ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИИ И ИСКУССТВОЗНАНИЯ
DOI: 10.17805^ри.2019.2.21
Творчество Георгия Мовсесяна и время
А. Д. Бородай Московский гуманитарный университет
Творчество композитора Георгия Мовсесяна представляет большой интерес для исследователей, которые изучают советское и российское искусство. В музыке и песнях композитор отразил время последней четверти ХХ в. и первого десятилетия ХХI в. Песни Георгия Мовсесяна всегда были актуальными и современными. Показателем этого является тот факт, что самые популярные исполнители на советской и российской эстраде включали в свой репертуар песни Георгия Мовсесяна. Тематическая палитра песен была достаточно широкой.
В статье дается общий обзор творчества композитора начиная со времени его учебы, становления. Автор статьи был лично знаком с Г. В. Мовсесяном, поэтому делится воспоминаниями о встречах, совместных проектах, которые реализовывались в Высшей комсомольской школе — нынешнем Московском гуманитарном университете. Ключевые слова: Г. Мовсесян; советский композитор; советская эстрада; популярная музыка; песенное искусство; Высшая комсомольская школа
ВВЕДЕНИЕ
В последней четверти ХХ — начале XXI в. яркой фигурой, самобытной страницей советского и российского песенного искусства был композитор Георгий Викторович Мовсесян (1945-2011). Он был другом Московского гуманитарного университета на протяжении 30 лет. Лауреат премии Ленинского комсомола (1983) — за песни о комсомоле и молодежи, лауреат премии А. В. Александрова, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1995), народный артист Российской Федерации (2001), кавалер ордена Почета (2006), кавалер ордена «За усердие во благо Отечества», кавалер ордена МосГУ «Служение и честь». Очень доброжелательный, зажигательный и приятный в общении человек.
Творчество композитора Георгия Мовсесяна — это важная часть песенной культуры нашей страны последней четверти XX в. и первого десятилетия XXI в. Его творчество должно быть предметом исследования культурологов, искусствоведов, историков музыки, но таких исследований автором данной статьи не обнаружено. Была лишь опубликована много лет назад его краткая биография в связи с получением премии Ленинского комсомола, имеются несколько интернет-источников с интервью композитора журналистам, материалы о жизни и творчестве композитора в связи с его смертью. Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы восполнить отсутствие иссле-
дований о жизни и творчестве популярного композитора и отдать ему должное за вклад в песенную культуру нашей страны с позиции культурологии.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Родился Г. В. Мовсесян 2 августа 1945 г. в актерской семье в Харькове. Все последующие годы он боготворил этот город. Композитор в одном из интервью тепло и ностальгически рассказывал: «Я бесконечно люблю свое детство и часто вспоминаю его. Переполняюсь таким трепетом, когда подхожу к окнам нашей харьковской коммуналки! Не знаю, кто там сейчас живет, но эти два окошка для меня очень дороги. А напротив жила моя любовь, которую помню всю жизнь. Там было все впервые...» (Демь-янок, 2012: Электронный ресурс).
Позднее он напишет гимн города Днепропетровска и несколько песен на украинском языке, выражая тем самым свою любовь и признательность стране детства.
Семья оказала сильное воздействие на жизненные взгляды и выбор профессии. Отец и два его брата были актерами. Они окончили Харьковский театральный институт. Учились вместе с народным артистом Украины Василием Быковым. Работали в Харьковском театре драмы. Это важное обстоятельство определяло атмосферу в семье. В ней постоянно проходило обсуждение спектаклей и новостей театральной жизни. Зачастую роли разучивались перед зеркалом. Первая мечта о будущей профессии у Георгия возникла под воздействием близких людей. Он хотел быть похожим на отца и стать актером. Но отец был против театральной судьбы сына. Поэтому Георгию путь в актеры был закрыт, и он с этим согласился. Отец часто выступал в концертах как ведущий и чтец, выезжал на гастроли. Однажды привез из поездки небольшой немецкий аккордеон «Weltmeister». Этот подарок определил дальнейшую судьбу Георгия Мовсесяна.
Он начал учиться играть на аккордеоне «на слух». Несколько уроков будущему композитору дал друг отца, который играл на музыкальном инструменте. Но он рекомендовал отдать ребенка в музыкальную школу. Его записали в кружок игры на аккордеоне в Харьковский дом учителя. В это время Георгию еще не было 10 лет. Через два года он уже уверенно владел инструментом и играл музыкальные произведения за 4-5-й классы музыкальной школы. Композитор вспоминал, что в 12 лет он играл «Полонез» Огинского. Эта пьеса польского композитора Михаила Огинского многих слушателей «брала за душу». Не случайно у нее было еще одно название: «Тоска по Родине».
В 1959 г. родители Георгия Мовсесяна приняли решение переехать из Харькова в Сибирь. Отца пригласили на работу в Кемеровский театр драмы. Поэтому в 8-м классе средней школы Георгий Мовсесян учился в новом для себя городе Кемерове, столице Кузбасса. Здесь добывали уголь, выплавляли металл, дети ходили в школы, работали театры, дворцы культуры. Одним словом, жили люди обычной жизнью. По атмосфере было много общего с Харьковом, но по климату — настоящая Сибирь.
