a phenomenon of individualization in modern pedagogics
Komlev I, Candidate of Pedagogics,
Chernishenko Yu., Doctor of Pedagogics, Professor,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
At the present time individualization is considered to be the pedagogical science as an inseparable system forming component of the modern education and upbringing which are purposefully organized. However, practically, there can emerge the situation when the whole system of the continuous education has been build he mass teaching.
In these conditions it seems impossible for the teachers to realize the perspectives of individualization of education and upbringing in educational institutions.
Key words: individualization of education and upbringing, individual, personified and differential approaches in pedagogics.
организация профессионально ориентированной языковой подготовки педагогов-психологов
Директор Ейского филиала Адыгейского государственного университета, С. С. Киржинова Ейский филиал Адыгейского государственного университета, г. Ейск
Автор рассматривает процесс языковой (иноязычной) подготовки в системе высшего профессионального образования педагогов-психологов. Профессиональные компетентности рассматриваются через призму освоения иностранного языка. Подчеркивается важность мотивационного аспекта в этом процессе. в качестве конечного результата языковой подготовки определяется освоение иностранного языка на уровне навыков коммуникативного общения.
Ключевые слова: профессиональное образование, языковая подготовка, специалист педагог-психолог.
Целью профессионально ориентированной языковой подготовки является формирование компетентности в области иностранных языков (иноязычной компетентности), обеспечивающей специалистам способность осуществлять международное профессиональное взаимодействие.
К основным факторам формирования профессиональной компетентности (в том числе такого ее содержательного компонента, как компетентность в области иностранных языков) относятся: содержание образования, методики и технологии обучения, активность личности обучающегося и виды деятельности, в которых студенты принимают участие в процессе обучения (3, 6, 7). Формирование профессиональной компетентности осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, формирующиеся в процессе овладения предметом. Все это в комплексе формирует и развивает личность, нацеливая ее на овладение способами саморазвития и самосовершенствования (2, 4, 5). Следовательно, если целью языковой подготовки является развитие способностей будущих специалистов эффективно использовать иностранный язык как средство межнационального про-
фессионального общения, то и в содержании процесса обучения иностранным языкам профессиональный контекст должен занимать ведущее место.
В. Г. Первутинский среди условий развития профессиональной компетентности выделяет следующие:
- содержательные (отбор содержания занятий, интеграция различных курсов, выделение ведущих идей). В соответствии с предметом нашего исследования мы считаем, что отбор профессионально ориентированного содержания обучения иностранному языку должен проводиться исходя из сущности основных проблем, решаемых психологами в рамках международного взаимодействия; в процессы интеграции в этом случае должны быть включены, помимо собственно иностранного языка, общепрофессиональные и специальные дисциплины учебного плана;
- технологические (контрольно-оценочные процедуры, организация активных форм обучения, использование инновационных технологий). Данный блок условий предполагает, во-первых, определение (выявление) критериев сформированности компетентности будущих психологов в области иностранных языков, во-вторых, подбор адекватных методов диагностики степени сфор-мированности иноязычной компетентности по выделенным критериям, в-третьих, выбор наиболее эффективных средств, методов и форм организации языковой подготовки будущих психологов;
- акмеологические (целеполагание, система мотивации и стимулирования, включение студентов в соуправ-ление образовательным процессом). Акмеологические условия предполагают, прежде всего, изучение мотива-ционных аспектов языковой подготовки будущих психологов, а также выбор методов изменения, повышения либо закрепления мотивации студентов к изучению иностранных языков.
Заметим, что мотивационный аспект сегодня является одним из наиболее проблемных не только для иноязычного образования, но и для системы образования в целом. На словах все понимают значимость качественного образования для жизненного благополучия, важность компетентности в области иностранных языков для того, чтобы стать полноправным участником мировых социально-экономических процессов. На деле же в России сегодня существует огромное количество государственных и негосударственных вузов, конкурирующих между собой за студентов - потребителей образовательных услуг, в связи с чем существенно снижающих требования и к базовому уровню подготовки абитуриентов, и к успеваемости студентов. Студенты, в свою очередь, прекрасно понимают свою «ценность» для вузов, видят, что освоить образовательные программы можно без особого напряжения, не прикладывая усилий, не заботясь о качестве собственной подготовки. Это отнюдь не способствует формированию познавательной и учебной мотивации, скорее, наоборот.
