Научная статья на тему 'Компетентность как условие модернизации содержания образовательно-воспитательной деятельности школы'

Компетентность как условие модернизации содержания образовательно-воспитательной деятельности школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгунов Василий Софронович

В статье поднимается вопрос о формировании компетентности учащихся школ как об одном из условий и факторов модернизации образовательно-воспитательной деятельности школы. Компетентность рассматривается как интегральное качество личности, включающее креативность, деловитость, гражданственность, ответственность, духовность, социальную активность. Представлена модель формирования компетентности учащихся на всех ступенях общего среднего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентность как условие модернизации содержания образовательно-воспитательной деятельности школы»

ции, диверсификации прагматической характеристики языка.

Языковая коммуникация представлена речевой деятельностью, где наиболее простым (типичным) языковым знаком является слово - основная единица языка, имеющая изначальное постоянное значение (можно вспомнить известное библейское изречение: «В начале было Слово...»). Только через речь язык выполняет свою коммуникативную функцию. В этом проявляется диалектическое единство языка и речи.

Резюмируя вышесказанное, хотелось бы сказать, что язык как этносемиотическая система - это многоаспектная, многоуровневая полифункциональная социокультурная сфера жизнедеятельности этноса. Отсюда, чтобы выйти из кризисного состояния, в котором оказалась вся социокультурная деятельность этноса, необходимо принять срочные меры для решения приоритетных задач

дальнейшего развития всех сфер жизнедеятельности этноса. В заключение подчеркнем, что позитивная разработка данной темы связана с перспективой дальнейшего развития культуры и языка этноса, а следовательно, в целом всего миросуще-ствования и жизнедеятельности этноса. Вот почему она требует постоянного внимания и эффективной предметно-содержательной разработки в культурологическом, аксиологическом, этнолингвистическом, этнологическом, лингвокультурологическом, этнопсихологическом, этносемиотическом и, разумеется, в философско-методологическом плане.

Необходимы также научные исследования современных проблем языкового (вербального и невербального) общения, теории коммуникации, психолингвистики современной риторики, семиотики, культуры языка, а также процессов мышления, восприятия и т.д. на базе языков народов Республики Саха (Якутия).

-ффф-----

УДК 373.1.02

Компетентность как условие модернизации содержания образовательно-воспитательной деятельности школы

B.C. Долгу нов

В статье поднимается вопрос о формировании компетентности учащихся школ как об одном из условий и факторов модернизации образовательно-воспитательной деятельности школы. Компетентность рассматривается как интегральное качество личности, включающее креативность, деловитость, гражданственность, ответственность, духовность, социальную активность. Представлена модель формирования компетентности учащихся на всех ступенях общего среднего образования.

В стратегии модернизации содержания образовательно-воспитательной деятельности школы понятие «компетентность» имеет ключевое значение. В современных условиях оно составляет основу самостоятельной познавательной, гражданско-обще-ственной, социально-правовой, кул ьтурно-д о су го-вой и бытовой деятельности учащихся. Компетентность как узловое понятие в развитии личности учащегося ориентирует на понимание им научной картины мира, на формирование его духовности и социальной активности. Уровень и качество ее

ДОЛГУНОВ Василий Софронович, к.п.н., учитель Верхневилюйской гимназии РС(Я)

достижения учащимися в данном случае контролируется не только учителями, но и самими учащимися, родителями и общественностью, т.е. обеспечивается система способов воздействия общества на школьника для регуляции его поведения и деятельности в соответствии с общепринятыми в этой общности нормами [1].

По мере того, как прошлое все более и более отдаляется от настоящего и происходят социальные перемены, все больше отличаются стандарты поведения, образ жизни и деятельности подростков от прошлых лет. У них появляется чувство, что все старое якобы нежизнеспособно, не соответствует современным нормам поведения. В этом калейдос-

КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

копе их мыслей имеется позитивное и негативное. Позитивно то, что сегодня идеал молодежи - инициатива, деловитость, практическое умение в делах, расчетливость, бережливость, личная ответственность за крепкое здоровье, материальную обеспеченность.

Вместе с тем наблюдается углубление отдельной части молодежи в сферу лишь личной жизни. В их сознании доминирует личная жизненная выгода. Трудолюбие, профессиональные знания уходят на второй план. Наблюдается, что трудовая деятельность у данной категории молодежи не связывается с любимой работой и развитием своих способностей. Из-за материальной выгоды они не считаются с общенациональными интересами, духовно-нравственными идеалами, этнокультурными традициями народа. Такая ситуация развития может выйти из-под контроля общества, что нанесет огромный ущерб воспитанию учащейся молодежи в образовательных учреждениях [2].

