Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СТИЛЯ АР-ДЕКО В СОВЕТСКОЙ РОССИИ'

РАЗВИТИЕ СТИЛЯ АР-ДЕКО В СОВЕТСКОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
949
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ар-деко / стиль / искусство / дизайн / декоративное искусство / архитектура / СССР. / art Deco / style / art / design / decorative art / architecture / USSR.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исмаилов Г. М., Сергунина В. Н., Старенченко Е. С., Якоби Э. В., Слободенюк А. И.

В статье рассматривается не только история возникновения ар-деко, но и характерные черты и развитие стиля в советской архитектуре, дизайне интерьера и живописи. Также в работе указаны характерные отличия ар-деко от стиля модерн. Особое внимание уделено тому, как стиль ар-деко проявлялся в архитектуре Советской России. Приведен анализ советского и европейского стиля ар-деко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF ART DECO STYLE IN SOVIET RUSSIA

The article examines not only the history of Art Deco, but also the characteristic features and development of style in Soviet architecture, interior design and painting. The work also shows the characteristic differences between Art Deco and Art Nouveau style. Special attention is paid to how the Art Deco style manifested itself in the architecture of Soviet Russia. The analysis of the Soviet and European Art Deco style is given.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СТИЛЯ АР-ДЕКО В СОВЕТСКОЙ РОССИИ»

ARCHITECTURE

РАЗВИТИЕ СТИЛЯ АР-ДЕКО В СОВЕТСКОЙ РОССИИ

Исмаилов Г.М., Сергунина В.Н., Старенченко Е.С., Якоби Э.В., Слободенюк А.И., Матевосян Т.В.

ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»,

г. Томск, Россия

THE DEVELOPMENT OF ART DECO STYLE IN SOVIET RUSSIA

Ismailov G., Sergunina V., Starenchenko E., Jacobi E., Slobodenyuk A., Matevosyan T.

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается не только история возникновения ар-деко, но и характерные черты и развитие стиля в советской архитектуре, дизайне интерьера и живописи. Также в работе указаны характерные отличия ар-деко от стиля модерн. Особое внимание уделено тому, как стиль ар-деко проявлялся в архитектуре Советской России. Приведен анализ советского и европейского стиля ар-деко.

ABSTRACT

The article examines not only the history of Art Deco, but also the characteristic features and development of style in Soviet architecture, interior design and painting. The work also shows the characteristic differences between Art Deco and Art Nouveau style. Special attention is paid to how the Art Deco style manifested itself in the architecture of Soviet Russia. The analysis of the Soviet and European Art Deco style is given.

Ключевые слова: ар-деко, стиль, искусство, дизайн, декоративное искусство, архитектура, СССР.

Keywords: art Deco, style, art, design, decorative art, architecture, USSR.

Ар-деко оставил яркий след архитектуре и проектировании интерьеров, декоративно-прикладном и промышленном дизайне, искусстве. В мировом контексте исследователи выделяют множество периодов его стилистического развития, в том числе ранний период стиля - стиль 1925 года, тесно связанного с эпохой модерна, и зрелый - «обтекаемый» стиль 1930-х годов. [13]Сегодня ряд отечественных исследователей готовы обозначить в качестве одного из стилей эпохи 1930-х годов - советскую версию ар-деко, что говорит о близости художественных проявлений в СССР и за рубежом. Но как развивался стиль ар-деко в Советской России? На этот вопрос последует ответ в статье.

Ар-деко - стиль намеренно дорогой, предназначенный для людей «среднего класса» [1]. Искусствоведы считают, что ар-деко является новым витком стиля модерн, его продолжением. Но эти два стиля имеют очень разный характер. В отличие от модерна для ар-деко характерны смелые геометрические формы, строгая закономерность, этнические геометрические узоры, отсутствие ярких цветов в оформлении, но при этом наличие цветастых орнаментов, роскошь и дорогие, современные материалы. Ар-деко соединял в себе все, что нравилось его

творцам: исторические темы, экзотические мотивы, технологический прогресс, дорогостоящие материалы и современное искусство.

