Научная статья на тему 'Исторический аспект становления художественного промысла в индустриальную эпоху и особенности развития профессионального образования (на примере художественной обработка янтаря в Калининградской области)'

Исторический аспект становления художественного промысла в индустриальную эпоху и особенности развития профессионального образования (на примере художественной обработка янтаря в Калининградской области) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
336
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯНТАРЬ / ВОСТОЧНАЯ ПРУССИЯ / КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ЯНТАРЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лебедев С.В., Смирнов В.И.

Статья посвящена анализу истории и развития художественной обработки янтаря. Этот промысел возник после 1945 г. с присоединением к России части бывшей Восточной Пруссии, и поэтому может считаться самым молодым художественным промыслом России. Русское народное искусство отличается тем, что оно постоянно воспроизводится во множестве новых форм. Калининградская область является высокоурбанизированной индустриальной территорией. Как показывает исторический опыт Калининградской области, народное искусство может возникать и развиваться в городах, в том числе крупных мегаполисах в исторически недавно заселенной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический аспект становления художественного промысла в индустриальную эпоху и особенности развития профессионального образования (на примере художественной обработка янтаря в Калининградской области)»

Лебедев С.В., доктор философских наук, доцент, зав. кафедрой философии, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2., лит. А, email: servicleb@list.ru

Смирнов В.И., доктор философских наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и философских наук, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Российской академии художеств, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. 17, e-mail: voljski@mail.ru

Lebedev S.V., doctor of philosophical sciences, associate professor, head of the department of philosophy, Higher School of Folk Arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2., lit. А., e-mail: servicleb@list.ru

Smirnov V.I., doctor of philosophical sciences, professor, professor of the department of humanitarian and philosophical sciences, the St. Petersburg state academic institute of painting, sculpture and architecture of I.E. Repin at the Russian Academy of Arts, 199034, St. Petersburg, Universitetskaya Emb. 17, e-mail: voljski@mail.ru

Исторический аспект становления художественного промысла в индустриальную эпоху и особенности развития профессионального образования (на примере художественной обработка янтаря в Калининградской области) The historical aspect of the formation of artistic craft in the industrial

era and features of the development of professional education (on the example of artistic processing of amber

in Kaliningrad region)

Аннотация. Статья посвящена анализу истории и развития художественной обработки янтаря. Этот промысел возник после 1945 г. с присоединением к России части бывшей Восточной Пруссии, и поэтому может считаться самым молодым художественным промыслом России. Русское народное искусство отличается тем, что оно постоянно воспроизводится во множестве новых форм. Калининградская область является высокоурбанизированной индустриальной территорией. Как показывает исторический опыт Калининградской области, народное искусство может возникать и развиваться в городах, в том числе крупных мегаполисах в исторически недавно заселенной территории.

Ключевые слова: янтарь, Восточная Пруссия, Калининградская область, народное искусство, художественная обработка янтаря.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the history and development of artistic processing of amber. This craft emerged after 1945 with the annexation of part of the former East Prussia to Russia, and therefore can be considered the youngest art craft in Russia. Russian folk art is distinguished by the fact that it is

constantly reproduced in a variety of new forms. Kaliningrad region is a highly urbanized industrial territory. As the historical experience of the Kaliningrad region shows folk art can arise and develop in cities, including large Metropolitan areas in the historically newly populated area.

Keywords: amber, East Prussia, Kaliningrad region, folk art, artistic processing of amber.

В обыденном сознании о народном искусстве России распространены два представления. Во-первых, считается, что народное искусство зародилось в невероятной древности. Во-вторых, что оно «делалось» в деревне. В принципе, во многом эти суждения справедливы. Действительно, многие художественные промыслы сложились в незапамятные времена. Например, искусство резьбы по дереву или по кости в своей основе появилось еще в эпоху неолита. В глубине веков у ранних славян уже существовали многие элементы будущего русского традиционного искусства. Так, орнаменты керамических изделий ранних славян, найденных на среднем Поднепровье, датируемых периодом III в. до н.э. - II в. н.э. практически идентичны орнаментам русских аналогичных изделий XIX века [7]. Уже в IV - IX веках славяне, жившие по среднему течению Днепра, славились развитым ювелирным искусством. Они применяли выемчатую эмаль, знали технику зерни [6].

