Библиографический список
1. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии: учеб. пособ. для филос. фак. и отделений ун-тов. - М., 1981.
2. Орлов, Е.В. Элементы систематизации в «Истории животных» Аристотеля // Философия науки. - 2006. - № 3.
3. Чанышев, А.Н. Аристотель. - М., 1987.
4. Орлов, Е.В. Элементы систематизации в «Истории животных» Аристотеля // Философия науки. - 2006. - № 3.
5. Тит Лукреций Кар. О природе вещей // Мыслители Рима. Наедине с собой: Сочинения. - М., 1998.
6. Тит Лукреций Кар. О природе вещей // Мыслители Рима. Наедине с собой: Сочинения. - М., 1998.
7. Тегако, Л.И. Заленков, А.И. Современная антропология / Л.И. Тегако, А.И. Заленков. - Минск, 2011.
8. Фридман, Э.П. Приматы. - М., 1979.
9. Яковлев, В.В. Происхождение человека на Земле. - Самара, 2005.
10. Радищев, А.Н. Полное собрание сочинений: в 3 т. - М.; Л., 1941. - Т. 2.
11. Шустова, О.Б. Эволюционизм и креационизм: наука или философия / О.Б. Шустова, Г.Н. Сидоров. - Омск, 2009.
12. Мень, А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. - М., 1991. - Т.1.
13. Жуков, Д.А. Алексей Константинович Толстой. Серия ЖЗЛ. - М., 1982. - Вып. 14 (631).
14. Мень, А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. - М., 1991. - Т.1.
Bibliography
1. Chanihshev, A.N. Kurs lekciyj po drevneyj filosofii: ucheb. posob. dlya filos. fak. i otdeleniyj un-tov. - M., 1981.
2. Orlov, E.V. Ehlementih sistematizacii v «Istorii zhivotnihkh» Aristotelya // Filosofiya nauki. - 2006. - № 3.
3. Chanihshev, A.N. Aristotelj. - M., 1987.
4. Orlov, E.V. Ehlementih sistematizacii v «Istorii zhivotnihkh» Aristotelya // Filosofiya nauki. - 2006. - № 3.
5. Tit Lukreciyj Kar. O prirode vetheyj // Mihsliteli Rima. Naedine s soboyj: Sochineniya. - M., 1998.
6. Tit Lukreciyj Kar. O prirode vetheyj // Mihsliteli Rima. Naedine s soboyj: Sochineniya. - M., 1998.
7. Tegako, L.I. Zalenkov, A.I. Sovremennaya antropologiya / L.I. Tegako, A.I. Zalenkov. - Minsk, 2011.
8. Fridman, Eh.P. Primatih. - M., 1979.
9. Yakovlev, V.V. Proiskhozhdenie cheloveka na Zemle. - Samara, 2005.
10. Radithev, A.N. Polnoe sobranie sochineniyj: v 3 t. - M.; L., 1941. - T. 2.
11. Shustova, O.B. Ehvolyucionizm i kreacionizm: nauka ili filosofiya / O.B. Shustova, G.N. Sidorov. - Omsk, 2009.
12. Menj, A. Istoriya religii: V poiskakh Puti, Istinih i Zhizni. - M., 1991. - T.1.
13. Zhukov, D.A. Alekseyj Konstantinovich Tolstoyj. Seriya ZhZL. - M., 1982. - Vihp. 14 (631).
14. Menj, A. Istoriya religii: V poiskakh Puti, Istinih i Zhizni. - M., 1991. - T.1.
Статья поступила в редакцию 01.05.14
УДК 7803
Pribytkova A.V. THE ACTIVITY OF COMPOSERS IN NOVOKUZNETSK: PROVINCIAL ASPECTS. The article is dedicated to the study of features of creative work of four Novokuznetsk City composers: A. F. Liapin, M.M. Maslov, A.A. Aleksandrov, S.B. Tolstokulakov, who represent the Musical Arts of the city for more than half of the century. In the article their professional artistic interests, connected with their provincial background, are emphasized.
Key words: musical culture of European type, centre and periphery, local level, region.
А.В. Прибыткова, соискатель ФГБОУ ВПО «Новосибирский гос. педагогический университет», преп. МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 1», г. Новокузнецк, E-mail: [email protected]
КОМПОЗИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НОВОКУЗНЕЦКЕ: ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ АКЦЕНТЫ
В статье рассматриваются творческие черты четырёх новокузнецких композиторов - А.Ф. Ляпина, М.М. Мас-лова, А.А. Александрова и С.Б. Толстокулакова - на протяжении более полувека определяющих лицо музыкального искусства города. Подчёркивается их провинциальное положение и связанные с этим художественные приоритеты.
Ключевые слова: музыкальная культура европейского типа, центр, периферия, местный уровень, регион.
