УДК 821.512.141.09
ЯВЛЕНИЕ АЛЛИТЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПОЭЗИИ
© А. А. Иксанова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел. +7 93 7 30 66 003.
E-mail: aigulka_80@mail. ru
Аллитерация играет важную роль в поэтической организации стихотворного произведения, с ее помощью происходит развитие поэтической мысли и осуществляется сама поэтизация. На примерах из древней и современной башкирской поэзии в статье показано значение аллитерации в стихосложении.
Ключевые слова: духовное наследие, аллитерация, древнетюркский аллитерационный стих, рифма, поэтическая мелодика.
Одно из достижений современного литературоведения - широкое системное и сравнительное исследование духовного наследия. Если в предшествующие периоды развития взаимодействие в литературе рассматривалось в основном в плане взаимодействия русской и башкирской литературы, то в настоящее время башкирская литература изучается во взаимодействии со всей системой евразийской литературы. Изучение связей башкирской литературы с восточными культурами (иранской, арабской, индийской, а также якутской, бурятской, хакасской и др.) включено в программу научных исследований АН РБ.
В рамках этих новых направлений наблюдается отказ от тематического принципа изучения литературных произведений, все больше внимания уделяется вопросам жанра, сюжета, композиции, структурной поэтики, строения стиха, проблемам творческого мастерства и писательской техники, а также далекому прошлому развития литературы.
Все эти новые направления в развитии башкирского литературоведения очень актуальны и свидетельствуют о том, что оно перешло на новую ступень развития. Подобного рода исследования показывают эволюцию литературоведческой мысли, этапы ее своеобразного формирования и пути развития. Тюркская литература, в том числе и башкирская, до недавнего времени считавшаяся «младописьменной», в действительности обладает глубокими историческими корнями, основана на богатых художественных традициях, обладает только ей свойственной поэтикой. К сожалению, следует отметить, что подобного рода исследования вплоть до недавнего времени проводились преимущественно русскими и зарубежными учеными. Это обусловило тот факт, что богатое творческое наследие, своеобразные художественные приемы и традиции, особенности построения стиха используются в современном творческом процессе либо очень мало, либо интуитивно и случайно, без учета научных достижений в этой области, что связано, с одной стороны, с утратой традиции, а с другой - забвением, пресечением дальнейшего развития. Одна из таких традиций - древнетюркский (в том числе и башкирский) аллитерационный стих.
Аллитерация (лат. alliteratio - litera - буква) -повторение начальных согласных слова в стихотворной строке. Каждая строка аллитерационного стихотворения должна начинаться одинаковыми буквами как минимум в двух начальных словах [1, с. 5].
Г. Б. Хусаинов дает такое определение аллитерации: «Аллитерация - ритмичное повторение согласных в стихах, в некоторых малых прозаических произведениях» [2, с. 130]. Например, в стихотворении Ш. Бабича «Тихая ночь»:
Тын Fbrna, тып-тымьгк бер т0н ине, Шишмэкэй шылтыр-шылтыр - шылтыр ине... Йырактан г0лд0р-г0лд0р арба килэ,
Ул да тынлыкты куйыртыр 0C0H генэ, Аръякта бер эт 0рэ, ул шул тынлыкты ?ола4ыма кыуып кертеу 0с0н генэ. [3, с. 101].
Здесь повтор звуков т и ш, шылтыр, гвлдвр придает произведению своеобразное звучание и определенный такт.
В целом в построении ритмической фразы аллитерации - повторение в стихе или прозаическом тексте одинаковых согласных - играют значительную роль, требуя последовательности однородно построенных словосочетаний или предложений.
И. В. Стеблева объясняет тяготение древнетюркской системы стихосложения к аллитерационной особенностями языка. Будучи агглютинативным по своей природе, язык всегда притягивает основное внимание к корневой морфеме, несущей главную смысловую нагрузку, а сингармонизм слова обеспечивает появление ритмической структуры стиха [4, с. 5].
В древней поэзии чередование звуков выступает ведущим принципом организации стиха. Чередование согласных, аллитерация, ассонанс выступают, по мнению И. В. Стеблевой, ведущим принципом построения древнетюркского стиха, и ученый называет его древним аллитерационным стихом. Ведущим показателем аллитерационной системы стихосложения И. В. Стеблева считает ритмико-композиционную роль внутренних созвучий [4, с. 87]. В башкирском литературоведении одним из первых к проблемам аллитерации обратился профессор Р. Н. Баимов, в работах которого важны наблюдения над истоками древней поэзии, продолжением традиций в области исторической поэтики [5, с. 11-51].