Анализ Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальности 050706 "Педагогика и психология" показал, что
изучение иностранных языков хотя и предполагает освоение специальной терминологии, основных особенностей стиля произношения, характерных для сферы профессиональной коммуникации, знакомство с основными грамматическими явлениями, характерными для профессиональной речи и т. п., однако направлено, прежде всего, на общекультурную, близкую к базовой, языковую подготовку студентов. Внимание явно не акцентируется на прикладном, профессионально-контекстном содержании обучения студентов иностранным языкам. Уже в образовательном стандарте заложены заниженные требования к качеству этой подготовки. В частности, в блоке «говорение» предполагается освоение студентами навыков диалогической и монологической речи «с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения» (1).
В содержание курса иностранных языков необходимо включить разделы, содержание которых будет способствовать подготовке будущих специалистов к обсуждению и решению интернациональных психологических проблем. Целесообразно, на наш взгляд, разработать спецкурс (либо факультативный курс) «Языковая подготовка будущих психологов к международному профессиональному взаимодействию» и отнести его к блоку общепрофессиональных дисциплин. Как вариант построения учебного процесса, такой спецкурс может составить содержание обучения иностранным языкам на завершающем этапе иноязычной подготовки (последние 2 семестра). В качестве когнитивного содержания может использоваться информация, которую студенты получают при изучении специальных дисциплин, прежде всего психологии, в соотнесении ее с выделенными международными проблемами, решаемыми психологами на теоретическом и практическом уровне взаимодействия.
Одним из ведущих факторов становления профессиональной компетентности является профессиональное взаимодействие, в основе которого лежит профессиональное общение. В процессе профессионального взаимодействия специалисты получают возможность совместного обсуждения насущных профессиональных проблем, согласования действий, в т. ч. взаимодействие с учеными смежных областей, участие в мероприятиях по профилю деятельности (конкурсах, конференциях и т. п.). При этом происходит формирование единого информационного поля, необходимого для эффективного решения глобальных экологических проблем современности. Это актуализирует значимость в организации эффективной языковой подготовки интерактивного подхода, базирующегося на положениях коммуникативного и активно-деятельностного подходов.
Таким образом, для оптимизации процесса иноязычного образования необходимо:
1. Повысить мотивацию студентов к изучению иностранных языков, для чего необходимо, во-первых, определить структуру мотивации учебной деятельности сту-
дентов, во-вторых, выделить факторы развития данного типа мотивации и, в-третьих, выбрать адекватные формы и методы мотивационного воздействия.
2. Разработать альтернативный (экспериментальный) курс иностранных языков в совокупности содержательных (актуальные проблемы психологической науки и практики) и методико-технологических (выбор форм, методов и средств обучения, способствующих эффективному освоению студентами навыков иноязычной коммуникации, определение процессуальных особенностей языковой подготовки) характеристик.
3. Организовать соответствующую профессионально ориентированную учебно-практическую коммуникативную деятельность студентов в процессе прохождения изучения иностранных языков, а также практическую - не только в период производственной практики, но и в рамках научной деятельности (конференции, круглые столы и т. п.).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности 050706 - «Педагогика и психология». - М., 2000.
2. Машко К. Ю. Целеполагание в системе мотивации / К. Ю. Машко. - Минск, 2005.
3. Овсейчик Н. В. Формирование профессиональной компетентности при подготовке специалистов: материалы всероссийской научной конференции с международным участием / Н. В. Овсейчик.- Ростов н/Д., 2005.
4. Педагогика и психология высшей школы / под редакцией Самыгина С. И. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. - 544 с.
5. Платонов К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов; отв. ред. А. Д. Глаточкин; АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1986. - 254 с.
6. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2003. - 576 с.
7. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. - М.: Академия, 2003. - 304 с.
organization of the professionally oriented languange training of teachers-psychologists
Kirzhinova S., Director of Eisk Branch of the Adigei State University Eisk Branch of the Adisei State University, Eisk
The author of the article is analyzing the process of the foreign language training in the system of higher professional education of teachers-psychologists. Professional competences are scrutinized in the light of mastering a foreign language. An importance of a motivational aspect in this process
is stressed in the course of the analysis. The final result of the language training is defined as mastering a foreign language on the level of communicative skills.
Key words: professional education, language training, a teacher-psychologist specialist.