Научная статья на тему 'ЯДЕРНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ США'

ЯДЕРНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
202
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ / ЯДЕРНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сухорутченко Вадим Васильевич, Крейдин Сергей Викторович

Рассмотрены меры парирования противоракетной обороны (ПРО) США для обеспечения невозможности блокирования ответных действий отечественных стратегических ядерных сил (СЯС) в операциях с привлечением ядерных и неядерных средств и систем стратегической обороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NUCLEAR DETERRENCE UNDER CONDITIONS OF EXPANDING US GLOBAL SYSTEM OF MISSILE DEFENSE

The paper examines measures of parrying US missile defense (MD) to rule out blocking response by domestic strategic nuclear forces (SNF) in operations involving nuclear and conventional assets and systems of strategic defense.

Текст научной работы на тему «ЯДЕРНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ США»

Ядерное сдерживание в условиях

развития глобальной системы противоракетной обороны США

Полковник в отставке В.В. СУХОРУТЧЕНКО, доктор технических наук

Полковник запаса С.В. КРЕЙДИН, доктор технических наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассмотрены меры парирования противоракетной обороны (ПРО) США для обеспечения невозможности блокирования ответных действий отечественных стратегических ядерных сил (СЯС) в операциях с привлечением ядерных и неядерных средств и систем стратегической обороны.

The paper examines measures of parrying US missile defense (MD) to rule out blocking response by domestic strategic nuclear forces (SNF) in operations involving nuclear and conventional assets and systems of strategic defense.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Национальная безопасность, противоракетная оборона, стратегические ядерные силы, ядерное сдерживание.

National security, missile defense, strategic nuclear forces, nuclear deterrence.

СИСТЕМНЫЕ исследования в области ядерного сдерживания являются непреходяще актуальными. Среди научных достижений в данном направлении следует отметить обобщающий военно-теоретический труд коллектива авторов, который «стал самым передовым достижением военно-научной мысли, внес значительный вклад в развитие военной науки и укрепление обороноспособности государства, эффективное решение проблем национальной безопасности России»1 и был удостоен Государственной премии Российской Федерации имени Г.К. Жукова.

На современном этапе ядерное сдерживание рассматривается как элемент общей системы стратегического сдерживания, представляющей собой комплекс мероприятий в политической, экономической, военной сферах, направленных на внушение противоборствующей стороне невозможности достижения ею военно-политических целей сред-

ствами вооруженной борьбы из-за неприемлемых для нее последствий в результате ответных действий2. Важное место в проблематике ядерного и стратегического сдерживания занимает вопрос системной взаимосвязи стратегических наступательных вооружений и систем стратегической обороны, в том числе противоракетной.

Дискуссии по противоракетной обороне как фактору ядерного сдерживания начались еще при подготовке первых договоров в области стратегических наступательных вооружений (СНВ) и оборонительных систем. В 1972 году СССР и США при подписании Договора СНВ-1 и Договора по ПРО пришли к пониманию необходимости пакетного ограничения как СНВ, так и систем стратегической обороны. В бессрочном договоре по ПРО зафиксированы обязательства сторон отказаться от разработки, испытания и развертывания систем или компонентов ПРО всех видов базирования для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами, а также не создавать системы ПРО на территории страны.

Несмотря на принятые противоракетные обязательства, США не отказались от вынашивания планов стратегического доминирования, в том числе за счет снятия противоракетных ограничений. Еще до выхода из Договора по ПРО США пытались разработать проект «Звездные войны» по созданию полномасштабной системы глобальной обороны с элементами космического базирования. Этот проект не был реализован как по причине недостаточного уровня развития новейших технологий, так и по причине возможного парирования полномасштабной ПРО асимметричными мерами.

Под предлогом необходимости нейтрализации угроз распространения оружия массового поражения президент Клинтон подписал Закон «О национальной противоракетной обороне», предусматривающий развертывание системы ПРО США по мере технологической готовности. В конце 2001 года США приняли решение о выходе из бессрочного договора по ПРО. В 2002 году это решение обрело международно-правовую силу и США приступили к ре-

ализации новых противоракетных программ.

