Научная статья на тему 'Омск литературный (размышления критика)'

Омск литературный (размышления критика) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
995
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / HISTORY OF LITERATURE / ГОРОД ОМСК / СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ / UNION OF WRITERS / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ЖАНРЫ / GENRES / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / OMSK CITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хомяков Валерий Иванович

В статье представлены страницы истории омской литературы, насчитывающей около ста лет. Сделан вывод о том, что город богат литературными традициями, появились интересные прозаики и поэты, активно продолжают работать писатели старшего и среднего поколения.Их творческий опыт показывает интерес к современности, стремление говорить о сложных проблемах нашей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OMSK LITERATURE (REFLEXIONS OF A CRITIC)

The article presents history of Omsk literature that is about one hundred years. The author concludes that the city is rich in literary traditions. There are interesting prose writers and poets, writers of the senior and average generations continue to work. Their creative experience reflects their interest to the modern times and their aspiration to cover challenges of our life.

Текст научной работы на тему «Омск литературный (размышления критика)»

УДК 821.161.1-93 ГРНТИ 17.09.91

ОМСК ЛИТЕРАТУРНЫЕ (РАЗМЫШЛЕНИЯ КРИТИКА)

В.И. Хомяков

Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского Россия, 644077, г. Омск, просп. Мира, 55 а

В статье представлены страницы истории омской литературы, насчитывающей около ста лет. Сделан вывод о том, что город богат литературными традициями, появились интересные прозаики и поэты, активно продолжают работать писатели старшего и среднего поколения. Их творческий опыт показывает интерес к современности, стремление говорить о сложных проблемах нашей жизни.

Ключевые слова: история литературы, город Омск, Союз писателей, творчество, жанры, традиции.

OMSK LITERATURE (REFLEXIONS OF A CRITIC)

V.I. Homyakov

Dostoevsky Omsk State University Russia, 644077, Omsk, prospekt Mira, 55 a

The article presents history of Omsk literature that is about one hundred years. The author concludes that the city is rich in literary traditions. There are interesting prose writers and poets, writers of the senior and average generations continue to work. Their creative experience reflects their interest to the modern times and their aspiration to cover challenges of our life.

Keywords: history of literature, Omsk city, the Union of writers, creativity, genres, traditions.

Обратимся к истории. Несколько столетий назад в Тобольске издавался журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». По сути, это был первый провинциальный журнал в России. И хотя он просуществовал недолго, однако для культуры и литературы Сибири выпуск «Иртыша...» был делом первостепенной важности. Прошли годы. Тобольск уступил пальму культурного и литературного первенства другим сибирским городам. В 20-е годы ХХ века Омск на короткое время становится необъявленной столицей Сибири. Именно в этот период на литературном небосклоне взошли звезды Антона Сорокина, Павла Васильева, Петра Дравер-та, Георгия Вяткина, Леонида Мартынова. Сегодня эти писатели вошли в золотой фонд не только сибирской, но и общерусской литературы. В последующие десятилетия этот список постоянно пополнялся. К настоящему времени ни один разговор о современной сибирской прозе и поэзии не обходится без упоминания имен Л. Иванова, Т. Белозе-рова, П. Ребрина, М. Шангина, И. Петрова,

B. Мурзакова, Т. Четвериковой, В. Макарова, В. Балачана, Ю. Перминова, В. Ерофеевой-Тверской, Л. Трутнева, П. Брычкова,

C. Прокопьева, М. Безденежных и многих других. В своей статье мы останавливаемся лишь на тех авторах, которые принадлежат к Омскому отделению Союза писателей России. Во-первых, потому, что и сам автор имеет честь состоять в этой организации; во-вторых, нельзя объять необъятное. Думается, что найдутся еще критики и литературоведы, которые рассмотрят творчество тех литераторов, которые принадлежат к Омскому отделению Союза российских писателей.

Расцвет омской литературы приходится на 60-70-е годы. В этот период состав Омской писательской организации значитель-

но расширился. В писательский союз вошли Николай Анкилов, Владимир Балачан, Ефим Беленький, Николай Бутов, Татьяна Гончарова, Валерий Иванов, Вадим Игна-тенко, Алла Кузнецова, Владимир Макаров, Михаил Малиновский, Борис Малочевский, Валерий Мурзаков, Владимир Новиков, Вильям Озолин, Владимир Пальчиков, Иван Петров, Александр Плетнев, Петр Ребрин, Тамара Саблина, Нина Цуприк, Татьяна Четверикова, Михаил Шангин, Эдмунд Шик, Иван Яган. Некоторые писатели покинули Омск и уехали в другие города, и к 1989 году Омская писательская организация насчитывала двадцать членов Союза писателей. Еще через год членами Союза стали Владимир Булычев, Александр Токарев, Николай Трегубов, Лев Трутнев. Перед нами целое созвездие писательских имен, сделавших бы честь любому городу. А если к этому добавить А. Кутилова, М. Рассказо-ва, В. Рожкова, которые хотя и не состояли в Союзе писателей, однако стали ведущими поэтами и прозаиками того времени, то станет ясно, что омская литература в эти годы заявила о себе в полный голос.

