Научная статья на тему 'Язык экранной культуры в пространстве функционально-типологических групп жанров современной тележурналистики'

Язык экранной культуры в пространстве функционально-типологических групп жанров современной тележурналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
114
20
Поделиться
Ключевые слова
ЯЗЫК ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ / ЖАНРЫ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ГУМАНИЗАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК / КРИТИЦИЗМ МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хилько Николай Федорович

В статье устанавливаются особенности проявлений языка экранной культуры на основании контент-анализа российских телевизионных каналов в контексте различных функционально-типологических групп жанров современной тележурналистики. Новизна полученных результатов – в их направленности на гуманизацию социума, доминирование позитивных тенденций, создающих существенный перевес в общем информационном потоке, способствующем формированию критически мыслящего зрителя.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Хилько Николай Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Язык экранной культуры в пространстве функционально-типологических групп жанров современной тележурналистики»

УДК 379.823

Н.Ф. Хилько

Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского

ЯЗЫК ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП ЖАНРОВ СОВРЕМЕННОЙ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ

В статье устанавливаются особенности проявлений языка экранной культуры на основании контент-анализа российских телевизионных каналов в контексте различных функционально -типологических групп жанров современной тележурналистики. Новизна полученных результатов - в их направленности на гуманизацию социума, доминирование позитивных тенденций, создающих существенный перевес в общем информационном потоке, способствующем формированию критически мыслящего зрителя.

Ключевые слова: язык экранной культуры, жанры тележурналистики, социальная гуманизация, функционально-типологические группы, тенденции развития, информационный поток, критицизм мышления.

Роль экранной культуры в современной социокультурной ситуации характеризуется следующим. Налицо всеобщая вовлеченность телевидения в «очерчиваемый им самим социокультурный ареал». Однако существовавшее в 60-70-е гг. «единство информационно-художественного повествования разрушилось» и сменилось мозаичностью информационно-культурных тезаурусов, в которых главное - минимизация законченной формы [1, с. 24].

Рассмотрение функциональной типологии, направленности и языка экранной культуры как открытой системы в пространстве современных российских и зарубежных телеканалов показывает многообразие выразительных средств и стремление их к постоянному расширению. Анализ всех 66 каналов с точки зрения их функционально-содержательной направленности позволил выделить функционально-типологические группы, базируясь на положении Н.Б. Кирилловой о том, что с помощью языка телевидения осуществляется материализация смыслов, которая может рассматриваться как формообразующая или деструктивная в зависимости от полярности функций [2, с. 314].

В связи с этим рассмотрим совокупность преобладающих позитивных, отрицательных и проблемных функций современного телевидения.

В телевизионном пространстве важная роль принадлежит интертексту, которому свойственна двойственность знака, обусловливающего многомерность дискурсов и детерминирующего мыслительную структуру индивида, а также определяющего языковое сознание, что создает возможность саморефлексии («объяснение себя миру») [2, с. 332] .

Все вышеизложенное дает объяснение тому, почему рейтинг функциональной значимости телеканалов предполагает значительную эволюцию и развитие форм экранного языка. Первое место в ранговой таблице представлено тремя функциональными группами, которые обеспечены самым большим количеством - десятью каналами культурно-образовательной, утилитарной и развлекательно-юмористической направленности. Такая пропорция показывает, с одной стороны, большие расширяющиеся функциональные возможности просмотра передач по культуре и творческим видам образования, но, с другой стороны, преобладание утилитарности и развлекательности, приоритет которых все еще непреодолим.

Позитивной тенденцией в эфирном пространстве является наличие восьми телеканалов, имеющих в некотором роде воспитательную направленность (второе место в ранговой таблице). Важное валеологическое значение имеет третье место в таблиц рангов, которое занято шестью спортивными телеканалами. Общероссийские, региональные и образовательные телеканалы ( четвертое место ранговой таблицы) - явление конструктивного развития

отечественного и глобального телевещания, расширяющее возможности насыщения медиа-пространства гуманистическими ценностями. Научно-популярные, межгосударственные и культурно-досуговые телеканалы, занимающие пятое место ранговой шкалы, также в определенной степени способны развивать не только массовую, но и высокую культуру. Немного «отстают» от них каналы путешественников и любителей природы, создающие прекрасные возможности для культурно-экологического развития и воспитания. Наконец, приходится с глубоким сожалением констатировать, что национально ориентированные каналы находится в самом конце - на седьмом месте ранговой таблицы.