Однако будет справедливым заметить, что русское народное искусство развивалось и в период бурного роста фабрично-заводской промышленности России. Некоторые знаменитые художественные промыслы России, например, лаковая миниатюра, возникли в XX веке [7]. В конце 1960-х гг. появилась Варнавинская резьба по кости. Таким образом, уникальной чертой русского традиционного прикладного искусства можно считать то, что это искусство продолжает развиваться в индустриальную и постиндустриальную эпохи.

Также не вполне справедливо мнение о чисто «деревенском» происхождении народного искусства. Особенностью России было то, что крупные промышленные города и окружающая их промышленная агломерация были и в прошлом, и в настоящем центрами народных художественных промыслов. Тула, Екатеринбург, Нижний Тагил и некоторые другие промышленные города также были центрами народных художественных промыслов. Ростовская финифть связана со старинным городом Ростовом Великим, чернение по серебру родилось и приобрело свои характерные черты в Великом Устюге, златоустовская гравюра на стали возникла в уральском фабричном городе Златоусте. Наконец, Санкт-Петербург, построенный Петром Великим как принципиально новый «европейский» город, символизирующий полный разрыв со всей старой традиционной Русью, также стал одним из центров традиционных русских народных искусств. Совершенно закономерно, что именно в Санкт-Петербурге находится Высшая школа народных искусств (Академия).

Среди причин, по которым именно города становились центрами новых художественных ремесел, можно назвать то, что отмечает историк русской

культуры Б.И. Краснобаев: крестьяне часто просто не принимали новшеств, поскольку не нуждались в них, (а вовсе не в силу своей «темноты» и «невежества») [5, с. 27-28]. А вот мещане и мастеровые городов, крестьяне торговых сел, а также жители фабричных слобод, были весьма восприимчивы к новым художественным веяниям, ориентированы на рынок, и значит, учитывали вкусы и запросы покупателей из самых разных социальных слоев. При этом эти креативные художники по своему менталитету и быту одновременно относились к традиционным слоям русского социума. В советский период отечественной истории народное искусство продолжало развиваться.

Культурное развитие любой исторической эпохи определяют не только и даже не столько «высокие» виды искусства. Художественный стиль своего времени определяют также изделия декоративного искусства: одежда, мебель, посуда, ювелирные изделия, бытовые вещи. Еще в конце XIX столетия выдающийся русский художественный критик В.В. Стасов писал: «...настоящее, цельное, здоровое в самом себе искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на все сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь. Народилось настоящее, не призрачное народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал и так до последнего предмета. Где нет потребности в том, чтобы художественными были мелкие житейские предметы, там и искусство еще растет на песке, не пустило еще настоящих корней» [11, с. 540].

Среди самых «молодых» по возрасту, но при этом добившихся мирового признания русских художественных ремесел, можно назвать искусство художественной обработки янтаря. Этот вид искусства родился после 1945 г. в Калининградской области, бывшей Восточной Пруссии.

Янтарь - окаменевшая смола древнейших хвойных деревьев [13]. Широко применяется в ювелирном деле. Месторождения янтаря имеются во многих регионах планеты, но почти 90% всего мирового янтаря сосредоточено на юго-восточном берегу Балтийского моря, на территории современной Калининградской области России. Особенно много янтаря на Самбийском полуострове.

Янтарь известен человечеству с самых древнейших времен. На первых стоянках первобытного человека, в том числе и очень отдаленных от Балтийских берегов, археологи находили куски обработанного янтаря. Примерно 6 тысяч лет назад янтарь с берегов Балтики начал распространяться по миру. О масштабах торговли свидетельствует находка клада на территории Польши, датированного рубежом нашей эры, в котором обнаружили 1,5 тонны необработанного янтаря. Янтарь археологи находили в гробницах египетских фараонов ранних династий. В частности, балтийским янтарем была украшена корона фараона Тутанхамона. Древние греки называли янтарь словом «электрон» (именно от названия янтаря родилось слово «электричество»). В

«Одиссее» Гомера говорилось, что из янтаря изготовляют украшения и им отделывают покои царских дворцов. В Римской империи янтарь широко использовали при изготовлении сосудов для вина, храмовых флаконов для благовоний. Зажиточные римляне украшали янтарем внутренние помещения домов.

