Научная статья на тему 'ЯНТАРЬ В ИСКУССТВЕ АР-ДЕКО. ОБЗОР ВЫСТАВКИ «ВИТРИНА АР-ДЕКО. ЭКСПОНАТЫ МИРОВОГО ТУРНЕ В БЕРЛИНЕ, ПАРИЖЕ, НЬЮ-ЙОРКЕ. 1920–1930-е. К 100-ЛЕТИЮ СТИЛЯ АР-ДЕКО»'

ЯНТАРЬ В ИСКУССТВЕ АР-ДЕКО. ОБЗОР ВЫСТАВКИ «ВИТРИНА АР-ДЕКО. ЭКСПОНАТЫ МИРОВОГО ТУРНЕ В БЕРЛИНЕ, ПАРИЖЕ, НЬЮ-ЙОРКЕ. 1920–1930-е. К 100-ЛЕТИЮ СТИЛЯ АР-ДЕКО» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусство ар-деко / янтарь / художники-янтарщики / скульптура / спортивные призы / Янтарная мануфактура / Кёнигсберг. / Art Deco art / amber / amber artists / sculpture / sports prizes / Amber Manufactory / Königsberg.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Резчикова Виктория Игоревна

В статье рассматривается концепция выставки Калининградского музея янтаря «Витрина ар-деко. Экспонаты мирового турне в Берлине, Париже, Нью-Йорке. 1920–1930-е», организованной к столетию стиля ар-деко. На протяжении двадцати лет Музей комплектует коллекцию изделий Государственной янтарной мануфактуры Кёнигсберга (1926–1945) Впервые зрителю были представлены янтарные предметы эпохи ар-деко Германии, Дании и других стран, открыты новые имена художников согласно проведенной атрибуции клейм на серебряных изделиях и каталогизированной коллекции в книге В.Резчиковой «Янтарная мануфактура», издательства Музея янтаря. Изделия представлены как экспонаты виртуального турне на фоне плакатов выставок Янтарной мануфактуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMBER IN ART DECO ART. REVIEW OF THE EXHIBITION “ART DECO SHOW WINDOW. EXHIBITS OF THE WORLD TOUR IN BERLIN, PARIS, NEW YORK. 1920–1930s. TO THE 100TH ANNIVERSARY OF ART DECO STYLE”

The article examines the products of the exhibition of the Kaliningrad Amber Museum “Art Deco Showcase. Exhibits from the world tour in Berlin, Paris, New York. 1920-1930s”, organized for the centenary of the Art Deco style. For twenty years, the Museum has been collecting products from the State Amber Manufactory of Königsberg (1926–1945). For the first time, amber objects from the Art Deco era of Germany, Denmark and other countries were presented to the viewer, new names of artists were discovered according to the attribution of marks on silver products and the cataloged collection in the book “Amber Manufactory” by V. Rezchikova, published by the Amber Museum. The products are presented as exhibits of a virtual tour against the backdrop of posters from Amber Manufactory exhibitions.

Текст научной работы на тему «ЯНТАРЬ В ИСКУССТВЕ АР-ДЕКО. ОБЗОР ВЫСТАВКИ «ВИТРИНА АР-ДЕКО. ЭКСПОНАТЫ МИРОВОГО ТУРНЕ В БЕРЛИНЕ, ПАРИЖЕ, НЬЮ-ЙОРКЕ. 1920–1930-е. К 100-ЛЕТИЮ СТИЛЯ АР-ДЕКО»»

УДК 745/749

DOI: 10.24412/2686-7443-2023-3-109-115

Резчикова Виктория Игоревна, научный сотрудник, куратор. Калининградский областной музей янтаря. Россия, Калининград, пл. Маршала Василевского, 1, 236016. [email protected]. ORCID: 0009-0009-8799-2711

Rezchikova, Viktoria Igorevna, researcher, curator. Kaliningrad Regional Amber Museum, 1 Marshal Vasilevsky pl., 236016 Kaliningrad, Russian Federation. [email protected] ORCID: 0009-0009-8799-2711

