинах, что ведет

к конфликту гендерных ролей. Например: Мужчина всегда ребенок. И, если он может сохранить в себе ребенка как можно дольше - природную наивность и открытость, - тем интереснее он как человек. Мужчина должен быть готов на романтический поступок всегда! И не только по отношению к любимой, по отношению к жизни. Причем романтика никак не связана ни с финансовым положением, ни с возрастом. Это внутреннее состояние. [Андрей Бурковский. «Мужчина должен быть романтиком!» // Домашний очаг. 23 июня 2017]._

Таким образом, происходим феминизация мужских образов, и, соответственно, маскулинизация женских.

«Весь окружающий мир воспринимается через заложенные в языке смыслы и значения слов и других единиц языка»

[9: 50].В дискурсе современных СМИ отражаются трансформации традиционных мужских поведенческих стереотипов. Как показал проведенный анализ в языке и дискурсе актуализируется гендерная сте-реотипизация, зафиксированная в обыденном сознании.

В настоящее время исследования в области гендерологии не сводятся только к изучению роли и места женщины в социуме, что связано с процессами феминизма. Гендерные исследования ориентированы на изучение понятия «маскулинность» в рамках оппозиции феми-нинность / маскулинность. Особый интерес будут представлять исследования этнокультурных особенностей языковой реализации концепта «маскулинность», так как разные народы и разные эпохи по-разному конструируют гендер.

Примечания:

1. Кирилина А.В. Гендерные аспекты массовой коммуникации // Гендер как интрига познания: сб. ст. М., 2000. С. 47-80.

2. Рябов О.В. Женщина и женственность в философии серебряного века. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1997. 157 с.

3. Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / под общ. ред. О.А. Ворониной. М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. 416 с.

4. Бартминский Е. Этноцентризм стереотипа: результаты исследования немецких (Бохум) и польских (Люблин) студентов в 1993-1994 гг. // Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии: тез. конф. М., 1995. С. 7-9.

5. Чудинов А.П. Политическая лингвистика: учеб. пособие. 2-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2007. С. 46.

6. Гриценко Е.С. Язык как средство конструирования гендера: дис. ... д-ра филол. наук. Н. Новгород, 2005. 405 с.

7. Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. М.: Информация-XXI век, 2002. 255 с.

8. Манзуллина З.А. Языковая категоризация гендерных стереотипов: сопоставительный аспект (на материале русского и французского языков): дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2005. 176 с.

9. Джандар Б.М., Лоова А.Д. О национальном своеобразии функционирования ген-дерных стереотипов в языковом сознании носителей языка (на материале немецкой и адыгской культур) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2017. Вып. 2 (197). С. 44-50.

References:

1. Kirilina A.V. Gender aspects of mass communication // Gender as an intrigue of cognition: coll. of articles. M., 2000. P. 47-80.

2. Ryabov O.V. Woman and femininity in the philosophy of the silver age. Ivanovo: Ivanovo State University, 1997. 157 pp.

3. Voronina O.A. Theoretic and methodological bases of gender studies // Theory and methodology of gender studies. A course of lectures / General ed. by O.A. Voronina. M.: MTsGI - MVShSEN -MFF, 2001. 416 pp.

4. Bartminsky E. Ethnocentrism of the stereotype: results of the study of German (Bochum) and Polish (Lublin) students in 1993-1994 // Speech and mental stereotypes in synchrony and diachrony: theses of the conf. M., 1995. P. 7-9.

5. Chudinov A.P. Political Linguistics: a manual. 2nd ed., rev. M.: Flinta: Nauka, 2007. P. 46.

6. Gritsenko E.S. Language as a means of gender construction: Diss. for the Dr. of Philol. degree. N. Novgorod, 2005. 405 pp.

7. Dictionary of gender terms / ed. by A.A. Denisova. M.: Information - the 21st century, 2002. 255 pp.

8. Manzullina Z.A. Language categorization of gender stereotypes: a comparative aspect (based on the material of the Russian and French languages): Diss. for the Cand. of Philol. degree. Ufa, 2005. 176 pp.

9. Dzhandar B.M., Loova A.D. On the national originality of the gender stereotype functioning in native speakers' language consciousness (based on the German and Adyghe cultures) // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2017. Iss. 2 (197). P. 44-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.