Научная статья на тему 'Янтарное искусство: сохранение наследия и развитие новых возможностей'

Янтарное искусство: сохранение наследия и развитие новых возможностей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
252
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Янтарь / янтарное искусство / Янтарная комната / камнерезное искусство / реставрация / сохранение культурного наследия / художественный промысел / ремесло / Amber / amber art / Amber room / stone-cutting art / restoration / preservation of cultural heritage / art trade / craft

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Никифорова Анастасия Александровна

В статье анализируется современное состояние янтарного дела не только как промысла, но и как искусства, исследуются исторические предпосылки и экономическая составляющие сложившегося янтарного дела в северо-западном регионе: Калининградской обрасти и Санкт-Петербурге. Короткий экскурс в историю обработки янтаря и развития янтарных мануфактур, формирования музейных коллекций Государственного Эрмитажа и Оружейной Палаты Московского Кремля, позволяет лучше понять современное искусство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Никифорова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMBER ART: PRESERVING HERITAGE AND DEVELOPING NEW OPPORTUNITIES

The article analyses the modern state of amber business not only as fishing, but also as art, explores the historical prerequisites and economic components of the established amber business in the north-western region: Kaliningrad Appeal and St. Petersburg. A short excursion in the history of amber processing and development of amber manufacturers, formation of museum collections of the State Hermitage and the Armory Chamber of the Moscow Kremlin, allows to better understand modern art.

Текст научной работы на тему «Янтарное искусство: сохранение наследия и развитие новых возможностей»

ИСКУССТВО, ОБРАЗОВАНИЕ,

НАУКА

CNF

УДК 7.067 ББК 85.125

10.34685/HI.2020.29.2.007

ЯНТАРНОЕ ИСКУССТВО: СОХРАНЕНИЕ НАСЛЕДИЯ И РАЗВИТИЕ НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Никифорова Анастасия Александровна,

кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики и этики, РГПУ им. А.И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, д.48 e-mail: zuru-s@yandex.ru

Аннотация

В статье анализируется современное состояние янтарного дела не только как промысла, но и как искусства, исследуются исторические предпосылки и экономическая составляющие сложившегося янтарного дела в северо-западном регионе: Калининградской обрасти и Санкт-Петербурге. Короткий экскурс в историю обработки янтаря и развития янтарных мануфактур, формирования музейных коллекций Государственного Эрмитажа и Оружейной Палаты Московского Кремля, позволяет лучше понять современное искусство. Ключевые слова

Янтарь, янтарное искусство, Янтарная комната, камнерезное искусство, реставрация, сохранение культурного наследия, художественный промысел, ремесло.

Северо-запад России географически расположен в регионе, где находятся самые большие в мире запасы сукцинита - балтийского янтаря. Исторически страны восточной и центральной Европы, имевшие доступ к месторождениям, с древнейших времен развивали и совершенствовали методы добычи и обработки этого камня. До конца XIX века пальма первенства в искусстве обработки янтаря принадлежала европейцам.

Славянским племенам, и, впоследствии, жителям России янтарь тоже был известен, однако из него изготавливались, судя по имеющимся находкам, простые бусы, иные женские украшения и небольшие обереги. Более сложные изделия из янтаря, относящиеся к новому времени и имеющиеся в коллекциях Оружейной Палаты Московского Кремля и Государственного Эрмитажа, как правило, были изготовлены в Западной Европе.

Высокое качество европейского ювелирного и камнерезного искусства позволяло создавать интереснейшие декоративно-прикладные изделия -чайники, штофы, кружки, табакерки, настольные распятия и даже шахматы1. Баснословная цена камня ограничивала широкое распространение таких предметов: его стоимость всегда была высока, а продажа и хранение строго регламентированы. В западноевропейских музеях хранятся старинные образцы мебели из янтаря2, России же повезло заполучить уникальную по масштабу и исполнению Янтарную комнату3.

После технологический революции конца XIX века в моду вошел прессованный янтарь, так называемый амброид, а механизированные методы его изготовления и массовое производство изделий сделали янтарь достаточно доступным по цене и широко распространенным. Именно к этому периоду относится появления янтарных мундштуков, шкатулок, пресс-папье, часов и подсвечников с простыми угловатыми формами, но прочными и практичными в употреблении.

