Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ФОРМИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ФОРМИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
350
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Латышева Ж.В.

Цель данной работы - выявить возможности информационно-коммуникативной функции журналистики с точки зрения созидания и совершенствования общества. Понятия информации и коммуникации исследуются с позиции философских, социологических, теоретико-журналистских и иных подходов, раскрывается диалектическая связь информации и коммуникации в журналистике. Делается вывод о том, что информационно-коммуникативная функция обнаруживает свой социально-антропологический генезис, выступая одним из оснований социокультурных процессов и оформляя институциональный статус журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION FUNCTION OF JOURNALISM AND ITS SOCIAL-FORMING POTENTIAL

The purpose of this work is to identify the possibilities of the information and communication function of journalism in terms of the creation and improvement of society. The concepts of information and communication are studied from the point of view of philosophical, sociological, theoretical-journalistic and other approaches, the dialectical connection of information and communication in journalism is revealed. It is concluded that the information and communication function reveals its socio-anthropological genesis, acting as one of the foundations of socio-cultural processes and formalizing the institutional status of journalism.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ФОРМИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ФОРМИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Ж.В. Латышева, д-р филос. наук, доцент

Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых (Россия, г. Владимир)

001:10.24412/2500-1000-2022-4-2-120-124

Аннотация. Цель данной работы - выявить возможности информационно-коммуникативной функции журналистики с точки зрения созидания и совершенствования общества. Понятия информации и коммуникации исследуются с позиции философских, социологических, теоретико-журналистских и иных подходов, раскрывается диалектическая связь информации и коммуникации в журналистике. Делается вывод о том, что информационно-коммуникативная функция обнаруживает свой социально-антропологический генезис, выступая одним из оснований социокультурных процессов и оформляя институциональный статус журналистики.

Ключевые слова: информация, коммуникация, информационно-коммуникативная функция журналистики, социальные институты, общество.

Проблема сущности и классификации функций журналистики широко рассматривалась и продолжает рассматриваться в научной литературе. Так, функции, роли и задачи журналистики, СМИ и массовой коммуникации эксплицировались

Дж. Гербнером, И.Ю. Глинской, Б.А. Гру-шиным, С.Н. Ильченко, А. Каде, Б. Катля, С.Г. Корконосенко, Г. Лассуэллом, Д. МакКуэйлом, Т.В. Науменко, Т. Петерсо-ном, Г. Пёршке, Е.П. Прохоровым, Ф. Сибертом, А.Н. Соколовой, Л.Н. Федотовой И.Д. Фомичевой, У. Шраммом, Н. Луманом и др. Однако все еще недостаточно прояснен социально-формирующий базис и роль данных функций, не до конца выявлено их конституирующее значение, причем, не только для журналистики, но и для общества в целом.

Целью настоящей статьи, поэтому, выступает изучение функций журналистики на примере анализа информационно-коммуникативной функции, в их основополагающем, системообразующем, со-циоформирующем и культуроформирую-щем контексте. Коммуникация, как верно писал Н. Луман, выступает базальной операцией социальных систем и аутопойезис последних продолжается именно за счет, посредством и в коммуникации. Поэтому, строго говоря, информационно-коммуникативную функцию журналистики следует

отнести к разряду исходных фундаментальных социоформирующих функций.

Для прояснения содержания, характеристик и значимости данной функции необходимо, в первую очередь, раскрыть понятия информации и коммуникации. При этом нужно иметь ввиду, что они не имеют единственного определения; последних, равно как и подходов к их истолкованию, существует весьма много. Отсюда также следует, что исчерпывающих определений данных понятий мы не найдем, поэтому остановим свое внимание на нескольких наиболее ёмких и раскрывающих базовые их характеристики определениях.

Если исходить из первоначального общенаучного понимания, то информация -это некие сведения, сумма каких-либо знаний. Норберт Винер дает весьма точную характеристику информации. Он считает, что «информация - обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде» [1, с. 31]. Согласно системно-кибернетическому подходу, кроме того, информация всегда предстает в собственно информационном, управлен-

ческом и организационном аспектах и предполагает наличие источника информации, потребителя информации и транслирующей среды.