Стиль стал своего рода попыткой совместить высокое искусство с вполне прикладными потребностями общества, желание создать эстетический шедевр из утилитарных вещей — светильника, абажура, настенного панно или настольной статуэтки, обычного шкафа или кресла, дверной ручки, вентиляционной решетки, окна, сумочки, бижутерии. Во всем, что окружает человека, должны быть стиль, изящество и красота. В своем роде это была попытка ремесленников доказать, что их творения могут быть произведениями искусства даже в условиях промышленного производства [2]. Датой рождения стиля ар-деко считается последние числа апреля 1925 года, когда в Париже прошла грандиозная Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств. Выставка играла важную роль в зарождении нового стиля, поэтому название он получил по первым буквам краткого названия выставки: «Arts Dеcoratifs» - art deco.

В Европе во власти ар-деко находилась индустрия развлечений и сферы искусства, стиль сформировал сам образ жизни людей в мирное время между двумя войнами, их манеру одеваться и разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать. Ар-деко призывал к каждодневному наслаждению жизнью во всех её проявлениях, что противоречило идеологии советской России - строить новый и справедливый мир будущего, поэтому об ар-деко в советское время избегали говорить [1]. В своей основе стиль ар-деко предназначался для среднего класса, но его распространение в странах, переживших слом капитализма, в том числе в СССР, говорит в пользу его универсальности, идеологической и социальной привлекательности, принадлежности к устойчивой моде.

Искусствоведы, исследовавшие ар-деко советской России, столкнулись с трудностями. Речь идет о попытке совмещения образования нового стиля с жестким идеологическим сломом, и переходом к социалистическому режиму в начале 1930-х годов. Одна из сложностей в распознавании ар-деко состоит в необходимости изменения стереотипов о стиле, сложившихся по отношению к советской архитектуре и искусству 1930 - 1940-х годов. Однако совершенно ясно, что одним из главных отличий советского варианта стиля от западного является его крайняя идеологизация. Это уже не только яркое художественное явление, в своём апогее - это

важнейшая составная часть нового политического идеала, инструмент манипуляции массовым сознанием, что наиболее ярко проявилось в пространственных искусствах (архитектуре, скульптуре), создавших модель «утопического мифотворчества» [3].

Декоративная сторона стиля больше не является самоцелью, она востребована в той степени, которая позволяет утвердить величественность, мо-нументализм. Наиболее яркая интерпретация темы величественности - проектирование зданий ступенчатой формы. Ступенчатые и пирамидальные композиции, созданные в СССР, превратились в скульптурные пьедесталы, которые символизировали власть, а позднее в композициях начали появляться шпили со звездами и государственный герб.

[14]

Термин «ар-деко», как синоним ступенчатого стиля, позволяет обобщать и сопоставлять стилевые проявления 1920-30-х в США, Европе и СССР. Так в ар-деко, как отмечают исследователи, были созданы наиболее яркие и одаренные образы советского искусства середины 1930-х годов [4,12]. Примерами таких образов могут являться: проект Дворца Советов Б.М. Иофана, который так и не был реализован; театр Красной армии К.С. Алабяна и В.Н. Симбирцева; выставочный павильон СССР в Париже со скульптурой «Рабочий и колхозница»

Рис. 1. Проект Дворца Советов

Рис. 2. Театр Красной армии

В советской версии небоскребов характерность скульптурной массы и декоративная национальная образность преобладали над функцией, а исторические заимствования и стилизация - над инженерией, что указывает на целый ряд родовых признаков ар-деко. Родился неизменяемый стиль, который шагнул за свои общемировые хронологические рамки, с выраженной патриотической идеей, запечатлённой в зданиях-символах. [16] Проектирование Дворца Советов в виде ступенчатого небоскреба стало доказательством развития в СССР собственной версии ар-деко, и Дворец Советов стал главным символом этого стиля.

