Научная статья на тему 'Генезис коммуникативной функции спортивной журналистики (на примере России и Великобритании)'

Генезис коммуникативной функции спортивной журналистики (на примере России и Великобритании) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1068
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛИСТ / КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / SPORTS JOURNALISM / SPORTS JOURNALIST / COMMUNICATIVE FUNCTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шарков Феликс Изосимович

Термин «спортивная журналистика», так же как и другие виды журнали-стики (деловая журналистика, политическая журналистика, военная журналистика), являясь ответвлением журналистики, сохраняет базовые основы, данные в опре-делении журналистики, добавляя содержание, характерное данному видовому от-ветвлению. Спортивная журналистика при широком рассмотрении включает в себя теоретико-методологический анализ состояния общественных процессов, касающих-ся каким-либо образом физической культуры и спорта. Она едва ли может рассма-тривать (освещать, анализировать) вопросы спорта в отрыве от физической культуры. Представляется теоретически обоснованным рассматривать спортивную журналисти-ку не только как инструмент описания и анализа спортивной жизни какого-либо объ-екта. Спортивная журналистика призвана не просто отражать спортивные события, и даже не ограничиваться анализом спорта, как неотъемлемого элемента любой органи-зации, пусть даже социетального уровня. Выполнение журналистских функций в спор-тивной журналистике включает и отображение событий социальной жизни вокруг спор-та и сопутствующего ему направления физической культуры. Коммуникативная функ-ция спортивного журналиста актуализацию спортивной информации посредством ак-тивизации коммуникаций между источником информации и реципиентом через кана-лы массовой коммуникации и информации. Спортивная тематика является неотъем-лемым элементом многих информационных сообщений различных медиа. Она охваты-вает и отражение культурного, политического, идеологического, коммуникативного и прочего значения спорта. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что спорт является чрезвычайно ёмким и полифункциональным явлением. Поэтому современ-ная спортивная журналистика, олицетворяя политические, социокультурные и этиче-ские теории, должна опираться на стили мышления, эстетические идеалы и ценности. В последние годы значение спорта в России резко возросло. Это связано, прежде всего, с проведением в России Олимпиады и чемпионата мира по футболу. Спорт стал активнее влиять на общественные процессы, он укрепляется в сознании людей в качестве престижной и привлекательной категории. Соответственно, активнее ста-ла развиваться спортивная журналистика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Genesis of the Communicative Function of Sports Journalism (on the example of Russia and the United Kingdom)

The term “sports journalism”, as well as other types of journalism (business journalism, political journalism, military journalism), being an offshoot of journalism, retains the basic foundations given in the definition of journalism, adding content characteristic of this species branch. Sports journalism in broad consideration includes theoretical and methodological analysis of the state of social processes relating in any way to physical culture and sports. It can hardly consider (cover, analyze) the issues of sport in isolation from physical culture. It seems theoretically reasonable to consider sports journalism not only as a tool for describing and analyzing the sports life of an object. Sports journalism is designed not just to reflect sports events, and not even limited to the analysis of sports as an integral element of any organization, even at the social level. The performance of journalistic functions in sports journalism includes the display of social life events around the sport and the accompanying direction of physical culture. The communicative function of a sports journalist consists in actualization of sports information by enhancing communication between the source of information and the recipient through the channels of mass communication and information. Sports topics are an integral element of many informational messages of various media. It covers and reflects cultural, political, ideological, communicative and other meanings of sport. Today, no one doubts the fact that sport is an extremely capacious and multifunctional phenomenon. Therefore, modern sports journalism, embodying political, socio-cultural and ethical theories, should be based on thinking styles, aesthetic ideals and values. In recent years, the importance of sport in Russia has increased dramatically. This is primarily due to the holding of the Olympics and the FIFA World Cup in Russia. Sport has become an active influence on social processes, it is strengthened in the minds of people as a prestigious and attractive category. Accordingly, sports journalism has begun to progress.

Текст научной работы на тему «Генезис коммуникативной функции спортивной журналистики (на примере России и Великобритании)»

■ ■ ■ Генезис коммуникативной функции спортивной журналистики (на примере России и Великобритании)

Шарков Ф.И.

Кафедра социологии МГИМО (У) МИД РФ, Москва, Российская Федерация.

Аннотация. Термин «спортивная журналистика», так же как и другие виды журналистики (деловая журналистика, политическая журналистика, военная журналистика), являясь ответвлением журналистики, сохраняет базовые основы, данные в определении журналистики, добавляя содержание, характерное данному видовому ответвлению. Спортивная журналистика при широком рассмотрении включает в себя теоретико-методологический анализ состояния общественных процессов, касающихся каким-либо образом физической культуры и спорта. Она едва ли может рассматривать (освещать, анализировать) вопросы спорта в отрыве от физической культуры.

