56 T. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
УДК 343.9 ББК 67.51
М.Г. Миненок,* М.М. Миненок,** Н.А. Подгорный***
ЯНТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В РОССИИ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Выжимка: Кризисное состояние янтарной отрасли обусловлено ярко выраженными долговременными криминогенными факторами экономического, организационного, правового характера.
Ключевые слова: янтарь, янтарное производство, преступность.
M.G. Minenok, M.M. Minenok, N.A. Podgorny
PRODUCTION OF AMBER IN RUSSIA: CRIMINOLOGICAL AND LEGAL ASPECTS
Summary: The critical state of amber industry is caused by distinct long-term criminogenic factors of economic, organizational and legal character.
Key words: amber; production of amber; crime.
Янтарь известен человечеству с незапамятных времён. Необработанные куски янтаря археологи находили на стоянках первобытных людей У!—У тысячелетия до нашей эры. В эпоху неолита (4000— 1500 до н.э.) из янтаря уже изготовлялись амулеты, украшения, которые могли быть предметом обмена.
Первое письменное упоминание о янтаре относится к X веку до н.э. и запечатлено на древнем ассирийском обелиске,
* Михаил Григорьевич Миненок — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии Балтийского Федерального университета имени Иммануила Канта, член Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Калининград, Россия). E-mail: [email protected]
** Михаил Михайлович Миненок — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Балтийского Федерального университета имени Иммануила Канта (Калининград, Россия). E-mail: [email protected]
*** Николай Алексеевич Подгорный — старший преподаватель Калининградского филиала Московского финансово-юридического университета (Калининград, Россия). E-mail: minenokm@ gmail.com
© М.Г. Миненок, 2013 © М.М. Миненок, 2013 © Н.А. Подгорный, 2013
хранящемся в музее Лондона. Янтарь был хорошо известен в Древней Греции. Широкое применение янтаря в Древнем Риме было следствием торговли римлян с восточно-прусскими племенами, на территории которых (нынешняя Калининградская область) добывался янтарь.
У русского народа есть исторические связи с янтарём. Согласно древней легенде остров Буян (балтийский остров Рюген), древнее славянское название которого — Руян, был местом обитания балтийских славян, — главным сокровищем у которых был янтарь — чудодейственный камень, даривший человеку силу и бессмертие. Некоторые торговые пути с янтарём пересекали старую Русь до Черного моря, другие шли через Польшу в Москву.1
На Балтике до середины XVI века добыча янтаря осуществлялась путём ручного сбора на пляжах, отмелях морского побережья. Более совершенный шахтный способ добычи янтаря, а затем и использование открытых горных выработок с применением землечерпальных паровых
1 Янтарь. Из истории солнечного камня. URL: http: // pro-kamni.ru/yantar-iz-istorii-solnechnogo-ka mnya (дата обращения: 15.05.2013).
машин привёл к значительному повышению производительности труда, становлению янтарной промышленности, вследствие чего к 60-м годам XIX века добыча янтаря возросла до 400—500 тонн янтаря в год.
Относительно стабильное развитие янтарной отрасли продолжалось вплоть до Первой мировой войны, которая породила экономический кризис и связанные с ним негативные последствия. Интенсивное техническое оснащение янтарного дела и государственная поддержка сохранили янтарную отрасль. Однако начавшаяся Вторая мировая война резко сократила янтарное производство, которое в значи-
тельной степени утратило интерес для военных целей.2
После Второй мировой войны и присоединения Восточной Пруссии к СССР начался новый этап в развитии янтарной промышленности на территории Калининградской области. Прежде всего, возобновилась добыча янтаря. В 1947 г. был создан Калининградский янтарный комбинат на месте крупного Пальмникенско-го месторождения.
С 1948 г. началась промышленная добыча янтаря. За этот год она составила 127,4 тонны. Затем средние показатели добычи янтаря значительно увеличились, однако оставались не стабильными (табл. 1).
Таблица 1. Средние показатели добычи янтаря по годам3
Годы 1948- 1959 1960- 1963 1964- 1972 1973- 1975 1976- 1991 1992- 2000 2001- 2007 2008- 2011
Добыто янтаря (тонн) 230 342 452 591 783 481 221 340
Из таблицы 1 видно, что с начала добычи янтаря с 1948 г. в течение первых десяти лет средний показатель добычи составил 230 тонн в год. Затем формируется устойчивая тенденция роста добычи янтаря с максимальным значением 783 тонны в 1976—1991 гг.
Радикальные экономические преобразования, начавшиеся с 1992 г. и сформировавшие достаточно криминогенные кризисные явления обусловили резкое снижение добычи янтаря: в период с 1992 по 2000 год среднегодовая добыча янтаря снизилась до 481 тонны. В дальнейшем показатели добычи янтаря уменьшились до минимального значения — 221 тонны в 2001—2007 гг., что было в два раза меньше объёма добываемого в Восточной Пруссии янтаря в 60-е годы XIX века — достигавшего 400—500 тонн в год.
