Научная статья на тему 'Язык печатных СМИ как «Ключ к бытию духа»: возрождение общественных идеалов и воспитание гражданского достоинства'

Язык печатных СМИ как «Ключ к бытию духа»: возрождение общественных идеалов и воспитание гражданского достоинства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
212
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ / ПУБЛИЦИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жукова М. Е.

Анализируется воспитательное воздействие печатных средств массовой информации, формирование гражданской позиции, культурных и нравственных ориентиров современной молодежи средствами прессы, в первую очередь публицистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Язык печатных СМИ как «Ключ к бытию духа»: возрождение общественных идеалов и воспитание гражданского достоинства»

УДК 801

М.Е.Жукова

ЯЗЫК ПЕЧАТНЫХ СМИ КАК «КЛЮЧ К БЫТИЮ ДУХА»:

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ И ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ДОСТОИНСТВА

Гуманитарный институт НовГУ, Marina.Zhukova@novsu.ru

Educational impact of print media (mostly social and political journalism) on formation of citizenship and cultural and moral compasses of the youth is under review.

Ключевые слова: средства массовой информации, формирование гражданской позиции, публицистика

Сегодня на всех уровнях идет дискуссия о построении гражданского общества в России. Гражданское общество — понятие не юридическое и не политическое, а скорее духовное. Оно отражает стремление людей к самоорганизации ради обеспечения полноценной жизни своего поколения и жизни своего потомства.

Среди части ученых и аналитиков господствует точка зрения, что в России построение гражданского общества является утопией. Сложившуюся неблагоприятную ситуацию можно объяснить целым рядом причин. Основными из них являются неразвитость чувства гражданского и личного достоинства, слабость государства и низкий уровень гражданской культуры населения в целом. Мировоззрение сегодняшних россиян дробно, подвержено манипуляциям и воздействию пропаганды ложных идеалов и ценностей жизни. В связи с этим приобретает особую актуальность задача формирования свободной личности, способной подчинять свои частные интересы общему благу. В противном случае нас ждет незавидное будущее. О таких последствиях предупреждают ученые, занимающиеся исследованиями проблем молодежной среды: «Размытые границы добра и зла, дозволенного и недозволенного, потакание низменным инстинктам и страстям обретают черты национального бедствия. Где же искать выход? Одним из путей преодоления кризисного состояния общества является восстановление системы воспитания на государственном уровне с четко заданными духовно-нравственными ориентирами» [1].

В данной связи уместно вспомнить о том, что Л.Н.Толстой безоговорочно признавал тот факт, что без сознания свободы немыслимо никакое представление о человеке. Но вместе с тем, по его убеждению, именно от духовной сущности человека зависит свобода осуществляемого им выбора. Именно по этой причине очень важной, подчеркивал писатель, становится помощь человеку в поиске тех ориентиров, опираясь на которые, он будет принимать решения.

Уникальное значение СМИ в создании открытого гражданского общества современной России состоит в том, что они не только самым тесным образом связаны с различными государственными и общественными институтами, но и выступают их органами. В то же время СМИ обеспечивают всю систему разнообразных интересов своей аудитории, проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности, освещают все аспекты социальной реальности. В сфере массовой коммуникации, в первую очередь в газетном тексте, такой компонент общения как воздействие, обладает особой значимостью. По сути, основной задачей, возлагаемой на газетную периодику, является воздействие на мнения, оценки, установки и поведение людей. В определенном смысле язык печатных СМИ задает духовно-нравственные ориентиры читательской аудитории, формирует ее гражданскую культуру.

Воспитание подрастающего поколения неразрывно связано с родным языком. Так, В.В.Розанов понимал язык как уникальную ценностную систему, обуславливающую и тип культуры. Выдающийся физиолог В.М.Бехтерев, автор трудов по гипнозу и внушению, изучал язык в первую очередь как способ воздей-

ствия на сознание индивида. Он пришел к выводу, что изменение смысла слов влечет за собой изменение идей и социокультурных условий. Этой идее Бехтерева созвучно суждение культуролога А.А.Богданова, определившего язык как каркас социокультурного бытия, обуславливающего политико-идеологическую доминанту [2]. Всех русских ученых и писателей, занимавшихся изучением проблем языка, объединяла уверенность в том, что возможности влияния языка на личность и общество чрезвычайно велики.

Совершенно очевидно, что и российское телевидение, и Интернет, и радио, и современная художественная литература (по крайней мере, ее большая часть) в их теперешнем «формате» мало что делают в направлении формирования общественных идеалов и воспитания гражданского достоинства. Напротив, задаваемые сегодня средствами массовой информации (в первую очередь телевидением) более чем сомнительные «ориентиры» справедливо вызывают критику со стороны научной и педагогической общественности, возмущение граждан.

