Язык и реальность: информация как средство социального инжиниринга и управления
Каюмов Айдар Талгатович,
д.ф.н., профессор, профессор кафедры социальных наук и технологий НИТУ МИСИС E-mail: [email protected]
В данной статье рассматриваются философские аспекты управления и позиционирования информационно-коммуникативных процессов в современном мире. Автор анализирует фундаментальные проблемы, связанные с природой информации, коммуникации, и управления ими, а также их влияние на социокультурные трансформации.
Ключевые слова: информация, социальная информация, коммуникация, глобализация, информационная и цифровая среда, информационная безопасность, социокультурная трансформация.
Стремительное и масштабное развитие массовой коммуникации, всё ускоряющаяся их глобализация неоднозначно влияют на мировое сообщество. С одной стороны, позволяют мобильно донести информацию на любую точку планеты, преодолевая время и пространство, при этом меняя стиль межчеловеческих отношений, структуру духовного потребления, формируя новый социальный порядок и создавая единое пространство. В то же время этот процесс приводит к определенным изменениям в области языка коммуникации (хотя на наш взгляд эта проблема может стать проблемой отдельного исследования). Однако, с другой стороны, современные могущественные средства коммуникации, их огромные возможности создают новые опасности, влияющие на развитие социальности, её культуру, на индивидуальное и общественное сознание, духовный мир человека и, в конце концов, на его психику.
Философские исследования феномена социальной информации проводятся на пересечении различных областей философии, таких как онтология, эпистемология и этика. Она стремится понять сущность информации, ее роль в формировании реальности и как она влияет на наше восприятие мира.
В работах З. Фрейда и известного российско-американского лингвиста Р.О. Якобсона [2] были заложены основы философского понимания информации как средства передачи и сознания. Согласно Фрейду, информация может иметь скрытый смысл, который подсознательно влияет на наши действия и решения [1]. Якобсон, в свою очередь, разработал теорию коммуникации, выделяя разные виды сообщений и акцентируя внимание на их целях и контексте [2].
Современные философы, изучающие феномен информации, такие как Люси Сучман [3] и Пьер Леви [4], исследуют, как информация преобразовывает общество и культуру. Они подчеркивают важность критического мышления и анализа информации в цифровую эпоху, когда доступ к ней стал более легким, но искажение и манипуляция также являются серьезными проблемами.
Таким образом, в современный период перед социально-гуманитарными науками возникла острая необходимость исследования и глубокого осмысления тех социальных и этических изменений, которые произошли под влиянием средств массовой коммуникаций и в структуре человека информационного общества.
В условиях глобализации информационного пространства особенно актуальнейшей становится проблема безопасности в её информационном и культурном аспектах. Философский взгляд на эту проблему позволяет более глубоко понять сущность, значение информационной безопасности в современном мире и определить место человека в мире цифровой информации. Информационная безопасность - это не просто технико-технологический вопрос, связанный с защитой данных и информационных систем, это фундаментальная философская проблема. Она касается вопросов человеческой свободы, этики, морали и власти.
Реальную опасность представляет тот факт, что человек находясь в информационной и цифровой среде,
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
"О
=Е СГ
со
I_
u
CM О)
постоянно оказывается в пределах досягаемости всестороннего, тотального контроля, когда в этих условиях нарушается автономия личности, неприкосновенность личной жизни и свобода индивида.
Стремление к сбалансированному использованию информации, уважение к частной жизни других, прозрачность в обработке данных - вот те основные принципы, которые должны стать общепринятыми и безукоризненно соблюдаться. Доверие между индивидами, организациями и институтами должна строиться на соблюдении этических норм, а нарушение информационной безопасности может нарушить это доверие.
Эти и многие другие проблемы ставят перед современной наукой, в том числе и социальной практикой актуальные задачи поиска вариантов и путей обеспечения диалектического единства гуманности и эффективности информационных технологий. На основе принципов гуманности, человечности и должна строиться политика в области конструирования социальной информации и управления коммуникационными процессами.
Таким образом, поставленная проблема тесно связана с общественной потребностью в оптимальном конструировании социальной информации, циркулирующей в обществе. Необходима отладка механизма использования и развития регулятивного механизма потенциала и возможностей социальной коммуникации и повышение социальной эффективности управления социальной информацией и коммуникативной регуляции в современном обществе.
Ещё в Древней Греции Аристотель (IV век до н.э.), в своей работе «Риторика», заложил основы понимания коммуникации как искусства убеждения [5]. Эта идея приобрела особую актуальность и остроту в современном обществе, особенно с учетом влияния медиа и социальных сетей на формирование общественного мнения.
