Научная статья на тему 'Ювелирное искусство ар деко во Франции: взаимовлияние культуры и украшений 1920-х - 1930-х годов'

Ювелирное искусство ар деко во Франции: взаимовлияние культуры и украшений 1920-х - 1930-х годов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
129
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦИЯ / АР ДЕКО / ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / МОДЕРНИЗМ / FRANCE / JEWELRY / MODERNISM / ART DECO

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Краснокутская Мария Александровна

Статья посвящена вопросам взаимосвязи ювелирных украшений ар деко и основных тенденций художественной жизни Франции 1920 - 1930-х гг. Особое внимание в статье уделено обзору ювелирных украшений ар деко в контексте художественной жизни Франции этого времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art Deco Jewelry in France: Interaction between Culture and Accessories in the 1920s - 1930s

The article is dedicated to a problem of interaction between the main artistic trends and jewelry in France in the 1920s and 30s. Special attention is paid to Art deco jewelry in the context of cultural and artistic life of the period.

Текст научной работы на тему «Ювелирное искусство ар деко во Франции: взаимовлияние культуры и украшений 1920-х - 1930-х годов»

М.А. Краснокутская

(МГУ имени М.В. Ломоносова)

Ювелирное искусство ар деко во Франции: взаимовлияние культуры и украшений 1920 - 1930-х годов1

Вопрос, к какому виду искусства следует относить ювелирное, до сих пор остается спорным2. С одной стороны, ювелирное искусство имеет дело с посудой, столовыми приборами, кабинетными предметами, аксессуарами (часами, портсигарами, пудреницами, карманными зеркалами и т. п.) — то есть с предметами, обладающими сугубо прикладными функциями. Внешний вид ювелирных изделий прикладного характера в большей или меньшей степени зависит от их назначения, следовательно, их декоративная схема подчинена утилитарной функции предмета. Поэтому когда ювелирное искусство воплощается в прикладных изделиях, эти изделия должны быть причислены к декоративно-прикладной области искусства.

Вместе с тем, ювелирное искусство — это еще и нательные украшения и украшения для костюма. Некоторые из них сохранили свое прикладное значение (запонки для манжет, клипсы), но большинство видов украшений его утратили, сохранив лишь декоративную функцию. Эта последняя и становится главным предметом исследования у подавляющего большинства авторов, пишущих о ювелирном искусстве. Исследование ювелирного искусства ХХ в. происходит в отрыве от истории изящных искусств, если же оба предмета соприкасаются в поле зрения исследователя, то лишь постольку, поскольку изящные искусства повлияли на сложение стиля, продуктом которого принято считать ювелирные украшения. Подобный подход не вызывает сомнений до тех пор, пока применяется в отношении типовой продукции, воплощающей стиль эпохи и подчиняющейся его концептуальным и формальным правилам. Однако существует и другая категория ювелирных украшений — произведения художников-ювелиров, созданные в единственном или нескольких экземплярах и выражающие идею либо творческую позицию их создателя. В этом случае художник рассматривает свое произведение исключительно в качестве своеобразного высказывания. В таком украшении на первом месте находятся идея и форма для ее воплощения, а прикладная и декоративная функции отходят на второй план или же вообще не принимаются в расчет. Здесь ювелирные материалы являются для художника такими же выразительными средствами, как кисть и краски для живописца, камень и резец для скульптора, карандаш и бумага для рисовальщика. Следовательно, в отношении такого типа украшений уместны те же критерии, с какими мы подходим к произведениям живописи, скульптуры и графики.

Темой данной статьи является ювелирное искусство 1920 - 1930-х гг. — эпохи, объединенной стилистической общностью ар деко. Мы рассматриваем лишь нательные и

Научный руководитель - И.И.Тучков доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедры всеобщей истории искусства отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени Ломоносова.

К примеру, видный исследователь ювелирного искусства Эвелин Поссеме в своих работах неоднократно высказывала мысль о необходимости подхода к анализу некоторых ювелирных произведений с теми же критериями, что и к анализу произведений изящных искусств.

