Научная статья на тему 'Творческая молодежь и комсомол: в поисках идейных скреп'

Творческая молодежь и комсомол: в поисках идейных скреп Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
935
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / КОМСОМОЛ / ИДЕЙНЫЕ ПОЗИЦИИ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ / CREATIVE YOUTH / KOMSOMOL / IDEOLOGICAL VIEWPOINTS / CREATIVE ACTIVITY DEVELOPMENT / SOCIAL ACTIVITY DEVELOPMENT / PUBLIC RECOGNITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бородай Александр Дмитриевич

В статье рассматриваются проблемы взаимодействия комсомола и творческой молодежи, сложившиеся в условиях коммунистической идеологии. Важнейшим направлением этого сотрудничества было формирование идейных позиций и на этой основе — развитие творческой активности молодых деятелей культуры и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative Youth and Komsomol: In Search of Ideological Countersigns

The article covers the issues of interaction between Komsomol and creative youth that arose in the context of Communist ideology. The main trend of this cooperation was the formation of ideological viewpoints and on this basis — the development of creative activity of young artists and people of art.

Текст научной работы на тему «Творческая молодежь и комсомол: в поисках идейных скреп»

Творческая молодежь и комсомол: в поисках идейных скреп

А. Д. Бородай (Московский гуманитарный университет)

В статье рассматриваются проблемы взаимодействия комсомола и творческой молодежи, сложившиеся в условиях коммунистической идеологии. Важнейшим направлением этого сотрудничества было формирование идейных позиций и на этой основе — развитие творческой активности молодых деятелей культуры и искусства.

Ключевые слова: творческая молодежь, комсомол, идейные позиции, развитие творческой активности, развитие социальной активности, общественное признание.

В советский период нашей истории уделялось огромной внимание художественной культуре. Государственная политика в сфере художественной культуры, как известно, базировалась на коммунистической идеологии, особой ответственности художественной интеллигенции за воспитание новых поколений и влиянии на гуманитарную сферу. Поэтому воспроизводство кадров для сферы искусства и культуры, их воспитание было важнейшим направлением партийного влияния. Большую роль в реализации государственной культурной политики играл комсомол. Союз молодежи был частью политической системы. Поэтому он действовал в рамках государственной идеологии. Это не исключало его созидательный характер, позитивную роль в развитии страны.

Какие мнения об этом можно услышать сегодня? Вот одно из них. В интервью газете «Караван» в апреле 2012 г. народный артист РФ Владимир Винокур говорил: «Я не скучаю по тоталитарному прошлому, но ностальгия по советским временам во мне живет. Была молодежная организация — комсомол, которая занималась молодыми талантами. И ни кто не спрашивал: “Молодой талант, а у вас деньги есть?” Всех нас — Льва Лещенко, Геннадия Хазанова, Иосифа Кобзона, Олега Газ-манова и многих других — нашел именно комсомол. Мы были защищены государством. Сегодня культура стала бизнесом. В этом я убедился, когда хотел помочь начинающей артистке оперного театра Марии Новиковой и не смог при всех своих званиях и регалиях. Эта девушка феноменальных вокальных данных так и не смогла пробиться на сцену, хотя

были и клипы, и показы, и участие в “Новой волне”. Сегодня она поет с итальянским певцом. Думаю, что мир еще о ней узнает» (Тур-сунова, 2012: Электр. ресурс).

В нашей статье мы рассмотрим некоторые вопросы участия комсомола в работе с творческой молодежью на протяжении заключительных двух десятилетий существования социалистической системы. Многие вопросы решались эффективно, потому что сам подход предполагал синергию в реализации этих задач. «Эффективно» с точки зрения реализации поставленных задач. Наряду с партийными структурами, работали государственные органы (Министерство культуры), творческие союзы и организации (по видам искусства), профессиональные союзы (профсоюз работников культуры), трудовые творческие коллективы, комсомол. Однако и здесь было много проблем и противоречий. Одно из них — природа творчества и доминанта идеологии.

Внимание творческой молодежи уделялось не только по идейным соображениям, но и с целью повышения профессионального уровня, подготовки новых поколений художественной интеллигенции к творческой деятельности. В 1970-е годы значительно возрастала численность творческой молодежи с учетом роста количества учебных заведений культуры и искусства всех уровней, а также большой рождаемости в послевоенный период. Статистика комсомольских организаций показывала, что в 1970 г. численность комсомольцев в сфере искусства и культуры была 158,3 тыс., а в 1982 г. уже 284,4 тыс. человек. В некоторых творческих коллективах значи-

тельную часть составляла молодежь: в драматических театрах — 30%, в музыкально-драматических — 40%, в театрах кукол и ТЮЗах до 70%. Напротив, в творческих союзах численность молодой художественной интеллигенции была незначительной. Так, в Союзе писателей молодежь до 30 лет составляла 3%, в Союзе художников — 6%, в Союзе архитекторов — 4% (Бородай, 1989: 10).

