УДК 377/378.016:81 - 028.31 ББК 81.2Р Б - 59
Бибикова Эльвира Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета, 89094712091.
ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ЭКОЛОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
(рецензирована)
Статья посвящена проблеме языковой подготовки будущих экологов в сфере формирования их профессиональной компетентности. Описываются пути оптимизации подготовки будущих экологов к осуществлению международного профессионального взаимодействия. Автор описывает экспериментальный профессиональноориентированный курс иностранных языков.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, коммуникативная
компетентность, мотивационное воздействие, контекстность обучения.
Bibikova Elvira Vitaljevna, Cand. Ped. Sci., assistant professor of the department of foreign languages at the faculty of information systems in economics and jurisprudence, Maikop State Technological University,Tel.: 89094712091.
LANGUAGE TRAINING OF THE ECOLOGISTS TO BE FOR REALIZATION OF INTERNATIONAL PROFESSIONAL INTERACTIONS
The article is devoted to the problem of language training of the ecologists to be in the field of formation their professional competence. The ways of training the future ecologists for realization of the international professional interaction are described. The author describes the experimental professional-focused course of foreign languages.
Keywords: professional competence, communicative competence, motivational influence, context training.
Для характеристики профессионализма специалистов, а также качества профессиональной подготовки используется понятие «профессиональная компетентность». Профессиональная компетентность представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере. Определению структуры и содержания данной категории посвящены исследования Е.Н.Бондаревской, Т.Г.Браже, Б.С.Гершунского, И.А.Зимней, В.А.Исаева, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, В.А.Сластенина, Д.Хайтса и др. Выделяя структурные компоненты профессиональной компетентности, практически все исследователи называют в данном контексте коммуникативный элемент -коммуникативную компетентность, обеспечивающую специалисту способность осуществлять общение в условиях профессиональной деятельности (Е.В.Бондарева, С.В.Гринько, А.А.Деркач, А.Г.Здравомыслов, Д.Хайтс и др.).
Содержание профессиональной компетентности в целом и ее структурных компонентов определяется особенностями профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность экологов направлена на разрешение экологических проблем, большинство которых носят глобальный характер и решены могут быть только в рамках международного сотрудничества. Следовательно, будущих специалистов в области природопользования и природоохранной деятельности необходимо целенаправленно
готовить к данному виду профессионального взаимодействия. Основой профессионального взаимодействия является профессиональное общение, а главным средством общения является язык. В этом контексте важнейшим компонентом профессиональной подготовки экологов становится изучение иностранных языков, без знания которых невозможно конструктивно общаться с коллегами из других государств, и формирование у них иноязычной коммуникативной компетентности.
Формирование профессиональной компетентности представляет собой процесс подготовки будущих специалистов к эффективному осуществлению своих профессиональных функций. Данный процесс начинается в системе профессиональной подготовки и неразрывно связан с ее содержанием.
Лингвистической подготовке в системе профессионального образования до сих пор не уделяется достаточного внимания. На сегодняшний день степень лингвистической подготовленности выпускников вузов не соответствует уровню функциональной грамотности, заявленному как необходимый в Концепции модернизации российского образования. Данный факт отмечается и в концептуальных правительственных документах, и представителями различных вузов. Следовательно, необходимо пересмотреть систему обучения иностранным языкам в контексте профессиональной подготовки специалистов - и в количественном (увеличение количества часов, отведенных на изучение иностранных языков), и в качественном (повышение уровня освоения студентами иностранных языков), и в содержательном аспектах.
Это в полной мере справедливо и для подготовки экологов. При этом характер экологических проблем современности обусловливает повышение роли международной экологической деятельности, изменений требований к ней в сторону расширения международного взаимодействия, что, в свою очередь, определяет необходимость повышения статуса иностранных языков как компонента профессиональной подготовки специалистов-экологов.
Обучение иностранным языкам в контексте профессиональной подготовки специалистов-экологов должно быть направлено на решение следующей задачи-сформировать у будущих специалистов способность осуществлять международное профессиональное взаимодействие, обеспечить возможность их конструктивного профессионального общения с иностранными коллегами. А иноязычная коммуникативная компетентность должна быть признана важнейшим компонентом профессиональной компетентности экологов.