Римский ученый Корнелий Тацит (I - нач. II вв.), занимавший крупные государственные посты в западных пределах Римской империи, в силу должности был хорошо осведомлен о янтаре и тех местах, откуда его привозят. По его сведениям, янтарь на Балтийском море собирали народ «эстиев» (то есть «восточные»). Вероятно, имелись в виду пруссы - жители территории между реками Неман и Нарев. По словам Тацита: «Они (эстии) также обыскивают и море и одни из всех на его отмелях и даже на самом берегу собирают янтарь... Но какова его природа и откуда он берется, они, будучи варварами, не доискиваются... Он даже долго валялся у них (без употребления) среди других отбросов моря, пока наша страсть к роскоши не создала ему славы. Сами же они его совсем не употребляют. Собирается он в грубом виде, приносится на (рынок) без всякой отделки, и они получают за него плату с удивлением» [12, с. 372].

В начале XIII века богатые янтарем земли пруссов были завоеваны рыцарями Тевтонского Ордена. Завоеватели объявили своей собственностью все запасы янтаря. Добычу и торговлю янтаря могли вести только орденские братья. Всякая незаконная добыча янтаря каралась смертью. Фогт (один из руководителей ордена) Ансельм фон Лозенберг вошел в историю тем, что казнил после жестоких пыток даже за маленький спрятанный кусочек янтаря. Неслучайно среди добытчиков янтаря существовало поверье, что призрак Лозенберга ходит среди балтийских волн и грозит гибелью всем, кто добывает янтарь. В дальнейшем в орденских владениях возникло государство Пруссия, продажа янтаря для которой стала одним из главных источников дохода.

На Руси янтарь знали издревле. При раскопках древнерусских городов в слоях X - XIII вв. археологи обнаружили многочисленные янтарные украшения. В крупных городах, особенно в столицах удельных княжеств, как можно судить по археологическим раскопкам, существовали мастерские по обработке янтаря. Янтарь добывался в некоторых русских землях, например, на Волыни. Благодаря теснейшим связям с Прибалтикой в основном на Руси все же использовали балтийский янтарь, который традиционно называли алатырь. Поэтически алатырь называли также «бел-горюч камень», «всем камням камень». Алатырь часто упоминается в былинах, народных и духовных песнях, а также в заклинаниях и заговорах. Также нередко называли его ладаном. Название объяснялось тем, что подожженный янтарь долго тлеет, распространяя приятный запах, подобно настоящему ладану. По этой причине на Руси в храмах несколько веков практиковали воскурение янтаря, поскольку прибалтийский янтарь был значительно дешевле, чем ладан с Ближнего Востока.

Художественная обработка янтаря в России началась после Великой Отечественной войны, когда часть бывшей Восточной Пруссии была присоединена к СССР под названием Калининградской области. В РФ эта область самая малая по территории - 15,8 тыс. кв. км. (0, 3% от территории страны). История области началась 17 октября 1945 г., когда в соответствии с решениями Берлинской (Потсдамской) конференции часть Восточной Пруссии с главным городом Кенигсбергом официально была включена в состав СССР. В 1946 г. была создана Кенигсбергская область в составе РСФСР [8]. Впрочем, уже через несколько месяцев область была переименована в Калининградскую. Тогда же началось организованное заселение Калининградской области [9, с. 936]. Как отмечал калининградский ученый Ю. Зверев, «в экономико-географической литературе существует термин "страны переселенческого капитализма"». В этом смысле область можно назвать "регионом переселенческого социализма"» со всеми присущими ему плюсами и минусами» [4, с. 47].

В области насчитывается 22 города, из которых половина имеет меньше 10 тысяч жителей, 4 поселка городского типа и просто сельские населенные пункты. При этом область, где к сельским жителям статистика относит 213 тысяч человек, практически не имеет деревень в традиционном русском понимании. Кстати, и столь свойственные ближайшим соседям-прибалтам хутора также отсутствуют. Имеются небольшие поселки, жители которых занимаются сельским хозяйством. Но и для них преобладает городской образ жизни. В области много вузов, включая университет. Средний уровень образования выше среднероссийского. Как видим, калининградцы являются в большинстве своем горожанами с высоким уровнем образования. Но именно здесь и родился художественный промысел - обработка янтаря.

Среди переселенцев не было ни одного специалиста по янтарю. Но все же свойственные русскому человеку эстетическое чувство и смекалка быстро привели к появлению в новом российском краю самодеятельных ювелиров-«янтарщиков». При этом все немецкие специалисты по добыче и обработке янтаря выехали из Восточной Пруссии, увезя с собой все производственные секреты. Почти все месторождения янтаря сильно пострадали в результате военных действий. К тому же немцы постарались уничтожить всю технику и документацию. Наконец, мастера обработки янтаря из соседних республик Прибалтики в силу ряда политических обстоятельств в первые полтора десятилетия существования области в Калининград не приезжали. Таким образом, добыча и художественная обработка янтаря в России началась с нуля. Нельзя не поразиться тому, как быстро отечественные мастера создали свою особую калининградскую школу художественной обработки янтаря.