Калининградскую область по праву называют янтарным краем. Действительно, едва ли не в каждой публикации о янтаре отмечается, что на территории Калининградской области сосредоточено более 90 % (около 350 тыс. тонн) разведанных мировых запасов янтаря — сукцинита (от латинского названия сосны, произрас-
тавшей около пятидесяти миллионов лет назад на территории современной Прибалтики). Промышленную добычу янтаря осуществляет единственное в России государственное унитарное предприятие — «Калининградский янтарный комбинат». В сфере янтарного бизнеса занято более 300 предприятий и индивидуальных предпринимателей, производящих ювелирные изделия, бижутерию, сувениры, предметы интерьера. Общая численность работающих на них — около 2500 человек.4
2 Об истории становления и развития янтарного производства в Восточной Пруссии и Калининградской области. См. монографию: Подгорный Н.А., Ренер Н.А. Уголовно-правовая ответственность за незаконный оборот янтаря в Калининградской области. — Калининград, Издательство ФГОУ ВПО «КПИ ФСБ России», 2010.
3 Таблица составлена авторами с группировкой по годам, демонстрирующим определённые тенденции.
4 Постановление Правительства Калининградской области от 08 сентября 2011 г. N° 651 «О концепции развития промышленности Калининградской области на период до 2015 года». Информационноправовой портал «Гарант». иЯЬ: http://www.garant. ru/hotlaw/kalmmgrad/352812/ (дата обращения:
31.05.2013).
58 4. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
Уникальные преимущества Калининградской области, связанные с её географическим положением, близость европейских рынков сбыта, мощная ресурсная база — самое крупное в мире месторождение янтаря должны обеспечить её монопольное положение вне всякой конкуренции не только в добыче, но и в реализации, и в производстве изделий из янтаря. Естественно, что в каждом из перечисленных направлений деятельности янтарный комбинат, будучи монополистом в добыче янтаря,5 должен обеспечить себе максимальные преимущества и связанные с ними соответствующие доходы, обеспечивающие процветание данной отрасли. Ведь в советское время янтарный комбинат занимал прочные экономические позиции, янтарные изделия местных производителей высоко котировались в Европе.
В настоящее время ситуация существенно изменилась. Калининградский янтарный комбинат выступает в роли поставщика янтарного сырья в Польшу, Литву, где производятся различные янтарные изделия, которые возвращаются на калининградский рынок, однако уже с наценкой в 10—15 раз превышающую первоначальную стоимость, что естественно, совершенно невыгодно для местных потребителей.
Добываемый на территории Калининградской области янтарь-сырец поступает в основном на экспорт (табл. 2).
Из таблицы 2 видно, что наибольшее количество янтаря-сырца было поставлено в Литву — 1976,5 тонн, несравненно меньше (почти в 66 раз) в Китай и Польшу, соответственно — 31,6 и 30 тонн, в Индию и Японию, соответственно — 14 и 12,8 тонн янтаря. По оценкам экспертов в этих странах перерабатывается 90 % российского сырья. Наши отечественные предприятия перерабатывают не более 10 % (около 50 тонн) добываемого янтаря.
Криминологический интерес представляют некоторые показатели работы янтарной отрасли Калининградской области (табл. 3).
Из данных, представленных в таблице N 3, видны определённые положительные тенденции в динамике объёма выпускаемой продукции из янтаря производителями Калининградской области (рост с 533 млн руб. в 2009 г. до 800 млн руб. в 2011 г.); увеличиваются налоговые платежи в бюджеты всех уровней от налогоплательщиков, добывающих и перерабатывающих янтарь, — с 72,1 млн руб. в 2009 г. до 219,7 млн руб. в 2011 г.
Однако некоторые показатели отличаются своей парадоксальностью, противо-
Таблица 2. Динамика экспортных поставок янтаря-сырца из России янтарным комбинатом и посредниками в 2007—2011 гг., тонн6
№ п/п Страна Годы Итого (подсчитано нами)
2007 2008 2009 2010 2011
1. Литва 95,1 385,5 386 695,6 414,3 1976,5
2. Польша 26,9 2,8 0,1 0,2 0 30
3. Китай (Гонконг) 13,3 12 1,8 3,1 1,4 31,6
4. Япония 6 5,5 0,03 0,05 0,05 12,8
5. Индия 0 1,5 0 6 6,5 14
6. Другие страны 0,7 0 0 0,7 0,5 1,9
5 В природе янтарь в небольших количествах встречается на Сицилии, в Польше, Румынии, Канаде, на Украине, Сахалине и некоторых других местах.
6 См.: Постановление Правительства Калининградской области от 02.08.2012 N 583 «О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу» // «Калининградская правда» (вкладыш «Официальный вестник Правительства Калининградской области»). — 2012. — 21 августа. — N 148.