ЯНТАРЬ В ИСКУССТВЕ АР-ДЕКО. ОБЗОР ВЫСТАВКИ «ВИТРИНА АР-ДЕКО. ЭКСПОНАТЫ МИРОВОГО ТУРНЕ В БЕРЛИНЕ, ПАРИЖЕ, НЬЮ-ЙОРКЕ. 19201930-е. К 100-ЛЕТИЮ СТИЛЯ АР-ДЕКО»

AMBER IN ART DECO ART. REVIEW OF THE EXHIBITION "ART DECO SHOW WINDOW. EXHIBITS OF THE WORLD TOUR IN BERLIN, PARIS, NEW YORK. 1920-1930S. TO THE 100TH ANNIVERSARY OF ART DECO STYLE"

Аннотация. В статье рассматривается концепция выставки Калининградского музея янтаря «Витрина ар-деко. Экспонаты мирового турне в Берлине, Париже, Нью-Йорке. 1920-1930-е», организованной к столетию стиля ар-деко. На протяжении двадцати лет Музей комплектует коллекцию изделий Государственной янтарной мануфактуры Кёнигсберга (1926-1945). Впервые зрителю были представлены янтарные предметы эпохи ар-деко Германии, Дании и других стран, открыты новые имена художников согласно проведенной атрибуции клейм на серебряных изделиях и каталогизированной коллекции в книге В.Резчиковой «Янтарная мануфактура», издательства Музея янтаря. Изделия представлены как экспонаты виртуального турне на фоне плакатов выставок Янтарной мануфактуры.

Ключевые слова: искусство ар-деко, янтарь, художники-янтарщики, скульптура, спортивные призы, Янтарная мануфактура, Кёнигсберг.

Abstract. The article examines the products of the exhibition of the Kaliningrad Amber Museum "Art Deco Showcase. Exhibits from the world tour in Berlin, Paris, New York. 1920-1930s", organized for the centenary of the Art Deco style. For twenty years, the Museum has been collecting products from the State Amber Manufactory of Königsberg (1926-1945). For the first time, amber objects from the Art Deco era of Germany, Denmark and other countries were presented to the viewer, new names of artists were discovered according to the attribution of marks on silver products and the cataloged collection in the book "Amber Manufactory" by V. Rezchikova, published by the Amber Museum. The products are presented as exhibits of a virtual tour against the backdrop of posters from Amber Manufactory exhibitions.

Keywords: Art Deco art, amber, amber artists, sculpture, sports prizes, Amber Manufactory, Königsberg.

В ноябре 2023 г. в Калининградском музее янтаря открылась выставка, посвященная 100-летию стиля ар-деко в янтарном искусстве первой половины XX века. Здесь были представлены роскошные шкатулки, спортивные призы, столовые предметы, модные аксессуары и украшения с янтарем, созданные в Германии, Польше, Дании, Норвегии и Франции. В рамках выставочного проекта встретились два собрания: коллекция изделий Государственной янтарной мануфактуры Кёнигсберга, предприятия, работавшего с 1926 по 1945 гг., формируемая и изучаемая Калининградским музеем янтаря (в 2022 г. коллекция была показана в Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадского в Москве) и частная коллекция янтарных изделий европейских художников того же периода, которая планомерно собиралась владельцем на протяжении нескольких десятилетий (илл. 1). Основой концепции стала изданная к выставке монография В. Резчиковой «Янтарная мануфактура» [6], в которой собраны сведения о немецких художниках и опубликован каталог изделий Янтарной мануфактуры.