В оценках влияния противоракетной обороны США на эффективность отечественных и зарубежных механизмов стратегического сдерживания представляется целесообразным рассматривать ПРО как многоцелевую систему, оказывающую разноплановое влияние на военно-политическую и стратегическую обстановку. В соответствии с декларативной политикой США создаваемый ими противоракетный «зонтик» призван стать важным силовым рычагом в механизме нераспространения оружия массового поражения и ракетных технологий, способствующим нейтрализации угроз террористических и несанкционированных ударов с использованием баллистических ракет и оружия массового поражения. В оперативно-стратегическом отношении глобальная система ПРО США является не чем иным, как инструментом поддержания военного превосходства над недружественными странами, находящимися на пороге возможного создания ракетных средств, способных угрожать США. Подтверждением тому может служить решение Пентагона о централизации управления как стратегическими наступательными силами, так и силами и средствами глобальной системы ПРО под централизованной эгидой объединенного стратегического командования. В сущности, ресурсы ПРО здесь выступают в качестве вторых эшелонов наступательных противоракетных операций, реализующих концепцию молниеносных (мгновенных или быстрых) глобальных ударов.

Развитие глобальной системы ПРО США обусловило необходимость реализации эффективных мер ее парирования. Созданный в России задел по мерам противодействия ПРО имеет исключительно важное

значение, оказывая непосредственное влияние не только на решение задач ядерного и стратегического сдерживания в целом, но и на рациональную архитектуру перспективной системы ПРО США и ее масштабы. Именно эффективные меры противодействия являются основным силовым регулятором, принуждающим глобальную систему ПРО США оставаться системой обороны с ограниченными боевыми возможностями. Поэтому чрезвычайно важно и актуально поддерживать и наращивать задел по комплексу мер противодействия ПРО США. Иными словами, важнейшей задачей военно-технической политики Российской Федерации является удержание планов США по созданию системы ПРО в лимитированных рамках при опоре на эффективный потенциал мер противодействия ПРО и ограничение роли и места системы противоракетной обороны функциями блокирования ракетно-ядерных угроз третьих стран.

Вопрос о влиянии ПРО США на эффективность отечественных инструментов ядерного сдерживания, таких как ответный, ответно-встречный и упреждающий удары, заслуживает отдельного рассмотрения. В этой связи следует заметить, что создание системы стратегической обороны, способной нейтрализовать ответные действия наших ядерных сил, в определенной мере противоречит интересам национальной безопасности самих Соединенных Штатов. Это связано с тем, что кризисные ситуации обострения отношений между США и РФ становятся неустойчивыми, объективно стимулирующими обе стороны к опережающим действиям. В итоге любой российско-американский кризис грозил бы поставить мир на весьма шаткую грань ядерной войны. Вряд ли механизмы, несущие опасность таких последствий, могут

претендовать на роль рациональных инструментов защиты национальных интересов Соединенных Штатов.

Таким образом, ориентация глобальной системы ПРО США на срыв ответного удара наших ядерных сил, вообще говоря, лишена стратегической рациональности. Чтобы быть стратегически целесообразной, система ПРО должна блокировать не только и не столько ответные действия, сколько упреждающие удары противника. Это вполне достижимо по отношению к членам ядерного клуба, чьи ракетные арсеналы незначительны, поэтому могли бы быть эффективно блокированы системой противоракетной обороны с ограниченными боевыми возможностями. Такая система способствовала бы устранению принципиальной кризисной нестабильности вероятных ситуаций конфронтации США со странами третьего мира и международными террористами, имеющими объективную мотивацию к применению оружия массового поражения первыми в ответ на акции военной эскалации внешнего военно-политического давления. Блокирование же ракетно-ядерного потенциала Российской Федерации является куда более масштабной задачей, возможность эффективного решения которой вызывает большие сомнения.

Если предположить, что глобальная система ПРО США действительно направлена против третьих стран, то нельзя не принимать во внимание ее негативное влияние на российско-американский стратегический баланс. Не блокируя в полной мере наши ответные действия, ПРО США отчасти снижает их эффективность, что обусловливает необходимость принятия соответствующего комплекса компенсационных мер.

