Научная статья на тему 'Научно-популярная публикация в СМИ: проблема теоретического обоснования'

Научно-популярная публикация в СМИ: проблема теоретического обоснования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2039
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / НАУКА / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ТЕКСТ / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ПРОГРАММА / ОБЩЕТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕЛЕКАНАЛ / ИСТОРИЯ НАУКИ / ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / MASSMEDIA / TELEVISION / SCIENCE / SCIENCE-POPULAR TEXT / COGNITIVE TEXT / EDUCATIONAL TEXT / SCIENCE-POPULAR TELEVISION PROGRAM / WIDE-TOPIC TELEVISION CHANNEL / THE HISTORY OF SCIENCE / HISTORY OF JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Щербакова Г.И., Ульянов М.А.

В статье поднимается вопрос разграничения понятий "познавательный", "просветительский" и собственно "научно-популярный" в трудах отечественных исследователей. Делается попытка определить историю и отличительные черты собственно научно-популярного журналистского материала. Проводится анализ научно-популярного проекта «Чудо техники» на федеральном телеканале НТВ на предмет особенностей научно-популярного телевизионного жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULAR SCIENCE PUBLICATIONS IN THE MEDIA: THE PROBLEM OF THEORETICAL JUSTIFICATION

The article is focused on differentiation of cognitive, educational and science-popular massmedia plots studied by Russian researchers. An attempt is made to define the distinguishing characteristics of science-popular journalist’s material. Performed an analyses of science-popular TV program «Tschudo Tehniki» on a russian-wide television channel of NTV to explore the features of science-pop genre on TV.

Текст научной работы на тему «Научно-популярная публикация в СМИ: проблема теоретического обоснования»

УДК: 070 ББК: 76.0

Щербакова Г.И., Ульянов М.А.

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ В СМИ: ПРОБЛЕМА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ

Shcherbakova G.I., Ulyanov M.A.

POPULAR SCIENCE PUBLICATIONS IN THE MEDIA: THE PROBLEM OF THEORETICAL JUSTIFICATION

Ключевые слова: средства массовой информации, телевидение, наука, научнопопулярный текст, познавательный текст, просветительский текст, научно-популярная программа, общетематический телеканал, история науки, история журналистики.

Keywords: massmedia, television, science, science-popular text, cognitive text, educational text, science-popular television program, wide-topic television channel, the history of science, history of journalism.

Аннотация: в статье поднимается вопрос разграничения понятий "познавательный", "просветительский" и собственно "научно-популярный" в трудах отечественных исследователей. Делается попытка определить историю и отличительные черты собственно научно-популярного журналистского материала. Проводится анализ научно-популярного проекта «Чудо техники» на федеральном телеканале НТВ на предмет особенностей научно-популярного телевизионного жанра.

Abstract: the article is focused on differentiation of cognitive, educational and science-popular massmedia plots studied by Russian researchers. An attempt is made to define the distinguishing characteristics of science-popular journalist’s material. Performed an analyses of science-popular TV program «Tschudo Tehniki» on a russian-wide television channel of NTV to explore the features of science-pop genre on TV.

Развитие цивилизации всегда предопределяло и постановку, и решение научных и технических задач, особенно это стало заметно на перекрестке двух крупных исторических эпох - Возрождения и Просвещения, которые провозгласили разум, знание и просвещение главными критериями человека разумного. Рост объема информации содействовал поиску, изобретению тех технических средств, которые могли бы обеспечить быструю и эффективную передачу информации и ее распространение, например, изобретение печатного станка, заимствование способа производства бумаги, развитие системы почтового сообщения сначала внутри страны, а затем и становление международной почтовой связи.

Научные новости вызывали большой интерес не только в собственно университетской и школьной среде, но и в обществе людей светских, близких ко двору (недаром

многие монархи увлеклись научными опытами), и в церковной среде. Первые научные журналы появились вскоре, через 20-30 лет после появления первых печатных газет. Самым первым журналом в мире признано французское издание «Journal des savants» («Журнал ученых»), стал выходить в Париже с начала 1665 года (редактором журнала стал советник парижского парламента Дени де Салло). Через несколько месяцев в Лондоне появляется подобное издание («Ученые записки Королевского общества». Од-номоментность появления двух однотипных изданий в соседних европейских странах говорит об осознанной потребности в научной информации, в которой нуждалась как зарождающаяся промышленность, так и общественное сознание, вознесшее ученость в качестве важнейших добродетелей современного человека. О том, что эти явления были частью общеевропейской тенденции, говорит то, что во второй половине

XVII века аналогичные журналы начинают выходить в и в других городах Европы, а через полвека и в России.