Выставка продемонстрировала всепроникающий характер и внутреннее единство ар-деко как стиля, его обаяние, до сих пор сохранившее живое воздействие на различные виды искусства [2]. Представленные изделия отражают стиль как яркое историко-культурное явление XX века. «Ар-деко — „тотальный" стиль, сфера его действия не ограничивалась изобразительным и декоративным искусством, упаковкой или

плакатами. Он охватил товарный дизайн, моду, убранство интерьеров и архитектуру» [8]. «Он родился в эпоху контрастов: с одной стороны, «ревущие двадцатые» с джазом, вечеринками, миллионерами; с другой — шок Первой мировой войны и надвигающейся Второй. Роскошные клубы, пароходы, тянущиеся к облакам небоскребы — с одной стороны; революции в Европе, очереди за едой, безработица, великая депрессия — с другой. Противоречивость и контрастность отразились и в самом стиле: увлечение возможностями промышленного производства соседствовало с любовью к мастерски сделанным деталям; сталь встречалась с золотом; любовь к современности — с заимствованиями узоров и мотивов из древних цивилизаций; нарочитая грубость форм — с тонкой проработкой деталей» [3].

В Германии на формирование стиля оказала влияние рационалистичная эстетика школы дизайна Баухаус [10, с. 41], популярным стало направление «Новая вещественность» с его минимализмом, в т.ч. интерьера, мебели, костюма, декоративно-прикладного искусства. В представленных на выставке изделиях прикладного искусства работы Вильгельма Биндера, Готлиба Курца, В. Херрманна, Ханса Арона, Эриха Штумпфа, Германа Брахерта, Яна Хольшу, Вальтера Науйок-са неизменно присутствует стилизация образа, использование принципов симметрии и уравновешенности геометрически четких объемов, лаконизм линий и обязательное включение декоративных деталей с традиционным местным материалом

Илл. 1. Кубок, чаши. 1920-1930-е. Германия, Дания. Серебро, янтарь. Фото И. Ткачёва.

Илл. 2. Плакат «Выставка Государственной янтарной мануфактуры в Мюнхене. 1937». 2023. Дизайн Ю. Нуштаева

— янтарем. Интернациональный стиль ар-деко смешивался с местными традициями и эстетикой дизайна, создавая уникальные местные интерпретации. Это прослеживается в работах датского художника Георга Йенсена (1866-1935), творчество которого оказало значительное влияние на развитие дизайна в производстве ювелирных изделий в скандинавских странах. Приемы использования национальных мотивов искал и норвежский художник Х. Аасе, создавший представленную на выставке модель драккара из серебра на янтарном основании.

Янтарь прекрасно вписался в эстетику эпохи

1920-1930-х годов. Этот уникальный экзотический материал, знакомый человеку с древних времен, называемый северным золотом, оказался благодарным материалом для использования в массовом производстве.

За пределами Восточной Пруссии работало не так много художников-янтарщиков. В основном производство изделий с «солнечным камнем» процветало на родине янтаря — там, где шла его добыча и где у янтарных предприятий были монопольные права. Для производства изделий в Кёнигсберге была основана Государственная янтарная мануфактура (1926-1945), которая стала главным центром производства изделий высокого художественного качества. Характерной чертой продукции стало заполнение янтарем практически всей поверхности изделия. Выкладывая янтарными пластинами различные узоры, мастера добивались рельефной поверхности облицовки и подчеркивали ее декоративность, используя разнообразные оттенки от светло-желтого до темно-коричневого. Помимо гладко отшлифованных, использовались и фигурные округлой формы пластины, а также нешлифованные, неправильной природной формы.

«Хотя ар-деко являлся негативной реакцией на историзм, тем не менее он был подвержен историческому влиянию, что сближало его с неоклассицизмом. Некоторые проявления ар-деко явно были производными от поверхностного понимания классицизма: парижские декораторы 1920-х гг. считали в частности, что они продолжают давнишнюю традицию изготовления изящной французской мебели» [8, с. 22]. Так, художники государственной мануфактуры в 1920-е гг. поставили задачу продолжать прусскую традицию художественной обработки янтаря и тем самым противостоять дальнейшему распространению безыскусных работ из янтаря, создавая изделия высокого художественного уровня. В очень короткий период удалось развить новую «янтарную культуру», а янтарь как материал стал интересным как для ювелира, так и для резчика и достиг уровня репутации драгоценного камня. Период 1930-1940-х гг. стал «вторым золотым веком» янтарного искусства [6, с. 159, 422].