Важным обстоятельством является также то, что потенциальная реализуемость широкого спектра

наших мер противодействия ПРО будет влиять на решения США по архитектуре стратегической обороны и режимам ее функционирования. Поэтому создание задела по широкому спектру мер противодействия ПРО США должно, по нашему убеждению, носить опережающий характер. При этом комплекс таких мер должен быть направлен как на компенсацию возможного снижения эффективности ответных действий наших ядерных сил в условиях продолжающегося развертывания глобальной системы ПРО США, так и на сдерживание возможной ее стратегической ориентации на блокирование ядерных инструментов обеспечения военной безопасности России и ее союзников.

Наибольшую потенциальную опасность представляют средства ПРО США, способные осуществить перехват баллистических ракет на восходящем участке траектории их полета, а также на участке разведения элементов их боевого оснащения. В первую очередь это существующие и перспективные средства морского эшелона системы ПРО США, а также различные средства реализации концепций построения ее авиационного и космического эшелонов. Наиболее эффективной мерой противодействия передовым эшелонам ПРО США является недопущение попадания стартов средств наших СЯС в зоны их перехвата.

Необходимым условием для этого является воспрещение стратегического господства противника в воздушно-космической сфере и на море, что является одной из главных задач ВС РФ, решаемых с опорой как на ядерное оружие, так и на новейшие образцы высокоэффективных неядерных средств, включая гиперзвуковые и противоспутниковые. Обеспечение решения этой общей задачи создает необходимые оперативные

предпосылки и для решения частной задачи по блокированию эффективных действий передовых средств глобальной системы ПРО США.

В настоящее время США воздерживаются от развертывания перехватчиков космического базирования. Не в последнюю очередь это обусловлено возможностью реализации наших эффективных мер парирования, таких как:

• снижение заметности баллистических ракет в полете, сокращение высоты и длительности активного участка траектории их полета;

• противодействие средствам оптико-электронной разведки и функциональное поражение оптико-электронных средств космического эшелона ПРО;

• придание элементам боевого оснащения баллистических ракет стратегического назначения возможностей противоракетного, в том числе космического, маневрирования;

• применение противоспутниковых средств для поражения космических аппаратов информационного обеспечения ПРО и др.

Невысокие уровни прогнозируемой эффективности систем космического перехвата баллистических целей с учетом возможных мер противодействия сдерживают реализацию решения по наращиванию космического сегмента глобальной системы ПРО США боевыми платформами с ракетным оружием на новых физических принципах.

При воспрещении раннего перехвата средств СЯС их основные потери в процессе преодоления глобальной системы ПРО США будут обусловлены действиями территориальных, зональных и объектовых противоракетных комплексов. Основная проблема организации эффективного перехвата баллистических целей противоракетами дальнего действия на внеатмосферном

участке связана с селекцией боевых блоков на фоне многочисленных ложных целей. Это обусловливает невысокую эффективность дальнего перехвата. По этой причине США не форсируют развитие территориального эшелона ПРО, состав которого ограничен несколькими десятками противоракет дальнего действия. Более высокими возможностями по организации перехвата обладают противоракетные комплексы зонально-объектовой обороны военно-промышленных агломераций и наиболее важных стратегических объектов.

Теоретически возможны различные стратегии построения стратегической обороны США средствами глобальной системы ПРО, в том числе:

• равнопрочное прикрытие наиболее важных стратегических объектов;

• перенасыщенная выборочная оборона заданной совокупности важнейших объектов.

Равнопрочная оборона позволяет минимизировать интегральный ущерб военно-экономическому потенциалу США. Стратегия перенасыщенной обороны направлена на создание таких условий, в которых планирование ударов по отдельным наиболее значимым объектам на территории США становилось бы нецелесообразным. При этом повышенные шансы выживания избранных территорий, при реализации стратегии их перенасыщенной обороны, обеспечиваются ценой более высокого интегрального ущерба военно-экономическому потенциалу в целом.