Вот какие ориентиры присущи либеральной идеологии: «Необходимо быть «простыми», быть «как все» — спокойно жить-поживать в четырех стенах собственных границ, растить детей, выращивать сад, платить налоги, ездить в Европу и не «заморачивать-ся» на всякую идеологическую околесицу» [3]. Многие оказались незащищенными перед чужими — и чуждыми нашему менталитету идеалами. Культивируются физическое и моральное насилие, ущемляются права человека, принижается его человеческое достоинство.

Часто это аргументируется уходом от всякой политики ради предоставления телеаудитории возможности «отвлечься и развлечься», т. е. отдохнуть у экрана. На это можно ответить фразой, которую обронила телевизионный комментатор Евроньюс в связи с итогами международного кинофестиваля «Золотой глобус» 2009 года: «Кино — всегда политика, даже если в нем никакой политики нет». Существует ходячее утверждение: «телевидение — это демократия во всем ее неприглядном виде». Как ни горько, в отношении современного российского телевидения такое утверждение по большому счету справедливо. Один английский критик очень остроумно заметил: «Телевидение — это первая по-настоящему демократическая культура, доступная каждому и полностью определяемая тем, чего хотят люди. Самое ужасное — это как раз то, чего хотят люди» [4]. В связи с последним высказыванием приведем суждение И.С.Аксакова, раскрывающее настоящий ужас сегодняшней телевизионной вакханалии; «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода — деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет — уже совлекает — с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином» [5].

Остановимся на тех газетных изданиях, которые выполняют миссию воспитания и формирования гражданской культуры. Это «Российская газета», «Известия», «Труд», «Правда», «Советская Россия» (с приложением «Отечественные записки»), «Аргументы и факты», «Аргументы неделЬ), «Новая газета».

В этих изданиях широко представлена публицистика. Рассматривая публицистическую речь и как самостоятельный стиль и как составную часть языка СМИ, Г.Я.Солганик пишет: «События и факты, которые трактует публицистика, разворачиваются, развиваются не только в физическом пространстве, но и прежде всего в духовном пространстве, т.е. в публицистическом. Оно может заполняться политическими, религиозными, мифологическими, философскими и др. идеями...» [6]. С ним солидарна его коллега И.В.Анненкова: «Однодневная» журналистика оказывается все более «вечной» по своему влиянию на умы людей, а, следовательно, по тому месту, которое она занимает в формировании новой системы ценностей. В этом смысле язык СМИ предстает перед нами в качестве особого инструмента, с помощью которого традиция обновляется и модернизируется, т.е. интерпретируется относительно историкосоциального бытия нации» [7].

Журналистский текст рассматриваемых изданий ставит читателя не просто перед лицом практических задач и даже не просто перед общезначимыми явлениями культуры, а перед нравственным выбором, ибо он оценивает реальную ситуацию как проблему в конечном счете этическую. Вот наиболее показательные в этом отношении публикации.

Басинский Павел. Учитель русского (Д.Лихачев о языке, культуре, искусстве природе и интеллигенции). Российская газета, 28 ноября 2006. Беднов Сергей. Вампир в России больше, чем вампир. (ТВ обзор). Труд, 17 февраля 2007. Богомолов Юрий. Обсудим слова и поступки. (О национализме). Российская газета, 5 декабря 2006. Брынцева Галина. Синдром случайного попутчика. (О полном одиночестве 4% россиян). Российская газета, 22 сентября 2006. Верещагин Олег. Ампутация памяти. Или почему безыдейность стала официальной идеей в нашей стране (Отечественные записки, №125). Советская Россия, 3 апреля 2007. Воронцов Б.Н., Воронцов Н.Б. (учительская семья). Почему у нас не любят богатых. Советская Россия, 28 сентября 2007. Головачев Виталий. Молодые волки. Судя по опросу ВЦИОМ нравственные ценности ветшают. Труд, 28 февраля 2007. Грязнов Алексей (Иркутск). Школьники избили учителя клюшкой (За то, что не давал подглядывать за девчонками в раздевалке). Комсомольская правда. 22 мая 2007. Измайлов Вячеслав. Под подушкой безнаказанности. Чиновники и их дети безнаказанно давят людей на дорогах. Суды помогают им откупиться. Новая газета, 15.01 — 17.01. 2007. Кожемяко Виктор. Поет о Родине. Потому что любит (О народном артисте России Михаиле Ножкине). Правда, 19-22 января 2007. Коныгина Наталья. Патриотизм в кругу семьи (данные социологов). Российская газета, 7 декабря 2006. Коновалов Валерий, Толстунов Василий. Остаться русским (беседа с митрополитом Кириллом, предлагающим духовные рецепты). Труд, 15 ноября 2006. Коновалов Валерий. Тайна угольного ушка. Всемирный Русский Собор в Москве обсуждает проблемы бедности и богатства. Труд, 6 марта 2007. Костиков Вячеслав. Народ у театрального подъезда. Аргументы и факты, 7-13 февраля 2007. Костиков Вячеслав. О пользе говорящих

