Научная статья на тему 'Песенное творчество (60 - 80-е годы)'

Песенное творчество (60 - 80-е годы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
11320
584
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ / SOVIET SONG / КОМПОЗИТОРЫ-ПЕСЕННИКИ / SONG / MASS SONG / AMATEUR COMPOSERS AND SONGWRITERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алексеева Алла Алексеевна

Статья знакомит читателя с песенным творчеством композиторов, составивших золотой фонд отечественной песенной классики таких, как В. Соловьев-Седой, С. Туликов, М. Фрадкин, А. Пахмутова, Я. Френкель и многие другие. Уделено внимание бардовской песне 60-х гг. (Ю. Визбор, Б. Окуджава, А. Галич, Вл. Высоцкий и др.) В статье также говорится о развитии отечественной песни конца столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET MASS SONG IN 60’s-80’s

The article focuses on mass song phenomenon and its meaning in life and work of the most prominent Soviet composers such as V. Soloviev-Sedoy, S. Tulikov, M. Fradkin, A. Pakhmutova, Ya. Frenkel and many others. A special attention is drawn to amateur songwriting, which became a genre in itself in 1960’s: Yu. Vizbor, B. Okudzhava, A. Galich, Vl. Visotsky. The article also covers the subsequent period of the end of the century.

Текст научной работы на тему «Песенное творчество (60 - 80-е годы)»

А.А. Алексеева

Российский университет театрального искусства — ГИТИС,

Москва, Россия

ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (60 - 80-е годы)

Аннотация:

Статья знакомит читателя с песенным творчеством композиторов, составивших золотой фонд отечественной песенной классики таких, как В. Соловьев-Седой, С. Туликов, М. Фрадкин, А. Пахмутова, Я. Френкель и многие другие. Уделено внимание бардовской песне 60-х гг. (Ю. Визбор, Б. Окуджава, А. Галич, Вл. Высоцкий и др.) В статье также говорится о развитии отечественной песни конца столетия.

Ключевые слова: песенное творчество, советская песня, композиторы-песенники.

A. Alekseeva

Russian University of Theatre Arts — GITIS, Moscow, Russia

SOVIET MASS SONG IN 60's - 80's

Abstract:

The article focuses on mass song phenomenon and its meaning in life and work of the most prominent Soviet composers such as V. Soloviev-Sedoy, S. Tulikov, M. Fradkin, A. Pakhmutova, Ya. Frenkel and many others. A special attention is drawn to amateur songwriting, which became a genre in itself in 1960's: Yu. Vizbor, B. Okudzhava, A. Galich, Vl. Visotsky. The article also covers the subsequent period of the end of the century.

Key words: song, mass song, Soviet song, amateur composers and songwriters.

Отечественная массовая песня 60 — 80-х годов

Песня всегда играла огромную роль в жизни человека, ибо отражала дух своего времени, связь с жизнью, с ее историей1. Она

1 Песня — наиболее распространенный род вокальной музыки. Различают народную и авторскую (профессиональную). Оба вида песен оказывают взаимное влияние и взаимодействуют друг с другом. Песни разнообразны по жанрам,

пишет летопись страны значительно быстрее, чем другие музыкальные жанры, откликаясь на важнейшие события. Именно советская песня прославляла любовь к родине, рассказывала о героических событиях военных лет, выражала преданное отношение к труду, раскрывала богатый внутренний мир настроений, акцентировала внимание на нравственно-этической стороне жизни. Это — своеобразная «Энциклопедия жизни» в музыке. Массовая легкожанровая музыка приобрела огромные масштабы, немыслимые в предшествующие века. Наиболее жизнеспособную, устойчивую традицию в отечественной музыке определенного временного периода представляла массовая песня, ставшая одним из ведущих жанров нашего музыкального искусства2. До конца 50-х годов понятие «массовая песня» охватывало все песенное творчество отечественных композиторов, в котором особенно акцентировалось внимание на хоровое исполнение. Творческий опыт мастеров советской песни И. Дунаевского, В. Захарова, А. Новикова, Б. Мокроусова, В. Мурадели, К. Молчанова и др. бесспорно это доказывает. В дальнейшем популярность хорового исполнительства значительно снизилась, ибо уменьшалось число самодеятельных хоровых коллективов, и молодежь постепенно переключалась на ансамблевое или гитарное музицирование. Массовая же песня осталась как бы памятником эпохи, отразившей ее основные особенности, характерные черты того трудного, тревожного времени, когда народ искренне верил в светлое будущее. Многие песни В. Соловьева-Седова, С. Туликова, М. Фрадкина, А. Пахмутовой, Э. Колмановского, Я. Френкеля и др. составили золотой фонд отечественной песенной классики. Особенно полюбились народу такие песни, как «Гимн демократической молодежи мира» Новикова, «Бухенвальдский набат» Мурадели, «Пусть всегда

складу, формам исполнения. Известны бытовая, лирическая, гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, песня для профессиональных певцов и массового исполнения.

2 Массовая — песня, созданная композитором и получившая путевку в жизнь на концертной эстраде, радио, телевидении. Как правило, проста по форме (куплетное строение), поэтическому и музыкальному языку, опирается на общераспространенные интонации, имеет максимальную доступность для всеобщего восприятия. Ее важная общественная функция состояла в передаче духовного и эмоционального мира человека. Может быть сольной и хоровой.

будет солнце» Островского, «Песня о тревожной молодости», «И вновь продолжается бой» Пахмутовой, «Родина» Туликова и др. Гражданская тематика занимает немалое место в творчестве вышеназванных композиторов. На протяжении многих десятилетий источником многих песен оставался жанр марша. Он сохранял складывавшиеся годами лучшие традиции, которые формировались в рабочей, революционной песне. Обобщенность гражданских патриотических образов предполагает и обобщенность выразительных средств, концентрирующихся в характерных мелодических оборотах, ритмических формулах и т.д. Мастерство композитора заключается в озвучивании, осмыслении знакомых выразительных элементов в контексте нового времени. Многогранный духовный мир современника отражен в заостренных манифестах, размышлениях о жизни, романтически приподнятых монологах.