Начиная с 60-х годов традиционными стали областные семинары молодых писателей, которые выявляли все новые и новые имена. Широко известными как в нашем городе, так и за его пределами стали литературные праздники «Омская зима», которые начали проводиться с 1976 года. Следует упомянуть и о «Мартыновских чтениях», на которые съезжались ученые, писатели из многих городов бывшего Союза.

Даже беглый обзор творчества всех без исключения авторов занял бы много места. Поэтому мы в своей статье остановимся лишь на тех писателях, которые наиболее ярко и полно отражают литературный про-

цесс своего времени. Это вовсе не означает, что другие поэты и прозаики не достойны упоминания. Думается, что у каждого из них есть свой читатель, поэтому заранее приносим извинения тем авторам, которые остались за страницами этой публикации.

Вначале хотелось бы остановиться на творчестве тех писателей, которые уже стали частью истории омской литературы и которых, к сожалению, уже нет с нами. Замечательным писателем-очеркистом проявил себя Петр Ребрин. Перед нами самобытный художник, исследующий психологию человека и человеческих отношений. Характерно, что Ребрин, как и Леонид Иванов, стояли у истоков современной деревенской прозы, начало которой было положено «Районными буднями» В. Овечкина, рассказом А. Солженицына «Матренин двор», рассказами и очерками Е. Дороша, Г. Троепольско-го, Ф. Абрамова, В. Тендрякова. К путевому и проблемному очерку в те годы обратился Иван Петров. Достаточно назвать цикл очерков «По родному краю», посвященный путешествию автора в Тару, Седельниково и другие северные районы. Цикл очерков «По родному краю» был написан в 1969 году. Спустя 20 лет после его публикации писатель создает другой цикл очерков «О малой родине и сыновьем долге» (1989), где жизнь современного Омска рассматривается в связи с его историческим прошлым, в частности, в связи с судьбами малых городов Сибири. До конца своих дней Иван Федорович оставался неутомимым краеведом, защитником как сибирской, так и русской культуры.

Судьба России, тема малой родины — основные и в поэзии Владимира Макарова. Замечательный русский поэт Владимир Солоухин так отозвался об омском собрате: «Может быть, его стихи иногда рациональны, но — вовсе не страшно, когда в литературе рационален человек, наделенный умом. Поэт не мыслит своей жизни без любви. Любовь для Макарова лежит в основе всего. Любовь к родине, к дому, к матери, к жене, к работе, к стихам». Вот уже несколько лет подряд на родине Владимира Макарова, в Большеречье, проводятся ежегодные «Ма-каровские чтения». Может быть, только сейчас мы начали осознавать, что от нас ушел большой поэт, поэт-философ. Вся его лирика представляет цепь поисков и сомнений, утрат и обретений, и в конечном итоге возвращения к своим духовным истокам. В одном из стихотворений он скажет:

Как в симфонии, позднею ночью

Гаснут окна: все меньше огней —

Только редкие светлые точки

В черном небе; все меньше огней...

Новую страницу в трагической истории России 1920-1930-х годов открыли романы Михаила Шангина «Террор против совести», «Мятеж обреченных». «Ни креста, ни камня», который стал для многих читателей настоящим потрясением. Трагедия русского духовенства, повествование об Ишимском восстании, которое охватило всю Западную Сибирь. Официально восстание называли местным, кулацко-эсеровским мятежом. Долгое время коммунистическая пропаганда преподносила его в искаженном виде, а кровавые трагические события долгие годы замалчивались. М. Шангин говорит о выступлении крестьян и казаков, недовольных советской властью, продразверсткой, что привело к голоду в деревне и вызвало волнения, которые были жестоко подавлены армией и частями особого назначения. Ни креста, ни камня не осталось от тех, кто выступил за справедливость. По своим художественным достоинствам эти художественно-документальные романы стали, по сути, памятником эпохи. Не случайно выход в свет этих произведений стал событием не только для Омска, но и для всей России. И вполне закономерно, что решением Союза писателей России М. Шангину в 2000 году была присуждена литературная премия им. М. Шолохова. Из последних публикаций М. Шангина назовем его художественно-документальную повесть «И не только характер», вышедшую в 2002 году и посвященную жизни и деятельности бывшего омского губернатора Леонида Константиновича Полежаева.