После Второй мировой войны Россия получила доступ к запасам янтаря, но широкого художественного развития янтарного ремесла практически не было до 70-х годов. Отечественные мастера были ограничены в ресурсах, не имели хороших инструментов, а также рынка сбыта, где можно было бы продавать изделия как независимые художники. Новые образцы декоративно-прикладных изделий разрабатывались в цехах янтарного комбината в г. Калининграде и носили массовый характер. Необычайный творческий и технологический всплеск развития янтарной отрасли произошел в 80-е гг., когда был разработан и начал свое воплощение проект научной реконструкции Янтарной комнаты. К проекту были привлечены художники, архитекторы, камнерезы, была создана реставрационная янтарная мастерская, из стен которой вышло немало замечательных мастеров.

1 Балтийский янтарь в собрании Эрмитажа. Каталог выставки. СПб. : Государственный Эрмитаж, 2002.

2 Mierzwinska, Elzbieta Wielka ksiega bursztynu. Wydanie jubileuszowe 40 let museum zamkewogo w malborku.-Muzeum Zamkowe w Malborku 2001.

3 Воронов М.Г., Янтарная комната. Шедевры декоративно-прикладного искусства из янтаря в собрании Екатерининского дворца-музея / Воронов М.Г., Кучумов А.М. Ленинград : Художник РСФСР, 1989.

Сегодня изделия из янтаря популярны как в России, так и за ее пределами. За Россией, к сожалению, прочно закрепился статус поставщика янтарного сырья в Европу, хотя массовая художественная обработка камня в регионе получила достаточно сильное развитие. В перспективе Россия должна стать полноправным членом сообщества янтарообатывающих стран, таких как Литва и Польша, практически не имеющих своих запасов этого камня, но славящихся мастерством в его обработке и неординарным художественным вкусов в создании ювелирных украшений и художественных произведений.

Тем не ме нее, научно-просветительская работа ведется недостаточно активно. За последние годы большая часть публикаций, связанных с историей отрасли, аналитикой рынка, комментированием художественных тенденций принадлежит одним и тем же специалистам, коих в России единицы. Популяризация знаний о янтарном искусстве, его истории в научных кругах, в среде музейных работников, реставраторов, мастеров-ремесленников могла бы помочь отрасли выйти на новый уровень развития.

В частности, проблемы истории и теоретического изучения петербургского стиля в обработке янтаря и его наследия практически не освящаются, хотя исторической части янтарного дела в целом посвящено немало исследований. Классическими работами являются изданные еще в 80-х гг. фундаментальные исследования Э.Фракей, С.С. Савкевича, М. Г. Воронова и А. М. Кучумова, информацию из которых в разной степени цитирования можно найти во всех последующих публикациях. Раритетный альбом А.Роде, публикации И.Н.Ухановой, каталоги выставок Государственного Эрмитажа и Оружейной Палаты - посвящены существующим и утраченным музейным коллекциям. Об истории янтарных изделий в России еще в 2000-е гг. писали Н.С. Григорович, Л.А. Яковлева, О.А. Кондратьева, Л.В. Бардовская. Значительная часть альбомов и каталогов выставок и биеннале издается в янтарном крае - Калининграде - по инициативе Музея янтаря. Существуют исследования, посвященные калининградской кам-нерезной школе и ее отдельным мастерам. О современной Петербургской традиции художественной обработки камня и реставрации янтаря публикаций крайне мало.

В настоящее время многие усилия затрачиваются на то, чтобы создать и укрепить бренд российского янтаря на мировой арене. К примеру, на ежегодном экономическом форуме янтарной отрасли «Амберфорум» в 2016 году зазвучала идея признать янтарь национальным достоянием России. В этой связи тем более важно изучить творческий вклад как калининградских, так и петербургских художников по янтарю в формирование отечественной художественной школы обработки камня.

Сегодня стало очевидно, что понимание сути и возможностей камня изменилось. Оно переросло чисто прикладной характер, когда этот материал использовался для бус и мелких ювелирных изделий. Не ограничено оно также изготовлением копий или реконструкций давно утраченных предметов, интересных с точки зрения сохранения культурного наследия, но потерявших свою актуальность для современного общества: сегодня не в ходу янтарные распятия, подарочные кубки или настольные обелиски из солнечного камня.