После окончания неполной средней школы, когда Георгию Мовсесяну исполнилось 15 лет, он принял решение поступать в музыкальное училище. Можно было подать документы в Кемеровское музыкальное училище и учиться в том городе, где жили родители. Возможно, какие-то шаги в отношении этого музыкального училища Георгий Мовсесян предпринимал. В исторической справке Кемеровского музыкального колледжа (ранее — Кемеровское музыкальное училище) написано, что выпускником этого учебного заведения является композитор Георгий Мовсесян (Кемеров-
ский музыкальный колледж ... : Электронный ресурс). Не исключено, что ему в дальнейшем присвоили звание почетного выпускника колледжа.
Но на самом деле Георгий Мовсесян поехал в Москву поступать в самое престижное среднее музыкальное учебное заведение — музыкальное училище имени Гнеси-ных, знаменитую Гнесинку. Конкурс в это прославленное музыкальное училище всегда был очень большим. На вступительных экзаменах Георгий Мовсесян играл «Ноктюрн» Клода Дебюсси, который первоначально был написан композитором для фортепиано. Комиссия оценивала два аспекта исполнительского искусства. Во-первых, как исполнитель передает характер произведения, т. е. музыку. Во-вторых, как музыкант владеет техникой исполнения. Музыкальное произведение прозвучало убедительно, необычно, поэтому решение комиссии было положительным. С этого начался следующий, и очень важный, этап жизни Георгия Мовсесяна. Он стал студентом Государственного музыкально-педагогического училища имени Гнесиных.
В студенческие годы он мог рассчитывать на помощь родителей, но очень хотел обеспечить себя сам. Поэтому задумался над тем, где можно было бы подрабатывать. Однажды рядом с училищем он наткнулся на объявление, в котором сообщалось, что Театру киноактера, который располагался недалеко, требовался аккордеонист для участия в гастрольных поездках актеров. В объявлении была приписка о необходимости пройти предварительное прослушивание. Георгий взял аккордеон и пошел в театр. Администратор театра сказал, что где-то здесь народные артисты СССР Эраст Павлович Гарин и Борис Федорович Андреев. Они могут проверить и принять решение. Георгий нашел известных артистов в буфете. Когда он подошел к ним и сказал, что пришел на прослушивание, ему задали вопрос: «"Карусель" играть умеешь?» Георгий достал из чехла инструмент и сыграл эту пьесу. Народные артисты были настолько вдохновлены, что, дав ему денег, отправили в магазин за водкой. Прослушивание прошло успешно. В одном из интервью Георгий Мовсесян вспоминал этот сюжет. Он говорил: «Я им как шарахнул эту "Карусель".» (Демьянюк, 2012: Электронный ресурс).
Сделаем небольшое отступление. Пьеса «Карусель» была написана немецким композитором и аккордеонистом Альбертом Фоссеном. Это музыкальное произведение было очень популярным во второй половине ХХ в. Да и нынешние аккордеонисты и баянисты иногда его исполняют в концертах. Чем примечательна эта пьеса? Она очень техничная. Исполняется в быстром темпе. Выразительная мелодия. В этом произведении две части: первая — быстрая и техничная, а вторая — мелодичная. Если музыкант хорошо владеет инструментом, то эта мелодия произведет неизгладимое впечатление.
Так Георгий Мовсесян стал сотрудничать с Театром киноактера. Композитор вспоминал, что поездки на гастроли создали некоторые проблемы с учебой в училище. Сам композитор называл этот период театрально-гастрольными университетами.
ТВОРЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
В период учебы в Музыкальном училище имени Гнесиных в жизни Георгия Мов-сесяна произошло еще одно знаменательное событие, которое отразилось на его дальнейшем творчестве. Он стал частью истории создания фильма Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». По замыслу режиссера этот фильм должна была сопровождать музыка. Для этого к участию в создании музыкального материала мастер пригласил известного композитора Андрея Петрова. Съемки фильма проходили летом и осенью 1963 г. в Москве. Композитор написал песню «А я иду, шагаю по Москве.», которую исполнял Никита Михалков. В фильме есть музыкальная тема, которая на-
зывается «Дождь». По замыслу композитора для выразительности мелодии в оркестр необходимо было добавить двух аккордеонистов. Кто-то рекомендовал Андрею Петрову пригласить в оркестр студента Музыкального училища имени Гнесиных Георгия Мовсесяна. Когда состоялась встреча с Андреем Петровым, Георгий сказал: «Я вам сыграю один, как два аккордеониста». В этой шутке была большая доля правды. Георгия Мовсесяна пригласили в оркестр для записи музыки к фильму.