В современной башкирской поэзии мы также можем видеть сохранение древних традиций аллитерационной поэзии, например, стих с концевой рифмой. Для многих поэтов аллитерация, ассонанс
- не более чем фонетическое украшение стиха, средство фонетического оформления.
Например, отрывок из стихотворения Лилии Каиповой:
№ары 4ына Ьары кояш калка,
№ары тамсы тама а4астан,
№ары елдэр, гуйэ,бар донъяны №ары Ьа^ыш менэн ялаткан [6, с. 724].
В этом отрывке основу аллитерации составляет звук h, встречающийся в каждой строке. Также повторение слова «Ьары» образует анафорическую аллитерацию.
В древнетюркской поэзии, а отчасти и в современной поэзии, особенно в «белых стихах» (несмотря на то, что традиции этой разновидности стиха сохранились не в полной мере), аллитерация выступает в качестве ведущего принципа создания стиха, его структуры, поэтической фонетики.
Корни аллитерационного стихосложения уходят в глубокое прошлое. Древность аллитерационного стиха можно видеть на примере таких произведений современности, в которых использованы традиции фольклорной поэтики, традиционные народные принципы и мотивы. В качестве примера можно привести строки из поэмы М. Карима «Ульмасбай»:
Ьунарсы минен ырыуым,
Ьунарсы ата-бабам.
Ьунарсы каны уземдэ,
Ьунарсы булыр балам [7, с. 302].
Приведем также отрывок из эпоса «Алпамыша»:
Торсо, атай, торсо, атай,
Тороп, билен быусы, атай, быусы атай,
0йгэ кейэу алып килдем,
Тороп кулын бирсе, атай, бирсе атай.
Арка тулы ала бейэ,
Ту4ай тулы туры бейэ,
Бирнэ итеп бирсе, атай, бирсе, атай [8, с. 298].
Прием аллитерации многогранен, и его возможности в создании поэтического настроения по-истине безграничны. Случаи использования принципа аллитерации также весьма многообразны. Аллитерированные согласные, шире - слоги, слова, словосочетания, могут встречаться в начале, середине, конце стихотворной строки или чередоваться через строчку. Смысловая и образная нагрузка у них тоже весьма различна. Одной из задач литературоведения является сопоставительное изучение явлений аллитерации в древней и современной поэзии, классификация ее типов и ее разновидностей, что позволило бы существенно обогатить художественный арсенал национальной поэзии. Вполне возможно, что в древней тюркской поэзии особенности аллитерации распространялись не только на
формирование поэтической строки, но и на оформление строф.
В современной башкирской поэзии анафорическая аллитерация (одна из стилистических фигур, заключающаяся в повторении одного и того же слова в одной и той же синтаксической функции в начале каждой строки) - одно из частых явлений. Например:
Ьейлэйемме ел телендэ,
Ьейлэйемме гел телендэ,
Ьейлэйемме ил телендэ;
Мэнге якты, мэнге янар Хэкикэт бар Ьэр Ьуземдэ! [6, с. 590].
В стихотворении А. Игебаева «Мать-земля призывает» анафорическая аллитерация образована звуком 3 Повторение в первых трех строчках слов «Ьейлэйемме», «телендэ» создает особое благозвучие. С точки зрения ритмико-интонационного оформления смысловое ударение, падающее на первое слово каждой строки, находит свое логическое завершение в последнем слове пятой строки.
В башкирской поэзии есть примеры, когда стихотворение полностью построено на анафорических аллитерациях. Можно привести, например, творчество Тамары Искандарии:
Ьискэндем мин капыл калтындым:
Ьизмэс инем мин дэ Ьалкынды;
Ьаклай алЬам Ьыным Халкымдын,
Ьэр япрактай, Ьейеп ул Ьынды! [6, с. 704].
В этом стихотворении из пяти строк каждая строка начинается с буквы Ь. В первой строке она повторяется один раз, а во второй и третьей - два раза, в пятой - три раза. Следовательно, использование аллитерации идет по нарастающей. И именно с помощью аллитерации передается лирикоэлегическое настроение этого стихотворения.
Вообще в башкирской поэзии довольно часто встречаются произведения, в которых используются принципы поэтической фонетики, поэтическая мысль выражается в последовательностях звуков. Например, в поэзии Р. Бикбая:
?ыуылган, тыйылган, быуылган быуындар, Ашкынган ташкындан быу булган быуындар, ?ойондар, койондар - куйында!
Рэхэт тэ, кыйын да койонда [6, с. 614].
В этом стихотворении каждое слово несет не только свое прямое значение, но и выступает кличем, призывом, напоминанием.