С 1654 г. в Восточной Пруссии основная добыча янтаря проходила в поселке Пальмникен. После присоединения к СССР Пальмникен был переименован в поселок Янтарный. В 1947 г. там создан янтарный комбинат по добыче и художественной обрабтке янтаря. В первое десятилетие работы на комбинате изготавливали довольно простую продукцию: бусы, браслеты,

кулоны, броши, мундштуки, запонки, пуговицы. С самого начала начинающие художники янтарного промысла пытались создать собственный стиль, хотя в силу нехватки опыта изделия из янтаря были достаточно примитивны. Украшения в основном повторяли формы листьев, ягод, фруктов. Для большей натуралистичности и «красивости» янтарь даже подкрашивали. Широко использовали благородные металлы, особенно золото и серебро.

Калининградские мастера в конце 1950-х гг. перешли от подражательства и создания простых изделий - к принципиально новым художественным формам. Калининградские изделия отличались особым художественным стилем, отличным от того, что культивировался в Латвии и Литве. В этих республиках янтарь добывался много веков. Прибалтийские ювелиры не ставили целью придать изделию из янтаря определенную, заранее заданную форму, а лишь подчеркивали его натуральную форму и цвет. Калининградский стиль творчески соединял декоративность прусских изделий и естественность «солнечного камня» работа прибалтийских мстеров.

Калининградцы, помимо массовой продукции, стали создавать оригинальные тематические композиции: монументальные вазы, панно, декорированные янтарем шкатулки и сувениры. В таких крупногабаритных изделиях отразился имперский монументализм, свойственный всему искусству того времени, т.н. «сталинскому ампиру». Работы в результате приобретали тяжеловесность еще и потому, что приехавшие на комбинат мастера были резчиками, работавшими с яшмой или мрамором [3, с. 680]. Комбинат выпускал серийную продукцию авторские художественные изделия с применением различных ювелирных методик.

В 1959 г. правительство СССР издало постановление «Об улучшении ассортимента, качества и художественного оформления янтарных изделий». К работе с янтарем были привлечены художники и искусствоведы. Творчески перерабатывались достижения народов Прибалтики в области обработки янтаря.

Основоположниками калининградской школы обработки янтаря стали мастера, работавшие в 1960-е г. на Калининградском янтарном комбинате: А. Меос, А. Попов, А. Квашнин, Э. Лис, В. Митянин, Р. Бениславский, А. Ярошенко и В. Шорохов [9, с. 682]. В 1961-1962 гг. проведен Всесоюзный конкурс на лучший образец янтарного изделия. На конкурс поступило 439 заявок, выполненных в эскизах и из материала, из многих городов и республик СССР, в том числе, и из Прибалтики. Победу одержал калининградец А. Попов. что стало вехой всесоюзного, а затем и мирового признания калининградской школы художественной обработки янтаря [10, с. 682].

Со второй половины 1960-х гг. в СССР произошел «янтарный бум». Изделия из янтаря (далеко не все из них можно назвать художественными) предлагали в большинстве ювелирных магазинов страны. Страдало качество изделий, поскольку мастеров требовали выполнения огромного количества янтарных изделий, часто без учета их художественной ценности. Впрочем,

советский потребитель был не избалован и вполне удовлетворялся предлагаемыми торговлей янтарными изделиями.

С распадом СССР янтарную отрасль охватил затяжной кризис. Ситуация способствовала возникновению многочисленных новых частных предприятий. Они быстро реагировали на тенденции моды. Государственная монополия на добычу и обработку янтаря утратила приоритет, янтарная отрасль, в значительной мере, перешла в частные руки. Изменились и вкусы покупателей, которые теперь стремились приобретать эксклюзивные украшения ручной работы известного мастера.

Постепенно кризис был преодолен. Мощный толчок развитию промысла дал униальный комплекс работ по восстановлению Янтарной комнаты в Царском Селе. Современные ювелиры восстановили европейские техники обработки «солнечного камня» XVII - XVIII вв., почти забытые в самой Европе, не бояться сочетать янтарь с металлами, костью, деревом и другими материалами. Спрос на балтийский янтарь возник из-за резкого увеличения туристского потока из стран Азии, особенно из Китая, в которых янтарь достаточно популярен.