Это был своеобразный дебют в кино. Георгий Мовсесян сопровождал в составе оркестра исполнение песни «А я иду, шагаю по Москве», он солировал на аккордеоне в мелодии «Дождь», которую записали в качестве музыкального сопровождения сюжетов фильма. Георгия Мовсесяна уже знали в московских музыкальных кругах. Он сотрудничал с радиостанцией «Юность», выступая в качестве аранжировщика музыки для эстрадно-симфонического оркестра. Его пригласили в качестве музыканта в оркестр киностудии «Мосфильм».
На выпускном государственном экзамене в Гнесинке в июне 1964 г. Георгий Мовсесян исполнял на аккордеоне классическое произведение «Концерт для фортепиано с оркестром» норвежского композитора Эдварда Грига. Да, это произведение было написано для фортепиано с оркестром. Однако передать характер произведения на аккордеоне требовало большого искусства. Георгий успешно с этим справился и получил диплом.
В этот же год он попытался поступить в Московский государственный институт культуры на отделение оркестрового дирижирования факультета культурно-просветительной работы. На вступительных экзаменах требовалось исполнить музыкальное произведение на аккордеоне, написать сочинение и сдать экзамен по истории. По неофициальным данным, в этот вуз поступило указание ограничить прием выпускников из музыкальных училищ, предпочитая выпускников училищ культурно-просветительных. Он попал в заведомо непроходную категорию абитуриентов. В дальнейшем, как я думаю, МГИК в лице руководства много раз пожалел, что лишился такого звездного студента и выпускника. Однако в 1968 г. его зачислили на отделение композиции в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Он продолжил свое образование.
После окончания Музыкального училища имени Гнесиных 19-летнего Георгия Мовсесяна призвали на службу в армию. В то время для военкоматов давалась такая установка: призывников с музыкальным образованием направлять на службу в военные ансамбли. Так он попал в Ансамбль песни и пляски Московского военного округа. Военная служба стала для Георгия Мовсесяна очень полезной творческой школой. Он два года служил артистом оркестра, которым руководил военнослужащий срочной службы Давид Тухманов, который в 1963 г. окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу композиции. После окончания вуза его призвали на службу в Ансамбль песни и пляски Московского военного округа. Он руководил оркестром, и Георгий Мовсесян входил в его состав. За время службы они подружились. Георгий Мовсесян в разных интервью с благодарностью вспоминал совместную службу с Давидом Тухмановым, считая его своим творческим учителем. Интересно, что их судьбы во многом похожи. Давид Тухманов был старше Георгия Мовсесяна на пять лет. Георгий Мовсесян шел по стопам своего творческого наставника. Они оба были лауреатами премии Ленинского комсомола, заслуженными деятелями искусства РФ, народными артистами России. Оба за творчество получили ордена: Г. Мовсесян — орден Почета, а Д. Тухманов — орден Дружбы народов.
Об этом периоде жизни композитор вспоминал: «Армия, не спрашивая, есть у тебя вдохновение или нет, помогла нам осваивать профессию. Я писал аранжировки чужих песен для большого оркестра и потом как-то незаметно начал сочинять инструментальные пьесы, песни. В общем, благодаря ансамблю многому научился, много чего приобрел, но главным приобретением считаю артистку балета ансамбля Марину, с которой мы живем вместе не один десяток лет. Честно скажу, у нас в балете было на кого посмотреть. Ну и я смотрел, смотрел и досмотрелся...» (Яковлев, 2007: Электронный ресурс).
Находясь на службе в Ансамбле песни и пляски Московского военного округа, в 1965 г. Георгий Мовсесян написал свою первую песню «Дороги» на стихи А. Землян-ского и Б. Вахнюка. Его вдохновили стихи, и он постарался передать в мелодии всю замечательность поэзии. Он любил свою первую песню, как первую любовь. Песню «Дороги» спел Иосиф Кобзон, с которым Георгий Мовсесян был знаком со студенческих времен. В дальнейшем эта песня навсегда вошла в постоянный репертуар Иосифа Кобзона. Музыка перекликается, с моей точки зрения, с Седьмой симфонией Шостаковича. Там слышен ритм какого-то нашествия. Песня передает характер войны (Демьянюк, 2012: Электронный ресурс).
В 1969 г. Георгия Мовсесяна пригласили на работу в Москонцерт, где он работал артистом, солистом и концертмейстером инструментальной мастерской в государственном объединении музыкальных, цирковых и эстрадных предприятий. В это же время композитор активно сотрудничал с радиостанцией «Юность», делая оркестровые аранжировки эстрадных и бардовских песен для эстрадно-симфонического оркестра. Премьера многих песен композитора состоялась именно на этом радио.
Георгий Мовсесян писал песни на стихи Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Льва Ошанина, Михаила Танича, Игоря Шаферана, Анатолия Поперечного и других известных поэтов-песенников. Его песни исполняли знаменитые певцы Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Эдуард Хиль, Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Анне Вески, Вахтанг Кикабидзе, а также ВИА «Пламя». Некоторые песни известны и в авторском исполнении: «Останься, молодость», «Проводы любви», «Это море» (Звезды первой величины, 2003: 135).