В нашей стране первая попытка создания научного журнала была предпринята в 1726 г., ее осуществил Г.Ф. Миллер, бывший студент Петербургской академии наук, бывший редактор первой печатной русской газеты «Ведомости», который подготовил «Commentarii Akademiae Scientiarum» на латинском - международном языке науки в то время. Но круг реальных и потенциальных читателей издания был слишком узок, терминология на русском языке отсутствовала. Обучение осуществлялось либо на латинском, либо на немецком языке, так что русский научный язык еще и не зарождался. На протяжении XVIII и первой половины Х1Х вв. развитие научной темы в журналистике шло несколькими путями: во-первых, влияние развивающейся национальной науки сказалось на увеличении научной периодической продукции, большую роль в этом сыграло и открытие Московского университета. Во второй половине XVIII в. выходят естественнонаучный («Магазин натуральной истории, физики и химии или новое собрание материй, принадлежащих к сим трем наукам, заключающее в себе: важные и любопытные предметы оных, равно как и употребление премногих из них во врачебной науке, в экономии, земледелии, искусствах и художествах»), медицинский («Санкт-Петер-бургские врачебные ведомости») и экономический («Труды Вольного экономического общества») журналы. Количество собственно научных изданий в 19 в. продолжало расти, соответственно активному развитию русской науки. Эта группа изданий отличалась особым языком, обращенностью к специалистам в данной научной сфере, малыми тиражами и сосредоточенностью на чисто научной проблематике.

Второе направление имело другие цели и адресовалось к другой аудитории, оно решало научно-популярные задачи. Первая попытка рассказать относительно широкой аудитории образованных людей о научных открытиях, совершенных в России и в мире, была сделана в «Примечаниях» к «Санкт-Петербургским ведомостям». Но ни форма приложения к газете, ни недостаточность

числа образованных людей, ни социальнополитическая неустойчивая обстановка второй четверти XVIII в. (частая смена правителей после смерти Петра Великого) не содействовали продвижению интереса к научным новостям и не стали началом зарождения научно-популярной журналистики. Журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» можно считать первым русским изданием, поставившим перед собой просветительские цели (17551764 гг.), которое пыталось совместить в себе самые различные тематические направления. «Ежемесячные сочинения», редактором которого был Г. Миллер, а авторами

М. Ломоносов, А. Сумароков и другие русские литераторы, не только знакомил читателей с творчеством современных русских авторов, но и с произведениями европейской литературы, чьи переводы размещались на страницах журнала. Кроме того, здесь размещались статьи по истории, географии, экономике, этнографии, астрономии, а также философии. Это был первый русский журнал, который не только просвещал читателя в области физики, математики, геологии, но и прививал вкус к абстрактному и логическому мышлению, культуре аргументации и поиску истины.

Данный журнал еще нельзя назвать в полной мере энциклопедическим, но он как бы предугадал путь, по которому в Х1Х в. пойдет большая часть русской журналистики.

В начале девятнадцатого столетия российские власти предпринимают значительные попытки для развития в стране образования и науки: открываются новые учебные заведения (пять высших учебных заведений за первую треть века), значительно вырастает число гимназий, в том числе и на периферии империи. Русская наука достигла высокого уровня во многих отраслях знания и получает мировое призвание. Для молодых перспективных ученых организовываются научные стажировки в ведущих научных центрах Европы. Преподавание в вузах осуществляется на русском языке, который выработал научный подстиль и стал вполне приемлемым для ясного и доступного изложения научных истин. В стране со-

здаются научные школы, получающие европейское признание. Бурно развиваются гуманитарные науки: получают известность труды филолога-лингвиста В. Даля, медиевиста И. Срезневского, литературоведов -академиков В. Буслаева, А. Веселовского, историков В. Соловьева и В. Ключеского. Большие успехи демонстрируют представители физико-математических, технических и естественных наук: творец русской авиации Н. Жуковский, математик С.В. Ковалевская, физик А. Столетов, химики Бутлеров и Зелинский, физиологи Сеченов и Павлов - таков не полный перечень имен ученых, принесших славу русской науке.