К демонстрациям советского ар-деко можно причислить московский метрополитен, в котором в 1930-1950-е осуществился прорыв в развитии мировой подземной урбанистики. В этом градостроительном ансамбле был разработан пластический тип «негативной архитектуры», в которой «масса внутреннего пространства не организуется, а удаляется» [5]. Но перед тем как начинать строительство метрополитена в начале 1930-х для ознакомления с

опытом строительства метро за границу был командирован главный архитектор Метропроекта С.М.Кравец.

В станциях удалось показать конструктивные и художественно-эмоциональные возможности замкнутого пространства, противопоставив их технологической функции западного метрополитена, реализованные в богатую социалистическую утопию, в которой утверждается новый социально-политический идеал. [10] При создании инновационного типа однофасадной архитектуры активно использовался «синтез искусств», в котором органично соединялись монументальное искусство; полихромия в сочетании ценных пород камня и дерева, керамики, стекла, металла; световые эффекты для создания образа и выявления конструктивного остова; был разработан авторский дизайн мебели, осветительной арматуры, технологического оборудования. Под землёй впервые возникло высокофункциональное, сверхсложное технологическое пространство с декоративной «оболочкой», наделённой характеристиками ар-деко [6].

Рис. 4. Станция метро «Аэропорт»

Рис. 5. Станция метро «Маяковская»

Рис. 6. Станция метро «Кропоткинская»

Одним из наиболее ярких мастеров этого направления был архитектор А.Н.Душкин, которому удалось выступить новатором в трактовке пространства и конструкций, отделочных материалов, концепций «света» и «синтеза искусств» в подземном зодчестве. По его проектам построены станции метро «Кропоткинская» (совместно с Я.Г. Лихтенбергом, 1935 г.), «Маяковская» (художник А.А. Дейнека, мозаичист В.А. Фролов, 1938-1939 гг.), «Площадь революции» (скульптор М.Г. Мани-зер, 1938 г.) и другие [7].

Стиль ар-деко ярко проявляет себя в архитектуре, скульптуре и дизайне Советской России, но блекло показывает себя в живописи. Живопись ар-деко в его русском варианте, как и в европейском, фигуративна и во многом наследует традиции модерна. Одновременно она насыщена авангардной стилистикой, заимствованной главным образом из кубизма, но превращённой в декоративный приём. Примерами такого смешения могут служить произведения Н.С. Гончаровой и Ю.П. Анненкова конца 1910-х, а в 1920-е - А.К. Богомазова, Е.М. Бебуто-вой, К.К. Чеботарёва, Л.П. Лапина и других. [6]

Если говорить о стиле ар-деко в дизайне интерьера в Европе, то его характерными чертами являлись металлические фрагменты интерьера, мебель из ценных пород древесины, дорогие ткани, шкуры, крокодиловая кожа и элементы декора, выполненные из слоновой кости, бронзы и серебра, стекла и керамики. Ар-деко предполагает присутствие в помещении мозаичных панно, лепнины и скульптур. В данном стиле преобладали светлые тона, а ощущение роскоши присутствовало в каждом элементе [8].

В СССР, когда у власти был И.В. Сталин, стиль 30-х - 50-х годов, характерный для того времени, получил и другое название - "советский монументальный классицизм". Классическая квартира 3050-х годов имеет 4-5 отдельных комнат, маленькую кухню, высокие потолки (3 -4 метра), окна на одну или две стороны, холл и большую гостиную. Как правило, жилье в сталинских домах обладает высокими окнами. [11] Что касается дизайна интерьера.

то в них обязательно присутствуют лепнина, широкие потолочные карнизы, розетки под люстры, полы с раскладкой «елочка».