Композитор Георгий Мовсесян написал музыку к целому ряду кинофильмов. Его дебют в кино как композитора состоялся в 1976 г. Режиссер Янис Стрейч на Рижской киностудии снимал художественный фильм «Мастер». Он пригласил молодого композитора написать музыку для этого фильма. В 1979 г. режиссер Валерий Михайловский пригласил Георгия Мовсесяна написать музыку для кинофильма «По данным уголовного розыска». В этом фильме звучат две песни. Песню «Месяц денежкой блеснет» на слова Роберта Рождественского исполняет актер театра и кино, бард Александр Хочинский. Он в 1996 г. стал народным артистом РФ. Песню «Память, память» в этом кинофильме исполнил Иосиф Кобзон.
В следующие годы Мовсесян писал музыку для телесериалов и кинолент: «Малая земля», «Возрождение», «Целина» по трилогии Брежнева (1980), «Правда великого народа» (1982), «Линия смерти» (1991), «Падение» (1993), «Хочу в Америку» (1993), «Поклонник» (1999).
В 1990 г. Георгий Мовсесян написал музыку к кинофильму «Аферисты» режиссера Всеволода Шиловского. В 1991 г. он продолжил сотрудничество с этим режиссером. В кинофильме «Линия смерти» Шиловского вновь звучит музыка Георгия Мов-сесяна. В 1992 г. режиссер Иван Соловов снимал мелодраму под интригующим назва-
нием «А спать с чужой женой хорошо?» Композитор Георгий Мовсесян написал музыку к этому фильму. В 1992 г. Георгий Шенгелия предложил Мовсесяну написать музыку для российско-американской комедии «Менялы». В 1993 г. режиссер Сергей Никоненко на киностудии «Беларусь-фильм» снимал комедию <Лочу в Америку». Автором музыки в этом фильме был Георгий Мовсесян. В этом же году режиссер Лев Пискунов снимал в Центре А.В.И.КОМ, группа «КАСКАД» детектив «Падение», для которого музыку писал Георгий Мовсесян.
Композитор Георгий Мовсесян создал пять песен к пяти новеллам (сериям) кинофильма «Мужчины и все остальные», где режиссером и исполнителем главной роли певца — комментатора событий стал Вахтанг Кикабидзе. В 1994 г. Мовсесян написал песни к фильму Сергея Никоненко «Не хочу жениться» и сам снялся в эпизоде этого фильма.
Вокально-инструментальный ансамбль «Пламя» был организован в структуре Москонцерта в 1975 г. Он быстро завоевал популярность в стране. Ансамбль исполнял песни очень многих авторов. У ВИА «Пламя» сложились творческие отношения с композитором Георгием Мовсесяном, который в этот период работал в Москонцер-те. Одной из первых в репертуаре ансамбля была песня Георгия Мовсесяна «Пока мы любим» на слова поэта Михаила Танича. Еще одна песня Георгия Мовсесяна «Оксана» на слова Льва Ошанина в исполнении ВИА «Пламя» была записана в 1978 г. на фирме «Мелодия» на пластику и выпущена массовым тиражом. В 1978 г. проходил XI Всемирный фестиваль молодежи и студентов на Кубе. К этому событию Георгий Мовсесян написал песню на слова поэта Льва Ошанина «Это говорим мы». В составе делегации нашей страны был ансамбль «Пламя». Каждое выступление на фестивале он начинал песней Георгия Мовсесяна «Это говорим мы». В 1980 г. ансамбль «Пламя» подготовил новую программу, в которую была включена песня Георгия Мовсесяна на слова Анатолия Поперечного «За поворотом». Сотрудничество композитора Георгия Мовсесяна с популярным ансамблем «Пламя» явилось интересной творческой страницей его творчества.
ДРУГ НАШЕГО УНИВЕРСИТЕТА
Моя первая встреча и знакомство с композитором состоялись осенью 1975 г. Однажды зазвонил мой рабочий телефон, и на другом конце провода человек сказал: «Добрый день! Это — Георгий Мовсесян. Я живу здесь рядом и хочу зайти». Через несколько минут в кабинет вошел незнакомый мне человек, высокий и красивый. Представился. Через пять минут мы разговаривали, как будто всю жизнь знали друг друга.
Георгий пришел с идеей. Он только что написал новую песню под названием «Мне доверена песня» на слова поэта Льва Ошанина. Спросил, есть ли в нашем вузе вокально-инструментальный ансамбль. Он хотел, чтобы студенческий ансамбль записал эту песню для радиостанции «Юность». Мы в это время готовили концерт ко Дню рождения комсомола для аппарата ЦК ВЛКСМ. Премьера этой песни была бы как нельзя кстати. Мы обсудили это с Георгием, он был заинтересован показать песню в ЦК ВЛКСМ.
Так начались наши дружеские отношения. Они продолжались до последних дней жизни композитора. Он часто бывал в Московском гуманитарном университете, выступал с концертами, присутствовал на торжествах. Обычно приезжал с «минусов-кой» для выступления. Иногда садился за рояль и сам себе аккомпанировал. Одним из номеров были попурри из его песен. Он пел пять-шесть куплетов из разных песен, за-
жигая зрительный зал. Георгий Мовсесян был преданным другом Московского гуманитарного университета.