Усложнение науки, появление новых отраслей наряду с пропагандой рационального, научно обоснованного мировосприятия повышают общественный запрос на популяризацию знаний. Научная тематика становится необходимой и востребованной в журналистике второй четверти XIX века как вследствие развития науки, так из-за вынужденной обращенности литературы и журналистики к научно-литературным интересам, через призму которых рассматривались общественные, так происходила компенсация из-за цензурных ограничений1.

Формат энциклопедического журнала, в котором непременным звеном внутренней структуры был отдел науки, стал популярным в русской журналистике со второй четверти XIX века. Самым первым изданием, представившим новый формат был журнал Н.А. Полевого «Московский телеграф» (1825-1834). Следующий по времени выхода стал журнал «Телескоп»(1831-1836), редактором которого был профессор Московского университет Н.И. Надеждин, прямо провозгласил науку приоритетным направлением своих интересов. В силу научных интересов редактора, филолога и философа, журнал уделял преимущественный интерес гуманитарным наукам: истории, философии, языкознанию и литературоведению.

Следующий шаг сделал О.И. Сенков-ский, разработавший концепцию и модель энциклопедического журнала «Библиотека для чтения» (1834-1865). В данном издании был самый большой набор отделов - семь, в

1 Березина В.Г. Русская журналистика 2-й четверти XIX века (1826-1839 гг.). Л., 1965. С. 4-7.

трех из которых размещалась научная информация: отдел науки и художеств, в отделе «Критика» помещался критический разбор научных монографий, что было большой новостью в русской журналистской практике, т.к. здесь традиционно печатались литературно-критические статьи. А оперативные или занимательные научные новости размещались в отделе «Смесь». Таким образом, почти половина журнала была отдана под научную информацию. Xотя с точки зрения листажа беллетристический отдел был больше, но сам редактор считал более важным для развития читателя именно отделы, где помещалась научная информация, а все остальные рассматривал как воспитание привычки к чтению и приуготовление к получению более серьезных знаний2.

Таким образом, три отдела «Библиотеки для чтения» могли варьировать разные способы предоставления научной информации, в которых как бы отрабатывались праобразы будущих научных жанров. В отделе науки помещались оригинальные статьи или переводы из иностранных солидных научных журналов с описанием экспедиций, опытов, экспериментов. В отделе критики давался критический разбор научных монографий, например, там был помещен знаменитый, сделанный О. Сенковским анализ системы расшифровки египетских иероглифов, предложенный французским исследователем Шамполионом. И наконец, «Смесь» предлагала новый, совершенно не известный в России опыт занимательной научной рецензии, за применение которой Сенков-ский получил немало замечаний. Он, профессор-востоковед, полиглот, знавший двадцать древних и новых языков, старался сделать привлекательной научную информацию, чуждую и непонятную большей части его аудитории, пытался объяснить ее через забавные жизненные ситуации, исторические параллели, общеизвестные явления природы или сценки из мифологии. Конечно, при этом происходило упрощение предмета изложения, но зато читатели получали представление об его основной сущности. Своими «шуточками» на серьезные

2 Щербакова Г.И. Журнал О.И. Сенковского «Библиотека для чтения» и формирование массовой журналистики в России. СПб., 2005. - С. 132.

темы Сенковский заработал репутацию скептика и даже циника, а его прием остался осужденным не только современниками, но и другим поколением русских публицистов. Например, известный журнальный деятель 1860-х гг. Д.И. Писарев, спустя почти 30 лет, высказал осуждение подобной практики, выступая против погони популяризатора за шуткой и смехом ради шутки и смеха, а не ради более ясного и доступного выражения научной идеи»1.

Попытка занимательного пересказа научных теорий не нашла продолжателей в русской журналистике, хотя в поздний советский период стала популярной книжная серия: «занимательная», например, физика, или математика, или литературоведение2. Хотя подход в этих книгах отличается от практики Сенковского более прозрачной авторской позицией.

