Научная статья на тему 'Проблемы развития янтарной отрасли и противодействие незаконному обороту янтаря в Балтийском регионе'

Проблемы развития янтарной отрасли и противодействие незаконному обороту янтаря в Балтийском регионе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1315
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Балтийский регион
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЯНТАРНАЯ ОТРАСЛЬ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ЯНТАРЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / AMBER INDUSTRY / DEVELOPMENT STRATEGY / AMBER TRAFFICKING / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / CRIMINALIST COUNTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волчецкая Татьяна Станиславовна, Малевски Гендрик Мариянович, Ренер Наталья Алексеевна

Рассмотрены состояние и перспективы развития янтарной отрасли в Балтийском регионе. Авторы выделяют основные проблемы ее развития в России: неразвитость механизмов ценообразования на янтарное сырье, дисбаланс спроса и предложения, замедленные темпы технологического перевооружения, недостаточный уровень обновления технологий и методов производства. Отмечены пробелы в государственном регулировании янтарной отрасли, выделены вопросы правового регулирования и правоприменительной практики, связанные с защитой янтарной отрасли. Отмечено, что противодействие незаконному обороту янтаря является весьма актуальной проблемой для России (Калининградской области) и стран Балтийского региона. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы исследовать теоретические аспекты законодательной политики, направленной на предотвращение незаконной добычи и незаконного оборота янтаря; проанализировать правоприменительную практику правовой защиты янтарной отрасли в России. Установлено, что нормы административной ответственности за самовольную добычу и сбыт янтаря не в полной мере эффективны; предложено введение мер уголовной ответственности при повторном совершении этих противоправных деяний. Показаны возможности геммологической экспертизы в исследовании янтаря и изделий из него, проанализированы особенности ее назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Amber Industry: Development Сhallenges and Combating Amber Trafficking in the Baltic Region

This article considers the current state and prospective development of the amber industry in the Baltic Sea region. The authors identify the main obstacles to the industry’s development in Russia poor pricing mechanisms for raw amber, an imbalance between supply and demand, a slow pace of technological modernisation, and a delayed introduction of new technologies and processing techniques. The authors identify gaps in the regulatory framework and highlight problems of legal regulation and law enforcement as regards the amber industry. Combating illegal amber extraction and trafficking is a pressing problem in the Kaliningrad region (Russia) and other Baltic region states. The article explores theoretical aspects of the legislative policy on combating illegal amber extraction and trafficking. The authors focus on the relevant law enforcement practices and hold that administrative sanctions for unauthorised amber extraction and trade are not fully effective in Russia. The authors stress the need for introducing criminal liability for a repeated offence and outline opportunities for using forensic gemological examination of amber and amber products.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития янтарной отрасли и противодействие незаконному обороту янтаря в Балтийском регионе»

Рассмотрены состояние и перспективы развития янтарной отрасли в Балтийском регионе. Авторы выделяют основные проблемы ее развития в России: неразвитость механизмов ценообразования на янтарное сырье, дисбаланс спроса и предложения, замедленные темпы технологического перевооружения, недостаточный уровень обновления технологий и методов производства. Отмечены пробелы в государственном регулировании янтарной отрасли, выделены вопросы правового регулирования и правоприменительной практики, связанные с защитой янтарной отрасли. Отмечено, что противодействие незаконному обороту янтаря является весьма актуальной проблемой для России (Калининградской области) и стран Балтийского региона. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы исследовать теоретические аспекты законодательной политики, направленной на предотвращение незаконной добычи и незаконного оборота янтаря; проанализировать правоприменительную практику правовой защиты янтарной отрасли в России. Установлено, что нормы административной ответственности за самовольную добычу и сбыт янтаря не в полной мере эффективны; предложено введение мер уголовной ответственности при повторном совершении этих противоправных деяний. Показаны возможности геммологической экспертизы в исследовании янтаря и изделий из него, проанализированы особенности ее назначения.

Ключевые слова: янтарная отрасль, стратегия развития, незаконный оборот янтаря, административная ответственность, криминалистическое противодействие

Введение

С позиций промышленного освоения наиболее значимые залежи янтаря находятся на территории Калининградской области, а также Литвы,

Балтийский регион. 2017. Т. 9. № 4. С. 114—128.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЯНТАРНОЙ ОТРАСЛИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ЯНТАРЯ

В БАЛТИЙСКОМ РЕГИОНЕ

Т. С. Волчецкая Г. М. Малевски Н. А. Ренер1

1 Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14

2 Университет Миколаса Ромериса, ЬТ-08303, Литва, Вильнюс,

ул. Атейтес, 20.

Поступила в редакцию 14.08.2017 г.