писсуаров. Аргументы и факты, 21-27 марта, 2007. Кузнецова Татьяна. Родительский заказ. Школьница наняла киллеров-подростков, чтобы избавиться от мамы и папы (Барнаул). Российская газета, 18 января 2007. Малухин Дмитрий. Когда тебя не понимают (письмо в газету). Правда, 19-22 января, 2007. Нестерова Ольга. Богатая идея. Труд, 27 сентября 2006. Нестерова Ольга. Кому на Земле жить хорошо? Обидно: и почему Россия не Норвегия? (Ежегодный рейтинг ООН стран по уровню жизни). Труд, 11 ноября 2006. Любовь Рак. Сколько стоит «откосить» от армии. Труд, 31 октября 2007. Токмак Дмитрий. Толерантность по-российски. Российская газета, 22 сентября 2006. Трушков Виктор. Богатство России: кто приращивал и кто разбазаривает. Правда, 24 мая 2007. Марков Вячеслав. Хаммеромания. Труд, 19 мая 2007. Медведев Юрий. Уехать или остаться? Российская газета, 7 февраля 2007. Мусиенко Николай. Всё начинается с денег. Правда, 21 декабря 2006. Угрюмов В. (интервью с Даниилом Граниным). Подайте богатому на скромность. Российская газета, 10 января 2007. Олег Верещагин. «Потребляйство» (Отечественные записки, №27) Советская Россия, 27 ноября 2008. Нравственность или успешность?

Все вместе газетные публикации наглядно иллюстрируют важнейшую функцию СМИ: поднимая самые острые проблемы, они заставляют задуматься, а в конечном итоге формируют общественное мнение. «Общественное мнение можно определить как оценочное суждение больших общностей людей по общезначимым вопросам социальной жизни, затрагивающим их общие интересы» [8].

В газетной периодике затрагиваются самые глубокие философские вопросы. Вот вечная проблема любви и веры. Ведь притвориться, что несешь крест, даже если он невидим, — невозможно. Как ни парадоксально, но это — очевидно. Валерий Коновалов. Там и любовь. Труд, 26 сентября 2006. В этом же издании поднимается проблема качества современной кинопродукции, а вместе с нею тема патриотизма: У нас же никакого достойного продукта, способного поднимать у современных россиян патриотические настроения и веру в светлое будущее, в последние годы так и не создано. Мало времени прошло? Слишком недавно начался отсчет новой истории? Минуточку! Эйзенштейн снял «Броненосец Потемкин» в 1925-м, а «Октябрь» в 1927-м, к десятилетию ВОСР, как писали мы в студенческих конспектах. И народ валом валил. Цехами приходили на просмотры, школами. И фильмы-то какие! А что дало наше кино за последние 15 лет? Сергей Беднов. Сегодня мы не на параде... Труд, 11 ноября 2006. Газета «Правда» на своих страницах предоставляет возможность своим читателям высказать мнение об отношении к историческому прошлому: Как гражданин своей великой Родины я горжусь ее историей, и меня ранят попытки буржуазных СМИ, в особенности телевидения, свысока на эту историю поплевывать. Александр Михелев. Поэт ввязался в жестокую игру. Правда, 19-22 января, 2007.

Касаясь сложнейших проблем внешней и внутренней политики России, вопросов межнациональных

отношений, образования, культуры, демократической процедуры выборов, а также других важнейших аспектов современной жизни России, журналисты в меру своих сил и таланта формируют общественное мнение. Вот еще ряд иллюстраций.

