DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-640-648
ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА, КАК НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Раъно Азиз кизи Ахмедова
Докторант Института по изучению проблем молодежи и подготовки перспективных кадров при Агентстве по делам молодежи
Информационно-коммуникационные технологии, став важной составляющей современного общества, сформировала новую социальную реальность. На сегодняшний день, влияние этих технологий распространяется на все сферы жизни, влияет на людей независимо от возраста. Востребованность этих технологий продолжает стремительно расти, одновременно увеличивая свое воздействие, которое не всегда является позитивным. Актуальность вопроса представляется в изучении формирования нынешнего информационно-коммуникационного пространства, поэтапное развитие которого было форсировано в связи с глобализацией и пандемией Covid-19. В связи с чем, перед гуманитарными науками встает вопрос всестороннего изучения этого вопроса, как глобальной проблемы. В статье рассматриваются теоретические аспекты процесса формирования информационно-коммуникационного пространства, в целях полноценного понимания происхождения данного понятия. А также, анализируются работы ряда ученых, объясняющие процесс трансформации общества в нынешнее.
Ключевые слова: цивилизация, глобализация, информация и коммуникации, информационно-коммуникационные технологии,
информационное общество, информационно-коммуникационное пространство, медиакоммуникации, интернет.
Information and communication technologies, having become an important component of modern society, which has formed a new social reality. Today, the influence of these technologies extends to all spheres of life, affects people regardless of age. Demand for these technologies continues to grow rapidly, while increasing their impact, which is not always positive. The relevance of the issue is presented in the study of the formation of the current
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
information and communication space, the phased development of
April, 2022
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-640-648
which was forced in connection with globalization and the Covid-19 pandemic. In this connection, the humanitarian sciences face the question of a comprehensive study of this issue as a global problem. The article discusses the theoretical aspects of the process of formation of information and communication space, in order to fully understand the origin of this concept. And also, the works of a number of scientists are analyzed, explaining the process of transformation of society into the current one.
Keywords: civilization, globalization, information and communications, information and communication technologies, information society, information and communication space, media communications, Internet.
На сегодняшний день, информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью общественной жизни и развития. Влияние этих технологий на людей, особенно на молодежь, которая больше, чем другие социальные группы подвержены различным информационным воздействиям, в силу глобализации и мировой ситуации, наряду с пандемической и военной положениям, представляют собой одну из наиболее приоритетных направлений для научного исследования информационно-коммуникационного пространства.
Революционное воздействие информационно-коммуникативные технологий, средств массовой коммуникации, информации и других информационных систем основательно изменили все сферы жизни, начиная от государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальных сфер, науки и образования, вплоть до культуры и образа жизни людей, социальных и межличностных отношений. В виду этого, повысилась необходимость в законном урегулировании эксплуатации информационных технологий и повышения ответственности за их использование. Особое внимание уделяется их воздействию на ментальное здоровье и развитие молодежи, а также защите личной информации потребителей ИКТ.
Данные задачи закреплены рядом законов, такие как: ЗРУ-444 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью [1]», ЗРУ-547 «О персональных данных» [2], направленные на разработку и совершенствование действующих мер по обеспечению безопасности персональных данных и информации, предотвращение различных угроз в связи с этим. Кроме того, система «Электронного правительства» внедрена в соответствии с Постановлением «О мерах по
совершенствованию системы контроля за внедрением
April, 2022
информационных технологий и коммуникаций, организации их защиты» [3]. В свою очередь, данное решение способствует эффективному функционированию информационных технологий и реализации единой государственной политики в сфере информации. В частности, способствует усовершенствованию системы контроля в сфере телекоммуникаций, информационной и кибербезопасности.
Западные ученые такие как, Д. Белл, М. Кастельс, Ж. Бодрийяр, М. Порат, Г. Шиллер, Э. Гидденс, Ю. Хабермас и др. ведут продуктивные дискуссии о степени радикальности перемен, исследующие вопросы, касательно явления этой трансформации новой стадией развития цивилизации, или же это очередной этап развития существующего современного общества [4].