аог 10.5922/2074-9848-2017-4-6

© Волчецкая Т. С., Малевски Г. М., Ренер Н. А., 2017

Польши и Украины. Однако больше 98% янтарного сырья, встречающегося в границах указанных регионов, — это именно балтийский янтарь (сукцинит). Его наиболее крупные месторождения находятся на побережье Балтийского моря: в России (Калининградская область), Литве и Латвии.

Калининградская область уникальна в том плане, что здесь сосредоточены месторождения янтаря, возраст которых составляет около 50 млн лет. Добыча этого минерала органического происхождения на Калининградском янтарном комбинате в 2016 году составила 316,2 тонны (рост на 0,7% к 2015 году) [1].

В это же время на нелегальную добычу янтаря приходится от 25 до 50% общего объема добычи российского янтаря-сырца. Значительные объемы его незаконной добычи и незаконного оборота, рост теневого оборота янтарного сырья препятствуют нормальному развитию янтарной отрасли, снижают ее инвестиционную привлекательность.

Несмотря на то что в пос. Янтарный сосредоточено 90% мировых запасов янтаря, на рынке ювелирных изделий из него доля Калининградской области составляет всего 5 % (см. рис.).

□ Польша □ Литва □ Калининградская область Е Другие страны

Рис. Структура мирового рынка ювелирных изделий с янтарем Постановка проблемы

Основными проблемами развития янтарной отрасли в РФ на сегодняшний день являются такие, как неразвитость механизмов ценообразования на янтарное сырье, дисбаланс спроса и предложения янтаря-сырца, замедленные темпы технологического перевооружения, недостаточный уровень обновления технологий и методов производства. К ним также можно отнести и следующие проблемы: низкая конкурен-

тоспособность калининградских производителей продуктов переработки янтаря на международном рынке; отставание российских производителей янтарной продукции в области маркетинга, недостаточное использование здесь туристических возможностей Калининградской области; наличие пробелов в государственном регулировании янтарной отрасли; значительные объемы незаконной добычи и контрабанды янтаря.

Такое большое количество нерешенных вопросов заставляет задуматься о разработке комплекса мер по совершенствованию янтарной отрасли, часть из которых уже намечена в Стратегии развития янтарной отрасли РФ [2], разработанной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. Вместе с тем нельзя не отметить то, что явно недостаточно внимания уделяется возможностям правоохранительной системы по противодействию теневому обороту янтаря.

Актуальность

В Стратегии развития янтарной отрасли РФ на период до 2025 года запланировано довести добычу янтаря-сырца до 500 тонн в год, нарастить объем производства продуктов переработки янтаря до 5,6 млрд рублей, увеличить занятость в янтарной отрасли до 6 тыс. человек, снизить экспорт янтарного сырья до 15 % [2].

Полагаем, что достижение таких результатов станет возможным только при одновременном принятии комплекса правоохранительных мер по противодействию незаконному обороту янтаря, разработка которых стала крайне необходимой.

Несомненно, противодействие незаконному обороту янтаря — весьма актуальная проблема, и не только для отдельно взятой Калининградской области и России в целом, но также для стран Балтийского региона. Ведь янтарь является стратегически важным сырьевым ресурсом [3]. Известно, что в настоящий период сырьевые рынки выступают мощным инструментом геополитики, и с течением времени их влияние будет только усиливаться, поскольку минеральные ресурсы невосполнимы.

Субъекты Российской Федерации, где найдены запасы янтаря, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Субъекты РФ, имеющие запасы янтаря

Субъект РФ Количество объектов с проявлениями янтаря

Калининградская область 2 месторождения, 8 участков

Ненецкий автономный округ 1 участок

Красноярский край 6 участков

Томская область 1 участок

Сахалинская область 8 участков

Камчатский край 5 участков

Чукотский автономный округ 2 участка

Итого 33 объекта

Статистические данные

За незаконный промысел янтаря в 2016 году полицейские задержали в России около 2,5 тыс. человек, изъяли 270 мотопомп и другой техники, а также 27 килограммов добытого янтаря. Лица, незаконно добывающие янтарь, заплатили административных штрафов на 8 млн 700 тыс. рублей, что можно считать незначительной суммой по сравнению с доходами нелегальных старателей. Наиболее опытные добытчики янтаря — нелегалы («кроты») за несколько часов работы в карьере могут выручить до 300 долларов. Объем незаконной добычи янтаря в Калининградской области ежегодно оценивается в 70—100 тонн.

Степень разработанности проблемы

Проблема незаконного оборота сырьевых ресурсов в различных регионах России рассматривается в отдельных диссертационных исследованиях, среди которых нужно отметить работы О. С. Кучина, В. Н. Шутовой, С. Н. Мальтова, А. Г. Иванова [4—7]. Но большинство исследований посвящено противодействию незаконному обороту драгоценных металлов и драгоценных камней, тогда как по вопросам, связанным с нелегальным оборотом янтаря, есть лишь единичные научные публикации [8—10]. Очевидно, что наиболее важные аспекты правовой и правоприменительной защиты янтарной отрасли остались малоизученными и требуют пристального внимания со стороны международного и регионального научного сообщества.

