Научная статья на тему 'ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СДЕРЖИВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СДЕРЖИВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
227
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СДЕРЖИВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ / НЕПРИЕМЛЕМЫЙ УЩЕРБ / ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА / ГЛОБАЛЬНЫЙ МГНОВЕННЫЙ УДАР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кумакшев Михаил Никитович, Кравцов Александр Владимирович

Рассмотрены основные угрозы нанесения ракетно-ядерного удара по территории Российской Федерации, сущность стратегического сдерживания потенциального противника и пути его обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTIMISSILE DEFENSE AS AN ELEMENT IN THE STRATEGIC DETERRENCE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The paper examines the principal threats of a missile attack on the territory of the Russian Federation, the essence of strategic deterrence of a potential adversary and ways of ensuring the latter.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СДЕРЖИВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Противоракетная оборона как составляющая системы стратегического сдерживания Российской Федерации

Полковник в отставке М.Н. КУМАКШЕВ, доктор технических наук

Майор запаса А.В. КРАВЦОВ

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Рассмотрены основные угрозы нанесения ракетно-ядерного удара по территории Российской Федерации, сущность стратегического сдерживания потенциального противника и пути его обеспечения.

Стратегическое сдерживание, стратегические оборонительные системы, стратегические ядерные силы, неприемлемый ущерб, противоракетная оборона, глобальный мгновенный удар.

The paper examines the principal threats of a missile attack on the territory of the Russian Federation, the essence of strategic deterrence of a potential adversary and ways of ensuring the latter.

KEYWORDS

Strategic deterrence, strategic defensive systems, strategic nuclear forces, unacceptable damage, missile defense, prompt global strike.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

США в XXI веке продолжают развивать теорию военного превосходства и присутствия в различных районах мира в целях навязывания своей воли и становления «нового мирового порядка».

«Стратегия национальной безопасности США» 2018 года определила в качестве основных противников ее интересов и безопасности Россию и Китай. «Промежуточная стратегия национальной безопасности США», разработанная в 2021 году, декларирует возрождение диалога с Россией и Китаем по современным военным технологиям, влияющим на стратегическую стабильность, а также сокращение роли ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности США. Однако в США активно продолжаются работы по модернизации боевых блоков (ББ) межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), начаты работы по созданию высокоточных баллистических ракет средней дальности (БРСД) и крылатых гиперзвуковых ракет.

Анализ развития данных средств воздушно-космического нападения (СВКН) показывает, что в настоящее время наибольшую угрозу для безопасности Российской Федерации представляет их применение в быстром (мгновенном) глобальном ударе по высшим звеньям управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации (ВС РФ) в первую очередь по объектам управления стратегическими ядерными силами (СЯС) в целях недопущения ответно-встречного (ответного) ядерного удара.

Глобальный мгновенный удар (Prompt Global Strike, PGS) — стратегическая концепция армии США, целью которой является поддержание американских интересов в глобальном масштабе. PGS включает комплексы вооружений: МБР и БРСД шахтного и морского базирования, гиперзвуковое оружие воздушного, наземного, морского и космического базирования, а также высокоточные крылатые ракеты (КР) воздушного и морского базирования.

Стратегическое сдерживание — это комплекс взаимосвязанных политических, дипломатических, информационных, экономических, военных и других мер, направленных на сдерживание, снижение и предотвращение угроз и агрессивных действий со стороны какого-либо государства (коалиции государств) путем применения ответных мер, повышающих опасение противоположной стороны, или адекватной угрозой неприемлемых для нее последствий в результате ответных действий1.

Главной целью политики Российской Федерации в области стратегического сдерживания является недопущение любого вида агрессии против России и ее союзников, а в случае ее осуществления — гарантированная защита суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных национальных интересов Российского государства и его союзников. При этом ВС РФ являются не только политическим средством сдерживания, но и эффективным средством решительного разгрома вооруженных сил агрессора. Следовательно, стратегическое сдерживание осуществляется в целях: в мирное время — недопущения силового давления и агрессии против России и ее союзников; в военное время — деэскалации агрессии и прекращения военных действий на приемлемых для России условиях2.

В основе стратегического сдерживания лежат боевые возможности ВС РФ по нанесению любому агрессору ущерба, несоизмеримого с поставленными им военно-политическими и экономическими целями войны — так называемого сдерживающего ущерба. Его верхней границей является «неприемлемый» ущерб — уровень поражения вооруженных сил, военно-промышленных объектов, систем государственного и военного управления, при котором государство теряет возмож-

ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СДЕРЖИВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ность продолжать войну или лишается политических и экономических мотивов ее дальнейшего ведения3'4'5.