От многолетнего общения с Георгием Мовсесяном остались самые разные житейские воспоминания. Вот одно из них. Мовсесяна не принимали в Союз композиторов, для членства в котором нужны были произведения крупной формы: симфонии, концертные сочинения. Пока он работал в Москонцерте, проблем не было. Но он хотел перейти на свободное творчество и заниматься сочинением произведений и концертной деятельностью. Без членства в союзе его могли считать тунеядцем, т. е. человеком без записи места работы трудовой книжке. Выход был найден самим Георгием Мовсесяном. Поскольку он писал музыку для кино и его хорошо знали и хорошо воспринимали в Союзе кинематографистов, он поставил вопрос о его приме в этот творческий союз. Такое решение состоялось. В 1982 г. его приняли и в Союз композиторов. Будучи членом Союза кинематографистов, он уже был уверен в своем статусе.
Поначалу Георгий Мовсесян с женой Мариной жили на улице Снайперской, в Вешняках. Я бывал у него дома. У них была двухкомнатная квартира на третьем этаже. Квартира самая обычная. В большой комнате стояло пианино «Ре11Го1Т». Оно было встроено в стенку. Вокруг располагались полки с книгами. Позднее Георгий вступил в жилищный кооператив и построил трехкомнатную квартиру в престижном районе Москвы, недалеко от МИДа.
Представляя мне первый раз Марину, Георгий сказал, что сейчас она пенсионерка. Я был удивлен. Передо мной была молодая красивая женщина. Очень доброжелательная. Затем он дополнил свою информацию разъяснением. Марина работала артисткой Ансамбля песни и пляски Московского военного округа, танцевала в хореографической группе. По законодательству этой категории артистов необходим был стаж 15 лет, чтобы оформить пенсию.
Пока семья Георгия Мовсесяна жила в Вешняках, рядом с Высшей комсомольской школой, профком обеспечивал своеобразное шефство по одному актуальному вопросу. В нашей организации один-два раза в месяц через магазин «Диета», который был на закрытой территории, выдавали продовольственные заказы. Как правило, это были обычные продукты: курица, десяток яиц, батон варено-копченой колбасы, рыбные консервы, банка болгарских маринованных огурцов и т. д. В редких случаях была лососевая икра, как правило, к праздникам. Таким образом, мы поставили на довольствие семью популярного композитора, воздействуя таким образом на его творческое настроение.
«МОИ ГОДА — МОЕ БОГАТСТВО»
О Георгии Мовсесяне в музыкальных кругах ходил такой анекдот. Когда композитор был на гастролях, в его гостиничном номере раздался телефонный звонок: «Вы Мовсесян, автор песни "Мои года — мое богатство" ? — "Да". — "Когда вернетесь в Москву, не расстраивайтесь — вашу квартиру ограбили"». И положили трубку. Музыкант подумал, что это шутка. Но вернулся домой — действительно, обобрали до нитки и оставили записку: «Не расстраивайся. Твои года — твое богатство» (Кавалер ордена: Электронный ресурс).
По этому поводу композитор Евгений Мартынов в передаче Александра Ивановна «Вокруг смеха» на телевидении спел вот такой куплет на музыку песни «Мои года — мое богатство»:
Представь себе: уходишь ты На телевиденье сниматься, А под покровом темноты Исчез рояль — твое богатство. С цветами ты придешь домой, Рояля нет, но есть письмо: «Твои года — твое богатство!»
Георгий Мовсесян был заядлым автомобилистом. Он один из первых с помощью ЦК ВЛКСМ получил возможность приобрести переднеприводную машину семейства жигулей — ВАЗ 2108. Георгий ее называл «Зубило». Ездил очень быстро. Часто превышал скорость. Его иногда за превышение скорости останавливали сотрудники ГАИ. Композитор нашел оригинальный способ находить с ними консенсус. Георгий возил с собой пластинки своих песен. И если возникали к нему вопросы, то он дарил пластинку, каялся, и его отпускали с миром. Он был очень обаятельным человеком. Одна улыбка могла решить все конфликтные ситуации.
В советский период самым престижным автомобилем была «Волга». Однажды Союз композиторов, которому выделялись фонды (талоны) на приобретение автомобилей, предложил молодому композитору такой талон на приобретение «Волги». На этот счет Георгий Мовсесян сказал, что он предпочел бы машине удостоверение члена Союза композиторов.
Судя по многочисленным высказываниям Георгия Мовсесяна, самым любимым исполнителем для него был Вахтанг Кикабидзе (Звезды первой величины, 2003: 135). Легче всего ему работалось с Робертом Рождественским. В одном из интервью композитор сказал, что у него такое ощущение, что 90% песен он писал с Робертом Рождественским. На самом деле это не так. Это впечатление от приятного и содержательного сотрудничества. Можно считать огромной наградой для композитора и поэта, когда их произведение символизирует что-то очень важное для страны. Такой была песня Георгия Мовсесяна на слова Роберта Рождественского «Мы армия народа», которой в исполнении сводного оркестра завершался военный парад в честь 70-летия Победы на Красной площади в Москве.