Учитывая тот факт, что взаимосвязь телевизионной информации с ее семиотической составляющей обусловлена, по мнению А.С. Кармина, создаваемыми людьми знаковыми средствами, следует полагать, что ее зрительское содержание впрямую определяется характером языковых средств.

Исходной посылкой в функциональном анализе отечественного телевизионного пространства является мысль К.Э. Разлогова о том, что «кинематограф отличают по-прежнему от телевидения разные формы функционирования произведения и разные условия их восприятия» [3, с. 228]. Телевидение в контексте экранной культуры выглядит конструктивным средством обновления пространства восприятия и коммуникации. Неслучайно в свое время А. Моль говорил, что телевидение - «эра консервации изображения», новая культурная эпоха [4, с. 127].

В функциональном пространстве телеэкрана чрезвычайно важен фактор культурного имиджа. В этом смысле необходимо постоянное поднятие социального престижа телевидения, которое, как считает Д.С. Лихачев, создает условия «самоорганизации всех сил для сохранения великого наследия народов» [5, с. 36].

В то же время социально модернизирующее значение телевидения в составе медиа-культуры делает, по мнению Н.Б. Кирилловой, возможным существование семи его важнейших неспецифических функций: информативной, коммуникативной, нормативно-ценностной, развлекательной, креативной, интегративной и посреднической [6, с. 69-76].

Представим, исходя из данной классификации соотношение функций телевидения с предполагаемой типологией телевизионных программ, полученной на основе контент-анализа недельной сетки телевещания.

Информационная и коммуникативная функции реализуют себя в двух-трех типологических группах: образовательного - научно-популярного телевидения; воспитательного -культурно-развивающего - культурно-досугового. Это же число типологических групп свойственно и нормативно-ценностной (идеологической) функции, которой отвечают как общероссийские, так и региональные многофункциональные телеканалы. В свою очередь, воспитательная, культурно-развивающая и эколого-природная типологические группы отвечают нормативно-ценностной функции в сочетании с коммуникативной. Кроме того, следует отметить, что развлекательной функции также соответствуют три типологии телеканалов. И только две функции - креативная и интеграционная - имеют по одному каналу реализации, что следует считать серьезной их недооценкой.

Рассмотрим особенности экранного языка на различных телеканалах, отвечающих некоторой жанрово-функциональной значимости.

1. Многофункциональное общероссийское и региональное телевидение традиционно сохраняет свою социально организующую направленность. Его жанрово-видовыми приоритетами является не только все многообразие юбилейно-знаковых передач и программ, важных для всей страны, а также показ лучших произведений современного российского кино. Не обходятся каналы и без юмористических телепередач, шоу, телесериалов. В качестве средств аудиовизуального языка здесь используются: прямой эфир, мастерство телеведущих, социальная и политическая реклама, интервью, телевизионные беседы, телерепортажи, телерасследования, приемы актерской игры, параллельного монтажа, многообразные световые эффекты.

К характерным особенностям жанров аудиовизуального языка данной функционально-содержательной группы относится: максимальное обилие жанров (13) и средств экранных искусств (9), в которых активно сочетаются различные киноизобразительные приемы и интерактивные формы коммуникации.