В понятии «компетентность» получают концентрированное воплощение все компоненты содержания обучения и воспитания. Традиционно компетентность ученика оценивалась уровнем знаний, умений, навыков, т.е. качеством его обученности. А сегодня наряду с этим на первый план выдвигаются такие показатели, как воспитанность школьника, его готовность включиться в реальную жизнедеятельность и практически решать все проблемы своей жизни. Отсюда ясно, что компетентность -это интегральное качество школьника, его общая подготовленность к самостоятельной жизнедеятельности на основе овладения знаниями, умениями и обобщенными способами деятельности в разных сферах. Компетентность, таким образом, связана с реализацией всех своих возможностей на основе совершенствования восприятия, памяти, мышления, воли, характера и духовно-нравствен-ного становления [3].

Компетентностный подход к обновлению содер-! жания образовательно-воспитательной деятельности ориентирован на формирование свободной лич-| ности, человека с высоким уровнем самосознания, , самостоятельности, самодисциплины, с развитым I чувством нового, стремящегося к созиданию. ! В критериях ключевых компетентностей заложены: - во-первых, ценность человека как «мера всех вещей» проявляется в его социальном становлении, что определяется как психическое (восприятие, | мировоззрение, сознание, воля, характер), духовное (нравственное становление, идеалы, вера, мо-! раль,), интеллектуальное (знания, умения, навыки;

овладение способами учебной, трудовой деятельности, общественной, семейной жизни) развитие;

- во-вторых, общечеловеческие ценности (истина, добро, красота, справедливость, демократия, равенство и.т.д.);

- в-третьих, ценности материальной и духовной культуры;

- в-четвертых, социальные ценности (умение жить и работать с людьми, воспитание и обучение детей на основе возрастных закономерностей их поведения и деятельности) [4].

Компетентность - это деятельностная характеристика школьника в созидании и преобразовании своей жизни, учебы, труда и его субъектности в этой преобразующей деятельности.

Выпускник современной школы готовится к жизни в условиях рыночного хозяйствования. Адаптация к этим новым условиям требует от него практического знания основ экономики, компьютерной грамотности, мировых языков, этнокультурных традиций народов. Актуальным становится бережное отношение человека к своему физическому и психическому здоровью, т.е. здоровый образ жизни, воспитание эстетического вкуса, хороших манер, умение строить жизнь и обустраивать свой дом по законам красоты. Таковы ценностные ориентиры к обновлению содержания общего образования. В то же время нельзя не отметить запущенность воспитания учащихся в сфере национального самосознания, национального духа. Особую тревогу у северных народов вызывает состояние ноосферного экологического воспитания.

Стратегия обеспечения компетентностного подхода к обновлению содержания образования и воспитания строится на таких параметрах, как:

- гуманизация образования (приоритет общечеловеческих и национально-этнических ценностей, свободное развитие личности, воспитание гражданственности и любви к Родине);

- ориентация на непрерывность образования на основе развитых навыков самообразования, принятия ценностей знания как образ жизни;

- модернизация технологии обучения и воспитания;

- совершенствование организационных форм и методов обучения на основе перехода от информационных к активным формам и методам обучения с включением элементов проблемное™, учебно-ис-следовательского поиска, широким использованием самостоятельной самообразовательной работы учащихся;

- перенос акцента с обучающей деятельности

учителя преимущественно на организацию активной познавательной деятельности ученика;

- переход от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-познавательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим технологиям организации деятельности ученика;

- направленность на развивающие и гражданские функции образования, на развитие государственно-общественной системы управления образованием [5].

На основе выделенных параметров мы разработали ключевые компетентности и критерии уровней и содержания их последовательного освоения по ступеням обучения. Ниже приводится разработанный нами проект-схема компетентностей, который апробирован в процессе опытной работы в Верхневилюй-ской республиканской гимназии (см. таблицу).

Как видно из таблицы, пять ключевых компетентностей на каждой ступени образования имеют разное усложняющееся содержание, что соответствует возрастным особенностям учащихся. Требования компетентностей охватывают не только учебно-познавательный процесс, но и процесс формирования и развития личности, становления гражданских качеств представителя современного общества. Из практики выяснено, что неразработанность критериев и содержания каждой компетентности по ступеням общего образования усложняет использование компетентностного подхода в школьной деятельности. Разработанные нами критерии помогают учителям и школе целенаправленно формировать и развивать необходимые для жизни качества, чтобы дети стали компетентными во всех делах. И в этих условиях требуется адекватная оценка компетентности. По разработанной нами методике оценка качества освоения учащимися компетентностей основывается на следующих принципах:

- открытость процедуры оценки качества освоения учащимися компетентностей для учащихся, родителей, учителей и общественности;

- направленность контроля качества и оценки освоения компетентностей на формирование чувств успеха, уверенности школьника в своих силах, на поддержку улучшения результатов ученика в учебно-трудовой, общественно-полезной деятельности и самоорганизации своей учебы, труда, отдыха, своего развития и поведения.

