Псковский регионологический журнал № 17 2014 УДК 911.3:33:552.579
И. А. Кривонос
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯНТАРЯ В ТРАНГРАНИЧНОМ РЕГИОНЕ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ БАЛТИКИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Статья посвящена добыче и использованию янтаря. Актуальность исследования определяется тем фактом, что в Калининградской области в районе посёлка Янтарный расположено самое большое в мире месторождение янтаря, единственное в мире позволяющее добывать его промышленным путём, и при этом калининградское янтарное дело отстаёт от соседних польского и литовского. Цель статьи — выявление различных способов использования янтаря. Научная новизна статьи заключается в широте охвата тематик и периодов. Так, многие авторы изучали балтийский самоцвет в различные периоды или в контексте использования в определённых целях, не задаваясь изучением всех видов применения янтаря с древности до нашего времени. Рассматриваются различные формы использования балтийского самоцвета, которые зародились в X тысячелетии до н. э. и существуют по сей день. Дано краткое описание магического и медицинского использования окаменевшей смолы. Приведены примеры изготовления технических видов янтаря. Рассмотрены виды декоративных предметов из янтаря и специфика их использования. Для описания и получения результатов использован сравнительный метод. Результаты, представленные в статье, указывают на то, что всегда существовала зависимость между эффективностью янтарной промышленности и поддержкой её со стороны государства.
Ключевые слова: янтарь, историко-культурное наследие, Великий янтарный путь, амулеты, украшения из янтаря, технический янтарь, Древняя Пруссия, Тевтонский орден, Калининград.
Изучение янтаря в работах российских и зарубежных авторов
Янтарь — окаменевшая плотная и вязкая ископаемая смола. Возраст янтаря варьирует от 50 до 40 миллионов лет. Самое крупное мировое месторождение янтаря находится в Юго-Восточной Балтике в районе населённого пункта Янтарный (Калининградская область). Здесь же расположено на настоящий момент единственное промышленное предприятие, добывающее и перерабатывающее янтарь.
Предполагаемые месторождения янтаря в этом районе обширны, в настоящее время здесь разрабатывается карьер, открытый в 1970-е гг. До этого действовал карьер, находящийся неподалеку и ныне затопленный. А с периода Х тысячелетия до н. э. до XVII в. янтарь добывали в море и на берегу, т. к. ещё не было исчерпано прибрежное месторождение.
С древнейших времён янтарь широко использовался в магии, медицине и изготовлении украшений. Исследованиями разных аспектов использования янтаря занимались многие авторы, но даже при этом остаётся множество неосвещённых тем.
Так, например, нет возможности подробно описать использование янтаря племенами, которые населяли Самбийский (ныне Калининградский) полуостров, но не оставили письменных источников. Их быт и нравы известны благодаря трудам путешественников, а отношение к самоцвету описаны древнеримскими учёными Плинием Старшим в «Естественной истории» и Корнелием Тацитом в труде «Германия». Последний пишет: «...они (жители этих земель) обшаривают и море, и одни из всех собирают в мелководных местах и на самом берегу янтарь. Сами они им совсем не пользуются: собирается он в грубом виде и без всякой отделки приносится (на продажу), и они с удивлением получают за него плату» [2].
Однако в целом в трудах учёных и путешественников древности описания янтаря встречаются крайне редко, т. к. в те времена — фактически до XVI в. — сами описания его не носили систематического характера и происходили от случая к случаю, в зависимости от существующей необходимости.
Некоторые данные об использовании янтаря можно получить в трудах археологов, работающих в Калининградской области. Так, например, В. И. Кулаков в своих работах описывает сохранившиеся в могильниках янтарные украшения и делает выводы о структуре использования янтаря на территории. Описание янтарных находок на территории Руси присутствуют в работе Р. Г. Шаповалова «Новгород и Новгородская земля: Обработка янтаря в средневековом Новгороде» [5].
Кроме весьма малого количества сведений о янтаре в древности, источники редко охватывают период средневековья. Исследователи истории Пруссии в орденский период, как правило, не заостряют внимания на янтаре. В трудах немецких авторов Отто Пелка и Альфреда Роде можно найти подробные сведения о янтаре. Однако каждый из них в своё время не занимался специализированными исследованиями истории янтаря — их целью были янтарные коллекции различных музеев, а подробности истории янтарного промысла выяснялись при изучении предметов. Однако именно благодаря труду А. Роде «Янтарь — немецкий материал» можно выяснить такие подробности, как запрет выхода на пляж, существовавший, по крайней мере, до XVII в. [4].