В настоящее время отмечается обилие научной информации и способов ее представления, но научные споры относительно ее классификации и определения не утихают, что обусловлено подвижной, непостоянной и творческой природой научнопопулярной журналистики.

Основным инструментом популяризации науки являются научно-популярные публикации в СМИ. Средства массовой информации выступают наиболее эффективным каналом коммуникации научного сообщества. В то же время эффект перенасыщения зрителя информацией, вызванной открытостью инфоисточников в сети Интернет приводит к тому, что современному потребителю СМИ становится не интересным самостоятельно находить интересующую его информацию в Сети целенаправленно, поэтому возрастает роль автора научно-популярного журналистского материала как некоего проводника в море информационных потоков. Итогом является постоянное появление как новых научнопопулярных медиапроектов, так и соответствующих рубрик в общетематических средствах массовой информации, например появление в новом 2018 году телепроекта

1 Писарев Д.И. Соч.: в 4-х т. Т.3.М., 1956. С. 133

2 Например: Перельман Я.И. Занимательная арифметика. Вчера и сегодня. - М.: Олма Медиа Групп, 2013.

«Научный стендап» на телеканале «Культура», или же работа редакции программы «Технопарк» в эфире Общественного телевидения России, начавшаяся с даты основания канала.

Кроме того, научно-популярные публикации являются своего рода вестником не только новейших научных открытий, но и проблем и тенденций современной науки в целом. Вместе с тем постоянно растущий научно-технический прогресс, вызывающий интерес к отдельным проектам, позволяет говорить и о том, что в целом растет заинтересованность массовой аудитории к науке как сфере деятельности.

Кроме того, курс на популяризацию науки объявлен и на государственном уровне. «Задача не только помочь молодым людям раскрыть свои способности, получить глубокие, качественные знания, хорошее образование, - заявил на заседании Совета по науке и образованию в 2016 г. Президент России Владимир Путин, - у молодёжи должны быть стимулы, желание заниматься наукой именно в России, работать в интересах нашей экономики, в отечественных высокотехнологичных компаниях, исследовательских лабораториях» . В-частности, Российская академия наук одной из приоритетных целей ставит популяризацию науки среди молодежи: «В каком-то смысле мы видим, что сейчас идет большой интерес к научной тематике... Мы видим эту задачу, мы идем по этому пути, обязательно будем наращивать", - объявил на прессконференции 10 декабря 2017 г. президент РАН Александр Сергеев3 4. И научнопопулярные публикации в СМИ во многом позволяют выполнить эту задачу.

Многие отечественные исследователи истории и теории журналистики, говоря о системе просветительской печати, радио- и телевещания, обращаются к советской СМИ, система которой обязательно предусматривала распространение научнопопулярной информации среди массовой

3 Заседание Совета по образованию и науке / Официальный сайт Президента Российской федера-ции.URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53313

4 РАН планирует популяризировать науку среди молодежи в социальных сетях / ИТАР-ТАСС. URL: http://tass.ru/nauka/4827324

аудитории.

Притом в работах по этой тематике понятия: «научно-популярный», «познавательный» и «просветительский» зачастую используются как синонимы, без четкого типологического и содержательного разграничения публикаций той или иной направленности. Большинство отечественных публикаций, посвященных научно-популярной тематике в СМИ, затрагивают вопросы необходимости популяризации науки среди массовой аудитории, а также уровню развития СМИ указанной тематики на российском медиарынке.

Таким образом, на уровне теоретического обоснования в настоящий момент отмечена терминологическая проблема в точном определении понятия «научнопопулярная публикация в СМИ».

Вместе с тем возникновение все большего числа изданий научно-популярной тематики или же соответствующих рубрик в изданиях общетематических требует конкретного определения данного термина для исследования современных публикаций, а также для подготовки журналистов к созданию научно-популярных материалов. Обратимся к трудам исследователей, посвященным определению понятия.

Исследователь из Томского государственного университета Марианна Викторовна Литке конкретизирует проблему терминологического обозначения научнопопулярной публикации в своей работе: «Научно-популярные и научно-

познавательные журналы: проблема типологической классификации». Автор констатирует, что феномен как научнопопулярных журналистских материалов и изданий, так и научно-популярной журналистики в целом на уровне терминологии остается на уровне «интуитивного опреде-ления»1. Обращаясь к типологии научнопопулярных изданий, автор заключает, что сохраняется необходимость выработки дополнительных классификационных оснований выявления собственно научнопопулярных текстов.

