Lingua mobilis № 6 (39), 2012
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ АВТОРА С ПОЗИЦИИ ГЕНДЕРОЛОГИИ
А. М. Прима
В данной статье речь идет о языковой личности как многомерном образовании и приведены основные подходы к ее изучению. Акцент ставится на языковой личности автора, а именно на гендерном аспекте. Рассмотрены понятия «гендерный стереотип», «гендерная роль», «гендерная идентичность», при этом гендерная идентичность творческой личности обусловлена ее андрогинным началом.
Ключевые слова: языковая личность автора, лингвогендерный компонент, гендерные стереотипы, андроцентризм, андрогинность.
В современной лингвистике не угасает интерес к языковой личности, которая впервые была обоснована как особый объект филологии Ю. Н. Карауловым в последней трети ХХ века.
Языковая личность представляет собой «многомерное образование» [3. С. 21], но существующие в современной лингвистике подходы к изучению языковой личности могут быть сведены к следующим типам [2]:
1) психологический анализ языковой личности (в психологии разработано множество классификаций характеров - от античной модели темпераментов до теории акцентуированных личностей);
2) социологический анализ языковой личности (выделенные и описанные в социологии и социолингвистике языковые индикаторы определённых общественных групп - от индикаторов социальной идентичности в малых группах (школьный класс, производственный коллектив) до индикаторов коммуникативного поведения больших групп (язык молодежи, гендерные характеристики речи));
3) культурологический анализ языковой личности (моделирование лингвокультурных типажей - обобщенных узнаваемых представителей определённых групп общества, поведение которых воплощает в себе нормы лингвокультуры в целом и оказывает влияние на поведение всех представителей общества, например, «китайский врачеватель», «школьная учительница», «английский джентльмен»);
88
Языкознание
4) лингвистический анализ языковой личности (описание коммуникативного поведения носителей элитарной либо массовой языковой культуры, характеристика людей с позиций их коммуникативной компетенции, анализ креативного и стандартного языкового сознания).
Языковая личность креативно и эстетически грамотно использует языковые единицы в комплексе с закономерностями грамматической (синтаксической, синтагматической) структуры и архитектоники текста, имея перед собой задачей «выражение индивидуально-авторского восприятия мира, моделирования возможных миров, рефлексий над механизмом языка (терминотворчество, образные описания, языковая игра)» [6. С. 204].
Признавая художественный текст коммуникативным и смысловым единством, обладающим эстетическими целями, необходимо анализировать категорию «авторское сознание» для решения проблем коммуникативной, смысловой, эмотивной и когнитивной цельности текста [1].
Вслед за Л. О. Бутаковой, мы трактуем автора как продуцента текста, в чьей речевой деятельности от начала и до конца (на довербальной стадии и в речевом произведении) всегда отражается его сознание, речевая способность, общие механизмы речесмыслопорождения [1].
Б. О. Корман рассматривает личность автора в нескольких ипостасях:
1) автор как некий взгляд на действительность, выражением которого является все произведение;
2) автор - повествователь;
3) автор как особая форма выражения авторского сознания в лирике, отличная от лирического героя;
4) автор биографический [5. С. 9].
Гендер, являясь сложным социокультурным конструктом и находясь на периферии исследования ряда наук (социологии, психологии, истории, антропологии, философии, культурологии, лингвистики), образует своего рода систему, в которую входят гендерные стереотипы - принятые в обществе представления о маскулинности и фемининности; гендерные роли - набор образцов поведения, ожидаемых от мужчин и женщин; гендерная идентичность - характеристика человека по его принадлежности к мужчинам или женщинам [4].
89
Lingua mobilis № 6 (39), 2012
А. Г. Фомин выделяет особый лингвогендерный компонент языковой личности, который отражает любое проявление гендерных характеристик личности в языке и речи [8]. Этот компонент характеризуется присутствием в речевом поведении маскулинных или фемининных гендерных стереотипов - культурно и социально обусловленных пресуппозиций о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов.