Наряду с массовой получают распространение другие жанровые разновидности отечественного песенного творчества — лирическая бытовая, эстрадная песни, которые развиваются во взаимодействии с массовой. Для лирической характерны особая мягкость, доверительность интонации, с какой могут говорить о своих душевных переживаниях люди. Она проста по форме, мелодической структуре, фактуре. В лирической эстрадной запечатлены сердечная интимная тема — возвышенной любви и родной природы — или просто какое-то эмоциональное состояние радости, грусти, горечи и т.д., это — та песня, которая основана на открыто бытовых жанрово-интонационных комплексах, рассчитана на сольное эстрадное исполнительство, активно вовлечена в орбиту средств массовой коммуникации и массового общения — прежде всего телевидения, радио.

Для песни указанного периода характерно появление разных ее модификаций, например, песен-монологов, песен-размышлений, песен-романсов, песен-поэм, которые иногда даже больше слушали, чем пели. Эти новые поиски во многом связывались с освоением в данном жанре большой поэзии. Песня вышла за рамки куплетности, обретая более свободную форму и манеру исполнения. Композиторы активно экспериментируют в этом жанре, стремясь обогатить и освежить интонационный песенный язык, идя разными путями. Одни продолжают развивать тради-

ции лирической песни, другие работают над проблемой ее сим-фонизации, расширяя круг выразительных средств (интонационных, фактурных, ладогармонических и др.). Некоторые опираются на фольклорные традиции, создавая современную русскую народную песню. Вполне оправданным является обращение других к романсовым интонациям, использованию отдельных выразительных приемов вокальной музыки предшествующих веков с элементами русской народной песенности, рождая новые стилевые сплавы. Но большинство композиторов привлекает эстрадная песня, исполняемая как солистами, так и вокально-инструментальными ансамблями. Каждый из этих путей правомерен и по-своему интересен. Во многих из этих направлений работали А. Петров, О. Фельцман, М. Таривердиев, В. Баснер, Д. Тухманов, Г. Гладков, М. Минков, П. Аедоницкий, Ю. Саульский, Е. Птич-кин, Л. Лядова, В. Мигуля, А. Журбин, А. Мажуков, А. Колкер, О. Иванов и мн. др.

Композиторы обращались в своем творчестве к высокоинтеллектуальным авторам. У нас немало поэтов, чей язык образен и конкретен, чья интонация современна, а профессионализм всегда на высоте. Среди поэтов разных лет отметим Л. Ошанина, А. Твардовского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, К. Симонова, М. Светлова, Р. Гамзатова, А. Вознесенского, М. Цветаеву, Б. Ахмадулину, Р. Казакову, Ю. Друнину, А. Дементьева, И. Ша-ферана, М. Танича, Н. Добронравова и мн. др.

Что касается высказываний о «старении» песни со временем, то музыкальная практика показала, что вокальные миниатюры, несущие в себе точную характеристику своего времени, обретают вневременную значимость. Кратко остановимся на «песенной биографии» некоторых композиторов.

Любимым жанром С. Туликова (1914—2004) была массовая песня. Это — художник, чье творчество всегда шло в ногу со временем, откликаясь мгновенно на важнейшие события. Например, в честь полета первого космонавта земли композитор написал песню «К дальним планетам» (сл. Ю. Полухина). Присущая этому мастеру потребность отзываться на значимое в нашей жизни определяло и гражданственную тематику большинства его песен, и соответствующую ей форму с броскими лаконичными обобщенными интонациями. Его песни, облетевшие

весь мир, «Марш советской молодежи» (сл. Е. Долматовского), «Мы за мир» (сл. А. Жарова), отзывались в сердце каждого. Если в 50-е годы мастеру был близок жанр музыкального политического плаката, то в последующие десятилетия главной становится тема Родины, ее необозримых просторов, красота ее родных пейзажей. С задушевной мягкостью звучит рассказ о Родине «Ты, Россия, моя» (сл. С. Острового). Лучшие образцы произведений на эту тему посвящены любви к отчизне: «Лишь ты смогла, моя Россия» (сл. Я. Белинского), «Любите Россию» (сл. О. Милявского), «Родина» (сл. Ю. Полухина) и др. Тема характерной красоты русской природы звучит в песне «Цвети, наш край» (сл. С. Васильева). Многие лирические мелодии композитора часто сочетаются с маршевыми ритмами, но это нисколько не умаляет их удивительного очарования. К числу образцов гимнической лирики относится песня «Любимые женщины» (сл. М.Пляцковского), на его же стихи написана песня-воспоминание «Не повторяется такое никогда».

Особое место среди музыкантов, внесших заметный творческий вклад в жанр массовой песни, стоит имя А. Островского (1914—1967). К подлинно художественным, вошедшим в золотой фонд нашего искусства произведениям, относятся такие, как «Пусть всегда будет солнце» (сл. Л. Ошанина), ставшая эмблемой мира, песня-манифест «Голос земли» на стихи того же поэта и др. Пора расцвета его творчества приходится на 60-е годы, когда ведущей его темой становится патриотическая песня. В «Красной гвоздике» (сл. Ошанина) композитор использовал ритмы, интонации революционных песен в синтезе с современной музыкальной речью. Гражданственностью проникнута его последняя песня «Время» (сл. Ошанина), об ответственности людей перед собой, перед историей. Жизнеутверждающие мелодии, продолжающие традиции И. Дунаевского, но в то же время несущие в себе черты индивидуального стиля, мы находим в его песнях «Зори московские» (сл. М. Лисянского), «Песня остается с человеком» (сл. С. Острового); последняя давно стала лейтмотивом ежегодной телевизионной передачи «Песня года». Творческая восприимчивость композитора помогала ему верно подмечать актуальные проблемы современной жизни, например в песнях «Мальчишки» (сл. И. Шаферана), «Лесорубы» (сл.