1 Литке М.В. Научно-популярные и научнопознавательные журналы: проблема типологической классификации // Журналистский ежегодник. 2014. № 3. С. 63.

Оксана Вадимовна Роженцова в своем труде «Культурно-просветительские программы отечественного телевидения: традиции и новаторство» разграничивает понятия «просветительская», «образовательная» и «научно-популярная» телепрограммы.

Автор предлагает следующее определение просветительских телепрограмм: это телевизионные передачи, которые позиционируют себя как источник знаний не дидактического характера. Как отмечает автор, их задача - помочь зрителю сориентироваться в культурном пространстве. В то же время, цель образовательных телепрограмм состоит в том, чтобы «обновить и углубить знания зрителей» в парадигме логики научного познания. Притом, по мнению исследователя, характерными для них являются функция просвещения и эстетическая функция2 3.

В то же время, каждое из перечисленных определений «обладает особой семантикой, отличной от других», отмечает М.В. Литке, рассматривая в своем труде вопрос о классификации журналов научной тематики.

Е.Е. Баринова предлагает обращаться к генезису научно-популярной литературы, ее «дожанровому состоянию». Автор называет жанр научно-популярной литературы гибридным и указывает на то, что он появился с возникновением необходимости адаптировать научный текст для массового читателя. Также характеризуются две цели научно-популярной литературы: «информирование о науке и научных событиях и вовлечение в мир науки, помощь в освоении научных знаний ». В этом контексте автор указывает на то, что популяризация науки через текст, развитие жанров связаны с процессом образования для взрослых, констатируя непосредственную подчиненность научно-популярных текстов с образовательным процессом.

Развлекательную направленность современных материалов научно-популярной

2 Роженцова О.В. Культурно-просветительские программы отечественного телевидения: традиции и новаторство: на примере телеканала "Культура". М., 2010.

3 Баринова, Е.Е. Текстовая задача в системе научно-популярных жанров // Вестник новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - №12 (28). - Часть 1. - С. 85-89.

тематики отмечает и Юлия Александровна Витязева. В своей характеристике научнопопулярных сериалов она делает вывод, что они сочетают в себе две функции: развлекательную и познавательную. Автор характеризует научно-популярный материал как гипержанр, включающий в себя другие журналистские жанры: интервью, репортаж, рассказ1.

Андрей Геннадьевич Ваганов в своем стремлении охарактеризовать природу научно-популярного жанра также обращается к истории его происхождения. Автор констатирует неконкретность толкования определений жанра и обращается к истории популяризации науки. Автор сетует на то, что единого определения понятия не выдвинуто, в то время как многие исследователи предлагают вместо конкретного определения системы научно-популярных жанров охарактеризовать это явление, основываясь лишь на «материальной форме «упаковки» текста»1 2.

Также исследователь заключает, что «Научно-популярная литература (ее тиражи, в частности) - всего лишь своеобразный интегральный индикатор «температуры» общества по отношению к научнотехнологической сфере»3. Рассмотрев генезис функцинирования научно-популярных текстов, исследователь делает вывод, что на сегодняшний день роль текстов научнопопулярной тематики служит не просветительским, а развлекательным задачам в современных СМИ.

Вилен Васильевич Егоров в своей книге «Телевидение: Теория и практика» ставит научно-популярную информацию в основу просветительских телепрограмм4. Информацию, в них содержащуюся, он характери-

1 Витязева Ю.А. научно-популярный сериал как гипержанр медийного дискурса // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 407. С. 11-16.

2 Ваганов А.Г. Научно-популярная журналистика и престиж науки в общественном сознании // Российский Химический Журнал. 2007. Т. 51. - № 3.

- С. 58.

3 Ваганов А.Г. Закономерности исторической динамики науч-нопопулярного жан-ра // Наука и школа. - 2016. - № 1. - С. 162-168.

4 Егоров В.В. Телевидение: Теория и практика.

- М., 1992. - С. 31.