Таблица 3. Показатели работы янтарной отрасли7
№ п/п Показатель Годы
2008 2009 2010 2011
1. Объём добычи ГУП «Калининградский янтарный комбинат»; тонн 323 330 341 342
2. Объём выпускаемой продукции из янтаря производителями области; млн руб. 746 533 650 800
3. Налоговые платежи в бюджеты всех уровней от налогоплательщиков, добывающих и перерабатывающих янтарь; млн. руб. 96,5 72,1 122,6 219,7
4. Объём официального вывоза из Калининградской области янтаря-сырца; тонн 407,3 697,5 396,1 422,7
речивостью. Так объём официального вывоза янтаря-сырца из Калининградской области значительно превосходит объём его добычи на Калининградском янтарном комбинате. Сравним, в 2008 г. добыли 323 т янтаря, а вывезли — 407,3 т: рост на 26,1 %; в 2009 г. добыли 330 т, вывезли — 697,5 т: рост на 111,2 %; в 2010 г. вывоз превышал добычу на 16 %; в 2011 г. — на 23 %. Такое расхождение может свидетельствовать о вывозе неучтённого или нелегально добытого, в том числе и украденного янтаря.
Янтарный комбинат, являясь монополистом в сфере добычи янтаря, выполняет функции поставщика янтаря-сырца, не получая никаких преимуществ на рынке, никак не участвуя в процессе ценообразования. Это объясняется тем, что Янтарный комбинат реализует добытый янтарь не самостоятельно, а пользуется услугами посредников, дилеров.
Так в 2009 г. из всего вывезенного янтаря на долю комбината приходится 82 тонны, тогда как доля посредников составила 608 тонн; в 2010 г. — всего вывезено 396 тонн, из них комбинатом — 41 тонна, посредниками — 355 тонн; в 2011 г. — вывезено комбинатом 109 тонн, посредниками — 314 тонн.
Посредники не заинтересованы в реализации янтаря по высоким ценам с уплатой соответствующих налогов. Дилеры продают янтарь по ценам ниже среднеев-
7 См.: Постановление Правительства Калининградской области от 02.08.2012 № 583 «О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу».
ропейских, где они колеблются от минимума — 800 долларов США за 1 кг янтаря, до нескольких тысяч долларов США (5— 7 тысяч).8 Наблюдается и непоследовательность, запутанность цен реализации янтаря.
Например, в 2008 г. было экспортировано 330 тонн янтаря на сумму 23 миллиона долларов США; в 2009 г. реализовали 560 тонн на сумму 11 миллионов долларов США. Парадокс, продали янтаря в два раза больше, а выручили в два раза меньше.9
Очевидно, что деятельность посредников ущемляет интересы Янтарного комбината, повышает цену янтаря и за счёт этого обогащает лишь посредников. Их деятельность комбинату не нужна, она оттесняет добытчика янтаря от формирования ценообразования, которое, учитывая монопольное положение янтарного комбината, должно принадлежать именно ему.
Следует отметить, что по правилам свободной экономической зоны за товар, произведённый на территории Калининградской области и поставляемый за границу, экспортеру возвращается НДС (налог на добавленную стоимость). Это позволяло недобросовестным экспортёрам (считай криминальным) при имитации обработки янтаря или даже без таковой получать огромные суммы денег, принося колоссальный ущерб государству. Так, руководителем ООО «Амбер Плюс» незаконно
8 Ашихин В. Тени солнечного камня // Российская газета. — 2009. — 27 января. — С. 27.
9 Ашихин В. Тени солнечного камня. — С. 27.
60 4. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
получено 350 миллионов рублей практически из ничего, из воздуха.10
По выражению губернатора Калининградской области Н.Н. Цуканова, деятельность посредников для интересов комбината абсурдна, поскольку янтарь добывает государство, а вывозит сырье 10-15 негосударственных компаний.11 Разумная политика цен на янтарь-сырец позволит Янтарному комбинату получать с иностранных потребителей значительную прибыль, что положительно скажется на стоимости готовой продукции, сделает её более конкурентоспособной по сравнению с продукцией иностранных производителей. Такой подход позволит снизить цену на янтарь для местных производителей и прежде всего на янтарь высокого качества (янтарь крупных фракций). Это значительно повысит конкурентоспособность продукции местных производителей и эффективность всей янтарной промышленности.
Янтарный комбинат, являясь монополистом в добыче янтаря, должен использовать это преимущество и в сбыте янтаря без посредников по установленным им высоким ценам. Это касается, прежде всего, иностранных покупателей.
Для местных потребителей — переработчиков сырья, изготовителей янтарной продукции цены на янтарь должны быть значительно ниже экспортных. К тому же внутренний рынок должен обеспечивать в первую очередь местных янтарщиков (переработчиков) достаточным количеством янтаря высокого качества, что создаст дополнительные преимущества для отечественного янтарного бизнеса.
Решение приведённых организационных вопросов не представляется сложным, но эффективность их несомненна, поскольку формируются явно выраженные быстро реализуемые, долговременные преимущества для российского производства и переработки янтаря.