Практика применения норм об административной ответственности за незаконный оборот янтаря

В соответствии со ст. 7.5 КоАП РФ за административные правонарушения на граждан налагается административный штраф в размере от 3 до 5 тыс. рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения [11].

Объектом данного правонарушения применительно к рассматриваемой теме следует считать государственную собственность на недра в границах территории России, предметом правонарушения — янтарь. Причем составом данного правонарушения охватывается сбыт и добыча янтаря, не отнесенного законом к драгоценным камням. В то же время необходимо отметить, что соответствующим постановлением Правительства утвержден специальный порядок отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням [12]. В этом документе установлены основные критерии отнесения уникальных образований к драгоценным камням, из чего можно заключить, что на них в полной мере распространяются требования федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» [13], за нарушения которых

предусмотрена уже уголовная ответственность. В частности, по ст. 191 УК РФ «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга», а также по ст. 192 УК РФ «Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней».

Задержание нелегальных добытчиков янтаря в ходе профилактических рейдов по пресечению незаконной добычи янтаря происходит 2— 3 раза в неделю.

Так, 23 мая 2017 года в лесном массиве у реки Нейма, в районе пос. Черепаново под г. Светлый в ходе ночной спецоперации сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД РФ по Калининградской области совместно с коллегами из ОМВД РФ по Светловскому городскому округу провели профилактический рейд по пресечению незаконной добычи янтаря-сырца. Полицейские задержали 16 жителей Зеленоградского района в возрасте от 18 до 47 лет в составе двух групп: одна бригада пыталась вымыть солнечный камень с помощью вмонтированной в грузовик ГАЗ-66 самодельной помпы, которая была замаскирована камуфлирующей сеткой. Вторая группа правонарушителей передвигалась по побережью на трех легковых автомобилях, используя три мотопомпы [14].

Конечно, далеко не все правонарушители бывают задержаны, поскольку многие из них достаточно быстро покидают место происшествия. Группы таких «копателей» хорошо подготовлены и мобильны, у них хорошо проработана схема оповещения о времени и месте проведения очередного рейда. Кроме того, есть еще аквалангисты, которые ловят янтарь в море.

Как показал анализ судебной практики по ст. 7.5 КоАП РФ за 2016—2017 годы, штраф налагается, как правило, в размере 4 тыс. рублей с конфискацией лопат, мотопомп, шлангов, сачков, металлических штанг, труб и других подручных средств, необходимых для проведения работ по незаконной добыче янтаря [15].

Но эти санкции не останавливают нарушителей от совершения повторного однородного правонарушения. Большинство нелегальных добытчиков — неработающие жители пос. Янтарный, у них отсутствует постоянный источник дохода, поэтому многие из них штрафы не оплачивают. Происходит сопутствующее правонарушение в виде уклонения от уплаты административного штрафа [16]. В таких ситуациях мировым судьей на основании ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ назначается административное наказание в виде обязательных работ, как правило, на срок от 20 до 30 часов [17].

Учитывая сказанное выше, мы считаем, что существующие предложения по увеличению штрафов до 50 тыс. рублей не станут эффективной мерой по противодействию незаконному обороту янтаря. Пожалуй, одной из экономических мер улучшения ситуации в янтарной отрасли могло бы стать предоставление недр в пользование индивидуальным предпринимателям путем выдачи лицензии, которая давала бы право на разработку месторождений полезных ископаемых, что спо-

собствовало бы повышению занятости населения и собираемости налогов. По состоянию на 1 января 2017 года в России действует всего семь лицензий на пользование недрами с проявлениями янтаря.

Похожая ситуация с нелегальным янтарным промыслом в соседней Польше: штраф в размере 500 злотых не останавливает «янтарщиков» от совершения правонарушений, так как доход за одну ночь может составить до 10 тыс. злотых. Польские пограничники, лесная охрана, полиция, таможенная служба и муниципальная охрана несколько раз в неделю проводят рейды по задержанию подозреваемых в незаконной добыче янтаря от Крыницы Морской до Устки.

Приведем типичный пример неэффективности применения административных норм.

Так, 6 мая 2017 года в прибрежной зоне Балтийского моря полицейские задержали три бригады копателей, которые были привлечены к административной ответственности за самовольную добычу янтаря: 16 мужчин добывали при помощи лопат ценную ископаемую смолу. Земляные работы велись с риском для жизни — на дне глубоких котлованов, вырытых в нарушение закона. Двое из задержанных своевременно не уплатили три штрафа на сумму 11 тыс. рублей за аналогичные правонарушения, совершенные ранее [18].