2. Образовательно-развивающее телевидение представляет собой набор узкоспецифических форм и видов, заимствованных из сферы непосредственного образования, направленных на распространение знаний и массовую просветительскую работу. Существуют также формы, адаптированные к сфере телеэфира и Интернета: авторские передачи в форме телешколы, телевизионные мастерские, телеуроки, телевизионные лекции; ретропоказы, научно-популярные фильмы, серии телевизионных мастер-классов. Этой типологии свойственны выразительные средства, способствующие массовому социальному представлению и демонстрации достижений науки. Из средств медиаязыка в данном функциональном блоке актуально использование цейтраферной съемки, видеомониторинга или кинонаблюдения, прямого эфира, покадровой и синхронной записи, фоторассказов, слайд-фильмов, телепрезентаций. Очевидно, что для образовательного телевидения, переживающего в начале XXI в. свое второе рождение, в настоящее время имеется достаточное количество специфических жанров (8), а телеэфир построен на принципе авторской интерпретации знаний с помощью средств демонстрации и вербального распространения знаний.

3. Научно-популярное телевидение близко к образовательному по жанрам, видам и системе изобразительных средств. В числе жанрово-видовых форм здесь так же, как и в образовательном телевидении, присутствуют: телевизионные лекции, исторические видеоэкскурсы (показ отрефлексированной кинохроники), смыкающие науку и образование, научно-популярные фильмы. Однако особое значение для развития науки с помощью медиакульту-ры приобретает показ на телеэкране достижений науки, научно-популярных телеочерков, кинохроники, телевизионных расследований, фильмов-размышлений. Их основная цель -утверждение социальной значимости различных направлений науки через рефлексию общественно-значимых смыслов научных достижений, которые лежат в основе авторской интерпретации знаний. Для этого применяют методы и приемы кинонаблюдений, репортажа, видеомониторинга, синхронной записи, покадровой съемки, фоторегистрации изменений, микро- и макросъемки, «стоп»-кадра, монтажных приемов контрастного столкновения.

4. Воспитательное телевидение значительно расшило свой диапазон и сферу влияния на подрастающее поколение в силу более тесной связи с современной народной и массовой культурой. Оно в некоторой степени смыкается с образовательной направленностью ряда телеканалов, и с семейными телеканалами в большей степени («Домашний» и «Мать и дитя»). В то же самое время передачи носят развивающий характер благодаря как авторским, так и коллективно создаваемым жанрово-видовым формам. В этой группе жанров актуальны выразительные средства телеведущих, выступающих в роли своеобразных медиавоспитате-лей. По содержанию и яркости выразительных средств региональные программы вещания не устапают общероссийским. Им свойственно обилие крупных планов, видеонаблюдения, музыкальные фрагменты, анимации, внтурикадровая музыка, использование поучительной и суггестивной силы закадрового голоса.

Рекордное количество жанров (29) позволило выделить 11 групп соответственно сферам воспитательной деятельности. Особенностью аудиовизуального языка и коммуникации является направленность на эмоционально-духовную сферу посредством мастерства телеведущего, сочетаемая с записями живого голоса, яркостью изображения и стремительностью музыкально-звуковой сферы.

5. Культурно-развивающее телевидение направлено на массовую пропаганду лучших отечественных образцов культуры и искусства.

Оно предполагает следующие формы телепередач и программ авторского и коллективно создаваемого телевизионного эфира: телевизионные концерты, телеспектакли; показы кино-, фотофестивалей, вернисажей, телевизионный кинозал (киноклуб с телеведущим), видео-

клипы, книжные и медиаобозрения в эфире, ретропоказы, телевизионные интервью, документальные телефильмы и телесериалы, телерепортажи с открытия культурных мероприятий, премьерные телевизионные фильмы, кинозарисовки, фильмы-портреты, фильмы-расследования, фильмы-размышления.

В качестве средств экранного языка в этой группе предполагаются особые световые эффекты, приемы ассоциативного и параллельного монтажа, каширование, оптические приемы, усиливающие выразительность подачи произведений искусства; ракурсная и панорамная съемка; использование цитат кинохроники, музыкальных, видеоцитат, интервью, закадрового голоса, показ кинофрагментов классики.

