Научная статья на тему 'Научно-популярный познавательный телеканал «Наука 2. 0»: Функционально-типологические и жанровые особенности программ'

Научно-популярный познавательный телеканал «Наука 2. 0»: Функционально-типологические и жанровые особенности программ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1992
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ТЕЛЕКАНАЛ "НАУКА 2.0" / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ЖАНРЫ / ТИПОЛОГИЯ / SCIENCE 2.0 TV CHANNEL / SCIENTIFIC JOURNALISM / POPULAR SCIENCE / SCIENCE POPULARIZATION / SCIENTIFIC AND POPULAR GENRES / TYPOLOGY
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-популярный познавательный телеканал «Наука 2. 0»: Функционально-типологические и жанровые особенности программ»

УДК 070 ББК 76.024.71

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТЕЛЕКАНАЛ «НАУКА 2.0»: ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММ

Шолохова Анна Михайловна

Магистрант кафедры литературы и журналистики, Волгоградский государственный университет аппиосИка[email protected]

просп. Университетский, 100, 400062 г Волгоград, Российская Федерация

Ключевые слова: научная журналистика, научно-популярное телевидение, телеканал «Наука 2.0», популяризация науки, научно-популярные жанры, типология

Современное общество живет в эпоху беспрерывного научно-технического прогресса, поэтому каждый день все большую значимость приобретает поиск способов повышения уровня информированности граждан о научных открытиях, исследованиях и достижениях ученых. Популяризация науки и широкое распространение научных знаний ставятся в число ключевых национальных приоритетов. Формировать научное мировоззрение, научную картину мира у общественности призвано в том числе и научно-популярное телевидение. Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью всестороннего изучения механизмов адаптации научных знаний к уровню восприятия массовой телеаудитории, поскольку распространение достоверных сведений о современных научных изысканиях является залогом гармоничного социального, культурного развития общества.

Специфической особенностью настоящей 2 работы является то, что ее тематика и про-^ блематика фокусируется вокруг сугубо науч-S но-популярных экранных произведений и телепередач, транслируемых специализировано ным телеканалом «Наука 2.0».

§ Телеканал «Наука 2.0» - это научно-попу-о

р лярныи познавательный канал о достижениях рос© сийской и мировой науки. По данным TNS Media,

он занимает лидирующую позицию по охвату аудитории среди каналов научной тематики [10].

Основа эфира «Науки 2.0» - информационный контент собственного производства. При создании программ, научно-популярных фильмов активно применяются все современные аудиовизуальные технологии: тепловизор-ные камеры, сверхскоростные камеры, шли-рен-съемка и др. Все эти средства в совокупности позволяют создателям канала решить главную задачу: доступно и интересно рассказать зрителям о новейших изобретениях, последних достижениях и новых технологиях.

Таким образом, объектом нашего исследования выступает научно-популярный телеканал «Наука 2.0». Предметом исследования являются типологические особенности телеканала «Наука 2.0», проблемно-тематическая и жанровая специфика производимого и транслируемого телеканалом контента.

Целью диссертации является детальное изучение специфики вещания научно-популярного телеканала «Наука 2.0».

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

- изучить историю отечественного научно-популярного телевещания, обозначить причины кризиса современного научно-популярного телевидения;

- выявить типологические особенности научно-популярного телеканала «Наука 2.0»;

- проанализировать проблемно-тематическое и жанровое своеобразие программ на телеканале «Наука 2.0»;

- обозначить возможные перспективы развития научно-популярного телевидения в России.

Теоретико-методологическая база исследования. Тема популяризации науки средствами современного российского телевидения еще недостаточно разработана теоретиками журналистики и нуждается в углубленном изучении. Отдельные ее аспекты представлены в трудах И.А. Василькова [2], В.Н. Ждана [5], В.А. Трояновского [11]; в исследованиях В.В. Егорова [3], В.Л. Цвика [12], А.Я. Юровского [13], содержащих полиаспект-ный анализ истории отечественного телевиде-ния.Безусловную ценность для нашей работы представляет книга И.Ю. Лапиной «Научно-популярное телевидение. Драматургия мысли» [7]. Автор обращается к истории появления научно-популярного телевидения, характеризует закономерности его развития, на наглядных примерах из телевизионной практики выявляет и анализирует ряд проблем, возникающих в научной популяризации сегодня. С методологической точки зрения для нас актуальны диссертационные исследования Е.Г. Константиновой [6], Е.Е. Макаровой [8] и Ю.Ю. Сладкомедовой [9].

Жанры научно-популярного телевидения классифицировались в работах Э. Г. Багиро-ва [1], В. В. Егорова [4]. Ученые определили предмет, цели, задачи, жанрово-стилевые особенности телевизионных проектов рассматриваемого направления.

Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что нами впервые проведено всестороннее, системное исследование особенностей функционирования научно-популярного телеканала «Наука 2.0».

Эмпирическую базу исследования составил контент научно-познавательного телеканала «Наука 2.0», транслируемый в период 2011-2014 гг.