Формирование профессиональных навыков в сфере художественного творчества, как правило, начинается в детском возрасте. Для художественного воспитания новых поколений создавалась система подготовки, материальная база, готовились квалифицированные кадры. В 1960/1961 учебном году в стране работало 1750 детских музыкальных, художественных и хореографических школ, в них занималось 315 тыс. человек, в 1978/1979 учебном году таких школ стало 7 тыс. с контингентом учащихся более 1,2 млн человек. В кружках художественной самодеятельности клубных учреждений в это время занималось 2,7 млн детей. Выпуск педагогов в области музыкального воспитания с высшим и средним профессиональным образованием увеличился в 10 раз — с 700 человек в 1965 г. до 7200 в 1978 г. Подготовку специалистов для сферы культуры и искусства в стране вели 73 высших учебных заведения музыкального, художественного, театрального профиля и институтов культуры. Численность студентов вузов искусства и культуры возросла с 24,5 тыс. человек в 1960 г. до 67,1 тыс. человек в 1976 г. За этот период выпуск специалистов с высшим художественным образованием увеличился в 4 раза — с 2,8 тыс. до 11,2 тыс. человек в год (Всесоюзное совещание..., 1980: 215, 250).

На протяжении многих десятилетий у творческой молодежи возникали различные проблемы. Многие молодые художники хотели выйти за рамки метода социалистического реализма. Необходимо сказать, что в период хрущевской «оттепели» были различные эксперименты, работали студии, которые организовывали выставки «нетрадиционного» искусства. Еще в 1954 г. при Московском горкоме художников книги, графики и плаката была создана «Экспериментальная студия живопи-

си и графики». Возглавил студию художник Э. М. Белютин, которому в то время не было еще и 30 лет. Однако он до этого уже шесть лет занимался педагогической работой в области рисунка и графики. Одновременно вел исследовательскую работу по русской художественной методике. Он был сторонником поиска в искусстве. Этим привлекал к себе многочисленных учеников, в том числе и значительно старших по возрасту. Как педагог, Э. М. Белю-тин был неординарной личностью. Экспериментальная студия живописи и графики была не чем иным, как курсами повышения квалификации для молодых художников. Учебные занятия строились на основе утвержденной программы. В летний период студийцы выезжали на практику для этюдных зарисовок. Часто это были путешествия на теплоходе по Волге. По итогам творческих экспедиций проходили вернисажи молодых художников. Они вызывали интерес у интеллигенции столицы тем, что зачастую не вписывались в каноны официального искусства. Молодые художники из студии Э. М. Белютина проводили выставки своих работ в ПКО им. Горького, ЦДРИ, Центральном доме кино, Московском доме ученых, Литературном центре. Некоторые из работ студентов были представлены в экспозициях советского искусства за рубежом.

Как известно, после «оттепели» наступили «заморозки». Ярким свидетельством этого стала «бульдозерная выставка». Она состоялась 15 сентября 1974 г. В этот день произошло знаменательное событие в художественной жизни столицы. На пустыре в районе Беляево была организована выставка 22 молодых художников. Если раньше свободу творчества художников давили словом, бранью руководителя страны, то теперь против художников применили тяжелую строительную технику. Свобода творчества в тот день подавлялась гусеницами бульдозера. Тогда об этой акции властей писали и говорили во всем мире.

В пригласительном билете выставка именовалась так: «Первый осенний показ картин на открытом воздухе». Молодые художники обошли пороги многих ведомств с просьбой

разрешить организовать выставку, но ответ был один: «Нет!» Причем после того как художникам было отказано предоставить помещение, они просили разрешения провести выставку на открытой площадке, никому и ни в чем не мешая. На выставку были приглашены зарубежные журналисты. Выставка открылась, но ее тут же стали разгонять. Запустили бульдозер. Началась потасовка. Одному западному журналисту дружинники выбили зуб, а художника О. Рабина подняли на ноже бульдозера (подробнее см.: Орлова, 1999).

В среде молодой творческой интеллигенции остро проявлялось недовольство противоречиями между тем, что утверждала официальная пропаганда, и фактическим положением дел в обществе. На ее социальном самочувствии существенно сказывалась обстановка двуличия, когда руководители страны и государственные, партийные средства массовой информации говорили о преуспевающем положении страны, о непогрешимости общественно-политической системы, а в жизни советские люди видели совсем иное. Творческая молодежь критически оценивала достижения советского общества и его очевидные недостатки, стремилась отойти от догматических представлений. По логике власть должна была прислушаться к общественному мнению молодежи, наиболее образованной ее части, но она использовала свои возможности лишь для подавления и искоренения инакомыслия.