Прием эпанафоры - употребление конечного слова строки в качестве начала следующей строки -использовал в своем творчестве М. Карим:
Янып Ьунден. Шунан белдем:
Келдэр яузы сэсемэ;
Сэстэремэ кендэр яузы,
Т оз естэлде йэшемэ.
Йэштэремэ тоз естэлде.
Куцелдэрем тулы мод.
Мондарымды, зарзарымды Кемдэргэ Ьейлэрмен Ьуц?
Кемдэргэ Ьейлэрмен?... [7, с. 224].
Расположение слов подобным образом напоминает течение мыслей, чувств, переполняющих человека. Нечто подобное видим и в стихах Р. Хи-саметдиновой:
Минец эле осаЬым бар,
ОсаЬым бар йыр аша,
Т ик ниндэй йырзар осрай бит,
Бэхетецдэн - тамаша [6, с. 709].
Повторение слов, выступающее как синтаксическая фигура, само по себе служит ярким средством создания поэтической образности. Например из стихов А. Утябая:
Башкортостан - ■курай иле,
Башкортостан - Урал ере,
Башкортостан - кумыз теле,
Башкортостан - кымыз сере [6, с. 739].
Здесь слово «Башкортостан», сочетаясь с концевой рифмой, создает напряженный ритм стиха, напоминающий биение сердца.
В современной башкирской поэзии наряду с аллитерацией широко используется и ассонанс (франц. звучание) - чередование в стихотворной строке одних и тех же гласных звуков и основанная на них рифма. Сочетание аллитерации и ассонанса придает стиху еще более поэтическое звучание.
В современной поэзии примеров использования ассонанса очень много. Например, стихотворение «Как-то... » А. Ахмет-Ху жи:
Эйтер Ьузебеззе эйтэлмэнек,
Эллэ нисек булды хушлашыу.
Ээлэ нисек йэнгэ ауыр ине Эйлэн-бэйлэн Ьуззэр уйнашыу.
Эллэ нисек ине кабат-кабат Эуэлгесэ вэгэзэ бирешеу...
Эллэ нисек,
Эллэ нисек булды
Элеге шул Ьуцгы курешеу [6, с. 687].
В современной башкирской поэзии нередки случаи создания стихов, все слова которого начинаются с одной и той же буквы. Например, стихи А. Утябая:
Ьандугасты Ьокландырыр,
Ьайраузарга Ьандалбыз.
Ьагынышып Ьагыштарзы Ьакмар Ьыуга Ьалганбыз.
Ьагыштарзы Ьугарырга Ьакмарга Ьыгынганбыз.
№аумы, Ьейеу, Ьагыныузы Ьаргайтып Ьагынганбыз [6, с. 741].
Это стихотворение построено на аллитерации абсолютного начала слова. Каждое слово этого
стихотворения начинается с буквы Ь. Абсолютная аллитерация требует и четкого, раздельного чтения каждого слова. И хотя каждое слово начинается с одной и той же буквы, в анафорической позиции в полную силу проявляется логическое ударение. И все это, в свою очередь, подтверждает выводы, сделанные в работах И. В. Стеблевой [4], Р. Н. Баимова [5], что аллитерация, свойственная башкирской поэзии, имеет давние традиции и является одной из черт, отражающих ее национальный характер.
Однако в современной поэзии аллитерацию нельзя причислить к основным поэтическим приемам. В современной башкирской поэзии стих основывается на концевой рифме. Однако и поэтические образцы подтверждают, что сходство концевых слов - одно из главных, но не единственное средство создания системы рифм. В тюркской поэзии поэтико-фонетическая структура стихотворного произведения создается не только с помощью концевых рифм, но и гармонией звуков во всей строке, фонетическими соответствиями с соседними строками и строфами. Как отмечает И. В. Стеблева, рифма в тюркской поэзии представляет собой категорию, заимствованную из арабо-персидской поэзии. Однако почва для такого заимствования была подготовлена древним тюркским аллитерационным стихом. Как известно, использование рифмы тесно связано с лексической, фонологической, морфологической, синтаксической структурой языка. Эти языковые возможности и привели к использованию рифмы в таких широко известных произведениях тюркской словесности, как «Кутадгу-билиг» Юсуфа Баласагунского, «Дивану-лугат-ат-тюрк» Махмуда Кашгари, да и во всей древней тюркской поэзии в целом.
Аллитерация свойственна не только древней тюркской поэзии, но и широко используется в современных поэтических произведениях. Аллитерация часто используется поэтами в получившем широкое распространение 8-сложном (8-8 или 8-7) стихе с чередующимися рифмами. Например, А. Утябай:
Бала сакта кайта алмай
Азашып йерей уйым.