Очевидно, что повторное правонарушение, связанное с самовольной добычей янтаря, совершенное, как правило, группой лиц, должно влечь не административную, а уголовную ответственность с целью более эффективного противодействия данной незаконной деятельности.

В результате нелегальной добычи янтаря происходит и негативное воздействие на окружающую среду, вымывается плодородный слой почвы сельскохозяйственного назначения. Так, в Зеленоградском районе в лесном массиве между поселками Надеждино и Вольное можно наблюдать «лунный пейзаж» с обилием «кратеров». В результате длительной незаконной добычи янтаря в этом районе уничтожено три гектара почвы, а для рекультивации таких участков требуются весьма значительные средства.

Представители всероссийской общественной организации «Зеленый патруль» оценивают экологический ущерб сельскохозяйственным землям Калининградской области от нелегального янтарного промысла в сумму от 250 до 400 млн рублей.

За снятие и перемещение плодородного слоя почвы ответственность наступает по ст. 8.6 КоАП РФ «Порча земель», которая предусматривает штраф от 1 до 3 тыс. рублей. Данная статья применяется редко, так как вину собственника или арендатора земельного участка довольно сложно доказать, ведь они, как правило, лично не участвуют в незаконной добыче янтаря.

Например, 18 июля 2016 года государственным инспектором Управления Россельхознадзора по Калининградской области совместно с собственником был произведен осмотр земельного участка и зафиксировано, что на нем имеются карьерные выемки общей площадью 1905 м2. Гражданка Т. пояснила, что приобрела участок в таком состоянии, и это под-

тверждено фотоматериалами мониторинга района местонахождения земельного участка. Лица, которые нанесли ущерб почве, не были установлены [19].

Следует отметить, что нелегальные раскопки ведутся в основном на территориях государственных природных заказников регионального значения [20], за что также предусмотрена административная ответственность в ст. 8.39 КоАП РФ «Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях». Но данная норма не имеет превентивного воздействия на правонарушителей, так как размер административного штрафа для граждан весьма незначительный и составляет 3—4 тыс. рублей.

К сожалению, рынок изделий из янтаря переполнен подделками, некоторые искусственные смолы весьма правдоподобно имитируют цвет и текстуру природного камня. При покупке украшений из ископаемого янтаря покупатель рискует оказаться обманутым. Поэтому в таких ситуациях могла бы активнее применяться ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ «Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара в целях сбыта либо при реализации», которая влечет наложение штрафа в размере от 3 до 5 тыс. рублей.

Отличить подделку от оригинала можно по следующим признакам (табл. 2).

Таблица 2

Основные свойства янтаря

Свойство Показатель

Цвет Бесцветный, желтый, коричневый, красный или черный, редко зеленый и синий

Твердость От 1 до 3 по шкале Мооса

Излом Конхоидальный (раковистый)

Относительная плотность От 1,05 до 1,10 (янтарь плавает на поверхности насыщенного соляного раствора)

Показатель преломления 1,54

Прозрачность (светопроницаемость) От прозрачного до непрозрачного (в зависимости от размера, количества и распределения пузырьков газа)

Люминесценция Наиболее распространенная — слабая голубовато-белая флуоресценция под воздействием длинно- и коротковолнового ультрафиолетового излучения

Теплофизические свойства Янтарь термопластичен (размягчается при температуре 150—200° С)

Электрические свойства Янтарь — диэлектрик (электризуется от трения)

Характерные включения Пузырьки (иногда двойные), спиралевидные следы, растительные остатки, насекомые, мелкие животные (очень редко), частицы кварцевого песка и другие минералы (редкие красивые включения повышают ценность янтаря)

По внешнему виду пластик имеет более яркий оттенок и равномерное распределение интенсивности цвета. Натуральный камень выглядит богаче поддельного, он обладает неповторимым узором с хаотичными переходами оттенков один в другой. На вес природный янтарь и изделия из него намного легче, чем подделки из пластмассы и стекла. Натуральный янтарь всплывает в соленой воде, подделки в таком растворе тонут. Энергичное трение янтаря о ткань или ладонь до существенного повышения температуры камня помогает ощутить слабый смолистый аромат, напоминающий запах сосны, а любая подделка выдаст себя резким неприятным запахом. Янтарь стоек к воздействию спирта и растворителей, в то время как пластмассы подвергаются разрушению при контакте с ацетоном или средством для снятия лака, которые могут повредить пластиковые имитации, изменив их цвет или создав шероховатую поверхность в месте контакта. При наличии детектора поддельных купюр у продавца можно проверить янтарь на предмет люминесценции. Конечно, лучше обратиться к специалисту, который быстро распознает подделку.