В этой связи, для более детального понимания нынешней реальности необходимо произвести теоретический, а также категориально-понятийный анализ общественного развития, или говоря иначе - цивилизационный переход в информационное общество.
Информационное общество.
Конец XX - начало XXI вв. характеризуются стремительными изменениями, происходящими в мировом развитии. В первую очередь, это связано с переходом индустриального общества в постиндустриальное, которое формирует новое информационное общество и присущие только ему параметры и характеристики. В свою очередь, широкое использование информационно-коммуникационных технологий, информационных систем и сети Интернет во всех сферах деятельности современного общества, в частности экономической и образовательной привело к кардинальной трансформации мирового хозяйства.
В виду нового объекта - качественно нового типа общества, перед социологической наукой встает вопрос необходимости описания - качественно нового типа общества, в котором отрицаются все принципиальные черты общества постиндустриализма. В связи с этой аномалией, проявляется новая социальная реальность с новыми принципами, и не отвечающая прежним представлениям об обществе. Известные методологические подходы, теории, приемы исследования и интерпретации утратив свою актуальность, формируют новую исходную аналитическую дихотомию - модерн - постмодерн [5].
Учеными социологами предложено несколько концепций, многомерно описывающие постиндустриальное общество, с акцентуацией на присущие ему различные аспекты, где в совокупности создавалась объемная, многомерная картина новой
April, 2022
642
социальной реальности. Прежде всего, это такие концепции, как теория постиндустриального общества и теория информационного общества.
Справочно стоит упомянуть, что теория «информационное общество» получила свое название в работе американского экономиста Ф. Махлупа [6], которая пользуется особой популярностью среди ново-выдвинутых концепций о трансформации общества. Теория также была развита рядом таких известных ученых, как М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Карц и др. [7]. Не смотря на то, что исследователями предлагаются десятки понятий, характеризующее современное общество, все сходятся на том, важной характерной чертой новой реальности является востребованность знаний, как главной ценности. В связи с этим, в научный оборот вошли такие понятия как «the knowledgeable society», «knowledge society» или «knowledge-value society» [8].
По мнению основателя теории постиндустриального общества американского социолога Даниэля Белла, постиндустриальное общество и его признаки в первую очередь, основаны на научно-технической революции и существенном росте доходов населения, где происходит переход от преимущественного производства товаров к производству услуг [9]. То есть, доминирующим производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики, а наиболее ценными качествами рабочих становятся уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность [10], представляющие собой актуальность и по сей день.
Информационная концепция, будучи производной от концепций постиндустриального общества, считается более универсальной, описывая комплекс социокультурных изменений и развития общества. Здесь акцентируется степень развития информационных технологий, где в качестве главного фактора общественного развития рассматривается производство и использование научно-технической и иной информации [11].
Таким образом, прослеживается формирование нового информационного общества, характеризующая собой век массовой информации и коммуникации. Яркими примерами научно-технического прорыва служат, появление радио и кинематографа. Однако информация и коммуникация приобретает наиболее массовый характер после информационного «взрыва» в 50-х годах прошлого века. Прежде всего, это обуславливается бурным развитием и распространением радиовещания и телевидения, электронных средств связи и вычислительной техники, а
April, 2022
643
также быстрым прогрессом в редакционно-издательском деле [12].
Также следует признать, что в понятиях «постиндустриальное общество» и «информационное общество» ярко прослеживается взаимосвязь и определенная взаимозависимость обоих концепций. Но следует понимать, что данная концепция не применима развитию всех стран, где существует постиндустриальное общество [12]. Если о Японии и США можно констатировать свершившийся факт становления информационного общества, то, например, в Финляндии, России, Китае, Индии, Германии, Франции, Великобритании, Австрии, Чехии, страны Юго-Восточной Азии и др., разработаны и реализуются государственные программы формирования информационного общества.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что страны, осознавшие преимущества информационно-коммуникационных технологий, разрабатывают свою стратегию развития общества. Распространяя информационно-коммуникационных технологии и повышая их доступность - обеспечивается не только стремительное развитие страны, но и совершаются движения к информационному обществу, являющаяся путем в будущее человеческой цивилизации [13].