В этот период предпринималась попытка индивидуализации идейного воздействия на молодежь. С этой целью по комсомольским организациям всей страны распространили в качестве обязательной формы работы «ленинский зачет». Причем подходы к его проведению были одинаковы для всех возрастных категорий молодежи и социальных групп. Каждому комсомольцу необходимо было принять личный комплексный план, участвовать в «ленинских уроках» и пройти общественнополитическую аттестацию. Для творческих коллективов в качестве опытного полигона была избрана комсомольская организация Большого театра. Отдел культуры ЦК ВЛКСМ и Научно-исследовательский центр ВКШ при ЦК ВЛКСМ разрабатывали рекомендации по

проведению ленинского зачета в комсомольских организациях сферы культуры и искусства. Однако на практике работа была крайне политизированной и формализованной. Печатались бланки личных комплексных планов, зачастую они заполнялись под копирку. Пропагандировался опыт организации «ленинского зачета» в Большом театре, где через личные комплексные планы конкретизировались основные задачи применительно к каждому молодому артисту. В личных комплексных планах творческой молодежи Большого театра присутствовали вопросы формирования марксистско-ленинского мировоззрения, роста профессионального мастерства, подготовки самостоятельных работ к участию в конкурсах, развития содружества с трудовыми коллективами. Для организации контроля за ходом «ленинского зачета», проведения общественно-политической аттестации в комсомольских организациях учреждения искусств были созданы комиссии, в состав которых входили руководители театра, представители общественных организаций, наставники молодежи, комсомольский актив.

В качестве профилактики идейных отклонений молодой художественной интеллигенции было решено подготовить специальное постановление ЦК партии. Оно было принято в 1976 г. и получило название «О работе с творческой молодежью». Этот документ в ряду других, касающихся художественной культуры, является знаковым. Вот что о нем пишет в своих мемуарах бывший первый заместитель председателя КГБ СССР генерал армии Ф. Д. Бобков: «В конце 70-х годов в Москве возникли большие проблемы в работе с творческой молодежью. Проблемы не политические, а житейские — материальное обеспечение, возможность приложения творческих сил, обеспеченность необходимой атрибутикой и, наконец, жилье. Все это сказывалось на настроениях дарований, рождало негативное отношение к власти» (Бобков, 1995: 261). Далее он отмечает, что КГБ подготовил специальную записку за подписью Ю. В. Андропова, которую одобрил М. А. Суслов. Эта записка, по мнению Ф. Д. Бобкова, и явилась основанием для принятия постанов-

ления ЦК партии (там же). В качестве основных были определены следующие направления работы с творческой молодежью: идейнополитическое и нравственное воспитание, идейно-художественное развитие, социализация творческой молодежи (связь с жизнью, формирование активной жизненной позиции), повышение профессиональной подготовки, развитие творческой активности. В этой работе требовалось достигнуть синергетического эффекта при взаимодействии органов культуры, творческих союзов и организаций, комсомола и профсоюзов. Наиболее сложным было привлечь молодежь в систему политической учебы, которую старались создать во всех творческих коллективах. В этих вопросах использовали административные ресурсы, партийное влияние, авторитет заслуженных деятелей культуры и искусства.

В других случаях действовали рычаги и стимулы. Например, в Большом театре Союза СССР таким стимулом были ежегодные зарубежные гастроли. Участие в гастролях во многом зависело от учебы творческой молодежи в политических семинарах. Вместе с тем комсомольские организации изучали мнение творческой молодежи с целью повышения привлекательности посещения семинаров политического образования. Театральная молодежь столицы, по результатам социологического опроса, проявила интерес к вопросам международных отношений — 68%, теории литературы и искусства — 64%, истории и теории театра — 62%, жизни молодежи за рубежом — 42%, права и демократических свобод — 38%, коммунистической морали — 30%, борьба с буржуазной идеологией — 29%. По формам обучения интересы были следующие: участие в дискуссиях и диспутах — 53%, собеседования после самостоятельной работы — 27%, посещение лекций и семинаров — 19%, участие в конференциях — 10%, подготовка рефератов — 16%.

В структуре нравственных ориентиров одно из первых мест занимали такие ценности, как любовь, семья. Среди опрошенных лишь 6,7% молодых деятелей литературы и искусства считали, что семья как форма союза между мужчиной и женщиной изжила себя. С ут-

верждением, что работать на совесть, с полной самоотдачей — долг каждого порядочного человека, согласились 87,8% респондентов.