В 1920-1940-е годы продукцию Государственной янтарной мануфактуры можно было встретить в крупнейших магазинах многих европейских столиц, ее магазины располагались в Берлине, Париже, Лондоне, Вене, Нью-Йорке. «Дом моды Кристиана Диора» представлял янтарные изделия Мануфактуры на манекенах в витринах своего магазина. С янтарем работали и такие ювелирные дома как «Картье», «Лаклош Фрере», «Вэн Клиф и Арпельс».

Изделия мануфактуры получали признание на международных платформах. На Международной выставке в Барселоне в 1929 г. художнику Янтарной мануфактуры Яну Хольшу был присужден Гран-при за скульптуру медведя, выполненную из белого янтаря. В 1933 г. на международной выставке в Чикаго было отмечено «Восточнопрусское блюдо» Германа Брахер-та. Изделия были представлены на международной выставке в Париже в 1937 г. В начале 1930-х гг. выставка показательных высокохудожественных произведений дизайнеров мануфактуры под названием «Янтарь — золото Восточной Пруссии» отправилась в многолетнее турне по европейским столицам и имела оглушительный успех. Последняя выставка прошла в Стамбуле в 1944 г. [6, с. 316]. Поэтому название калининградской выставки «Витрина ар-деко» неслучайно. Оно отражает идею не только витрины янтарных бутиков, музейной витрины показательных изделий, но и витрины нового «стиля жизни» [7], манифестации нового взгляда на янтарь как дорогостоящий материал.

Выставка была открыта в цокольном этаже башни «Дона», расположенного по полукругу в виде проходной галереи с нишами по обеим сторонам. По центру галереи было установлено 14 малых витрин в форме трехгранных пирамид, в нишах по правой стороне — крупные напольные витрины-стаканы, а по левой стороне — настенные витрины. Кураторы использовали это постоянное оборудование для демонстрации экспонатов.

Хронологическую линию на выставке сформировала серия рекламных плакатов, (илл. 2) связанных с турне изделий Янтарной мануфактуры по городам Сент-Луис (1904), Барселона (1929), Чикаго (1934), Мюнхен (1937), Париж (1937), Нью-Йорк (1930-е), Стамбул (1944). Плакаты разра-

ботаны на основе исторических фотографий 1920-30-х гг. и оформлены в стилистике ар-деко. Они развешены в семи напольных витринах-стаканах по левой стороне. На их фоне в каждой витрине представлено по два крупногабаритных изделия, размещенных друг под другом на стеклянных полках.

Открывается выставка массивным пятирожковым подсвечником фонтаноподобной формы, композиционно построенном на контрасте блеска стерлингового серебра с теплотой и спокойствием янтаря (илл. 3). На длинный металлический стержень нанизаны янтарные кольца оранжевого и коричневого цвета, что задает ритмический контраст, характерный для ар-деко. Рожки имеют плавные изогнутые формы. В 1930-е гг. особую стилистическую ветвь ар-деко составляли подобные художественные объекты обтекаемых форм, напоминавшие спроектированные по законам аэродинамики модели автомобилей и локомотивов [9, c. 133-134].

Под подсвечником представлено крупное деревянное блюдо производства Германии 1930-х гг., в центре которого вертикально размещена фигура сидящей совы, которая выполнена из серебра и установлена на ступенчатом диске из янтаря темно-желтого цвета. Глаза совы огромны и напоминают солнце, что кажется неслучайным. В изобразительном искусстве эпохи египетских фараонов сова — птица скорби и «зоркий охотник», союзница бога Солнца Амон-Ра.