Анализ творческой деятельности масте-ров-янтарщиков демонстрирует не только чисто региональное разделение (Санкт-Петербург и Калининград), но и наличие двух главных подходов к обработке камня, из чего можно условно выделить «Петербургский» и «Калининградский» стили в художественной обработке солнечного камня, что позволяет выйти на новый уровень осмысления идеи «Янтарь - национальный бренд России»4.

Для Польши и стран Балтии, пожалуй, вопрос о формировании современного стиля в изготовлении янтарных предметов не стоит так остро - развитие янтарного дела в этих регионах шло эволюционным путем, стиль работы янтарщиков менялся постепенно, следуя веяниям времени и моде. У российского потребителя нет понимания сути и ценности этого материала: до сих пор можно услышат удивленные возгласы - мол, янтарь на пляже лопатой можно накопать, а обработать и того проще. За исключением работ петербургских мастеров и калининградских, мало кто в России может

4 Ковалевский А. Бренд российского янтаря [Электронный ресурс]. Точка. Журнал для деловых людей. 28 июня 2017.иКХ: http://tochka39.ru/persona/brend-rossijskogo-уа^агуа/

Фото 1. Блокноты и ежедневники с янтарем производства @amber.two, г. Калининград.

похвастать новаторскими приемами и интересными художественными решениями в обработке солнечного камня: профессионалами ведутся разработки новых техник и технологий обработки камня, фирменных приемов и новых дизайнерских решений. (Фото 1)

В г. Пушкине, после завершения работ по воссозданию Янтарной Комнаты, реставрационная мастерская была перепрофилирована на изготовление элитных эксклюзивных изделий современного декоративно-прикладного искусства, от кулонов и брошек до икон и панелей из янтаря. Подготовка кадров в этой мастерской в 80-90-е гг. происходила путем непосредственной передачи навыка от одного мастера другому. Современная художественная работа с янтарем развивается по нескольким направлениям: украшения (ювелирные изделия), мелкая пластика, иконы, декоративная мозаика. (Фото 2).

Традиционными украшениями, такими как бусы, сережки, колечки, браслеты из точеных или необработанных камней, уже никого не удивить. В 80-90е годы новацией была работа с янтарем в технике камеи и инталии, раскрывающая не только красоту камня, но и мастерство резчика. До этого инталии и камеи встречались в основном в составе крупных изделий (шкатулки, рамы, распятия) или как эксклюзивные образцы

55

Фото 2. Валерий Лагун. Девушка в белом. Янтарь. Размер 30x45 см. Галерея янтарных картин, г. Калининград.

портретного творчества 18-19 вв. (камеи с изображением европейских монархов). Масштабная добыча янтаря сделала этот материал доступным для широкой публики и предоставили современным мастерам возможность работать в новых жанрах, соединяя янтарь с другими материалами, создавая небывалые, причудливые образы. (Фото 3,4).

В Санкт-Петербурге развивали и развивают эти направления несколько индивидуальных мастеров, выходцев из Царскосельской янтарной мастерской, начавших свое собственное дело. Среди них особо выделяется фигура Александра Журавлёва, разработавшего свой уникальный стиль создания масштабных панно из янтаря, совмещающий живописные приемы и технику флорентийской мозаики. Работы А.Журавлева находятся в частных коллекциях и музеях по всему миру, самое большое собрание - Калининградском музее янтаря. Уникальные портреты исторических лиц и самое большое в мире панно «Русь», собранные из тонких пластин камня, продолжают удивлять сложностью и живостью исполнения не только по-

Фото 3. Лариса Трубецкая. Колье. Янтарь, керамические бусины. Калининград.

Фото 4. Ольга Облезина. Броши из серии украшений «Что выросло, то выросло». Янтарь, дерево, кусочки немецкой керамики и оловянных деталей начала XX века. Калининград.

сетителей музея, но и профессиональных резчиков по камню. К счастью, коллекция его работ, - национальное достояние, - осталось в России (Фото 5).

С расширением деятельности всемирной паутины виртуальная активность мастеров значительно увеличилась, практически все имеют свои сайты, страницы в Инстаграм, участвуют в разнообразных интернет-проектах. Появилась возмож-

Фото 5. Александр Журавлев. Портрет Александра II. Янтарь. Размер 57х44 см, 2009 г. Фото Н.Шалякин, Санкт-Петербург.