И. А. Полякова, работая с текстами, созданными личным врачом герцога Альбрехта Бранденбург-Ансбахского (последнего магистра Тевтонского ордена) Андреасом Аурифабером <^иссш Historia» («История янтаря») и Иоганна Поли-андера — оба XVI в., смогла проследить, как во время секуляризации Прусского государства силами двух указанных и многих других учёных герцог Альбрехт смог популяризировать известную и до того сторону использования янтаря — его способность к излечению множества болезней, в которую верили некоторые учёные вплоть до конца XIX в.
Различные стороны медицинского использования балтийского янтаря рассматривает в своей статье Евгенио Рагацци «Янтарь — солнечный камень для древней медицины». Он отмечает, что различные препараты из янтаря использовались для излечения практически всех болезней и даже входили в состав лекарственных смесей, применяемых во время чумы [6].
Янтарь в медицине и магии от древности до настоящего времени
Первые упоминания о магическом использовании янтаря в районе Юго-Восточной Балтики можно датировать Х тысячелетием до н. э. — в этот период появ-
ляются зооморфные амулеты: фигурки лошади и медведя (найдены на территории современной Польши). К более поздней эпохе, IV тысячелетию до н.э., относятся антропоморфные амулеты (рис. 1), найденные близ населённого пункта Йодкранте на литовской части Куршской косы. Такие амулеты, носимые поверх одежды, служили целям защиты от сглаза и болезней.
Следующие упоминания о янтаре приходятся на период с X по XIII вв. Следуя по пути «из варяг в греки», янтарь попал с ЮгоВосточной Балтики на Русь. Археологические раскопки в Киеве,
Великом Новгороде, Владимире и Старой Ладоге позволили обнаружить большое количество изделий и мастерские по обработке. Русские мастера иконописцы покрывали свои произведения янтарным лаком [5]. А в 1920-1930 гг. немецкое предприятие, открытое в Кёнигсберге в 1926 г., Государственная Янтарная Мануфактура изготовила около 80 тонн янтарного масла для нужд металлургии и примерно 200 тонн плавленого янтаря для производства лаков и красок.
С начала XV в. и вплоть до XIX в., согласно исследованиям профессора из университета Падуи Евгенио Рагацци, применение янтаря как лекарственного препарата распространилось по всей Европе и было весьма популярно в Италии. Корни же его шли прямо с территории Восточной Пруссии и, в частности, Кёнигсберга, то есть практически непосредственно от места расположения самого крупного месторождения.
В XVI в. янтарю посвящали специальные разделы или главы травников и медицинских трактатов. В 1546 г. было опубликовано сочинение Георгия Агриколы <Юе Fossilium», часть которого — фрагмент,
превосходящий по объёму многие книги XVI в. — посвящена янтарю. Диоскорид,
Рис. 1. Антропоморфный амулет из янтаря (автор фото Стас Покровский)
Гален, Павел Эгинский, Авиценна, Авероэс, Парацельс, Николай Коперник, Георг Агрикола, Валерий Кордус, Андреас Аурифабер указывают на целебные свойства самоцвета и описывают множество рецептов с ним. Во второй половине XVI в. появился труд другого придворного врача герцога Альбрехта — Северина Гёбеля.
В тот же период на немецком языке были изданы две книги о янтаре для того, «чтобы тексты смог самостоятельно читать его милость герцог Альбрехт и другие; многим учёным будет приятно ознакомиться с достоверными сведениями, если они почитают и любят истину во всём» [3]. В это время в переписке Прусского королевского двора наиболее интенсивно обсуждались две темы: лечебные свойства янтаря и проблемы незаконной охоты на лосей.
В конце XVII в. (1691 г.) кенигсбергский резчик по янтарю Кристиан Поршин, живший на Ластадие, изобрёл янтарную лупу, стёкла для очков и призмы из янтаря [4].
Уже в XIX в. упоминается обособленное применение янтарной кислоты в качестве лечебного препарата. Евгенио Рагации сообщает, что оно продолжается в ЮгоВосточной Балтике, в частности, на территории Польши и в XX-XXI вв. Янтарная мануфактура официально занималась производством янтарной кислоты, на базе её месторождения был открыт Калининградский янтарный комбинат. А ряд лекарственных препаратов в современной России до сих пор содержат кислоту как важный элемент, например, препарат лечения последствий инфаркта мозга — цитофлавин.