Добываемым на территории Калининградской области янтарём должны быть,
10 См.: Орехов И. Янтарные фуры идут с остановками // Комсомольская правда. — 2013. — 31 июля. — С. 20.
11 Цуканов Н.Н. От янтаря бюджеты могли бы
получать в десять раз больше, чем сейчас // Комсо-
мольская правда. — 2013. — 22 марта. — С. 20.
в первую очередь, в достаточной степени обеспечены местные предприятия малого и среднего бизнеса, производящие различного рода изделия из янтаря. Это непременное условие для развития янтарной промышленности края. Причём, доступность янтаря для местных производителей, что совершенно естественно, должна быть связана с низкими ценами (значительно меньшими, чем установленные для экспорта иностранным потребителям). И, что немаловажно, для калининградских производителей надо предоставить возможность приобретения более качественного янтаря.
Монопольное положение Янтарного комбината — реальная предпосылка создания прочной экономической основы для быстрого прогрессивного развития всей Калининградской области. Это особенно важно, поскольку существуют жалобы местных производителей — переработчиков о дефиците для них янтаря, что является криминогенным фактором, порождающим различного рода правонарушения и преступления, связанные с янтарём.
Жалобы калининградских предпринимателей, занимающихся в янтарной промышленности, особенно в малом и среднем бизнесе, свидетельствуют не только об ущемлении их прав, но и о других негативных явлениях. По мнению О. Глинской, поскольку купить камень напрямую у комбината могут только крупные производители, то при дефиците сырья ювелиров выручает нелегальный рынок.
Нельзя также не учитывать, что малые предприятия работают с коллекционным материалом, с которым невыгодно иметь дело крупным предприятиям. К такому янтарю, как считает художник-ювелир Л. Егорова, нужен индивидуальный подход. Кроме того, малые мастерские быстрее перестраиваются, создают новые коллекции и могут принести для имиджа области не меньше пользы, чем крупные предприятия.12
Добытый на территории Калининградской области янтарь через эффективно действующие распределительные меха-
12 Бондаренко Е. Солнечного камня на всех не хватает // Аргументы и факты. Калининград. — 2013. — № 5. — С. 3.
низмы должен удовлетворять, прежде всего, местных потребителей. Возникает вопрос: «Каким образом?»
Реализацию продукции Калининградского янтарного комбината предлагается осуществлять через товарную биржу.13 Однако применительно к Калининградскому региону создание биржи вряд ли целесообразно. Ведь биржа как коммерческо-посредническое предприятие предполагает деятельность многих контрагентов-продавцов и покупателей по единым биржевым правилам с определением базисных рыночных цен и т.п. Янтарная биржа будет ещё больше стимулировать нынешнюю, широкомасштабную и незаконную добычу янтаря и значительно расширит возможность её легализации. «Янтарная биржа нужна не региону, а незаконной добыче. Для нелегалов биржа — реальный путь легализации».14 Кроме того, есть опасность, что крупные дилеры серьёзно затруднят доступ к янтарю представителям малого бизнеса — переработчикам янтаря. А это, помимо расширения нелегальной добычи янтаря, ещё и значительные экономические потери.
Аналогичные последствия могут быть и при введении аукционов (продажи с торгов). На аукционе продавец назначает начальную цену, которая постепенно увеличивается. Покупателем становится участник аукциона, предложивший наивысшую цену по сравнению с ранее высказанными предложениями других участников. Очевидно, что крупный дилер имеет существенные преимущества перед мелким и в количестве, и в качестве скупаемого товара. Для мелкого бизнеса приобретение небольших партий янтаря может вообще оказаться недоступным.
Криминально-парадоксальная ситуация, которая сложилась с янтарём в Калининградском регионе в начале 90-х годов прошлого века, сохранилась до настоящего времени, причём эта ситуация многоаспектная, касается добычи, реализации, изготовления изделий из янтаря,
13 Блинов А. Моногород мастеров // Российская газета. — 2009. — 27 января. — С. 27.
14 Мухин А. Деньги в карьер // Российская газета. — 2009. — 27 января. — С. 27.
их сбыта и доходов от янтарного дела.
По оценке губернатора Калининградской области доходы в бюджеты России и Калининградской области могут быть как минимум в десять раз больше, чем в настоящее время.15 Калининградская область, где сосредоточены почти все мировые запасы янтаря, выручает от него в год всего лишь 20 млн. долларов США. Соседние с Калининградом страны Польша, Литва, практически не добывающие янтарь, зарабатывают на российском янтаре по 600 млн долларов в год. Мировой ювелирный рынок янтаря оценивается в 1,2 млрд евро в год.16 К сожалению, этот мощный экономический потенциал обеспечивает процветание других стран. Что касается России, то сложившаяся ситуация свидетельствует о значительных потерях как материального, так и символического характера. Долговременное кризисное (более двадцати лет) состояние янтарной отрасли привело к тому, что область фактически утратила янтарный бренд, который сместился в соседнюю Польшу и Литву. Польский Гданьск позиционирует себя как мировую столицу янтаря, а Калининград всего лишь янтарная столица России.17
В целевой программе Калининградской области «Развитие государственного бюджетного учреждения культуры «Калининградский областной музей янтаря» и культурно-образовательного сектора янтарной отрасли (2013—2014 годы)» в числе результатов её реализации в п. 34 отмечено: «1) продвижение бренда «Янтарный край в России и за рубежом»; 2) создание предпосылок для возвращения городу Калининграду статуса «янтарной столицы мира».18
15 Цуканов Н.Н. От янтаря бюджеты могли бы получать в десять раз больше, чем сейчас.
