дьячковский
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования / Ш.А.Амонашвили, В.И.Загвязинский // Педагогика. 2000. №2. С. 11-16.
2. Амонашвили Ш.А. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / Ш.А.Амонаш-вили, В.И.Загвязинский, А. Ф.Закирова II Педагогика. 2002. №9. с. 3-10.
3. Килис Ю.А. Философия гармонии: Монография. Омск: Омский государственный институт сервиса, 2002. 170 с.
4. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург, 1996. 188 с.
5. Лихачёв Б. Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика. 1992. №9-10. С. 13-19.
6. Новейший философский словарь. 2-е изд. М.: Книжный Дом, 2001. 1280 с.
7. Румянцев В. М. Гармонизация свободы и дисциплины // Педагогика. 1992. №1-2. С. 24-30.
8. Тестов В.А. «Жесткие» и «мягкие» модели обучения // Педагогика. 2004. №8. С. 35-39.
9. Турченко В.Н. Методологические основы российской стратегии развития образования //Педагогика. 2002. №10. С. 97-105.
10. ФайнбергР. Личность и коллектив: поиск гармонии // Педагогика. 1996. №1-2. С. 42-49.
УДК 81:39(=1.571.56-81)
Язык как этносемиотическая система
К.Д. Дьячковский
В статье рассматриваются актуальные методологические проблемы языка как этносемиотической системы в условиях современной информационно-коммуникативной культуры. Отмечается, что язык как этносемиотическая система - это многоаспектная, многоуровневая полифункциональная социокультурная сфера жизнедеятельности этноса. Ставятся задачи по преодолению кризисных ситуаций и явлений в этой сфере. Подчеркивается целесообразность научных исследований особенностей этноязыка, например, якутского, а также языков малочисленных народов, современных проблем общей теории языка, этнолингвистики, этносемиотических проблем национальных языков.
In the article, actual methodological issues of language as an ethnosemiotical system in conditions ofmodem informational-communicative culture are reviewed. It is marked that language as an ethnosemiotical system is multiaspected, multileveled polyfunctional sociocultural sphere of ethnos life activity. The tasks to overcome crisis situations and phenomena in this field are set. Also practicability of scientific researches of ethnolanguage specifics, e.g. the yakut language, and also languages of small-numbered peoples of the North, modern issues ofcommon theory of language, ethnolinguistics, ethnosemiotical problems of national languages is marked.
Сегодня, в условиях информационно-коммуни-кативной культуры, первостепенное значение имеет социокультурная деятельность этносов, где язык выступает важнейшим средством формирования и развития всех сфер жизнедеятельности этноса. Как имманентная часть этнической культуры, язык не только основное орудие и средство общения (коммуникации), но и важнейший социокультурный феномен, культурный знак, код этноса, играющий определяющую роль в иннова-
ДЬЯЧКОВСКИЙКим Дмитриевич, к.филос.н., доцент ЯГУ 102 _______________________________________
ции и трансляции культурных ценностей и достижений этноса. Язык как социокультурный феномен выполняет этноинтегрирующую функцию, которая представляет собой проявление свойств и признаков сущностно-содержательной природы, особенностей характера и направления жизнедеятельности этноса. Эта деятельность (производственная, духовная, гносеологическая, аксиологическая, творческая, коммуникативная и др.) невозможна без использования языка, например, для выражения (интерпретации) мыслей, чувств, воли, ментальности, символического образа, имиджа, а также для достижения взаимопонима-
ния внутри и вне социальной жизни (социализации) этноса.
Язык - продукт мыслительной, психической деятельности человека, возникший на определенной стадии развития социума и является закономерно функционирующей универсальной семиотической системой, предназначенной для фиксации, переработки и передачи культурной информации. Связующим феноменом разных языковых этносемиотических систем выступает единство человеческого общества, в котором язык выступает общей семантической интерпре-тантой знаковых систем, в том числе и этносемиотических. Язык существует для конкретного этноса (племени, народности, нации), обладает полифункциональной характеристикой. Здесь отметим три основные (когнитивные) функции языка: номинативная, конструктивная, аккумулятивная.
В свете сказанного тезисно рассмотрим следующие положения:
1. Природа языка -- отражение природы (в широком смысла слова) этноса, его деятельности во всех сферах общественной жизни: конкретно-исторических, объективных условий и субъективных факторов формирования и развития этноса. В этом аспекте отметим материально-идеальное в семиотике этноязыка, означаемое, означающее объект, знаковую ситуацию.
2. Структура языка этноса, его строение. Как этносемиотическая система, язык используется для формирования и выражения мысли, эмоций, для внутренней речи (диалога), для общения и для коммуникации. Речь (узус) (акустическая, графическая, внутренняя и внешняя) - как материализованное проявление языка, единство психического и физиологического, самовыражение этноса. Определяющие стороны этноязыка: слово (лексема), словосочетание, морфема, предложение, текст, звуковая сторона (членораздельный звук), лексика, грамматический строй (агглютинативный - якутского и других тюркских языков). Синтаксис (синтактика), семантика и прагматика этноязыка. Информация и этноязык. Реальные возможности и трудности в использовании информации этноязыком.
3. Системность языка, особенности проявления этноязыка на всех уровнях языка (фонемный, лексический, грамматический), где каждая отдельная сторона или единица связаны с другими сторонами, частями и единицами.