Т ынгы бирмэй шул вакытта
Уйнаган кызык уйын.
Йэнем керЬез, шуга енел,
Кесе етер елдэрзен.
Уткэн-Ьуткэн елдэн Ьорап,
Йугереп йереп эзлэрЬен [6, с. 740].
В этих двух стихах й повторяется два раза в первой и второй строке, и само стихотворение предстает как поток аллитерации. И хотя оба стиха предстают на первый взгляд как простое повествование, использование этих средств выразительности придает произведению многозначность, выразительную образность, а сами строки, скрепленные рифмой, как бы оживают, улыбаются читателю. И вместе с тем раскрывается внутренний облик поэта, его душевное состояние.
Как отмечалось исследователями, аллитерация в древней тюркской поэзии выполняла функции современной рифмы. В. В. Радлов писал: «Аллитерация - рифма древних тюркских стихов». Подразделяя древние тюркские рифмы на акростихи и поэтические рифмы, исследователь отмечает: «Акростих представляет собой не современный акростих, когда буква сочетается с буквой, а слоговую рифму, она требует сходства начальных слогов слова. Поэтическая рифма - это сходство в стихе отдельных слов или же всего произведения в целом».
Таким образом, можно сказать, что аллитерация имеет в поэзии следующие функции:
- функцию, организующую фонетическую структуру стиха;
- семантическую функцию, поскольку с ее помощью происходит развитие поэтической мысли посредством логических ударений и выделяемых слов;
- эмоционально-эстетическую функцию: с помощью чередующихся звуков, выражающих душевное состояние человека, отражающих звуки окружающего мира, осуществляется сама поэтизация;
- мелодическую функцию: хотя древние
тюркские стихи и не основывались на одинаковом количестве слогов, стихотворный ритм создавался чередованием согласных звуков.
Начиная со Средневековья тюркоязычная поэзия развивалась как на основе древней тюркской аллитерационной поэзии, так и на основе стихотворных размеров, привнесенных из арабоперсидской поэзии. Все это разнообразие - жанровые мотивы, образная система, средства художественной выразительности, ритм и рифма - получило дальнейшее развитие в XX веке, благодаря воздействию и взаимодействию через посредство русской поэзии с принципами западноевропейских литератур, дало возможность подняться на новую ступень развития поэтической техники.
В современной башкирской поэзии наблюдается следующая тенденция: авторы отдают преимущественное внимание не грамматически точным рифмам, а словам, относящимся к разным частям
речи, но созвучным друг с другом. А это в свою очередь приводит к нарушениям синтаксической структуры стиха, дает совершенно неожиданные эффекты, способствует своеобразному звучанию стиха, изменениям в смыслах, интонациях, ударениях. Эти особенности свойственны стихотворным произведениям, написанным в самых разных жанрах.
Рифма для каждого нового поколения поэтов выступает средством создания поэтической мелодики. В поэзии каждая новая рифма выступает как итог творческих поисков. Однако рифма никогда не была и не могла быть самоцелью. Это единство, гармония мелодики стиха и мысли. Именно поэтому-то она и подчиняется законами поэтической мысли.
Подводя итог, следует отметить, что аллитерация играет очень важную роль в поэтической организации стихотворного произведения. На примере из древней башкирской и современной поэзии видно, какую роль играет и в каком виде применяется аллитерация в наши дни. Поэзия имеет очень древние корни. С течением времени она обогащается новыми формами, новыми средствами художественной выразительности и вместе с тем продолжает сохранять наиболее древние свои свойства и черты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. -752 с.
2. Хесэйенов Б. Б. Башкорт шигыры. Шигриэт Ьузлеге. 0фе: Билем, 2003. -430 б.
3. Бабич Ш. Шигырзар, поэма, эпиграммалар. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1985. -400 б.
4. Стеблева И. В. Поэтика древнетюркской литературы и ее трансформация в раннеклассический период. М.: Наука, 1976. -160 с.
5. Байымов Р. Н. // Агизел. 2005. №3. Б. 104-115.
6. Башкорт шигриэте антологияЬы. Боронгонан алып ХХ быуат азагына тиклемге осор. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 2001. -816 б.
7. Кэрим М. «сэрзэр 5 томда. Шигырзар, поэмалар, либретто. Т. 1. 0фе: Китап, 1992. -448 б.
8. Башкорт халык ижады. Эпос / Тезеуселэре, инеш мэкэлэ Ьэм анлатмалар авторзары М. Сэгитов, Э. Селэймэнов. Т. 3. 0фе: Китап, 1998. -448 б.
Поступила в редакцию 10.10.2008 г.