16 Каминская В. Расследование «КВ»: Туманное будущее «солнечного» камня // Калининградская вечерка. — 2013. — 2 февраля. — С. 3.
17 Сомов А. Янтарный реванш // Аргументы и факты. — 2013. — № 13. — С. 5.
18 Развитие государственного бюджетного учреждения культуры «Калининградский областной музей янтаря» и культурно-образовательного сектора янтарной отрасли (2013—2014 годы) // «Калининградская правда» (вкладыш «Официальный вестник Правительства Калининградской области»). — 2012. — 1 августа. — № 134.
62 4. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОРРАСЛИ
Одной из задач развития янтарной отрасли является увеличение добычи янтаря, освоение новых месторождений. Конечно это важная, но не первостепенная задача. В первую очередь необходимо сохранить янтарь, добываемый в области, предупредить нелегальную добычу и хищение янтаря во всех формах. Ведь потери от хищения и самовольной добычи янтаря превышают объём официальной добычи. Какой смысл увеличивать добычу янтаря, если доходы от этого поступают криминальным структурам?
После развала СССР на протяжении многих лет в Калининградской области наряду с законной добычей янтаря велась крупномасштабная нелегальная разработка его природных месторождений, которая осуществлялась с применением тяжелой техники. Так, например, сотрудниками УМВД России по Калининградской области в 2010 г. у правонарушителей было изъято 117 мотопомп, 1 электрогенератор, 6 экскаваторов; в 2011 г. изъято 163 мотопомпы, 25 экскаваторов, 5 бульдозеров; в
2012 г. изъято за самовольную раскопку недр в местах проявления янтаря 173 мотопомпы, 14 экскаваторов, 2 бульдозера. Все задержанные были безработными жителями городов Калининградской области.
При задержании правонарушителей правоохранительные органы изымали орудия совершения правонарушения, поскольку с их помощью самовольная добыча янтаря осуществлялась практически на промышленной основе, конкурировала с объёмом легальной добычи Янтарного комбината, причиняя серьёзный ущерб окружающей среде: огромные, многометровой глубины, залитые водой ямы, после чего земли, многие из которых сельскохозяйственного назначения, превращаются в болота, а для их рекультивации требуются значительные средства. Однако в правовом отношении вопрос не урегулирован, поэтому задержанную технику приходилось возвращать.
По аналогичному делу, связанному с конфискацией лесозаготовительной техники, бывшей орудием совершения административного правонарушения (незаконной добычи лесных насаждений), Конституционный суд РФ признал поло-
жения КоАП РФ, допускающие в качестве административного наказания конфискацию орудий совершения административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлечённому к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в законной процедуре виновным в его совершении, не соответствующими Конституции РФ.
Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ, вышеприведённое не означает, что федеральный законодатель лишается права внести в КоАП РФ изменения, касающиеся условий и порядка конфискации имущества, являющегося орудием совершения административного правонарушения, если это правонарушение совершено не собственником этого имущества, а другим лицом, которому оно было передано для противоправной деятельности. Это положение в равной степени касается как физических, так и юридических лиц.19
Федеральным законом от 23 февраля
2013 г. № 13-ФЗ в статью 7.5 КоАП РФ внесены важные изменения. За самовольную добычу янтаря установлено дополнительное помимо штрафа наказание в виде конфискации орудия совершения административного правонарушения. Это давно ожидаемое и крайне необходимое средство для эффективного противодействия самовольной добыче янтаря, поскольку только административный штраф, налагаемый на граждан, в размере от трёх до пяти тысяч рублей не воспринимался правонарушителями всерьёз, доход которых от реализации самовольно добытого янтаря был в десятки раз больше.
Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях содержит ряд норм, направленных на защиту янтаря. Так, статья 36 «Незаконные действия с янтарём» предусматривает
19 Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2011 № 6-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 3.7 и части 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» // Вестник Конституционного Суда РФ. — 2011. — № 4.
штраф, налагаемый на граждан, должностных и юридических лиц, соответственно, в размере от двух до пяти тысяч рублей, от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, от пятисот тысяч до одного миллиона рублей за самовольную раскопку недр в местах проявления янтаря, а также незаконную скупку, хранение, перевозку, пересылку, продажу янтаря, продажу продуктов его переработки без документов, подтверждающих законность его происхождения, если административная ответственность за соответствующие действия не установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В статье 37 предусмотрена ответственность за незаконное нахождение граждан в местах промышленной разработки янтаря, то есть нахождение на охраняемой территории мест добычи янтаря граждан, не являющихся работниками организации, ведущей добычу янтаря на данной территории, а также её работников, но за пределами рабочего времени. Это правонарушение наказывается штрафом в размере от двух до пяти тысяч рублей.