Показателем подъема янтарного промысла служит тот факт, что согласно официальному сайту администрации Калининградской области, переработкой солнечного камня в области занимается более 150 предприятий, на которых работает свыше 3 000 человек [1]. Кадры для отрасли готовит Калининградский Художественно-промышленный техникум, созданный в 1966 г. как профессионально-техническое училище №13. Первоначально училище готовило мастеров производственных участков и огранщиков поделочных камней, но в 1978 г. была открыта мастерская по обучения специалистов по обработке янтаря. Янтарное дело рассматривается как часть общей профессиональной подготовки ювелира (код специальности 54.01.02) [1]. О высоком уровне подготовки свидетельствуют многочисленные награды калининградских мастеров обработки янтаря.

В связи с увеличением спросом на янтарь увеличилась стоимость изделий, появилось много изделий из некачественного янтаря или подделок, что предъявляет особые требования к квалификации мастеров художественной обработки янтаря, способных различать различные виды и сорта янтаря. В Высшей школе народных искусств (академия) студенты -будущие ювелиры осваивают курс «Геммология» (36 часов), благодаря которому могут определять качественный янтарь и заниматься его обработкой. Как отмечает заведующий кафедрой ювелирного и косторезного искусства высшей школы народных искусств Д.С. Дронов, «приблизительно 95% янтаря на международном рынке является высококачественным материалом. К стоимостным факторам относятся цвет, прозрачность, отсутствие дефектов и интенсивность окраски. Классическим цветом янтаря считается золотистый цвет и цвет коньяка» [2, с. 67].

Таким образом, в наступившем XXI веке художественная обработка янтаря стала полностью «своим», русским направлением в искусстве.

Ювелирные изделия их янтаря - одна из «визитных карточек» отечественного ювелирного искусства.

Литература

1. Где в нашей области готовят специалистов янтарной отрасли. -URL: https://www.strana39.ru/news/obuchenie/87632/gde-v-nashey-oblasti-gotovyat-spetsialistov-yantarnoy-otrasH.html (дата обращения - 09.09.2019).

2. Дронов Д.С. Геммология. Часть 2. Учебное пособие для бакалавров. Направление подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Профиль «Художественный металл (ювелирное искусство)». - СПб.: ВШНИ, 2018 - 96 с.

3. Жирикова Н.А. Янтарный художественный промысел России // Русский народ. Энциклопедия народного и декоративно-прикладного искусства / Главный редактор, руководитель проекта О.А. Платонов, научный редактор-составитель С.В. Лебедев. - М.: Институт русской цивилизации, 2018. - Т. 2. Н-Я. - 688 с.

4. Зверев Ю.М. Калининградская область России в новой системе геополитических координат // Этнические и региональные конфликты в Евразии. Кн. 2. - М.: Весь мир, 1997. - С. 45-82.

5. Краснобаев Б.И. Основные черты и тенденции развития русской культуры в XVIII веке // Очерки русской культуры XVIII века. Ч. 1. - М., 1985. - С. 10-38.

6. Лебедев С.В. Киевская земля или собственно Малороссия. Этническая история. Русская народная линия. 06.05.2017. - URL: // https: //ruskline.ru/analitika/2017/05/06/kievskaya_zemlya_ili_sobstvenno_maloro s siya/ (дата обращения - 09.09.2019).

7. Лебедев С.В. Традиционное прикладное искусство России в советскую эпоху: успехи и проблемы. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/traditsionnoe-prikladnoe-iskusstvo-rossii-v-sovetskuyu-epohu-uspehi-i-problemy (дата обращения - 09.09.2019).

8. Лебедев С.В. Русь янтарная. Этническая история Калининградской области. Русская народная линия 16.01.2015. - URL: https://ruskline.ru/analitika/2015/01/16/rus_yantarnaya (дата обращения -09.09.2019).

9. Лебедев С.В. Колонизация как показатель жизненной силы русского народа // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 19-21 ноября 2015 года. Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. РГПУ имени А.И. Герцена, СПбГУТ. 10. - 2015. - № 2. - С. 932-940.