Вторая ниша посвящена изделиям с египетскими мотивами. На многих представленных изделиях встречаются символы, характерные для стиля ар-деко. В 1920-е гг. европейские мастера вдохновлялись искусством Древнего Египта, поскольку тогда были открыты эффектные памятники древнеегипетского искусства, в частности гробница Тутанхамона в 1922 г. Эти находки, а также увлечение архаикой повлияли на новый стиль, который нередко обращался к экзотическим мотивам. В моду стремительно вошли зиккураты, лотосы, крылатые диски, обелиски, жуки-скарабеи, причем это были мотивы не только египетского, но и месопотамского происхождения [1, c. 7].

Радиально расходящиеся лучи восходящего солнца — типичный мотив ар-деко, заимствованный из Древнего Египта, где главным божеством был бог солнца Амон-Ра. Этот мотив присутствует на часах, блюдах и шкатулках, выполненных на Государственной янтарной мануфактуре в 1930-е гг.

Стакан датской фирмы «Dansk Kunst Tin» украшает египетский мотив лотоса, который также использовался и в эллинистической традиции, часто в виде антефиксов, на надгробиях и стелах. Стакан выполнен из серебра в сочетании с бакелитом темно-оранжевого цвета, напоминающего старый янтарь.

Представленные далее в витринах-стаканах крупно-

Илл. 3. Плакат «Янтарный павильон на Всемирной выставке в Сент-Луисе. 1904». Автор Ю. Нуштаев; Подсвечник. 1930-е. Германия. Стерлинговое серебро, янтарь. Частная коллекция. Фото И. Ткачёва.

габаритные спортивные и почетные призы составляют серию в стиле ар-деко. Они выполнялись из серебра, бронзы, железа, дерева в сочетании с янтарем, а также исключительно из «солнечного камня», как, к примеру, медали из прессованного янтаря. В конце 1920-х гг. янтарь начали использовать в изготовлении спортивных призов, основные крупные заказы получала Государственная янтарная мануфактура Кёнигсбер-га. (илл. 4). Объекты из янтаря разрабатывались в качестве наград на Олимпийских играх в Берлине (1936) и для других

Илл. 4. На витрине слева направо: 1. Кофейник. 1930-е. Польша. Серебро, янтарь.Частная коллекция; 2. Ян Хольшу. Почетный кубок города Кёнигсберга. 1930-е. Янтарь, серебро, дерево. Государственная янтарная мануфактура Кёнигсберга, Восточная Пруссия. Калининградский музей янтаря; 3. Кристиан Фредерик Хайзе. Чаша с крышкой. 1919. Дания. Серебро, янтарь. Частная коллекция. Фото И. Ткачёва.

Илл. 5. Плакат «Выставка Государственной янтарной мануфактуры в Париже. 1937». 2023. Дизайн Ю. Нуштаева. Кубок. Приз по конкуру. 1929. Фабрика серебряных изделий «Готлиб Курц». г. Швебиш-Гмюнд, Германия. Серебро, янтарь. Частная коллекция. Фото И. Ткачёва.

общественных мероприятий в контексте Олимпиады, а также для прочих спортивных соревнований 1920-1930-х гг., что способствовало распространению янтаря и популяризации мануфактурного бренда. Применение янтаря в изготовлении почетных призов, несомненно, повысило спрос и оценку этого материала. В результате янтарь стал равноправным в ряду таких материалов, как золото, серебро и бронза [6, с. 239-241].

Разработкой форм спортивных призов занимались дизайнеры Герман Брахерт (1890-1972), Ян Хольшу (1909-2000), Ханс Виссель (1897-1948). В качестве наград традиционно использовались кубки. Некоторые представлены на выставке: (илл. 5) монументальный кубок 1929 года, предназначенный для победителя в состязаниях по конкуру, выполнен из отполированного серебра с янтарным диском, поддерживающим чашу кубка. Кубок имеет форму суживающейся книзу минойской колонны и напоминает трёхчастный ступенчатый фонтан. Наряду со спортивными призами на выставке представлены и почетные призы. В их ряду кубок города Кёнигс-берга. Его конусообразная ножка выполнена из янтаря, чаша — из полированного металла, на которой выгравированы исторические гербы городов, со временем вошедших в состав Кёнигсберга: Альтштадта, Лёбенихта и Кнайпхофа (илл. 4).