М. Танича) и др. В песне «Как провожают пароходы» (сл. К. Ван-шенкина) передается настроение внутреннего мира современного человека. Бытовая тематика нашла отражение в цикле песен с определенным сюжетным развитием «А у нас во дворе» (сл. Ошанина), в котором первая песня звучит от лица юноши, влюбленного в девушку, затем ответное признание возлюбленной «Я тебя подожду» и грустным размышлением в финале о быстро пролетевшем времени «Вот снова этот двор». Другой цикл песен написан им на ст. И. Кашежевой «Полутона», «Лунный камень», «Дожди», «Атомный век», «Круги на воде». Для его музыкального языка характерно богатое взаимодействие различных интонационных сфер, идущих от бытового романса, революционной песенности, частушечных наигрышей. В его творчестве определенное место занимает музыка для детей «Мальчишки-девчонки» (сл. И. Дика), «Спят усталые игрушки» (З. Петровой) и мн. др. Композитор в своем песенном творчестве сумел создать свой образ мышления, свой мир, видение происходящего вокруг нас, свое понимание современной жизни.

Одним из крупнейших мастеров советского песенного творчества является В.Соловьев-Седой (1907—1979). Его песни (композитором их написано более трехсот) приобрели огромную популярность и вошли в быт миллионов людей. Прославившись ими в военные годы, композитор продолжает успешно работать в этом жанре последующие десятилетия. Например, в цикле «Северная поэма» (на ст. Г. Горбовского) отмечаются жанровые признаки песни и романса. Своеобразной увертюрой, открывающей цикл, служит монолог певца под названием «Credo». Именно в нем сосредоточена основа последующего развития. Жанровый облик цикла подчеркивается лирической интонацией. Сочетание романсово-песенной образности позволило композитору добиться более гибкой выразительности. Идея создания крупного вокального цикла возникла в связи со стремлением объединить широкий спектр человеческих чувств, мыслей, раздумий на основе эпической драматургии. Сюитный принцип построения частей объединяет их в единое целое. Здесь раскрываются и картины красочной природы, и лирические радостные настроения. Еще один цикл на стихи Горбовского «Песня о любви» — одно из последних сочинений композитора,

повествует о чувствах и переживаниях героя, прощающегося со своей любимой. Среди других тематических циклов отметим «Мой современник» на стихи советских поэтов. К поэзии Гор-бовского композитор обращался не только в циклических произведениях, но и отдельных песнях, таких, как «Пермь», «Ходила умница по городу» и др., отличающихся небольшим мелодическим диапазоном, гитарной фактурой аккомпанемента и другими лаконичными выразительными средствами. Среди песен Соловьева-Седого выделяются «Ясное утро», «Хороший сон» (обе на ст. М. Матусовского). На его же стихи — напряженно-драматическая «Баллада о солдате». Любопытны его «Четыре портрета ребят с целины». Среди них — яркая дорожно-путевая «Песня ровесников» (сл. Л. Ошанина), пародийная, высмеивающая ленивцев «Почему здесь нету дяди» (сл. С. Фогельсона), с мечтой о подвигах «Там, говорят, бураны» (сл. Ошанина) и на собственные слова песня молодого целинника, написанная в форме письма «Приезжай внучат понянчить». Некоторые песни предназначены в большей степени для слушания, но с подпеванием аудиторией последних фраз каждого куплета «Что солдату надо» (на ст. Фогельсона). К числу интересных образцов экспрессивной лирики относится «А снег повалится» (на ст. Е. Евтушенко). Музыка в ней разворачивается постепенно, достигая в кульминации снежного вьюжного «кружения», завершаемого внезапным драматическим срывом.

Другой ленинградский композитор А. Петров (1930—2006) создал много ярких песенных образцов. Успех у слушателей имели драматические песни, связанные с минувшей войной: «На кургане» (сл. Ю. Друниной), «Песня о моем отце» (сл. Л. Ку-клина). В творчестве Петрова немало произведений, повествующих о трудовых подвигах народа, борьбе за мир, в некоторых усиливается драматизм, вторгающийся в мир личности, конфликтность сопротивления враждебным силам. Такова его песня «Обращение» (сл. М. Дудина), написанная в традициях призывов к народной солидарности. Среди его серьезных работ — ставшая популярной «Там, где дорога будет» (сл. Фогельсона). В ней простая, выразительная мелодия с задушевными искренними интонациями. Нашего современника, ощущающего радость и восторг жизни, представляет песня «Я шагаю по Москве» (сл. Г. Шпали-

кова). Романтический образ нашел воплощение в песне «Голубые города» (сл. Л. Куклина).

К художникам, создавшим свою собственную поэтику, свое неповторимое вйдение мира относится А. Пахмутова (1929). Она существенно расширила тематику песенного искусства. Лучшие ее произведения — лирические откровения, наполненные строгим душевным благородством, в которых нет ничего лишнего и недосказанного. Важное место в ее творчестве заняла «космическая» тема. Неоднократно отмечались такие ее сочинения, как песенный цикл «Созвездие Гагарина» (ст. Н. Добронравова), в котором представлен портрет первого космонавта Земли. Рассказ о герое «Знаете, каким он парнем был» сразу притягивает своим ритмом, характерной оркестровкой, стремительностью движения. Текст сочетает романтическую лексику с интонациями бытовой речи. Объединяющим началом в ней является сквозная динамика музыкального развертывания. В своем творчестве она затрагивает большой круг тем, посвященных нашему современнику, побывавшему на комсомольских стройках Сибири, участвующему в развитии движения студенческих отрядов. Таковы, например, известная всей стране «Геологи», сочетающая в себе черты балладности и лирики, проникнутая грустью расставания с поэтическим героем или другая — «Главное, ребята, сердцем не стареть». Новые черты молодежно-романтической песни прослеживаются в «Яростном стройотряде» (ст. Добронравова). Ритмическая заостренность, ла-дотональные контрасты, переходы от пения к декламационности заметно преображают лирическую основу произведения. Примером новой трактовки традиции бытового романса, его органического развития, его осовременивания послужило яркое сочинение в области песенной лирики «Ненаглядный мой» (ст. Р. Казаковой), в которой доступность интонации, открытость чувства сочетается с внутренним развитием образов. Особую ценность лирических страниц творчества Пахмутовой представляет тема любви. В ней — большая группа песен, претворивших образный строй, стилистику фольклора. Среди лучших произведений, связанных с этой темой, «Полынь», песня-признание «Мелодия» (ст. Добронравова), «Девчонки танцуют на палубе», «Старый клен» (сл. М. Матусовского), цикл «Нежность» (ст. С. Гребенникова и Н. Добронравова), состоящий из трех номеров, каждый из которых может существовать