Практика доказала оптимальность следующего подхода к оценке компетентностей учащихся:

1. Отметка ставится каждую учебную четверть или по полугодиям. Отметка «высокая» ставится, когда качество, отмеченное в критериях компетентности, имеет всегда яркую выраженность. Отметка «продвинутая» ставится, когда качество, отмеченное в критериях компетентности, проявляется часто, но не всегда и не имеет яркой выраженности. Отметка «минимальная» ставится, когда качество, отмеченное в критериях компетентности, проявляется, но редко или пока еще не проявляется, но имеет тенденцию на позитивное изменение.

2. Классный руководитель, ученический актив класса, члены родительского комитета класса оценивают деятельность и поведение ученика, предварительно согласовав с учеником и с его родителями. Запрещается оказание психологического давления на учащегося и его родителей, если даже имеются у него отдельные срывы в поведении и учебе.

3. Внешняя оценка (оценка классного руководителя, актива класса, родительского комитета классов) сочетается с внутренней самооценкой, самоанализом ученика и его родителей.

4. Системность в отслеживании результатов обученности, развития, воспитанности школьника дает возможность самому ученику, его родителям и учителям своевременно реагировать на позитивные и негативные изменения в деятельности и поведении ученика, оказывая ему реальную помощь.

Наша школа с 1980 года оценивала образованность и воспитанность учащихся в конце каждой учебной четверти в форме аттестации, почти по схожей с предложенными критериями компетентностей, а с 2001 года, получив документы по обновлению общего образования, стала руководствоваться положением о ключевых компетентностях, предложенных Министерством образования и науки РФ.

По нашим наблюдениям, обновление содержания образовательно-воспитательной деятельности школы на основе компетентностного подхода обеспечивает позитивное в развитии личностных и гражданских качеств школьников:

- во-первых, учебно-трудовая и общественная деятельность учащихся получает направленность, что обеспечивает у школьника совокупность устойчивых внутренних мотивов деятельности, ориентирующих его учебу, поведение, деятельность, интересы, убеждения, ценности на новые социально-экономические отношения в обществе;

Критерии сформированное™ ключевых компетентностей по ступеням общего образования

Таблица

Ключевые компетентности Признаки последовательного освоения учащимися каждой компетентности по ступеням общего образования

Начальная школа Основная школа Профильная старшая школа (10-11 классы)

5-7 классы 8-9 классы

Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности Любознательность, инициативность, заинтересованность в знаниях, исполнительность. Творческая и поисковая активность во всех сферах школьной жизни (коммуникативная, игровая, познавательная, физическая и другие виды активности). Успехи в учебной деятельности (качество учебы, успехи в викторинах, смотрах, конкурсах и т.д.) Познавательная активность. Эрудиция. Любовь к чтению. Культура речи. Сообразительность, доказательность и аргументированность суждений. Старательность при выполнении творческих работ, заданий. Уровень развития самостоятельности, самоорганизованности в решении различных твор-ческо-поисковых задач и проблем. Умение использовать средства информации (телевизор, факс, компьютер, принтер, модем, копировальный аппарат). Уровень развития социальной потребности в общении и совместной познавательной деятельности со сверстниками, учащимися своего класса, социума. Самообразование (расширение и углубление ЗУН, подготовка к смотрам, олимпиадам, конкурсам) Уровень дальнейшего развития познавательной активности (энергичность, инициативность). Начитанность, прочность и глубина знаний. Умение работать с различными источниками учебной информации. Самооценка уровня своего участия в учебной, общественно-трудовой деятельности класса, школы, семьи. Развитие поисково-исследовательских навыков в учебе и общественной жизни. Овладение средствами информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, интернет). Качественная образовательная подготовка для продолжения образования и полноценного вхождения в жизнь общества Осознанный выбор индивидуальной образовательной программы. Овладение устойчивыми навыками самообразования, самостоятельного и творческого начала в учебной и общественно-трудовой деятельности. Развитие навыков исследовательской деятельности, социальной практики в организации жизни класса, школы, семьи, социума как обязательных компонентов образованности, воспитанности и развития. Сформированность заинтересованности в результатах своей познавательной и профессиональной деятельности. Владение иностранным языком на рабочем уровне. Уровень сформированности духовной потребности: познание мира, осознание себя и смысла, назначения своей жизни. Творчество, проектная деятельность (поиск нового, анализ и синтез, наблюдательность, воображение)