В 1978 г. в столице Кубы Гаване проводился XI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. На такие события в мире принято было откликаться своим творчеством. В нашей стране была очень популярная песня «Куба — любовь моя!» Ее авторами были поэты Сергей Гребенников и Николай Добронравов. Музыку песни написала Александра Пахмутова. Исполнял песню Иосиф Кобзон. Песня была написана в 1962 г. в знак поддержки Кубинской революции, которая победила 1 января 1959 г. Фестиваль молодежи и студентов был большим событием для Кубы, да и для СССР. Георгий Мовсесян хотел поехать на фестиваль с новой песней. Он предложил Льву Ошанину написать слова новой песни. Мовсесян хотел, чтобы в песне был передан ритм румбы. Румба как стиль в музыке зародился на Кубе в начале XIX в., а затем распространилась в Америке и на других континентах. Поэтому Георгию Мовсесяну хотелось передать ритмику и характер румбы в своей песне. В итоге получилась зажигательная песня.
К этому фестивалю в состав советской делегации по традиции были включены популярные поэты, композиторы, артисты. Значительная часть делегации плыла на Кубу теплоходом. Это был путь в 19 дней. Делегаты хорошо проводили время, общались, готовились участвовать в программе. За это путешествие Георгий Мовсесян с Робер-
том Рождественским написали песню «Начало», которая стала очень популярной. Все пассажиры теплохода волновались по поводу Бермудского треугольника. Георгий Мовсесян вспоминал: «.звезды на ночном небе располагались как-то странно — они были слишком низко, прямо над тобой. У меня была готова одна мелодия, и Роберт, зайдя в каюту, минут через десять вышел с готовым текстом: "Как будто в океан могучие ветра нас вынесли... " А дальше: "И пусть учащается наш пульс — начинается наш путь"» (Демьянок, 2012: Электронный ресурс).
Вот такое таинство рождения песни. Многое решают настроение и впечатление. Поэт Роберт Рождественский как-то особенно сотрудничал. Он готов был выслушать мнение своего партнера по творчеству, что-то исправить, переписать. Другие поэты, с которыми сотрудничал Георгий Мовсесян, как правило, не были склонны изменять первоначально написанный текст. В этом случае приходилось искать музыкальные формы в рамках написанного текста.
Несколько песен Георгий Мовсесян написал с поэтом Львом Ошаниным: «Мне доверена песня», «Тихоокеанский флот», «Куба далека — Куба рядом», «Это говорим мы», «Канадец». Они сотрудничали многие годы. Многократно слышал, как уважительно Георгий Мовсесян говорил о поэте, называя его с почтением «Лев Иванович».
Одной из самых популярных песен, созданных Георгием Мовсесяном, стала «Проводы любви», написанная им в 1980 г. на стихи Михаила Танича, которую пел Вахтанг Кикабидзе, близкий друг и любимый исполнитель композитора. Через год Кикабидзе исполнил еще одну песню Георгия Мовсесяна на стихи Роберта Рождественского — незабываемую балладу, безусловный советский шлягер «Мои года — мое богатство».
У этой песни необычная история. Слова песни написал Роберт Рождественский в нескольких вариантах. К некоторым была написана музыка. Однако, по мнению поэта, песни не получалось. Однажды Роберт Рождественский обратился к композитору Георгию Мовсесяну с просьбой попытаться написать еще один вариант песни. Музыка была написана. Но все стало на место, когда определился исполнитель. Жизнь в песню вдохнул Вахтанг Кикабидзе. Поэтому Георгий Мовсесян часто повторял, что у песни всегда есть три соавтора: поэт, композитор и исполнитель.
Георгий Мовсесян умел дружить и ценить дружбу. Однажды в интервью радиостанции «Вести» в программе «Виражи времени» он говорил ведущему поэту Андрею Дементьеву: «Вахтанг — мой близкий и любимый артист. Дай ему Бог творческого долголетия. Только не надо автора оценивать лишь по известной песне. У меня, как у любого композитора, есть десяток-другой песен, которые тоже на слуху, но в целом песен-то написано гораздо больше — может сто, а может двести. Оценивать человека только за состоявшееся, только за успех не надо. Просто обычно знают песню, а не ее автора. А потом в разговоре проясняется: "Слушай, так это твоя песня?!.. И это тоже твоя?.. " Песня — жанр, не предполагающий подчеркивания какой-то персоны. Песня нужна, чтобы ее пели. Потрясающе сказал Евгений Евтушенко: "Песня моя! Ты станешь моей, когда будешь ты общей"» (Гапоненко: Электронный ресурс).