зует как «отличающиеся достоверностью и научностью информации, лаконичностью изложения и ясностью сюжета». Также обязательными атрибутами просветительского телетекста он считает ярко выраженный авторский подход, а также обязательное присутствие комментариев компетентных специалистов из области научного знания, о котором идет речь в публикации.

Научная информация, согласно трактовке Светланы Ивановны Сметаниной, представляет из себя «совокупность процессов представления, передачи и получения научных данных, образующих основной механизм существования и развития науки»5.

Разграничивая понятия научной и научно-популярной журналистики исследователь МГУ Софья Петровна Суворова указывает, что тексты научно-популярной журналистики «предназначены для массовой аудитории, излагаются на общедоступном языке и представляют собой адаптированное для каналов массовой коммуникации оперативное знание о продуктах науки и тех, кто их создает».

Ирина Юрьевна Лапина, посвятившая научно-популярной тематике в СМИ множество исследований, в своей работе «Научно-популярное телевидение. Драматургия мысли» характеризует следующие критерии научно-популярного материала:

- значимость для аудитории;

- высокой степенью достоверности, опираться на документальные источники и непосредственные наблюдении;

- изложение должно быть ярким, зрелищным, динамичным, драматичным, ин-

6

теллигентным .

- автор должен обладать авторитетом известного ученого или профессионала-журналиста;

- автор должен быть свидетелем или участником событий, о которых идет речь в данной передаче.

Исследователь также отмечает, что на информационном рынке появилась масса

5 Современные проблемы науки и журналистики: учеб. пособие / сост.С.И. Сметанина. - СПб.: СПбГУ, 2012. - С. 103.

6 Лапина И.Ю. Научно-популярное телевидение. Драматургия мысли - М.: Аспект-Пресс.2007. -C. 97.

изданий, передач, которые их издатели называют научно-популярными, хотя никакого отношения к популяризации науки они не имеют.

Дмитрий Анатольевич Романов предъявляет к научно-популярным материалам следующие требования: «подобного рода литература должна быть, безусловно, интересной; и не просто интересной с точки зрения фактологии, а быть пропитанной особым пафосом интереса, настоящей любви к тому, о чем рассказывается в популярной форме»1.

О.И. Таюпова и Ф.У. Жаббарова подходят к изучении научно-популярного текста с точки зрения языковых характеристик текста как единицы коммуникации. Журналист в случае подготовки материала на эту тематику является посредником, медиатором между научными кругами и обществом. Вызвано это прежде всего существенными языковыми различиями в когнитивном и языковом, лексическом наполнении научной и общесоциальной коммуникации. Во многих случаях ученый не в силах провести необходимую адаптацию лексики, поскольку у многих исследователей не хватает опыта в донесении информации до неподготовленного в научном плане адресата, особенно в плане отбора такой лексики. Авторы отмечают, что сама по себе ценность научно-популярного текста состоит в том, что она позволяет способствовать решению двух задач: стремлению исследователей донести те или иные научные знания до широкого круга реципиентов, но и самими адресатами, стремящимися независимо от уровня своего образования понять окружающий мир. При этом решающую роль, по мнению авторов, играет, несомненно, потребность самих ученых представить результаты своих изысканий широкой публике2.

Для анализа были выбраны выпуски телепрограммы «Чудо техники» на телеканале НТВ. Особенность этого проекта состоит в

1 Романов Д.А. Научно-популярная литература: вчера, сегодня, завтра. - Время науки. №4. 2015. С. 28-29.

2 Таюпова О.И., Жаббарова Ф.У. Лексикограмматические средства реализации категории связности в научно-популярных текстах // Вестник челябинского государственного университета. 2012. №13 (267), с. 116-122.

том, что он является единственной программой научной тематики в эфире общетематического федерального канала, а значит, задача привлечения зрительского интереса у него стоит гораздо острее, нежели на специализированном научно-популярном телеканале. Притом работу редакции можно признать успешной, учитывая рейтинги программы: в телесезоне-2016/2017 ее среднесуточная доля составила 11,6% в аудитории 18+, а среди мужчин достигала 13,7%3 в эфире общетематического телеканала в конкуренции с развлекательным и общественно-политическим блоками. Был проведен анализ выпусков программы «Чудо техники» с июля 2017 г. по январь 2018 г.

