ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №3(1)
1551
УДК 821.512.141.09
ФОРМЫ СОНЕТА В СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПОЭЗИИ
(2000-2010 ГГ.)
© М. И. Иксанов
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 273 66 43.
E-mail: [email protected]
В статье исследуются жанровые особенности современных башкирских сонетов. Отличительные черты от классических европейских канонов жанра выявляются как в содержательной структуре, так и во внешних поэтических формах. В башкирской поэзии на структуру сонета заметное влияние оказывают традиционные стихотворные формы, прежде всего, форма народной песенной строфы. Таким образом, помимо строфики сонета видоизменяется и принцип сюжетостроения. Вместо диалектического принципа, характерного для традиционного сонета, чаще встречается драматический.
Ключевые слова: сонет, строфа, поэтика ская стройность.
В современной башкирской поэзии наряду с восточными стихотворными жанрами распространены и жанры европейской поэзии. Один из них -сонет. Данный жанр в башкирской поэзии появляется в 30-х годах прошлого века. Впервые к сонету обращается М. Хай. Позднее жанр на национальной почве развивается в творчестве таких авторов, как Я. Кулмый, М. Гали, А. Тагирова. Сегодня образцы сонетов можно встретить в творчестве А. Тагировой, А. Гарифуллиной, Р. Кадергалина, Р. Даута, из молодых авторов - в поэзии Р. Фаткуллиной, Р. Зайнуллина.
Башкирские сонеты по своей структуре довольно сильно отличаются от классических европейских сонетов. В первую очередь это касается особенностей рифмовки. Как правило, в двух четверостишиях - в первой половине сонета должно быть две рифмы. Это может быть перекрестная (абаб абаб - «итальянский сонет») или опоясанная (абба абба -«французский сонет») рифма [1]. Однако данные формы далеко не всегда присутствуют в сонетах башкирских поэтов. Например, в сонете А. Тагировой «Когда пройдут года» катрены на первый взгляд напоминают «итальянскую» форму. Но в четверостишиях использована не перекрестная, а межстрочная рифма - 1-ая и 3-я строки между собой не рифмуются: абвб абвб. «В классической башкирской поэзии преобладают строфы, ориентированные на поэтику народных песен» [2], - пишет Р. Фаткулли-на. Именно форма башкирской песенной строфы использована в сонете А. Тагировой. На признак данной формы указывает и то, что в произведении использовано метрическое строение в размере 10-910-9, характерное для народной песни. Форма песенной строфы еще более явно проявляется в сонетах А. Гарифуллиной. В произведениях автора катрены между собой не связываются одинаковыми рифмами. Поэтому четверостишия напоминают жанр традиционной песни: абвб гдед.
В то же время в башкирской поэзии можно встретить и произведения, написанные по класси-
народных песен, сюжетостроение, ритмиче-
ческим канонам сонета. К традиционной форме жанра обращается в первую очередь Р. Кадергалин. Один из его сонетов «Открытое письмо» выдержан во «французской» форме - автор использует в катренах кольцевую рифмовку, а терцеты основаны на закрытой рифме: абба абба ввг ддг. Структура такого стиха уже довольно сильно отличается от поэтики традиционной песни. Кроме того, в сонете применено достаточно малораспространенное для башкирской поэзии метрическое строение в размере 10-10.
В самом термине «сонет» усматривается указание на то, что это поэтическая форма. В этой связи особое значение придается музыкальности сонета. Один из исследователей жанра Л. Г. Гроссман, акцентируя на этом внимание, писал: «Звуковое достоинство сонета, его ритмическая стройность, звон рифм и живая музыка строфических переходов - все это уже предписывалось первоначальным обозначением этой малой стихотворной системы» [3]. Музыкальность сонета отчасти достигается чередованием мужских и женских рифм. Однако в башкирских сонетах такое чередование встречается очень редко. Можно даже утверждать, что авторы не уделяют этому внимание, мелодика стиха достигается интуитивно, основываясь на индивидуальном звуковом восприятии автора. Как отмечает И. В. Стеблева, для тюркской поэзии, в том числе и для башкирской, характерен аллитерационный принцип образования строфического текста [4]. Это диктуется самой системой стихосложения, которую определяют прежде всего языковые особенности. Поэтому музыкальность сонета в башкирской поэзии определяется не столько чередованием мужских и женских рифм, сколько наличием в стихе аллитераций и ассонансов. В образцах национальной поэзии, в особенности народной песенной строфе, наблюдаются взаимовлияние внутренней созвучности звуков и конечной рифмы. Именно этим отчасти и объясняется проникновение песенной строфической формы в поэтическую структуру сонета.
1552
ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
С точки зрения содержания сонет предполагает определенную последовательность развития мысли: тезис-антитезис-синтез-развязка. Диалектический принцип сюжетостроения характерен и для башкирских сонетов. Так, в произведении «Осенний сонет» (Р. Кадергалин) в чувствах лирического героя сначала преобладают светлые тона, во втором катрене переживания уже ассоциируются с осенней грустью, В терцете два противоположных чувства сливаются воедино. Последнее трехстишие автор заканчивает на высокой ноте, переживания лирического героя связаны главным образом с надеждой на будущее. Ряд сонетов характеризуется драматическим принципом сюжетостроения. Например, в сонете А. Тагировой «Сон» сюжет носит эпический характер. Поэтому в произведении присутствуют основные части сюжетной композиции: завязка, развитие, кульминация, развязка. В содержательном плане башкирский сонет тесно связан с жанрами элегии и оды. Процессы жанровой диффузии сонета и элегии, сонета и оды оказывают влияние и
на внутреннюю структуру сонета. В большинстве случаев терцеты варьируют тему, развивают, но не завершают ее. Чаще всего присутствует схема «тема - развитие - итог», а также «теза - развитие -антитеза», синтез отсутствует.
Таким образом, сонет в современной башкирской поэзии имеет свои отличительные черты. Авторы не ограничиваются традиционными формами. Жанр тесно переплетается с особенностями национальной поэтики. В структуру башкирского сонета проникают формы народной песни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаспаров М. Л. Очерки истории европейского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфа. М.: Наука, 1984. 320 с.
2. Фаткуллина Р. Х. Строфика башкирской поэзии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Башк. гос. ун-т. Уфа, 2007. 25 с.
3. Гроссман Л. П. Поэтика русского сонета// Борьба за стиль: Опыты по практике и поэтике. М., 1927. С. 122.
4. Стеблева И. В. Поэтика древнетюркской литературы и ее трансформация в раннеклассический период. М.: Наука, 1976. 160 с.
5. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М.: Просвещение, 1979. 352 с.
Поступила в редакцию 06.09.2012 г.