Общечеловеческие нравственные ценности сохраняются в структуре нравственного сознания молодежи, о чем свидетельствуют и ее представления о нравственно совершенной личности. Из широкого списка личностных качеств, характеризующих, по мнению молодых деятелей искусства и литературы, нравственно совершенного человека, абсолютное большинство назвало доброту, порядочность, честность, бескорыстие, благородство, духовность, справедливость, гуманность. Несколько реже молодые художники называли такие категории, как наличие веры, чувство долга, отзывчивость, способность понять другого, высокую культуру, трудолюбие (Бородай, 2000: 201-202).

В условиях перестройки ситуация с неформальными творческими объединениями менялась к лучшему. Так, в 1988 г. на художественной выставке «Лабиринт» в Москве свои произведения демонстрировали представители 22 объединений молодых художников: «Центр», «Арбат», «Эрмитаж», «Студия», «Группа-21», «Новые унылые», «Клуб авангардистов» и др. Большие масштабы неформальное движение получило в молодежной музыке. По некоторым данным, в 1988 г. в стране помимо 111 официальных существовавших зарегистрированных вокально-инструментальных ансамблей было около 30 тыс. любительских групп.

Большое значение придавалось привлечению творческой молодежи к обсуждению деятельности комсомола, выработке рекомендаций по работе с творческой молодежью. В 1987 г. ученые Научно-исследовательского центра ВКШ при ЦК ВЛКСМ провели опрос творческой молодежи по вопросам деятельности комсомола в связи с XX съездом ВЛКСМ. Опрос проводился в десяти регионах страны: Москве, Воронежской и Омской областях, Белоруссии, Киргизии, на Украине, в Марийской АССР. Исследование показало, что в течение двух первых месяцев с материалами съезда ознакомились 92,5% опрошенных (для сравнения — на этот же период после XVIII съез-

да — 78,1%, XIX съезда — 82%). Примечательно, что из всех категорий молодежи художественная интеллигенция проявила к материалам комсомольского форума наиболее в ысокий интерес. Иначе говоря, в условия политической реформы творческая молодежь проявляла желание содействовать перестройке комсомола. Что касается форм обсуждения решений съезда, то только 22,6% комсомольцев творческих организаций обсуждали их на собраниях.

Оценивая значение XX съезда ВЛКСМ, 81,2% респондентов отметили, что он будет способствовать улучшению работы комсомольских организаций, однако 50,9% были другого мнения: коренной перестройки в их организациях не произойдет. Главным фактором предстоящих позитивных изменений творческая молодежь считала принятие новой редакции Устава ВЛКСМ и расширение прав первичных комсомольских организаций. Поддержаны были меры по развитию гласности, расширению демократии, искоренению формализма и бюрократизма. Критические мнения были высказаны по поводу отсутствия финансовой самостоятельности первичных организаций, работы с кадрами, «бумажного» стиля руководства.

Результаты опроса свидетельствовали о недостаточной активности, а порой и низком авторитете первичных комсомольских организаций творческих коллективов. Только 58,5% респондентов считали, что их комсомольская организация оказывала какое-то влияние на положение дел в трудовом или учебном коллективе. На вопрос: «Приходилось ли Вам обращаться в комитет комсомола с личными проблемами?» — отрицательно ответили 83%, положительно — 13,2%, но одна треть из них помощи не получила. Мнение о том, что комсомол не оказал на их жизнь никакого влияния, высказали 37,7% опрошенных. Комсомол помог стать более ответственными и дисциплинированными 20,8% из числа участвовавших в социологических опросах, воспитал чувство товарищества и коллективизма, научил принципиальности и честности — 18,9%. Более чем показательно то, что отметили влияние комсомола на формирование их идейных качеств

только 11,3% представителей молодого поколения художественной интеллигенции. В ходе опроса выяснилось отношение творческой молодежи к перестройке работы комсомольских организаций. По мнению 35,8% отвечавших на анкеты, перестройка в их комсомольских организациях не начиналась, 20,8% не знали, началась она или нет, 39,6% отметили, что изменения проходили только по отдельным сторонам жизнедеятельности. Утвердительно ответили о начавшейся перестройке только 1,9% опрошенных. Одобряли перестройку, но не знали, как перестраиваться, как изменить стиль и методы деятельности комсомола, 30,2%, а 17% изъявляли желание участвовать в перестройке, но сталкивались при этом с формализмом. Не принимали участия в перестройке и занимали выжидательную позицию 37,7% из ответивших на анкеты. Как видим, творческая молодежь была заинтересована в обновлении своей организации, и это имеет важное оценочное значение комсомола как организации. Более того, 54,7% опрошенных усматривали расширение критики и самокритики, 37,7% — изменение стиля проведения комсомольских собраний, 45,3% — расширение гласности, 22,6% — углубление

демократических основ выборов руководящих органов, 26,4% — улучшение планирования работы, 18,9% — положительные изменения в процедуре приема в комсомол.