Более того, руководители комбината после его открытия в 1947 г. считали, что янтарь надо использовать для нужд более важных, чем производство бус и браслетов. Из янтаря делали изоляторы для приборов, применяемых при разведке руд урана и радия. Однако со временем ситуации изменилась и, несмотря на производство технического янтаря (янтарная кислота, лак, плавленый янтарь), комбинат наращивал количество производимой ювелирной продукции.
Янтарь в производстве ювелирных украшений и предметов декоративноприкладного искусства
Наиболее длительный способ бытования балтийского самоцвета — это его использование для производства украшений. Фактически этот период начался одновременно с первым магическим использованием (параллельно с амулетами производились бусины), и продолжается по сей день. Существует множество упоминаний, на какие именно украшения, зачастую интерьерные, шёл балтийский янтарь. Так в X в. на Руси, в частности, новгородские мастера занимались изготовлением янтарных перстней, нательных крестов и бус, подвергая янтарь различным методам механической, а иногда и термической обработки, среди которых: сортировка, раскроечная операция, шлифование, полировка и сверление, огранка, гравировка [5]. Причём перстни обрабатывались мастерами особенно тщательно, с применением особых секретов шлифовки. Для различных изделий использовался янтарь разного цвета: жёлтого, прозрачного и коричневого были кресты; круглые бусы — жёлтые прозрачные и непрозрачные; призматические бусы — прозрачный и непрозрачный янтарь жёлтого, красного и жёлто-красного цветов.
В XIII в. Тевтонский орден занимался изготовлением и продажей чёток, а после появления первого мастера-янтарщика при дворе началось изготовление различных предметов церковного быта, к примеру, рельефов с изображениями святых. «На
существование такого мастера указывают записи о скульпторе Иоганне, который в 1399-1400 гг. упоминается в должности резчика по янтарю. Он жил в Кёнигсберге. поскольку помощник кёнигсбергского комтура 3 марта 1399 г. выдал ему 7 марок на полгода в качестве содержания, а 5 декабря того же года главный орденский маршал рассчитывался с ним за его работы» [4]. Янтарное дело развивалось и в XVII в. достигло своего расцвета — из балтийского самоцвета делали подарки, которые употребляли для вручения королевским особам. Так было и в XVIII в. — однако тогда же произошёл первый янтарный кризис в связи с ухудшением качества янтарных изделий, чему отчасти поспособствовал изобретённый ещё в XVII в. метод изготовления предметов из дерева с последующим обклеиванием их янтарной мозаикой. Этот же метод дал толчок производству янтарной мебели и даже панелей, которые впоследствии вошли в историю как «Янтарная комната». Однако как указывает Альфред Роде, благодаря технике янтарной мозаики в XVIII в. появились не только янтарные шкафы, но и янтарные парадные залы.
XIX столетие ознаменовалось началом промышленной добычи янтаря. В 1833 г. в Пальмникене была введена в эксплуатацию шахта «Анна», и из янтаря стали производить предметы значительно более дешёвые, чем дипломатические подарки. Это были мундштуки для курительных трубок, которые вплоть до первой мировой войны экспортировались в огромном количестве в США. Кроме мундштуков Германия производила украшения, письменные принадлежности, сувениры, наградные знаки и т. д. Фактическое подтверждение тому можно найти не только в каталогах продукции Янтарной Мануфактуры, но и на витринах музеев, в т. ч. Калининградского музея янтаря.
В Советском Союзе Калининградский Янтарный комбинат, начиная с 1947 г., в массовом порядке выпускает янтарные украшения. Кроме того, в период 1950-1960-х гг. комбинат выпустил некоторое количество монументальных янтарных предметов. Одним из таких изделий стала модель атомного ледокола «Ленин», вручённая американскому президенту Дуайту Эйзенхауэру Председателем Совета Министров РСФСР Дмитрием Полянским 18 февраля 1960 г.
В настоящее время в Калининграде работает более сотни художников и ремесленников, занимающихся резьбой по янтарю и созданием предметов декоративноприкладного искусства, в т. ч. мелкой пластики, а также ювелиров, которые, работая с металлом, используют янтарь как драгоценную вставку. С точки зрения туризма янтарь представляет значимый объект историко-культурного наследия региона, а центр его добычи — Янтарный — согласно зонированию регионального туристического кластера, предложенному Е. Г. Кропиновой и А. В. Митрофановой, входит в активную зону, характеризующуюся самым высоким уровнем развития [1, с. 203].
