Научная статья на тему 'Явление созвучий'

Явление созвучий Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
131
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Резник Ирина Ивановна

Сегодня, когда многие меряют свою жизнь материальным достатком, остались еще люди-бессребреники, сподвижники, деятельность которых направлена на улучшение, духовное очищение общества. Один из них омский композитор Лев Викторович Фёдоров энтузиаст, воспевающий любимый город, бескорыстный пропагандист творчества талантливых омских поэтов и вокалистов, автор песен и романсов на стихи омских поэтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONY EFFECT

Today prosperity is very important for many people but there are still disinterested persons, fellow-soldiers, whose activity is designed to improvement and spiritual self-perfecting of the society. One of them is the Omsk composer Lev Viktorovich Fyodorov, an enthusiast, praising a beloved city, an unselfish promoter of Omsk talented poets and musicians’ creativity, a song and romance writer.

Текст научной работы на тему «Явление созвучий»

УДК 784(092)(571.1) ГРНТИ 18.41.09

И.И. Резник

ЯВЛЕНИЕ СОЗВУЧИИ

Сегодня, когда многие меряют свою жизнь материальным достатком, остались еще люди-бессребреники, сподвижники, деятельность которых направлена на улучшение, духовное очищение общества. Один из них - омский композитор Лев Викторович Фёдоров - энтузиаст, воспевающий любимый город, бескорыстный пропагандист творчества талантливых омских поэтов и вокалистов, автор песен и романсов на стихи омских поэтов.

I.I. Reznik

HARMONY EFFECT

Today prosperity is very important for many people but there are still disinterested persons, fellow-soldiers, whose activity is designed to improvement and spiritual self-perfecting of the society. One of them is the Omsk composer Lev Viktorovich Fyodorov, an enthusiast, praising a beloved city, an unselfish promoter of Omsk talented poets and musicians' creativity, a song and romance writer.

Лев Викторович - человек интересной судьбы. Та творческая искра, которая вспыхнула в 1999 году, тихонько горела в его сердце довольно длительный период, включающий в себя учебу, работу, поиск своего подлинного места, своей, и только своей настоящей ячейки в человеческом обществе. Вспышка стала тем озарением, которое явило на свет музыку, объединившую стихи и голоса в прекрасные песни. Но до появления этой творческой вспышки многое произошло в жизни композитора.

Рассказывая о себе, Лев Викторович подчеркивает, что все мужчины в его родне -военные, и с улыбкой добавляет, что только у него гражданская профессия. Его отец прошел всю Великую Отечественную войну от начала до конца, но не любил вспоминать и говорить об этом. Кое-что рассказывал дядя - брат отца Анатолий Андреевич Фёдоров, тоже участник войны, полковник Советской армии.

Дядя говорил об отце Льва Викторовича (своем брате Викторе), что тот был очень смелым и решительным человеком: бесстрашно вел себя в бою и не боялся никаких наказаний

© И.И. Резник, 2017

и взысканий. Кроме подвигов, отмеченных боевыми наградами, вспоминается эпизод, связанный со спасением и выносом с поля боя Знамени полка, оказавшегося в очень тяжелом положении на Западном фронте.

Сам отец об этом никогда не рассказывал. После войны он продолжал службу в г. Ровно, там 28 марта 1948 г. у супругов Фёдоровых родился сын, которого назвали Львом в честь дяди по материнской линии Льва Константиновича Писарева, тоже фронтовика,

военного корреспондента, полковника Генерального штаба. После войны Лев Писарев работал под руководством самого Г.К. Жукова в Одессе.

Дядя, Лев Константинович Писарев

В 1955 году семья переехала на новое место службы отца - в город Омск. Здесь он работал начальником штаба полка, базировавшего в Омской крепости (там, где сейчас Музей воинской славы), имел звание подполковника. Мама была медсестрой, очень любила петь. Маленькому Леве еще тогда запали в душу песни: «Темная ночь», «Синий платочек», песни И.О. Дунаевского, которые часто звучали по радио и в домашних застольях.

Семья Виктора Андреевича Фёдорова, 1953 г.

Родители мамы были очень талантливыми людьми и многое умели делать. Семья Фёдоровых жила на самой старой улице Омска -

Штабной, д. 581 (ныне ул. Таубе, 10). Там все начиналось, в том числе и музыка. Лев Викторович и сейчас любит повторять: «Крепость -это такое место, которое всю любовь к Омску и родило во мне».