Информация всегда облечена в форму сообщения, которое есть «кодированный эквивалент события, зафиксированный источником информации и выраженный с помощью последовательности условных физических символов (алфавита), образующих некую упорядоченную совокупность» [2, с. 432]. Согласно и Н. Луману, информация неотделима от сообщения, но кроме сообщения информация, как считает Луман, связана с пониманием, точнее, информация, сообщение и понимание являются тремя необходимыми составляющими коммуникативного акта.

Информация в журналистке, рассматриваемой посредством системного подхода, выступает в качестве, как трактует И.В. Чередниченко, «совокупности неких сведений, заключенных в тексте; или как вся совокупность новых сведений (о предметах, явлениях, отношениях), снимающих, уменьшающих неопределенность (энтропию) в уже воспринятых и частично познанных предметах и явлениях» [3, с. 45]. С.Н. Ильченко уточняет, что сфере журналистики соответствует понятие «массовая информация» [4, с. 28], которая в Федеральном Законе «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 (№ 2124/1) определяется как «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы» [5, с. 202].

Говоря об общих свойствах информации, которые имеют большое значение именно для журналистской деятельности, необходимо выделить ее, с одной стороны, непрерывность, с другой - дискретность, кроме того, целостное соединение в ней материального и социального аспектов действительности, включенность в коммуникацию, способность храниться, транслироваться и обрабатываться в различных знаковых (символических) системах, наличие носителя информации и др. Информация, предоставляемая в журналистских материалах, должна, в чем можно согласиться С.Н. Ильченко, обладать такими

свойствами, как достоверность, точность, краткость, своевременность, понятность, доступность, полнота, ценность [4, с. 3234].

Как неоднократно указывалось выше, информация сплавлена с коммуникацией, что свидетельствует о том, что важно не только содержание информации, но и наличие отправителя информационного сообщения и реципиента - его получателя. Иными словами, информация, по-нашему мнению, выступает одним из звеньев имеющего сложную структуру процесса коммуникации.

Коммуникация в самом общем смысле -это «процесс взаимодействия, предполагающий внутренне упорядоченное, организованное воздействие одной стороны на другую, и, соответственно, подверженность другой стороны этому воздействию и возможность ответной реакции» [6, с. 9], а также «смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия» [7, с. 497]. Коммуникативными называются действия, направленные именно на смысловое схватывание последних, а основное значение коммуникации состоит в обеспечении социальной целостности не утрачивающих при этом свою индивидуальность субъектов. Иными словами, коммуникация отнюдь не является только инструментом передачи информации. Массовая информация (с которой имеет дело журналистика) предстает как продуцирование и передача информации (сообщений) посредством различных технологий и технических средств - печатных, радио-, телевизионных, Интернета, предназначенных для неопределенно широкой аудитории.

Если рассматривать организацию самого элементарного коммуникативного акта, то в нем следует выделить, по крайней мере, следующие элементы: двух субъектов, владеющих нормами языка, предмет (событие, ситуацию), относительно которого ведется коммуникация, текст, выказывающий смысл этого предмета в языке, цели и мотивы, задающие тексту коммуникативную интенцию, наконец, сам процесс трансляции текстов. Однако трактовка, а, следовательно, строение коммуникации

может быть представлены и совершенно иначе, что связано с кардинальными изменениями в понимании последней, обнаруживающимися в исследованиях XX-XXI вв. Так, например, Л. Витгенштейн интерпретирует коммуникацию как «комплекс языковых игр, имеющих свои се-мантико-прагматические правила и свои принципиальные ограничения» [7, с. 497]. То есть, язык из инструмента коммуникации превращается в среду коммуникации, коммуникация обретает свое бытие в языковых структурах.