костюмные украшения — то есть предметы, в которых прикладная функция сведена к минимуму или вовсе отсутствует. В статье акцент сделан на декоративном и концептуальном значении ювелирных украшений. Мы попытались показать истоки стилистической общности ар деко и их влияние на ювелирные украшения. Однако главной задачей статьи мы считаем представление ювелирных украшений ар деко в контексте культурной жизни эпохи как непосредственных участников всех художественных процессов периода.

В ювелирном искусстве межвоенного периода ХХ в. проявились противоположные тенденции — соединение несоединимого является одной из основополагающих концепций ар деко. Ар деко — стилистическая общность, господствовавшая в искусстве Европы и Америки в 1920 - 1930-х гг. Будучи прямым наследником стиля модерн, ар деко одновременно, стало и реакцией на этот стиль. В числе основных предшественников ар деко нужно назвать венский Сецессион, подчинивший геометрии прихотливые узоры модерна. Идеологи и художники Сецессиона оказали на ювелирное искусство существенное влияние. В украшениях первой половины 1920-х гг., так же, как в произведениях Сецессиона, просматриваются игра уравновешенных объемов, ступенчатость, стремление к синтезу нетрадиционных материалов и упразднению внешней декорации. Эффект произведения строился за счет чистоты линий, совершенства пропорций и строгой меры соотношения объемов. В ювелирных украшениях ар деко визуальный эффект также достигается путем игры на контрастах цветов, фактур и величин.

В 1910 г. в Париже прошла премьера балетов С. Дягилева «Жар-птица» и «Шехерезада» с декорациями Л. Бакста. Яркие, чистые, смелые цвета, их ничем не приглушенные, «варварские» сочетания потрясли парижскую публику. Русские и особенно персидские мотивы были заимствованы декоративно-прикладным искусством: восточные ковры и миниатюры представляли собой богатый источник цветовых сочетаний и узоров — растения, цветы, арабески исламского мира перекочевали на броши, эгреты, портсигары и часы.

Другим источником вдохновения для ювелиров служила Индия, у которой они одолжили не только краски ее искусства, но и технику резьбы по драгоценным камням. Образцами для мастеров стали индийские ювелирные изделия ХУЬХУП вв., отличавшиеся наличием очень крупных камней и изобретательными цветовыми вариациями. Луи Картье одним из первых начал производить украшения с вырезанными из драгоценных камней фруктами и цветами, положив начало так называемому стилю «тутти-фрутти» — одному из немногих фигуративных направлений в ювелирном искусстве ар деко.

В 1922 г. в Долине Царей в Египте была обнаружена практически нетронутая гробница фараона Тутанхамона. Это открытие вызвало широкий резонанс по всему миру и повлекло за собой всплеск интереса к древнеегипетской культуре. Среди мотивов, использовавшихся при создании украшений, были пирамиды, обелиски, лотосы, иероглифы, скарабеи, а также стилизованные изображения египетских богов. Крупнейшие ювелирные фирмы производили целые серии украшений на египетские темы. Двухмерность и плоскостность древнеегипетского изобразительного искусства, его чистые локальные цвета так же органично вписались в художественную систему ар деко, как персидские мотивы. Ювелирное искусство обязано Древнему Египту не только сюжетами и стилистическими приемами, но также заимствованными материалами: в украшениях стали вновь использовать лазурит, бирюзу, сердолик, оникс и гематит - из них вырезали подвески, ими инкрустировали броши в виде скарабеев или стилизованных цветков лотоса.

С Дальнего Востока в ювелирное искусство ар деко пришли мотивы иероглифов, драконов, пагод, цветов и китайских маскаронов. Излюбленные материалы китайского и

японского декоративного искусства — перламутр, белый и зеленый нефрит, коралл, жемчуг — заняли почетное место в ювелирных украшениях Франции.

Археологические раскопки в Центральной и Южной Америке привлекли внимание общественности к цивилизации майя и другим доколумбовым культурам — в украшениях нашли отражение характерные для искусства этого региона геометрические мотивы: концентрические квадраты и ступенчатые пирамиды.