Музыкальная культура европейского типа (термин А.М. Ле-совиченко) характеризуется сильной оппозицией центра и периферии [1]. Все основные процессы осуществляются в центрах, а периферии остаётся репродуцировать то, что выработано в центрах. Однако ситуация сильно усложняется тем, что периферия способна порождать новые центры, корректируя тем самым сложившийся привычный расклад сил. Возникает это когда в том или ином периферийном городе появляются личности, способные генерировать новые идеи или, по крайней мере, создавать среду, где такие идеи могут возникнуть. Когда накапливается критическая масса художественных событий, ставших брендом на местном уровне, может произойти образование признанного центра в масштабе региона, страны и т.д. «Без специального анализа понятно, что отношения центра и периферии относительны, условны» [2]. Развитие художественной жизни Европы последних десятилетий с её активной децентрализацией - тому свидетельство.
Разумеется, личности, ставшие опорными в музыкальной жизни провинциальных городов, отличаются специфическими качествами. По точному замечанию К.В. Зенкина: «Прорыв» с периферии в центр вызывает к жизни творческие личности определённого типа. Этому типу свойственен универсализм, спо-
собность к гармоническому синтетическому обобщению идей» [3]. Они могут не быть большими мастерами в каком-то одном вопросе, но всегда способны взять на себя ответственность в разных видах деятельности и музыкальных и менеджерских, а подчас и совсем далёких от художественного творчества. Эту специфику хорошо показал А.М. Лесовиченко на примере деятельности ряда провинциальных музыкантов. Он, в частности, отмечает: «Достаточно появиться одному-двум талантливым и активным музыкантам как вся художественная культура того или иного провинциального города начинает бурлить, притягивая к себе новые силы, проявляя невиданные до сих пор ресурсы» [4].
Специфическое положение в музыкальной жизни провинциальных городов занимает человек, сочиняющий музыку. Редко это бывает настоящий композитор, однако, способность создавать новые музыкальные сочинения делает его фактическим лидером для коллег и важной ценностной доминантой для слушателей.
Именно такими деятелями являются члены Новокузнецкого общества композиторов. Сейчас некоторые из них признаны профессиональными авторами и приняты в Союз композиторов России (Кузбасская организация).
В настоящей работе мы считаем актуальным представить творческие фигуры некоторых новокузнецких композиторов. Прежде всего, это известные в нашем городе музыканты - Александр Александров, Александр Ляпин, Михаил Маслов, Сергей Толстокулаков - внесшие большой вклад в развитие песенной -хоровой и инструментальной культуры.
Александр Федорович Ляпин родился 8 ноября 1935 года в небольшом шахтерском городке Киселевске, где прошли его детство, отрочество, юность. После окончания школы в 1954 году он был призван в ряды Советской Армии в войска наблюдения, оповещения и связи... Служба проходила в Куйбышевск-Восточная Амурской области (ныне Белогорск). Здесь он был радиотелеграфистом I класса. Руководил хором армейской части. Данный хор успешно выступал в Благовещенске, Хабаровске [5, с. 225].
Пробуя свои силы в области дирижерско-хормейстерской деятельности, проявляет все больший интерес к сочинительству. За время службы в армии им написано несколько песен, среди которых особое место занимают лирические песни «У знакомого окошка», «Ноль внимания» на слова В. Лушникова.
В 1958 году, успешно сдав вступительные экзамены в Кемеровское музыкальное училище, А. Ляпин был зачислен в класс преподавателя хорового дирижирования Заслуженного работника РСФСР П. А. Бурнашова, оказавшего огромное влияние на формирование и развитие Александра как музыканта и личности.
В 1962 году А. Ляпин завершает учебу в Кемеровском музыкальном училище. Обретению самостоятельности, профессиональному, творческому росту А. Ляпина способствовали годы учебы в Новосибирской государственной консерватории 19621967 гг. на факультете хорового дирижирования заочного отделения. Где он повышает и оттачивает хормейстерское мастерство в классах старшего преподавателя И. М. Карягиной, доцента, Заслуженного работника культуры РСФСР Ю. А. Брагинского.
После окончания Кемеровского музыкального училища Александр Федорович по направлению едет работать в город Новокузнецк. Проработав один год директором ДМШ № 9, А. Ляпин приходит к убеждению, что именно дирижерско-хор-мейстерская и педагогическая деятельность являются основным делом его жизни.
Он раскрывает себя как талантливый организатор и руководитель студенческих хоровых коллективов: Новокузнецкого педагогического училища (1963-1977 гг.), Новокузнецкого музыкального училища (1978-1982 гг.), Сибирского металлургического института (1967-1970 гг.), хоровой капеллы Дворца культуры «Строитель» (1970-1985 гг.), народного коллектива дворца культуры ЗСМК, ансамбля песни и танца «Сибирские узоры» (19851995 гг.), капеллы «Возрождение» культурного центра акционерного общества ЗСМК. На протяжении многих лет является главным дирижером сводного хора на городском празднике «Кузнецкая весна».
Безупречное владение хоровой интонацией, техникой и культурой многоголосного пения, умение достигать красивого, ровного, полного звука, его разнообразной окраски, добиваться ясного округлого звучного слова, позволило дирижеру-хормейстеру смело расширить жанрово-стилевой диапазон исполнительского репертуара. На городских, областных смотрах, конкурсах, фестивалях наряду с обработками русских народных песен, массовых песен советских композиторов звучала хоровая музыка старинных мастеров, сочинения русских и зарубежных композиторов XIX века, хоровые произведения XX пека, среди которых выделяются «Патетическая оратория» и «Курские песни» Г. Свиридова [6, с. 7].