Авторский проект Сергея Малоземова «Чудо техники» на телеканале НТВ заявлен как научно-популярный. Как рассказывают создатели телепрограммы, проект «рассказывает о самых интересных изобретениях современности, которые уже изменяют жизнь каждого человека, а также о том, как наука объясняет окружающий мир»4. Действительно, тематика выпусков телепередачи охватывает последние достижения науки, современные технологии. Например, сюжеты выпуска от 21 января 2018 г. рассказывали о выставке электроники CES-2018, современной бытовой технике с электронным управлением. Выпуск от 29 октября рассказывал о новых технологиях безопасности, человеческой эволюции, применении гаечного ключа, инновационных способах выращивания овощей, а также солнечных батареях.

В целом, если судить по тематике выпусков, большая часть сюжетов программы посвящена непосредственно новым технологиям и изобретениям, однако до 20 процентов материалов затрагивают обширные вопросы современной науки.

Хронометраж каждого выпуска программы составляет 42 минуты. Выпуск состоит из развернутых телевизионных сюжетов, включающих в себя интервью, а также эксперименты. Сюжеты в начале и в конце сопровождаются выступлением ведущего в студии. Эксперименты могут проводиться как в сту-

3 Программа «Чудо техники» отмечает юбилей // Телеканал НТВ. URL: http://www.ntv.ru/novosti/ 1957282/

4 Там же.

дии самим ведущим, так и «на выезде», в лабораториях, технических мастерских и других локациях. Например, в программе от 15 октября 2017 г., чтобы показать, каким образом очистить монитор персонального компьютера от пыли, несколько новых мониторов были специально загрязнены пылью от работы лопастей вертолета. Съемки эксперимента проводились на частном аэродроме. На этом примере, а также в целом на анализе случаев применения метода эксперимент в сюжетах программы, можно заключить, что редакция проекта постоянно ищет неординарные способы подачи материала с целью сделать программу интересной для зрителя. В интервью могут выступать как эксперты и ученые, так и простые обыватели, пользователи той или иной технологии. Например, в сюжете про особенности эволюции человеческого тела от 29 октября 2017 г. экспертом выступает доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова Станислав Дробы-шевский, а также заведующий кафедрой биологической эволюции МГУ Александр Марков. В то же время сюжет построен на диалогах ведущего и его 8-летнего сына, который в кадре задает вопросы, ответом на которые и выступает закадровый текст и комментарии эксперта. Таким образом, в сюжетах программы на уровне сценария воспроизводится процесс познания на примере представителей потенциальной аудитории.

Обязательной рубрикой программы является подбор новостей о самых последних новинках в области техники и изобретениях. Также присутствуют рубрики «Новинка недели» и «Умелец недели», рассказывающая об авторах современных изобретений.

Если говорить о приемах визуализации в выпусках программы «Чудо техники», то они полностью соответствуют современным требованиям телевидения: широкое применение инфографики, 3D моделирование, использование экшн-камер при натурных съемках, съемка и монтаж действия в замедленном или ускоренном времени. Все это также направлено на повышение интереса зрителя к передаче и научной информации, в ней присутствующей.

Текст подводок ведущего и закадровый текст сюжетов наполнен различными терминами, которые либо объясняются понятными для массового зрителя словами, либо иллю-

стрируются в кадре. Таким образом, сложные научные факты и явления делаются доступными. Выполнение этой задачи отмечено и на уровне интервью, поскольку эксперты в кадре также разъясняют упомянутые ими термины. Любая постановка темы сюжета раскрывается с точки зрения полезности для зрителя: «Седина, откуда она берется? Можно ли поседеть от страха или стресса. Когда появится таблетка от седения волос?», «Сегодня речь пойдет о датчиках источников пожара. Все это теперь можно установить самому». Таким образом, авторы ставят перед собой задачу приобщить зрителя к новым изобретениям или научным открытиям, делая акцент на том, как наука решает повседневные проблемы.

Исходя из вышесказанного, в определении отличительных особенностей научнопопулярной публикации в СМИ исследователи обращаются к истокам возникновения научно-популярной журналистики, к коммуникативной природе подобных публикаций как основного посредника между научным сообществом и массовой аудиторией, к выполнению культурно-просветительских функций журналистики. Ученые, исследователи, равно как журналисты и медиакритики, используют их для определения публикаций не развлекательного и не информационного, не публицистического характера, содержащих в себе не оперативную научную информацию по тематике.