Компетентность в сфере граж-данско-общественной деятельности Выполнение Правил для учащихся, Устава школы. Участие в делах класса (игровой, общественно-досуго-вой, трудовой и т.д.). Сознательное и активное выполнение обязанностей перед классом, родителями. Точное соблюдение и уважение законов, норм общественной жизни Позитивное отношение к общественным нормам жизни, природе, нормам культурного поведения. Ценностное отношение к родному аласу, наслегу, улусу, родине, государству. Нравственная и правовая культура, позволяющие ученику выполнять свои обязанности по отношению к государству; уважительное отношение к людям, ценностям культуры, искусства и истории Представление о человеке как о высшей ценности на Земле. Соблюдение норм морали и форм общественного сознания и бытия. Единство слова и дела как критерий гражданской зрелости. Уважение прав человека. Умение жить и работать с людьми. Бережное отношение к общегосударственным и национальным ценностям, символике и геральдике Знание основ политической жизни, общества. Правовая культура. Социальная активность и осознание прав и обязанностей человека в обществе. Ориентированность на Добро, Истину и Красоту как образ жизни. Сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию на благо своей республики и страны. Деятель-ностное участие в превращении школы в культурно-образовательный центр села

и>

I

I

§

О ^ Ы ^

^ О у я

Я

п о

В 5 ¡8

N

Окончание табл.

Компетентность в сфере соци-ально-трудовой деятельности Повседневный самообслуживающий труд в семье и школе. Труд на учебно-опытном участке, в саду, на личном огороде, во дворе. Участие в озеленении своей усадьбы, школы. Уровень социальной компетентности в системе общения и совместной трудовой деятельности. Сформированность интереса к труду Старательность, добросовестность, бережливость в труде на пользу семьи, школы, социума. Привычка к самообслуживанию. Труд в семейных, школьных теплицах, огородах и на лугах по выращиванию различных культур. Уборка квартиры, стирка, заготовка дров, уход за домашними животными. Ремонт бытовой техники и участие в озеленении территории школы и поселка, усадьбы. Потребность в труде на пользу себе и обществу Активное участие в трудовых делах семьи, школы и местного социума. Приобретение практических умений, навыков к технологиям местного производства, к которым семья и школа имеют непосредственное отношение. Производительный труд для создания материальных благ и пополнения семейного бюджета. Участие в восстановлении экологии окружающей среды. Мой дом, моя усадьба, моя школа - зеленый сад. Труд как потребность души и тела Активность в социально-трудовой деятельности семьи, школы, социума. Инициативность, предприимчивость и готовность трудиться на свое и общественное благо. Освоение технологий производства по профилю будущей профессии. Знание основ профессиональной деятельности, культуры и дисциплины труда. Вооруженность технологическими знаниями, умениями и навыками в области природопользования, выращивания зерновых культур, овощей и фруктов. Готовность к профессиональному самоопределению

Ком петентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.) Оказание помощи в приготовлении разнообразной пищи, поддержании чистоты и порядка в доме, на дворе. Участие в разнообразных спортивных играх, соревнованиях, в том числе по национальным видам спорта. Соблюдение норм личной гигиены Освоение технологии приготовления разнообразной пищи. Повседневная уборка квартиры, двора. Участие в уборке класса, школьного двора, стирка белья, ремонт одежды и обуви. Участие в общественных и национальных праздниках и соблюдение этнокультурных традиций народа. Почитание отца, матери, деда, бабушки, братьев, родственников, близких, знакомых и соблюдение духовных традиций народа Участие в ремонте жилища и домашней утвари, уборке домашнего и школьного двора. Содержание личных вещей в надлежащем состоянии. Умение укреплять свое здоровье и оказывать первую помощь пострадавшим. Соблюдение этнокультурных традиций народа в бытовой жизни и учения Айыы о Добре, Истине и Красоте во всех сферах жизни. Сахалыы удьуор тыыннаныы Умение готовить разнообразные блюда, в том числе национальные. Техобслуживание домашней техники, включая автотранспорт и трактор. Умение пользоваться фотоаппаратом, кинокамерой, компьютерной техникой. Умение организовать дома, в школе праздничные вечера в дни календарных дат. Занятия по укреплению своего здоровья. Соблюдение гигиены питания, труда, норм санитарной и экологической культуры