Особое место в дирижерско-хормейстерской деятельности А. Ляпина занимает его творческое сотрудничество с хоровой капеллой Дворца культуры «Строитель», которой он руководил на протяжении пятнадцати лет. Александр Федорович приходит в трудный, кризисный период для хоровой капеллы - она практически распалась. За короткое время он восстанавливает хоровой коллектив, что потребовало не только самоотверженности, полной самоотдачи, профессионального мастерства, но и умения идти в ногу со временем и видеть перспективу развития данного творческого содружества. В результате возник коллектив, который по праву стал образцом вдумчивого и серьезного отношения к хоровой музыке, вокальному искусству, заинтересованным пропагандистом народного творчества, творчества русских и зарубежных композиторов. Непрерывное «общение» с вокальной музыкой, хоровым пением во многом определяет дальнейшую композиторскую деятельность А. Ляпина,
в которой жанры камерно-вокальной, ансамблевой, хоровой музыки заняли ведущее положение и ярко вспыхнув, шли изнутри самобытного таланта автора.
В тяготении к музыке распевного слова, с выдвижением на первый план чисто песенной природы творчества, в преобладании гражданско-патриотической, нравственно-этической направленности творческих замыслов А. Ляпин выступает продолжателем лучших русских традиций, обогащая и развивая их.
Центральное место в вокальном творчестве композитора занимает жанр песни, представленный в различных исполнительских вариантах - сольном, ансамблевом, хоровом. В трактовке жанра обозначились характерные стилевые черты музыкального мышления А. Ляпина: яркий, щедрый мелодизм при органичном взаимодействии декламационных приемов с песенным началом, кантиленой: национальная определенность музыкального языка, истоки которого в русском фольклоре, городском романсе, отечественной массовой песне; естественность, выразительность гармонической лексики, фактурно-тембровых средств; структурная, композиционная ясность и стройность с преобладанием куплетности и вариантно-вариационного принципа развития тематического материала; использование в одном сочинении интонационно-жанрового сплава лирического, драматического, эпического, что позволяет создавать емкий и точный по содержанию музыкально-эпический образ.
В жанре песни композитор концентрирует свое творческое внимание на темах, которые никогда не теряют своей значимости и актуальности. Он говорит о самом главном и сокровенном - о России, о любви к прекрасному сибирскому краю, о его прошлом и настоящем, о повседневной жизни народа, его духовной силе, красоте, богатстве души в минуты радости, печали, превращая песню в небольшую поэму, рассказ, монолог-размышление, лирическое высказывание.
Сквозной и определяющий характер в песенном творчестве А. Ляпина приобретает героико-патриотическая, гражданская тема. Свое претворение она находит в песнях, посвященных событиям и людям военных лет: «Поведайте потомкам ветераны» (сл. М. Нагнибеды), «У обелиска КМК» (сл. Ф. Емельянова), «Ветераны» (сл. В.Тихомирова), «О чем говорят обелиски» (сл. В. Цыбина), «Трептов-парк» (сл. Н.Агеева), «Песня об орлах» (сл. М. Цуранова), «Солдаты не уходят от любимых» (сл. Л Землянского).
Значительное место занимают песни, связанные с образами России, родного края, любимого города: «Дыхание родины» (сл. Л. Дымовой), «Снега России» (сл. Парпары), «Я с тобой, моя Россия» (сл. И. Браун), «Песня об Иртыше» (сл. Н. Агеева), «Песня о кузнецком крае» (сл. Ю. Жилиной), «Город мой, Новокузнецк» (сл. А. Лыкова), «Наш город» (сл. И. Агафонова), «Запсибовский вальс» (сл. А. Ляпина).
Городская тематика находит свое продолжение в песнях, повествующих о повседневной трудовой жизни людей разных профессий, их героизме, мужестве, крепкой дружбе, наставничестве: «Кузнецк и Магнитка» (сл. Э.Угрюмова), «Шахтерская юбилейная» (сл. Л. Казаченко), «Марш строителей» (сл. А. Ля-пина), «Кузнецкая милиция», «Ветераны КМК» (сл. И. Агафонова), «Если дружба крепкая» (сл. Б. Дубровина).
Важную часть вокального творчества А. Ляпина составляют песни, где лирический тип высказывания определяет их суть, характер, настроение. Им свойственны проникновенность, искренность, сочетание теплоты, сердечности, светлой грусти и большой внутренней силы, стремление автора поговорить по душам о вечных темах человеческой жизни - любви, верности, преданности: «Солдаты не уходят от любимых» (сл. А. Землян-ского), «Горькая правда» (сл. И.Агафонова), «Глаза» (сл. Ф. Бал-каровой), «Говорят, что некрасива» (сл. Ю. Мельникова), «Ох, напрасно я влюбился говорят» (сл. К. Жилиной), «Как у Волги -иволга» (сл. И. Кохановского), лирические песни для вокального ансамбля: «Березка» (сл. В. Котова), «Тополек» (сл. В. Кирсанова), «Август» (сл. Л. Каримовой).