Источником примитивизма, занимавшего большое место в изобразительной системе ар деко, было искусство племен Африки, пик увлечения которым пришелся на 1925 г. в связи с триумфом чернокожей танцовщицы Жозефины Бейкер. В ювелирном искусстве африканское влияние выразилось в использовании приглушенных оттенков охры и терракоты, узорах из зигзагов и кругов, а также в скульптурных характеристиках украшений, поскольку искусство африканской архаики ориентировано скорее на пластическую, нежели графическую выразительность предмета. Из обихода племен были заимствованы длинные звенящие серьги, тонкие золотые обручи для рук и ног, широкие тяжелые браслеты и «ошейники», которые девочки из некоторых африканских стран носили для удлинения шеи. Из нетрадиционных для европейского ювелирного искусства материалов в украшениях использовались слоновая кость и эбеновое дерево.

Среди живописных течений на ювелирное искусство большое влияние оказал фовизм, в котором цвет имел первостепенное значение. Фовисты отказались от светотеневой моделировки, перспективы и детализации в пользу ярких контрастирующих цветовых пятен и простых широких линий — приемы, близкие таким ювелирам, как Жанна Буавен и Луи Бушерон.

Кубизм также повлиял на ювелирное искусство. Потеряв в 1920-е гг. актуальность в живописи, он получил новую жизнь в декоративно-прикладном искусстве. Оперировавший подчеркнуто условными геометризованными формами, кубизм больше других течений в живописи стал ассоциироваться с математикой и геометрией, и именно его изобразительный язык как нельзя лучше подходил для воспевания современной жизни, новых технологий и транспортных средств. В области декоративного искусства и ювелирного дела эти характерные черты выразились в специфическом упрощении и геометризации любых форм, использовании в декоре восходящих и нисходящих линий, перекрещивающихся плоскостей и перекрывающих друг друга объемов.

На творчество наиболее радикально настроенных ювелиров в некоторой степени повлиял и футуризм. В 1909 г. поэтом Филиппо Маринетти был опубликован «Манифест футуризма», основные положения которого оказали воздействие на авангардных ювелиров Жана Депре, Раймона Тамплие, Жана Фуке, Поля Брандта и других. В манифесте Маринетти призывал к минимализму и воспевал современную цивилизацию, прогресс, город, скорость и новейшие механизмы. Художникам предлагалось черпать вдохновение в машинах. Этому поспособствовала скоро начавшаяся война, в ходе которой многие художники открыли для себя новую эстетику машинных форм. Одним из таких художников был Фернан Леже, основоположник «тюбизма»3, который после войны отошел от кубизма в сторону большей абстракции. В своих картинах Леже переносил машинную эстетику на природный мир: в изображении человеческих фигур и окружающих их предметов художник использовал предельно обобщенные геометрические формы, больше всего похожие на машинные механизмы. Даже человек стал рассматриваться как некий

Tube (фр.) — труба, тюбик.

конструктор со взаимозаменяемыми деталями. Леже можно назвать одним из предшественников «индустриального» стиля, развитие которого пришлось на вторую половину 1920-х гг. и связано с именами Ле Корбюзье, Вальтера Гропиуса, Мис ван дер Роэ и других.

Ища вдохновения в машинном мире, художники нередко заимствовали его составляющие. Они восхищались ясной гармонией механизмов и стремились перенести эту гармонию в ювелирные украшения. Наиболее прогрессивные молодые художники ощущали этот потенциал и широко его использовали: архитектор Шарлотта Перриан в 1928 г. и художник Жан Дюнан в 1930 г. сделали ожерелья из шарикоподшипников, а ювелир Жан Фуке в начале 1930-х гг. создал два браслета из эбенового дерева, шарико- и роликоподшипников.

Из-за своей цены, уникальности и ограниченной области распространения изделия авангардных ювелиров оставались прерогативой богатых и творческих людей, которые определяли пути развития искусства и новые тенденции в нем. Так как среди этих людей «механистическая» линия ювелирного искусства пользовалась большой популярностью, это не могло не вызвать резонанса среди критиков.

К примеру, Марсель Захар критиковал шарикоподшипники в качестве женских украшений: «Неужели женщины должны носить на себе шарикоподшипники? Честное слово, я протестую <...> Мы еще не празднуем торжество машины над человеком — нам не следует соревноваться с двигателями. Господам Фуке и Тамплие стоит поискать другие источники вдохновения» [6, р. 19]. Ему вторил Роже Нали: «Мы отказываемся мириться с этими чудовищными глыбами, которые нам пытаются навязать, прикрываясь словами о ритме, объеме и синтезе. <...> Грациозные плечи, тонкие шеи и запястья достойны других украшений, нежели гвозди, болты и шурупы, даже если те сделаны из драгоценных металлов...» [3, р. 44].