Современные теории коммуникации, в том числе, например теория Г.П. Грайса о кооперативном принципе [6] позволяют понять, каким образом сообщения передаются и интерпретируются. Они также подчеркивают важность контекста и контингентности в коммуникации.
Отметим, что в реальной практике социального управления использование информации строится на нескольких основных принципах, лежащих в основе деятельности управляющих информацией социальных субъектов. Вот главные из них - это принцип аттрактив-ности информации и принцип целесообразности, т.е. социальной значимости. Можно также выделить ряд принципов организации информации, которые используются в целях социального управления и включают базовые свойства социальной информации.
Первый принцип означает, что субъектами информационных воздействий выделяются целевые аудитории, разрабатываются механизмы воздействия на них, существуют соответствующие корпоративные аналитические структуры по идентификации направления информационного воздействия, определению его субъекта, целевых установок и задач, прогнозированию его дальнейших информационных взаимодействий.
Можно выделить два типа направленности информации: активное и пассивное информационное взаимодействие. Активное - в смысле директивного, приказного информирования с установкой на исполнение. Пассивное - информационное предложение. В первом типе активной стороной является поставщик информации, а во втором - потребитель, так как в этом случае он реагирует и анализирует информацию. Активная сторона в первом случае формирует некую организованную социальную структуру по конструированию информационной среды и организации потоков социальной ин-
формации, во втором - активная сторона должна иметь возможность обратиться к надежным социальным субъектам по работе с информацией для ее адекватного уяснения и прогнозирования последствий того или иного информационного воздействия.
Второй принцип, самый важный, предполагает жесткую привязанность субъекта информационного воздействия своим жизненным целям тактического и стратегического свойства. Он использует информацию для оптимизации собственного развития и функционирования. Поэтому информация (субъектно-субъективная), по сути, конструируется и транслируется им не как истинно-объективная, а как социально-значимая, соответствующая социальным целям субъекта. Именно этот принцип характеризует причинно-обусловленные основания информационного взаимодействия.
Третий принцип организации информации означает, что субъект обладающей полной информацией выдает ее иным акторам в виде неполной, то есть использует свой информационный ресурс для управления внешней относительно него социальной реальностью. При этом конкретный социальный субъект, естественно, должен исходить из принципов целесообразности и аттрактив-ности информационного воздействия. Понимание диалектического характера указанных дихотомий, необходимость поиска меры в их сочетании является одним из главных условий в работе с информацией.
На основе представленных форм коммуникационного менеджмента реализуется собственно социальная коммуникация, сущность которой заключается в передаче информации между индивидами, группами и взаимодействии между ними. Она олицетворяет способ, с помощью которого мы обмениваемся знаниями, идеями, чувствами и опытом. В контексте информационно-коммуникативных процессов информация представляет собой нечто более чем просто набор данных. Она является средством передачи знаний, создания связей между индивидами и формирования культурных и социальных значений. Коммуникация как многосторонне и сложное явление включает в себя три основных компонента: информационно-коммуникативный, перцептивный и интерактивный.
На наш взгляд, новая политика коммуникационного менеджмента должен включать в себя несколько уровней. Первый - это уровень личности, что свобода личности тесно связан с её образованностью и запасом получаемой информации. Второй уровень - это материально-технические средства массовой коммуникации и экология коммуникации. И последний третий уровень - это организационный, где правила игры в области информации и коммуникации должны быть предельно транспа-рентны и ясны.
Итак, современная социальная коммуникация призвана удовлетворять различные жизненный потребности человека: социальные, познавательные, информационные, потребности «ego» и т.д. Кроме того, различные коммуникативные механизмы, технологии и практики выступают своеобразными регуляторами структуры потребностей, мотивов и целей субъектов и социальных общностей.
Таким образом, мы ставим проблему оптимального конструирования социальной информации, циркулирующей в обществе, изучения регулятивного потенциала коммуникативных отношений, его рационального использования с целью снижения негативных последствий развития средств массовой коммуникации, повышении социальной эффективности коммуникативной регуляции.
Очевидно, что информационный подход представляет собой мощный инструмент познания социума - сня-
тия социальной неопределенности, но при этом нельзя увлекаться чрезмерной эксплуатацией информационного модуса.