Выводы
Стихийно сложившиеся виды использования янтаря могли существовать только до тех пор, пока самоцвет не находился вне ведения государства. Как только в XIII в. Тевтонский орден ввёл монопольное право на добычу и обработку янтаря, сразу появились зачатки стимулирования янтарного производства.
Диаграмма показывает зависимость между показателями: 1) монополизация права на добычу и обработку янтаря, 2) ценность медицинских и технических
свойств янтаря и 3) ценность предметов декоративно-прикладного и ювелирного искусства из янтаря. Каждому показателю присвоен балл от 0 до 4, где 0 — отсутствие признака, 4 — его наибольшее развитие.
График показывает, что заинтересованность государства в янтаре как в основном источнике дохода всегда была основным стимулом развития янтарных промыслов. В отношении янтаря всегда именно сверху определялись возможности для развития отрасли, будь то государственный заказ на дипломатические подарки или же на лекарственные средства.
Возможно, это отчасти связано с тем, что эстетические и технические свойства янтаря не являются абсолютными. Так, янтарь — один из наиболее хрупких материалов, к тому же представляющий собой в основном поделочный камень, не имеющий преимуществ драгоценных камней. Изделия из янтаря, в отличие от изделий из драгоценных материалов, которые могут быть значимы даже на основании сырья, ценятся по большей части за искусство обработки. Поэтому чрезвычайно важно экономическое стимулирование отрасли, которое зачастую можно организовать только на государственном уровне, обеспечивающем не только заказ на изделия, но и возможность обучения высококвалифицированных мастеров. Так же обстоит дело и с исследованиями медицинских и технических свойств янтаря, требующими высоких затрат.
—монополизация права на добычу и обработку янтаря
ценность медицинских и технических свойств янтаря
ценность предметов декоративноприкладного искусства из янтаря
Рис. 2. Государственное регулирование янтарных промыслов
Псковский регионологический журнал № 17 2014 Литература
1. Кропинова Е. Г., Митрофанова А. В. Подходы калининградских исследователей к районированию для целей туризма и рекреации // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2010. Вып. 1. С. 197-209.
2. Лавис Э. Очерки по истории Пруссии: (перевод). Репр. воспроизведение изд. Калининград: Статус. 1990. 325 с.
3. Полякова И. А. Андреас Аурифабер (1513-1559) и его «История янтаря». СПб.: РХГА, 2011. 183 с.
4. Роде Альфред. Янтарь — немецкий материал. Берлин: Немецкое искусствоведческое объединение, 1937. 80 с.
5. Шаповалов Р. Г. Новгород и Новгородская земля: Обработка янтаря в средневековом Новгороде // Материалы научной конференции. URL: http://www.bibliotekar.ru/rusNovgorod/71.html
6. Eugenio Ragazzi. Amber, a stone of sun for ancient medicines. Department of Pharmacology and Anaesthesiology, University of Padua, Italy, 2013. 29 с.
Об авторе
Кривонос Ирина Андреевна — специалист Калининградского областного музея янтаря, аспирант Балтийского федерального университета им. И. Канта, Россия. E-mail: krivonos.ira@gmail.com
I. Krivonos
AMBER USING ON CROSS-BORDER TERRITORY OF SOUTH-EAST BALTIC: THE HISTORICAL,
ECONOMIC AND GEOGRAPHICAL ASPECTS
The article is about amber mining and using. It is relevant due to the fact that there is the largest in the world amber deposit in the Kaliningrad region near Yantarniy, but nevertheless Kaliningrad amber production is not as developed as in Poland and Lithuania. The purpose of the article is determination ofdifferent ways to use amber. Scientific novelty represents the coverage of different subjects and periods. Many scholars studied the Baltic gem in different periods or in the context of specific use, without attempt to learn all possibilities of amber using from antiquity to the present. The article considers different ways of Baltic gem using which started 10 thousand years B. C. and exist now. There is a short description of magical and medicine using of stoned resin in the article. There are also examples of technical ambers producing and attention to the kinds of decorative amber items and their usage. To describe and get the results the comparative method was used. The results presented in the article indicate that there is always a relation between the efficiency of amber industry and its support from the state.
Key words: amber, historical-cultural heritage, Great amber route, amulets, amber adornments, technical amber, Ancient Prussia, the Teutonic Knights, Kaliningrad.
About the author
Irina Krivonos, Specialist of Kaliningrad Regional Amber Museum, PhD student, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia.
E-mail: krivonos.ira@gmail.com