Гендерные стереотипы проявляются в лексемах, речевых клише, синтаксических моделях, образах и смыслах, соотносимых с концептами маскулинности и фемининности. Исследование данных концептов позволяет проанализировать навязываемые модели поведения и социальные роли представителей обоих полов.
Андроцентризм языка связан с тем, что язык отражает социокультурную специфику общества, а, следовательно, мужское доминирование, большую ценность мужчины и ограниченную частной сферой деятельность женщины. Гендерная идентичность творческой личности обусловлена тем, что данная личность несет в себе психофизиологические особенности противоположного пола, является «психологически андрогинной» [7. С. 17]. Проводя сопоставление гениальности и талантливости, ряд ученых отмечают, что талантливое творчество, связанное с традициями и существующее в пределах имеющихся смысловых рамок, опирается на то, что уже разработано культурой. Этот вид творчества скорее свойственен женщинам, несущим от природы филогенетическую устойчивость и нацеленным на сохранение всего позитивного, что привнес мужчина, т. е. сохранение традиций. В гениальном творчестве, где важно новаторство, более активен мужчина, отличающийся от природы филогенетической изменчивостью.
Итак, «творчески одаренный мужчина несет в себе преобладание женских свойств личности, при сохранении мужских... Способная к творчеству женщина также андрогинна, но преобладают у нее мужские качества личности» [7. С. 17].
Таким образом, языковая личность автора, будучи андрогинной, сложной, смешивающей маскулинность и фемининность, может реализовать свое творчество, интегрируя все грани человеческой личности и соединяя вдохновение, фантазию, интуицию, опыт и мыслительный процесс.
90
Языкознание
Список литературы
1. Бутакова, Л. О. Авторское сознание как базовая категория текста: когнитивный аспект: ав-тореф. дис. ... д-ра филол. наук. Барнаул, 2001. 39 с.
2. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград : Перемена, 2002. 477 с.
3. Карасик, В. И. Языковый круг: личность, концепты, дискурс: монография. 2-е изд. М. : Гнозис, 2004. 390 с.
4. Кирилина, А. В. Гендер: Лингвистические аспекты. М. : Институт социологии РАН, 1999. 189 с.
5. Корман, Б. О. Лирика и реализм. Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1986. 96 с.
6. Олянич, А. В. Презентационная теория дискурса: монография. Волгоград : Парадигма, 2004. 507 с.
7. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. М. : Информация XXI век, 2002. 78 с.
8. Фомин, А. Г. Психолингвистическая концепция моделирования гендерной языковой личности. Кемерово : Кузбассвузиз-дат, 2003. 236 с.
List of literature
1. Butakova, L. O. Avtorskoe soz-nanie kak bazovaja kategorija teks-ta: kognitivnyj aspekt: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. Barnaul, 2001. 39 s.
2. Karasik, V. I. Jazykovoj krug: lichnost', koncepty, diskurs. Volgograd : Peremena, 2002. 477 s.
3. Karasik, V. I. Jazykovyj krug: lichnost', koncepty, diskurs: mono-grafija. 2-e izd. M. : Gnozis, 2004. 390 s.
4. Kirilina, A. V. Gender: Lingvis-ticheskie aspekty. M. : Institut soci-ologii RAN, 1999. 189 s.
5. Korman, B. O. Lirika i realizm. Irkutsk : Izd-vo Irkut. un-ta, 1986. 96 s.
6. Oljanich, A. V. Prezenta-cionnaja teorija diskursa: mono-grafija. Volgograd : Paradigma, 2004. 507 s.
7. Slovar' gendernyh terminov / Pod red. A. A. Denisovoj. M. : In-formacija XXI vek, 2002. 78 s.
8. Fomin, A. G. Psiholingvistiches-kaja koncepcija modelirovanija gendernoj jazykovoj lichnosti. Kemerovo : Kuzbassvuzizdat, 2003. 236 s.
91