УК РСФСР 1960 г. содержал ст. 167 (2), предусматривавшую уголовную ответственность за самовольную добычу янтаря в следующей редакции: «Самовольная добыча янтаря с месторождений или мест промышленной разработки, а равно сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном или переработанном виде, если эти действия совершены после применения мер административного взыскания за такое же нарушение, — наказываются исправительными работами на срок до двух лет или штрафом от шестнадцати до двадцати шести минимальных месячных размеров оплаты труда с конфискацией незаконно добытого.
Самовольная добыча янтаря с месторождений или мест промышленной разработки, а равно сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном или переработанном виде, если эти действия причинили крупный ущерб государству, — наказываются лишением свободы на срок до двух лет или штрафом от шестнадцати до тридцати минимальных месячных размеров оплаты труда с конфискацией незаконно добытого».
За период действия этой статьи с 1992 по 1996 г. было возбуждено 56 уголовных дел и только по двум из них были вынесены обвинительные приговоры. Это может свидетельствовать об эффективности превентивной функции этой нормы и возможности её сохранения в действующем УК РФ. В этой связи мы предлагаем включить в УК РФ статью 192 (1) следующего содержания:
Статья 192 (1). Самовольная добыча янтаря.
1. Самовольная добыча янтаря с месторождений или мест промышленной разработки, а равно сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном или переработанном виде, если эти деяния совершены в крупном размере, наказываются штрафом в размере от пятидесяти тысяч рублей до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пятнадцати месяцев либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.
2. Те же деяния, совершённые организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей.
Примечание: Крупным размером в настоящей статье признаётся стоимость незаконно добытого янтаря в натуральном или переработанном виде, превышающая сто тысяч рублей на момент совершения преступления.
Криминализация самовольной добычи янтаря порождает проблему отграничения этого преступления от корыстных посягательств на собственность, в частности хищений. Это касается случаев корыстного завладения янтарём с территории Янтарного комбината или мест природного залегания янтаря.
Здесь уместно провести сравнительную аналогию преступлений, предметом которых являются природные ресурсы, находящиеся в естественной среде, как органическая часть природы и преступлений против собственности (хищений), где предметом являются вещи материального мира, относящиеся к имуществу.
По мнению некоторых учёных самовольная незаконная добыча золота и
64 4. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОРРАСЛИ
последующее его безвозмездное корыстное обращение в свою пользу или в пользу других лиц, совершённые на территории золотообрабатывающего предприятия, должно квалифицироваться как хищение чужого имущества. Субъектами такого преступления могут быть не только работники добывающего предприятия, но и любые частные лица, осведомлённые о месте совершённого деяния.20
Казалось бы, с позиции такого подхода это положение следует распространить и на оценку незаконной добычи янтаря с территории Янтарного комбината и прилегающих к нему территорий с залежами природного камня (янтаря). Тем более, что Советом Министров РСФСР распоряжением от 08 февраля 1991 г. № 103-р янтарь отнесён к группе полудрагоценных камней. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 января 1999 г. № 8 уникальные янтарные образования отнесены к драгоценным камням. Имеется целый ряд нормативных документов федерального и регионального уровней, в которых гражданский оборот янтаря аналогичен обороту драгоценных металлов и драгоценных камней.21
Однако по поводу этой позиции в научной литературе были высказаны справедливые замечания, в которых обращается внимание на то, что в соответствие с Законом «О недрах», недра и содержащиеся в них полезные ископаемые являются государственной собственностью. Для добычи полезных ископаемых на основе лицензии участок недр передаётся недропользователю, который и становится собственником добытой из недр продукции. Вот почему самовольная добыча драгоценных металлов, драгоценных камней, добавим
20 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Изд-во Норма, 2001. — С. 348.
21 См., например, Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1994 г. № 35 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров с содержанием драгоценных металлов, драгоценных камней, янтаря и изделий из него»; Закон Калининградской области «Об охране и рациональном использовании янтаря на территории Калининградской области» и др.
и янтаря, отведённому недропользователю, не является посягательством на собственность и, следовательно, хищением. Однако добытые из недр драгоценные металлы и камни являются собственностью субъектов добычи и поэтому лица, совершившие, например, их кражу, несут ответственность по ст. 158 и 191 УК РФ.22 Кроме того, против критикуемой позиции приводится ещё один веский аргумент, заключающийся в том, что драгоценные металлы и камни могут быть, как и другие природные материальные объекты в качестве товарно-имущественных ценностей, либо в качестве природного богатства, находящегося в недрах земли, не охваченных производственным процессом и потому не имеющих стоимостных характеристик.23
Приведённые рассуждения связаны с хорошо известным положением о том, что предметом хищения могут быть только предметы материального мира, имеющие стоимость, то есть созданные трудом человека, в них воплощён овеществлённый труд. Иные предметы материального мира, не выделенные из естественного природного состояния, являются частью природы, недр, не имеют стоимости и не являются предметом хищения.