Руководители комсомола понимали справедливость высказываемых мнений, очевидны были и определенные действия по совершенствованию комсомольской системы. В частности, была проведена в духе времени перестройка аппарата ЦК комсомола. Создан отдел культуры, в нем организованы секторы творческой молодежи и культурно-массовой работы. Первым руководителем в истории отдела культуры (1976 г.) стал Валерий Сухорадо, работавший до этого первым секретарем Московского обкома комсомола. Он по профессии был режиссером, окончил Московский государственный институт культуры, многие годы занимался студенческими театрами, КВН. В 1982 г. Валерия Сухорадо на должности заведующего отделом культуры сменил Юрий Бокань, который окончил Тбилисскую

консерваторию по классу фортепиано, работал первым секретарем Хабаровского горкома комсомола. В 1987 г. руководителем отдела был назначен Михаил Шмойлов. Он окончил Хабаровский государственный институт культуры, получил специальность руководителя оркестра народных инструментов, профессионально владел многими музыкальными инструментами, затем получил второе образование — заочно окончил финансово-экономический институт, заочно учился в аспирантуре. За его плечами была работа в краевом штабе студенческих отрядов, служба в ансамбле песни и пляски Краснознаменного Дальневосточного военного округа. Работал он секретарем райкома комсомола, заведующим отделом пропаганды и культурно-массовой работы крайкома, заместителем руководителя агитпоезда «Комсомольская правда». С 1983 г. — в отделе культуры ЦК ВЛКСМ: инструктор, заместитель заведующего, заведующий. На XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1985 г. был одним из организаторов культурной программы. Это позволяло ему квалифицированно, со знанием специфики творческих коллективов организовывать работу. Организацией работы с творческой молодежью в отделе занимались специалисты в области культуры и искусства. Среди них: В. Агафонов — выпускник и аспирант Государственного института театрального искусства, С. Новожилов — аспирант Всесоюзного государственного института культуры, Ю. Савельев — профессиональный архитектор, Н. Окунев — выпускник Московского государственного института культуры

В 1966 г. ЦК ВЛКСМ учредил премию Ленинского комсомола в области литературы и искусства. В дальнейшем ее распространили на самодеятельное художественное творчество. Премия Ленинского комсомола должна была стать символом внимания и общественного признания молодой художественной интеллигенции, их творчества. За 25 лет, в течение которых присуждалась премия Ленинского комсомола, она стала престижной и желанной для очень многих творческих деятелей. За период с 1966 по 1990 г. лауреатами этой премии стали 79 литераторов, 137 актеров те-

атра и кино, 40 артистов цирка, 30 режиссеров, 16 певцов, 73 художника, 10 скульпторов,

29 композиторов и музыкантов, более 100 художественных коллективов, 60 дизайнеров и архитекторов. Премия была важным аргументом дальнейшего присвоения ее обладателям различных почетных званий, государственных наград. Премия составляла 2 тыс. рублей (затем — 5 тыс. рублей), зачастую она передавалась на благотворительные программы. Из популярных людей нашего времени лауреатами премии Ленинского комсомола являются Иосиф Кобзон, Никита Михалков, Раймонд Паулс, Инна Чурикова, Александр Шилов, Александра Пахмутова, Юрий Поляков, Игорь Крутой, Евгений Крылатов, Валерий Леонтьев, Александр Митта, Алексей Баталов, Жанна Бичевская, Лев Лещенко, Николай Губенко и др. Лев Лещенко отмечал: «Если мы пели о нефтяниках, шахтерах или комсомоле — это была наша жизнь. И мы свято верили в то, что делали. Сейчас эти песни могут вызывать иронию, но в принципе чувство патриотизма должно быть присуще каждому человеку, каждой семье. <..> Памятный день для меня. Александра Николаевна Пахмутова вручает мне премию Ленинского комсомола со словами: “Бери, это на всю жизнь”» (Звезды первой величины., 2003: 264).

Поддержка молодых талантов в форме присуждения премии как общественного признания являлась важнейшим условием формирования творческого имиджа, популяризации имени певца, художника, композитора, писателя. Еще один аспект — это кого объединяет эта награда. Среди первых лауреатов были Александра Пахмутова, Алексей Баталов, Виктор Третьяков, поэтому быть в этом списке, в этом строю — представлялось за честь.