Компетентность в сфере куль-турно- досуговой деятельности (включая выбор путей использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность) Занятие в кружках изобразительного искусства, хореографии, музыки и пения. Участие в коллективных играх, прогулках на природу. Освоение этнических игр. Развитие мышления, речи, общения, творчества в игровой форме под девизом: «Учись! Твори! Развивайся!» Занятие в вокально-хоровых, хореографических, музыкальных, театральных студиях. Участие в праздниках поэзии, литературных вечерах. Занятие в клубах веселых и находчивых, в спортивных секциях, в детских технических, натуралистических, краеведческих станциях, в музыкальных и спортивных школах. Спортивная рыбалка и охота при помощи подручных средств Занятие в кружках, клубах, ансамблях, студиях. Участие в литературных вечерах, на балах и конкурсах. Участие в массовых спортивных кроссах и турпоходах, в работе краеведческих станций. Спортивная охота и рыбалка. Активное участие в этнокультурных мероприятиях народа. Разнообразие в сочетании учебы, труда и отдыха Продолжение занятий в кружках, клубах, ансамблях, студиях. Участие в спортивных кроссах, турпоходах. Участие в культурных мероприятиях школы, Дворца детства, театров, местных клубов и библиотек и т.д. Спортивная охота и рыбалка. Экскурсия по городам и селам республики, страны и зарубежья. Здоровый образ жизни и соблюдение этики этнокультурных традиций в культурно-досуговой деятельности. Умение организовать свою культурно-досуговую деятельность как средство подъема духовно-нравственного состояния и укрепления здоровья

ШИЦ, КАЛАЧЕВА

- во-вторых, создается социально-психологический климат (в классе, школе, дома, местном социуме) ожидания результатов деятельности ученика (учебной, общественной, трудовой, творческой, экологической и т.д.). У детей и их родителей проявляется чисто психологический акт переживания из-за неудач и радости от успехов, что нацеливает их на новые достижения и взяться за дело с удвоенной силой, энергией. Формируется педагогический фактор - необходимость создания особого микроклимата в школе и дома, ситуации, обеспечивающей успех в учебно-трудовой, общественной деятельности школы и семьи;

- в-третьих, дает возможность выпускникам школ безболезненно войти в новые социально-экономические условия жизни, самостоятельно строить свою учебу, отдых и жизнь.

До сих пор о качестве работы учителя и школы судят по успеваемости, числу медалистов, итогам единых государственных экзаменов, количеству призеров в олимпиадах и спортивных соревнованиях, по проценту поступления в вузы. А их очень

мало по сравнению с общим количеством учащихся школ. Не придается значения уровню воспитанности и степени развитости ученика, его трудолюбию и способности включаться в созидательную деятельность, не ценится умение жить и работать для себя и общества. Компетентностный подход устраняет все эти пробелы, устанавливает ценности в соответствии с требованиями нового времени, новой эпохи в развитии человечества.

Литература

1. Стратегия модернизации содержания общего образования. М., 2001.

2. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999.

3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. М.: ЮРАЙТ, 2004.

4. Агафонова A.C. Практикум по общей педагогике. СПб., 2003.

5. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4.

----

УДК 378

Вклад академической науки в вузовскую и поствузовскую ступени химического образования PC (Я)

Е.Ю. Шиц, Л.П. Калачева

В статье приводятся данные положительного опыта подготовки специалистов-химиков на химическом отделении БГФ ЯГУ совместно с академическими институтами.

Data ofpositive experience of chemists training at the chemical division of Biology-Geographical Chair of the Yakut State University, conjointly with academic institutes, are cites in article.

Новое время в лице молодого ученого-химика требует не только фундаментально подготовленного выпускника, но и способного к самостоятельной научной деятельности исследователя, что позволит выполнить возлагаемую на него основную роль в возрождении и становлении якутской научной химической школы.

Поэтому целостная и непрерывная система подготовки высококвалифицированных кадров

ШИЦ Елена Юрьевна, к.т.н., зав. лаб. ИПНГ СО РАН, КАЛАЧЕВА Людмила Петровна, ст. преп. БГФ ЯГУ, м.н.с. ИПНГ СО РАН

должна осуществляться по трем основным ступеням: «среднее общеобразовательное - высшее профессиональное - поствузовское образование».

Полноценная реализация вузовской и поствузовской ступеней высшего химического образования в Республике Саха (Якутия) невозможна, по нашему мнению, без интеграции университетского образования и академической науки. Такого рода взаимодействия осуществляются в основном путем образования при вузе учебно-научно-производственных лабораторий, филиалов кафедр, научных подразделений вузов в академических и отраслевых институтах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.