Известно, что факторами формирования профессиональной компетентности (и иноязычной коммуникативной компетентности как ее структурного компонента) являются: содержание образования, методики и технологии обучения, активность личности обучающегося и виды деятельности, в которых студенты принимают участие в процессе обучения. Формирование профессиональной компетентности осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом. Все это в комплексе формирует и развивает личность, нацеливая ее на овладение способами саморазвития и самосовершенствования
Исследование уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности студентов-экологов МГТУ позволили сделать вывод о необходимости оптимизации иноязычного образования данного контингента. Так, подавляющее число студентов показало низкий уровень иноязычной коммуникативной компетентности, причем он снижается от 3-го к 5-му курсу по всем показателям. Это касается и объема словаря, и аудирования текстов профессионального содержания, и построения профессионально ориентированных монологов, диалогов и полилогов. Таким образом, существующая система обучения будущих экологов иностранным языкам не способствует развитию у студентов основных функциональных навыков (аудирование и говорение) в связи с чем требуется ее методологическая и содержательная коррекция. Данные,
полученные при исследовании мотивации изучения иностранных языков студентами-экологами, определили важность построения системы мотивационного воздействия в качестве компонента процесса формирования иноязычной коммуникативной компетентности.
Формирование мотивации изучения иностранных языков у студентов тесно связано с развитием профессиональной мотивации и познавательных мотивов. При этом эффективность формирования собственно иноязычной коммуникативной компетентности студентов во многом определяется адекватностью и силой мотивации, а также применением современных методов обучения иностранным языкам и профессиональным содержанием курса. Поэтому для оптимизации данного процесса необходимо учитывать следующие рекомендации:
- опираться на компетентностный подход при обучении иностранным языкам будущих экологов, обеспечивать контекстность обучения;
- учитывать положения деятельностного подхода: обеспечивать участие студентов в научных конференциях, семинарах, встречах и дискуссиях со специалистами-экологами, в научно-исследовательской деятельности, в практической реализации инновационных экологических проектов;
- создавать свободную, творческую, демократическую атмосферу на занятиях; обосновывать профессиональную значимость иноязычной коммуникативной компетентности для специалистов-экологов;
- применять активные, в том числе, проблемные методы обучения: деловые и ролевые игры, метод проектов и т.п.
- использовать современные формы и методы обучения иностранным языкам: коммуникативно-ориентированное, интенсивное, компьютерное обучение;
- активизировать самостоятельность студентов, обеспечивать соревновательный характер учебной деятельности.
Для оптимизации процесса иноязычного образования необходимо:
1. Повысить мотивацию студентов к изучению иностранных языков.
2.Разработать альтернативный (экспериментальный) профессиональноориентированный курс иностранных языков.
3. Организовать коммуникативную деятельность студентов в процессе прохождения экспериментального курса иностранных языков.
Исходя из вышеназванных соображений, нами был разработан и внедрен в образовательный процесс экспериментальный курс английского языка «Языковая подготовка специалистов -экологов к международному профессиональному взаимодействию», предполагающий целенаправленное формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетентности. Программа экспериментального курса разрабатывалась с учетом того, что студентами-экологами второго года обучения изучен «Общий курс иностранного языка» (General English) - на 1 -2 семестре, а так же некоторые специальные тематические разделы курса «Язык для специальных целей» (Language for Special Purposes) в 3 -м семестре. В частности, в третьем семестре в соответствии с учебной программой студенты разбирают такие вопросы, как рациональное использование природных ресурсов, сущность и содержание глобальных экологических проблем, влияние экологии на здоровье человека, общие проблемы защиты окружающей среды и некоторые другие. Таким образом, в задачи экспериментального курса мы включили изучение, анализ и обсуждение на английском языке конкретных блоков глобальных экологических проблем, рассмотрение их в региональном аспекте, а также подготовку студентов к обсуждению этих проблем с иностранными коллегами в рамках экологических конференций, семинаров и других форм международного сотрудничества. При этом основной упор делался на развитие навыков аудирования и говорения, как основных составляющих акта профессионального общения. Лингвистический материал
основного курса «Язык для специальных целей» (3 семестр) оставался без изменений и изучался согласно учебной программе.