Была ли эта премия политизирована? В какой-то степени, вероятно, да, но вместе с тем многие лауреаты к политике не имеют отношения. Например, за эти года награждено большое количество артистов цирка. Почему? Потому что основными зрителями циркового искусства являются дети.

Необходимо отметить, что премия Ленинского комсомола в области литературы и искусства была значимой наградой, актом при-

знания для молодого поколения художественной интеллигенции. Она открывала возможность вступить в творческий союз, получить государственный заказ на творческую работу, стать заслуженным артистом и т. д. Премия зачастую использовалась для популярных деятелей искусства как стимул в сотрудничестве с комсомолом. По информации заведующего отделом культуры ЦК комсомола Михаила Шмойлова, в конце 1980-х годов предпринималась попытка установить сотрудничество ЦК ВЛКСМ с Аллой Пугачевой. Ее пригласили в отдел культуры для беседы, во время которой было сделано предложение участвовать в культурных акциях ЦК комсомола с последующим выдвижением на премию Ленинского комсомола. От этого сотрудничества певица отказалась. Можно лишь предполагать причины этого отказа. Во-первых, известен независимый характер певицы и ее место на эстраде как «примы». Во-вторых, она была к этому времени уже народной артисткой РСФСР (1985 г.). В-третьих, по всей видимости, уже состоялось ее выдвижение либо шла подготовка к выдвижению на звание народной артистки СССР. Это звание Алла Пугачева получила в списке последних народных артистов СССР в 1991 г., в предпоследний день существования страны.

Во многих случаях популярные композиторы, поэты, музыканты, исполнители, художники сотрудничали с комсомолом. Многие из них в дальнейшем становились лауреатами премии Ленинского комсомола. Присуждение молодым деятелям литературы и искусства премии открывало для них закрытые прежде двери. Вот один из примеров. В середине 1970-х годов молодой композитор Георгий Мовсесян (1945-2011) написал несколько песен («Мне доверена песня», «Мои года — мое богатство», «Позвони мне, позвони» и др.). Песни приобрели популярность. Композитор был общительным и компанейским, интересным собеседником и исполнителем своих песен. Помимо песен, он стал писать музыку к кинофильмам. По линии ЦК ВЛКСМ часто выезжал с концертами в Сибирь, на Дальний Восток, на Северный флот. Был участником Всемирных фестивалей молодежи и студентов. Но в его жиз-

ни была одна проблема. В то время необходимо было быть либо членом творческого союза, либо работать в каком-то учреждении. Г. Мов-сесян числился артистом Москонцерта, но хотел быть «свободным художником». Вступить в Союз композиторов, который многие десятилетия возглавлял Т. Н. Хренников, ему не удалось: в списке его сочинений тогда еще не было произведений крупной формы. Популярность композитора в расчет не принималась. Однако Союз кинематографистов с большим желанием принял его в свои ряды. Спустя некоторое время, в 1983 г., композитору Георгию Мовсесяну за песни о комсомоле и молодежи была присуждена премия Ленинского комсомола. Он ее очень ценил.

Композитору и певцу Александру Малинину 20 октября 1990 г. присудили премию Ленинского комсомола «за высокие достижения в области искусства и самодеятельного художественного творчества». Это была последняя в истории премия Ленинского комсомола. Время комсомола заканчивалось, и было модно дистанцироваться от этой организации. В этой ситуации Александр Малинин рассудил следующим образом: «У меня были противоречивые желания: отказаться от премии или взять ее. Но потом я понял, как распорядиться премией, и решил ее принять. Премию Ленинского комсомола я передал в фонд Московской патриархии для восстановления разрушенных храмов и церквей. И то, что подобные организации отобрали у церкви, теперь необходимо возвращать» (Александр Малинин...: Электр. ресурс).

Это пример того, как создать информационный повод. Представители шоу-бизнеса нуждаются в постоянных коммуникациях со своими фанатами. Они крайне заинтересованы, чтобы пресса постоянно напоминала читателям о том, что происходит в жизни «звезд». Это был верный признак, что в стране складывался рынок шоу-бизнеса, его атрибуты уже вовсю использовались в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Целый пласт музыкальной культуры представляет собой рок-музыка. По сути, это популярная музыка различных стилей. В нашей стране длительный период рок-музыка была

под запретом. Огромное влияние на развитие рок-музыки оказала группа «Битлз». В конце 1960-х — начале 1970-х годов музыкальные группы стали появляться в нашей стране. Самой большой проблемой периода их становления было отсутствие в стране музыкальной аппаратуры. Рок-группы прежде всего появились в вузах. В конце 1960-х на экономическом факультете МГУ была создана группа «АРАКС». Через некоторое время студент Ленинградского университета Борис Гребенщиков создал группу «Аквариум». В настоящее время в нашей стране действует большое количество рок-групп. Существует аудитория, которая посещает концерты рок-музыкантов. В каждой музыкальной группе есть свои лидеры. Чаще всего они сами пишут репертуар, являясь авторами слов и музыки. Среди известных коллективов: «Машина времени» (Андрей Макаревич), «ДДТ» (Юрий Шевчук), «Чайф» (Владимир Шахрин), «Ю-Питер» (Вячеслав Бутусов), «Аквариум» (Борис Гребенщиков), «Алиса» (Константин Кинчев) и др.