Формирование информационно-коммуникационного пространства.
Понятие «информационно-коммуникационное пространство» вошло в научный оборот вслед за понятием информационное пространство, в виду возникновения необходимости более точного определения и расширения данного феномена, так как современные информационные процессы подразумевают двустороннюю связь, в которой и генератор, наряду с получателем информации обладают активными, формирующими эту коммуникацию ролями [14]. Его развитие во многом определяется представлениями об информации и коммуникации. Первые научные представления с данными понятиями связаны с трудами математической теории связи Шеннона-Уивера и кибернетика Н. Винера [15].
Позже выдвигается теория социальных коммуникаций, разработанная немецким социологом Николасом Луманом, получившая широкую известность в научных кругах [16,17]. Луманом была разработана новая концепция общества, состоящая на пересмотре взглядов на понимания общества, отражающая изменившуюся реальность. Если ранее общество рассматривалось как совокупность территориально объединённых индивидов и их отношений, то теперь
April, 2022
644
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-640-648
предлагалось посмотреть на него как на всеобъемлющую систему коммуникаций.
Основанием этой теории послужила концепция самовоспроизводящихся систем, называвшейся аутпоэзисом, предложенная чилийскими нейрофизиологами У. Матурана и Ф. Варела [18]. Концепция оказалась весьма актуальной для многих областей науки. В том числе, в работах ряда других авторов, исследующих медиакоммуникации, социальные сети и интернет-пространства [19] - данная концепция стала одной из производных.
Аутопоэзные системы - это единство сети воспроизводящих себя компонентов, которые посредством своих интеракций генерируют и реализуют производящую ее сеть. Таким образом, Луман апеллируя к смысловой коммуникации, выдвигает три фундаментальных измерения: вещественное, временное и социальное [20].
Ученый также отмечает, что в основе воспроизводства лежат коммуникационные процессы, создающие смысловые структуры и лишь коммуникация является операцией и социальной операцией одновременно, которая принудительно запускается при образовании социальных ситуаций. Осуществление коммуникации происходит посредством селекций, а именно: селекции информации, селекции сообщения этой информации и селективного понимания или непонимания этого сообщения и его информации [16]. Особо отмечается несостоятельность установления полноценной коммуникации в контексте разрозненности этих трех компонентов. Проще говоря, коммуникация осуществляется посредством синтеза трех различных селекций.
Представленные идеи Лумана сформировали идею медиакоммуникации. Вместе с этим, он выделил в ней средства распространения коммуникации (письменность, книгопечатание, электронные средства коммуникации и обработки информации СМИ и, в определенной степени, религию и мораль) и «символически генерализованные» средства коммуникации (истину, власть, право, любовь, искусство, ценности и т.д.).
Уделяя особое внимание достижимости информации, ее пониманию и правильному толкованию гарантируется успех сообщения. Естественно, что с ростом информации и его переизбытка, уменьшается вероятность его успешного достижения адресата. Следовательно, успешность этой коммуникации определяется и обеспечивается посредством
вышеупомянутых «символически генерализованными» средств. Именно в этом контексте Луман видит понимание
April, 2022
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-640-648
медиакоммуникации, как завершающего элемента социальной коммуникации, связывая этот тип медиа с общественными функциональными системами: истина - с наукой, власть - с политикой, право - с юриспруденцией и т.д.
На основе теоретического анализа, прослеживается более широкое понимание формирования информационно-коммуникационного пространства, в виду чего, могут быть приведены следующие выводы:
Во-первых, индустриальные изменения сформировало новое общество, с присущими только ему характеристиками, которая также может быть понята как цивилизационное развитие или глобализация. Названием такого общества стало «Информационное общество», вслед которого сформировалось новое понятие - «Информационно-коммуникационное пространство».