О своем «допесенном» периоде Лев Викторович говорит, что это путь, как у всех: школа № 19 (в разные годы ней учились Л. Мартынов, Р. Рождественский, В. Шебалин), музыкальная школа № 2, политехнический институт. И тут студент-пятикурсник Лев Фёдоров решил продолжить музыкальное образование и сдать вступительные экзамены в музыкальное училище им. В. Шебалина. Заканчивая пятый курс политехнического, он параллельно учился на фортепианном отделении музыкального училища. До сих пор вспоминает, с каким нетерпением ждал в 1969 году 1 сентября! Начало того учебного года имело для будущего музыканта особое значение - это был первый день занятий в «Шебалинке». Л.В. Фёдоров навсегда запомнил и своего любимого педагога Мэри Борисовну Гусеву, которая и сейчас остается для него такой, какой он увидел ее первый раз на консультации, а затем на вступительных экзаменах: стройной, элегантной, терпеливой, строгой. Требуя от студентов полной самоотдачи, она и сама постоянно находилась в состоянии бесконечного служения искусству, играла с омским симфоническим оркестром. В настоящее время М.Б. Гусева - заслуженный работник культуры РФ, работает в Санкт-Петербурге в музыкальном училище при консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

Л.В. Фёдорова вообще очень много связывает с городом на Неве: там родился его отец, дед работал на Путиловском заводе, и в «кровавое» воскресенье 1905 года, спасаясь, прыгал в Мойку, о чем сам потом рассказывал детям. Двоюродные бабушка и дед тоже жили в Питере, совсем недалеко от Зимнего дворца, на ул. Миллионной. Вот такая интересная сложилась генетическая композиция у будущего музыканта, который всю жизнь вспоминает Санкт-Петербург, а воспевает ставший для него родным город Омск.

Годы учебы в музыкальном училище были наполнены каждодневными занятиями, репетициями, прослушиваниями. Льву Викторовичу вспоминается эпизод из студенческой жизни, когда он играл концерт Бетховена № 1 (до-мажор), а Мэри Борисовна исполняла пар-

тию оркестра на втором рояле. Лев Фёдоров получил оценку «отлично», а мудрый педагог вынесла свою оценку, сказав ученику, что он, если бы все вовремя сделал, мог бы сыграть первую часть этого произведения для школьников в зале филармонии с симфоническим оркестром. Это запомнилось ему на всю жизнь: все надо делать вовремя и трудиться -тогда будет результат.

После окончания музыкального училища в 1975 году он работал преподавателем фортепиано, заместителем директора, директором в разных ДШИ г. Омска. В перестроечные годы занимался организацией экскурсий по городу. И вот тут произошла встреча музыканта и поэта. Местом этой знаковой встречи стало старое здание школы № 19, где когда-то учился Лев Викторович, а потом в этом здании разместился институт усовершенствования учителей, где работала в то время филолог и талантливый поэт Марина Александровна Безденежных. Для музыканта Фёдорова слово стало волшебством, и волшебство это исходило из книжки стихов Марины. Книжку он попросил с целью написания песни, и получил ее из рук автора с комментарием, что на эти стихи песни не пишутся. Через два дня песня с названием «Новый лист» была готова.

Шел февраль 1999 года. Вскоре в руках композитора оказался сборник стихов Валентины Юрьевны Ерофеевой - и появилась песня «Смородина», а затем, через несколько месяцев, и коллективный сборник тридцати омских поэтесс под редакцией Т.Г. Четвериковой «Бабье лето». Презентация сборника состоялась летом 1999 года в библиотеке им. А.С. Пушкина, где собралось все Омское отделение Союза писателей России, и куда был приглашен Л.В. Фёдоров. Тогда прозвучали первые две песни, и автор музыки утвердился в своем решении продолжать сочинять мелодии, так как эта встреча с живыми поэтами произвела на него сильное впечатление.

По его мнению, поэты - это небожители, живущие рядом, слушающие самого Бога, и ему хотелось продолжать встречаться с ними, брать из их рук стихи и создавать песни. «Карманные» книжки, которые ему дарили, стали магией для него. Он их называет волшебными. Сами поэтессы были очень благодарны композитору. Тогда они сказали «Спасибо», а через несколько лет Омское отделение Союза писате-

лей России выдвинуло Л.В. Фёдорова на соискание Губернаторской премии им. В. Шебалина. Диплом лауреата премии был вручен 29 мая 2012 года. А тогда, в самом начале творческого содружества, первыми музами композитора стали М. Безденежных, В. Ерофеева, Т. Четверикова, С. Курач, А. Соляник, И. Романча, затем Е. Кузнецова, Л. Евдокимова. Появилась песня и на стихотворение «Черные береты» мужчины-поэта В. Шаханина, жителя села Знаменка.