Представляется теоретически обоснованным рассматривать спортивную журналистику не только как инструмент описания и анализа спортивной жизни какого-либо объекта. Спортивная журналистика призвана не просто отражать спортивные события, и даже не ограничиваться анализом спорта, как неотъемлемого элемента любой организации, пусть даже социетального уровня. Выполнение журналистских функций в спортивной журналистике включает и отображение событий социальной жизни вокруг спорта и сопутствующего ему направления физической культуры. Коммуникативная функция спортивного журналиста актуализацию спортивной информации посредством активизации коммуникаций между источником информации и реципиентом через каналы массовой коммуникации и информации. Спортивная тематика является неотъемлемым элементом многих информационных сообщений различных медиа. Она охватывает и отражение культурного, политического, идеологического, коммуникативного и прочего значения спорта. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что спорт является чрезвычайно ёмким и полифункциональным явлением. Поэтому современная спортивная журналистика, олицетворяя политические, социокультурные и этические теории, должна опираться на стили мышления, эстетические идеалы и ценности.

В последние годы значение спорта в России резко возросло. Это связано, прежде всего, с проведением в России Олимпиады и чемпионата мира по футболу. Спорт стал активнее влиять на общественные процессы, он укрепляется в сознании людей в качестве престижной и привлекательной категории. Соответственно, активнее стала развиваться спортивная журналистика.

Ключевые слова: спортивная журналистика, спортивный журналист, коммуникативная функция

Для цитирования: Шарков Ф.И. Генезис коммуникативной функции спортивной журналистики (на примере России и Великобритании) // Коммуникология. 2018. Том 6. № 5. С. 24-36. DOI 10.21453/2311-3065-2018-6-5-24-36.

Сведения об авторе: Феликс Изосимович Шарков, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии МГИМО Университет МИД России. Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 76. Е-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию: 04.10.2018. Принята к печати: 18.10.2017.

Теоретическая и практическая журналистика

Несмотря на то, что история развития журналистики включает тысячелетия, применительно к данному исследованию требуется уточнить само понятие журналистики. Определение понятия «спортивная журналистика» можно сделать отталкиваясь от устоявшихся дефиниций базового термина «журналистика». Практически во всех имеющихся определениях речь идет о практической журналистике. Обобщая данные многими авторами определение журналистики, автор руководствуются следующим базовым определением: «прикладная журналистика 1- это практическая деятельность по сбору, обработке и интерпретации определенных сведений о событиях, темах и тенденциях современной жизни и последующее представление их в конкретных формах и жанрах на определенных носителях в целях их распространения на массовую аудиторию». В каждом конкретном случае до потребителей доводится актуальная информация, представляющая интерес читателей, слушателей и зрителей. Теоретическая же журналистика, институционально входя в полисистему средств массовой информации, представляет некий общественно-коммуникативный механизм таких многофункциональных институтов общества как пресса, телевидение, радио, интернет и иных медиа. Если рассматривать журналистику с позиций интересов общества, то она является механизмом социальных коммуникаций.

В широком понимании журналистику можно рассматривать и как систему и как коммуникативный процесс. Если под журналистикой подразумевать не только процесс актуализации сведений посредством нанесения их на конкретный носитель, но и весь комплекс средств, используемых для этого, то журналистика предстает как компонент медиакоммуникаций. Совокупность используемых журналистами СМИ можно представить как подсистему глобальной медиасисте-мы, коммуникация в которой (медиакоммуникация) реализуется журналистикой. При таком расширительном рассмотрении отмеченного понятия журналистский процесс охватывает применение классически понимаемых средств актуализации информации для тех или иных категорий ее получателей, используя те или иные средства доставки сведений до них, включая конвергентные. В этом случае процесс сбора, обработки и представления информации целевой аудитории в любой иной форме представляется как журналистская деятельность, а не как сама журналистика в целом.

Функции спортивного журналиста

Основная функция спортивного журналиста (впрочем, как и любого другого журналиста) - обеспечить эффективную коммуникацию между спортивным событием (спортивным субъектом) и целевой аудиторией, представляющей в дан-

1 Лесли Томас Джон Арлотт, кавалер ордена Британской империи (25 февраля 1914 -14 декабря 1991 года) - английский журналист, автор и комментатор крикета для Би-би-си.