6. Телевидение эколого-натуралистической направленности предполагает узкий набор форм и видов эфира. Действует в основном принцип авторского телевидения (передачи Василия Пескова, Николая Дроздова, Тимофея Баженова и т.д.). Наряду с традиционным клубом любителей путешествий и природы здесь всегда присутствуют видеосвидетельства очевидцев, видеоэкскурсии, репортажи, видеонаблюдения за различными аборигенами, антропологические фильмы, путевые фильмы-очерки и телевизионные натурные зарисовки, озвученные фоторассказы и слайд-фильмы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для успешного выхода в эфир данных программ необходимо блестящее исполнение ролей телеведущими-гидами, использование панорамных, трюковых и ракурсных съемок, зуммирования, других операторских и монтажных приемов (ассоциативный, перекрестный монтаж), позволяющих достичь на экране максимальной достоверности изображаемого. Используется внутренняя реклама.

Этой типологической группе свойственно небольшое число форм телепоказа с использованием средства фото и видео.

7. Утилитарное телевидение связано с различными прагматическими функциями и включает в себя ряд как массовых, так и специфических каналов (бизнес, мода, кулинария, оздоровительные программы. Эффективны реклама, которая играет здесь ведущую роль, телерынки, бизнес-шоу, аналитические бизнес-обозрения, телемагазины, кулинарные мастер-классы, телеаукционы, демонстрации моделей одежды, телевизионные консультации и оздоровительные телесеансы. В малых формах утилитарного телевидения выразительными средствами, комбинируемыми в программах, являются: видеоклипы, рекламные ролики, фрагменты репортажей, интервью, информационные сообщения, показ розыгрышей, демонстрация новых товаров и услуг, видеомониторинг рынка, передачи оздоровительно-ориентированного телеэфира. Характерными чертами языка утилитарного телевидения является среднее (10) число форм телепоказа, специфически выполняемых с помощью рекламно-презентационных средств.

8. Спортивное телевидение предполагает нацеленность на особую категорию любителей спорта - болельщиков. При этом имеет место сочетание видео- и фотосредств: традиционных спортивных репортажей, интервью, фильмов-портретов, прямого эфира, спортивных телеконкурсов, спортивных телеобозрений. Необходимы средства ускоренной и замедленной съемки, стоп-кадров, покадровой съемки, зуммирования и синхронной записи, связанные с максимальной степенью документализма и достоверности.

9. Национально ориентированное телевещание является в некоторой степени разумной и важной альтернативой культурно-, образовательно-развивающему и воспитательному телевидению. Этнокультурный компонент присутствует на разных каналах в качестве этнокультурного компонента телевещания и лишь в одном случае в рамках самостоятельного телеканала (Татарстан). Актуальны школы родной речи, литературы и языка, показы народных праздников, концерты, выступления народных хоров, ансамблей песни и пляски, фольклорных коллективов, мастер-классы, авторские программы-размышления («Национальный характер»), этнокультурный мобильный смотр народных талантов («Играй, гармонь!» с Анастасией Заволоки-ной), интервью, показы национальных традиций и обрядов, демонстрация форм национальной кухни, игровые телепередачи и конкурсы, демонстрация народной игрушки и народных реме-

сел. Большой интерес у телезрителей вызывают смотры выступлений народных коллективов, конкурсы народной культуры (песен, плясок, частушечников, балалаечников, гармонистов, бандуристов, гусляров, колокольного звона), показы национальных типов жилища, результатов фольклорно-этнографических экспедиций, демонстрация моделей национальной одежды («Этностиль»), показ народных традиций в составе праздников (например, при праздновании Дня города).

Показываемые архетипы национальной культуры в контексте аудиовизуального структурирования дополняются этнической и языковой. Все «эти три разных типа сообществ» по-разному способствуют культурной идентичности и культурному самоопределению [7, с. 262].

В качестве экранного языка актуальны видеорепортажи, интервью с мастерами народной культуры, ассоциативный монтаж, внутри- и закадровая народная музыка, средства выразительной народной речи телеведущего. При альтернативно-достаточном числе телевизионных форм обнаруживается, что в данном пространстве телеэфира существует специфика языка, проявляющаяся в его достоверности, яркости и презентабельности, национально-культурном темпераменте. Налицо альтернативно-достаточное число (15) телевизионных форм, выражаемых в специфике экранного языка, связанной с направленностью на достоверность, яркость и презентабельность.