В 2000 году возникла идея объединить песни в один проект, который получил название «Созвучие нот и слов» (строчка из стихотворения М. Безденежных). 29 февраля состоялся первый концерт произведений Льва Викторовича из 13 песен в библиотеке им. А.С. Пушкина, затем - 1 апреля того же года -ещё один концерт под названием «Накануне новолуния» на сцене Омского Дома актёра, а 1 мая Л.В. Фёдоров был уже в Нью-Йорке. Планировал поработать года два, но получилось пять. Лев Викторович ходил на джазовые концерты, слушал известных джазовых исполнителей, среди которых ему особенно запомнились талантливые пианисты Оскар Питер-сон, Дэйв Врубек, джазовая скрипачка Реджи-на Картер, игравшая на скрипке Паганини. В 2004 году в Нью-Йорке записан первый тираж СБ-диска песен на стихи омских поэтов «Бабье лето» в исполнении Аллы Пушной, его ученицы по фортепиано. Записи были сделаны на омском радио, а в Нью-Йорк отправлен мастер-диск. Сейчас Лев Викторович вспоминает, что остаться в Америке у него не было даже мысли, потому что Омск - это его город, он вернулся в 2005 году. Подъезжая к родному Омску, когда за окном поезда замелькали родные станции, поля и перелески, музыкант испытывал волнение, радостное ощущение, что наконец-то вернулся! Он привез весь небольшой тираж «Бабьего лета», за исключением одного диска, подаренного консулу в Нью-Йорке. Лев Викторович утверждает, что там никому эти песни не нужны, они нужны здесь, потому он привез их сюда.

В ноябре 2011 года Министерство культуры Омской области выпустило тираж авторского нотного сборника под названием «Живая женская душа» (строка из программного стихотворения Т.Г. Четвериковой). В него вошли ноты и слова (стихи) 33 песен, а также диск со

студийными записями этих песен. Презентация сборника проходила в том же году в Москве, в Союзе писателей России (Комсомольский проспект, 13) и имела хорошие отзывы в прессе и на радио. На этой презентации в Правлении Союза писателей России стало понятно, что нужно продолжать писать песни. Сейчас этому циклу «Живая женская душа» более шестнадцати лет, и он продолжается, так как, по словам композитора, «остановиться уже невозможно».

К 300-летию Омска композитор в содружестве со своим творческим окружением сделал подарок городу: это замечательное издание под названием «Город мой прекрасный и былинный».

В сборник вошли стихи, ноты, диск с записью песен, фотографии участников проекта -23 портрета омичей: поэты Т. Четверикова, М. Безденежных, В. Ерофеева-Тверская, С. Курач, Л. Евдокимова, Е. Кузнецова, солисты большой оперы П. Червинский, А. Исаев, известные омские вокалисты Е. Новикова, А. Ракитина, А. Пушная, художник Г. Павлов, аранжировщик А. Апасов, дизайнер В. Перми-нова, звукорежиссеры Б. Мордохович и Е. Шабанов, нотный редактор С. Елпатьевский, музыкальный редактор Л. Ливинская - очень большие мастера своего дела. Лев Викторович считает, что помощь, которая была оказана всеми участниками проекта, стоит значительно дороже тех средств - его собственных, которые он затратил при подготовке проекта. В основном это энтузиазм людей, которые вложили душу, силы, свой талант. Л.В. Фёдорову вообще везет на людей, готовых сделать очень многое бескорыстно, он как будто обладает неким магнетизмом, притягивающим таких людей. Л.В. Фёдоров благодарен им, настоящим патриотам своего города и своей страны.

В одном из интервью на радио композитор заметил, что о патриотическом воспитании иногда говорят «заофициаленно». Но здесь этого нет, поэты пишут не по заказу, а так, как подсказывает душа, их поэтическое слово вдохновляет музыканта, несмотря на то, что, по словам самого Льва Викторовича, писать музыку на стихи сложнее, чем на тексты, написанные специально для песен.

Вооружившись изданием «Город мой прекрасный и былинный», можно совершить музыкальное путешествие: зайти в Музей воин-

ской славы, музей «Либеров-центр», узнать о возрождении Ачаирского монастыря, Успенского кафедрального собора и о многих других исторических местах Омска. Лев Викторович прекрасно знает все эти места, и как в прошлом организатор экскурсий по городу, и лектор, рассказывавший жителям общежитий Юнго-родка об этике, православии, искусстве. Композитор и сейчас с удовольствием откликается на приглашения выступить в школах, вузах, музеях, занимается просветительством в соцсетях. Несколько раз он побывал в Омском государственном университете путей сообщения, с воодушевлением рассказывая студентам о поэзии, музыке, о песне как музыкально-словесном искусстве, о музыкальных направлениях, об омских авторах. Он всегда приносит диски, предоставляя возможность послушать написанные им песни.