В треугольных витринах-пирамидах по центру галереи разложены композиции янтарных украшений — брошей, браслетов и шкатулок, настольных рамочек для фотографий. В одной из пирамид была реконструирована «гора бус», аналогичная запечатленной на фотографии исторического турне 1930-х гг., в другой представлены предметы религиозного культа — кресты священнослужителей, выполненные из мелких ограненных шариков из желто-прозрачного янтаря, чередующихся с мелкими бусинками из непрозрачного оранжевого янтаря, и потир работы Германа Брахерта, по форме напоминающий стакан, выполненный из серебра, с четырьмя кабошонами из прозрачного янтаря, размещенными по четырем сторонам света и заключенными в глухих кастах из того же металла. Герман Брахерт — выдающийся немецкий

скульптор и художник по янтарю, с конца 1920-х по 1944 г. был художественным консультантом Государственной янтарной мануфактуры в Кёнигсберге, где занимался разработкой дизайна изделий из янтаря, созданием моделей, резных изделий и других скульптурных работ из янтаря и других материалов. Благодаря его стараниям искусство обработки «золота Балтики» было выведено на новый качественный уровень [5].

В соседней пирамиде представлены мусульманские четки, называемые тасбих, состоящие из тридцати трех янтарных бусин и трех разделителей. Оба конца четок, соединяясь, проходят через привеску и 9 бусин и заканчиваются кисточкой. Большая часть чёток, выполнявшихся на Янтарной мануфактуре Кёнигсберга, отправлялась на Ближний Восток в Турцию, Иран.

Мелкая пластика в стиле ар-деко представлена на выставке работами Альфреда Шлегге, штатного скульптора Янтарной мануфактуры Кёнигсберга, работавшего после войны в городе Детмольт свободным резчиком и реставратором по янтарю. В 1941-1943 гг. он создал серию скульптур, связанных с образом богини охоты Дианы. Женские образы чувственные, экстравагантные, иногда — нарочито атлетические, в этот период пользовались большой популярностью [9, с. 134].

Ар-деко отличается использованием таких дорогостоящих материалов, как эбеновое дерево, слоновая кость, черепаховый панцирь, кожа [4, с. 354]. В 1920-е гг. художники обратились к хрисоэлефантинной технике, используя два основных материала — золото и слоновая кость, которые они виртуозно сочетали между собой. Здесь Альфред Шлегге золото заменяет на янтарь — восточнопрусское «золото». Скульптура Дианы (илл. 6) схожа с образом Ифигении берлинского скульптора ар-деко Фердинанда Прайсса. Спокойно стоящая в изящной классической позе Диана одета в модное платье в греческом стиле с открытым декольте. Ее голова повернута в профиль.

В витрине-пирамиде отдельно представлен кубок из серебра с профильным портретом Иоганна Вольфганга фон Гёте в технике чеканки (илл. 7.), выполненный к 100-летнему юбилею со дня смерти поэта (1932), работы В. Херрманна. Кубок покоится на четырех янтарных шариках на ступенчатом основании из серебра. Над портретом Гёте выгравированы строки из стихотворения «Принцу де Линю» (An den Prinzen von Ligne) (1804):

Gern hoer' ich Gutes von der Kunst,

Der ich mein Leben treu geblieben

Я посвятил всю жизнь свою искусству,

И речь о нем восторженно веду (перевод с немецкого).

По левой стороне в нишах в каждом зале были раскрыты следующие темы:

— разнообразие материалов, используемых при создании изделий ар-деко (янтарь, нефрит, эмаль, рог, бакелит, металл, дерево).

— «женский будуар» и мода 1920-х гг.: здесь фоном служили фотографии киноактрис и фотомоделей и модные аксессуары, такие как набор янтарных солонок с ложечками производства кёнигсбергской фирмы «Адольф Леманн», женские курительные принадлежности с янтарем, кошелек, крупные ограненные бусы из прозрачного янтаря производства Янтарной мануфактуры, шкатулки и украшения.