Георгий Мовсесян выступал на эстраде в двух лицах. Он был композитором, т. е. автором музыки. С другой стороны, он выступал как артист. Успех его творчества определялся востребованностью песен и их исполнением. Но для зрителей важно и интересно встречаться с автором и знать, «чем он дышит». Поэтому композитор много ездил по стране и встречался со зрителями, своими поклонниками. Этому способствовали сотрудничество с ЦК ВЛКСМ и участие в шефских концертах на ударных
комсомольских стройках в Сибири, на Дальнем Востоке. Много раз Георгий Мовсесян был на БАМе, на строительстве ГЭС на Енисее, у моряков и рыбаков на Камчатке. Он был в творческих группах поддержки спортсменов на Олимпиадах и на Международных фестивалях молодежи и студентов.
В 1983 г. композитору Георгию Мовсесяну была присуждена премия Ленинского комсомола за песни о комсомоле и молодежи. Это была очень высокая и значимая премия, свидетельство заслуг перед обществом. Она была справедливой наградой. В этот год премии Ленинского комсомола в области литературы и искусства получили 19 творческих деятелей и 6 творческих коллективов. В этой группе были певец Юрий Богатиков, певица Жанна Бичевская, режиссер Аркадий Сиренко, поэты Николай Старшинов и Олег Шестинский. Георгию Мовсесяну присвоили премию вместе с Александром Морозовым. Каждому из них оформили удостоверение лауреата премии Ленинского комсомола и вручили нагрудный знак. Материальная составляющая была разделена на двоих — по 2,5 тыс. рублей. Однако деньги в этой премии не имели значения, важным было получить статус лауреата премии Ленинского комсомола. По традиции решение о присуждении премии Ленинского комсомола объявляли в День рождения комсомола — 29 октября ежегодно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За годы творческой деятельности композитор Георгий Мовсесян написал более 100 песен. Сам он полагал, что их может быть 100, а может — 200. Понятно, что не все песни стали в одинаковой степени популярными. Да такого и быть не может. Есть творческие удачи, а есть что-то другое. Но одно бесспорно — композитор создал огромный пласт музыкальной культуры. Он, конечно, отразил в песнях время, в котором мы жили. Мы благодарны Георгию Мовсесяну за то, что мы пели и слушали его песни, слушали музыку в кинофильмах. Мы помним Георгия Мовсесяна как замечательного человека и композитора. Мы гордимся тем, что он был нашим современником.
Творчество Георгия Мовсесяна признано государством и народом. Он имеет почетные звания и государственные награды. Очень высокой была популярность его песен в обществе. Его овациями встречали тысячные залы и концертные площадки на ударных стройках и предприятиях. Он был народным артистом в полном смысле этого слова, любимым музыкантом многих любителей песенного искусства.
Г. Мовсесян умер 7 ноября 2011 г. Он приехал домой с концерта. Почувствовал себя плохо. Сел в кресло. Вызвали скорую помощь. Но врачи были бессильны. Обширный инфаркт. Сердце остановилось...
8 ноября 2011 г. в адрес супруги Георгия Мовсесяна поступило соболезнование от Президента Российской Федерации. В нем было написано: «Уважаемая Мария Михайловна, примите мои глубокие соболезнования в связи со смертью Вашего мужа. Безвременная кончина Георгия Викторовича Мовсесяна — это невосполнимая утрата для отечественного искусства. Он был талантливым композитором и аранжировщиком, автором ярких музыкальных произведений, а созданные им песни обрели поистине всенародную популярность, стали визитной карточкой многих отечественных исполнителей. Память о Георгии Викторовиче Мовсесяне навсегда останется в сердцах друзей и многочисленных поклонников. К соболезнованиям присоединяется моя супруга. Дмитрий Медведев».
Прощались с Георгием Мовсесяном 10 ноября 2011 г. в ритуальном зале Троеку-ровского кладбища. Проводить композитора в последний путь пришли Иосиф Коб-
зон, Лев Лещенко, Александра Пахмутова, Николай Добронравов, Евгений Тяжель-ников и многие другие известные лица.
Через год, 9 ноября 2012 г. в Колонном зале Дома союзов состоялся Вечер памяти народного артиста России, лауреата премии Ленинского комсомола, композитора Георгия Мовсесяна. В программе участвовали Иосиф Кобзон, Александр Михайлов, Государственный музыкальный театр под руководством Владимира Назарова, Феликс Царикати, Тамара Гвердцители, Лев Лещенко, Игорь Демарин, Олег Иванов, Ирина Шведова и другие известные артисты. Звучали песни Георгия Мовсесяна и его друзей-композиторов. Автором сценария и режиссером-постановщиком концерта выступил заслуженный работник культуры РФ, заведующий кафедрой культуры и искусства Московского гуманитарного университета А. А. Чванов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гапоненко, В. Георгий Мовсесян. Композитор, Народный артист России [Электронный ресурс] // Retroportal. URL: http://gosti.retroportal.ru/movsesyan.shtml (дата обращения: 01.03.2019).
Дементьев, А. (2007) Творец задушевной песни [Электронный ресурс] // Радио России. URL: http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/5710l/episode_id/92448l/ (дата обращения: 01.03.2019).