16 апреля 2014 года по приглашению Омского регионального отделения Петровской академии наук и искусств в студенческом учеб-но-досуговом центре университета путей сообщения состоялась творческая встреча «Музыкально-поэтическая жизнь Омска», в которой принимали участие поэты - вдохновительницы Л.В. Фёдорова: В. Ерофеева-Тверская, М. Безденежных, Е. Кузнецова, С. Курач, И. Романча. Прозвучало интересное выступление об омской литературе профессора ОмГУ им. Ф.М. Достоевского доктора филологических наук профессора В.И. Хомякова. Зрители имели возможность послушать стихи в исполнении авторов, а также песни на музыку Л. Фёдорова в исполнении лауреатов международных и всероссийских конкурсов Е. Новиковой и А. Ракитиной в фортепианном сопровождении автора.

На таких встречах студенты делают для себя много открытий, обогащаясь духовно, ведь музыка - и сама по себе, и в содружестве с поэзией способна очистить душу, поменять образ мыслей, укрепить дух и даже повлиять на характер и поступки. Музыка может заставить человека плакать или смеяться.

Лев Викторович принимал участие и в Рождественских чтениях, прошедших в библиотеке университета путей сообщения в ноябре нынешнего года. В своем выступлении он говорил о единении поэзии, музыки и православия, рассказывал об истории создания песен из сборника «Город мой прекрасный и былинный». И конечно, звучали песни, добавившие в

сердца участников Рождественских чтений чистоты и света.

Еще будучи студентом музыкального училища, глядя, как работает любимый педагог М.Б. Гусева, слушая в Нью-Йорке джаз, бывая на концертах исполнителей разных стилей и направлений, исполняя свои собственные песни, Лев Викторович задумывался о том, что исполнение музыкального произведения сиюминутно и неповторимо. Музыкант может исполнить произведение сотни раз, и каждый раз будет как первый, так как он вкладывает в исполнение душу, все больше познавая самого себя. Композитор убежден, что у Омска есть внутренняя музыка, которую у города невозможно отнять, и это убеждение сложилось у него уже давно, ведь он здесь вырос, учился, а учебные заведения -это огромное количество талантливых людей, потрясающих преподавателей, которые так много ему дали. На вопрос: когда он будет

жить для себя? - композитор отвечает, что так он и живет для себя. Все, что он делает, очень важно для него самого - человека, творящего музыку, принадлежащую к разряду вечных ценностей. Для Л.В. Фёдорова понятие «жить для себя» как раз и означает творить и дарить эти ценности окружающим людям, вовлеченным в каждодневную суету, где происходит постоянная утечка энергии добра и накопление энергии зла. И далеко не каждый в этой суете способен услышать музыку, которой наполнен окружающий нас мир: мелодию ветра, шелест листвы, пение птиц. Творческий человек слышит, а потом воспроизводит уже по-своему. Лев Викторович Фёдоров - друг поэзии, друг омичей, творчески одаренных, - таких, как он сам - творец, вносящий свой посильный вклад в реализацию общественной потребности в чистоте, гармонии, красоте, без которых невозможно воссоединение веры и самой жизни.

P.S. Совсем недавно Л. В. Фёдоров написал песню, посвященную скульптурам - богиням (Путь, Тяга, Движение, Управление), украшающим историческое здание Управления Омской железной дороги (где сейчас расположен университет путей сообщения) и их автору - чешскому скульптору В.Ф. Винклеру.

УДК 792.2 ГРНТИ 18.45.01

ТЕАТР ЖИВ, ТЕАТР БУДЕТ ЖИТЬ

В.В. Фоменко

Омский государственный технический университет Россия, 644050, г. Омск, просп. Мира, 11

Показана работа над спектаклями в Омском городском драматическом театре «"Студия" Л. Ермолаевой». Дана высокая оценка актерской игре в спектаклях «Ретро» по пьесе А. Галина) и «Школа соблазна» по пьесе В. Азерникова.

Ключевые слова: драматический театр, пьеса, постановка, актерское мастерство, город Омск, Любовь Ермолаева.

THEATRE LIVES, THEATRE WILL LIVE

V. V. Fomenko

Omsk State Technical University Russia, 644050, Omsk, prosp. Mira, 11

The article shows performances work in Omsk City Drama Theatre "L. Ermolaeva's Studio". The author expresses a high opinion of the acting in the performances "Retro" by A. Galin and "Temptation School" by V. Azernikov. Keywords: a drama theatre, a play, a stage direction, the actor's art, Omsk, Lyubov' Ermolaeva. © В.В. Фоменко, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.