В марте 1980 г. впервые в нашей стране официально был проведен рок-фестиваль «Весенние ритмы» в Тбилиси. Он проходил таким образом, чтобы не оказаться в центре внимания журналистов, любителей музыки нашей страны. Организаторами рок-фестиваля стали ЦК комсомола Грузии, Республиканский центр культуры молодежи, Грузинская национальная филармония и Союз композиторов Грузии. Политическую ответственность на себя взял первый секретарь ЦК партии Грузии Эдуард Шеварднадзе. Среди организаторов был известный ныне музыкальный критик Артемий Троицкий. Жюри фестиваля состояло из известных музыкантов: Юрий Саульский (председатель), Гия Канчели, Константин Певзнер, Владимир Рубашевский, Аркадий Петров. Участвовало 18 творческих коллективов из 12 городов страны. По результатам конкурсной программы первое место разделили группы «Машина времени» (Москва) и «Магнетик бэнд» (Таллин). Второе место получили группы «Автограф» (Москва) и «Гюнеш» (Ашхабад). Третье место было отдано музыкантам из группы «Лабиринт» (Батуми). В 1981 г. фирма «Мелодия» выпустила плас-

тинку под названием «Весенние ритмы», в которую вошли записи всех ансамблей, получивших звания лауреатов.

Власть в современной России также ищет возможность идейных скреп с творческой интеллигенцией. В октябре 2010 г. Президент России Д. А. Медведев проявил инициативу и встретился с рок-звездами в непринужденной обстановке в столичном клубе «Ритм-блюз кафе». Присутствовали Андрей Макаревич («Машина времени»), Борис Гребенщиков («Аквариум»), Вадим Самойлов («Агата Кристи»), Владимир Шахрин («Чайф»), Алексей Кортнев («Несчастный случай»), Сергей Галанин («СерьГа») и другие музыканты. Встреча президента с музыкантами имела большой резонанс и активно обсуждалась в средствах массовой информации. Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, комментируя это событие, подчеркнул: «. рок-музыканты — символ гражданского общества. Это был отчет президента Д. А. Медведева перед гражданским обществом» (Медведев встретился., 2010: Электр. ресурс).

Опыт работы с творческой молодежью в 1970-1980-е годы был востребован спустя

30 лет в современной России. Было принято постановление Правительства Москвы от 7 августа 2007 г. № 679-пп «О мерах по дальнейшему совершенствованию работы с творческой молодежью в целях сохранения и развития столичного репертуарного театра». В столице действуют около 200 театров различного профиля. Возникла проблема включения в творческий процесс театральной молодежи, выпускников театральных, музыкальных и других творческих вузов. Пути решения данного вопроса определило названное постановление. Следует отметить, что в категории творческой молодежи были включены не только актеры, но и молодые режиссеры, драматурги, критики, музыкальные исполнители, композиторы, вокалисты, участники хоровых коллективов.

Столичное правительство своим постановлением утвердило Концепцию создания благоприятных условий для поддержки талантливой творческой молодежи и кадрового укрепления репертуарных театров города Москвы. Было предусмотрено осуществление

проекта «Открытая сцена», проведение различных театральных, музыкальных фестивалей, смотров и конкурсов («Золотая осень», «Твой шанс», «Арфовое искусство России», «Московский конкурс хоровых дирижеров», «От М. Глинки до Г. Свиридова», «Программа продвижения молодых исполнителей», «Музыка детских сердец» и др.). В Московском фестивале «Театральная весна» появилась новая номинация «За лучший режиссерский дебют». В рамках фестиваля намечено проведение круглых столов, молодежных дискуссионных клубов, пресс-конференций, зрительских конференций. С целью привлечения творческой молодежи были учреждены свободные сценические площадки (молодежные театры), а также молодежные студии на базе лучших театров. Важным направлением работы посчитали подготовку актеров и режиссеров кукольных театров, работающих с детской аудиторией. Определены новые формы поддержки молодых драматургов: финансовая поддержка издания пьес современных авторов; запланированы конкурсы по созданию драматургических произведений патриотической направленности для детей, подростков и юношества. Разработаны мероприятия по подготовке и адаптации молодых критиков, театроведов, искусствоведов. В концепции определены перспективные направления совершенствования работы с творческой молодежью, механизмы ее реализации. Утверждено ресурсное обеспечение проекта, сформулированы ожидаемые результаты работы по реализации постановления, зафиксирована нормативно-правовая база в осуществлении принятой концепции.