В условиях неопределенности о фактическом выборе стратегии обороны в кризисных условиях при заблаговременном планировании ответных действий СЯС представляется целесообразным ориентироваться на гипотезу равнопрочной обороны. Вместе с тем внесение оперативных уточнений, учитывающих

В оперативно-стратегическом отношении глобальная система ПРО США является не чем иным, как инструментом поддержания военного превосходства над недружественными странами,

находящимися на пороге возможного создания ракетных средств, способных угрожать США.

фактическое распределение противоракетных ресурсов США, в заблаговременно разработанный план позволяет повысить эффективность наших ответных действий в интересах решения задач стратегического сдерживания.

Меры парирования глобальной системы ПРО США не ограничиваются оснащением носителей СЯС средствами ее преодоления. Важное значение имеют также меры, направленные на обеспечение живучести носителей СЯС, в том числе по линии собственной противоракетной обороны. Не менее важным является вопрос устойчивости и эффективности управления ядерными силами в чрезвычайных условиях. В этом также значима роль отечественной системы противоракетной обороны, важнейшей задачей которой является оборона объектов высшего звена управления, в том числе стратегическими ядерными силами.

Основы стратегической стабильности и поныне остаются незыблемыми, невзирая на выход США из ряда международных договоров, таких как: по ПРО 1972 года; по ракетам средней и меньшей дальности; по открытому небу.

Ядерное сдерживание обеспечивается группировками ядерных сил, способными к эффективным ответным действиям, которые должны отрезвить любого агрессора. Исторически поиск взаимоприемлемых дого-

Именно эффективные меры противодействия являются основным силовым регулятором, принуждающим глобальную систему ПРО США оставаться системой обороны с ограниченными боевыми возможностями. Поэтому чрезвычайно важно и актуально поддерживать и наращивать

задел по комплексу мер противодействия ПРО США.

воренностей в сфере стратегических наступательных и оборонительных вооружений по своей сути всегда был направлен на устранение возможной реализации помыслов о безнаказанности крупномасштабной вооруженной агрессии вообще и упреждающих стратегических ударов, в том числе ядерных, в частности.

Выйдя из ряда международных договоров в области контроля вооружений, США ступили на опасный путь материализации амбиций глобального военного лидера. Не отрицая имеющихся российско-американских противоречий, нельзя не видеть наличия общей российско-американской цели не допустить их ядерной эскалации. В очередной раз это подтверждено президентами России и США в совместном заявлении, принятом 16 июня 2021 года. В нем подчеркивается: «Сегодня мы подтверждаем приверженность принципу, согласно которому в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана».

В возобновившемся диалоге между Российской Федерацией и США

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Премия великого полководца // Красная звезда. 2004. 21мая.

весьма актуальным является вопрос взаимосвязи стратегических наступательных и оборонительных вооружений. Наша позиция заключается в том, что Россия будет предпринимать необходимые меры по поддержанию эффективности ответных действий ядерных сил. Ничто, в том числе глобальная система ПРО США, не сумеет воспрепятствовать решению этой ключевой задачи стратегического сдерживания внешней агрессии. По нашему мнению, США более выгодны условия, в которых негативное влияние глобальной системы ПРО США на российско-американский стратегический баланс было бы сведено к минимуму. Поэтому в ходе переговорного процесса российская сторона могла бы выступить с инициативами договорного признания положения о ненаправленности глобальной системы ПРО США против Российской Федерации и запрете развертывания мобильных средств ПРО, в том числе морского базирования, в некоторой совокупности оговоренных и зафиксированных районов. В сущности, речь идет о «красных линиях» в части ПРО.

Таким образом, наличие единой общей цели стратегического сдерживания глобальной войны и ядерной эскалации конфликтных ситуаций в современном мире обусловливает целесообразность поиска взаимоприемлемых решений в области стратегических наступательных и оборонительных вооружений, в том числе по вопросу минимизации негативного влияния глобальной системы ПРО США на эффективность ответных действий отечественных СЯС.

2 Кокошин А., Есин В., Шляхтуров А. Стратегическое сдерживание в политике нацбезопасности РФ // Независимое военное обозрение. 2021. № 39 (1162). 15—21 октября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.