ность в электронной форме обменяться опытом, «людей посмотреть и себя показать», цифровые способы общения оказывают влияние на современные технологии и в области самопрезентации художников5.

В частности, в Петербурге за последние годы увеличилось количество площадок и ярмарок, где янтарщики могли бы представит свои изделия. Имелся положительный опыт деятельности частной галереи «Янтарный дом», выставок изделий из цветного камня и янтаря в Ризнице Исаакиев-ского Собора, двух мемориальных выставок, посвященных творчеству А.А. Журавлева в музее Эрарта и музее-усадьбе Г. Р. Державина. Все эти проекты не являлись коммерческими, но пользовались неподдельным интересом у Петербургской публики и гостей города. К сожалению, подобные мероприятия требуют значительных финансовых вложений и дорогостоящей рекламы. В этом пла-

Воронова Н.И. Влияние цифровых технологий на искусство: сотрудничество и противостояние. // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека Сб. научных ст. и материалов международной конференции. Под общей редакцией Р.В. Ершовой. 2018. С. 90-95.

не самой доступной площадкой для экспозиции и рекламы остается интернет. Однако разрозненность и конкуренция среди мастеров не позволяет им выставляться на едином ресурсе, а многие так и остаются «за кадром» в силу возраста и отсутствия возможности самостоятельно продвигать себя и свои работы. Здесь встает еще один вопрос - отсутствие кураторов, которые бы занимались продвижением не просто художников, а художников по янтарю, резчиков и мастеров. Сегодня этот особый вид искусства, как и двести лет назад, нуждается в поддержке государства, и не только информационной. К счастью, сырьевой кризис последних лет, убивавший ремесленное производство в Калинингрской области, стал постепенно ослабевать, но и сейчас мастера страдают от нехватки качественного сырья.

Список литературы

1. Балтийский янтарь в собрании Эрмитажа. Каталог выставки. СПб. : Государственный Эрмитаж, 2002.

2. Воронов М.Г., Янтарная комната. Шедевры декоративно-прикладного искусства из янтаря в собрании Екатерининского дворца-музея / Воронов М.Г., Кучумов А.М. Ленинград : Художник РСФСР, 1989.

3. Воронова Н.И. Влияние цифровых технологий на искусство: сотрудничество и противостояние. // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека Сб. научных ст. и материалов международной конференции. Под общей редакцией Р.В. Ершовой. Коломна, 2018. С. 90-95.

4. Ковалевский А. Бренд российского янтаря [Электронный ресурс]. Точка. Журнал для деловых людей. 28 июня 2017. URL: http://tochka39. ru/persona/brend-rossijskogo-yantarya/

5. Mierzwinska, Elzbieta Wielka ksiega burszty-nu. Wydanie jubileuszowe 40 let museum zamkewogo w malborku. - Muzeum Zamkowe w Malborku 2001.

6. Никифорова А.А. История и практика сохранения культурных ценностей в России (на примере реставрационной школы янтаря в Санкт-Петербурге) // Философия и методология истории Сб. научных ст. VI Всероссийской научной конференции. Коломна, 2015. С. 347-355.

7. Преемственность традиций художественной обработки янтаря. Проблема подготовки кадров. Материалы международной научно-практической конференции 21 октября 2005 года. Калининград, 2006.

AMBER ART: PRESERVING HERITAGE AND DEVELOPING NEW OPPORTUNITIES

Nikiforova Anastasiia Aleksandrovna,

PhD, Associate Professor of Aesthetics and Ethics Herzen State University, St. Petersburg, e-mail: zuru-s@yandex.ru

Аbstract

The article analyses the modern state of amber business not only as fishing, but also as art, explores the historical prerequisites and economic components of the established amber business in the north-western region: Kaliningrad Appeal and St. Petersburg. A short excursion in the history of amber processing and development of amber manufacturers, formation of museum collections of the State Hermitage and the Armory Chamber of the Moscow Kremlin, allows to better understand modern art.

Keywords

Amber, amber art, Amber room, stone-cutting art, restoration, preservation of cultural heritage, art trade, craft.

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.