10. Межгосударственное и межконфессиональное (добрососедское) телевидение направлено на реализацию в зрительской культуре важного принципа: содействия толерантности и диалогу культур. Данная медиасреда в определенной мере смыкается с национально ориентированным телевещанием, в стой лишь разницей, что здесь главными становятся: дружба народов, гуманизм, общечеловеческие ценности, признание права каждого народа на самоопределение, противодействие экстремизму и терроризму. Эти ценности просматриваются в различных инфопотоках, идущих от стран СНГ (бывшие союзные республики), которые традиционно формируют отношения добрососедства, дружбы, мира и толерантности.

11. Развлекательно-юмористическое телевидение использует своеобразный набор видов и жанров: хит-парады, телекарнавалы, телесериалы, развлекательную мистику, телеигры, развлекательные шоу, передачи, связанные с «историями из жизни звезд», знаменитостей; шуточные передачи (череда представлений) - смехопанорамы, телемарафоны, эксцентрические и эстрадно-цирковые телевизионные представления. Это направление телеэфира сопровождается массой контрастных световых эффектов, ряжением, буффонадой и клоунадой, оптическими и монтажными деформирующими приемами, кашированием, замедленной съемкой, наплывами, использованием мнимого изображения, рирпроекции, приемов «стоп».

В этой группе присутствует оптимальное количество специфических жанров (9) при ярком контрасте выразительных средств, балансирующих свет, тональность, оптические и съемочные эффекты, что создает ощущение комизма, смеха, иронии.

Доминирование развлекательности в экранном пространстве отечественного телевидения вызвано следующим. «В основе победы развлекательности лежат два механизма, одинаково важные для воспроизводства индивидов и человеческой культуры, - это механизм рекреации, граничащий с компенсаторной функцией, направленной на устранение эмоционального дефицита [8, с. 270-271]. Использование развлекательности как рычага для приобщения к высокой культуре, имевшее место в доперестроечный период, сменилось другими тенденциями. «В эпоху глобализации телевидения оно должно информировать, обучать, нести просветительские функции; сегодня мы видим, что телевидение в основном развлекает», соединяя это развлечение с информированием.

Новизна анализа функционально-типологических групп различных жанров современного телевидения - в выявлении их направленности на гуманизацию социума, доминирование позитивных тенденций, создающих существенный перевес в общем информационном потоке, способствующем формированию критически мыслящего зрителя.

Библиографический список

1. Шамшин, Л.Б. Аудиовизуальная культура [Текст] / Л.Б. Шамшин // Культурология. Энциклопедия : в 2 т. Т. 1. / гл. ред. С.Я. Левит. - М. : Рос. полит. энциклопедия, 2007. - 1392 с.

2. Грирсон, Дж. Документальный метод [Текст] / Дж. Грирсон // Роберт Флаэрти : Статьи. Свидетельства. Интервью / сост. Т.Г. Беляева. - М. : Искусство, 1980. - 224 с.

3. Моисеева, Е. Социальное кино глазами зрителей [Текст] / Е. Моисеева // Киномеханик. - 2008. -№ 11. - С. 48-51.

4. Моль, А. Социодинамика культуры [Текст] / А. Моль. - М., 1989. - 285 с.

5. Зак, М.Е. Кино как зрелище [Текст] / М.Е. Зак // Что такое язык кино? - СММ., 1989. - С. 104-108.

6. Кириллова, Н.Б. Аудиовизуальная культура : словарь понятий и терминов [Текст] / Н.Б. Кириллова, Н.Ф. Хилько. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2011. - 232 с.

7. Монина, Н.П. Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты : учеб. пособие [Текст] / Н.П. Монина. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. - 196 с.

8. Михалкович, В.И. Изобразительный язык СМК [Текст] / В.И. Михалкович. - М. : Наука, 1986. - 223 с.

© Хилько Н.Ф., 2012

Автор статьи - Николай Федорович Хилько, доктор педагогических наук, доцент, профессор, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.

Рецензент - Н.П. Монина, доцент, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.