В связи с полисемантичностью коммуникации в науке имеется не только разнообразие интерпретаций и определений коммуникативного процесса, но и складывается немало концепций и моделей последнего. В круг основных философских и фундаментальных социологических представлений о нем входят теории коммуникации в диалогической, экзистенциальной, герменевтической и других направлениях философии (Ф. Розенцвейг, К. Ясперс, М. Бубер, Э. Левинас, С.Л. Франк, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, П. Рикёр, М.М. Бахтин и др.), социально-феноменологическое видение коммуникации А. Шюца, Т. Лукма-на, П. Бергера, системный аутопойетиче-ский подход Н. Лумана и др.

Например, в экзистенциальной коммуникации, согласно К. Ясперсу, обретает действительность самость Я, обоюдно создаются самости участвующих в коммуникации сторон. Это реализуется как «любящая борьба», сражение за абсолютно откровенную, «прозрачную» экзистенцию, за преодоление позиции всяческого возвышения или доминирования над другими, за признание бытия иной экзистенции, её самоценности, иными словами, «за обретение себя... через борющееся предание себя» [8, с. 69]. Именно в коммуникации осуществляются добро, верность, ответственность и философствование.

Согласно Н. Луману, коммуникация реализуется как трехзвенный процесс отбора, включающий отправление, получение и избирательность информации. При этом основополагающим моментом осуществления третьего звена отбора, как и действием, конституирующим коммуникацию

в целом, выступает различие информации

- «отбора из репертуара возможностей» [9, с. 197] и сообщения - отбора как «самоопределения ситуации с воспринятой двойной контингентностью» [9, с. 209]. Отбор предполагает «кодирование», в результате которого события, его прошедшие, функционируют в коммуникации как информация, а не прошедшие кодирование

- как шум, помехи. Цель коммуникации, согласно Луману, - смена состояния получателя информации, вызванная пониманием смысла. В соответствии с данной целью, коммуникация проявляет себя двояким образом - как ограничивающая (исключает энтропию), и как расширяющая возможности (задает вероятность образования противоположного смысла).

Среди других, не менее важных для понимания информационно-коммуникативной функции журналистики концепций и моделей - коммуникативные модели Г. Лассуэлла, К. Шеннона и У. Уивера (так называемые линейные модели коммуникации), интеракционный подход Т. Ньюком-ба и Г. Блумера, модель У. Шрамма (нелинейные модели), синтетический подход Р. Якобсона (вбирающий в себя преимущества линейной и нелинейной моделей), социологические модели Дж. и М. Райли, А.Н. Алексеева, М. Лауристин, социально-психологическая модель Ю.В. Воронцова, психологическая модель Г. Малецке, социальная модель М. де Флера, универсальная модель Е.П. Прохорова, онтологическая модель Е.В. Ахмадулина, модель телекоммуникации Э.Г. Багирова и др.

Не ставя задачи и не имея возможности в рамках данной работы хотя бы кратко проанализировать данные концепции и модели, скажем лишь, что понимание исследователями сути и структуры коммуникативного отношения со временем эволюционирует, становясь все более сложным и детализированным, ученым постепенно раскрывается богатая полифония сторон, связей, направленностей, взаимодействий, структурных, функциональных, системных, социологических, социально-психологических, онтологических и иных особенностей и характеристик коммуникации. И хотя ни одно определение и ни

одна модель не раскрывает исчерпывающим образом феномен коммуникации, практически в каждом из них мы находим весьма значимые для его раскрытия ракурсы и идеи.

Из числа данных ракурсов и идей выделим лишь продуктивное представление о системе массовой коммуникации как о поле взаимозависимостей всех элементов данной системы (Г. Малецке [10]), идею о влиянии на индивида крупных социальных структур (Дж. и М. Райли [11]), онтологический подход к пониманию системы журналистики (Е.В. Ахмадулин), рассмотрение массовой коммуникации как социальной системы, входящей, в свою очередь, в социальные системы культуры, политики, экономики и испытывающей влияние различных внешних по отношению к ней социокультурных факторов (М. де Флер [12]), позиционирование массовой коммуникации как осуществляющейся в контексте многообразных взаимозависимостей между различными социальными подсистемами, процессами, целями, задачами, факторами, с помощью соответствующих знаковых и технических средств (М. Лауристин, [13, с. 88-107],

ра как коммуникативного, социального посредника между общающимися (А.Н. Алексеев [14, с. 58-71]), подчеркивание таких особенностей, влияющих на процесс коммуникации, как механические и семантические помехи, социальные и личностные фильтры, коммуникативная обстановка (Ю.В. Воронцов [15, с. 22-35]), выявление групп существенных факторов, воздействующих на отношение коммуникатор/реципиент - структуры личности, структуры социальных отношений, структуры коммуникативных зависимостей (Э.Г. Багиров [15]) и другие.