— «техники янтарной мозаики». В эпоху ар-деко художники по янтарю разрабатывали самые разные способы выкладки янтарных пластин различными узорами, квадратами, ромбами, наклонными прямоугольниками «в ёлочку», шестиугольниками, тем самым добиваясь рельефной структуры облицовочной поверхности и подчеркивая ее декоративность. При этом использовались разнообразные оттенки янтаря от светло-желтого до темно-коричневого и прозрачные пластины. Помимо гладко шлифованных пластин были и фигурные, округлой формы, нешлифованные природной формы.

Кураторы выставки предприняли попытку реконструкции двух витрин Салона по продаже янтарных изделий 20-30-х годов XX века, объединенных общей торговой вывеской Янтарной мануфактуры Кёнигсберга. За основу дизайна была взята фотография витрины Мануфактуры в Нью-Йорке 1930-х, где для оформления использовано историческое изображение рекламной вывески Мануфактуры и мотив зигзагообразного шеврона. Женский салон оформлен как бутик

Илл. 7. (слева) В. Херрманн. Кубок к 100-летию со дня смерти И.В. фон Гёте. 1932. Германия. Янтарь, серебро. Частная коллекция. Фото И. Ткачёва.

Илл. 8. (слева) Научная реконструкция витрины магазина Государственной янтарной мануфактуры Кёнигсберга на выставке «Витрина ар-деко». Фото И. Ткачёва.

Илл. 9. (справа) Научная реконструкция витрины магазина Государственной янтарной мануфактуры Кёнигсберга на выставке «Витрина ар-деко». Фото И. Ткачёва.

дорогих украшений и аксессуаров из янтаря. На подставках, обтянутых структурной тканью, представлены настольные часы, подсвечник, пудреница, рамочка с фотографией киноактрисы и голова манекена в янтарном колье. В 1920-е гг. украшения ар-деко стали демонстрироваться в кинематографе: в интерьере, в костюмных украшениях кинодив, — что привело к рождению новой моды. Изменение статуса янтаря привело к изменениям и в мужской моде: в обиходе джентльменов появились запонки из янтаря, зажигалки, или «оправы для огня», как их тогда образно называли, портсигары, пепельницы и барометры. Они представлены в мужской витрине (илл. 8).

Завершается выставка подсвечником на три свечи Фабрики металлических изделий Фридриха Вильгельма Квиста (Германия), выполненным в виде изогнутых металлических трубок, украшенным двумя шарами из темно-оранжевого бакелита. Поэтизация прогресса была одной из заметных черт нового стиля, а наработки конструктивистов вошли в изготовление декоративно-прикладных предметов. Здесь художник использует промышленные мотивы, напоминающие интерьер фильма «Метрополис» Фрица Ланга 1929 года, где показан город будущего, в его интерьере металлические плиты, трубки, сети. Таким образом, представленные на выставке изделия погружают нас в эпоху шика, роскоши и блеска изделий ар-деко, представляют многообразие материалов, новые подходы к янтарю. Недаром период 1930-1940-х годов стал «вторым золотым веком» янтарного искусства. «Солнечный камень» перестал ассоциироваться с незамысловатой бижутерией, он штурмовал салоны, выигрывал призы и награды в многочисленных конкурсах и занял новое место по праву (илл. 9).

Выставка не оставила зрителя равнодушным, сами изделия излучают позитив жизни, силу и монументальность, одновременно изысканность и нежность. Янтарь стал главным объединяющим элементом, присутствующим в большинстве изделий, иногда заменяемый на его имитацию — бакелит, что было связано с эпохой новых технологий и стремлением к массовому производству, и приобрел статус дорогостоящего материала, который использовали в предметах роскоши.

