Научная статья на тему 'Явление аллитерации в современной башкирской поэзии'

Явление аллитерации в современной башкирской поэзии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
899
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ / АЛЛИТЕРАЦИЯ / ДРЕВНЕТЮРКСКИЙ АЛЛИТЕРАЦИОННЫЙ СТИХ / РИФМА / ПОЭТИЧЕСКАЯ МЕЛОДИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иксанова А. А.

Аллитерация играет важную роль в поэтической организации стихотворного произведения, с ее помощью происходит развитие поэтической мысли и осуществляется сама поэтизация. На примерах из древней и современной башкирской поэзии в статье показано значение аллитерации в стихосложении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Явление аллитерации в современной башкирской поэзии»

УДК 821.512.141.09

ЯВЛЕНИЕ АЛЛИТЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПОЭЗИИ

© А. А. Иксанова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел. +7 93 7 30 66 003.

E-mail: aigulka_80@mail. ru

Аллитерация играет важную роль в поэтической организации стихотворного произведения, с ее помощью происходит развитие поэтической мысли и осуществляется сама поэтизация. На примерах из древней и современной башкирской поэзии в статье показано значение аллитерации в стихосложении.

Ключевые слова: духовное наследие, аллитерация, древнетюркский аллитерационный стих, рифма, поэтическая мелодика.

Одно из достижений современного литературоведения - широкое системное и сравнительное исследование духовного наследия. Если в предшествующие периоды развития взаимодействие в литературе рассматривалось в основном в плане взаимодействия русской и башкирской литературы, то в настоящее время башкирская литература изучается во взаимодействии со всей системой евразийской литературы. Изучение связей башкирской литературы с восточными культурами (иранской, арабской, индийской, а также якутской, бурятской, хакасской и др.) включено в программу научных исследований АН РБ.

В рамках этих новых направлений наблюдается отказ от тематического принципа изучения литературных произведений, все больше внимания уделяется вопросам жанра, сюжета, композиции, структурной поэтики, строения стиха, проблемам творческого мастерства и писательской техники, а также далекому прошлому развития литературы.

Все эти новые направления в развитии башкирского литературоведения очень актуальны и свидетельствуют о том, что оно перешло на новую ступень развития. Подобного рода исследования показывают эволюцию литературоведческой мысли, этапы ее своеобразного формирования и пути развития. Тюркская литература, в том числе и башкирская, до недавнего времени считавшаяся «младописьменной», в действительности обладает глубокими историческими корнями, основана на богатых художественных традициях, обладает только ей свойственной поэтикой. К сожалению, следует отметить, что подобного рода исследования вплоть до недавнего времени проводились преимущественно русскими и зарубежными учеными. Это обусловило тот факт, что богатое творческое наследие, своеобразные художественные приемы и традиции, особенности построения стиха используются в современном творческом процессе либо очень мало, либо интуитивно и случайно, без учета научных достижений в этой области, что связано, с одной стороны, с утратой традиции, а с другой - забвением, пресечением дальнейшего развития. Одна из таких традиций - древнетюркский (в том числе и башкирский) аллитерационный стих.

Аллитерация (лат. alliteratio - litera - буква) -повторение начальных согласных слова в стихотворной строке. Каждая строка аллитерационного стихотворения должна начинаться одинаковыми буквами как минимум в двух начальных словах [1, с. 5].

Г. Б. Хусаинов дает такое определение аллитерации: «Аллитерация - ритмичное повторение согласных в стихах, в некоторых малых прозаических произведениях» [2, с. 130]. Например, в стихотворении Ш. Бабича «Тихая ночь»:

Тын Fbrna, тып-тымьгк бер т0н ине, Шишмэкэй шылтыр-шылтыр - шылтыр ине... Йырактан г0лд0р-г0лд0р арба килэ,

Ул да тынлыкты куйыртыр 0C0H генэ, Аръякта бер эт 0рэ, ул шул тынлыкты ?ола4ыма кыуып кертеу 0с0н генэ. [3, с. 101].

Здесь повтор звуков т и ш, шылтыр, гвлдвр придает произведению своеобразное звучание и определенный такт.

В целом в построении ритмической фразы аллитерации - повторение в стихе или прозаическом тексте одинаковых согласных - играют значительную роль, требуя последовательности однородно построенных словосочетаний или предложений.

И. В. Стеблева объясняет тяготение древнетюркской системы стихосложения к аллитерационной особенностями языка. Будучи агглютинативным по своей природе, язык всегда притягивает основное внимание к корневой морфеме, несущей главную смысловую нагрузку, а сингармонизм слова обеспечивает появление ритмической структуры стиха [4, с. 5].