ном случае всех людей, интересующихся данным спортивным явлением и/или каким-либо спортсменом или спортивной организацией. Причем информация, передаваемая им реципиентом - прямо или опосредовано через медиа - должна, прежде всего,обладать достоверностью. Для этого они вынуждены изучать историю отображаемого спортивного процесса или явления, а не просто полагаться на информацию, полученную в спортивном штабе, организации, команде или от информационного агентства. Любые факты, предоставленные кем-либо, или полученные из каких-либо других источников, требуют уточнения. Особенно это касается непроверенных источников. Нельзя исключать и ситуации, когда тренеры, игроки или руководство спортивной организации скрывают объективные данные, не желая публикации, пусть даже очень объективной, по причине нежелательности оглашения информации о командах, игроках, тренерах, организациях, а также о процессе подготовки к спортивным состязаниям (тренировках, формировании команд, тактики игры и пр.).

Эффективные спортивные журналисты проводят длительное время, просматривая материалы в различных источниках, вычленяя самый актуальный и подходящий по тематике контент. Многие спортивные журналисты специализируются в одном аспекте своего ремесла, как репортер, спортивный писатель или обозреватель, и нередко соглашаются выступать в качестве приглашенного эксперта, чтобы появиться на спортивных радио или телевизионных программ [Климов; МакКуэйл; Мытлик; Силкин].

Мастерство спортивного журналиста

Многие из самых талантливых и уважаемых спортивных журналистов сами были спортсменами. Журналистское мастерство они осваивали позже, когда после завершения спортивной карьеры они начинали работать спортивными комментаторами на любительской или профессиональной основе. Так или иначе, им недостаточно было иметь профессиональные знания о спорте и интуиции. Выдающимися спортивными журналистами становились лишь те из них, которые овладевают знаниями, навыками и умениями журналистского творчества. Какой спортивный журналист лучше? Тот, который вначале получил профессию журналиста с профи-лизацией на спортивную журналистику, а потом стал углубляться в изучение теории и практики развития конкретного вида спорта. Или же больших успехов добивались те спортивные журналисты, которые приходили в спортивную журналистику из спорта. Едва ли можно дать однозначный ответ на поставленные вопросы. История спортивной журналистики имеет немало примеров, как первого, так и второго варианта успешной карьеры спортивных журналистов.

Спортивные журналисты сталкиваются с гораздо большими трудностями, чем большинство других журналистов, поскольку добывать спортивную информацию довольно сложно по разным причинам. Во-первых, спортивные события, как правило, происходят во в нерабочее время. Во-вторых, спортивные организаторы неохотно допускают к своим секретам журналистов. Тем не менее, они

должны использовать те же инструменты, что и журналисты политических, экономических или социально-культурных новостей, и придерживаться тех же профессиональных и этических стандартов. Они должны заботиться, чтобы не показать предвзятость по отношению к любому спортсмену и к любой спортивной команде. Спортивные журналисты, как правило, должны также собирать и использовать статистические данные, всесторонне характеризующие спортивные команды и отдельных спортсменов по интересующим видам спорта.

Любая, даже самая правдивая информация, в определенной ситуации может ранить, и даже погубить человека, вызвать всевозможные конфликты. Особенно это касается ситуаций, когда накаляется спортивное противоборство и разжигаются страсти. Чтобы избежать этого, с спортивные журналисты в своей работе должны непременно руководствоваться кодексом журналистской этики. В этическом аспекте важно учитывать возможные конфликты интересов, которые могут вызывать компрометирующее спортивное освещение [Риторические основы...]. К сожалению, такой подход довольно часто поддерживают ряд главных редакторов с целью повышения рейтингов своих изданий. Одним из источников возникновения конфликта интересов является ситуация, когда у медиа-средства и журналистской команды один и тот же хозяин. Спортивный журналист, даже зная, что он не должен преувеличивать, умалять или искажать факты, чтобы сделать их освещение более привлекательным для общественности, тем не менее, не редко поддается влиянию своего босса.

Коммуникативные функции и составляющие спортивной журналистики

Раскрывая коммуникативные функции спортивной журналистики нужно исходить из следующих обстоятельств. Спорт тесно связан с бизнесом. Результатом многих состязаний как для спортсменов, так и для организаторов спорта является получение доходов. Спорт непременно является эстетическим зрелищем, привлекающим огромные массы людей как в качестве болельщиков, так и просто наслаждающимся самим зрелищем. Привлекающим фактором является то, что большинство видов спорта демонстрируют красоту тела, движений и духа.

Исходя из этого можно сделать вывод об основных функциях спортивной медиакоммуникации, которые выполняет она обществе [Вартанова; Данилова: 530]. Так или иначе, все описываемые здесь функции несут в себе коммуникативную составляющую. Информационная функция «является базовой и наиболее общей, поскольку характерна для журналистики в целом. Её суть состоит в донесении событий мира спорта до потребителей спортивной информации, что позволяет, в свою очередь, поддерживать состязательную компоненту» [Данилова: 528]. Естественно, для реализации информационной функции собранную журналистом информацию следует передать в тот или иной коммуникативный канал. Соответственно информационная функции превращается в информационно-коммуникационную.