Жизненная и писательская судьба Виктора Васильева, родного брата гениального русского поэта Павла Васильева, вместила в себя многие трагические коллизии ХХ столетия. Особый интерес представляет лагерная проза Виктора Васильева, в частности, его книга «Этап на восьмую», вышедшая в 2004 году. Настоящий писатель — это всегда фигура неоднозначная. Мир лагеря увиден глазами человека, прошедшего через мясорубку ареста, следствия, пыток. Через лагерь шел Васильев к своей главной теме — к познанию человека. Лагерную прозу писателя можно поставить в один ряд с произведениями Солженицына, Шаламо-

ва, Волкова. Больше того, Виктор Васильев стоит у истоков женской лагерной темы. Рассказы и повести Васильева — это смелое обвинение режиму, искалечившему не только человеческие тела, но и человеческие души. В васильевских произведениях поражает плотность содержания, мысли и чувства, сгущенность времени и пространства. Сила художественного воздействия на читателей связана и с точностью психологического рисунка. Как правило, для писателя не характерны развернутые пейзажные и психологические описания. Он умеет отыскать единственно нужное слово, фразу, которая сразу же отзывается в читательском сердце.

Но Васильев был не только замечательным прозаиком, но и самобытным поэтом. В стихах В. Васильева наряду с лирикой природы и философскими раздумьями, активно разрабатывается жанр стихотворного рассказа. Отчетливо звучат в стихах поэта социально-гуманистические мотивы. Например, стихотворения «Мне ломали руки на допросах», «Довод», «Газеты пишут», «Дуська Моргунова» и др. Поэт дает эпизоды лагерного быта, показывает, как в этих нечеловеческих условиях люди находили в себе силы противостоять жестокости и произволу. Воссозданные в бытовой конкретике, с помощью вполне реалистических деталей, эти картины приобретают характер обобщения.

Как невозможно представить омскую литературу без имен Л. Мартынова, П. Дра-верта, А. Сорокина, П. Васильева, так невозможно представить ее без имени Тимофея Белозерова. Омский поэт Владимир Макаров так писал о своем друге: «Всему живому — людям, соснам, ягоде морошке, бородатому глухарю, пашне, реке в разливе — нужна красота, нужна поэзия, и поэтому она, жизнь, возьмет порою и расщедрится — родит поэта. И тогда уж не пожелает для него самого сокровенного своего: и подснежники — его, и куличок на отмели — его, и деды-фронтовики — это его деды [...] Однажды в сибирской деревне родился мальчик, назвали его Тимой. Потом, через годы, жизнь избрала его — Тимофея Белозерова — в поэты...» Сам Тимофей Максимович как-то признался: «Я исходил и изъездил свой край вдоль и поперек. Все мои книги о том, что я видел». А видеть ему довелось очень много. И обо всем этом он рассказал на страницах своих книг с прекрасными и нежными названиями: «Цветные голоса», «Волшебный посошок», «Зимушка-зима», «Смородиновый куст», «Жаворонок»,

«Подснежники», «Апрель», «Лебедушка». Наверное, нет ни одного омича, который бы не читал Белозерова. В поэзии он оставался большим ребенком со своим светлым и открытым взглядом на окружающий мир.

Думается, что именно эти писатели заложили основу, по которой в дальнейшем шло развитие омской литературы. Именно на 60-70-е годы приходится творческое становление Татьяна Четвериковой, Владимира Балачана, Владимира Новикова, Николая Трегубова. В прозе можно назвать имена Льва Трутнева, Валерия Мурзакова.

Остановимся на творчестве современных поэтов первой волны, которые стали уже своеобразной визитной карточкой Омска. В первую очередь следует назвать Татьяну Четверикову и Владимира Балачана.

Татьяна Четверикова — поэт многогранный. Ей подвластна и лирическая поэзия, и гражданская лирика. Она является автором нескольких десятков поэтических сборников, руководит поэтической секцией, принимала активное участие в составлении «Книги памяти жертв политических репрессий» Ее книга избранной лирики «Собирая время», которая вышла в 2009 г., наглядно отражает эволюцию поэтессы. Написанные в разные годы, эти стихи подводят своеобразный итог определенному отрезку времени. Все, что было пережито и выстрадано в эти годы (1972—2009), вылилось затем в исповедальные поэтические строчки. Читая эти стихи, невольно обращаешь внимание на следующую особенность: у Т. Четвериковой по сути не было периода ученичества. Явление достаточно редкое в поэзии. Возможно, были какие-то детские и юношеские стихи, но эти первые опыты до нас не дошли, но уже ее первая книга, вышедшая в Новосибирске в 1975 году, свидетельствует о мастерстве молодой поэтессы. Именно в этот период обозначилась главная черта поэзии Т. Четвериковой — ее искренность, искренность женской души. Как позднее отозвался о Четвериковой поэт Владимир Макаров: «Отзывчивая и ранимая женская душа и создана для того, чтобы тоньше, многогранней и выпуклей видеть все беды и горести, терзающие род человеческий с незапамятных времен, и пытается найти луч надежды даже в самых тяжких испытаниях». В поэзии Т. Четвериковой можно выделить несколько четко выраженных направлений. Можно смело утверждать, что главной темой ее лирики стала тема любви, любви во всех

ее проявлениях: любви к жизни, к близким, к мужчине, к детям, к Родине. Пишет она о том, что хорошо знает и любит. Она не сторонний наблюдатель, а заинтересованный участник всего происходящего в жизни. Яркая образность и метафоричность ее стихов не мешают Т. Четвериковой быть в них глубоко личностной. Так, в одном из ранних стихотворений она скажет:

Живая женская душа —

Она волнуется и плачет.