и вполне самостоятельно. В него вошли «Мы учим летать самолеты» — лирический, повествовательный рассказ героя романтической профессии. Второй номер — «Обнимая небо» с чертами импровизационности, гибкой мелодической линией. Третья — ноктюрн «Нежность» — богата тонкими красками, в ней рождается новый образ: героиня любит, ждет, тревожится за своего любимого. В цикле создана своя драматургия, единство которой обеспечивается тематическими средствами. Среди других циклов — «Отчизна» (ст. Добронравова), в нем отражена современность в ее связях с героическим прошлым и устремленностью в будущее. Одной из наиболее ярких воплощений темы воспоминания является «Как молоды мы были» (ст. Добронравова). В запеве на фоне певучей декламационной линии медленно «всплывает» мелодия забытого вальса. Припев пронизан тоскливо грустной интонацией. Мелодия выстраивается из мотивов, расчлененных паузами. К числу высших достижений лирико-романтической линии принадлежит «Беловежская пуща» (ст. Добронравова). В ней раскрыты образы природы тонкими живописными красками инструментального сопровождения с переливами полутонов. Творчество Пахмутовой характеризуется пристальным вниманием к человеческой личности. Воплощение трагического образа в песне «Горячий снег» с элементами звукоизобразительности производит сильное впечатление на слушателя. Это — воспоминания о прошедшей войне, где героическая маршевость перерастает в просветленный инструментальный реквием. Произведение является поэтическим посвящением людям, не пришедшим с войны. Голос Родины, голос России ярко правдив в ее образах. В них заметна тенденция к обновлению национального стиля, к расширению его интонационной основы. Народно-национальный характер творчества композитора определяет подлинный патриотизм, например в «Усталой подлодке», в «Смоленской дороге», в которой широкая в духе народной лирики мелодия вырастает из мотива-зерна. Она разворачивается неспешно, достигая все более высоких мелодических вершин. Одна из песен посвящена защитникам Отечества — «Письмо пограничника» (сл. Д. Голубкова). Осмысливая историко-революционную тему, композитор обращается к прошлому. Высокий идеал видится Пахмутовой в столкновении прошлого с настоящим, например, «В песнях останемся мы» (сл. Добронра-

вова). Тема спорта тоже стала необычайно популярна в творчестве композитора, которая внесла в нее весомый вклад. Можно сказать, что Пахмутова создала антологию спортивной песни. В нее вошли, например, «Трус не играет в хоккей», «Богатырская наша сила», «Герои спорта», страстная, стремительная, с напряженным ритмом, «Темп», гимн Московской олимпиады и др. В песенном творчестве Пахмутовой сказывается народный характер образов. Он выпестован из фольклора — крестьянского, городского, фронтового. Это значит, что бережно сохраняются его лучшие традиции, они активно развиваются, повышая, таким образом, уровень духовной жизни общества, а кроме того, происходит преобразование фольклора средствами современной эстрады.

С гражданской патриотической тематикой, тесно переплетающейся с лирикой, связано творчество А. Эшпая, Э. Колма-новского, Я. Френкеля, А. Флярковского, М. Таривердиева, В. Баснера, О. Фельцмана, М. Фрадкина и др.

В творческом портфеле Я. Френкеля (1920—1989) немало ярких лирических страниц. Лучшие его произведения сочетают глубину лирического высказывания с высокой гражданственностью. Например, поэтическая песня в жанре бытового романса «Русское поле» (сл. И. Гофф) представляет собой внутренний монолог героя о любви к своей родине, обращенный к красоте русской природы. Во многих его произведениях нашла отражение фронтовая тематика. Образы прошедшей войны сосуществуют с картинами мирной природы, они наполнены чувством нежной привязанности к родному краю. Таковы лирические интонации «Журавлей» (ст. Р. Гамзатова), где ушедшие от нас герои войны символизируются с улетающими журавлями. Память о близких людях, не пришедших с войны, создает сильное эмоциональное настроение. Мелодика его песен близка интонационному строю городского фольклора, которая нередко дополняется ярким гармоническим сопровождением, утонченной фактурой, например, песня «Матери» на стихи Гамзатова в переводе Я. Козловского. Печальной мудростью проникнута притча Френкеля на ст. Гамзатова «Бедная овечка». Среди комсомольских молодежных в жанре марша отметим «Погоню» (ст. Р. Рождественского). На вальсовых ритмоинтонациях основана его «Текстильный городок» (сл. М. Танича). Среди его наиболее популярных — «Калина

красная» (сл. народные), «Я спешу, извините меня» (сл. К. Ван-шенкина), «Вальс расставания» (сл. Ваншенкина), «Для тебя» (сл. И. Шаферана) и др.