В древней поэзии чередование звуков выступает ведущим принципом организации стиха. Чередование согласных, аллитерация, ассонанс выступают, по мнению И. В. Стеблевой, ведущим принципом построения древнетюркского стиха, и ученый называет его древним аллитерационным стихом. Ведущим показателем аллитерационной системы стихосложения И. В. Стеблева считает ритмико-композиционную роль внутренних созвучий [4, с. 87]. В башкирском литературоведении одним из первых к проблемам аллитерации обратился профессор Р. Н. Баимов, в работах которого важны наблюдения над истоками древней поэзии, продолжением традиций в области исторической поэтики [5, с. 11-51].

В современной башкирской поэзии мы также можем видеть сохранение древних традиций аллитерационной поэзии, например, стих с концевой рифмой. Для многих поэтов аллитерация, ассонанс

- не более чем фонетическое украшение стиха, средство фонетического оформления.

Например, отрывок из стихотворения Лилии Каиповой:

№ары 4ына Ьары кояш калка,

№ары тамсы тама а4астан,

№ары елдэр, гуйэ,бар донъяны №ары Ьа^ыш менэн ялаткан [6, с. 724].

В этом отрывке основу аллитерации составляет звук h, встречающийся в каждой строке. Также повторение слова «Ьары» образует анафорическую аллитерацию.

В древнетюркской поэзии, а отчасти и в современной поэзии, особенно в «белых стихах» (несмотря на то, что традиции этой разновидности стиха сохранились не в полной мере), аллитерация выступает в качестве ведущего принципа создания стиха, его структуры, поэтической фонетики.

Корни аллитерационного стихосложения уходят в глубокое прошлое. Древность аллитерационного стиха можно видеть на примере таких произведений современности, в которых использованы традиции фольклорной поэтики, традиционные народные принципы и мотивы. В качестве примера можно привести строки из поэмы М. Карима «Ульмасбай»:

Ьунарсы минен ырыуым,

Ьунарсы ата-бабам.

Ьунарсы каны уземдэ,

Ьунарсы булыр балам [7, с. 302].

Приведем также отрывок из эпоса «Алпамыша»:

Торсо, атай, торсо, атай,

Тороп, билен быусы, атай, быусы атай,

0йгэ кейэу алып килдем,

Тороп кулын бирсе, атай, бирсе атай.

Арка тулы ала бейэ,

Ту4ай тулы туры бейэ,

Бирнэ итеп бирсе, атай, бирсе, атай [8, с. 298].

Прием аллитерации многогранен, и его возможности в создании поэтического настроения по-истине безграничны. Случаи использования принципа аллитерации также весьма многообразны. Аллитерированные согласные, шире - слоги, слова, словосочетания, могут встречаться в начале, середине, конце стихотворной строки или чередоваться через строчку. Смысловая и образная нагрузка у них тоже весьма различна. Одной из задач литературоведения является сопоставительное изучение явлений аллитерации в древней и современной поэзии, классификация ее типов и ее разновидностей, что позволило бы существенно обогатить художественный арсенал национальной поэзии. Вполне возможно, что в древней тюркской поэзии особенности аллитерации распространялись не только на

формирование поэтической строки, но и на оформление строф.

В современной башкирской поэзии анафорическая аллитерация (одна из стилистических фигур, заключающаяся в повторении одного и того же слова в одной и той же синтаксической функции в начале каждой строки) - одно из частых явлений. Например:

Ьейлэйемме ел телендэ,

Ьейлэйемме гел телендэ,

Ьейлэйемме ил телендэ;

Мэнге якты, мэнге янар Хэкикэт бар Ьэр Ьуземдэ! [6, с. 590].

В стихотворении А. Игебаева «Мать-земля призывает» анафорическая аллитерация образована звуком 3 Повторение в первых трех строчках слов «Ьейлэйемме», «телендэ» создает особое благозвучие. С точки зрения ритмико-интонационного оформления смысловое ударение, падающее на первое слово каждой строки, находит свое логическое завершение в последнем слове пятой строки.

В башкирской поэзии есть примеры, когда стихотворение полностью построено на анафорических аллитерациях. Можно привести, например, творчество Тамары Искандарии:

Ьискэндем мин капыл калтындым:

Ьизмэс инем мин дэ Ьалкынды;

Ьаклай алЬам Ьыным Халкымдын,

Ьэр япрактай, Ьейеп ул Ьынды! [6, с. 704].

В этом стихотворении из пяти строк каждая строка начинается с буквы Ь. В первой строке она повторяется один раз, а во второй и третьей - два раза, в пятой - три раза. Следовательно, использование аллитерации идет по нарастающей. И именно с помощью аллитерации передается лирикоэлегическое настроение этого стихотворения.

Вообще в башкирской поэзии довольно часто встречаются произведения, в которых используются принципы поэтической фонетики, поэтическая мысль выражается в последовательностях звуков. Например, в поэзии Р. Бикбая:

?ыуылган, тыйылган, быуылган быуындар, Ашкынган ташкындан быу булган быуындар, ?ойондар, койондар - куйында!

