Научная статья на тему 'Языковая личность автора с позиции гендерологии'

Языковая личность автора с позиции гендерологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
741
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ АВТОРА / LANGUAGE PERSONALITY OF THE AUTHOR / ЛИНГВОГЕНДЕРНЫЙ КОМПОНЕНТ / LINGUOGENDER COMPONENT / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / GENDER STEREOTYPE / АНДРОЦЕНТРИЗМ / ANDROCENTRISM / АНДРОГИННОСТЬ / ANDROGYNY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Прима Анастасия Михайловна

В данной статье речь идет о языковой личности как многомерном образовании и приведены основные подходы к ее изучению. Акцент ставится на языковой личности автора, а именно на гендерном аспекте. Рассмотрены понятия «гендерный стереотип», «гендерная роль», «гендерная идентичность», при этом гендерная идентичность творческой личности обусловлена ее андрогинным началом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Language personality author from the position genderology

This article dwells on the language personality as a complex entity and major means of its analysis. Special emphasis is put on the language personality of the author, namely on the gender aspect of it. Such terms as “gender stereotype”, “gender role”, “gender identity” are taken into account. Gender identity of the creative personality is stipulated by its androgynous nature.

Текст научной работы на тему «Языковая личность автора с позиции гендерологии»

Lingua mobilis № 6 (39), 2012

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ АВТОРА С ПОЗИЦИИ ГЕНДЕРОЛОГИИ

А. М. Прима

В данной статье речь идет о языковой личности как многомерном образовании и приведены основные подходы к ее изучению. Акцент ставится на языковой личности автора, а именно на гендерном аспекте. Рассмотрены понятия «гендерный стереотип», «гендерная роль», «гендерная идентичность», при этом гендерная идентичность творческой личности обусловлена ее андрогинным началом.

Ключевые слова: языковая личность автора, лингвогендерный компонент, гендерные стереотипы, андроцентризм, андрогинность.

В современной лингвистике не угасает интерес к языковой личности, которая впервые была обоснована как особый объект филологии Ю. Н. Карауловым в последней трети ХХ века.

Языковая личность представляет собой «многомерное образование» [3. С. 21], но существующие в современной лингвистике подходы к изучению языковой личности могут быть сведены к следующим типам [2]:

1) психологический анализ языковой личности (в психологии разработано множество классификаций характеров - от античной модели темпераментов до теории акцентуированных личностей);

2) социологический анализ языковой личности (выделенные и описанные в социологии и социолингвистике языковые индикаторы определённых общественных групп - от индикаторов социальной идентичности в малых группах (школьный класс, производственный коллектив) до индикаторов коммуникативного поведения больших групп (язык молодежи, гендерные характеристики речи));

3) культурологический анализ языковой личности (моделирование лингвокультурных типажей - обобщенных узнаваемых представителей определённых групп общества, поведение которых воплощает в себе нормы лингвокультуры в целом и оказывает влияние на поведение всех представителей общества, например, «китайский врачеватель», «школьная учительница», «английский джентльмен»);

88

Языкознание

4) лингвистический анализ языковой личности (описание коммуникативного поведения носителей элитарной либо массовой языковой культуры, характеристика людей с позиций их коммуникативной компетенции, анализ креативного и стандартного языкового сознания).

Языковая личность креативно и эстетически грамотно использует языковые единицы в комплексе с закономерностями грамматической (синтаксической, синтагматической) структуры и архитектоники текста, имея перед собой задачей «выражение индивидуально-авторского восприятия мира, моделирования возможных миров, рефлексий над механизмом языка (терминотворчество, образные описания, языковая игра)» [6. С. 204].

Признавая художественный текст коммуникативным и смысловым единством, обладающим эстетическими целями, необходимо анализировать категорию «авторское сознание» для решения проблем коммуникативной, смысловой, эмотивной и когнитивной цельности текста [1].

Вслед за Л. О. Бутаковой, мы трактуем автора как продуцента текста, в чьей речевой деятельности от начала и до конца (на довербальной стадии и в речевом произведении) всегда отражается его сознание, речевая способность, общие механизмы речесмыслопорождения [1].

Б. О. Корман рассматривает личность автора в нескольких ипостасях:

1) автор как некий взгляд на действительность, выражением которого является все произведение;

2) автор - повествователь;

3) автор как особая форма выражения авторского сознания в лирике, отличная от лирического героя;

4) автор биографический [5. С. 9].