В творчестве Э. Колмановского (1923—1994) представлен разнообразный круг образов. Ему близка тема гражданственности и патриотизма. Среди его песен-манифестов «Хотят ли русские войны» (сл. Е. Евтушенко), «Я вернусь к тебе, Россия» (сл. Ошанина), «Я люблю тебя, жизнь» (сл.К.Ваншенкина). Композитор не избегает и тонкого преломления бытовых интонаций — черта, характерная для всего его творческого стиля. Его баллада «Алеша» (ст. Ваншенкина) — тихая, сдержанная музыка, требующая большой чуткости, глубокого проникновения в содержание. Напевность мелодий, патетика придают его песням особую выразительность. Наряду с произведениями патриотического содержания присутствуют и лирические элегического настроения «Вальс о вальсе» (сл. Евтушенко), бытового характера «Где ты раньше был?» (сл. Е. Долматовского), «Женщина, которую люблю» на стихи К. Кулиева. Чистота стиля присуща и другим его лирическим произведениям: «Вы служите — мы вас подождем» (сл. Ваншенкина), «Бирюсинка» (сл. Ошанина), «Наши мамы» (сл. Шаферана).

Песни А.Эшпая необычайно эмоциональны. Одной из самых известных считается «Я сказал тебе не все слова» (сл. В. Карпенко), популярны «Последний дождь» на стихи И. Кулиевой, «Песня о дружбе». В «Песне Маши» А. Эшпая из кинофильма «Жажда» ясно ощущается творческая индивидуальность композитора. Он — автор гибких экспрессивных оркестровых мелодий фильма «Повесть о первой любви» или эстрадных, таких, как «Ты, только ты».

Одна из самых популярных песен П. Аедоницкого (1922— 2003) о любимом городе «Я вас люблю, столица» (сл. Ю. Визбора). Не менее известна его музыка романсового склада: «Ярославна» (сл. Л. Ошанина), «Серебряные свадьбы», «Мы — шахтеры!» (сл. И. Шеферана); остаются в памяти благодаря прежде всего жанровому преломлению традиционных ритмоинто-наций «Река родная» (ст. И. Шаферана) и др.

Зажигательными жизнеутверждающими мелодиями наполнено творчество Л. Лядовой (1925). Таковы ее «Старый марш», «Чудо-песенка» и др.

Не так уж много песен на творческом счету О. Галахова (большая их часть относится к хоровой музыке), но они всегда отличаются высоким вкусом. Этот вкус заметен и в выборе поэтических образцов — как, например, в «Балладе о словах» на стихи В. Шефнера...

Отечественную музыкальную культуру обогатили выразительные песни Д. Тухманова — «Я люблю тебя, Россия» (сл. М. Ножкина), «Мой адрес — Советский Союз» (сл. В. Харитонова), «Притяжение Земли» (сл. Р.Рождественского), «Как прекрасен этот мир» (ст. Харитонова), «Белый танец», «Эти глаза напротив» (сл. Т. Сашко), «Наши любимые» (ст. Шаферана), «Дадим шар земной детям» (на ст. Н. Хикмета) и др. Но, пожалуй, нет более известной, создающей атмосферу всеобщего ликования, песни «День Победы» (сл. Харитонова), ставшая музыкальной эмблемой всенародного праздника 9 Мая. Праздничное настроение в ней перемешивается с пронзительными нотами скорби. Иное решение патриотической темы звучит в песне Тухманова «Родина моя» (ст. Рождественского). Эта песня-манифест состоит из сплава общего и личного, гражданственности и лирики. Она призывает людей объединяться, исполняется солистом и хором.

Творчество М. Таривердиева (1931—1997) — изысканно, оно по обобщенности характера и по музыкальной стилистике стоит где-то между камерно-вокальной музыкой и эстрадной. Его произведениям свойственна особая декламационная выразительность со своеобразными ритмоинтонационными красками. Его музыке присуща театральность. Композитор нашел свой неповторимый путь к сердцам слушателей, со своим удивительным красочным миром. Часто воспроизводятся прозаические человеческие интонации, соединенные с лирическими поэтическими строчками: «Ты не печалься» (сл. Н. Добронравова), «Музыка» («Памяти Шопена»), «Маленький принц». Некоторые из них, как, например, «По улице моей» (ст. Б. Ахмадулиной) или «Мне нравится, что вы больны не мной» (сл. М. Цветаевой) можно назвать романсами. Мелодия их тонко отражает интонационный рисунок стиха, а простое гитарное сопровождение воспринимается как примета современного музыкального быта и вместе с тем как стилизация простой гитарной песни-романса XIX века. Индивидуальны компоненты (ритм, мелодия, гармония) песни

«Поезд». В одном из вокальных циклов «Мы с тобою, товарищ» (ст. М. Светлова) раскрываются переклички поколений. Герой — наш современник, ведущий диалог со старыми комсомольцами, участниками Гражданской и Отечественной войн. В каждой из песен передается пульс времени, незаметные переходы из настоящего в прошлое. Это своего рода романтический дневник. Важную роль в интонационном строе песен цикла играет стилистика классической музыки, отзвуки которой заметны в инструментальном сопровождении, а нередко и в вокальной партии. Мотивы тоски по родине выражены в «Песне о далекой родине» (ст. Рождественского) из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». К числу удач композитора в освоении большой поэзии следует отнести ряд его произведений, где чуткость к художественному слову позволяет наметить пути расширения образно-стилевой палитры песенного жанра, например, в «Не исчезай» (ст. А. Вознесенского). Из начального малосекундового мелодического зерна вырастает небольшая лирико-романтичес-кая поэма с ее декламационно-речевым интонированием. Его баллады на стихи А. Вознесенского, Э. Хемингуэя, некоторые песни из кинофильмов «Прощай» и «Король-Олень» говорят, возможно, о рождении нового синтетического жанра, основанного на разных старых и новых стилевых источниках.