Рекламная функция журналистики является разновидностью коммуникационной функции, реализуемой с помощью системы рекламных коммуникаций. Он

появляется по причине появления спортивной индустрии. «Чем больше освещается то или иное событие в спортивной сфере, тем большая экономическая отдача ожидается от него - так, ещё задолго до начала крупных соревнований (например, Олимпийских игр) средства массовой информации публикуют материалы о подготовке к ним» [Данилова: 529].

Пропагандистская и агитационная функции по сути реализуются посредством установления и поддержания связей с целевой спортивной аудиторией и распространяя прямо или опосредовано информацию, несущую агитационную нагрузку в целевую аудиторию. Эти две функции являются взаимно обуславливающими. Пропагандистская функция, нацеливаясь на распространение знаний о спорте, стала в современном мире зачастую посредством спорта стала противопоставляет одну идеологию другой, то агитационная функция нацелена на пробуждение интереса к спорту и физической культуре как таковой. С этими двумя функциями сопряжена функция выражения и формирования общественного мнения, направленная на поддержание интереса к спорту и создание определенного имиджа (в том числе конкретного вида спорта или спортсмена).

Воспитательная и просветительско-образовательная функции акцентированы на спорте как на ценности. Они отвечают на вопросы «Почему надо заниматься спортом?» и «Как надо заниматься спортом?». «Эстетическая и гедонистическая функции базируются на потребности человека в созерцании прекрасного, а в контексте самих спортсменов - на любовании красивыми, здоровыми людьми с гармонично развитым телом» [см. Данилова: 529].

Организационная и управленческая функции спортивной журналистики вытекает из того обстоятельства, что подготовка и проведение спортивных мероприятий требует приложения организационно-управленческих усилий. Собственно управленческая функция заключается в «непосредственном влиянии на саму аудиторию, потребляющую информацию, и в постоянном воздействии на социальные институты спорта» [Шустер: 24]. В петербургских ученых К.А. Алексеева и С.Н. Ильченко «Спортивная журналистика» представлен полный обзор исследовательских подходов к данным функциям.

П. Воронков работе «Спортивная пресса как тип» описывает также так называемую функцию эмоциональной мены спортивной журналистике, которая по его описанию представляет собой развлекательную функцию. «Прочтение спортивной газеты, просмотр спортивной телепередачи, прослушивание спортивной радиопрограммы приносит не только эмоциональную разрядку и избавление от отрицательных эмоций, накопившихся за день» [Воронков]. В его работе также упоминается мировоззренческая функция. Впрочем, подметим, что все названные функции спортивной журналистики так и иначе относятся к подавляющему числу других отраслей журналистики лишь с той разницей, что при этом обозначается соответствующая предметная сфера. Причем все перечисленные функции реализуются путем «включения в действие» коммуникативного механизма между источником информации и реципиентом.

Сострзашр въ ключк» («хоккей») на переходяшлй кУбокъ с.'Петербургского общества хоццеистовъ. 24 Феврале въ Юс^повомъ сад\) въ С ■ Петербург^.

Со спинка фотографе журнала „Оговекь*.

Общая группа хоккенстовъ.

Рис. 1. Соревнования по хоккею на льду в Санкт-Петербурге Даже женский футбол стал «приживаться» на заснеженных площадках.

Рис. 2. Женский футбол на заснеженной спортивной площадке

Все виды спортивных мероприятий сами в своей сути являются коммуникаций. Особенности реализации коммуникативной функции обусловлены видом спорта, который, в свою очередь, исторически формировался с древних вре-

мен у разных народов по-разному, исходя из климатических, этнических и других условий [Pegg, Weiss]. Так в России, вполне естественно во многих регионах люди устраивали естественные катки в замерзших водоемах. Привлекательность хоккея на льду для россиян поэтому вполне понятна.

Зарождение спортивной журналистики в Великобритании

Из европейских стран спортивная журналистика, начиная с 19-го века широко развивалась в Великобритании. Изучение истории спортивной журналистики в этой стране позволяет глубже раскрыть коммуникативные функции спортивной журналистики. Причем в Великобритании активно продвигали спорт не только журналисты, но и известные писатели, что повышало эффективность коммуникации между субъектами спорта и целевой аудиторией, особенно с болельщиками.

