21.
2. 2. Китаев-Смык, Л.А. Стресс и психологическая экология II Природа. -1989. - № 7. - С. 98-105.
3. 3. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях I Е.А. Климов. -
М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1995. -224 с.
4. 4. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального
стресса II Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -2001. - № 11. - С. 2-16.
5. 5. Маркова, А.К. Психология профессионализма I А.К. Маркова. - М. і
Меж-дународный гуманитарный фонд "Знание", 1996. - 308 с.
6. 6. Мартынова, Т. Н. Исследование формирования синдрома эмоциональ-
ного выгорания в профессиональной деятельности социальных работников I Т.Н. Мар-тыно-ва, О.П. Бусовикова II Сибирская психология сегодня. Вып. 2 : сб. науч. тр. -Кемерово : Кузбассвузиздат, 2003. - 410 с.
7. 7. Марьин, М.И. Психологическое обеспечение оперативно-служебной
дея-тельности ОВД и работа с кадрами I М.И. Марьин, Ю.Г. Касперович II Психопеда-гоги-ка в правоохранительных органах. - 2006. - № 1 (25). - С. 3-8.
8. 8. Мушастая, Н.В. Синдром выгорания в профессиях, связанных с экс-
тремальными ситуациями II Наука и знание : материалы ХХХШ науч. конф. студ. и молодых ученых вузов южного федерального округа. - Краснодар, 2006. - С. 175-176.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - ПСИХОЛОГОВ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
Светлана Султановна Киржинова, Директор,
Ейский филиал Адыгейского государственного университета,
Султан Меджидович Ахметов, доктор педагогических наук, профессор, Ректор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, обосновывающие значение знания иностранных языков для эффективности профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов, приводятся структура и содержание иноязычной компетентности, а также модель организации их языковой подготовки.
Ключевые слова: иностранные языки, профессиональная деятельность, компетентность.
THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE FUTURE PEDAGOGUES-PSYCOLOGISTS' PREPERATION FOR INTERNATIONAL PROFESSIONAL
INTERACTION
Svetlana Sultanovna Kirzhinova, Director,
The Eisk branch of Adygejsk State University,
Sultan Medzhidovich Ahmetov, doctor of pedagogical sciences, professor, Rector,
The Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism,
Krasnodar
Annotation
The article presents the study results justifying the importance of the foreign languages knowing for future pedagogues - psychologists, the structure and content of foreign language competence is shown together with organization of their linguistic skill’s model.
Key words: foreign languages, professional activity, competence.
Анализ содержания профессиональной деятельности педагогов-психологов свидетельствует о том, что с каждым годом все больше проблем, составляющих предмет их профессиональной деятельности, приобретают интернациональный характер.
Подготовка будущих специалистов к международному профессиональному взаимодействию достигается путем формирования компетентности студентов в области иностранных языков. Компетентность в области иностранных языков является одним из базовых условий профессиональной подготовленности педагога-психолога, определяет способность и возможность специалиста осуществлять профессиональное общение на иностранном языке.
Эффективность профессионально ориентированной языковой подготовки повышается при соблюдении следующих условий:
1. Опора на положения компетентностного подхода к профессиональному образованию [5, 8].
2. Учет методических особенностей языковой подготовки студентов, современных требований к ее итоговому результату и процессуально-содержательных реалий образовательного процесса в вузе [6, 8, 10].
3. Контекстность и практикоориентированность когнитивного и деятельностного содержания образования в области иностранных языков [2, 7, 10].
В учебном плане по психологическим специальностям (050706 - Педагогика и психология, 030301 - Психология) изучение иностранных языков предусмотрено на 1 и 2 курсах. Данная дисциплина включена в федеральный компонент учебного плана, на ее освоение отводится 340 часов (1-3 семестры - по три часа в неделю, 4 семестр -два часа в неделю). Анализ учебного плана специальности 050706 - педагогика и психология - позволил выделить дисциплины, при изучении которых у студентов возможно сформировать необходимые профессионально-педагогические знания, обеспечивающие контекстность языковой подготовки.
Ознакомление студентов с основными профессиональными задачами, сущностью и содержанием основных направлений профессиональной деятельности педагогов-психологов возможно при изучении дисциплины «Введение в профессиональнопедагогическую деятельность» (1 семестр). Далее знания углубляются при изучении общепрофессиональных дисциплин, дисциплин предметной подготовки и специализации параллельно с осознанием наиболее актуальных международных проблем психологии: «Основы общей психологии» (1, 2 семестры), «Основы общей педагогики» (2 семестр), «Возрастная психология» (3, 4 семестры), а также в 4 семестре - «Методология и методы психолого-педагогических исследований», «Психодиагностика», «Теория и методика воспитания» и др. [4].