Живет на острие ножа,

Не понимая — как иначе.

А в новом столетии появятся следующие строчки:

Ну что ж, когда мы встанем на пороге,

У каждого — на выбор — две дороги,

И всем, как знак, мерцанье звездных свеч.

И эта напряженность восприятия мира рождает у читателя ответное чувство сопереживания, какую-то непонятную грусть. Но жизнь идет, и рядом с горечью и болью оживает то, что помогает поэтессе перенести трудности, — это семья и родина. В стихах сборника «Собирая время» есть и любовь, и одиночество, размышления о счастье, жизни и смерти — словом, все, что переживает в своей жизни человек. Поэтическая палитра при всей своей смысловой однозначности лишена резкости контраста. Зрелое мастерство, игра на полутонах позволяет автору выявить все нюансы, самые тонкие движения души.

Хотелось бы сказать, что Т.Четверикова — это русская поэтесса. Если в первых сборниках она в какой-то степени интуитивно шла к постижению России, то в последующих книгах чувство кровной привязанности к родной земле становится одним из основных. Россия для поэтессы — это путеводная звезда, живая душа. Вера в Россию помогает героине выстоять, подняться над суетой повседневности. Горестным чувством вины проникнуты многие стихи о России. Т .Четверикова делится с читателями своими раздумьями о русском народе, говорит о необходимости духовного возрождения России.

Русская идея является основной в поэзии омского поэта Владимира Балачана. Вышедшая в Москве в 2013 г. книга «Выше веры и любви» подводит своеобразный итог многолетней творческой биографии поэта.

Книга состоит из вступления и нескольких разделов: «Сотворение пашни», «Была война», «Хорошие люди», «Неполадки», «Земное и небесное», «Заветный корень» и поэмы «Кормильцы».

Русский поэт В. Балачан давно уже известен российскому читателю, ибо в литературе он уже больше полувека. За это время он выпустил 22 книги стихов и прозы для читателей самого разного возраста. В современной поэтической парадигме Балачан, на мой взгляд, примыкает к традиционной школе. Поэт не прячется за чужими и модными теориями, не бежит за концептуалистами и ме-тафористами, которые не живут поэзией, а играют ей. К сожалению, такая игра многим сегодня нравится. Не отсюда ли интерес к поэзии не созидающей, а разрушающей, ибо дух человеческий в настоящее время тоже сильно деформирован. Да, Балачан тради-ционен, но это не недостаток, а достоинство его поэзии. В связи с этим мне вспоминается высказывание Льва Толстого, который как-то сказал, что писать просто значительно труднее, чем прибегать к различным украшениям.

Он пишет о том, что любит и хорошо знает: о родной сибирской земле, ее людях, очень обыкновенных и негромких в проявлении своего человеческого бытия: жить по совести, трудиться по долгу, любить по чувству:

И мне не надо лучшей доли За горизонтами искать. А жизнь прожить, И это поле

И перейти, и распахать. И еще:

Все начинается с любви К избе, к земле, к Отечеству, И разговоры меж людьми О жизни человеческой. Все начинается с любви, С любви к жене и к женщине. Дела и помыслы твои — Бессмертием увенчаны.

В. Балачан понимает любовь как служение и как помощь, а помогать Родине есть в чем. В одном из интервью он скажет: «Худо на родине — и в душе непорядок ... Считаю, что моя малая родина в беде! Да и не только, к великому сожалению, — многие регионы Западной Сибири в опасности».

Говоря об опасности, поэт имел в виду надвигающуюся угрозу нашему нравственному и физическому здоровью. «Незаметно назревший взрыв», — назвал он это положение в одном из стихотворений. И поэзией, и своей публицистикой В. Балачан борется за экологию природы и души. От книги к книге все тревожнее и напряженнее всматривается поэт в жизнь.

К классикам омской прозы по праву можно отнести Валерия Мурзакова (в настоящее время он живет в Москве, но связей с малой родиной никогда не теряет). Критик

A. Горшенин отмечал: «Валерий Мурзаков вошел в литературу в начале 70-х годов вместе с поколением прозаиков, которых в свое время не совсем удачно окрестили «сорокалетними». В пестром и противоречивом этом поколении В. Мурзаков по духу ближе к тем своим литературным однокашникам, которые отличались обостренным вниманием к повседневной, обыденной, близлежащей жизни, так сказать, к рядовой, но оттого не менее самоценной человеческой личности».