Яркие оригинальные самобытные произведения созданы В. Шаинским (1925). Среди них — «Травы-травы» (сл. И. Юшина), «Идет солдат по городу» (сл. М. Танича) и др. Многие обращены детям — «Голубой вагон» (сл. Э. Успенского), «Улыбка» (сл. М. Пляц-ковского), «Чему учат в школе» (сл. Пляцковского), «Антошка» (сл. Ю. Энтина), «Вместе весело шагать» (сл. Матусовского) и др. Его песни насыщены современными ритмами, оригинальными гармониями, свежими мелодическими интонациями. И вместе с тем они отличаются удивительной простотой. В них всегда присутствует симметричность, квадратность, в некоторых — предельная упрощенность гармонического и мелодического языка, на что тут же непременно реагировала критика и в адрес композитора сыпались упреки. Особенно это относилось к таким его произведениям, как «Это, может быть, бывало», «Как бы мне влюбиться», «Лада». Общеизвестно, что не всякая песня обладает высокими художественными достоинствами. Между тем его музыка к мультфильмам

«Чебурашка», «Приключения Незнайки», песенка Крокодила Гены (сл. А. Тимофеевского) или «В траве сидел кузнечик» (сл. Н. Носова) распевают до сих пор как дети, так и взрослые. Кроме того, известная песня Шаинского «Не плачь, девчонка» (сл. В. Харитонова), обращенная уже к другой возрастной группе, по сложности тоже не выходит за пределы традиционной гармонической последовательности, что не мешает ей быть весьма популярной. Среди других произведений «взрослой» лирики Шаинского отметим песню «Когда цветут сады» (ст. М. Рябинина), «Дрозды» (сл. С. Острового), «Белая береза» (Л. Овсянниковой).

К числу замечательных композиторов-мелодистов принадлежит Т. Хренников. Его песням присущи жизнерадостность, наполненная эмоциональность, мелодическая выразительность. Среди наиболее популярных — «Как соловей о розе» (сл. П. Антокольского), «Московские окна» (сл. Матусовского) и др. Некоторые носят оттенок шутки, создают веселое настроение. Такого рода лирические, да еще с некоторым оттенком сатиры произведения есть и у многих других композиторов, например, Н. Богословского, Е. Птичкина. Задорные, юмористические, они являются украшением лирического жанра. В песне «Добрая кукушка» Е. Птичкина (на стихи Т. Ульяновой) немалую роль играет эмоционально-психологический подтекст сопровождения. Драматургия художественного образа здесь вырастает из диалога голоса с оркестром. Песня «А я в ответ» Н. Богословского на стихи Танича по-новому заиграла множеством тонких оттенков причудливого юмора. Порой бывает достаточно одного штриха, чтобы песня мгновенно заиграла, заблистала, например, в придуманном оригинальном затактовом подходе к припеву в песне Н. Богословского «Руку дай, молодость моя!».

Разумеется, всех песенных композиторов в этой статье затронуть невозможно. Например, стоит отдельно остановиться на творчестве Л. Афанасьева («Гляжу в озера синие», ст. И. Шаферана), В. Левашова («Бери шинель, пошли домой», ст. Б. Окуджавы), Б. Терентьева («Родина моя», ст. Е. Евтушенко), М. Фрадкина («Там за облаками», ст. Р. Рождественского), В. Гаврилина («Два брата», ст. В. Максимова), Ю. Чичкова, Е. Мартынова, А. Градского, Г. Гладкова, А. Рыбникова и мн. др., которые тоже являлись выразителями идей песенного творчества второй половины ХХ

века. Например, своеобразные сочетания фольклора и рок-музыки наблюдаются в сюите А. Градского «Русские песни» или отличающиеся остротой экспрессии, оригинальной исполнительской манерой его же «Памяти Джордано Бруно» (ст. М. Геттуева), «Песня моей матери» (ст. Н. Кончаловской). Может быть, не все созданные композиторами сочинения равноценны, но каждый из названных музыкантов написал хотя бы несколько отличных песен, непохожих на созданное другими, в своей индивидуальной манере.

Характерной чертой рассматриваемого периода является сосуществование разных пластов песенного творчества. Среди них — авторская или бардовская песня. Ее создатели — профессиональные или самодеятельные творцы. Часто они становились сами исполнителями своих сочинений или стихов других поэтов под собственный гитарный аккомпанемент. Иногда бард выступает одновременно в трех лицах: он и поэт, и композитор, и исполнитель. Наиболее заметно это движение проявило себя в 60-е годы3. Этот период у нас в стране назывался «оттепелью», ибо речь идет о послесталинской эпохе, характеризовавшейся относительной свободой4. Именно в песне как самом оперативном жанре искусства возникла широкая волна творчества. Его неотъемлемой составляющей была интонационная выразительность поэтического слова, а также индивидуальная неповторимая манера авторского исполнения. Общество в это время особенно нуждалось в новом слове. Искренность, правдивость, честность стали основой примечательного направления нашего искусства. Оно было гонимо не только потому, что необычно по своей форме, непривычно по содержанию, но и с точки зрения политических и социальных соображений, ибо эти песни привлекали определенный и широкий круг слушателей и могли всколыхнуть народ. Поэтому существовали они сначала нелегально, и остановить это движение

3 Возможно, авторская песня идет от городского романса времен Дениса Давыдова. В ХХ веке, быть может, не исключена связь с творчеством Александра Вертинского. Далее традиция продолжала существовать, но наступила некая пауза, после которой в конце 50-х она вышла на совершенно иной уровень.

4 Именно в этот период широко развернулось движение в защиту прав человека, в литературе появились нелегальные произведения таких авторов, как

A. Солженицын («Архипелаг Гулаг», «В круге первом»), «Колымские рассказы»

B. Шаламова. В один ряд с литературой и публицистикой по возможности нелегального распространения можно поставить авторскую песню.