Учитывая вышеизложенное, а также, опираясь на анализ научнопедагогической литературы, выделены основные педагогические условия (формы, методы и приемы обучения), направленные на формирование компонентов иноязычной коммуникативной компетентности у студентов [1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10]:
1. Мотивационный: формы и методы активного обучения; создание «ситуации успеха»; профессиональное содержание образования; участие студентов в научноисследовательской деятельности, научных конференциях и семинарах.
2. Рефлексивный: применение заданий, предполагающих оценку и самооценку студентами правильности их выполнения с исправлением выявленных ошибок.
3. Функциональный: развитие навыков чтения, письма, говорения, аудирования, применение методов проектов.
Первым шагом в оптимизации образовательного процесса является, на наш взгляд, содержательно-целевое структурирование учебного курса иностранных языков. Наиболее популярной сегодня моделью структурирования курса иностранных языков для целей профессиональной коммуникации является трехступенчатая иерархическая структура:
1-й этап - базовый курс иностранного языка, предусматривающий овладение
навыками обиходно-бытового общения и элементарной межкультурной коммуникации;
2-й этап - курс языка делового общения, закладывающий общие навыки профессиональной коммуникации;
3-й этап - курс языка профессионального общения, формирующий навыки общения в сфере непосредственных профессиональных интересов [1].
Результаты анализа практики профессионального образования свидетельствуют о том, что в вузах с большей или меньшей эффективностью решаются задачи только первого этапа. На наш взгляд, задачи второго и третьего этапов должны определить вектор деятельности при оптимизации языковой подготовки будущих педагогов-психологов.
В соответствии с взглядом на профессиональную компетентность как трехуровневую иерархическую структуру, включающую в себя общую, профессиональную и специализированную области, можно выделить три уровня иноязычной компетентности как компонента профессиональной подготовленности в соответствии с этапами языковой подготовки студентов в вузах.
На первом этапе формируется базовый уровень - общая компетентность в области иностранного языка (закрепление и развитие общих лексических, грамматических, фонетических и т.д. языковых знаний и умений, сформированных в общеобразовательной школе).
На втором этапе формируется общепрофессиональный уровень - иноязычная компетентность в отношении делового общения и психолого-педагогической области знаний (становление общих навыков делового общения). В контексте нашего исследования необходимо предусмотреть и специальную (дополнительную) цель - обогащение иноязычной лексики профессиональным тезаурусом.
На третьем этапе формируется специальный уровень - иноязычная компетентность в области профессиональной деятельности педагога - психолога (максимально возможное обогащение профессионального иноязычного тезауруса и развитие навыков его использования).
Третий этап языковой подготовки является в образовательной практике наиболее проблемным, в связи с чем, на наш взгляд, необходимо разработать специальный профессионально ориентированный курс иностранных языков в рамках существующей программы по данной дисциплине - «Языковая подготовка к профессиональному общению на иностранном языке». При этом необходимо учитывать следующее. На первом году обучения студенты изучают «Общий курс иностранного языка» (General English) - в 1-2 семестре; в третьем семестре в программу обучения иностранным языкам включены некоторые специальные тематические разделы курса «Язык для специальных целей» (Language for Special Purposes). Как было уже отмечено, в этот период (3 семестр) целесообразно постепенно повышать уровень профессиональной ориентированности осваиваемого делового общения, формируя, тем самым, основы профессиональной лексики. В задачи экспериментального курса (4 семестр) необходимо включить изучение, анализ и обсуждение на английском языке конкретных блоков международных проблем психологии, рассмотрение их в образовательном аспекте, а также подготовку студентов к обсуждению этих проблем с иностранными коллегами в рамках научных конференций, семинаров и других форм международного сотрудничества. При этом основное внимание следует уделять развитию навыков аудирования и говорения как основных составляющих акта профессионального общения.
По нашему мнению, лингвистическая (иноязычная) подготовка будущих педагогов - психологов к осуществлению профессиональной коммуникации в процессе их обучения в вузе с учетом вышеуказанных соображений, а также в соответствии с рабочими программами по иностранном языкам может быть организована на основе разработанной нами теоретической модели (табл. 1).
Таблица 1
Модель организации языковой подготовки будущих педагогов - психологов
Этап языковой подготовки, учебный семестр Название языкового курса Уровень иноязычной компетентности Результаты освоения языкового курса
1 этап, 1-2 семестры Общий курс иностранного языка Базовый уровень - общая компетентность в области иностранного языка Овладение навыками обиходно-бытового общения, достаточными для элементарной межкультурной коммуникации
2 этап, 2-3 семестры Язык для специальных целей Общепрофессиональный уровень - иноязычная компетентность в отношении делового общения в психологопедагогической области знаний Овладение общими навыками делового общения на иностранном языке; формирование основ профессиональной лексики
3 этап, 4 семестр Языковая подготовка к профессиональному общению на иностранном языке Специальный уровень - иноязычная компетентность в области профессиональной деятельности педагога психолога Формирование навыков иноязычного общения в сфере непосредственных профессиональных интересов специалиста
Навыки владения иностранным языком без постоянного использования быстро утрачиваются. Для их поддержания на достаточном уровне и, тем более, для развития необходимы систематические занятия (как организованные в рамках образовательного процесса, так и самостоятельные). Однако в учебном плане по психологическим специальностям изучение иностранных языков предусмотрено только на 1 и 2 курсах (1-4 семестры). Далее администрация вуза имеет право вносить иностранные языки в учебный план в блок национально-регионального компонента как элективный либо факультативный курсы (5-9 семестры).