В плане выявления подделок янтаря необходимо взаимодействие следователей со специалистами и экспертами [21], в частности назначение геммологической экспертизы, которая относится к роду почвоведческих и занимается исследованием различных минералов, в том числе и янтаря. Данная экспертиза позволяет установить месторождение, из которого происходят необработанные камни, диагностировать их подлинность, выявить подделку, определить стоимость камня, условия обработки и др. К сожалению, во многих государствах имеется ряд сложностей в производством такого вида экспертиз, поскольку в региональных государственных экспертных учреждениях они проводятся далеко не всегда [22].

Здесь также нужно упомянуть ст. 8 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (в ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей», в которой закреплено право потребителя на необходимую и достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о реализуемых им товарах. Причем в защиту прав потребителя могут выступать общественные объединения потребителей, их ассоциации и союзы. Однако в янтарной отрасли этого пока не происходит.

Следует отметить, что наиболее эффективной нормой КоАП РФ, связанной с незаконным оборотом янтаря, является ч. 2 ст. 16.1 «Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу», которая предусматривает наложение штрафа в размере от одной второй до трех размеров стоимости товаров с их конфискацией или без таковой.

Незаконный вывоз янтаря и изделий из него чаще всего происходит путем использования тайников.

Так, 18 августа 2016 года при таможенном досмотре туристического автобуса, выезжавшего из России в Польшу, таможенники международного пункта пропуска «МАПП Багратионовск» обнаружили 33 килограмма янтаря-сырца различных фракций, не заявленного в таможенной декларации и вывозимого тайно [23].

По итогам 2016 года контрабандного янтаря таможенниками было изъято на сумму 50 млн рублей.

Еще один типичный пример незаконного перемещения янтаря через таможенную границу.

Двадцать третьего марта 2016 года в пункте пропуска Нижнеленинское Амурзетского таможенного поста Биробиджанской таможни гражданка Российской Федерации попыталась незаконно вывезти в Китай янтарь и изделия из него. В результате личного досмотра у женщины на теле под брюками были обнаружены 27 пакетов общим весом более 1,5 кг. Она пояснила, что данные предметы были переданы ей незнакомым гражданином Китайской Народной Республики в г. Хабаровске для перемещения в Китай [24].

Пожалуй, наиболее востребованной нормой в правоприменительной практике в сфере незаконного оборота янтаря является ч. 1 ст. 20.17 Ко-АП РФ «Нарушение пропускного режима охраняемого объекта», которая предусматривает наложение штрафа в размере от 3 до 5 тыс. с конфискацией орудия совершения административного правонарушения. Начиная с 2013 года было задержано более 2 тыс. человек, незаконно проникших на территорию режимных зон предприятия.

Например, 27 мая 2017 года в 21.35 нигде не работающий Р. самовольно проник на территорию Калининградского янтарного комбината с целью незаконной добычи янтаря, где и был задержан охранниками. Он объяснил, что гулял по лесу и нечаянно зашел на ручей. Запрещающих знаков не видел и забора тоже.

Интересен исторический факт, свидетельствующий о том, что в конце 30-х годов прошлого века охранники Кёнигсбергской янтарной мануфактуры без предупреждения открывали огонь на поражение по тем, кто приближался ближе 100 метров к месту добычи янтаря [25, с. 9].

Заключение

Подводя итог, можно отметить, что административные нормы в сфере незаконного оборота янтаря сегодня реализуются не в полном объеме и не могут эффективно противодействовать нелегальной разработке природных месторождений янтаря, его незаконному вывозу за границу и рынку янтарных подделок. Очевидно, что административное наказание за эти правонарушения не является адекватным. Полагаем, необходимо активизировать применение уголовно-правовых мер воздействия на правонарушителей. Безусловно, привлечение к уголовной ответственности за хищение янтаря, незаконную предпринимательскую

деятельность, контрабанду янтаря и другие противоправные деяния в этой сфере будет способствовать достижению результатов, запланированных в Стратегии развития янтарной отрасли РФ на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2017 года № 1966-р.

Полагаем, что для эффективности противодействия незаконному перемещению янтаря через границу необходима также активизация международного сотрудничества в сфере международно-правовой борьбы с трансграничной преступностью [26]. Интересный вариант такого сотрудничества — создание и деятельность совместных международных следственных и иных групп для расследования транснациональных преступлений и правонарушений. В этом ключе весьма перспективна идея литовских ученых-криминалистов о необходимости создания единого европейского криминалистического пространства [27; 28].

Список литературы

1. Годовой социальный отчет 2016 г. // Официальный сайт АО «Калининградский янтарный комбинат». URL: http://www.ambercombine.ru/press_center/ godovoy-sotsialnyy-otchet/godovoy-sotsialnyy-otchet-2016-god.php (дата обращения: 10.10.2017).