Проанализировав выпуски телепрограммы «Чудо техники» на телеканале НТВ, можно отметить, что авторы постоянно создают диалог со зрителем, давая слово его представителям в кадре, проводя постановку вопроса в текстах сюжетов с точки зрения практической полезности того или иного открытия, а также давая эфирное время для выступлений экспертов в той или иной области научного знания.

Также аргументом типологического отличия научно-популярных материалов служит языковой аспект, выявленный в методологии написания научно-популярного текста посредством упрощения специализированной научной информации для восприятия массовой аудитории. Решение этой задачи также отмечено в выпусках программы «Чудо техники» на уровне сценария, а также визуализации сложных научных терминов и понятий.

Все публикации по теоретическому обоснованию научно-популярных материалов посвящены либо их присутствию в конкретном виде СМИ, либо практической подготовке текстов.

Проведя анализ выпусков телепрограммы «Чудо техники» на телеканале НТВ, можно отметить соответствие сюжетов передачи большинству из признаков научнопопулярной публикации в СМИ. Однако тематика программы содержит в себе прежде всего

информацию о конкретных изобретениях и технологиях, лишь иногда касаясь вопросов фундаментальной науки.

Таким образом, отмеченная авторами необходимость терминологического определения феномена «научно-популярная публикация в СМИ» как на уровне теоретического обоснования, так и анализа конкретных журналистских продуктов, а также уточнение конкретных критериев научно-популярного журналистского материала сохраняется.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Баринова, Е.Е. Текстовая задача в системе научно-популярных жанров // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - №12 (28). - Часть 1. - С. 85-89

2. Березина, В.Г. Русская журналистика 2-й четверти XIX века (1826-1839 гг.). - Л.,

1965

3. Ваганов, А.Г. Закономерности исторической динамики научно-популярного жанра // Наука и школа. - 2016. - № 1. - С. 162-168.

4. Ваганов, А.Г. Научно-популярная журналистика и престиж науки в общественном сознании // Российский химический журнал. - 2007. - Т. 51. № 3. - С. 58.

5. Витязева, Ю.А. Научно-популярный сериал как гипержанр медийного дискурса // Вестник Томского государственного университета. - 2016. - № 407. - С. 11-16.

6. Егоров, В.В. Телевидение: Теория и практика. - М., 1992.

7. Заседание Совета по образованию и науке / Официальный сайт Президента Российской федерации. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53313

8. Лапина, И.Ю. Научно-популярное телевидение. Драматургия мысли. - М.: АспектПресс, 2007. - 97 с.

9. Литке, М.В. Научно-популярные и научно-познавательные журналы: проблема типологической классификации // Журналистский ежегодник. - 2014. - № 3. - С. 63.

10. Перельман, Я.И. Занимательная арифметика. Вчера и сегодня. - М.: Олма Медиа Групп, 2013.

11. Писарев, Д.И. Соч.: в 4-х т. Т.3. - М., 1956.

12. Программа «Чудо техники» отмечает юбилей // Телеканал НТВ. - URL: http://www.ntv.ru/novosti/1957282/

13. РАН планирует популяризировать науку среди молодежи в социальных сетях / ИТАР-ТАСС. - URL: http://tass.ru/nauka/4827324

14. Роженцова, О.В. Культурно-просветительские программы отечественного телевидения: традиции и новаторство: на примере телеканала "Культура". - М., 2010.

15. Романов, Д.А. Научно-популярная литература: вчера, сегодня, завтра // Время науки. - №4. - 2015. - С. 28-29.

16. Современные проблемы науки и журналистики: учеб. пособие / сост. С.И. Сметанина. - СПб.: СПбГУ, 2012. -103 с.

17. Таюпова, О.И. Лексико-грамматические средства реализации категории связности в научно-популярных текстах // Вестник челябинского государственного университета. -2012. - №13 (267). - С. 116-122.

18. Щербакова, Г.И. Журнал О.И. Сенковского «Библиотека для чтения» и формирование массовой журналистики в России. - СПб., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.