было невозможно. Песни бардов в молодежной среде рождались стихийно. В лучших из них проступали духовные черты современного героя. Распространялись они очень быстро с помощью магнитофонных лент. На большой же сцене авторская песня еще долго не звучала. Среди известных поэтов-песенников — Ю. Визбор («Лыжи у печки стоят.»), Б. Окуджава («Арбат, мой Арбат.», «По Смоленской дороге леса, леса, леса.»). Песни Окуджавы обладают удивительной индивидуальной мелодией, органичным неповторимым единством стихотворного текста и музыкального образа. В них есть и драматические воспоминания, которые исполняются в форме непритязательной городской песенки с незамысловатым сопровождением. Однако в них можно уловить глубокий подтекст стихов. Открыто политическую окраску внес в авторскую песню А. Галич. Его героями выступали социальные типы послесталинской эпохи. Но самым ярким в этот период считался голос В. Высоцкого. С его выступлениями наступил новый этап в развитии жанра. Он в своих песнях в наибольшей степени концентрировал нервные токи своего времени. Герои большинства его театрализованных произведений представляли определенный срез жизни общества, где каждый находил свое индивидуальное. Таковы его «Спасите наши души», «Охота на волков», «Я не люблю» и мн. др. Исполнителями бардовской песни были также А. Городницкий, В. Берковский, Е. Клячкин с его песнями на стихи И. Бродского, Ю. Ким, А. Розенбаум, С. Никитин и мн.др. Авторская песня была не просто модным увлечением, она по-настоящему влияла на общество. В своих лучших образцах она напрямую приводила людей к обретению жизненного смысла. Главное и ценное составляло то, что в них ставилась проблема, формулировались нравственные идеалы, которым следовали герои песни. Влияние авторской песни было благотворным, общество становилось более терпимым, более заинтересованным в человеческих судьбах.

Сегодня авторской песни тех «шестидесятников» больше не существует. Вместе с публичными выступлениями началось «микширование» ее с эстрадой, в которой она растворилась, оставив о себе добрую память, имена и творчество удивительных поэтов.

Известны и другие новые интонационные пласты. Неоспоримо, что наряду с разными современными интонациями песня

может впитать в себя и джазовые. Но синтез песни и джаза возможен для нас лишь при условии сохранения национальной характерности и образной содержательности. Действительно в современной музыке глубоко укоренился джаз с его различными ответвлениями. Выйдя из недр фольклора, за свою более чем столетнюю историю он превратился в высокохудожественное искусство с развитыми концертными формами. Не менее важно, что без влияния самого джаза или родственных ему видов было бы невозможно появление целого ряда разновидностей современной эстрады. Именно от него идут инструментальная и вокальная техники, манера звукоизвлечения, способы интонирования, оркестровые средства и т.д. Получается удивительный сплав ритмоджазовых интонаций в сочетании с песенно-романсовой лирикой и напевным повествованием, да еще с элементами национального и интернационального фольклора. Кроме того, на песню оказывает большое влияние и академическая музыка, в частности, камерно-вокальная. Возникшие новые тенденции — начало процесса рождения нового музыкального языка.

В целом можно сказать, что песни советского периода были неразрывно связаны с событиями в нашей стране. Одни из них посвящены покорителям космоса, другие строителям БАМа, третьи — борцам за мир, четвертые отражали разные стороны человеческой души, ее внутренний мир, ее духовность, любовь, верность, дружбу. Это были разные психологические зарисовки, составляющие поэтические сцены. Можно утверждать, что лучшие песни советского периода породили объемный портрет современника. Всей своей историей песня доказала огромную художественную значимость и ценность. Она стала представлять собой серьезное общественно-политическое явление, ибо ей свойственны гражданственность, эмоциональное богатство, оптимизм.

Развитие песенного жанра конца столетия

Отечественное песенное творчество конца столетия оказалось в кризисной ситуации, хотя еще немногим более двух десятков лет назад ничто не предвещало катастрофы. Но именно этот жанр не смог интегрироваться в новое перестроечное время, ибо на протяжении четырех десятилетий своего существования воплощал идеи административной системы, отображал массо-

вый энтузиазм и веру в «светлое будущее». Миф о монолитности советского общества, который воспевался в песне, рухнул в одночасье5. Песенный музыкальный язык за этот период времени в основном не претерпел никаких изменений, оставался неприкосновенным, базируясь на своих трех интонационных истоках: элементах фольклора, идущего от крестьянской песни, не выходившей за рамки классической восьмитактной гармонии с сентиментальными задержаниями в мелодии для выражения задушевных чувств, марше — для отражения трудовых будней наших дней, вальсе (или танго) с ностальгическим воспоминанием об ушедшей молодости. Тема гражданственности преподносилась с увлекательным танцевальным размахом. Ли-рико-патриотическая песня тоже приобрела характер развлекательного жанра. Фольклорная тема превратилась в символ отдыха и развлечения. К середине 80-х годов шлягер окончательно утопил «большие чувства» в танцевальной стихии. Кроме того, в конце 80-х — начале 90-х была установка на нетребовательность подростковой аудитории, за которой, согласно утверждающейся рыночной психологии, светлое будущее. В итоге — на эстраде 90-х возобладал молодежный стиль. В таком автоматизме советская песня постепенно трансформировалась в примитивный шлягер. Она теряла своего постоянного слушателя, ибо менялось само общество и его отношение к песне. Эфир заполнялся далеко не самой лучшей музыкой, и появлявшиеся эстрадные поделки, естественно, не вели к духовному обогащению общества.

Между тем объективный ход развития музыкальной культуры нашей страны предсказывал новые веяния, новые процессы исторического значения, которые влияли на личные интересы, на удовольствия обывательского характера. Эстрада, воплотившая эти представления, приближалась к мировым стандартам шоу-индустрии. Лавина стандартной продукции далеко не лучшего качества хлынула потоком на слушателя. Состояние

5 Добавим также, что в конце 70-х во всех сферах деятельности нашего государства назревал кризис — политический, экономический, социальный, национальный, культурный. Возможно, еще два важных события могли ускорить эту ситуацию: афганская война (1979) и Чернобыльская катастрофа (1986).Как могла на происходящие процессы реагировать песня?