2. Об утверждении Стратегии развития янтарной отрасли Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 15.09.2017 № 1966-р. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса РФ : постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. № 923. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Кучин О. С. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней : автореф. дис. ... канд. юр. наук. Владивосток, 2003.

5. Шутова В. Н. Криминологическая характеристика посягательств на сырьевые ресурсы Восточной Сибири и их предупреждение : дис. ... канд. юр. наук. Иркутск, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Мальтов С. Н. Уголовная ответственность за нарушения законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях : автореф. дис. . канд. юр. наук. Красноярск, 2006.

7. Иванов А. Г. Преступления в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней : дис. ... канд. юр. наук. Хабаровск, 2010.

8. МиненокМ. Г., МиненокМ. М., Подгорный Н. А. Янтарное производство в России: криминологические и уголовно-правовые аспекты // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 4. С. 56—67.

9. Подгорный Н. А., Ренер Н. А. Уголовно-правовая ответственность за незаконный оборот янтаря в Калининградской области : монография. Калининград, 2010.

10. Ренер Н. А. Криминалистическая характеристика незаконного оборота янтаря // Российский следователь. 2016. № 12. С. 5—7.

11. Статья 7.5 «Самовольная добыча янтаря» // Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням : постановление Правительства РФ от 05.01.1999 № 8 (ред. от 16.12.2014). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. О драгоценных металлах и драгоценных камнях : федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ (ред. от 18.07.2017). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Пресс-служба УМВД России по Калининградской области. URL: https://39.mvd.ru/news/item/10333569/ (дата обращения: 10.10.2017).

15. Дело №5-346/2016 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.5 КоАП РФ // Архив Балтийского районного суда Калининградской области. 2016 г.

16. Дело № 5-342/2016 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ // Архив Балтийского районного суда Калининградской области. 2016 г.

17. Дело № 5-87-1М/2017 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ // Архив Балтийского районного суда Калининградской области. 2017 г.

18. Пресс-служба УМВД России по Калининградской области. URL: https://39.mvd.ru/digest/item/10263900/ (дата обращения: 10.10.2017).

19. Административное дело № 12-118/16, 12-129/16 // Архив Зеленоградского районного суда Калининградской области. 2016 г.

20. Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в Калининградской области : приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 10.02.2017 № 82. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

21. Malewski H., Kurapka V., Matuliene S. Navickiene Z. Wspolpraca funkcjo-nariuszy organow scigania ze specjalistami pionu kryminalistycznego. Diagnoza i mozliwosci usprawnienia (doswiadczenia litewskie) // Archiwum Medycyny S^dowej I Kryminologii/Archives of Forensic Medicine and Criminology. 2016. № 66 (3). P. 182—210.

22. Малевски Г., Курапка В., Матулене С. Судебная экспертиза в Литве — есть ли стратегия государственной криминалистической политики в этой области? // Науковi пращ Национального Ушверситету «Одеська Юридична Акаде-мiя». Одеса, 2017. Т. 19. С. 326—335.

23. Янтарь не пустили в Польшу // Сайт администрация Багратионовского городского округа. URL: http://bagrationovsk.gov39.ru/about/info/news/10304/ (дата обращения: 10.10.2017).

24. EAOMedia. URL: http://eaomedia.ru/news/496174/ (дата обращения: 10.10.2017).

25. Erichson U., Tomczyk L. Die Staatliche Berstein-Manufactur Konigsberg. 1926—1945. Ribniz-Damgarten, 1998.

26. Кушниренко С., Пристансков В. Совместные расследования: актуальность, возможности, перспективы // XIII Kriminalistika ir teismo ekspertologija: mokslas, studijos, praktika. I dalis. Vilnius, 2017. S. 372—382.

27. Volchetskaya T. S. Criminal-procedural and criminalistic aspects of counteracting trafficking in beings // Combating organized crime: criminal-procedural and criminalistics aspects of combating trafficking in human beings, illegal drugs and arms trafficking, environmental crimes Materials of the International Conference : materials of the International Conference dedicated to the 10th anniversary of the Department of Criminal Procedure, Criminalistics and Legal Informatics / ed. T. Vol-chtskaya. Kaliningrad, 2009. Р. 10—17.

28. Kurapka V., Malewski H., Matuliene S., Bileviciute E. Kriminalistikos vizija 2020 ir naujos izvalgos del jos ateities // XIII Kriminalistika ir teismo ekspertolo-gija: mokslas, studijos, praktika. I dalis. Vilnius, 2017. P. 31—45.

Об авторах

Татьяна Станиславовна Волчецкая, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия.

E-mail: larty777@gmail.com

Гендрик Мариянович Малевски, доктор права, профессор Института уголовного права и процесса юридического факультета, Университет им. Миколаса Ромериса, Литва.

E-mail: henryk.malewski@gmail.com

Наталья Алексеевна Ренер, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия.