Рэхэт тэ, кыйын да койонда [6, с. 614].

В этом стихотворении каждое слово несет не только свое прямое значение, но и выступает кличем, призывом, напоминанием.

Прием эпанафоры - употребление конечного слова строки в качестве начала следующей строки -использовал в своем творчестве М. Карим:

Янып Ьунден. Шунан белдем:

Келдэр яузы сэсемэ;

Сэстэремэ кендэр яузы,

Т оз естэлде йэшемэ.

Йэштэремэ тоз естэлде.

Куцелдэрем тулы мод.

Мондарымды, зарзарымды Кемдэргэ Ьейлэрмен Ьуц?

Кемдэргэ Ьейлэрмен?... [7, с. 224].

Расположение слов подобным образом напоминает течение мыслей, чувств, переполняющих человека. Нечто подобное видим и в стихах Р. Хи-саметдиновой:

Минец эле осаЬым бар,

ОсаЬым бар йыр аша,

Т ик ниндэй йырзар осрай бит,

Бэхетецдэн - тамаша [6, с. 709].

Повторение слов, выступающее как синтаксическая фигура, само по себе служит ярким средством создания поэтической образности. Например из стихов А. Утябая:

Башкортостан - ■курай иле,

Башкортостан - Урал ере,

Башкортостан - кумыз теле,

Башкортостан - кымыз сере [6, с. 739].

Здесь слово «Башкортостан», сочетаясь с концевой рифмой, создает напряженный ритм стиха, напоминающий биение сердца.

В современной башкирской поэзии наряду с аллитерацией широко используется и ассонанс (франц. звучание) - чередование в стихотворной строке одних и тех же гласных звуков и основанная на них рифма. Сочетание аллитерации и ассонанса придает стиху еще более поэтическое звучание.

В современной поэзии примеров использования ассонанса очень много. Например, стихотворение «Как-то... » А. Ахмет-Ху жи:

Эйтер Ьузебеззе эйтэлмэнек,

Эллэ нисек булды хушлашыу.

Ээлэ нисек йэнгэ ауыр ине Эйлэн-бэйлэн Ьуззэр уйнашыу.

Эллэ нисек ине кабат-кабат Эуэлгесэ вэгэзэ бирешеу...

Эллэ нисек,

Эллэ нисек булды

Элеге шул Ьуцгы курешеу [6, с. 687].

В современной башкирской поэзии нередки случаи создания стихов, все слова которого начинаются с одной и той же буквы. Например, стихи А. Утябая:

Ьандугасты Ьокландырыр,

Ьайраузарга Ьандалбыз.

Ьагынышып Ьагыштарзы Ьакмар Ьыуга Ьалганбыз.

Ьагыштарзы Ьугарырга Ьакмарга Ьыгынганбыз.

№аумы, Ьейеу, Ьагыныузы Ьаргайтып Ьагынганбыз [6, с. 741].

Это стихотворение построено на аллитерации абсолютного начала слова. Каждое слово этого

стихотворения начинается с буквы Ь. Абсолютная аллитерация требует и четкого, раздельного чтения каждого слова. И хотя каждое слово начинается с одной и той же буквы, в анафорической позиции в полную силу проявляется логическое ударение. И все это, в свою очередь, подтверждает выводы, сделанные в работах И. В. Стеблевой [4], Р. Н. Баимова [5], что аллитерация, свойственная башкирской поэзии, имеет давние традиции и является одной из черт, отражающих ее национальный характер.

Однако в современной поэзии аллитерацию нельзя причислить к основным поэтическим приемам. В современной башкирской поэзии стих основывается на концевой рифме. Однако и поэтические образцы подтверждают, что сходство концевых слов - одно из главных, но не единственное средство создания системы рифм. В тюркской поэзии поэтико-фонетическая структура стихотворного произведения создается не только с помощью концевых рифм, но и гармонией звуков во всей строке, фонетическими соответствиями с соседними строками и строфами. Как отмечает И. В. Стеблева, рифма в тюркской поэзии представляет собой категорию, заимствованную из арабо-персидской поэзии. Однако почва для такого заимствования была подготовлена древним тюркским аллитерационным стихом. Как известно, использование рифмы тесно связано с лексической, фонологической, морфологической, синтаксической структурой языка. Эти языковые возможности и привели к использованию рифмы в таких широко известных произведениях тюркской словесности, как «Кутадгу-билиг» Юсуфа Баласагунского, «Дивану-лугат-ат-тюрк» Махмуда Кашгари, да и во всей древней тюркской поэзии в целом.