4. Письмо и письменность как этнознаки. Пиктография, идеография, орнамент (язык рисунка) как этнознаки, этносимволические изображения. Проблемы соотношения письма - знака и речи.
5. Практические (прикладные) вопросы использования языка в жизни этноса. Национальный алфавит, представления и знания, интерпретации слов и текстов, усвоение и освоение иностранных слов, перевод (в том числе и машинный), речевой этикет (приветствие, например, якутское «кэпсээ» - «рассказывай, какие новости», прощание, извинение, просьба, благодарность), стандартизация и унификация терминологий, создание искусственных слов и предложений, компьютерный язык.
6. Связь языка этноса с другими языками: а) на вербальном уровне: разговорная речь, нормы речи, тональность и коннотации, особенности юмора, поэзии, прозы, риторики; б) на невербальном уровне: обряды, обычаи, традиции, позы, осанки, жесты, игры, кинесика (мимика, пантомимика), хро-немика, проксемика, цветообозначение и др.
7. Проблемы лингвистики этноса: социолингвистика, психолингвистика, экстралингвистика, паралингвистика, лингвокультурология; связь с другими науками (с историей, литературой, искусствознанием, религиоведением, естествознанием, семиотикой и др.).
Язык как этносемиотическая система есть действенный фактор проявления и практической реализации на деле межэтнической коммуникации. Творческое применение этого фактора обеспечит информационно-коммуникативную безопасность этносов как коммуникаторов и реципиентов в деле сохранения и развития этнокультурных, этноязыковых особенностей в широком социокультурном контексте.
Языковая коммуникация есть, главным образом, прием, передача, сообщение некоторой мысли, отражающей и воспринимающей объективную реальность (ОР) - природы, общества и человека (ПОЧ). Нет языковой коммуникации, нет и взаимопонимания, следовательно, нет межэтнической коммуникации. Коммуникативная функция проявляется в разговорах, полемике, диалогах (диалогический характер языка). Функция эта - сложное, полифункциональное явление, проявляется во всех функциях языка - в социальной, аккумулятивной, конструктивной, экспрессивной и др. Поэтому она имеет чрезвычайно важное значение в актуализа-
ции, диверсификации прагматической характеристики языка.
Языковая коммуникация представлена речевой деятельностью, где наиболее простым (типичным) языковым знаком является слово - основная единица языка, имеющая изначальное постоянное значение (можно вспомнить известное библейское изречение: «В начале было Слово...»). Только через речь язык выполняет свою коммуникативную функцию. В этом проявляется диалектическое единство языка и речи.
Резюмируя вышесказанное, хотелось бы сказать, что язык как этносемиотическая система - это многоаспектная, многоуровневая полифункцио-нальная социокультурная сфера жизнедеятельности этноса. Отсюда, чтобы выйти из кризисного состояния, в котором оказалась вся социокультурная деятельность этноса, необходимо принять срочные меры для решения приоритетных задач
дальнейшего развития всех сфер жизнедеятельности этноса. В заключение подчеркнем, что позитивная разработка данной темы связана с перспективой дальнейшего развития культуры и языка этноса, а следовательно, в целом всего миросуще-ствования и жизнедеятельности этноса. Вот почему она требует постоянного внимания и эффективной предметно-содержательной разработки в культурологическом, аксиологическом, этнолингвистическом, этнологическом, лингвокультурологическом, этнопсихологическом, этносемиотическом и, разумеется, в философско-методологическом плане.
Необходимы также научные исследования современных проблем языкового (вербального и невербального) общения, теории коммуникации, психолингвистики современной риторики, семиотики, культуры языка, а также процессов мышления, восприятия и т.д. на базе языков народов Республики Саха (Якутия).
УДК 373.1.02
Компетентность как условие модернизации содержания образовательно-воспитательной деятельности школы
B.C. Долгу нов
В статье поднимается вопрос о формировании компетентности учащихся школ как об одном из условий и факторов модернизации образовательно-воспитательной деятельности школы. Компетентность рассматривается как интегральное качество личности, включающее креативность, деловитость, гражданственность, ответственность, духовность, социальную активность. Представлена модель формирования компетентности учащихся на всех ступенях общего среднего образования.
В стратегии модернизации содержания образовательно-воспитательной деятельности школы понятие «компетентность» имеет ключевое значение. В современных условиях оно составляет основу самостоятельной познавательной, гражданско-обще-ственной, социально-правовой, культу рно-д о су го-вой и бытовой деятельности учащихся. Компетентность как узловое понятие в развитии личности учащегося ориентирует на понимание им научной картины мира, на формирование его духовности и социальной активности. Уровень и качество ее
ДОЛГУНОВ Василий Софронович, к.п.н., учитель Верхневилюйской гимназии РС(Я)
достижения учащимися в данном случае контролируется не только учителями, но и самими учащимися, родителями и общественностью, т.е. обеспечивается система способов воздействия общества на школьника для регуляции его поведения и деятельности в соответствии с общепринятыми в этой общности нормами [1].
По мере того, как прошлое все более и более отдаляется от настоящего и происходят социальные перемены, все больше отличаются стандарты поведения, образ жизни и деятельности подростков от прошлых лет. У них появляется чувство, что все старое якобы нежизнеспособно, не соответствует современным нормам поведения. В этом калейдос-