E-mail: kurkovna@list.ru

Для цитирования:

Волчецкая Т. С., Малевски Г.М., Ренер Н.А. Противодействие незаконному обороту янтаря в Калининградской области // Балтийский регион. 2017. Т. 9, № 4. С. 114—128. doi: 10.5922/2074-9848-2017-4-6.

THE AMBER INDUSTRY: DEVELOPMENT CHALLENGES AND COMBATING AMBER TRAFFICKING IN THE BALTIC REGION

T. S. Volchetskaya1 H. M. Malevski2 N. A. Rener1

1 Immanuel Kant Baltic Federal University, 14 A. Nevski Str., Kaliningrad, 236041, Russia Mykolas Romeris University 20 Ateities g., Vilnius, 08303, Lithuania

This article considers the current state and prospective development of the amber industry in the Baltic Sea region. The authors identify the main obstacles to the industry's development in Russia — poor pricing mechanisms for raw amber, an imbalance between supply and demand, a slow pace of technological modernisation, and a delayed introduction of new technologies and processing techniques. The authors

identify gaps in the regulatory framework and highlight problems of legal regulation and law enforcement as regards the amber industry. Combating illegal amber extraction and trafficking is a pressing problem in the Kaliningrad region (Russia) and other Baltic region states. The article explores theoretical aspects of the legislative policy on combating illegal amber extraction and trafficking. The authors focus on the relevant law enforcement practices and hold that administrative sanctions for unauthorised amber extraction and trade are not fully effective in Russia. The authors stress the need for introducing criminal liability for a repeated offence and outline opportunities for using forensic gemological examination of amber and amber products.

Key words: amber industry, development strategy, amber trafficking, administrative responsibility, criminalist counteraction

References

1. Annual Social Report 2016, Official Website of JSC "Kaliningrad Amber Plant", available at: http://www.ambercombine.ru/press_center/godovoy-sotsialnyy-otchet/godovoy-sotsialnyy-otchet-2016-god. php (accessed 10.10.2017). (in Russ.)

2. On the approval of the Strategy for the development of the amber industry of the Russian Federation for the period until 2025, the order of the Government of the Russian Federation of September 15, 2017 No. 1966-r. (in Russ.)

3. The list of strategically important goods and resources for the purposes of Article 226.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, Decree of the Government of the Russian Federation of September 13, 2012 No. 923 (in Russ.)

4. Kuchin, О. S. 2003, Metodika rassledovaniya prestuplenii, svyazannykh s ne-zakonnym oborotom dragotsennykh metallov i dragotsennykh kamnei [Methodology for investigating crimes related to illicit trafficking in precious metals and precious stones], PhD thes., Vladivostok, 27 p. (in Russ.)

5. Shutova, V.N. 2007, Kriminologicheskaya kharakteristika posyagatel'stv na syr'evye resursy Vostochnoi Sibiri i ikh preduprezhdenie [Criminological characteristics of encroachments on raw materials of Eastern Siberia and their prevention], PhD thes., Irkutsk, 152 p. (in Russ.)

6. Maltov, S.N. 2006, Ugolovnaya otvetstvennost' za narusheniya zakonoda-tel'stva o dragotsennykh metallakh i dragotsennykh kamnyakh [Criminal liability for violations of the law on precious metals and precious stones], PhD thes., Krasnoyarsk, 24 p. (in Russ.)

7. Ivanov, A.G. 2010, Prestupleniya v sfere oborota dragotsennykh metallov i dragotsennykh kamnei [Crimes in the sphere of turnover of precious metals and precious stones], Khabarovsk, 215 p. (in Russ.)

8. Minenok, M. G., Minenok, M.M., Podgorny, N.A. 2013, Amber manufacture in Russia: criminological and criminally-legal aspects, Kriminologiya: vchera, se-godnya, zavtra [Criminology: yesterday, today, tomorrow], no. 4, p. 56—67. (in Russ.)

9. Podgorny, N.A., Rener, N.A. 2010, Ugolovno-pravovaya otvetstvennost' za nezakonnyi oborot yantarya v Kaliningradskoi oblasti [Criminally-legal responsibility for illegal turnover of amber in the Kaliningrad region], Kaliningrad, 139 p. (in Russ.)

10. Rener, N. A. 2016, Criminalistic characteristics of illicit trafficking in amber, Rossiiskii sledovatel' [Russian Investigator], no. 12, p. 5—7. (in Russ.)

T. C. BojneuKag, r. M. MajieBCKH, H. A. PeHep

11. Art. 7.5 "Unauthorized extraction of amber". Code of the Russian Federation on Administrative Offenses No. 195-FZ of December 30, 2001 (as amended on July 29, 2012) (as amended and supplemented, effective from 06.08.2017). (in Russ.)