Если по застарелой привычке нашей критики рассматривать современную литературу по узким меркам и как-то попытаться классифицировать прозу В. Мурзакова, то сразу же можно оказаться в затруднительном положении. Некоторые критики отмечают черты так называемой «производственной прозы». Неудивительно, что в центре большинства его произведений — проходчики, строители, шоферы, буровики, сельские и заводские рабочие. С другой стороны, можно отметить почти полное отсутствие так называемых узко-производственных конфликтов, которые являются в основном лишь фоном для выяснения конфликтов нравственно-психологических

Первым крупным произведением

B. Мурзакова стала повесть «Семья» (впервые опубликована в журнале «Волга» за 1976 год), в которой автор поведал о трудном процессе создания молодой семьи.

А в повести Мурзакова «Мы уже ходим, мама» (1976) перед нами другой тип героя. Он только начинает серьезно осмысливать свой жизненный путь, пытается создать свою шкалу жизненных и нравственных ценностей. Строится произведение В. Мурзакова как повесть в повести. Отдельные части книги настолько самостоятельны, что могли бы восприниматься как законченные рассказы.

В свое время известный поэт, главный редактор «Нашего современника» Сергей

Викулов, предваряя публикацию В. Мурза-кова в «Литературной газете« писал: «И было радостно за страницами повести нового для меня автора увидеть человека, обладающего немалым жизненным опытом, верящего в людей».

Читая последующие книги В. Мурзако-ва, еще больше убеждаешься, что тема человеческого счастья стала действительно магистральной в творчестве писателя. Кроме того, в его произведениях ясно показана и бытовая сторона жизни простого человека. Как отмечал один из критиков: «Обыденность — вот то увеличительное стекло, с помощью которого Мурзаков рассматривает своих героев».

Есть у В. Мурзакова произведения, стоящие несколько обособленно от магистральной темы его творчества — это рассказы о детстве. В основном эти произведения посвящены военному и послевоенному периоду жизни писателя, из которого выросли его герои да и сам автор. Это «Улица детства», «Голубятники», «Без хозяина» и другие. Все эти новеллы полны колоритных и точных примет времени, горьковатого юмора, тонкого лиризма и грусти по трудным, но бесконечно дорогим годам. В публицистической статье «Нужны ли привилегии нашим детям» Мурзаков пишет: «Между нами и тогдашней жизнью со всеми ее противоречиями и драматизмом не было никакого зазора, никакого предохранения, никакой соломки, мы воспринимали ее во всем многообразии без толкователей и посредников . Бесхозная по нынешним понятиям ребятня, воспитанная часто без отцов, без жесткой родительской опеки, воспитанная чуть ли не в полном смысле улицей. в подавляющем большинстве выросла в нормальных советских людей». Размышляя о причинах, писатель приходит к неутешительному выводу, что мы, сориентировав все наше воспитание «прежде всего на послушание», заорганизовали и закомплексовали жизнь своих детей, лишили их необходимой свободы, отсюда — непонимание, конфликты «отцов и детей», социальная пассивность и инфантильность. Мурзаков в какой-то степени горд своим поколением, но эта гордость не мешает ему объективно воспринимать нынешнюю ситуацию: «Хотим мы или не хотим — иные правила, иные люди, иные дети, потому что они в других социальных обстановках живут». Автор статьи еще раз

напоминает занятым собой и своими проблемами взрослым, что «ребенок — хоть и маленькая, но Вселенная, и он хочет, чтобы с ним разговаривали на равных».

Омские писатели активно работают в самых разных жанрах. Достаточно назвать Льва Трутнева, запомнившегося читателям своими произведениями для детей и охотничьими рассказами. В своих книгах Лев Трутнев обращается к теме защиты природы от бездумно-жестого отношения к ней человека. Тонко и остро чувствуя и принимая красоту природы, Лев Трутнев по-новому, с учетом современных нравственно-социальных основ, раскрывает притягательную силу природы, ее облагораживающее воздействие на человека.

Можно с уверенностью сказать, что произведения Л.Трутнева, являясь достойными продолжениями лучших традиций русской классической литературы, будут пользоваться заслуженным спросом у самого широкого круга читателей.

Долгие годы своей жизни Александр Токарев отдал реке — был рулевым, штурманом, капитаном, водил суда по Иртышу, швартовался у причалов Тюмени, Нижневартовска... Это и предопределило убедительность в прорисовке характеров, точности деталей.

Главное, на что устремлен авторский взгляд, — это отражение сути моральных проблем, возникающих в коллективе, прослеживание движения душевных сил своих героев, пристальное внимание к их внутреннему миру. В повести «Шуга» (1985) взаимоотношения личности и коллектива показаны на фоне повседневного труда, обыденной будничной обстановки. Первая книга во многом определила дальнейшую литературную судьбу автора. Через несколько лет выходит следующая повесть А. Токарева «Излучина» (1989).

Жизненный путь омича Александра Токарева можно проследить по его книгам «Былицы» (вышло уже несколько сборников) В ней собраны рассказы, которые можно отнести к автобиографической прозе, поскольку написаны они от первого лица и повествуют о реальных людях и ситуациях. Автобиографичность сборника подчеркнута и его названием «Былицы», согласно Далю, «что было, что случилось».