Люди не ходят на выборы потому, что всем довольны и не хотят ничего менять. Или, напротив, во всем разуверились и неголосованием выражают протест против власти. Или вообще политика им до лампочки, интереснее использовать время для копания в огороде. ... Однако нельзя не заметить, что отмена минимальной явки была названа критиками «антинародного режима» очередным свидетельством закручивания гаек и сворачивания демократических институтов. Вячеслав Никонов, президент фонда «Политика». Легитимна ли власть меньшинства? Труд, 25 ноября 2006. Всем стало ясно: дальше без руля и ветрил страна двигаться не может. Необходимы образ будущего, топология ценностей, система социодинами-ческих координат. С.Кугушев. Россия над огненной рекой. Завтра, 9 августа 2006. Вот также встать всем миром голодных и рабов против реформы образования, которая, во-первых, преграждает путь бедным к учебе, а во-вторых, и образование это откровенно перенимает из чужих рук. Исчужили Россию. Писатель Валентин Распутин в беседе с Виктором Ко-жемяко. Советская Россия, 5 февраля 2005. Ведь г-н Эрнст, как, впрочем, подавляющее большинство телевизионных начальников, уверен в том, что без эфира даже самым раскрученным попсовикам грош цена. Если они не будут постоянно мелькать на экране, их моментально забудут, как прошлогодний снег. Сергей Беднов. Никто не любит попсу так, как любим ее мы. Труд, 29 июля 2006. Сейчас людям живется не лучше, чем в годы войны. Непосильные налоги, постоянный рост ЖКХ, плата за электроэнергию, телефон держат нас в напряжении, преждевременно сводят в могилу. Страна катится в пропасть. В.А.Попович. Защитили Москву, отстоим Россию! Советская Россия, 5 декабря 2006.

Очень важно, что сегодня в прессе отчетливо прослеживается стремление журналистов преодолеть отчуждение людей друг от друга, пробудить сострадание и ответственность за свои поступки и поведение: «Это ваши проблемы!». Очень обидно, когда прямо в лицо бесстыдно произносят такие слова. Отлучая не только от простой человеческой солидарности, возможности кому-то пожаловаться и поплакаться в жилетку, но от честного желания без всякой для себя выгоды участвовать в общей судьбе, сопереживать, надеяться, мечтать, пусть совершенно наивно. Анатолий Макаров. Какими мы не стали. Известия, 11 января 2007.

Особенно остро ощущается сегодня в молодежной среде проблема духовного голода, утраты ценностей: В духовной броне нации кайлом средств массовой дезинформации была пробита ужасная брешь. Через эту дыру до сих пор дуют адские сквозняки. «Пробитые» мальчики и девочки ходят по улицам наших городов. Андрей Фефелов. Устранить антикультуру. Завтра, 2 января 2008. Полным ходом идет культурная

деградация, Россия теряет облик великой самобытной цивилизации, превращаясь в еще одну составляющую часть обширного пространства суррогатной американской масс-культуры. Ю.А.Квицинский. Если не успеем, нас сомнут. Советская Россия, 5 марта 2009. В связи с этим можно назвать знаковой беседу известного журналиста Виктора Кожемяко с выдающимся русским писателем Валентином Распутиным (Советская Россия, 21 марта 2009), озаглавленную «Нравственность или успешность?». В ходе беседы были высказаны мысли об истинном смысле стремления к успешности, о том, что главным свидетельством «успешности» сегодня являются большие деньги. Валентин Распутин выразил серьезную озабоченность тем обстоятельством, что в общественном сознании фактически утверждается безнравственная успешность. Писатель связал поднятую проблему с разразившимся мировым кризисом: «Нынешний кризис — это, быть может, последнее предупреждение человечеству в тщетности и гибельности избранного пути. Это кризис не только экономики, но и культуры, нравственности, цивилизации, человеческого общежития. Кризис мирового порядка. Люди все тревожнее оглядываются назад: где и когда сошли с наследованного пути и безопасного продвижения вперед? В чем ошибки и соблазны?»

В условиях разрастания мирового экономического и ценностного кризиса Россия способна предъявить миру свою традиционную этику духовного единения ради общей цели, представив ее как альтернативу культу эгоизма и потребительства, насаждаемых Западом.

В заключение еще раз подчеркнем, что на духовную сущность человека огромное влияние оказывает язык, который словами нашего выдающегося русского философа Павла Флоренского «дает ключи к бытию духа, к пониманию культурной картины мира».

Газетный язык уникален. Такие стилевые черты, как открытая или подчеркнутая оценочность, простота и доступность, диалогичность, предопределяют его мощный воспитательный потенциал. В периоды социальных трансформаций и катаклизмов роль газетной периодики заметно усиливается, и именно она начинает формировать критерии общественного сознания и прогресса.

1. Стурова М.П. // Педагогика. 1998, №6. С.3.

2. Мартишина Н. Язык есть исповедь народа. Советская Россия, 6 февраля 2007.

3. Тукмаков Денис. Человечные слишком человечные. Завтра, 6 февраля 2008.

4. Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики. М.; Ростов н/Д, 2006. С.264.

5. Аксаков И.С. Христианство и современный прогресс // На запросы духа / Сост. А.Палицкий. Пг., 1914. С.7.

6. Солганик Г.Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ) // Язык современной публицистики: Сб. статей / Сост. Г.Я. Солганик. М., 2007. С. 16.

7. Анненкова И.В. Язык современных СМИ как система интерпретации в контексте русской культуры (попытка риторического осмысления) // Там же. С.99-100.

8. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.448-449.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.