Контрастом выступает еще одна грань творчества А. Ляпи-на - обращение к жанру частушки - «Частушка» (сл. С. Кирсанова), задорным шуточным и характерным песням - «Тише, тише» (сл. В. Харитонова), «Есть такое в женщине» (сл. М. Цу-ранова), «Жил да был» (сл. И Рождественского), психологизированному монологу-размышлению о человеческом достоинстве, совести - «Монолог» (сл. Р. Рождественского).
В процессе освоения жанра песни обнаруживается стремление композитора к воплощению музыкально-поэтических за-
мыслов на уровне цикличности. Появляются два контрастных между собой цикла - лирико-драматический вокально-хоровой цикл на стихи поэтов-декабристов «Приди, о истина» и вокальный цикл для детей «Песенки-чудесенки» на слова Э. Гольцма-на, наполненный светом, радостью бытия.
Неизменной и постоянной сферой композиторской деятельности остается хоровая музыка, разнообразная в идейно-образном плане, стилистическом, драматическом: поэма «Буревестник» по произведению М. Горького, триптих на слова С. Есенина «Колокол дремавший», «Заиграй, сыграй, тальяночка», «Вечером синим», «Послесловие к Рождеству Христову» на слова А. Ляпина, «Ода музе» на славянский текст Н. Львова, «Да будет светел каждый час» на слова Л. Прокофьева.
Многие вокальные сочинения А. Ляпина прошли серьезное испытание на всероссийских, областных, городских конкурсах: на Всероссийском конкурсе патриотической музыки (1979г.): песня «Наш город» на сл. И. Агафонова была удостоена почетного диплома. Песни «Ветераны» (сл. В.Тихомирова), «Кузнецкая наша земля» (сл. Ю. Жилиной) были представлены на областном конкурсе на лучшую песню для массового хорового исполнения (1972г.). Также отмечены премиями песни: «Наш город» (сл. И. Агафонова), «Город мой, Новокузнецк» (сл. А. Лыкова), «Если дружба тверда» (сл. Б. Дубровина), которые на конкурсе-концерте на лучшую песню о Новокузнецке стали лауреатами. На конкурсе среди самодеятельных композиторов города на лучшую песню, посвященную 40-летию Победы над фашизмом, песня «Чистого неба вам» на слова А. Ляпина получила первую премию, а в конкурсе на лучший гимн города Новокузнецка композитор явился обладателем диплома третьей степени. Александр Федорович - лауреат областного фестиваля-конкурса самодеятельных композиторов «Кузбасс - моя необходимость» (2003г.), дипломант областного музыкального конкурса, посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (2005г.). "Баллада об обелисках" Александра Ляпина стала победителем II Областного фестиваля-конкурса самодеятельных композиторов "Песни Кузбасского сердца", посвященного Дню Победы, организуемого и проводимого Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области и Кемеровский областной центр народного творчества и досуга, а сам композитор был удостоен звания лауреата данного фестиваля-конкурса.
Вокальные сочинения композитора звучат по радио, на телевидении, издаются в печати. В 1995 году издательство «Кузнецкая крепость» выпустило авторский сборник песен, посвященный 50-летию Победы «Поведайте потомкам, ветераны», где в разных аспектах представлены ведущие темы творчества Александра Федоровича. По словам В. Анненкова: «Композитор в первую очередь ищет именно тот образный строй, который делает песню маленькой поэмой, повестью или рассказом. Но за этим всем «маленьким» скрывается глубокая мысль. А до этого - скрупулезная работа с поэтическим текстом, чтобы каждая музыкальная интонация, каждая нота аккомпанемента «работали» на образ, заложенный в стихах» [7, с. 4].
Его безупречное чувство адреса песни приносит произведениям популярность, помогает им найти путь к сердцу слушателей. Постоянными исполнителями сочинений А. Ляпина являются А. Ленский, В. Яркин, Е. Хохлов, камерный хор под управлением Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации С. Липового, а также концертмейстеры В. Баскаков и Л. Суринова.
Хочется привести теплые слова, высказанные в адрес композитора Сергеем Липовым: «Ваше творчество - яркая, самобытная страница жизни Новокузнецка, это богатство, которое нельзя отнять. И мы рады пропагандировать эту музыку. Желаем Вам творческих идей, здоровья и оптимизма» [8, с. 4].
Произведения Александра Федоровича высоко оценили не только в Новосибирской консерватории, которую, он когда-то окончил, но и в Москве, куда он отправил Рецензию на свое творчество. Так и заметили в столице новокузнечанина Александра Ляпина. И теперь он первый в Новокузнецке член Союза композиторов России: «То, что собрались люди, обсудив мои произведения, дали какую-то положительную оценку, единогласно приняли в союз композиторов, греет душу. Но я отношусь к этому совершенно спокойно» [9].
Накопленный богатый музыкально-практический опыт в сфере хорового дирижирования позволил А. Ляпину активно участвовать в работе городского хорового общества, оказывать методическую помощь преподавателям музыкальных школ,
выступать в качестве руководителя семинарских занятий на городских педагогических чтениях. Проблемы музыкального воспитания и образования в области хорового дирижирования нашли свое отражение во многих методических работах А. Ляпи-на: «Из опыта работы над техникой дирижирования», «Анализ хоровой партитуры», «Практические советы по хоровой аранжировке», «Воспитание психофизических возможностей дирижера-исполнителя» и др.