Интересно творчество Николая Трегу-бова, поэта самобытного, со своим поэтическим голосом. В. Балачан дал Н. Трегубову

такую характеристику — перед нами «поэт яркий, своеобразный, запоминающийся с первого чтения. Горизонты его поэтического видения широки — и во времени, и в пространстве. Поэт видит и чувствует старину и современность. Обостренное чувство Родины, корневое родство слова, национально-русская потешность делает его стихи родниково чистыми и звонкими, солнечно светлыми и цветастыми, как весенние луга».

В. Игнатенко успешно работает в жанре социально-бытовой, психологической прозы, представляет интерес и очерковая проза Владимира Булычева.

В последнее время писатели-сибиряки все чаще обращаются к прошлому родного края. И это закономерно. С одной стороны, заметно возрос читательский интерес «к отеческим гробам», а с другой — богатейшая и по-своему уникальная история Сибири в современной художественной литературе отражена недостаточно. И чем дальше вглубь веков, тем больше остается неосвоенного пространства. И тем отраднее стремление авторов нового поколения, которое пришло в литературу в начале 80-х годов. К этому поколению принадлежит и омский прозаик Павел Брычков. Во время учебы в Литературном институте он увлекся сибирской историей, подолгу просиживал в архивах, в результате позднее были написаны два романа, посвященные двум малоизвестным трагическим эпизодам сибирской истории, относящимся к началу 18-го века, — экспедиции подполковника Бухолца за «песошным золотом» («Полуденный зной») и Тарскому бунту («Отпор»).

Иные сегодняшние публикации на историческую тему невольно наводят на мысль, что история наша — это цепь политических скандалов и сотрясений устоев. К счастью, романы П. Брычкова лежат отнюдь не в русле этой весьма сомнительной тенденции. Герои «Отпора», к примеру, находятся в поиске социальной справедливости, пытаются отстоять свое человеческое достоинство, напряженно размышляют над всегда насущными и актуальными проблемами совести, вины, верности духовным и нравственным идеалам. Впрочем, видим мы, знакомясь с романом, не только размышляют, но и активно действуют, оберегая свои святые чувства.

Новая работа Павла Брычкова «Омская мозаика» посвящена истории Омска, раскрывает прошлое и настоящее нашего города.

Если обратиться к прозе Сергея Проко-пьева, то даже неискушенный в литературе читатель увидит существенные изменения в творчестве писателя. В своих последних книгах автор отходит от прежних сатирических тем, обращаясь к духовным темам и проблемам. Об этом его книга «Драгоценная моя драгоценка», одна из частей которой называется «Память Божия», об этом же его книга «Прихожане». Сам писатель во вступлении к книге «Прихожане» говорит: «Основная тема книги — поиск Истины, духовное возрастание, жажда Бога. Кто-то из героев идет от мирского к духовному, кто-то делает робкий шаг, у кого-то так и не хватило сил на это». Главное, на мой взгляд, заключается в попытках писателя приблизиться к истине, попытаться ответить на те вопросы, которые волнуют всех нас. У каждого из нас свой путь к познанию Бога. Этот путь прошел и сам Сергей Прокопьев. Поэтому совершенно не случайно его обращение к проблемам русского самосознания, православной веры. Это особенно актуально в наше время, время собирания камней.

Сергей Прокопьев не становится в позу учителя. Да и вообще морализаторство всегда претило автору. Процесс воцерковления, как считает сам автор, — это долгий и мучительный путь. Путь борьбы духа и плоти, веры и неверия, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни.

В конце 80-х — начале 90-х годов в омской литературе обозначился новый виток. Именно с этим временем связан приход в литературу молодых поэтов и прозаиков. С одной стороны, они продолжили те традиции, которые к тому времени уже достаточно четко обозначились в литературе. С другой, они привнесли в свое творчество новые идеи и формы, новый взгляд на мир. Это особенно видно при анализе омской поэзии. Новое поэтическое поколение при всем своем многообразии и своеобразии все же имеет некоторые общие тенденции. Во-первых, их становление приходится на переходную эпоху, когда столкнулись две эпохи: советская и постсоветская. Произошел кардинальный перелом в сознании людей, но позиция многих омских литераторов оставалась прежней — это была позиция борца. Когда одни писатели как в столице, так и в регионах воспевали «диктатуру вырождения», соревновались в шельмовании неугодных, навешивая своим оппонентам всевозможные ярлыки, другие сохранили верность русскому слову, любовь

к родине, совестливость. Создавали достойную литературу, не заботясь о собственной выгоде. Именно эти качества отличают многих поэтов и прозаиков. Возьмем, например, поэзию Ю. Перминова. Кстати, многие омские поэты своим становлением обязаны Татьяне Четвериковой, которая не только научила их понимать поэтическое слово, но что самое главное, заложила в молодых душах «разумное, доброе, вечное». О Перминове писать нелегко, ибо ни в одну из распространенных рубрик он не вписывается. Вроде бы традиционен в лучшем смысле этого слова. Взять, например, его книгу избранных стихотворений «Песни русской окраины» (2014). Поэт воспринимает человеческое бытие как сложный и постоянно меняющийся процесс и потому сформировал для себя высокие нравственно-философские идеалы. В одном из стихотворений поэт скажет:

К тому, что вечно, стало быть, не ново

Тянусь, всему насущному — родня.