Таким образом, диалектическая связь информации и коммуникации в функционировании журналистской деятельности фундирует основные социальные и культурные процессы, конституирует базовые аспекты институциональности журналистики. Информационно-коммуникативная функция показывает, тем самым, свой социально-антропологический генезис, обнаруживая исконную и постоянную потребность человека в общении и получении новых знаний для того, чтобы формировать себя, формировать общество, оценивать текущие ситуацию и риски, видеть перспективы, развиваться.

Е.П. Прохоров), понимание коммуникато-

Библиографический список

1. Винер Н. Кибернетика и общество. - М., 1958. - 200 с.

2. Семенков О.И. Информация / Новейший философский словарь. - Минск: Книжный дом, 2003. - С. 431-434.

3. Чередниченко И.В. Функции журналистики // Теория журналистики. - Краснодар: КубГУ, 2002. - 99 с.

4. Ильченко С.Н. Основы журналистской деятельности: учебник и практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2020. - 311 с.

5. Закон и средства массовой информации: сб. законодательных и нормативных материалов / авт.-сост.: В.И. Рохлин, А.Д. Баконин. - СПб.: Нева, 2004. - 570 c.

6. Основы теории коммуникации: учебник и практикум для вузов / Т.Д. Венедиктова [и др.]; под ред. Т.Д. Венедиктовой, Д.Б. Гудкова. - М.: Юрайт, 2020. - 193 с.

7. Бабайцев А.Ю. Коммуникация / Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом, 2003. - С. 497-498.

8. Ясперс, К. Философия. Кн. 2: Просветление экзистенции / К. Ясперс; пер. с нем. А.К. Судакова. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2012. - 448 с.

9. Луман Н. Социальные системы: очерк общей теории теории / Пер. с нем. И. Д. Газиева. - СПб.: Наука, 2007. - 648 c.

10. Maletzke G. Psichologie der Massen Kommunikation. - Hamburg, 1963.

11. Райли младший Дж, Райли М. Массовая коммуникация и социальная система // Социология сегодня: проблемы и перспективы. - М., 1965. - С. 613-662.

12. Fleur M., de, Ball Rokeach S. Teories of Mass Communication. - N.Y.; L., 1982.

13. Лауристин М. некоторые проблемы управления потоком массовой информации // Предмет семиотики. Некоторые теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовых коммуникаций. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - С. 88-107.

14. Алексеев А.Н. Опыт построения социологической модели массовой коммуникации // Семиотика средств массовой коммуникации. Ч. 1. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. -С. 58-71.

15. Воронцов Ю.В. К вопросу о структуре коммуникационного потока // Предмет семиотики. Теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовой коммуникации. Материалы науч. симпозиума. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - С. 22-35.

16. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. - М.: Искусство, 1978. - 151 с.

INFORMATION AND COMMUNICATION FUNCTION OF JOURNALISM AND ITS

SOCIAL-FORMING POTENTIAL

Zh.V. Latysheva, Doctor of Philosophy, Associate Professor Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs (Russia, Vladimir)

Abstract. The purpose of this work is to identify the possibilities of the information and communication function ofjournalism in terms of the creation and improvement of society. The concepts of information and communication are studied from the point of view of philosophical, sociological, theoretical-journalistic and other approaches, the dialectical connection of information and communication in journalism is revealed. It is concluded that the information and communication function reveals its socio-anthropological genesis, acting as one of the foundations of socio-cultural processes and formalizing the institutional status of journalism.

Keywords: information, communication, information and communication function of journalism, social institutions, society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.