Изложенное позволяет сделать вывод, что нормативно-правовая база, противодействующая незаконному, в том числе и криминальному обороту янтаря достаточно содержательна, и при неукоснительном её применении может быть эффективной при условии использования не только запретительных, но и других, в том числе стимулирующих правомерный оборот янтаря экономических мер.
Здесь речь идёт о насущных, безотлагательных социально-экономических преобразованиях в посёлке Янтарном — территории проживания населения, добывающего янтарь, и единственным для них местом работы.
22 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. — С. 348.
23 Иванова А.Г. Легализация драгоценных ме-
таллов, полученных преступным путём: проблемы привлечения к уголовной ответственности // Право и политика. — 2013. — № 2. — С. 283.
Все жители Янтарного так или иначе связаны с янтарём, других промыслов нет. Янтарь — единственный легальный или нелегальный источник существования. Кризисное состояние янтарного дела, хищническая эксплуатация янтарного богатства подрывают стимулы у населения в приумножении и сбережении янтаря. Противодействовать этой ситуации можно реализовав ряд организационно-экономических мер, направленных на достижение достойного уровня жизни работающим в янтарной отрасли, что делало бы экономически невыгодным совершать различного рода противоправные действия с янтарём. Эквивалентом законопослушного поведения в общественно полезной, трудовой деятельности должен быть такой уровень материального вознаграждения, который бы значительно превосходил криминальные доходы, и не стимулировал совершения хищений, а «... зло наказания превышало выгоду, достигаемую преступлением, и в этот излишек зла должны входить также неизбежность наказания и потеря выгод, которые могло бы доставить преступление».24 Добиться этого вполне возможно используя мощный потенциал Калининградской области как янтарного края.
Вышеприведённые статистические данные свидетельствуют о том, что Калининградская область, как субъект Российской Федерации, по вопросам добычи и переработке янтаря — не хозяин в своём доме. Государство демонстрирует полную беспомощность, неспособность навести элементарный порядок в деле добычи и распоряжения янтарём. В постсоветский период предпринимались многочисленные попытки приостановить развал янтарной отрасли, сделать её высокодоходным бюджетообразующим источником.
Тем не менее, продолжают существовать ряд серьёзных экономических проблем, которые явились следствием многолетнего, продолжительного (с момента развала СССР), едва ли не сознательного уничтожения янтарной отрасли, открытого разворовывания, транжирства янтаря и отсутствия сколь-либо разумного
24 Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. — М.: Инфра-М, 2004. — С. 124.
управления добычей, обработкой и сбытом янтаря.
Нынешняя ситуация оказалась настолько сложной, что стала предметом внимания высшего руководства страны. В 2012 г. по инициативе губернатора Калининградской области Н.Н. Цуканова Счётная палата РФ провела масштабную аудиторскую проверку Янтарного комбината, в ходе которой у главы Счётной палаты Сергея Степашина сформировались определённые впечатления и мнения по поводу янтаря. С. Степашин отметил, что с янтарём получается также как и с нефтью: сырец гоним за границу, где осуществляется его переработка. Для России выгоднее продать янтарь Польше, а затем у поляков покупать изделия из этого янтаря, причём Янтарный комбинат поставляет на экспорт только 16 % добытого им янтаря, а 84 % вывозится за границу посредниками.25 С. Степашин выступил против приватизации Янтарного комбината, который должен стать государственным предприятием, а в перспективе — акционерным обществом со 100-процентным государственным капиталом.26
Решение стратегически важных вопросов, касающихся судьбы янтарной отрасли, нашло отражение в поручении Президента РФ В. Путина: Правительству РФ совместно с Правительством Калининградской области необходимо разработать программный документ, направленный на развитие янтарной отрасли с содержательным перечнем конкретных поручений. Ответственными за выполнение этих поручений назначены первый вицепремьер Правительства РФ И. Шувалов и губернатор Калининградской области
Н.Н. Цуканов. Следует отметить, что государственная программа «Социальноэкономическое развитие Калининградской области до 2020 года», составной частью которой является программа развития янтарной отрасли, заняла первое место в
25 Кто и как разворовывает уникальное янтарное богатство России? иЯЬ: http://freekalmmgrad. ru/kto-i-kak-razvorovyvaet-uшkalnoe-yantamoe-bogatstvo-rossu_articles/ (дата обращения:
23.03.2013).
26 Козырев И. Генералы янтарных карьеров // Невское время. — 2012. — 14 февраля. — С. 4.
66 4. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
рейтинге оценки качества госпрограммы Российской Федерации на предмет соответствия нормативной методологической базе по разработке и реализации государственных программ.27
В этой программе получил отражение целый перечень поручений Президента РФ В. Путина по развитию янтарной отрасли России. В их числе принятие мер по пресечению коррупции в реализации янтаря во внешне торговом обороте.