Ю. Перминов принадлежит к числу тех поэтов, предметом лирического вдохновения которых является интеллектуализм. Эта концентрация мысли определила и содержательный смысл поэзии Перминова, преимущественно философской, и особенности формы его стихов. Формулы и поэтические афоризмы Ю. Перминова в какой-то степени созвучны мыслям многим философов, а лаконизм и изящество, как считает сам автор, помогают выразить неповторимость и сложность мира. Судя по всему, у Ю. Пермино-ва много учителей: это и поэты серебряного века, и представители современной традиционной русской поэзии, в первую очередь Николай Рубцов и Юрий Кузнецов.

Черствость, равнодушие, космополитизм — вот самые страшные болезни нашего времени. Как-то получилось, что в эпоху тотального обогащения и обнищания мы порой не замечаем чужое горе, заглушаем голос собственной совести, убеждая себя в том, что в душе мы остаемся хорошими людьми. Что станем добрыми потом, а пока и без того много забот. Но потеря доброты неизменно приводит к потере нравственности. И Ю. Перминов во многих своих стихах призывает быть добрее, душевнее друг к другу.

Ю. Перминов относится к числу тех поэтов, которые не без основания считают русскую деревню центром нашего «национального космоса» (среди них А. Передреев,

С. Куняев, Н. Рубцов, Ю. Кузнецов, Н. Тряп-кин), узлом множества жизненно важных и неразрешимых до сей поры проблем. В 60-е годы «гремела» эстрадная поэзия, а о тихой лирике отзывались как о чем-то отжившем и консервативном. И понадобились десятилетия, чтобы люди поняли, что человек, отрываясь от своих корней, нищает духовно. Потому-то многие поэты не могли мириться с таким положением русской деревни. Ю. Перминов в своих стихах утверждает вечную красоту родной природы.

Способность соединять в своем сознании бытовое и онтологическое является отличительной чертой большого таланта. Поэты всегда немного горячее и страстнее ратуют за умножение духовных ценностей своего народа и вообще человечества. Может быть, именно поэтому критические оценки поэзии Ю. Перминова различны: от восторженных похвал до резкого неприятия. Дай-то Бог, чтобы у Юрия Перминова было больше поэтических удач и меньше неудач, а талант у него есть и от него не уйдет.

Стихи Петра Козлова (заметим, поэта непубличного) нужно воспринимать на фоне произошедших перемен в нашем обществе и в свете философско-эстетических исканий современности. Понятно и объяснимо, что кризис традиционных ценностей определил главное в творчестве поэта — ярко выраженное русское национальное начало, публицистичность и гражданский пафос. Действительно, быть с веком наравне — именно в этом видит свою главную жизненную цель П. Козлов. Не случайно многие стихи его поэтических сборников, в частности «Светлые дни после темных» (2011), посвящены злободневным для России темам: здесь и Беловежский сговор, и расстрел Белого дома, и бедственное положение русского народа, тема нравственной деградации человека и общества:

Иной блуждает, как в тумане,

А мне Россия дня ясней.

Обман я вижу на обмане

И тех, кто ставит крест на ней.

В стихах и поэмах поэта отражаются многие социальные, политические, культурные события эпохи, проявляется смена художественных парадигм (например, обращение к стихотворной повести, поиски новых форм стиха и т.д.) Кстати, в творчестве поэта мы находим переплетение двух идейно-художественных парадигм современной

поэзии — «традиционной» и «авангардной». Многие его стихи отмечены философскими раздумьями о жизни и смерти, о назначении человека: «Я гребу в черноте руками. Тяжелее воды земля. По теченью — навстречу камни.» Или: «Пока есть высота — и чувство жизни есть!.. И что тогда есть жизнь? Наверное, прыжок: Пока летишь — живешь.»

Своим неповторимым поэтическим голосом обладает и Марина Безденежных. Ее стихи отличаются повышенной эмоциональностью, обостренным чувством слова. Есть общее и в выборе некоторых художественных приемов. Мировоззренческое раскрепощение вызвало не только выход к различным темам, но и жанровое многообразие, активный поиск новых стилевых образований, поэтическое экспериментаторство.

В стихах Марины Безденежных — ее жизнь. Можно сказать, что ее стихи — это своеобразный лирический дневник поэтессы. Наверное, не погрешим против истины, если скажем, что магистральная тема поэтессы — это тема любви: любви к детям, к мужу, к родному городу, ко всему живому.