Творческая, педагогическая и общественная деятельность А. Ляпина отмечена высокими правительственными наградами. За плодотворную работу в обучении и воспитании педагогических кадров он в 1975 году награжден знаком «Отличник народного просвещения», а в 1979 году за заслуги в области культуры Александру Федоровичу Ляпину присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». За большой вклад в развитие музыкальной культуры города, области заслуженный работник культуры РФ А.Ф. Ляпин награжден Почетными грамотами Администрации г. Новокузнецка, Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области, знаком «Отличник народного просвещения», медалью «60 лет Кемеровской области».
Михаил Михайлович Маслов - видный общественный деятель, композитор, заслуженный работник культуры РФ, член Союза композиторов Кузбасса, член правления Союза композиторов Кузбасса, член-корреспондент Международной Академии духовного единства народов мира.
Родился он в деревне Колба Тисульского района Кемеровской области 27 августа 1945 года в большой и дружной музыкально-одаренной семье. Окончил педучилище в городе Мари-инске по специальности учитель начальных классов (1966 г.); Кемеровский институт культуры по специальности руководитель самодеятельного хорового коллектива (1974 г.) и Кемеровский государственный университет (1996 г.).
Трудовой путь начал в октябре 1965 г. преподавателем музыки в школе №3 города Мариинска. С 1966 г. по 1971 г. работал в педагогическом училище г. Мариинска заведующим музыкальной секцией и преподавателем. С 1971 г. по 1974 г. работал в музыкальной школе №7, в Кузнецком доме пионеров преподавателем по классу баяна и в 88 школе-интернате преподавателем музыки. С августа 1974 г. после окончания КГИК назначен директором вновь открывшейся музыкальной школы №5 в шахтерском поселке Малиновка г. Осинники.
В 1980 году Михаил Михайлович Маслов был избран депутатом Осинниковского городского Совета народных депутатов, которым являлся с 1980 по 1982 год. С 1993 по 1999 годы избирался депутатом Малиновского поселкового совета народных депутатов г. Осинники. С 1994 г. по 1996 г. принимал участие в работе областного Законодательного Собрания Кемеровской области первого созыва в качестве депутата. С 1986 г. по 1990 г.
- председатель исполкома Малиновского поссовета, председатель поселкового Совета народных депутатов. С 1990 г. по 1994 г. - первый заместитель главы г. Осинники, с 1994 по 1997
- глава г. Осинники.
С 1998 по 2010 год являлся начальником управления культуры администрации г. Новокузнецка. За годы работы начальником управления культуры провел реформирование образовательных учреждений культуры Новокузнецка, в результате которой открыто 4 новых школы, 6 музыкальных школ перепрофилировано в школы искусств, открыл первую в Кузбассе детскую картинную галерею.
В 1999 г. Михаил Михайлович создал в Новокузнецке городское объединение композиторов. В этом же году учредил литературно-художественный альманах «Кузнецкая крепость». Являясь его главным редактором, чуть позже учредил газету управления культуры «Кузнецкий камертон».
Автор песен, романсов и инструментальной музыки, победитель Всероссийского конкурса композиторов. За годы его многогранной деятельности написано около 300 произведений. Примерами могут послужить: песни на стихи П. Майского «Моя земля», «Шахтерская осинниковская»; романсы на стихи А. Плещеева «Сошли снега» и «Я помню все»; произведения для детей: «Осень», «Школьный вальс», «Полька» и другие. Выпущено в свет 15 сборников музыкальных произведений, таких как сборники песен и романсов «Листопад», «Моя земля», «Город-сад», «Кузнецкий край», «Люблю...», «Живая сказка», «Родная сторона», «Сила любви»; инструментальные произведения - концерт для малой домры с оркестром русских народных инструментов, произведения для 3-х струнной домры и фортепиано [11].
Произведения М. Маслова вошли в репертуары таких выдающихся исполнителей, как народные артисты России Лариса Трухина и Сергей Лукин, заслуженные артисты России Владимир Огнёв и Михаил Аркадьев. По словам заслуженного артиста РФ, доктора искусствоведения, доцента кафедры специального фортепиано РАМ им. Гнесиных М. Аркадьева: «Музыка Михаила Михайловича Маслова очень привлекательна, естественна, мелодична, прекрасно аранжирована, полна красивыми гармониями, обладает светлым, открытым характером. Её хочется и играть, и слушать, и петь! Рад, что познакомился с таким замечательным человеком и его произведениями! Уверен, что этой музыке суждено звучать на многих сценах!» [12, с. 3].
Александр Алексеевич Александров родился 30 августа 1947 года, в г. Азов Ростовской области в семье военнослужащего. Его детские годы связаны с г. Междуреченск, где он закончил ДМШ № 24 по классу фортепиано. Любовь к музыкальному искусству привела ему мама, имевшая музыкальное образование и великолепно музицировшая дома.
После окончания Кемеровского музыкального училища и Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, Александр Алексеевич работает в Прокопьевском музыкальном училище (ПКИ) в качестве заведующего фортепианном отделением.
В 1973 году переехал в г. Новокузнецк, где стал заведующим учебной частью, а позже заведующим фортепианным отделением музыкального училища (НКИ).