Основу сдерживания на глобальном уровне составляет понимание вероятным противником угрозы получения неприемлемого ущерба в результате массированного применения стратегического ядерного оружия в ответно-встречном (ответном) ударе.

Системами, обеспечивающими своевременное применение стратегических ядерных сил, являются стратегические оборонительные системы воздушно-космической обороны (ВКО): предупреждения о ракетном нападении (СПРН), противоракетной обороны (СПРО), контроля космического пространства (СККП) и система противодействия космическим средствам (СПКС).

Данные системы изначально создавались как глубокоинтегрированные, совместно решающие задачи по обнаружению удара баллистическими ракетами по территории России, оповещению высших звеньев управления государством и Вооруженными Силами, обороне важнейших государственных и военных объектов в Московском промышленном районе от удара баллистическими ракетами, подавлению (поражению) космических средств (систем) разведки вероятного противника, а также контролю космического пространства.

В 2016 году по границе России было создано сплошное радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении, что сделало практически невозможным нанесение безответного массированного ракетно-ядерного удара по объектам государственного и военного управления Российской Федерации в целях их уничтожения и подавления систем государственного и военного управления.

Однако после выхода США и Российской Федерации из договора

о ликвидации ракет средней и меньшей дальности США возобновили разработку данного типа вооружений и начали прорабатывать возможность размещения данных средств нападения в Европе и на кораблях ВМС. Угроза нанесения ракетно-ядерных ударов баллистическими ракетами подводных лодок из районов Северного и Норвежского морей и баллистическими ракетами средней дальности с позиций ПРО США в Европе и корабельных установок системы «Иджис» из акваторий Средиземного и Балтийского морей в первую очередь характеризуется малым подлетным временем, что значительно сокращает время для принятия решения на нанесение ответно-встречного (ответного) ракетно-ядерного удара стратегическими ядерными силами России.

В связи с этим в системе стратегического сдерживания значительно повышается роль СПРО г. Москвы, заключающаяся в обеспечении живучести командных пунктов высших звеньев государственного и военного управлении в течение времени, необходимого для принятия решения, ввода и пере-

В основе стратегического сдерживания лежат боевые возможности ВС РФ по нанесению любому агрессору ущерба, несоизмеримого

с поставленными им военно-политическими и экономическими целями войны — уровня поражения вооруженных сил, военно-промышленных объектов, систем государственного

и военного управления, при котором государство теряет возможность продолжать войну.

дачи по каналам боевого управления приказов на ответное применение стратегических ядерных сил.

Система ПРО функционирует полностью в автоматическом режиме, включая обнаружение баллистических целей как самостоятельно, так и по целеуказаниям системы ПРН, выделение боевых блоков ракет на фоне тяжелых и легких ложных целей, активных и пассивных помех, а также при использовании противником других средств и способов преодоления ПРО, перехват и уничтожение боевых блоков баллистических ракет.

Решение о создании системы противоракетной обороны Москвы было принято в конце 1959 года. Для решения задач обнаружения баллистических ракет и целеуказания средствам перехвата предусматривалось поэтапное создание кругового радиолокационного поля дежурных РЛС большой дальности действия (на первом этапе — одной двухсекторной РЛС с ориентацией секторов по азимуту в северном и южном направлениях). В качестве базовой станции выбрали РЛС «Ду-най-3» (рис. 1).

Рис. 1. РЛС «Дунай-3»

Для перехвата целей предусматривалось создание восьми стрельбовых комплексов на базе апробированных в экспериментальной системе радиолокаторов точного наведения с зеркальными антеннами и механическим управлением положением луча.

Система включала стартовые позиции с противоракетами, базы их хранения и заправки, командно-вычислительный пункт системы для автоматической реализации всех операций ее боевого цикла, широкополосную систему передачи данных для внутрисистемного обмена информацией, которая дополнялась внешней системой передачи данных для получения информации от вышестоящего командования и обмена данными с внешними источниками.

Разработанный проект системы ПРО г. Москвы А-35 был принят к реа-

лизации, и на его основе развернулись практические работы. Создание системы потребовало большого объема капитального строительства ее объектов и инфраструктуры в Подмосковье, разработки и изготовления технологических средств, монтажа и настройки аппаратуры, настройки системы и, наконец, ее комплексных испытаний с предварительными автономными испытаниями отдельных средств.