В квартирах, как правило, присутствуют: хрустальные люстры и бра; высокие белые межкомнатные двери с резными наличниками в классическом стиле, с полным или частичным остеклением; раскладки стекла квадратом или ромбом; на контрасте со светлыми дверьми и стенами — темная, отдельно стоящая мебель под темный орех или дуб, горки, серванты, книжные шкафы и буфеты с резными «коронами» и стеклянными дверцами, высокие напольные часы, большой круглый обеденный стол, кресла, диваны и стулья; хрустальные вазы, кувшины и салатницы, столовое серебро, шторы на подхватах; «профессорский» кабинет-библиотека с кожаным диваном и лампой с зеленым абажуром; большое количество книг и картин; красные ковры

[9].

Рис. 7. Интерьер квартиры в сталинском стиле

Таким образом, именно термин «ар-деко» позволяет зафиксировать примеры стилевого параллелизма, наблюдаемого в советской и зарубежной архитектуре как до начала Великой отечественной войны, так и после ее окончания. И только в такой системе координат, не изолированно, а в широком мировом контексте ощутимы достоинства и преимущества предвоенной отечественной архитектуры. Выявленные стилевые параллели в архитектуре 1930-х не удивительны, но аналогичны тому, как в России получили свое воплощение мировые архитектурные стили иных эпох - барокко, классицизм, эклектика и модерн. [15] Так отечественную версию обрела и стилистика ар-деко.

Литература

1. Стерноу С.А. Арт-деко: полеты художественной фантазии / С.А. Стерноу. - Минск: [б. и.], 1997. - 63 с.

2. Олтаржевский Г. Стильные мира сего: как европейский ар-деко пробрался в советское искусство / Г. Олтаржевский // Известия. - 2019. -№80. -6-7 с.

3. Локтев В.И. Стиль-притворщик, стиль-полиглот: опят теоретического осмысления выразительности ар-деко / В.И. Локтев, отв. ред. Т.Г. Ма-линина. - Москва: Пинакотека, 2009. - 320с.

4. Локтев В.И. Искусство эпохи модернизма. Стиль ар-деко. 1910-1940: сборник статей по материалам научной конференции НИИ РАХ / В.И. Локтев. - Москва: Пинакотека, 2009.

5. Габричевский А.Г. Пространство и масса в архитектуре / А.Г. Габричевский. - Москва: [б. и.], 1923. - 21 с.

6. Онлайн-энциклопедия Русского авангарда: официальный сайт. - Москва. - URL: http://rusavangard.ru/online/history/ar-deko/ (дата обращения: 10.01.2022).

7. Михайловский С.И. Московский метрополитен: Метро / С.И. Михайловский, А.Ю. Тарханов.

- Москва: Интеррос, 2005. - 264 с.

8. Делаем как должно: официальный сайт. -Москва. - URL: http://www.dkd.ru/design/book/724/ (дата обращения: 12.01.2022).

9. Интерьер Сталинский: официальный сайт.

- Москва. - URL: https://imerica.ru/interery/stalinskij-ampir-interer-2.html (дата обращения: 12.01.2022).

10. Боков, А. В. Про Ар-деко / А. В. Боков // Проект Россия, 2001. - № 1(19). - С. 89-96.

11. Малинина, Т.Г. Формула стиля. Ар-деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции / Т.Г. Малинина. - Москава: Пинакотека, 2005. - 302 с.

12. Старостенко Ю.Д. Ар-Деко московского метро 1930-1940-х годов: сборник статей НИИ Теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств / Ю.Д. Старостенко. -Москва: Пинакотека, 2005.

13. Азизян И.А. Инобытие ар-деко в отечественной архитектуре. Архитектура сталинской эпохи: Опыт исторического осмысления / И.А. Азизян. - Москва: КомКнига, 2010.

14. Зуева П.П. Небоскребы Нью-Йорка 19001920 годов. // Архитектура и строительство РААСН, 2006. - № 4.

15. Морозов А.И., Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов / А.И. Морозов. -Москва: Галарт, 1995.

16. Хайт В.Л. «Ар-деко: генезис и традиция». Об архитектуре, её истории и проблемах: сборник научных статей / В.Л. Хайт, предисл. А.П. Кудрявцева. - Москва: Едиториал УРСС, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.