Такая точка зрения основывалась на страхе перед поглощением машинным миром природного и перед победой механистической линии в искусстве. Тем не менее стилистическая общность ар деко была синтезом множества тенденций и направлений в искусстве и потому удовлетворяла как самым консервативным, так и самым радикальным вкусам.

Большинство авангардных ювелиров были не только художниками, но и теоретиками: выступая в печати, они делились своей верой в прогресс и пытались привлечь на свою сторону тех, чьи художественные принципы еще не сформировались. В 1929 г. ювелир-модернист Жерар Сандоз сделал важное заявление, имевшее отношение не только к ювелирному, но к декоративно-прикладному искусству в целом: «Сегодня ювелирное изделие, вдохновленное современной эстетикой, должно быть простым, строгим и без лишнего декора. Безупречно спроектированное и выполненное украшение стоимостью 200 франков столь же красиво, как безупречное украшение за два миллиона <...> Давайте оставим предрассудки в отношении материалов. Я полагаю, что мы в первую очередь должны заботиться не о них, а о линейных и объемных характеристиках будущего украшения» [4, с. 173].

Объемам уделялось особое внимание. Украшения 1920 - 1930-х гг. всегда заметны на одежде благодаря тщательно продуманной композиции, к которой ювелиры подходили с основательностью живописца. Раймон Тамплие, объясняя свою точку зрения на ювелирное украшение, писал: «Украшение — это такое соотношение объемов и плоскостей, которое создает игру света. Украшение — это прежде всего свет и тень, а не просто блеск <...> Оно должно сразу восприниматься как последовательность объемов и быть заметным отовсюду» [5, р. 15]. Иногда, впрочем, этот призыв воспринимался ювелирами слишком буквально - неслучайно критик Робер де ла Сизеранн иронически называл современные ему кольца «таксомоторами» [2, р. 107].

Особо следует отметить вклад художников-ювелиров в культурную жизнь Франции. В фильме Марселя Лербье «Серебро» Бригитта Хельм демонстрирует украшения Раймона Тамплие, которые сыграли важную роль в привлечении внимания к фильму. Европейские архитекторы, живописцы, графики, скульпторы, кино- и театральные режиссеры участвовали в создании ювелирных произведений искусства. В 1920-е и 1930-е гг. сложно найти художника, который бы не спроектировал подвеску или браслет. В разные годы к ювелирному искусству обращались Ле Корбюзье, Рене Эрбст, Эрик Багг, Жан Ламбер-Рюки, Андре Левей и многие другие. Жан Депре и Раймон Тамплие сотрудничали с ведущими скульпторами, обрамляя миниатюрные скульптурные произведения драгоценным металлом. Многие находки, сделанные авангардными ювелирами Франции, позже были адаптированы к графике, промышленному дизайну и костюму.

В 1929 г. в Соединенных Штатах Америки началось обвальное падение цен акций, что привело к крупному мировому экономическому кризису. Основной функцией ювелирного украшения в 1930-е гг. стала инвестиционная. В годы тяжелого экономического кризиса ювелирное изделие, несмотря на малый размер, стало одним из самых надежных капиталовложений. В связи с этим в украшениях 1930-х гг. драгоценных камней больше, чем в изделиях предыдущего десятилетия. Если в украшениях 1920-х преобладали цветные камни и их яркие контрастные сочетания, то первая половина 1930-х стала временем «белых украшений» из платины и бриллиантов. В декоративных искусствах 1930-х гг. обозначается уход от геометризма и жесткости форм, так как эти качества начинают ассоциироваться с тоталитарным искусством фашистской Германии и СССР. Со второй половины 1930-х гг. все больше мастеров в своих работах стали обращаться к смягченным формам и плавным линиям, а также использовать натуралистические мотивы. Украшения приобретают отчетливые скульптурные характеристики, а в их декор возвращаются волюты, спирали, завитки, банты, стилизованные бутоны.