10. Машкова О. Янтаря музей в Калининграде // Русский народ. Энциклопедия народного и декоративно-прикладного искусства / Главный редактор, руководитель проекта О.А. Платонов, научный редактор-составитель С.В. Лебедев. - М.: Институт русской цивилизации, 2018. - Т. 2. Н-Я. - 688 с.

11. Стасов В.В. Избранные сочинения. В 3-х томах. - Т. 1. - М.: Искусство, 1954. - 732 с.

12. Тацит К. О происхождении германцев и местоположении Германии. Соч.: в 2 т. - Т. 1. - Л.: Наука, 1969. - 372 с.

13. Янтарь // Буканов В.В. Цветные камни: Энциклопедия. - URL: http://gems.minsoc.ru/articles/amber (дата обращения - 05.09.2019).

References

1. Gde v nashej oblasti gotovyat specialistov yantarnoj otrasli. - URL: https://www.strana39.ru/news/obuchenie/87632/gde-v-nashey-oblasti-gotovyat-spetsialistov-yantamoy-otrasli.html (data obrashcheniya - 09.09.2019).

2. Dronov D.S. Gemmologiya. CHast' 2. Uchebnoe posobie dlya bakalavrov. Napravlenie podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly». Profil' «Hudozhestvennyj metall (yuvelirnoe iskusstvo)». - SPb.: VSHNI, 2018 - 96 s.

3. ZHirikova N.A. YAntarnyj hudozhestvennyj promysel Rossii // Russkij narod. Enciklopediya narodnogo i dekorativno-prikladnogo iskusstva / Glavnyj redaktor, rukovoditel' proekta O.A. Platonov, nauchnyj redaktor-sostavitel' S.V. Lebedev. - M.: Institut russkoj civilizacii, 2018. - T. 2. N-YA. - 688 s.

4. Zverev YU.M. Kaliningradskaya oblast' Rossii v novoj sisteme geopoliticheskih koordinat // Etnicheskie i regional'nye konflikty v Evrazii. Kn. 2. -M.: Ves' mir, 1997. - S. 45-82.

5. Krasnobaev B.I. Osnovnye cherty i tendencii razvitiya russkoj kul'tury v XVIII veke // Ocherki russkoj kul'tury XVIII veka. CH. 1. - M., 1985. - S. 10-38.

6. Lebedev S.V. Kievskaya zemlya ili sobstvenno Malorossiya. Etnicheskaya istoriya. Russkaya narodnaya liniya. 06.05.2017. - URL: //https://ruskline.ru/analitika/2017/05/06/kievskaya_zemlya_ili_sobstvenno_malor ossiya/ (data obrashcheniya - 09.09.2019).

7. Lebedev S.V. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo Rossii v sovetskuyu epohu: uspekhi i problemy. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/traditsionnoe-prikladnoe-iskusstvo-rossii-v-sovetskuyu-epohu-uspehi-i-problemy (data obrashcheniya - 09.09.2019).

8. Lebedev S.V. Rus' yantarnaya. Etnicheskaya istoriya Kaliningradskoj oblasti. Russkaya narodnaya liniya 16.01.2015. - URL: https://ruskline.ru/analitika/2015/01/16/rus_yantarnaya (data obrashcheniya -09.09.2019).

9. Lebedev S.V. Kolonizaciya kak pokazatel' zhiznennoj sily russkogo naroda // Zdorov'e - osnova chelovecheskogo potenciala: problemy i puti ih resheniya. 19-21 noyabrya 2015 goda. Trudy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. RGPU imeni A.I. Gercena, SPbGUT.10. - 2015. - № 2. - S. 932-940.

10. Mashkova O. YAntarya muzej v Kaliningrade // Russkij narod. Enciklopediya narodnogo i dekorativno-prikladnogo iskusstva / Glavnyj redaktor,

rukovoditel' proekta O. A. Platonov, nauchnyj redaktor-sostavitel' S.V. Lebedev. -M.: Institut russkoj civilizacii, 2018. - T. 2. N-YA. - 688 s.

11. Stasov V.V. Izbrannye sochineniya. V 3-h tomah. - T. 1. - M.: Iskusstvo, 1954. - 732 s.

12. Tacit K. O proiskhozhdenii germancev i mestopolozhenii Germanii. Soch.: v 2 t. - T. 1. - L.: Nauka, 1969. - 372 s.

13. YAntar' // Bukanov V.V. Cvetnye kamni: Enciklopediya. - URL: http://gems.minsoc.ru/articles/amber (data obrashcheniya - 05.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.