Александров занимается сочинением музыки с 35 лет. Он -композитор-песенник. Александр Алексеевич - автор замечательных песен о нашем городе и его людях, написанных, в основном, на слова новокузнецких поэтов: «Песня металлургов», «Ветераны КМК», «Давайте вспоминать», «Шахтерский край», «Новокузнецк» и др. Есть у него инструментальные миниатюры, но нет крупных форм, то есть сонат, симфоний.
Песни композитора звучат на всех городских праздниках и торжествах, а так же на городском, областном и Всероссийском радио.
На его занятия композицией особенно повлияли встреча с композиторами Тихоном Хренниковым, Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым. Его «открыла» Александра Пахмутова, композитор маститый, увенчанный славой. В Александре Алексеевиче она сразу увидела собрата по перу, увезла в Москву кассету с записью его песен, а вскоре пригласила в Союз композиторов. С ее легкой руки песня Александрова «Запомни год» благополучно прошла художественный совет, члены которого, прослушав песню, единодушно нарекли: достоин. Все равно что из рядовых сразу в генералы произвели. Песня прозвучала по Всесоюзному радио. Открывались перспективы.
Кроме композиции у него есть педагогика, которой отдано уже 40 лет. Педагогика, считает он, его призвание, судьба, проза жизни в самом высоком понимании этого словосочетания. Десятки его учеников работают в музыкальных школах России. Композиция - поэзия, эфир, потребность в муках творчества: не выстраданная мелодия ничего не стоит, ибо ничего не значит. Песня строится всего на пяти аккордах, рассказывает он, но можно полгода, год искать нужные звуки и не находить. Но однажды сесть за фортепиано, нажать две клавиши, которые до этого нажимал сто раз, и понять: вот оно, то самое, ради чего мучился. А дальше звук потянулся к звуку - музыкальная идея нашла и обрела себя во плоти и крови [13, с. 2].
Сделать первый концерт стоило ему героических усилий. Завоевать территорию - половина успеха, труднее всего было доказать коллегам, профессиональным музыкантам, знатокам и ценителям настоящей музыки, за спинами которых консерватории, что «имеешь право». Приняли не сразу, но теперь его авторитет бесспорен.
Как музыкант и композитор он ведет большую общественную работу.
С 2007 г. является членом областного правления Союза композиторов Кузбасса, постоянный председатель и член жюри городских музыкальных конкурсов, инициатор благотворительных концертов композиторов города в ДТС.
На юбилейном вечере в честь 60-летия Александра Алексеевича, в Доме творческих союзов, почти все поздравлявшие юбиляра, и друзья, и официальные лица, говорили не только о красивой музыке Александра, но и о его доброте, сердечности.
В песенной музыке Александрова звучит характерный для 70-х годов и утерянный сегодня мелодизм, такой эстрадно-рес-
торанный шансон. Под такую музыку танцевали на танцплощадках и в ресторанах, она летела из открытых окон домов.
Композитор пишет на стихи в основном одних и тех же людей. Ушедший от нас Игорь Агафонов, а также и поэт, и журналист Александр Замогильный - его авторы. Среди исполнителей песен Александрова главный - прокопчанин Владимир Петухов, спевший двадцать пять песен Александра [14, с. 4].
В марте 2010 года в Доме творческих Союзов Новокузнецка состоялся музыкальный ринг композиторов из городов Новокузнецка и Кемерово - Александра Александрова и Владимира Пипекина. Идея проведения принадлежала новокузнецкому композитору А. Александрову.
Творчество участников музыкального ринга хорошо известно новокузнечанам. Произведения новокузнецкого композитора
A. Александрова прозвучали в исполнении лауреата международных конкурсов муниципального камерного хора МУК «Дом творческих союзов», солистов Н. Климовой, О. Трубниковой, Е. Любимова, В. Петухова, а музыкальная пьеса композитора «Ноктюрн» - в исполнении ансамбля скрипачей «Концертино» МОУ ДОД «Детская школа искусств № 55».
За большой вклад в развитие музыкальной культуры г. Новокузнецка и Кузбасса А. Александров награжден медалью «60 лет Кемеровской области», Почетными Грамотами, в том числе Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ (2007 г.) [15].
Наиболее своеобразная фигура среди новокузнецких композиторов - Сергей Борисович Толстокулаков, поскольку его творчество связано, прежде всего, с церковным хоровым делом. Он стал признанным мастером, музыку которого поют во всех епархиях Русской Православной Церкви.
Сергей Борисович родился в 1955 г. в г. Омске. Внутренняя потребность серьезно и профессионально заниматься музыкой появилась у него после службы в Советской Армии и учебы в Омском сельскохозяйственном институте им. Кирова. С. Толстокулаков окончательно определился в выборе своего дальнейшего пути и, пройдя подготовительные курсы, поступает в 1977 году в Омское музыкальное училище им. В. Я. Шебалина.
В 1981 г. окончил Омское музыкальное училище им.