Во-вторых, формирование информационно-коммуникационного пространства происходит в ступенчатом порядке, на основе формирования информационного общества, которое строится на научно-технологическом прогрессе. Появление медиакоммуникационных технологий, таких как радио, кинематограф, телевещание и др., формируют новый информационный обмен, иначе говоря, смысловую коммуникацию в обществе.
В последние десятилетие общество вступая в динамичную фазу развития, включительно, стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, распространению Интернета в особенности, поспособствовало возрастанию потока информации, значительно увеличивая роль коммуникации в общественной жизни. Исследования, направленные на изучение информационно-коммуникационных процессов и пространства в целом, осуществляются посредством перенимания применяемых зарубежных методик и инструментов изучения социальных отношений. В виду этих причин, перед гуманитарными науками стоит задача изучения зарубежного опыта в теоретическом и практическом аспектах с целью формирования качественного информационно-коммуникационного пространства, являющийся основой современного общественного развития.
REFERENCES
1. Закон Республики Узбекистан, от 08.09.2017 г. № ЗРУ-444. Источник: https: //lex.uz/docs/3333805
[16,21]
Выводы
April, 2022
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-640-648
2. Закон Республики Узбекистан, от 02.07.2019 г. № ЗРУ-547. Источник: ttps://lex.uz/docs/4396419
3. Постановление Президента Республики Узбекистан, от 21.11.2018 г. № 11114024. Источник: https://lex.uz/docs/4071399
4. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М., 2004. С. 9-10.
5. Источник: https://studfile.net/preview/8693966/page:3/
6. Machlup F. The production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, 1962; Dordick H.S., Wang G. The Information Society: A Retrospective View. Newbury Park — L., 1993.
7. Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. Wash., 1978; Masuda Y. The information Society as Post-Industial Society. Wash., 1981; Stonier T. The Wealf of Information. L., 1983; Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. N.Y., 1988.
8. Brzezinski Zb. Between Two Ages. N.Y., 1988.
9. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999
10. Ф. Машлуп. «Производство и распространение знания в Соединенных Штатах». США, 1962
11. Источник: https://studfile.net/preview/2867583/page:23/
12. Абдуллаев И. Информатизация общественно-политической жизни в условиях глобализации развития. Ташкент, 2007. Стр.75.
13. "Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества", которая подписана руководителями 8 ведущих июле 2000г.
14. Бикмурзина А.Ю., Тухватуллина М.А. Информационно-коммуникационное пространство взаимодействия местных органов власти // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2014.
15. Шеннон К., Уивер Л. Математическая теория связи. М., 1956.
16. Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал / пер. с нем. Д. В. Озирченко. - 1995. - № 3. - С. 114-125.
17. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории / пер. с нем. И.Д. Газиева; под ред. Н. А. Головина. - СПб.: Наука, 2007. - 648 c.
18. Maturana H., Varela F. Autopoiesis: the organization of the living (1973) // Maturana H., Varela F. Autopoiesis and Cognition. Boston, 1980. P. 63—134.
19. Лавренчук Е. А. Аутопойезис // Электронный философский журнал Vox. Выпуск 11 (декабрь 2011).
April, 2022
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-640-648
20. Плешкевич Е.А. Концепция социальных коммуникаций Никласа Лумана и современное библиотековедение // Взаимовлияние информационно -библиотечной среды и общественных наук. 2018. №2018.
21. Луман Н. Медиа коммуникации — М., 2005. — 280с.
22. Мухамеджанова Л.А.(2021) "Тенденции изменения этических норм в информационном обществе". Материалы конференции Социальная реальность виртуального пространства. С. 48-54
23. Мухамеджанова Лалихон Ашуралиевна, Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ермоченко Константин Павлович, Шкуран Оксана Владимировна, Ивентьев Сергей Иванович. (2021) "Социальная истина и духовно-нравственная сфера человека" С.111-118
24. Туляев, А. И. (2018). НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА. 1п Общественные науки в современном мире: политология, социология, философия, история (pp. 78-84).
April, 2022