Программа экспериментального курса включала три блока: вводные занятия, блок англоязычного обсуждения глобальных экологических проблем, проектный блок. Организация учебного процесса предполагала: - целенаправленное формирование
системы коммуникативных знаний, умений и навыков путем внедрения современных методов, приемов и средств обучения иностранным языкам; -применение методов и приемов мотивационного воздействия с целью развития у студентов потребности в актуальном и дальнейшем (возможно, самостоятельном) изучении иностранных языков и в осуществлении иноязычного профессионально ориентированного общения; -применение заданий, предполагающих развитие рефлексивных умений и навыков студентов как условия их самосовершенствования; - предоставление студентам возможности выбора направления и темы самостоятельных разработок (докладов,
сообщений, проектов), что стимулировало активность, самостоятельность и
ответственность учащихся за результаты своей работы.
Целью вводных занятий являлось осознание студентами сущности разбираемых понятий и актуализация профессионально значимых мотивов изучения английского языка. Результатом проведения блока вводных занятий стал самостоятельный вывод студентов о том, что для них хорошее знание английского языка, владение навыками общения на английском языке имеет большое профессиональное значение.
Второй блок экспериментального курса был построен по этапному принципу. На первом этапе осуществлялось освоение студентами соответствующих профессиональных терминов. Эта задача решалась с применением методов интенсивного и комьютерного обучения. В начале семестра основное внимание уделялось созданию у учащихся
устойчивого коммуникативного ядра и поддержание глубокой заинтересованности в изучении иностранного языка. Далее, по мере расширения профессионального словаря учащихся, акцент делался на активизацию приобретенных ранее умений в сфере использования освоенных терминов, организацию активного речевого взаимодействия и, далее, на расширение тематики, сфер и ситуаций общения для активного пользования изучаемым иностранным языком, расширение коммуникативного словаря учащихся и т.п.
Навыки аудирования и говорения развивались благодаря использованию в образовательном процессе методов коммуникативного и игрового обучения, прослушиванию и обсуждению тематических аудио- и видеозаписей. Развитие навыков говорения осуществлялось с применением методов коммуникативного обучения, игрового обучения (имитационных тренингов, деловых и ролевых игр), проблемных методов (бесед, лекций-конференций, «профессиональных боев» и диспутов, «круглых столов» и т.п.). Студенты готовили тематические доклады на английском языке и принимали участие в их обсуждении. Закреплению навыков аудирования и говорения служила коммуникативная деятельность студентов: в начале курса студенты общались между собой и с педагогом, далее при обсуждении текстов на аудио- и видеозанятиях.
Проектная деятельность осуществлялась в соответствии со следующими этапами: -подготовка к проекту и организация участников; -выполнение проекта; -презентация и обсуждение проектов. Тематику студенческих проектов составило содержание глобальных экологических проблем современности; темы индивидуальных проектов выбирались учащимися самостоятельно.
Сравнение результатов начального и итогового тестирования показало, что у студентов, прошедших экспериментальный курс, достоверно повысился уровень иноязычной коммуникативной компетентности. Таким образом, можно констатировать, что разработанный экспериментальный курс иностранного языка «Языковая подготовка будущих экологов к осуществлению международного профессионального взаимодействия», в процессе которого реализуются выявленные требования, способствует
эффективному формированию иноязычной коммуникативной компетентности будущих экологов.
Литература:
1. Евгеньева Н.А. Основные направления модернизации иноязычного образования в России / НА. Евгеньева. - М.: ООИПКРО, 2004.
2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. - М.: МГЛУ, 2003.
3. Пассов Е.И. Программа - концепция коммуникативного иноязычного образования / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 2000.
4. Соловьева Э.Б. Коммуникативная компетентность как компонент профессиональной компетентности будущего специалиста / Э.Б. Соловьева.- Уфа, 2005.