Практическая значимость диссертации определена тем, что выявленные характеристики телеканала «Наука 2.0» могут быть применены как создателями научно-популярных программ, так и журналистами, нацеленными на популяризацию науки.

Магистерская диссертация имеет следующую структуру:

1. Введение.

2. Глава 1. Особенности становления и развития научно-популярной журналистики в России.

3. Глава 2. Телеканал «Наука 2.0» как тип научно-популярного СМИ.

4. Глава 3. Функционально-типологические и жанровые особенности программ на телеканале «Наука 2.0».

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Становление и развитие отечественного научно-популярного телевидения было непростым: расцвет в советское время сменился периодом кризиса в постперестроечные времена. Большая часть передач закрылась, не выдержав конкуренции со стороны многочисленных, коммерчески успешных, развлекательных проектов, зарубежных научно-популярных циклов. Между тем популяризация науки, создание ее привлекательного имиджа является сегодня важнейшей задачей национального значения. Необходимо искать возможные пути выхода научно-популярного телевидения из кризиса.

2. В телевизионных передачах «Науки 2.0» раскрываются различные стороны современного научно-технического прогресса. Авторы доступным языком рассказывают о внедрении в решающие области производства новых технических принципов, материалов и технологических процессов. Отдельным тематическим блоком идет повествование о создании новых отраслей промышленности, научных открытиях и т. д.

Специфическими изобразительными средствами научно-популярного телевидения являются исследовательская съемка, часто с помощью микроскопа, динамичные и статичные диаграммы, реконструкция факта, инсценировка.

Жанровое разнообразие научно-популярной телевизионной программы определяется тематическим, научным разнообразием, оно детерминировано содержанием передач, обусловливает оригинальную форму подачи. Среди наиболее распространенных жанров, используемых научно-популярным телекана-

лом для репрезентации научной тематики, выделяются следующие: беседа, репортаж, интервью.

3. В перспективе развитие научно-популярного телевидения будет зависеть от новых и усовершенствования уже имеющихся в распоряжении практиков телевидения технологий, обеспечивающих реализацию огромного спектра возможностей.

На успешную реализацию идей создателей научно-популярных телепрограмм также повлияет использование современных изобразительно-выразительных средств, внедрение новых программных форматов, расширение способов охвата потенциальной аудитории и вовлечения ее в интерактивное взаимодействие.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Багиров, Э. Жанры телевидения. Методическое пособие для работников телевидения / Э. Багиров [и др.]. - М. : Ком. по радиовещанию и телевидению при Совете министров СССР, 1967. - 248 с.

2. Васильков, И. А. Искусство кинопопуляризации: Очерки теории научно-популярного кино / И. А. Васильков. - М. : Искусство, 1982. - 349 с.

3. Егоров, В. В. Телевидение: Страницы истории / В. В. Егоров. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 128 с.

4. Егоров, В. В. Телевидение: теория и практика / В. В. Егоров. - М. : МНЭПУ, 1992. - 306 с.

5. Ждан, В. Н. Вопросы мастерства в научно-популярной кинематографии / В. Н. Ждан. - М. : Госкиноиздат, 1952. - 184 с.

6. Константинова, Е. Г. Популяризация науки на современном этапе: кризис направления и пути преодоления : дис. ... канд. филол. наук / Константинова Елена Григорьевна. - М., 2010. - 185 с.

7. Лапина, И. Ю. Научно-популярное телевидение. Драматургия мысли / И. Ю. Лапина. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 167 с.

8. Макарова, Е. Е. Научно-популярные сайты в системе СМИ : дис. ... канд. филол. наук / Макарова Елена Евгениевна. - М., 2013. - 261 с.

9. Сладкомедова, Ю. Ю. Культурно-просветительские программы на государственном радио : дис. ... канд. филол. наук / Сладкомедова Юлия Юрьевна. - М., 2011. - 180 с.

10. Такой науку вы еще не видели! - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: Ы!р:// www.naukatv.ru/about.html. - Загл. с экрана.

11. Трояновский, В. Научно-популярное кино в СССР / В. Трояновский // Энциклопедия отечественного кино. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://test.russiancinema.ru/ index.php?dept_id=15&e_dept_id=6&tExt_element_id=33. -Загл. с экрана.

12. Цвик, В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика : учеб. пособие / В. Л. Цвик. -М. : Аспект Пресс, 2004. - 382 с.

13. Юровский, А. Я. Телевидение: поиски и решения: Очерки истории и теории советской тележурналистики / А. Я. Юровский. - М. : Искусство, 1983. - 215 с.

POPULAR SCIENTIFIC EDUCATIONAL CHANNEL "SCIENCE 2.0": FUNCTIONAL-TYPOLOGICAL AND GENRE FEATURES

Sholokhova Anna Mikhailovna

Master Student, Department of Literature and Journalism, Volgograd State University annutochkal [email protected]

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Key words: scientific journalism, popular science, Science 2.0 TV channel, science popularization, scientific and popular genres, typology.

А.М. Шолохова. Научно-популярный познавательный телеканал «Наука 2.0»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.