В Англии, в начале 19-го века широко распространился крикет, чем-то похожий на бейсбол в Соединенных Штатах. Крикет занимал достойное место обществе и именно поэтому привлекал самых известных писателей и журналистов. Ежедневная газета Великобритании, основанная в Манчестере в 1821 году под названием «The Manchester Guardian» в первой половине 20-го века, наняла Невилла Кардуса в качестве крикетного корреспондента, а также своего музыкального критика. Позже Кардус был посвящен в рыцари «За заслуги перед журналистикой». Один из его преемников, Джон Арлотт1 стал фаворитом во всем мире из-за его спортивные радио комментарии для BBC. Он также был известен знаток поэтической фразеологии, которую успешно применял в крикет-комментариях.

С позиции освещения традиций спортивных репортажей в Англии интерес вызывают Первые лондонские Олимпийские игры 1908 года, которые вызвали такой широкий общественный интерес. Многие газеты пригласили на это мероприятие своих самых известных писателей и журналистов. В «Daily Mail»2 даже был приглашен сэр Артур Конан Дойл для того чтобы описать финиш первого 26-мильного марафона на 385 ярдов на стадионе «Белый город». Какова же была драма этой гонки, в которой Дорандо Пьетри3 рухнул у самой финишной черты, после чего Конан Дойл возглавил общественную кампанию по его поддержке. Галантный итальянец был дисквалифицирован и лишен золотой медали. Благодаря общественной поддержке, организованной Артуром Конан Дойлем через

1 Лесли Томас Джон Арлотт, кавалер ордена Британской империи (25 февраля 1914 -14 декабря 1991 года) - английский журналист, автор и комментатор крикета для Би-би-си.

2 Daily Mail - массовая английская ежедневная газета. Выходит с 1896 года. Вторая после The Sun по величине тиража ежедневная газета в Великобритании. В конце 2013 года субботние выпуски Daily Mail обогнали по тиражам субботние выпуски The Sun.

3 Дорандо Пьетри (1885-1942) - итальянский легкоатлет, участник двух Олимпийских игр, известный своей драматической победой и последующей дисквалификацией на олимпийском марафоне 1908 года. Вторым пришёл американец Джон Хейс, тоже показавший хороший результат. Американцы оспорили победу Пьетри, мотивируя тем, что тому помогали судьи, показав направление бега выбившемуся из сил Дорандо Пьетри . Так итальянец был дисквалифицирован. Английская королева Александра,

подписку Дорандо Пьетри был награжден специальным серебряным кубком, который был представлен Королевой Александрой. И общественное мнение было настолько хорошо подхвачено событием, что ежегодные гонки в Бостоне, Массачусетс и Лондоне, а также на будущих Олимпийских играх, были отныне проведены на точно такой же, 26-мильной, 385-ярдовой дистанции, и такая дистанция сохраняется во всем мире по сей день.

Трансформации традиций освещения спортивной проблематики

Традиция освещения спортивных репортажей лучшими писателями и журналистами продолжается и по отношению к таким видам спорта, как футбол, крикет, легкая атлетика и регби, которые были похожими на то, какими мы представляем сегодня эти игры.

Лондонские гонки, называемые Политехнический марафон2 изначально проходили по трассе от пределов королевской резиденции Виндзорского замка до белого города. Выходившая под эгидой спортивной жизни ежедневная газета стремилась охватить все спортивные события не только путем трансляции хода, но и анонсами и аналитическими обозрениями.

Некоторые газеты, такие как «The Sunday Times»3, с олимпийским чемпионом 1924 года Гарольдом Абрахамсом4 или Лондонскими «вечерними новостями»,

восхищённая и поражённая силой воли Пьетри, приказала изготовить для мужественного спортсмена точно такой же кубок, как и у победителя, только из позолоченного серебра. Этот кубок был вручён спортсмену на церемонии награждения победителей и сейчас хранится в гостинице, владельцем которой был Дорандо.

2 До VMLM главным марафоном в Лондоне считался Политехнический, или «Поли», названный так в честь спортивной команды Уэстминстерского университета «Политехник Харриерс»; «Поли» проводился с 1909 года и считался старейшим в Европе. В 1981 году олимпийский призер Крис Брашер организовал нынешний Лондонский марафон. С 1996 года в столице Великобритании стал проводиться только Большой Марафон.

3 «Санди таймс» (англ. The Sunday Times, переводится как «Воскресное время») -воскресная широкоформатная газета, выходит в Соединённом Королевстве. «Санди таймс» издается «Times Newspapers Ltd», дочерней компанией «News International», которой, в свою очередь, владеет News Corporation. «Times Newspapers» также владеет The Times, однако обе эти газеты были основаны независимо друг от друга и стали принадлежать одному владельцу только в 1966 году. «News International» Руперта Мёрдока приобрела обе газеты в 1981 году. Каждый год «Санди таймс» публикует «Список богатых».