В 1960—1977 годах была разработана и испытана двухступенчатая противоракета А-350 со специальной боевой частью. 10 июня 1971 года А-350 приняли в опытную эксплуатацию, а через 6 лет система ПРО А-35 окончательно была принята на вооружение отдельного корпуса, которым командовал генерал-майор Н.И. Родионов. На боевое дежурство систему поставили в 1978 году (рис. 2, 3).

ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СДЕРЖИВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рис. 2. Установщик с макетом противоракеты А-350 в транспортно-пусковом контейнере

После оснащения межконтинентальных баллистических ракет США разделяющимися головными частями, несущими от 3 до 14 боевых блоков индивидуального наведения с комплектом средств преодоления ПРО, перед системой ПРО страны встали новые задачи. Для проработки программы дальнейшего ее развития была создана экспертная группа специалистов, которая под руководством А.Г. Басистова выполнила поставленную задачу.

Для реализации новых концептуальных решений и проведения единой научно-технической политики было создано первое в стране Центральное научно-производственное объединение (ЦНПО) «Вымпел», ставшее примером для последующего массового перевода предприятий науки и производства на организационные формы НПО. Научно-техническим руководителем работ по проблемам ПРО и генеральным конструктором нового поколения системы ПРО г. Москвы и Московского района стал А.Г. Басистов (рис. 4).

После принятия на вооружение головного комплекса А-35 были развернуты работы по его модернизации. Без изменения состава технических средств системы проект предусма-

Рис. 3. Противоракета А-350 на пусковой установке

тривал глубокую ее алгоритмическую модернизацию для обеспечения возможности поражения сложных баллистических целей (СБЦ) и двустороннего информационного взаимодействия с СПРН. Предложенная проектом модификация системы получила наименование А-35М.

Рис. 4. Генеральный конструктор системы ПРО А.Г. Басистов

В ее составе было закончено создание центрального радиолокационного поля в составе двух РЛС «Дунай-3» и двух РЛС «Дунай-ЗУ», восьми стрель-бовых комплексов «Алдан» и «Енисей» с противоракетами А-350 и другой инфраструктуры. В 1978 году после успешного завершения испытаний система была поставлена на боевое дежурство. За выдающиеся достижения главному конструктору системы А-35М И.Д. Омельченко было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В настоящее время система ПРО Москвы А-135 принята на вооружение и обладает более высокими характеристиками по перехвату сложных баллистических целей, включающих: станции активных помех, дипольные отражатели, ложные цели, надувные цели и др. Достижение таких характеристик стало следствием применения новых технологических и конструкторских подходов и реализации внедрения алгоритмов селекции боевых блоков6.

Иллюзии по достижению безусловного поражения территории России путем применения ракетно-ядерного удара могут быть разрушены только лишь пониманием вероятными противниками того, что на пути достижения их цели стоит высокоэффективная система противоракетной обороны.

В дальнейшем роль ПРО как элемента системы стратегического сдерживания, обеспечивающего живучесть командных пунктов высших звеньев государственного и военного управления в течение времени, необходимого Верховному Главнокомандующему для принятия решения о нанесении ответного ракетно-ядерного удара, будет только возрастать.

Основным направлением дальнейшего развития ПРО РФ является создание эшелонированной системы, обеспечивающей прикрытие не только объектов высших звеньев управления, но и позиционных районов СЯС.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Хряпин А.Л., Афанасьев В.А. Концептуальные основы стратегического сдерживания // Военная Мысль. 2005. № 1. С. 8—12.

2 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

3 Война и мир в терминах и определениях / под ред. Д.О. Рогозина. М.: ИД «ПоРог», 2004. 623 с.

4 Хряпин А.Л., Евсюков А.В. Роль новых систем стратегических вооружений в обеспечении стратегического сдерживания // Военная Мысль. 2020. № 12. С. 26—30.

5 Аксёнов О.Ю., Третьяков Ю.Н. Россия и США: концептуальные подходы к ядерному сдерживанию // Военная Мысль. 2020. № 9. С. 18—27.

6 Аксёнов О.Ю., Анцупов О.И. и др. Системы ракетно-космической обороны. Т. 1. М.: АО «ИД «Аргументы недели», 2020. 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.