Гендер, являясь сложным социокультурным конструктом и находясь на периферии исследования ряда наук (социологии, психологии, истории, антропологии, философии, культурологии, лингвистики), образует своего рода систему, в которую входят гендерные стереотипы - принятые в обществе представления о маскулинности и фемининности; гендерные роли - набор образцов поведения, ожидаемых от мужчин и женщин; гендерная идентичность - характеристика человека по его принадлежности к мужчинам или женщинам [4].

89

Lingua mobilis № 6 (39), 2012

А. Г. Фомин выделяет особый лингвогендерный компонент языковой личности, который отражает любое проявление гендерных характеристик личности в языке и речи [8]. Этот компонент характеризуется присутствием в речевом поведении маскулинных или фемининных гендерных стереотипов - культурно и социально обусловленных пресуппозиций о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов.

Гендерные стереотипы проявляются в лексемах, речевых клише, синтаксических моделях, образах и смыслах, соотносимых с концептами маскулинности и фемининности. Исследование данных концептов позволяет проанализировать навязываемые модели поведения и социальные роли представителей обоих полов.

Андроцентризм языка связан с тем, что язык отражает социокультурную специфику общества, а, следовательно, мужское доминирование, большую ценность мужчины и ограниченную частной сферой деятельность женщины. Гендерная идентичность творческой личности обусловлена тем, что данная личность несет в себе психофизиологические особенности противоположного пола, является «психологически андрогинной» [7. С. 17]. Проводя сопоставление гениальности и талантливости, ряд ученых отмечают, что талантливое творчество, связанное с традициями и существующее в пределах имеющихся смысловых рамок, опирается на то, что уже разработано культурой. Этот вид творчества скорее свойственен женщинам, несущим от природы филогенетическую устойчивость и нацеленным на сохранение всего позитивного, что привнес мужчина, т. е. сохранение традиций. В гениальном творчестве, где важно новаторство, более активен мужчина, отличающийся от природы филогенетической изменчивостью.

Итак, «творчески одаренный мужчина несет в себе преобладание женских свойств личности, при сохранении мужских... Способная к творчеству женщина также андрогинна, но преобладают у нее мужские качества личности» [7. С. 17].

Таким образом, языковая личность автора, будучи андрогинной, сложной, смешивающей маскулинность и фемининность, может реализовать свое творчество, интегрируя все грани человеческой личности и соединяя вдохновение, фантазию, интуицию, опыт и мыслительный процесс.

90

Языкознание

Список литературы

1. Бутакова, Л. О. Авторское сознание как базовая категория текста: когнитивный аспект: ав-тореф. дис. ... д-ра филол. наук. Барнаул, 2001. 39 с.

2. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград : Перемена, 2002. 477 с.

3. Карасик, В. И. Языковый круг: личность, концепты, дискурс: монография. 2-е изд. М. : Гнозис, 2004. 390 с.

4. Кирилина, А. В. Гендер: Лингвистические аспекты. М. : Институт социологии РАН, 1999. 189 с.

5. Корман, Б. О. Лирика и реализм. Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1986. 96 с.

6. Олянич, А. В. Презентационная теория дискурса: монография. Волгоград : Парадигма, 2004. 507 с.

7. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. М. : Информация XXI век, 2002. 78 с.

8. Фомин, А. Г. Психолингвистическая концепция моделирования гендерной языковой личности. Кемерово : Кузбассвузиз-дат, 2003. 236 с.

List of literature

1. Butakova, L. O. Avtorskoe soz-nanie kak bazovaja kategorija teks-ta: kognitivnyj aspekt: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. Barnaul, 2001. 39 s.

2. Karasik, V. I. Jazykovoj krug: lichnost', koncepty, diskurs. Volgograd : Peremena, 2002. 477 s.

3. Karasik, V. I. Jazykovyj krug: lichnost', koncepty, diskurs: mono-grafija. 2-e izd. M. : Gnozis, 2004. 390 s.

4. Kirilina, A. V. Gender: Lingvis-ticheskie aspekty. M. : Institut soci-ologii RAN, 1999. 189 s.

5. Korman, B. O. Lirika i realizm. Irkutsk : Izd-vo Irkut. un-ta, 1986. 96 s.

6. Oljanich, A. V. Prezenta-cionnaja teorija diskursa: mono-grafija. Volgograd : Paradigma, 2004. 507 s.

7. Slovar' gendernyh terminov / Pod red. A. A. Denisovoj. M. : In-formacija XXI vek, 2002. 78 s.

8. Fomin, A. G. Psiholingvistiches-kaja koncepcija modelirovanija gendernoj jazykovoj lichnosti. Kemerovo : Kuzbassvuzizdat, 2003. 236 s.

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.