Аллитерация свойственна не только древней тюркской поэзии, но и широко используется в современных поэтических произведениях. Аллитерация часто используется поэтами в получившем широкое распространение 8-сложном (8-8 или 8-7) стихе с чередующимися рифмами. Например, А. Утябай:

Бала сакта кайта алмай

Азашып йерей уйым.

Т ынгы бирмэй шул вакытта

Уйнаган кызык уйын.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Йэнем керЬез, шуга енел,

Кесе етер елдэрзен.

Уткэн-Ьуткэн елдэн Ьорап,

Йугереп йереп эзлэрЬен [6, с. 740].

В этих двух стихах й повторяется два раза в первой и второй строке, и само стихотворение предстает как поток аллитерации. И хотя оба стиха предстают на первый взгляд как простое повествование, использование этих средств выразительности придает произведению многозначность, выразительную образность, а сами строки, скрепленные рифмой, как бы оживают, улыбаются читателю. И вместе с тем раскрывается внутренний облик поэта, его душевное состояние.

Как отмечалось исследователями, аллитерация в древней тюркской поэзии выполняла функции современной рифмы. В. В. Радлов писал: «Аллитерация - рифма древних тюркских стихов». Подразделяя древние тюркские рифмы на акростихи и поэтические рифмы, исследователь отмечает: «Акростих представляет собой не современный акростих, когда буква сочетается с буквой, а слоговую рифму, она требует сходства начальных слогов слова. Поэтическая рифма - это сходство в стихе отдельных слов или же всего произведения в целом».

Таким образом, можно сказать, что аллитерация имеет в поэзии следующие функции:

- функцию, организующую фонетическую структуру стиха;

- семантическую функцию, поскольку с ее помощью происходит развитие поэтической мысли посредством логических ударений и выделяемых слов;

- эмоционально-эстетическую функцию: с помощью чередующихся звуков, выражающих душевное состояние человека, отражающих звуки окружающего мира, осуществляется сама поэтизация;

- мелодическую функцию: хотя древние

тюркские стихи и не основывались на одинаковом количестве слогов, стихотворный ритм создавался чередованием согласных звуков.

Начиная со Средневековья тюркоязычная поэзия развивалась как на основе древней тюркской аллитерационной поэзии, так и на основе стихотворных размеров, привнесенных из арабоперсидской поэзии. Все это разнообразие - жанровые мотивы, образная система, средства художественной выразительности, ритм и рифма - получило дальнейшее развитие в XX веке, благодаря воздействию и взаимодействию через посредство русской поэзии с принципами западноевропейских литератур, дало возможность подняться на новую ступень развития поэтической техники.

В современной башкирской поэзии наблюдается следующая тенденция: авторы отдают преимущественное внимание не грамматически точным рифмам, а словам, относящимся к разным частям

речи, но созвучным друг с другом. А это в свою очередь приводит к нарушениям синтаксической структуры стиха, дает совершенно неожиданные эффекты, способствует своеобразному звучанию стиха, изменениям в смыслах, интонациях, ударениях. Эти особенности свойственны стихотворным произведениям, написанным в самых разных жанрах.

Рифма для каждого нового поколения поэтов выступает средством создания поэтической мелодики. В поэзии каждая новая рифма выступает как итог творческих поисков. Однако рифма никогда не была и не могла быть самоцелью. Это единство, гармония мелодики стиха и мысли. Именно поэтому-то она и подчиняется законами поэтической мысли.

Подводя итог, следует отметить, что аллитерация играет очень важную роль в поэтической организации стихотворного произведения. На примере из древней башкирской и современной поэзии видно, какую роль играет и в каком виде применяется аллитерация в наши дни. Поэзия имеет очень древние корни. С течением времени она обогащается новыми формами, новыми средствами художественной выразительности и вместе с тем продолжает сохранять наиболее древние свои свойства и черты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. -752 с.

2. Хесэйенов Б. Б. Башкорт шигыры. Шигриэт Ьузлеге. 0фе: Билем, 2003. -430 б.

3. Бабич Ш. Шигырзар, поэма, эпиграммалар. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1985. -400 б.

4. Стеблева И. В. Поэтика древнетюркской литературы и ее трансформация в раннеклассический период. М.: Наука, 1976. -160 с.

5. Байымов Р. Н. // Агизел. 2005. №3. Б. 104-115.

6. Башкорт шигриэте антологияЬы. Боронгонан алып ХХ быуат азагына тиклемге осор. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 2001. -816 б.

7. Кэрим М. «сэрзэр 5 томда. Шигырзар, поэмалар, либретто. Т. 1. 0фе: Китап, 1992. -448 б.

8. Башкорт халык ижады. Эпос / Тезеуселэре, инеш мэкэлэ Ьэм анлатмалар авторзары М. Сэгитов, Э. Селэймэнов. Т. 3. 0фе: Китап, 1998. -448 б.

Поступила в редакцию 10.10.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.