Демьянок, А. (2012) Родимая земля Георгия Мовсесяна [Электронный ресурс] // Русская народная линия. URL: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/11/16/rodimaya_zemlya_geor-giya_movsesyana (дата обращения: 01.03.2019).
Звезды первой величины (2003): Москвичи — лауреаты премии Ленинского комсомола: Биографический справочник. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 264 с.
Кавалер ордена «За усердие во благо Отечества» Георгий Мовсесян [Электронный ресурс] // Национальный фонд «Во благо Отечества». URL: http:// www.voblago.org/ rus/ cavaliers/movse-syan/ (дата обращения: 01.03.2019).
Кемеровский музыкальный колледж: от истоков — до современности [Электронный ресурс] // Кемеровский областной музыкальный колледж. URL: http://www.kmk42.ru/about-kmk/history (дата обращения: 01.03.2019).
Солисты ансамбля «Пламя» [Электронный ресурс] // Солисты ансамбля «Пламя». URL: http://via-plamya.ru/pochitat/65-istoria (дата обращения: 01.03.2019).
Яковлев, А. (2007) Георгий Мовсесян: «Я могу написать гимн автобазы.» [Электронный ресурс] // Квартирный ряд. №24 (647). 14 июня. URL: https://moskv.ru/articles/fulltext/show/id/ 6609/ (дата обращения: 01.03.2019).
Дата поступления: 01.03.2019 г.
GEORGI MOVSESYAN'S OEUVRE AND TIME A. D. BORODAY Moscow University for the Humanities
Composer Georgi Movsesyan's Oeuvre is of great interest to the researchers who study Soviet and Russian art. His music and songs reflect the period of the late 20th — early 21st centuries. Georgi Movsesyan's songs have always been relevant and up-to-date. It is demonstrated by the fact that the most popular Soviet and Russian singers included his songs into their repertoire. His lyrics covered quite a wide range of themes.
The paper gives a general overview of the composer's oeuvre dating back to his studies and professional development. The author was personally acquainted with G. V. Movsesyan, so he shares his memories of the meetings and collaborations that took place at Higher School of Komsomol — now Moscow University for the Humanities.
Key words: G. V. Movsesyan; Soviet composer; Soviet stage art; popular music; art of singing; Higher School of Komsomol
REFERENCES
Gaponenko, V. Georgii Movsesian. Kompozitor, Narodnyi artist Rossii. Retroportal [online] Available at: http://gosti.retroportal.ru/movsesyan.shtml (access date: 01.03.2019). (In Russ.).
Dement'ev, A. (2007) Tvorets zadushevnoi pesni. Radio Rossii [online] Available at: http:// www.radiorus.ru/brand/episode/id/5710l/episode_id/92448l/ (access date: 0l.03.2019). (In Russ.).
Dem'ianok, A. (2012) Rodimaia zemlia Georgiia Movsesiana. Russkaia narodnaia liniia [online] Available at: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/11/16/rodimaya_zemlya_georgiya_mov-sesyana (access date: 01.03.2019). (In Russ.).
Zvezdy pervoi velichiny (2003): Moskvichi — laureaty premii Leninskogo komsomola: Biograflcheskii spravochnik. Moscow, Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. 264 p. (In Russ.).
Kavaler ordena «Za userdie vo blago Otechestva» Georgii Movsesian. Natsional'nyi fond «Vo bla-go Otechestva» [online] Available at: http:// www.voblago.org/ rus/ cavaliers/movsesyan/ (access date: 01.03.2019). (In Russ.).
Kemerovskii muzykal'nyi kolledzh: ot istokov — do sovremennosti. Kemerovskii oblastnoi muzykal'nyi kolledzh [online] Available at: http://www.kmk42.ru/about-kmk/history (data obra-shcheniia: 01.03.2019). (In Russ.).
Solisty ansamblia «Plamia». Solisty ansamblia «Plamia» [online] Available at: http://via-plamya.ru/pochitat/65-istoria (access date: 01.03.2019). (In Russ.).
Iakovlev, A. (2007) Georgii Movsesian: «Ia mogu napisat' gimn avtobazy...». Kvartirnyi riad, no. 24 (647), 14 June [online] Available at: https://moskv.ru/articles/fulltext/show/id/6609/ (access date: 01.03.2019). (In Russ.).
Submission date: 01.03.2019.
Бородай Александр Дмитриевич — доктор исторических наук, профессор, декан факультета рекламы, журналистики и дизайна, профессор кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций Московского гуманитарного университета; заслуженный работник культуры Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-54-51. Эл. адрес: aboroday@mosgu.ru
Boroday Aleksandr Dmitrievich, Doctor of History, Professor, Dean, Faculty of Advertising, Journalism and Design, Professor, Department of Theory of Advertising and Mass Communications, Moscow University for the Humanities; Honoured Cultural Worker of Russia; Honoured Worker of Russian Higher Education. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-54-51. E-mail: aboroday@mosgu.ru