Заметим, что Марина не любит полутонов. Она пишет стихи либо тогда, когда ей плохо, либо когда все замечательно. И еще: она всегда отрицательно относилась к восприятию поэзии как ремесла, ибо если только работать над стихом и при этом ничего не чувствовать, то стихотворение получится холодным и бездушным, мало кому интересным. Потому что читатель глубоко чувствует настроение автора и ему небезразлично то, как написано стихотворение. Читая стихи Безденежных, понимаешь, что они написаны «обожженным нервом». В современной поэзии это качество не столь частое. Именно так писали Цветаева и Ахматова. Вот почему читатель, даже если он в чем-то и не согласен с М. Безденежных, чувствует ее искренность. В каждом стихотворении М. Безденежных имеется своеобразный подтекст, даже если в нем рассказывается о самом простом и хорошо известном. Главное — понять этот второй план и по достоинству оценить то, что хотела сказать поэтесса.

В ином русле работает Валентина Ерофеева. Почти все стихи В. Ерофеевой несут в себе светлую веру, жизнеутверждающее начало. Это является основным лейтмотивом ее поэзии. Так и должно быть, ведь перед нами женщина-поэт, человек тонко чувствующий. Вот почему она так тонко ощущает материнское начало, нежность, за-

боту и любовь. Поэтесса дарит всем нам свою веру в жизнь, в светлое начало, что особенно важно в наш век насилия и агрессии.

Лирические стихи В. Ерофеевой — это ряд остановленных мгновений, данных человеку в чувственном восприятии. Любая подробность дорога поэтессе, потому что каждая отражает движение души. Настоящий поэт не может существовать вне своего народа, и в этом отношении совершенно очевидно, что творчество Валентины Ерофеевой питается не только ее личным опытом, не только ее переживаниями, но и народностью, тем, что мы называем Родиной, ее родной землей, городом, родными людьми. Достаточно привести такие строки:

Обнимала бабуля ласково,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заплетала мне косы русые.

Я любила к ней нежно ластиться,

Песни слушать протяжные,

русские.

А вот стихотворение «Возвращение в Омск»:

Словно книга, город весь

мной читается.

Для меня Россия здесь

начинается.

В поэтическом мире Ерофеевой главное — это образ автора, чей лирический и страстный монолог заключает в себе переживания и чувства, а творчество в целом становится претворением в поэзию собственной судьбы. Наверное, это и является главным: сочетание личного и общего, ощущение полноты человеческого бытия.

В последнее десятилетие женская поэзия стала шире и многообразнее. Можно назвать творчество Альбины Соляник (к сожалению, этой замечательной поэтессы и прекрасного человека нет уже с нами), Юлии Бернадской, Ирины Шуваловой, Светланы Курач, Натальи Кусковой, Любови Евдокимовой, Галины Целищевой, Елены Колесни-ченко и многих других.

Интересен жанр, который выбрали Татьяна Мокроусова и Валентин Берди-

чевский. Они пишут повести-сказки для Театра кукол. Случай соавторства не столь частый в нашей литературе. Еще менее редкий жанр, в котором они работают — это сказочная повесть с волшебными превращениями и невероятными приключениями героев. В 1991 году вышла книга Т. Мокроусовой и В. Бердичевского «Школа колдунов», которая включала две сказочные повести: «Крыса-Дворник» и «Школа колдунов». В 1994 году они издали вторую книгу «Болотный колдун». По мотивам этих книг в Театре кукол были поставлены две пьесы «Подземный король» (1995) и «Принцесса и горбун». И книги, и пьесы обращены к детям, но и взрослые познакомятся с ними с большим интересом.

Подведем итоги. В свое время известный литературовед С.А. Венгеров писал: «Я считаю ненаучным изучать литературу только в ее крупных представителях. Литература есть тоже явление вполне органическое, где нет случайностей, где есть свои законы литературной биологии, и одинаково яркие как в крупных особях литературного царства, так и в малых».

В своей статье мы попытались показать, насколько это возможно, путь, пройденный омской литературой. Почти сто лет насчитывает омская литература. И сегодня мы с полным основанием можем назвать Омск городом с богатыми литературными традициями. В XXI столетии омская литература обрела стабильность, появились интересные прозаики и поэты, активно продолжают работать писатели старшего и среднего поколения. Думается, что сегодня не стыдно представлять омскую литературу не только в региональном масштабе, но и в общероссийском.

О каком бы времени ни писали художники, к какому бы возрастному поколению они ни относились, их творческий опыт показывает интерес к современности, стремление говорить о сложных проблемах нашей жизни. Хотелось бы пожелать моим друзьям из Омского отделения Союза писателей России новых книг, новых встреч с читателями.

Хомяков Валерий Иванович - доктор филологических наук, Статья поступила

профессор Омского государственного университета имени в редакцию

Ф.М. Достоевского 9 августа 2015 г.

© В.И. Хомяков, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.