4 Летом 1924 года, на Олимпийских играх в Париже британский бегун Гарольд Абрахамс завоевал золотую медаль в беге на 100 метров. Биографии Абрахамса и его товарищей по команде легли в основу сценария британского оскароносного фильма 1981 года «Огненные колесницы», главную роль в котором исполнил Бен Кросс. Гарольд Морис Абрахамс родился в 1899 году в британском Бедфорде. Его отец Айзек, банкир, эмигрировал в Англию из принадлежавшей Российской империи части Польши, а мать Эстер была уроженкой Уэльса. Два брата Гарольда также вписали свои имена в историю британского спорта: сэр Сидни Абрахамс был известным прыгуном в длину, а сэр Адольф Абрахамс, врач, стал одним из основоположников спортивной медицины.

используя бывшего капитана сборной Англии по крикету сэра Леонарда Хат-тона1 в целях укрепления репутации спортивной журналистики реализовывали политику найма бывших спортивных звезд в спортивную журналистику [http:// www.sportsjournalists.co.uk/blog/?p=403].

После Второй Мировой Войны спортивные новости британских национальных ежедневных и воскресных газет продолжали расширяться до такой степени, что многие газеты вынуждены были создавать отдельные спортивные разделы, дополнительные спортивные страницы, посвященным исключительно футбольным отчетам предыдущего дня.

Спортивное письмо в Великобритании привлекло некоторых из известных спортсменов и лучших журналистских талантов. Дейли Миррор2 с Питер Уил-сон3, Хью Макилванни4, работавший в начале в «Обсервер», а в последнее время - в «Санди Таймс», футбольный писатель Брайан Гланвиль5.

1 Лен (Леонард) Хаттон (англ. Len (Leonard) Hutton) (23 июня 1916 - 6 сентября 1990) - английский крикетист. Был капитаном сборной Англии в 23 матчах (1952-1956 гг.) и первым капитаном профессиональной сборной. В 1938 году на стадионе «Овал» в матче против Австралиизаработал 364 очка, что на тот момент было мировым рекордом. Рекорд продержался 20 лет, в 1958 году он был побит Гарри Соуберсом. В 1956 году получил титул рыцаря за заслуги в области спорта.

2 Daily Mirror - британский таблоид, основанный в 1903 году. Тираж газеты по состоянию на июнь 2011 года составляет 1.170.541 экземпляров. Начиная с выборов 1945 года, газета последовательно поддерживает Лейбористскую партию. Основана в 1903 году Альфредом Хармсворсом. Изначально газета задумывалась как периодическое издание специально для женской аудитории.

3 В 2011 года на чемпионате Европе в Белграде Питер Уилсон стал серебряным призёром в командном зачёте, а в личном дубль-трапе стал четвёртым. Выиграв в начале 2012 года этап мирового кубка в Чили он квалифицировался на домашнюю Олимпиаду. В соревнованиях Уилсон уверенно захватил лидерство уже после квалификации, поразив 143 из 150 мишеней. В финале он набрал 45 очков, ни разу не утратив единоличное лидерство. Золото Уилсона стало единственной наградой хозяев в стрелковом спорте на Играх в Лондоне и первым золотом в стрелковом спорте на Олимпийских играх с 2000 года.

4 Hugh Mcllvanney (родился 2 февраля 1934 года) - титулованный шотландский спортивный журналист, который долгое время играл в британских воскресных газетах наблюдателя (30 лет до 1993 года) и спустя 23 года с «Санди Таймс» (1993-2016). После почти 6 десятилетий в профессии, он вышел в отставку в марте 2016 года в возрасте 82. В 1996 году, Mcllvanney был награжден орденом Британской империи, в 2004 году награжден пожизненной премией. Является единственным спортивным журналистом, избранным «Журналистом года». В 2005 году он удостоен быть размещенным в Зале славы.

5 Брайан Лестер Гланвиль (родился 24 сентября 1931 года) - английский футбольный писатель и прозаик. в качестве журналиста он провел почти 30 лет в качестве футбольного корреспондента «Санди Таймс». Он сотрудничает и «Спортс Иллюстрейтед». Выдающийся американский деятель футбола, писатель Павел Циммерман назвал его «величайшим футбольным писателем всех времен».

Некоторые писатели из Великобритании (например, Уильям Макилванни1) и журналисты, к примеру - Ян Вулдридж2), в возрасте 75 лет продолжали наслаждаться спортивными успехами, часто работали на телевидении. За время своей карьеры Вулдридж стал настолько известным, что, как и звезды спорта, о которых он сообщал, он нанял услуги IMG, агентства, основанного американским бизнесменом Марком Маккормаком, чтобы управлять его делами.