В современных условиях проблемы творческой молодежи также весьма актуальны. В России имеется огромный творческий потенциал: около 600 театров, более 100 симфонических оркестров, несколько десятков профессиональных хоровых и хореографических коллективов, ансамблей. Реорганизованы творческие союзы и организации в демократические структуры. Однако каждое новое поколение требует к себе внимания в целях трудоустройства, социализации, развития таланта и творческой перспективы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Александр Малинин. Творческий путь. Глава 6 [Электр. ресурс] // Александр Малинин. Неофициальный сайт. URL: http://malinins.narod. ru/way6.html (дата обращения: 19.07.2013).

Бобков, Ф. Д. (1995) КГБ и власть. М. : Ветеран МП.

Бородай, А. Д. (1989) Работа комитетов ВЛКСМ с творческой молодежью: опыт, проблемы. М. : Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ.

Бородай, А. Д. (2000) Формирование молодой художественной интеллигенции. Тенденции и противоречия культурной политики Советского государства (1950-е — 1980-е гг.). М. : Социум.

Всесоюзное совещание работников высших учебных заведений в Москве 6-8 февраля 1980 г. (1980) : сокр. стенограф. отчет. М. : Высшая школа.

Звезды первой величины. Москвичи — лауреаты премии Ленинского комсомола (2003) : биографический справочник. М. : Изд-во Моск. гу-манит. ун-та.

Медведев встретился с рок-музыкантами (2010) [Электр. ресурс] // Грани.Ру. URL: http:// grani.ru/politics/Russia/president/m.182558.html (дата обращения: 19.07.2013).

Орлова, М. (1999) Выставка одного бульдозера // Коммерсантъ-Власть. № 37 (338). 21 сентября. С. 38-41.

Турсунова, Г. (2012) Владимир Винокур: случайности не случайны [Электр. ресурс] // Караван : республиканская газета. 4 апреля. URL: http://www.caravan.kz/article/43716 (дата обращения: 19.07.2013).

Дата поступления: 15.05.2013 г.

CREATIVE YOUTH AND KOMSOMOL:

IN SEARCH OF IDEOLOGICAL COUNTERSIGNS A. D. Borodai (Moscow University for the Humanities)

The article covers the issues of interaction between Komsomol and creative youth that arose in the context of Communist ideology. The main trend of this cooperation was the formation of ideological viewpoints and on this basis — the development of creative activity of young artists and people of art.

Keywords: creative youth, Komsomol, ideological viewpoints, creative activity development, social activity development, public recognition.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Aleksandr Malinin. Tvorcheskii put’. Glava 6 [Elektr. resurs] // Aleksandr Malinin. Neofitsial’nyi

sait. URL: http://malinins.narod.ru/way6.html (data obrashcheniia: 19.07.2013).

Bobkov, F. D. (1995) KGB i vlast’. M. : Veteran MP.

Borodai, A. D. (1989) Rabota komitetov VLKSM s tvorcheskoi molodezh’iu: opyt, problemy. M. : Vysshaia komsomol’skaia shkola pri TsK VLKSM.

Borodai, A. D. (2000) Formirovanie molodoi khudozhestvennoi intelligentsii. Tendentsii i proti-vorechiia kul’turnoi politiki Sovetskogo gosudarstva (1950-e — 1980-e gg.). M. : Sotsium.

Vsesoiuznoe soveshchanie rabotnikov vysshikh uchebnykh zavedenii v Moskve 6-8 fevralia 1980 g. (1980) : sokr. stenograf. otchet. M. : Vysshaia shkola.

Zvezdy pervoi velichiny. Moskvichi — laureaty premii Leninskogo komsomola (2003) : biografich-eskii spravochnik. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta.

Medvedev vstretilsia s rok-muzykantami (2010) [Elektr. resurs] // Grani. Ru. URL: http://grani.ru/ politics/Russia/president/m.182558.html (data ob-rashcheniia: 19.07.2013).

Orlova, M. (1999) Vystavka odnogo bul’doze-ra // Kommersant»-Vlast’. № 37 (338). 21 sentiab-ria. S. 38-41.

Tursunova, G. (2012) Vladimir Vinokur: slu-chainosti ne sluchainy [Elektr. resurs] // Karavan : respublikanskaia gazeta. 4 aprelia. URL: http:// www.caravan.kz/article/43716 (data obrashcheniia: 19.07.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.