B.Я. Шебалина по классу хорового дирижирования у преподавателя В.Н. Поповой (Перелыгеной), заслуженного работника культуры РСФСР
В этом же году поступает в Новосибирскую Государственную консерваторию им. М. Глинки на факультет хорового дирижирования в класс доцента, заслуженного работника культуры РСФСР Ю.А. Брагинского. Среди других основных его педагогов в консерватории были - Г.А. Пыстин (фортепиано), Б.С. Певз-нер (хоровой класс).
В Омском музыкальном училище занимался композицией с композитором И. М. Хейфецем. Учась в консерватории, посещал уроки по композиции в классе профессора Г.И. Иванова.
По окончании консерватории в 1986 г. С. Толстокулаков едет в свой родной Омск, где работает руководителем академического хора областного «Дома Учителя» г. Омска, а также преподавателем в Омском музыкально-педагогическом училище и по совместительству в Омском институте Культуры.
В это время много пишет детских песен для хоров музыкальных школ и детских хоровых студий, которые успешно исполняются: «Кап, кап, кап.», «Я люблю тебя, мой мир» на слова Л. Белобородовой, «Чтобы в мире музыка звучала» (слова Пархоменко), «Песнопения на Рождество». В Омске также была написана кантата (триптих) для детского хора «У обелиска».
Работая певчим в архиерейском хоре кафедрального собора г. Омска, С. Толстокулаков знакомится со своей будущей супругой Ангелиной Александровной Пивоваровой - регентом данного хора, и через некоторое время они вместе едут в г. Тобольск, в котором в течение четырех лет работает в регентском классе при Тобольской Духовной семинарии.
Тобольский период в жизни С. Толстокулакова характеризуется активностью постижения духовных основ Православной веры, изучением традиций русского церковного пения, русского многоголосия. Богослужебная музыка становится определяющей в композиторской деятельности С. Толстокулакова. Он пишет песнопения к «Всенощному бдению», к «Литургии Святого Иоанна Златоуста», песнопения различных праздников [16, с. 12].
При этом намечается еще одна линия хорового творчества композитора - фольклорная. Сотрудничая в Тобольске с профессиональным ансамблем русской народной песни «Круг»,
С. Толстокулаков пишет хоровую сюиту «Тобольские песни», состоящую из 8-ми хоров на темы Тобольских народных песен. Фольклорная тематика найдет свое дальнейшее претворение в семичастной кантате «Казачья походная», написанной в 2003 году для смешанного хора, солистов, фортепиано и ударных инструментов.
Кроме хоровой музыки им написаны романсы и пьесы для фортепиано и оркестра духовых инструментов. Четко выделяется фортепианный цикл, состоящий из четырех «иронических» пьес: «Увертюра», «Капризный марш», «Юмореска», «Арлекин», где автор проявил себя как мастер создания острохарактерной миниатюры.
Начало периоду церковного творчества композитора, как было сказано выше, положило пение в архиерейском хоре кафедрального собора г. Омска, где он познакомился со своей будущей супругой - А. Пивоваровой. Вместе с ней Сергей Борисович последующую жизнь посвятил церкви. Вместе они уехали в г. Тобольск, были первыми и основными преподавателями в регентском классе при Тобольской Духовной семинарии.
В г. Новокузнецке Толстокулаковы находятся с сентября 1994 г., со дня основания Новокузнецкого Православного Духовного училища, где Сергей Борисович ведет учебный хоровой класс, курс истории церковного пения и курс хорового дирижирования, также работает певчим и создателем духовных песнопений.
Кроме работы в Православном Духовном училище и созданием сочинений композитор занимается просветительской деятельностью. Он читает лекции по курсу церковного пения в Новокузнецком институте усовершенствования учителей, выступает на православных конференциях, пишет статьи: «Православная музыка сегодня», «Знаменное пение древней Руси», «Некоторые вопросы аранжировки древне церковных мелодий», «Об интенсификации процесса подготовки будущих регентов и псаломщиков на регентском отделении Духовного Православного училища» [17, с. 6].
В это время С. Толстокулаков продолжает плодотворно работать в области сочинения, пытаясь возродить утраченные со временем исконно русско-православные традиции хорового письма. Сам принцип возрождения он видит в опосредованном возврате некоторых принципов распевов, которые существовали у нас на Руси до XVIII века.
Он завершает «Литургию Святого Иоанна Златоуста», создает ряд новых песнопений «Всенощного бдения», «Божественной Литургии».
Сергеем Борисовичем написано около пятидесяти произведений духовной музыки. В их основе - стилистические прин-
Библиографический список
ципы письма «московской школы» русского церковного пения, традиции С. Смоленского, А. Кастальского, П. Чеснокова, А. Гречанинова, С. Рахманинова. Все его песнопения по эмоционально-образному содержанию и служебному предназначению написаны по строгим духовным канонам русского православного письма.
Православные песнопения С. Толстокулакова постоянно исполняются на церковных службах, Православных фестивалях хором Спасо-Преображенского собора. Тридцать песнопений композитора записано на два лазерных диска. Его сочинения известны далеко за пределами Сибири и даже России. В 1995 и 1999 г.г. Новокузнецким Духовным Православным училищем были выпущены авторские сборники церковных сочинений. Деятельность С. Толстокулакова была по достоинству отмечена вручением ему «Ордена Сергия Радонежского».