Заключение

Основная цель спортивного журналиста - информировать публику и представлять ей как можно больше интересных деталей в функционировании физической культуры и спорта. Любой спортивный контент не должен быть только развлекательным, беззаботно выполняющую сугубо конфронтационную или журналиско-расследовательскую функцию. Такой подход может в последующем сформировать нежелание спортивных деятелей давать интервью таким журналистам [Lischka, Messerli]. Конечно же, в мировой практике встречались и журналисты, получившие известность благодаря именно таким приемам. Например, Джим Грей, чьи агрессивные вопросы стали его фирменной маркой. В 2010 году он поспорил с капитаном Кубка американского Райдера Кори Пави-ным, который обвинил журналиста в неправильном цитировании. Грей лишь ответил, что полностью поддерживает его историю.

Многие из самых талантливых и уважаемых спортивных журналистов сами были спортсменами. Журналистское мастерство они осваивали позже, когда после завершения спортивной карьеры они начинали работать спортивными комментаторами на любительской или профессиональной основе. Так или иначе, им недостаточно было иметь профессиональные знания о спорте и интуиции. Выдающимися спортивными журналистами становились лишь те из них, которые овладевают знаниями, навыками и умениями журналистского творчества. Какой спортивный журналист лучше? Тот, который вначале получил профессию журналиста с профилизацией на спортивную журналистику, а потом стал углубляться в изучение теории и практики развития конкретного вида спорта. Или же больших успехов добивались те спортивные журналисты, которые приходили в спортивную журналистику из спорта. Едва ли можно дать однозначный от-

1 Уильям МеИуаппеу (25 ноября 1936 года - 5 декабря 2015 года) - шотландский романист, новеллист и поэт МеНуаппеу писал регулярно для различных газет, писатель и ведущий «Би-би-си Шотландия». В кругу спортивных журналистов он получил известность по работе, написанной в 1986 году «Футбол всего лишь игра?».

2 Ян Эдмунд Вулдридж (14 января 1932 года - 4 марта 2007 года) был британским спортивным журналистом. В начале он был крикет-корреспондентом, с 1972 писал статьи еженедельную колонку, которая распространилась на другие виды спорта. В мае 2006 года он выиграл премию лондонского пресс-клуба Эдгара Уоллеса за выдающиеся публикации. Председатель пресс-клуба Дональд Трелфорд описал Вулдриджа как «больше, чем просто спортивный писатель, он журналист самого высокого уровня и мастер письменного слова».

вет на поставленные вопросы. История спортивной журналистики имеет немало примеров как первого, так и второго варианта успешной карьеры спортивных журналистов.

Источники

Вартанова Е. (2011). Диалоги о журналистике / Е. Вартанова, Н. Ажгихина. М.: Фак. журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

ВиноградскийВ.С. (2009). Жанровые границы и стилистические возможности портретного очерка. Метод анализа: спецсеминар / В. С. Виноградский, Н. В. Куницына. М.: Фак. журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Воронков П. (2006). Спортивная пресса как тип / П. Воронков // Самиздат..

Данилова М.Н. Спорт как медиакоммуникационный феномен / М.Н. Данилова // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 3. С. 519-538.

Журналистика в 2015 году. Информационный потенциал общества и ресурсы медиаси-стемы: материалы Междунар. науч.практ. конф. / под ред. Е. Л. Вартановой, Я. Н. Засурско-го. М.: МедиаМир: Фак. журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016.

Климов М.Ю. (2006). Семиотическая система спорта как феномен культуры. Барнаул.

МакКуэйлД. (2013). Журналистика и общество: учеб. пособие: пер. с англ. / Д. МакКуэйл. М.: МедиаМир: Фак. журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Мытлик Э. (1978). Накануне Олимпийских игр 1980 г в Москве. Таллин: Общество «Знание» ЭССР.

Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: учеб. пособие (2006) / отв. ред. З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Савова, О.А. Сальникова. М.: Флинта.

Силкин В.В. (2015). Журналистика в информационно-коммуникативном пространстве: новые горизонты в подготовке журналистов / В.В. Силкин // Коммуникология. Том 3. № 2. 2015. C. 97-107.

Шустер О. С. (1998). Средства массовой информации и спорт / О. С. Шустер. СПб.: Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта.

Pegg D. (2017). 25 Most Intense Sports of the Ancient World [access mode]: https://list25. com/25-most-intense-sports-of-the-ancient-world/2/ Updated on April 20.

Lischka J., Messerli M. (2015). Examining the benefits of audience integration: Does sharing of or commenting on online news enhance the loyalty of online readers? // Digital Journalism, doi: 10.1080/21670811.2015.1068128.

Silverstone R. (2007). Media and morality: On the rise of Mediapolis. CAMBRIDGE: Polity.

Weiss P. (1969). Sport: A Philosophical Enquiry. Southern Illinois University Press.