Подобно тому как в 1920-е гг. на ювелирное искусство повлияли кубизм и фовизм, в украшениях конца 1930-х гг. заметно влияние творчества художников-сюрреалистов. Это влияние распространилось в большей степени на украшения из недрагоценных материалов (bijoux de fantaisie)4. К бижутерии в 1930-е гг. обращались известные модельеры: к примеру, Коко Шанель и Эльза Скьяпарелли. Они дополняли свои коллекции необычными, «оригинальными вещицами» из металла, стразов, пластика, бакелита и стекла, которые имитировали золото, жемчуг и драгоценные камни. Любопытно, что эти украшения создавались для очень состоятельных клиентов, имевших возможность покупать настоящие драгоценности, — то есть бижутерия крупных домов моды не ставила себе задачей стать дешевой версией произведений ювелирного искусства, как это было до Первой мировой войны. Работа с недрагоценными материалами давала дизайнерам и художникам творческую свободу, не ограниченную ответственностью, которую накладывают на мастера высокая стоимость золота и бриллиантов. В бижутерии художники могли реализовать свою тягу к экстравагантности. Эффект театральности и пышности, присущий бижутерии, строился не в последнюю очередь на иллюзорности — одном из ключевых для сюрреалистов понятий. Недрагоценные материалы создавали иллюзию драгоценных; одни фактуры имитировали другие, а внешний облик многих украшений являлся причудливым сплавом стилей разных эпох и, казалось бы, неподходящих друг к другу материалов: перьев, кружев, меха, дерева и тому подобных. Бижутерия таких модельеров, как

4

Буквально: «затейливые украшения, безделушки». В русском языке обозначаются словом «бижутерия».

Шанель, Скьяпарелли, Ланвен создавалась лучшими художниками для богатых людей. Эти украшения 1930-х гг. зачастую несли в себе элемент карнавала, маскарада, гротеска.

В 1937 г., после прихода Народного фронта к власти во Франции, в Париже прошла Международная выставка современных искусств и техники, ставшая для стран-участниц ареной пропаганды своих экономических и политических систем. На выставке стало очевидным, что ар деко уже не могло соперничать с нараставшей в искусстве демонстрацией силы крупнейшими мировыми державами. Начало Второй мировой войны существенно снизило активность крупных ювелирных домов и художников-одиночек.

За два десятилетия во Франции сформировалась стилистическая общность, которая позже будет названа ар деко и на сложение которой повлияло множество факторов: художественные течения, мода, достижения науки и техники, культура азиатских и африканских стран, традиционное народное творчество. Все они были органично усвоены французским искусством, переработаны в соответствии с духом времени и адаптированы к местной традиции. Заимствование мотивов всегда сопровождалось их стилизацией под господствующие в художественной жизни Франции тенденции, и потому эти мотивы с одинаковым успехом использовались в декоративных и изящных искусствах. Ювелирные украшения ар деко всегда узнаваемы и обладают родственными чертами с другими произведениями эпохи: мебелью, посудой, бытовой утварью и так далее. Несмотря на стилистическое единство, внешний вид украшений на протяжении двух десятилетий претерпел различные изменения ввиду как усовершенствования технического аспекта производства, так и художественного влияния, которое оказывали на ювелирное искусство живописцы, скульпторы, архитекторы и графики. Ювелирное искусство ар деко во Франции было полноправным и важным участником всех художественных процессов.

Литература

1. Lenfant J. Bijouterie-Joaillerie. Encyclopédie contemporaine des métiers d'art. - Paris: Dessain et Tolra, 1979. - 286 p.

2. Mouillefarine P. Art Deco Jewelry. Modernist Masterworks and their Makers. - London: "ftames & Hudson, 2009. - 255 p.

3. Nalys R. Le Bijou compagnon de la grace feminine // L'Officiel. - 1929. - Juin. - P. 44-45.

4. Raulet S. Art Deco Jewelry. - New York: Rizzoli, 1985. - 344 p.

5. Templier R. L'art de notre temps // Revue de la Chambre syndicale de la bijouterie, joaillerie, orfevrerie de Paris. -1928. - Avril. - P. 15.

6. Zahar M. A l'Exposition de l'Union des artistes modernes // Art et Industrie. - 1932. - Mars. - P. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.