В заключение данной статьи хочется еще раз подчеркнуть, что благодаря творческой деятельности новокузнецких композиторов происходит популяризация музыкальной культуры города в области вокально-хорового и инструментального искусства. От песен, написанных композиторами, прославляющих шахтерский край, родину. До крупных хоровых сочинений - циклов, кантат и духовных песнопений, исполненных профессиональными хоровыми коллективами Сибири. От легких инструментальных детских пьес до концертов для оркестра русских народных инструментов.
Каждый из перечисленных композиторов занимается многогранной творческой деятельностью. А.Ф. Ляпин посвятил свою жизнь песенному творчеству. В его песнях рассматривается военно-патриотическая, лирико-драматическая тематика. В творчестве М.М. Маслова происходит воспевание родного края, шахтерской профессии и обращение к любимому оркестру русских народных инструментов. А.А. Александров обращается к песенному и инструментальному творчеству, написав множество выдающихся для нашего города произведений.
Однако наиболее разноплановую творческую деятельность ведет С.Б. Толстокулаков, творивший в различных жанрах вокально-хоровой музыки. Его вокально-хоровые и духовные сочинения исполняются многими хоровыми коллективами не только города, но и всей Сибири.
Композиторская деятельность в Новокузнецке пока ещё не очень обильна. Однако в ней есть определённые достижения и соответственно перспективы. Художественные силы города таковы, что сейчас можно рассчитывать на активизацию интереса к творчеству земляков и его стимулирования.
1. Лесовиченко, А.М. Концертная жизнь: к характеристике взаимодействия центра и периферии в музыкальной культуре европейского типа // Периферия в культуре: материалы международной конференции, апрель 1993 г - Новосибирск, 1994.
2. Лесовиченко, А.М. Введение // Периферия в культуре: материалы международной конференции. - Новосибирск, 1994.
3. Зенкин, К.В. О чертах «всемирной отзывчивости» и «провинциализма» в русской музыкальной традиции // Периферия в культуре: материалы международной конференции. - Новосибирск, 1994.
4. Лесовиченко, А.М. Украинский профессор С.Л. Марцинковский в представлении сибирского коллеги // Матерiали III Волинсь^ Мiжнародноi iстрико-краезнавчоi конференцп. - Житомир, 2010.
5. Мохонько, А.П. Кузбасс музыкальный: очерки по истории музыкальной культуры Кузбасса. - Кемерово, 1996.
6. Масликова, Е. Творческий облик А.Ф. Ляпина // Из истории музыкальной культуры Сибири. - Новокузнецк, 2009.
7. Анненков, В. Хор - его стихия // Кузнецкий рабочий. - 1985. - № 215.
8. Шабалина, Н. Искусству - виват! // Кузнецкий рабочий. - 2011. - № 42.
9. Александр Федорович Ляпин // Управление культуры г. Новокузнецка: [сайт] [Э/р]. - Р/д: http://www.kultura-nk.ru.
10. Михаил Михайлович Маслов // Управление культуры г. Новокузнецка [Э/р]. - Р/д: http://www.kultura-nk.ru.
11. Михаил Михайлович Маслов // Центральная библиотека им. Н.В. Гоголя [Э/р]. - Р/д: http://www.gogolevka.ru
12. Моя земля: сб. песен и романсов / М.М. Маслов. - Новокузнецк, 2005.
13. Минеева, Т. Не расставайтесь с надеждой, маэстро. Не убирайте ладони со лба // Кузнецкий рабочий. - 1997. - 30 августа.
14. Свиридова, Т. Родники доброты. // Кузнецкий рабочий. - 2007. - 8 октября.
15. Александр Алексеевич Александров // Управление культуры г. Новокузнецка [Э/р]. - Р/д: http://www.kultura-nk.ru
16. Толстокулакова, А. О духовных хорах С. Толстокулакова // С. Толстокулаков. Духовные хоры: Песнопения Всенощнего бдения и Божественной Литургии: Методическое пособие для регентских отделений Православных Духовных Училищ, православных гимназий и церковных хоров. - Новокузнецк, 1999.
17. Протоиерей Пивоваров, В. Предисловие // С.Б. Толстокулаков. Избранные песнопения Православной Церкви: для хора без сопровождения. - М., 2007.
Bibliography
1. Lesovichenko, A.M. Koncertnaya zhiznj: k kharakteristike vzaimodeyjstviya centra i periferii v muzihkaljnoyj kuljture evropeyjskogo tipa // Periferiya v kuljture: materialih mezhdunarodnoyj konferencii, aprelj 1993 g. - Novosibirsk, 1994.
2. Lesovichenko, A.M. Vvedenie // Periferiya v kuljture: materialih mezhdunarodnoyj konferencii. - Novosibirsk, 1994.
3. Zenkin, K.V. O chertakh «vsemirnoyj otzihvchivosti» i «provincializma» v russkoyj muzihkaljnoyj tradicii // Periferiya v kuljture: materialih mezhdunarodnoyj konferencii. - Novosibirsk, 1994.
4. Lesovichenko, A.M. Ukrainskiyj professor S.L. Marcinkovskiyj v predstavlenii sibirskogo kollegi // Materiali III Volinsjkoi Mizhnarodnoi istriko-kraeznavchoi konferencii. - Zhitomir, 2010.