Если традиционно ар-деко ассоциируется с его колыбелью Францией и США, то на выставке посетитель мог убедиться, что и в Восточной Пруссии, Германии, Польше, скандинавских странах ар-деко пережил свой расцвет в 1920-30-е гг. Здесь наметилось два русла развития стиля — это с одной стороны декоративно усложненная стилистика, с другой стороны — влияние аскетической эстетики школы дизайна Баухаус, минимализм и простота чистых форм.

Список литературы:

1. Дункан Э. Ар деко. Энциклопедия. Полный справочник декоративно-прикладного искусства 1920-1930-х годов. М.: Арт Родник, 2010. 544 с.

2. Малинина Т.Г. Стиль ар деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции: дисс... д. иск. М., 2002.

3. Острогорский А. Расшифровка Ар-деко: лайнеры, небоскребы и маленькое черное платье. URL: https://arzamas.academy/ materials/2476 (дата обращения: 27.09.2023)

4. Пайл Д. История дизайна и архитектуры в зеркале эпох. М.: АСТ, 2014. 464 с.

5. Резникова В.И. Янтарь в творчестве Германа Брахерта. Калининград, 2015. 176 с.

6. Резникова В.И. Янтарная мануфактура. Калининград, 2023. 456 с.

7. Филинева Н.В. Образ и стиль. Мода art Deco // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2006. № 24. C. 221-230.

8. Хилльер Б., Эскритт С. Стиль ар деко. М.: Искусство - XXI век, 2005. 240 с.

9. Шукурова А.Н. Ар деко Большая Российская энциклопедия: [в 35 т.] / Науч.-ред. совет: Ю. С. Осипов (пред.) [и др.]; Отв. ред. С.Л. Кравец; Рос. акад. наук. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2005. Т. 2. С. 133-134. URL: https:// old.bigenc.ru/fine_art/text/1825332 (дата обращения: 02.08.2023)

10. Erichson U., Tomczyk L. Die Staatliche Bernstein-Manufaktur Königsberg 1926-1945. Ribnitz-Damgarten, 1998. 156 с.

References

Duncan, A. (2010) Art Deco. Complete. The Definitive Guide to the Decorative Arts of the 1920s and 1930s. Moscow: Art Rodnik Publ. (in Russian)

Erichson, U. (1998), Tomczyk, L. Die Staatliche Bernstein-Manufaktur Königsberg 1926-1945. Ribnitz-Damgarten. (in German) Filicheva, N.V. (2006) 'Image and stile. Art Deco Fashion', Nauchno-tekhnicheskii vestnik informatsionnykh tekhnologii, mekhaniki i optiki [Scientific and Technical Bulletin of Information Technologies, Mechanics and Optics], 24, pp. 221-230. (in Russian) Hilier, B., Escritt, S. (2005) Art deco style. Moscow: Iskusstvo - XXI Publ. (in Russian)

Malinina, T.G. (2002) Stil' ar deko: istoki, regional'nye varianty, osobennosti evoliutsii [ArtDeco style: origins, regional variants, features of evolution]: Dissertation. Moscow, 2002. (in Russian)

Ostrogorskii, A. Rasshifrovka Ar-deko: lainery, neboskreby i malen'koe chernoe plat'e [Decoding Art Deco: furniture, skyscrapers and a little black dress]. Available at: https://arzamas.academy/materials/2476 (accessed 27 October 2023)

Pile, J. (2014) Istoriia dizaina i arkhitektury v zerkale epokh [A history of interior design and architecture in the mirror of eras]. Moscow: AST Publ. (in Russian)

Rezchikova, V.I. (2015) Iantar' v tvorchestve Germana Braherta [Amber in Herman Brachert art]. Kaliningrad. (in Russian) Rezchikova, V.I. (2023) Iantarnaia manufaktura [Amber Manufactory]. Kaliningrad. (in Russian and in German). Shukurova, A.N. (2005) 'Art deco', in: Bol'shaia Rossiiskaia entsiklopediia [Great Russian Encyclopedia], vol. 2. Moscow: Bol'shaia rossiiskaia entsiklopediia Publ., pp. 133-134. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.