12. About the statement of the Order of reference of unique amber formations to precious stones: The governmental order of the Russian Federation from 05.01.1999 N 8 (the editors from 16.12.2014). (in Russ.)

13. On precious metals and precious stones, the federal law of 26.03.1998 N 41-FZ (as amended on 18.07.2017). (in Russ.)

14. Kaliningrad policemen seized the camouflaged GAZ-66 from the black diggers of amber with a built-in pump, 2017, Press service of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Kaliningrad region, available at: https://39.mvd.ru/news/ item/10333569/ (accessed 10.10.2017). (in Russ.)

15. Case No. 5-346 / 2016 on an administrative offense under Art. 7.5. Administrative Code of the Russian Federation, Archive of the Baltic District Court of the Kaliningrad Region, 2016. (in Russ.)

16. Case No. 5—342 / 2016 on the administrative offense provided for in Part 1 of Article 20.25 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation. Archive of the Baltic District Court of the Kaliningrad Region, 2016. (in Russ.)

17. Case No. 5—87—1M / 2017 on an administrative offense provided for by Part 1 of Article 20.25 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation. Archive of the Baltic District Court of the Kaliningrad Region, 2017. (in Russ.)

18. Press service of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Kaliningrad region, 2017, available at: https://39.mvd. ru/digest/item/10263900/ (accessed 10.10.2017). (in Russ.)

19. Administrative case No. 12-118 / 16, 12-129 / 16. Archive of the Zeleno-gradsky District Court of the Kaliningrad Region, 2016. (in Russ.)

20. On the approval of the list of specially protected natural areas of regional and local significance in the Kaliningrad Region [Electronic resource]: Order of the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Kaliningrad Region of 10.02.2017 N 82. (in Russ.)

21. Malewski, H., Kurapka, V., Matuliene, S. Navickiene, Z. 2016, Wspolpraca funkcjonariuszy organow scigania ze specjalistami pionu kryminalistycznego. Dia-gnoza i mozliwosci usprawnienia (doswiadczenia litewskie) Archiwum Medycyny S^dowej I Kryminologii, Archives of Forensic Medicine and Criminology, Vol. 66, no. 3, p. 182—210.

22. Malevski, G., Kurapka, V., Matulene, S. 2017, Judicial examination in Lithuania — is there a strategy of state criminalistic policy in this area? In: Naukovi pratsi Natsionanogo Universitetu [Naukovi praci Natsionalnogo University], T. XIX, Odessa, p. 326—335. (in Ukr.)

23. Amber was not allowed to go to Poland, 2016, the Administration of the Bagrationovsky urban district, available at: http://bagrationovsk.gov39.ru/about/ info/news/10304/ (accessed 10.10.2017). (in Russ.)

24. EAOmedia Information Agency, 2016, available at: http://eaomedia.ru/ news/ 496174/ (accessed 10.10.2017). (in Russ.)

25. Erichson, U., Tomczyk, L. 1998, Die Staatliche Berstein-Manufactur Ko-nigsberg.1926—1945, Ribniz-Damgarten, p. 9.

26. Kushnirenko, S., Pristankov, V. 2017, Joint investigations: relevance, opportunities, prospects, XIII Kriminalistika ir teismo ekspertologija: mokslas, studijos, praktika. I dalis, Vilnius, p. 372—382. (in Russ.)

27. Volchetskaya, T. S. 2009, Criminal-procedural and criminalistic aspects of counteracting trafficking in beings. In: Combating organized crime: criminal-procedural and criminalistics aspects of combating trafficking in human beings, illegal

drugs and arms trafficking, environmental crimes Materials of the International Conference. Materials of the International Conference dedicated to the 10th anniversary of the Department of Criminal Procedure, Criminalistics and Legal Informatics, Kaliningrad, p. 10—17. (in Russ.)

28. Kurapka, V., Malewski, H., Matuliene, S., Bileviciute, E. 2017, Kri-minalistikos vizija 2020 ir naujos [zvalgos del jos ateities, XIII Kriminalistika ir teismo ekspertologija: mokslas, studijos, praktika. I dalis, Vilnius, p. 31—45.

The authors

Prof Tatiana S. Volchetskaya, the Institute of Law, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia

E-mail: larty777@gmail.com

Dr Hendryk M. Malevski, the Institute of Criminal Law and Procedure, Mykolas Romeris University, Lithuania

E-mail: henryk. malewski@gmail.com

Dr Natalia A. Rener, the Institute of Law, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia

E-mail: kurkovna@list.ru

To cite this article:

Volchetskaya Т. S., Malevski H. М., Rener N. A. The Amber Industry: Development Challenges and Combating Amber Trafficking in the Baltic Region, Balt. Reg., Vol. 9, no. 4, p. 114—128. doi: 10.5922/2074-9848-2017-4-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.