■ ■ ■ The Genesis of the Communicative Function of Sports Journalism (on the example of Russia and the United Kingdom)

Felix I. Sharkov

Moscow State Institute of International Relations (MGIMO), Moscow, Russia .

Abstract. The term "sports journalism", as well as other types of journalism (business journalism, political journalism, military journalism), being an offshoot of journalism, retains the basic foundations given in the definition of journalism, adding content characteristic of this species branch. Sports journalism in broad consideration includes theoretical and

methodological analysis of the state of social processes relating in any way to physical culture and sports. It can hardly consider (cover, analyze) the issues of sport in isolation from physical culture.

It seems theoretically reasonable to consider sports journalism not only as a tool for describing and analyzing the sports life of an object. Sports journalism is designed not just to reflect sports events, and not even limited to the analysis of sports as an integral element of any organization, even at the social level. The performance of journalistic functions in sports journalism includes the display of social life events around the sport and the accompanying direction of physical culture. The communicative function of a sports journalist consists in actualization of sports information by enhancing communication between the source of information and the recipient through the channels of mass communication and information. Sports topics are an integral element of many informational messages of various media. It covers and reflects cultural, political, ideological, communicative and other meanings of sport. Today, no one doubts the fact that sport is an extremely capacious and multifunctional phenomenon. Therefore, modern sports journalism, embodying political, socio-cultural and ethical theories, should be based on thinking styles, aesthetic ideals and values.

In recent years, the importance of sport in Russia has increased dramatically. This is primarily due to the holding of the Olympics and the FIFA World Cup in Russia. Sport has become an active influence on social processes, it is strengthened in the minds of people as a prestigious and attractive category. Accordingly, sports journalism has begun to progress.

Keywords: sports journalism, sports journalist, communicative function

For citation: Sharkov F.I. The genesis of the communicative function of sports journalism (on the example of Russia and the UK). Communicology (Russia). 2018. Vol. 6. No.5. P. 24-36. DOI 10.21453 / 2311-3065-2018-6-5-24-36.

Inf. about the author: Felix Izosimovich Sharkov, Dr.Sc. (Soc.), professor at the department of sociology, MGIMO. Address: 119571, Russia, Moscow, Vernadsky av., 76. E-mail: [email protected].

Received: 04.10.2018. Accepted: 18.10.2017.

References

Danilova M.N. Sports as a media communication phenomenon (2018) / Ed. M.N. Danilova. Issues of theory and practice of journalism. Vol. 7. No. 3. P. 519-538 (In Rus.).

Journalism in 2015. The information potential of the society and the resources of the media system: proceedings of the international scientific conf. (2016) / Ed. by E.L. Vartanova, YN. Zasursky. Moscow: Mediamir, MSU Faculty of journalism (In Rus.).

Klimov M. (2006). The semiotic system of sport as a phenomenon of culture. Barnaul (In Rus.). Lischka J., Messerli M. (2015). Examining the benefits of audience integration: Does sharing of or commenting on online news enhance the loyalty of online readers? Digital Journalism, doi: 10.1080/21670811.2015.1068128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Matlick E. (1978). On the eve of the 1980 Olympic games in Moscow. Tallinn: Knowledge (In Rus.). McQuail D. (2013). Journalism and society: studies. allowance: TRANS. with English Moscow: Mediamir, MSU Faculty of journalism (In Rus.).

Pegg D. (2017). 25 Most Intense Sports of the Ancient World [access mode]: https://list25. com/25-most-intense-sports-of-the-ancient-world/2/ Updated on April 20.

Rhetorical foundations of journalism. Work on the genres of the newspaper: manual (2006) / Ed. by Z.S. Smelkov, L.V. Ahasuerus, R.M. Savov, O.A. Salnikov. M.: Flinta (In Rus.).

Schuster O.S. (1998). Media and sports. SPb.: GAFC (In Rus.).

Silkin V.V. (2015). Journalism in the information and communication space: new horizons in the training of journalists / V.V. Silkin. Communicology. Vol. 3. No. 2. P. 97-107.

Silverstone R. (2007). Media and morality: On the rise of Mediapolis. CAMBRIDGE: Polity.

Vartanova E. (2011). Conversations about journalism / E. Vartanova, N. Azhgikhina. M.: MSU Faculty of journalism (In Rus.).

Vinogradsky V.S. (2009). Genre boundaries and stylistic possibilities of portrait essay. Analysis method: workshop / S.V. Vinogradsky, N.V. Kunitsyn. M.: MSU Faculty of journalism (In Rus.).

Voronkov P. (2006). Sports press as a type // Samizdat (In Rus.).

Weiss P. (1969). Sport: A Philosophical Enquiry. Southern Illinois University Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.