композиторского и поэтического творчества становилось теснее связано с запросами музыкальной пропаганды и музыкального быта. Даже если в создании произведения принимают участие высокопрофессиональные авторы, обеспечить высокое качество продукции при таком наплыве невозможно. Отсутствие ранее существовавших художественных советов открывало дорогу любому, желающему высказаться на сцене6. Вот одна из причин появления халтуры. То, что исполняют популярные артисты, воспринимается слушателями как эталон современного вкуса. Они формируют музыкальные потребности и запросы масс. Пропагандирующие организации не могут не считаться с потребностями, поэтому в соответствии с ними планируются концертные программы. Соответственно новым веяниям композиторы и поэты в своих сочинениях ориентируются на то, что поется сегодня (не все могут противостоять моде). Песня становилась ходовым товаром. Ее легче, чем какой бы то ни было другой жанр, выучить, исполнить, за нее автор получал сиюминутную известность и большие гонорары. Не все новинки являются шедеврами, да и не нужно, чтобы каждая песня была художественным открытием. Между тем задача средств массовой информации состоит в воспитании художественного вкуса, формировании, активном влиянии, а не пассивном отражении. В песнях должна быть постановка актуальных нравственных вопросов, при этом обязательно видеть цели, мечты, романтику, большую духовную насыщенность.

В песенном творчестве последнего десятилетия века собственно сформировавшегося стиля (как определенного качественно своеобразного единства) не наблюдалось. Существовало множество течений, из которых одни в большей мере шли от национальных традиций, другие — от практики зарубежной эстрады.

Вспомним также, что у нас существовала еще и рок-культура. Создававшаяся в конце 60-х — 70-х годов, она была постоянным объектом идеологической критики, ее старались вытеснить из сферы культуры, так как основная причина недовольства состояла в подозрительном отношении идеологии ко всем новым актуаль-

6 В Московском союзе композиторов существует и в настоящее время работает «Песенная комиссия», но она определяет художественные достоинства произведений лишь вступающих в Союз будущих членов или непосредственно самих членов Союза.

ным формам развлекательного искусства, хотя были попытки придать этой области официальный статус и встроить ее в государственные структуры. Но они не увенчались успехом. Многие импульсы, дававшие рок-движению у нас в стране мощную энергию, нередко приходили из стран, где рок-музыка уже давно заняла прочное место в социальной и культурной жизни, стала существенным компонентом шоу-бизнеса. Противоборство советской песни, поп-эстрады и рока происходило особенно остро, ибо оно отражало глубинные процессы нашей идеологии, нашей культуры.

На этом витке волны появлялись всевозможные ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), представлявшие собой достаточно оригинальное соединение элементов бит-музыки со стилистикой советской массовой песни. Среди них «Самоцветы», «Веселые ребята», «Голубые гитары», «Песняры», «Браво», «Аквариум», «Машина времени» и др.

Профессиональные и самодеятельные вокально-инструментальные коллективы занимались пропагандой песни. «Песняры», например, сочетали различные тенденции в современной песенной музыке, решали вопросы нового прочтения фольклора, инструментария. Группа «Браво» выделилась эффектным созданием образов отечественных стиляг 60-х годов, танцующих рок-н-ролл, что позволило им впоследствии войти в структуры нарождающегося шоу-бизнеса. «Машина времени» соединила в себе достаточно простые тексты с разнородным музыкально-стилистическим сплавом, в котором важнейшими компонентами были, с одной стороны, элементы тяжелого рока, с другой — традиции фолк- и кантри-рока, реализовавшихся в виде мелодических красивых баллад с несколько сентиментальным колоритом. Другой не менее контрастный стилевой сплав представлял «Аквариум» рубежа 70 — 80-х, сочетавший особенности панк-эстетики с ориентацией на фольклорные мотивы, элементами блюза, салонного романса др. Именно в эти годы «Аквариум» становится одним из законодателей моды в отечественной рок-музыке. Рок-музыка этого периода активно работает с лексикой официальной советской культуры, перерабатывая ее в пародийно-гротесковом ключе, используя, например, частушки (А. Градский, группа «Ноль») — своеобразные опыты сочетания фольклорного тематизма и рок-стиля.

Однако, сближение эстрады и фольклора в творческой практике породило немало проблем. Неоднократно рождались примитивно-стилизованные мелодии в псевдонародном духе, либо поверхностно модернизированные обработки народных напевов в стиле современной поп-музыки. Не зная специфики народного творчества отдельные руководители ВИА ограничивались искусственной «подгонкой» русских народных мелодий (или классических советских песен 30 — 40-х годов) под стилевые стереотипы зарубежной эстрады.

Рок-движение 80-х годов представляло собой мозаику различных подгрупп молодежи, основа которой — принцип неприятия традиционных моделей социальной активности вообще и молодежной творческой деятельности, в частности.

Многие из существовавших рок-групп последовательно вытеснялись из официальной советской культуры рок-музыки, что обусловило особый характер существования самих рок-музыкантов. Полуподпольное существование большинства групп наложило отпечаток на характер их концертных выступлений, порой проходивших в сложных малоприспособленных условиях.

В конце 80-х годов зарождались рыночные отношения, и они проникли в рок-культуру. В прошлое уходили неформальные объединения, образовывались новые коммерческие структуры, работающие с рок-группами и их продукцией. Это было началом переходного этапа к рыночным отношениям в области шоу-бизнеса в целом и рок-музыки, в частности. Рок-концерт становился дорогостоящим мероприятием, поэтому не все группы могли включиться в активную концертную жизнь, и они растворялись в общей массе.

В дальнейшем изменилась роль и самой рок-музыки. Административные гонения прекратились, она интегрировалась в жизнь поп-сцены, став неотъемлемой частью эстрадного репертуара, а к 90-м годам рок-музицирование слилось с шлагерным творчеством и одновременно пришел конец советской песни как особого культурного феномена.

Как будет дальше развиваться наша отечественная песенная культура, сейчас предсказать трудно. Но на данном этапе в этом жанре наступила историческая пауза.

Данные об авторе:

Алексеева Алла Алексеевна — кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки и музыкально-сценических искусств Российского университета театрального искусства — ГИТИС. E-mail: [email protected].

Data about the author:

Alekseeva A. — Candidate of Sciences, docent, Department of History and Theory of Music and Musical Performance Arts, Russian University of Theatre Arts — GITIS. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.