Как показывает практика, на старших курсах организованная лингвистическая подготовка будущих психологов не осуществляется. Таким образом, практически не используются даже те возможности, которые предоставляются учебным планом по специальности, что свидетельствует о явной недооценке многими вузами значимости иноязычной подготовки будущих специалистов. Поэтому, на наш взгляд, необходимо особое внимание уделять формированию профессионально ориентированной мотивации студентов к самостоятельному совершенствованию языковых знаний и умений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисова, Л. Н. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии у студентов педагогического колледжа : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Борисова Л.Н. - Курск, 1999. -190 с.
2. Вербицкий, А. Развитие мотивации в контекстном обучении / А. Вербицкий, А. Бакшаева / М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 200 с.
3. Виштак, О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов / О.В. Виштак // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 135-138.
4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального
образования специальности 050706 - «Педагогика и психология» //
http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list_vuz.plx?spe_key1=050706
5. Исаев, В. А. Образование взрослых: компетентностный подход [Текст]: учебно-методическое пособие / В. А. Исаев, В. И. Воротилов. - СПб.: ИОВ РАО, 2005. - 92 с.
6. Китайгородская, Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным язы-
кам / Г.А. Китайгородская. - М. : Высшая школа, 1985. - 164 с.
7. Неверкович, С. Д. Игровые методы подготовки кадров : учеб. пособие / С.Д. Неверкович ; под ред. В.В. Давыдова. - М. : Высш. шк., 1995. - 205 с.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под. ред. Е.С. Полат. - Москва : Академия, 2005. - 272 с.
9. Олейникова, Н.А. Информационные технологии в обучении иностранным языкам / Н.А. Олейникова, С. С. Тараненко // Материалы исследований аспирантов и научных руководителей ЮСГПИ. Выпуск 2. - Южно-Сахалинск, 1998. - С. 3-8.
10. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М. : Просвещение, 1991. - 223 с.
THE METHODOLOGIES OF PSYCHIATRIC ASSISTANCE FOR PATIENTS WITH ORTHOPEDIC DEFECTS
Михаил Николаевич Клюшин, кандидат медицинских наук, ассистент,
ГОУ ВПО «Тюменская государственная медицинская академия Росздрава»
Аннотация
В работе описываются разработанные методики психиатрической помощи ортопедическим больным в процессе их лечения в специализированной клинике. Выбор методики коррекции обусловлен совокупностью отмеченных у больных психопатологических проявлений с учетом того, что данное воздействие осуществляется параллельно с лечением ортопедической патологии.
Ключевые слова: методики, коррекция, психиатрическая помощь, психотерапия, психофармакология, ортопедическая патология.
METHODS OF GIVING PSYCHIATRIC CARE TO PATIENTS WITH ORTHOPEDIC PATHOLOGY
Michael Nikolaevich Kljushin, candidate of medical sciences, assistant,
Tyumen State Medical Academy Roszdrava
Annotation
The article describes a number of developed methods of giving psychiatric care to patients during a period of treatment in a specialized clinic. The choice of correction methods depends on the complex of psychopathological symptoms and on the fact that such patients should undergo correction methods alongside with orthopedic pathology treatment.
Key words: methodologies, correction, psychiatric assistance, psychotherapy, psychopharmacology, orthopedic defect.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ клинической структуры психопатологического симптомокомплекса у больных с ортопедическими заболеваниями позволил отнести его к группе пограничных психических расстройств. В связи с этим, создание организационной модели реабилитации больных с сочетанием патологии опорно-двигательного аппарата и психических нарушений имеет такое же приоритетное значение, как и поиск новых лекарственных форм и методов лечения. Это позволит максимально сблизить психиатрическую (психологическую) помощь больным и совместное (травматолог-ортопед, врач ЛФК, психолог, психиатр, психотерапевт) курирование данного контингента в ходе их длительного пребывания в специализированной клинике.
МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ
Пациенты с врожденной (100 человек) и приобретенной (241 человек) ортопедической патологией, в возрасте от 14 до 65 лет (всего 341 человек), на базе ФГУ «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова Росмедтехнологий» (г. Курган), в период с 1999 по 2009 гг.