Сегодня субъект познания - это человек и мыслящий, и чувствующий, а, кроме того, мыслящий и чувствующий критически. Он использует информацию непосредственно как производительную силу, формируя с ее помощью свои цели и определяя, конструируя направленность и структуру своих действий, т.е. постоянно преодолевая неопределенность, объективно присутствующую в рамках социальной практики; использует данный ресурс в качестве инструмента стабилизации форм своего бытия и повышения устойчивости функционирования социальных модусов, составляющих поле его жизнедеятельности. Наконец, он сам источник собственной информации, где отражаются его представления и отношения. В этой связи актуальной является только та информация, которая побуждает критическое осмысление и отношение к её содержанию. Таким образом он выступает субъектом развития познавательного процесса - субъектом преодоления, снятия неопределенности своего бытия. Вследствие этого в инструментальных признаках социальной информации выделяется присутствующая в ней целевая функция. Цель предполагает осознание субъектом причинно-следственных связей и отношений, в которые он включен. Другими словами, информация здесь выступает как представления субъекта об окружающей действительности и действующих в ней закономерностях, то есть уже как снятая неопределенность - знание.
Таким образом, социальная информация выступает, одновременно как инструмент снятия неопределенности и, как мера необходимого в ходе социальных преобразований. В этом заключается диалектическая связь социальной информации и исторического процесса. Поэтому и социальная практика и социальная информация находятся во взаимосвязи и взаимодействии, определяя суть и характер друг друга.
Ценность (актуальность) информации зависит от множества факторов, в том числе и факторов субъектного характера. Для решения поставленной проблемы вводится понятие избыточности информации, которое может быть выражено следующей графической зависимостью (рис. 1).
Информативное
Степень избыточности
Степень новизны
Банальное
ное^^ Н m Оригшввь
max
Степень 1 ясности
min ное
Ценность информации
Рис. 1. Иллюстрация «закона информативности» по К. Шеннону [7]
Как видно, избыточность не пропорциональна информации, её ценности. Однако актуальность и новизна информации тесно связаны с избыточностью. Чем банальнее сообщение, тем оно яснее. С другой стороны, ценность информации, которая содержит «чистую новизну» также мала, т.к. данное сообщение не может
быть адекватно востребовано субъектом вследствие его неподготовленности к восприятию этих данных. Здесь мы наблюдаем диалектическую взаимосвязь между двумя крайностями: оригинальностью сообщения и его абсолютной банальностью. Избыточность информации, в рамках данного диалектического единства выполняет функцию меры - своеобразного критерия, с помощью которого определяется не только степень ясности сообщения для субъекта, но и его новизна (информативность), а следовательно, и ценность. Иначе говоря, степень ценности информации находится в логарифмической зависимости от ее избыточности (неопределенности), а новизна транслируемых данных прямо пропорциональна оригинальности сообщения.
Литература
1. Аристотель. Риторика. - URL: https://flibusta.su/ book/17058-ritorika/read/
2. Грайс Г.П. Логика и речевое общение. - URL: http:// kant.narod.ru/grice.htm
3. Леви П. Киберкультура. - URL: https://books.goog-le.ru/books/about/Cyberculture.html?id=iDdl_FwG-ZE8C&redir_esc=y
4. Сучман Л. Взаимодействие человека с компьютером. - URL: https://ru.zahn-info-portal.de/wiki/Hu-man%E2%80%93computerJnteraction
5. Фрейд З. Введение в психоанализ. - М.: Издательство АСТ, 2022. - 544 с.
6. Шеннон К.Э. Математическая теория связи. - URL: https://studfile.net/preview/3719777/
7. Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм «за» и «против». - М., 1975. - С. 193-230.
LANGUAGE AND REALITY: INFORMATION AS A MEANS OF SOCIAL ENGINEERING AND MANAGEMENT
Kayumov A.T.
NUST MISIS
This article discusses the philosophical aspects of managing and positioning information and communication processes in the modern world. The author analyzes the fundamental problems associated with the nature of information, communication, and their management, as well as their impact on sociocultural transformations.
Keywords: information, social information, communication, globalization, information and digital environment, information security, so-ciocultural transformation.
References
1. Aristotle. Rhetoric. - URL: https://flibusta.su/book/17058-ritori-ka/read/
2. Grice H.P. Logic and speech communication. - URL: http://kant. narod.ru/grice.htm
3. Lévy P. Cyberculture. - URL: https://books.google.ru/books/ about/Cyberculture.html?id=iDdl_FwGZE8C&redir_esc=y
4. Suchman L. Human-computer interaction. - URL: https:// ru.zahn-info-portal.de/wiki/Human%E2%80%93computer_in-teraction
5. Freud Z. Introduction to psychoanalysis. - Moscow: AST Publishing House, 2022. - 544 p.
6. Shannon C.E. A Mathematical Theory of Communication. -URL: https://studfile.net/preview/3719777/
7. Jacobson R.O. Linguistics and poetics / / Structuralism "for" and "against". - M., 1975. - P. 193-230.
C3
о
u~
IE
0
1
-1 У
"О
IE
u~