Лидером организованной преступной группы называют руководителя ООО «Амбер плюс» Виктора Богдана, который являлся главным дилером Янтарного комбината. Через него большая часть янтаря-сырца экспортируется в Литву, а оттуда распространяется по другим странам. Виктор Богдан, которого называют «янтарным королём», утверждает, что он полностью контролирует янтарный бизнес, причём не только российский, но и мировой. Он заявляет: «Я не взял огромную страну, я взял весь мир. ... я считаю, что у меня нет янтарной короны. Какая янтарная корона? Я, просто работая, занимаюсь янтарём». ООО «Амбер плюс» скупает фактически весь янтарь, добываемый на Янтарном комбинате, и перепродаёт его за границу. Таким образом, единолично устанавливаются цены, в необходимых случаях искусственно создаётся дефицит той или иной фракции янтаря. Каким образом? Как заявляет Виктор Богдан: «Я просто её всю выкупаю на корню, и она всем востребована. Но у меня на складах её лежит тонн сто».28
Следует отметить беспрецедентные льготы, которые были предоставлены ООО «Амбер плюс»: самостоятельно сортировать и отбирать полученный янтарь и даже возвращать обратно на Янтарный комбинат неликвидный янтарь. В настоящее время Виктор Богдан объявлен в федеральный розыск.
Важным обстоятельством, существенно препятствующим развитию янтарного
27 Лавров Г. На вершине рейтинга // Калининградская правда. — 2013. — 3 июля. — С. 1.
28 Рогаткин А. Мутная тень российского янтаря. URL: http://www.vesti7.гu/news?id=37903 (дата обращения: 10.04.2013).
дела в Калининградской области, является низкое качество производства и узкий ассортимент продукции из янтаря, созданной местными изготовителями. Изделия из янтаря калининградских мастеров значительно уступают изделиям Польши, Литвы.
Для развития янтарной отрасли нужны кадры. В Калининградской области их готовит художественно-промышленный техникум. В 2012 г. состоялся первый выпуск 25 специалистов. Конечно, для существенного увеличения изделий из янтаря этого совершенно недостаточно, так как нужны многие тысячи мастеров янтарного дела: и тех, которые обучаются и тех, кто обучает. Для совершенствования мастерства могут использоваться такие формы, как участие в выставках, в том числе и международных, различных конкурсах, что поспособствует учёту художественных достижений других мастеров.
Краткий анализ янтарного дела в Калининградской области даёт основания сделать ряд серьёзных выводов, способствующих выведению этой отрасли из кризисного состояния. Для восстановления и развития производства необходимо:
1. Сохранить монопольное право на добычу янтаря только за Калининградским янтарным комбинатом.
2. Реализовывать янтарь-сырец путём прямых поставок иностранным потребителям должен только янтарный комбинат (без участия посредников).
Это даст возможность все доходы от реализации янтаря-сырца, включая и НДС, сосредоточить у янтарного предприятия, тем самым значительно увеличатся и налоговые поступления в бюджет Калининградской области. Кроме того, это исключит или существенно снизит возможность криминализации процесса сбыта янтаря на внешнем рынке.
3. Калининградский Янтарный комбинат, являясь монополистом в добыче янтаря, устанавливает монопольно высокие цены на янтарь-сырец для внешних, зарубежных потребителей, обеспечивая тем самым исключительно высокие доходы для Янтарного комбината.
4. Реализация янтаря-сырца на внутреннем рынке для местных производи-
телей должна осуществляться по низким ценам, что обеспечит высокую доходность и конкурентоспособность продукции (изделий) местных производителей по сравнению с иностранными потребителями.
5. Местным производителям изделий из янтаря должно быть предоставлено преимущество в приобретении янтаря более высокого качества, крупной и средней фракции по сравнению с иностранными покупателями.
6. Оснастить добычу и переработку янтаря современным, высокопроизводительным оборудованием, что позволит поднять производительность труда, снизить себестоимость сырья, что благотворно скажется на доходности янтарного промысла.
7. Повысить качество янтарных изделий местных производителей путём расширения их ассортимента, придания большей эстетической привлекательности и оригинальности, подготовки хоро-
шо обученных, высококвалифицированных, способных к творчеству мастеров. Восстановить технологию переработки мелкого янтаря (крошки) в продукцию, пригодную для химической, электрической промышленности, парфюмерного дела и других потенциально востребованных средств.
8. Возвратить бренд Калининградской области как янтарного края.
9. Место компактного проживания жителей пос. Янтарный, на территории которого добывается янтарь, обустроить необходимой инфраструктурой для достойной жизни. Обеспечить высокий уровень заработной платы работникам Янтарного комбината.
Реализация вышеуказанных предложений не только выведет из кризисного состояния янтарную промышленность Калининградской области, но и обеспечит её устойчивое, динамичное развитие.